Переход к основной части. В помощь выпускникам

Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы в написании сочинения в виде рассуждения.

Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.

Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль .

Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

Шаг первый . Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.

Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:

  • тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
  • аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли);
  • вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).

Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.

Пример . Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис .

При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

Основная часть: аргументы, содержание аргументов

Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.

Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события . В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение , но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.

Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»

Пример . Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше ». Почему?

  • Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент . Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.

Аргументом может служить и личный опыт , но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

Шаг второй . Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный» .

Вывод

Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.

Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.

Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

(переходов от одной части к другой)

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

1. Риторический

вопрос

Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора

«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»

«Как поступает наш герой?»

«Может писатель не прав?»

связь

«Рассмотрим теперь…»

«Проанализируем этот рассказ…»

«Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-

соединение

Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

«Это качество проявляется также в том…»

«Следующая черта, которую необходимо отметить…»

«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

4. Переход- противопоставление

Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…

«Совсем иные взгляды свойственны…»

«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»

«Другие методы использует Толстой»

5. Внутренняя связь

Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла

«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.

Герою романа Н.Островского

пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Разделы: Русский язык

Класс: 11

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

Этот текст (статья) о …

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему .

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована
  • проанализирована

Возможные проблемы:

  • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
  • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
  • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
  • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
  • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
  • Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
  • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
  • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
  • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
  • Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему .

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны: Проблема может быть:

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

Проблема может заставить читателя:

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

  • Это позволяет увидеть, что интересует автора.
  • Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
  • Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части.
  • Рассуждений по поводу всех проблем текста.
  • Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема»
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

Клише:

  • Автор считает, что… Автор утверждает, что…
  • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
  • Решая проблему, автор приходит к выводу: …
  • … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
  • … – это высказывание точно отражает мысль автора.
  • Позиция автора очевидна:…

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:

  • тезис
  • аргументация
  • вывод
  • аргументация

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.

Однако его мысль о … вызывает сомнение

Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)

Мое мнение подтверждает и такой факт…

Шаблоны:

  • С удовольствием прочитал…
  • Нельзя остаться равнодушным…
  • К сожалению…
  • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
  • Автор убедительно доказывает, что…
  • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
  • Автор справедливо отмечает, что…
  • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
  • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
  • Во-первых,…
  • Во-вторых,…
  • Таким образом,

Аргументы должны быть точными.

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

С помощью словосочетаний:

  • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
  • Достаточно привести такой пример…
  • Это можно доказать следующим образом..
  • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
  • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
  • В этом легко убедиться, обратившись к…

С помощью вводных слов и словосочетаний:

  • Например,… Допустим…
  • По свидетельству кого-либо,… Предположим…
  • Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

С помощью союзов и придаточной части:

  • Так как…
  • Потому что…
  • Оттого что…
  • Благодаря тому что…
  • В связи с тем что…

6. Как заканчивать сочинение?

  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

7. Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

  1. Вступление.
  2. Проблемы, над которыми размышляет автор.

Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…


1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.


8) В тексте доказывается мысль о том, что...

9) Основная мысль текста заключается в том, что...


1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.


- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

- из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...

- из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.

1. Вступление (2-3 предложения). Во вступлении должен прозвучать К1(1 б.) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2. Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 (2 б.)– комментарий проблемы. Для этого еще раз прочти текст и четко изложи мнение автора по данной проблеме. Найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая над данной проблемой, автор – это ты раскроешь уже К3 (1 б.)– позицию автора.

3. Продолжение основной части: б) далее надо отработать К4 (3 б)– изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты.

1 аргумент – из художественной, научной или публицистической литературы,

2 аргумент - из жизненного опыта – то, что видел, слышал по телевизору, в фильмах, в Интернете, по радио, от солидных или уважаемых тобой людей. Это могут быть реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения. Свои собственные наблюдения и выводы. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях). Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость (этом случае не просто приводите пословицу, ведь это еще не аргумент, а раскрываете, комментируете её, объясняете её связь с тезисом). Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, например, истории, права, обществознания.

4. Заключение. Сделай вывод в 1-2 предложениях.

Обрати внимание: если неправильно сформулируешь проблему, то по критериям К1-К4 получишь 0 баллов, т.е потеряешь 7 баллов из возможных 23.

При этом будут еще учитываться К5 (2 б.) – смысловая цельность и последовательность,

К6 (2 б.) – точность и выразительность речи,

К7 (3 б.) – при одной негрубой орфографической ошибке,

К8 (3 б.) – при одной негрубой пунктуационной ошибке,

К9 (2 б.) – при отсутствии грамматических ошибок,

К10 (2б.) – при 1 речевой ошибке

К11 (1б.) – при отсутствии этических ошибок,

К12 (1 б.) – при отсутствии фактических ошибок в фоновом материале.

Всего можно набрать за сочинение 23 балла.

Шаблон.

1. Вступление + проблема

(ФИО автора) ставит в своем тексте очень важную проблему – проблему…
или Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …
или Что такое … ? …….? Именно об этом размышляет (Ф.И. автора) в своем тексте.

или В тексте, предложенном для анализа, автор (или Ф.И.автора) рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание он уделяет проблеме….
или Пишете ключевое слово проблемы (именительный темы). Ставите многоточие. Пишите ассоциации, связанные с этим словом. «Именно этой проблеме …»

или Пишете 2-3 назывных распространенных предложения, которые бы рисовали картину по проблеме. Заявляю проблему.

или Текст, лежащий передо мною, я назвал бы «…», потому что проблема, поднятая (ФИО автора в Т. падеже), посвящена……..

Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Разделяет мнение …

Отстаивает что?

Доказывает что?

Убеждает кого в чем?

Призывает к….

Открыто заявляет о своей гражданской позиции…

3. Собственное мнение

Я согласен с … (в том, что…). Во-первых, потому что … Во-вторых,…
или Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

или В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.

или В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Для ввода примеров можно использовать:

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера…

Сравним…

Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

4. Краткий вывод.

Эта история заставила меня задуматься о таких (вечных) вопросах, как…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что….