Популяризация культурного наследия в молодежной среде. Конкурс на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "московская реставрация" Проекты по популяризации объектов культурного наследия

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

Конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" проводится ежегодно на основании распоряжения Правительства Москвы от 16 августа 2012 г. № 441-РП,
(в редакциях распоряжений Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 660-РП и от 6 февраля 2019 г. № 38-РП).

Основными целями конкурса являются: определение объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры, археологии, монументального искусства и др.), на которых проведены работы, обеспечивающие их наилучшее сохранение, возрождение и развитие традиций московской школы реставрационного искусства, содействие совершенствованию архитектурного облика Москвы, а также повышение общественного интереса к изучению объектов историко-культурного наследия города, популяризация памятников истории и культуры.

По традиции в конкурсе принимают участие реставрационно-проектные мастерские, инженерные и производственные организации, собственники и пользователи объектов культурного наследия города Москвы, ремонтно-реставрационные работы на которых завершены в текущем году.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) представляются на Конкурс с учетом различия их характеристик и функционального назначения по разделам:

объекты гражданской архитектуры;
городские усадьбы;
объекты промышленной архитектуры;
объекты культового зодчества;
объекты садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;
объекты монументального искусства;
объекты археологического наследия.

Основные номинации конкурса:
за лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию;
за высокое качество ремонтно-реставрационных работ;
за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ;
за научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство.

Лауреаты Конкурса награждаются дипломами за подписью Мэра Москвы и почетными призами.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ", 2019 год

В 2019 году конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия города Москвы "Московская реставрация" проводился в девятый раз. Для участия в нем было подано 96 заявок. По итогам конкурса в 2019 году были награждены 32 лауреата, принявших участие в реставрации 20 объектов культурного наследия. Церемония вручения наград прошла 6 декабря 2019 г. на объекте культурного наследия федерального значения "Павильон "Космос" (бывший "Механизация"), 1939−1954 гг., архитекторы: Андреев В.С., Таранов И.Г." по адресу: Мира просп., д. 119, стр. 34. Торжественное мероприятие объединило более 350 человек, ставших его гостями.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ", 2018 год

В 2018 году для участия в конкурсе "Московская реставрация" было подано 105 заявок. Лауреатами конкурса стали 47 специалистов и организаций, принимавших участие в реставрации 23 объектов культурного наследия. Церемония вручения наград прошла 6 декабря 2018 г. в Государственном академическом театре имени Моссовета. Торжественное мероприятие объединило более 800 человек, ставших его гостями. На протяжении восьми лет церемония является одним из главных мероприятий реставрационной отрасли и по традиции завершает каждый реставрационный сезон.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2017 год

В 2017 году для участия в конкурсе "Московская реставрация"
от реставрационных и архитектурных мастерских и бюро, специалистов реставрационной отрасли, инвесторов, пользователей объектов культурного наследия и проектных организаций поступило рекордное количество заявок – 100. По итогам заседания конкурсной комиссии определен 51 лауреат. Церемония награждения победителей конкурса "Московская реставрация – 2017" состоялось 7 декабря 2017 г. в театре им. Моссовета.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2016 год

В 2016 году для участия в пятом конкурсе "Московская реставрация" в Департамент поступило рекордное количество заявок на участие в конкурсе – 73. С учетом различия характеристик и функционального назначения, все полученные заявки были распределены по 6 разделам. В 2016 году на заседании конкурсной комиссии было отобрано 40 лауреатов конкурса (включая 1 спецприз), 5 спецпремий. Награждение победителей конкурса "Московская реставрация – 2016" состоялось 8 декабря 2016 г. в театре Моссовета.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2015 год

В 2015 году для участия в пятом конкурсе "Московская реставрация" в Департамент поступило 68 заявок по 40 объектам культурного наследия. С учетом различия характеристик и функционального назначения, все полученные заявки были распределены по 6 разделам, новацией этого года стало появление лауреата в конкурсной номинации "Объекты промышленной архитектуры". В 2015 году почетными реставраторами города Москвы было отобрано 42 лауреата, которые работали над реставрацией 16 объектов культурного наследия.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2014 год

В 2014 году для участия в конкурсе в Департамент поступило 73 заявки на участие в конкурсе по 28 объектам культурного наследия. На заседании конкурсной комиссии, состоявшемся 1 октября 2014 г. в информационном центре Правительства Москвы (ул. Новый Арбат, 36/9), определены 24 лауреата по 11 объектам и 8 спецпремий. 3 декабря 2014 г. в конференц-зале здания Правительства Москвы (ул. Новый Арбат, 36/9) состоялись мероприятия награждения лауреатов конкурса "Московская реставрация 2014".

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2013 год

В 2013 году для участия в конкурсе в Департамент поступила 71 заявка. На итоговом заседании конкурсной комиссии, состоявшемся 4 октября 2013 г. в Центре дизайна "ARTPLAY", определены 34 лауреата, включая 4 спецпремии. 7 декабря 2013 г. состоялись мероприятия награждения лауреатов конкурса "Московская реставрация 2013".

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2012 год

Конкурс "Московская реставрация – 2012" проведен в юбилейный год образования в Москве системы органов охраны объектов культурного наследия. 95 лет назад, в ноябре 1917 г., была образована первая московская комиссия по охране памятников старины, правопреемником которой является Департамент культурного наследия города Москвы.

По результатам конкурса определены 23 лауреата за работы на 14 объектах культурного наследия. Проекты победителей были представлены на юбилейной выставке в Государственном музее А.С.Пушкина.

Сохранение традиции христианской культуры как средство развития творческих сил, воспитания духовности и патриотизма;
Проведение ряда концертов и встреч семейного фольклорного квартета «Истоки» в городах Кузбасса по фольклору христианской тематики, чтобы учащиеся воскресных школ Кузбасской митрополии узнали и разбирались в образцах христианского творчества и относились к ним уважительно.

Цели

  1. Знакомство жителей Кузбасса с народным творчеством и народными традициями Карелии, а так же с традиционной христианской культурой.

Задачи

  1. 1. Повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения; 2. Возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России;
  2. 3. Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества; 4. Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира; 5. Знакомство населения Кузбасса с образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
  3. 6. Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; 7. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия;

Обоснование социальной значимости

Христианская православная культура в нашем сознании постепенно приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение национального наследия и народных традиций русского народа. Именно уважительное, бережное отношение к народному творчеству, владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них позволяют понять сущность нации, ее этнопсихологию, способы развития. Православие наднационально и Евангелие должно быть проповедовано всем народам. Главное - об этом помнить. И именно поэтому фразу "Православная, церковная жизнь в России должна быть неразделима с традиционной культурой" хочется читать, понимать и исполнять в обратном порядке - "Традиционная культура должна быть неотделима от Православия". Путь "через фольклор к православию" - очень понятен, потому что пережит. Путь "через православие к фольклору" - гораздо более спорен - тут всё индивидуально. Важно, чтобы как можно больше людей узнали о настоящей традиционной культуре. Главной целью проекта является повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения, возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России.
Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества.
Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира;
Знакомство жителей Кузбасса с лучшими образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия.

География проекта

Целевыми группами проекта являются все население Кузбасса и Карелии, исповедующие христианство, коллективы Воскресных школ Кузбасской и Карельской митрополий по которым будет проходить маршрут творческого коллектива семейного фольклорного квартета «Истоки».

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Женщины
  3. Ветераны
  4. Многодетные семьи
  5. Молодежь и студенты
  6. Пенсионеры
  7. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Екатерина Беляева

На сайте Московской городской думы размещен проект бюджета Москвы на 2020 и 2021-2022 годы, 30 октября состоится первое чтение.

На фоне заявлений этого года мэра Москвы и главы Департамента культурного наследия о многих удачно завершенных реставрациях объектов культурного наследия (согласно сайту Sobyanin.ru, 228 объектов культурного наследия было отреставрировано в 2018 году, а в этом году планируется завершить реставрацию еще около 200 памятников) мы, разумеется, заинтересовались тем, сколько же Москва планирует израсходовать на проведение реставрации в следующем и в последующие годы.

«Профильным» ведомством по этой тематике является Департамент культурного наследия. В 2020 году расходы Москвы, относящиеся к этому департаменту, составят 7,8 млрд рублей (7,6 млрд в 2021 году и 8,2 млрд в 2022). Сумма немалая, но все расходы Москвы в 2020 году составят 3 триллиона рублей, и на долю Мосгорнаследия приходится только 0,2% всей суммы. А если проранжировать департаменты по сумме расходов, то ДКН окажется всего лишь на 35-м месте из 60.

Конечно, это не последнее место: меньше всего Москва тратит на аппарат Уполномоченного по правам человека и Государственную инспекцию города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кто же лидеры расходов предлагаемого проекта? Больше всего расходов (20%, или 645 млрд рублей) приходится на Департамент строительства . За ним с большим отрывом следуют департаменты сфер образования, труда и здравоохранения. В соседней же с ДКН строчке такого рейтинга расходов находится Управление делами Мэра и Правительства Москвы.

Но бюджет Москвы разбит на государственные программы, одна из которых называется «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия», в ней задействовано много департаментов, бюджет расходов по программе на 2020 год составляет уже 83,5 млрд рублей (3% от всех расходов по госпрограммам). Посмотрим, из чего она состоит:

Подпрограмма «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия», к сожалению, финансируется на те же 7 млрд рублей (8% от всей программы).

Название остальных программ звучит понятно, но что такое «Развитие межрегиональных и международных культурных связей», на которую затрачивается около 5 млрд рублей в год , чуть меньше, чем на сохранение наследия? Пояснительная записка к бюджету дает нам ответ на этот вопрос: «За счет предусмотренных ассигнований планируется проведение около 500 городских мероприятий ежегодно, в том числе более 20 крупных фестивалей классического искусства (Пасхальный фестиваль, фестивали «Золотая маска» и «Спасская башня», Московские фестивали классической музыки и джаза, международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова и др.), тематических акций и форумов».

Самое интересное скрывается в статье «Парки культуры и отдыха, музеи-заповедники и музеи усадьбы», на которую приходится 20 млрд рублей расходов в 2020 году (17 и 15 млрд в 2021 и 2022 годах соответственно). На самом деле, больше половины этой суммы (11 млрд рублей) приходится на один глобальный проект: ВДНХ .

Собственно на т.н. «Строительство и реконструкцию , в том числе с элементами реставрации объектов капитального строительства на территории Выставки достижений народного хозяйства» в 2020 году расходуется 5,1 млрд руб ., остальная часть суммы относится к субсидиям казенным предприятиям и акционерным обществам на содержание объектов и инфраструктуры выставки, приобретение основных средств и организацию мероприятий. Затраты на строительство ВДНХ – это почти все расходы Комитета по туризму. И на ВДНХ в совокупности тратится больше, чем по подпрограмме сохранения наследия .

Для сравнения посчитаем, сколько в 2020 году Москва затратит на реставрацию прочих конкретных «адресных» объектов, кроме ВДНХ. Эти адреса и суммы можно узнать из приложения к бюджету Москвы – «Адресной инвестиционной программы города Москвы» на 2019-2022 годы.

В адресном списке находим 8 объектов культурного наследия , на реставрацию которых планируется затратить средства:

В это же самое время на территории ВДНХ производится строительство и реставрация двух объектов: строительство конно-спортивного манежа (с затратами по 715 млн руб в 2020 и 2021 годах) и реставрация с приспособлением к современному использованию павильона №70 «Монреаль» (3257 млн руб. в 2020 году и 1002 млн руб. в 2021 году).

Таким образом, даже если не брать в расчет огромные суммы на обслуживание выставки, расходы на строительство и реставрацию на территории ВДНХ превышают расходы на реставрацию всех остальных объектов культурного наследия из адресной программы, а расходы только на реставрацию одного адресного объекта сопоставимы с ними.

Далее в пояснительной записке к бюджету читаем следующее: «За счет бюджетных инвестиций планируется построить и ввести в эксплуатацию 3 музея, 5 инженерных объектов на территории музеев, 5 театров, 2 культурно-досуговых учреждения, 2 памятника, завершить реставрационные работы на 2 объектах культурного наследия ». Получается, что две сотни отреставрированных за год объектов финансируются не из бюджета Москвы, а за счет федеральных программ, религиозных организаций, инвесторов и меценатов.

На что же Москва планирует потратить деньги, кроме общепризнанных расходов на медицину и образование?

Приведем несколько наиболее показательных на наш взгляд подпрограмм:

  • 103 млрд рублей – подпрограмма «Индустрия отдыха на территориях общего пользования», т.е. фактически благоустройство (кроме дворовых территорий).
  • 21 млрд рублей – в 3 раза больше, чем на программу сохранения наследия, — предполагается затратить на «Развитие единой светоцветовой среды города». Вспоминается «вечно новогодняя» Никольская улица. Не лучше ли разглядывать сами отреставрированные здания, чем пытаться их рассмотреть через ворохи гирлянд?
  • 7 млрд рублей – столько же, сколько на подпрограмму сохранения наследия, — Москва планирует затратить на «Создание единого парковочного пространства». К сожалению, расшифровки этой статьи найти не удалось.

Из отдельных статей внутри подпрограмм:

  • 6 млрд рублей — обеспечение органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им учреждений средствами вычислительной техники и программным обеспечением. Это почти сопоставимо с бюджетом по сохранению всего московского наследия.
  • 15 млрд рублей – приобретение объектов недвижимого имущества.
  • 10 млрд рублей — содействие в производстве и распространении социально ориентированной продукции в электронных средствах массовой информации и в реализации социально ориентированных проектов (часть статьи «Развитие средств массовой информации и рекламы»).
  • 8 млрд рублей — Проектирование и строительство многофункционального комплекса зданий Национального космического центра по адресу: г. Москва, Филевский бульвар (ул. Новозаводская).

Одна из целей Москвы – развитие туризма. Для этого – подсветка, парковки, строительство, благоустройство, фестивали и ВДНХ. Но сможем ли мы сохранить наше наследие, если будем реставрировать по 2 объекта в 3 года? Неужели вся надежда – на федеральные программы, религиозные организации, инвесторов и меценатов? Будет ли на что смотреть туристам будущего, кроме вновь построенных красиво подсвеченных зданий? Возможно, стоит немного сократить упомянутые выше статьи расходов в пользу реставрации еще нескольких объектов?

Сергей Собянин в своем личном блоге заявляет: «Памятники архитектуры существуют не в безвоздушном пространстве. Они часть единой городской среды. Поэтому освобождение зданий от паутины проводов, уродливой рекламы и безобразных вывесок, ремонт фасадов и тротуаров, благоустройство и озеленение улиц – это тоже важнейший вклад в сохранение исторического облика Москвы». Так почему же расходы на благоустройство настолько превышают расходы на реставрацию? Необходим сбалансированный подход, ведь новый тротуар не украсит здание, закрытое фальшфасадом.