По Ф.Вигдоровой. Страх и трусость в будничной (повседневной) жизни

Как писать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку?

Скачать материал

Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста (открыть) , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.

Что требуется знать:

Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку:

I. Тезис. Введение в проблему
II. Формулировка проблемы + комментарий + 2 примера из прочитанного текста
III. Отражение позиции автора
IV. Отражение собственной позиции
V. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы)
VI. Аргумент 2 (из жизненного опыта)
VII. Вывод, соотносящийся с тезисом.
Скачать шаблон

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

Тезис. Введение

Многие писатели не раз обращали внимание на проблему... Одним из таких был Е.Носов, автор предложенного для анализа текста. (или)

Не каждый из нас задумывался о вопросах..., однако об этом написано немало литературы. Одним из писателей, обращавших наше внимание на... был Е.Носов (подводим к тексту)

Проблема

В предложенном для анализа текста автор (Е.Носов/ писатель/ произаик) поднимает проблему... (краткая формулировка проблемы). Она заключается в том, что... (комментарий проблемы). Это находит подтверждение в тексте (два примера из текста). Например, в предложении № ... автор говорит о том, что... А предложения с... по... иллюстрируют нам...

Авторская позиция заключается в том что... (или)
Автор (Е.Носов/ писатель/ прозаик) считает, что... (или)
Позиция автора прямо не сформулирована, однако она проявляется в его оценке действий (какого-либо персонажа)
Позиция автора выражена словами: "
Цитата из текста... " Он считает, что... (комменатарий, формулирующий проблему своими словами).

Собственная позиция

Я согласен с мнением автора и считаю, что... (или)
Я разделяю мнение автора лишь частично (нужно объяснить, в чем согласны, а в чем нет) . Мне близка его позиция в отношении..., но я не могу согласиться с ним в том, что...
Я не разделяю мнение автора, так как считаю, что
(должен быть железный аргумент , ибо Вы вряд ли известный русский писатель)

Аргумент 1

Делаем логическую подводку к аргументу(ам) из литературы: Данная проблема отражена и в других произведениях русской литературы. В частности, к ней обращался... в своем рассказе (романе и т.п.) "..." (или)
Кроме Е.Носова, проблему... затрагивал Имя Фамилия автора в произведении "..." . Далее привлекаем эпизод и даем оценку действиям героя, комментируем, подтверждая собственную позицию

Аргумент 2

Делаем логическую подводку к аргументу из жизненного опыта: Рассматриваемая писателями проблема находит подтверждение и в жизни. Так, ... (или)
Наверное, не каждый из нас задумывался над тем, насколько актуально проблема в современности. Однако в жизни мы видим немало примеров... Далее привлекаем эпизод из жизненного опыта, комментируем, подтверждая собственную позицию.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что... (или)
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод... (или)
Данные примеры подтверждают актуальность проблемы и учат нас... В заключении важно связать все части сочинения воедино, обратиться к авторской позиции, еще раз подтвердить собственную, указав на аргументы.

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей и выдерживании логики построения. Использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение ЕГЭ может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение указанной выше структуры, так как она отражает критерии, по которым будет оцениваться экзаменуемый.

Образец сочинения ЕГЭ


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
- В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое - испытание нуждой. (7)Второе - благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, - писал поэт-декабрист Рылеев, - мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
- (26)Кто это сделал? - спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду - уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - советская писательница, журналист.

Сочинение по тексту:

Почему даже самые мужественные люди способны проявлять трусость в повседневной жизни? Вот вопрос, над которым задумывается Фрида Абрамовна Вигдорова.

Размышляя над этой проблемой, автор приводит слова писательницы Тамары Григорьевны Габбе о том, что одним из главных испытаний в жизни человека является страх. Страх, который «настигает... в обычной, мирной жизни» каждого из нас. Он «не грозит ни смертью, ни увечьем», однако, с сожалением отмечает повествовательница, способен поразить даже самых отважных: героя войны, не раз глядевшего в глаза смерти, или мальчишку, который с легкостью переплывает незнакомую реку. Люди, не страшащиеся жертвовать собой в минуты опасности, зачастую робеют в житейских ситуациях. И причиной того, уверена Ф. А, Вигдорова, является боязнь утратить свое благополучие.

Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», - человек отважный. Однажды он, рискуя собственной жизнью, вытащил двух маленьких детей из горящего дома. Так почему же, совершив преступление, персонаж так боялся признаться в содеянном? Разве он трус? Конечно, нет. Просто страх упасть в глазах своих близких долгое время не давал Раскольникову стать на путь исправления.

Герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат - человек, проживший полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь тот, кто не знает жалости. Однако во время вынесения приговора над Иешуа прокуратор, убедившийся в невинности Га-Ноцри, не сказал свое слово «в пользу справедливости». Не сказал потому, что боялся утратить свое благополучие...

Таким образом, даже самые отважные люди порой робеют в житейских ситуациях перед страхом потерять должность, авторитет, состояние.

Текст Фриды Абрамовны Вигдоровой:

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара
Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они
встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе –
благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем?
(11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не
страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу
справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть
живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где
каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой
головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею.
(33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу
правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел
преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)


Начало формы
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости.
2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
5) В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.
Конец формы
Начало формы
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3–9 представлено повествование.
2) В предложениях 12–13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.
3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.
4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.
5) В предложениях 50–53 представлено описание.
Конец формы
Начало формы
Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Конец формы
Начало формы
Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.Конец формы
Начало формы
«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится(А)__________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)__________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)__________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)__________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)». Список терминов:
1) вводное слово
2) книжная лексика
3) анафора
4) олицетворение
5) противопоставление
6) разговорная лексика
7) синонимы
8) эпитет
9) сравнительный оборот

Конец формы
Начало формы
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Страх способен сковать человека, лишить способности говорить не только в минуту смертельной опасности, но и в повседневности, когда, казалось бы, человек в основном находится в безопасности. Например, мальчик, о котором рассказывает Ф.А.Вигдорова. Он не боится смерти, слетая на лыжах с крутой горы, хотя вероятность получить травму в ходе таких развлечений возрастает в сотни раз. Но вот признаться в том, что он разбил окно, мальчик не может, не смотря на то, что признание не может повлечь за собой его гибель.

Наказания ребенок боится больше смерти, что со стороны кажется нелепым и глупым. Поругают, накажут, объявят домашний арест, лишат игр, заставят убирать, накричат - жизнь на этом не остановится. Эти происшествия - жизненный опыт, который становится бесценным, если из него выносят урок, будь то даже разбитое окно. Но можно предположить, что мальчик - совсем ребенок и что такое смерть он не знает или не понимает. Тогда страх перед наказанием и осуждением становится, действительно, его самым большим страхом. Но разберем другую ситуацию, также упомянутую автором. Ключевое лицо в ней - бывший военный. Он, казалось бы, взрослый, умудренный опытом мужчина. Ужаса, что он повидал на войне, так много, что хватит на несколько жизней вперёд. На поле битвы он не раз рисковал своей жизнью, стал героем войны. Но вот вступиться за несправедливо осуждённого товарища он испугался, прямо как мальчик, разбивший окно. Опять же, погибнуть на войне солдат боится меньше, чем сказать слово против ложного обвинения и перечить людям, что выше него по социальному положению. Со страхом в повседневной жизни сталкиваются все - будь то ребёнок или взрослый. Разница лишь в том, что в зрелом возрасте трусливый поступок может привести к более печальным последствиям.

Автор считает, что хотя страх бывает разным, но мужество, которое необходимо при борьбе с ним, в любых условиях - одно. Мужество требует, чтобы "человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании".

Я абсолютно согласна с позицией автора. Ещё я заметила, что в большинстве случаев страх, с которым человек сталкивается в повседневной жизни - это страх осуждения обществом. Подавляющая часть людей очень зависима от мнения окружающих. Исходя из того, что человек - это биосоциальное существо, этот страх вполне естественен. Практически все люди не могут жить изолированно от общества, для большинства одиночество - самое ужасное, что только может случиться в жизни. Тот же солдат, побоявшийся заступиться за друга, не смог сказать ничего против несправедливости, потому что не знал, как к его поступку отнесётся общество. Сражаясь же на войне, он был уверен, что его дело правое, что даже если он погибнет, то на Родине его все равно будут считать героем, потому что он сражался за мир в своей стране.

И всё-таки я считаю, что подобные страхи не только не спасают человека от необдуманных поступков, грозящих ему гибелью (а первоначальное предназначение страха именно в этом), но и действуют на него негативно. Боясь мнения окружающих, испытывая стыд, придумывая себе комплексы, человек не может реализоваться как личность, потому что он всегда боится неудачи и следующее за ней презрение общества. Когда-то я прочитала следующие слова:" Даже если вы ангел, все равно найдутся люди, которых будет раздражать шелест ваших крыльев". Каким бы человек идеальным не был, всегда будет существовать некоторое количество людей, которым он не понравится. Стоит ли гнаться за недостижимым? Общество - совокупность обычных людей, имеющих свои личные страхи. Этих людей не нужно бояться или ненавидеть, к ним нужно относиться, как к людям.

В заключение хочу сказать, что страх может быть как полезен, например, когда он способен уберечь человека от опасности, так и губителен для человеческой души. Большинство страхов, с которым человек сталкивается в повседневной жизни - результат детского воспитания, заложенные обществом глубоко в сознание нормы и правила поведения. Общество стремится управлять человеком, не давать ему возможности выделиться и стать индивидуальностью. Однако стадо овец нередко бывает загнано в ловушку стаей волков. Человеку нужно руководствоваться в первую очередь душой и совестью.

Обновлено: 2019-06-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Играть в ЕГЭ-игрушку ВОРЫ НАШИХ МАТЕРИАЛОВ:

из школы 162 Кировского района Петербурга;

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы. (41)Скажу правду – уволят с работы. (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Примерный круг проблем:

1. Проблема человеческой трусости. (Почему люди боятся? Есть ли в будничной жизни место мужеству?)

2. Проблема совести. (Что заставляет человека идти против собственной совести?)

1. Мужество бывает необходимо даже в обычных житейских ситуациях: не испугаться сказать правду, вступиться за слабого.

2. Часто человек поступает против совести, потому что им овладевает чувство страха, порой бессознательное, управляющее нами из глубин нашего подсознания. Нужно искоренять это чувство, ведь каждый человек ответственен за то, что происходит вокруг. Сегодня ты поступился своей совестью, завтра сам можешь стать жертвой такого же «отступления».

Капканы ЕГЭ и ГИА

Образцы сочинений по направлению "Смелость и трусость".

К каким последствиям может привести трусость?

Страх… Это понятие знакомо каждому из нас. Всем людям свойственно бояться, это естественное чувство. Однако порой страх перерастает в трусость – душевную слабость, неспособность к решительным действиям. Это качество может привести к негативным последствиям: как к нравственным страданиям, так и физическим, даже к смерти.

Сочинения по направлению "Верность и измена".

Как вы понимаете слово «верность?

Что такое верность? На мой взгляд, это слово можно понять по-разному в зависимости от ситуации. Если речь идет о любовных отношениях, то верность – это прежде всего стойкость и неизменность в своих чувствах, готовность быть с близким человеком в любой ситуации.

Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом - решать ему самому. (Направление РАЗУМ И ЧУВСТВА,)

Люди часто говорят: «Я чувствую. » Всем известно, что можно испытывать любовь, злость, страх. Чувств очень много, и они так разнообразны! Что же такое чувство? Согласно словарю, это эмоциональный процесс, который не управляется разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что сознание подсказывает нам одно, а чувства-совсем другое! На протяжении уже нескольких тысячелетий люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. Для меня, пожалуй, в этой ситуации важнее разум. Попробую доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям художественной литературы.

15.3 Что такое совесть? (По тексту 3 сборника И.П.Цыбулько.)

Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Я считаю, что совесть есть у каждого человека, но не каждый может к ней прислушиваться.

Образцы сочинений по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Что значит быть отзывчивым?

Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым - значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.

ЕГЭ 2018. Задание 24 - АРГУМЕНТЫ по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"

Примерные сочинения по направлению "Цель и средства"

Все мы ставим жизненные цели и потом пытаемся их достичь. Цели могут маленькими и большими, важными и не очень: от покупки нового телефона до спасения мира. Какие же из них можно считать достойными, а какие - нет? На мой взгляд, значимость цели определяется тем, скольким людям ее достижение сможет помочь. Если целью является приобретение какой-либо вещи просто для собственного удовольствия, то понятно, что достижение ее сделает счастливым только одного человека. Если же целью является, например, изобретение средства от рака, то очевидно, что ее достижение поможет спасти множество людей. Именно цели, направленные на благо многих людей, можно считать важными и, безусловно, достойными. Важно ли ставить цель творить добро? Или, может быть, достаточно жить только для себя, ставя во главу угла лишь собственное благополучие, в основном материальное? Мне кажется, что человек, который стремится к тому, чтобы что-то делать для общего блага, живет более полной жизнью, его существование приобретает особый смысл, а достижение цели принесет большее удовлетворение.

15.3 Что такое человечность? (По тесту 12 2015 года сборника И.П.Цыбулько.)

Человечность – это заботливое отношение к окружающим, готовность прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, она выражается в уважении и терпимости, в доброжелательном отношении как близким, так и к чужим людям.

15.3 Что такое добро? (Сочинение по тесту 5 сборника И.П.Цыбулько. 2018 год.)

Добро – это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. На мой взгляд, оно выражается в великодушии, милосердии и любви к окружающим.

9. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сравнить со сном героини пьесы А. С. Грибоедова?

Во многих произведениях русской классики авторы использовали сны главных героев, чтобы более глубоко раскрыть их образы.

9.Какую роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Сплетни играют важную роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», являясь неотъемлемой частью жизни фамусовского общества. Слухи стали своеобразным двигателем сюжета произведения: ведь именно разговоры о том, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз, а сам он «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», заставляют оскорбленного героя бежать из Москвы. Тема сплетен довольно распространена в произведениях русской классической литературы 19 века.

17. В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (Вариант 2.)

Герой с драматичной судьбой, так называемый «лишний человек», - это классический образ в русской литературе. Открыл этот список грибоедовский Чацкий, а продолжили лермонтовский Печорин и тургеневский нигилист Базаров. Но для меня интересней трагичная история жизни уникального и неповторимого пушкинского Евгения Онегина.

9. Роль сна Татьяны в идейном содержании романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В каких произведениях русской классики встречается такой художественный прием, как изображение сна героя? (Вариант 2.)

Сон Татьяны – это важная композиционная вставка в романе «Евгений Онегин», предвещающая будущие сюжетные события, помогающая читателю проникнуть в психологический мир главной героини, узнать о ее тайных желаниях и взглядах на мир. Но не только А. С. Пушкин использовал прием введения сна в повествование.

9. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»? (Вариант 2.)

После прочтения данного отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читатель представляет прекрасный, большой, шумный и величественный город, чьи «старинные главы» горят, «как жар, крестами золотыми». Примечательно то, что другие русские писатели тоже использовали образ Москвы в своих произведениях. Например, А. С. Грибоедов в комедии "Горе от ума", как бы штрихами описывая столицу, всего лишь упоминает такие ее достопримечательности, как Кузнецкий мост, книжные и бисквитные лавки. А вот М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» дает настолько подробную характеристику городу, что каждая деталь и даже цветовая гамма пейзажа играют важную роль в понимании той или иной сцены. Вспомним хотя бы ту странную атмосферу жаркого майского вечера и на удивление пустынных аллей Патриарших прудов в первой главе произведения.

8. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? На мой взгляд, отношения между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским – это не настоящая дружба, а всего лишь приятельство. Во-первых, герои не имели общих интересов, идей, их отли

На мой взгляд, отношения между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским – это не настоящая дружба, а всего лишь приятельство.

Внимание, только СЕГОДНЯ!