Презентация на тему "Произведение "Прыжок" Л.Н. Толстого"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лев Николаевич Толстой «Прыжок»

Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.

прыгать прыгнуть прыгун Прыжок – быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры

В рассказе – это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?

Поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль. А для этого будем исследовать текст, находить причины поступков героев и их последствия. .

Палуба делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса.

Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты характера Геройство Смелость Хвастовство Желание испытать себя или покрасоваться сделать по-своему

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем мы с тобою. Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов обгоняй. Поглядите, чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок.

Закричал, полез выше, раззадорился, бросил мачту, ступил на перекладину, покачивая руками

полезла выше добралась до самого верха вытянулась во всю длину подманила повесила на край перекладины корчилась, радовалась

Оценка поступка героя Смелость Хвастливость Безрассудство Необдуманность Решительность Самолюбие Честолюбие

Выберу пословицы Будь храбр по уму и сердцу. Кому потеха, а мне не до смеха.

Кто ещё совершает «прыжок»? Отец – прыжок связан с душевным состоянием человека. «Прыжок» - это как бы мгновенное состояние души человека в страшные минуты жизни. Это проявление качеств человека в особых, экстремальных условиях.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Презентация к уроку литературное чтение (внеклассное чтение, классный час) Н.Н.Носов

В этом году все детское общество отмечало юбилей любимого автора "Незнаки". В презентации представлены факты биографии автора и как он пришел в литературу. О "Незнайке" и других интере...

Презентация к уроку литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Интерактивная презентация к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кли...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н.Толстой «Прыжок»

(УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель: создание условий на уроке для анализа произведения Л.Н.Толстого «Прыжок».
Задачи предметные: способствовать развитию выразительности чтения и рассказывания, творческих способностей учащихся; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников; развивать эмоции и познавательный интерес, расширить словарный запас учащихся, продолжить развитие техники чтения, расширить кругозор учащихся.
Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев;
формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; воспитывать интерес к поэзии и культуре общения; пополнять жизненный опыт учащихся. Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа, развивать умения принимать решение в экстремальной ситуации.
метапредметные – содействовать формированию УУД:
а) регулятивных – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий
б) познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом
в) коммуникативных – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; выражать свои мысли в устной форме.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климанова, Горецкий 3 класс, рабочая тетрадь, презентация.
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности
- Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку? я очень рада всех вас видеть. Ласковое солнышко протягивает нам лучики.
- Давайте протянем ладошки, улыбнемся друг другу настроимся и начнем урок. Желаю вам успешной работы.
- Начнем с речевой разминки
Речевая разминка.
Работа над скороговоркой.
(чтение с ускорением)
Яхта легка и послушна моя, (Слайд 2)
Я бороздить на ней буду моря
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- Над творчеством, какого писателя мы с вами работаем? (Л.Н.Толстого)
- Что вы узнали о писателе?
(краткие биографические данные)
- Возьмите «сигналики» «да» - нет, покажите мне свои ответы.
Игра «Да - нет»
1. Л.Н.Толстой родился в 20 –м веке.
2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.
3. Л.Толстой всю жизнь был военным.
4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей.
5. Л. Толстой писал рассказы только для детей.
6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков.
7. Л.Н.Толстой был пятым ребенком в семье.
8. Л.Н.Толстого похоронили в Казани.
9. У Л.Н. Толстого было 13 детей.
- Я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете жанры произведений.
- Соотнесите название произведения с жанром, соедините стрелочками. Поработаем в парах.
(работа в парах)
«Литературный конструктор» (слайд 3)
«Лебеди» рассказ
«Зимний вечер» стихотворение
«Белка и волк» басня
«Работник Емельян и пустой барабан» сказка
«Зайцы» научно – популярный рассказ
«Акула» рассказ
- Какое произведение лишнее, почему? («Зимний вечер»- А.С. Пушкин, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой.)
- Над каким произведением вы работали дома?
- Что надо было сделать?
(Прочитать произведение, знать содержание произведения)
- Почему Л.Н. Толстого называют разножанровым писателем?
(он писал и рассказы, и былины и были, сказки). Что такое быль?
Быль – произведение, рассказывающее о реальном событии.
- Можно назвать быль рассказом?
Опираясь на знание текста и ваш словарный запас по морской тематике разгадаем кроссворд.(слайд 4)
1. Ткань на мачте, приводящая судно в движение (парус)
2. Руль на корабле (штурвал)
3. Кто служит на судне? (матросы)
4. Закончите фразу: бортовой…(журнал)
5. Повар на судне (кок)
6. Кто командует судном? (капитан)
- Сформулируйте тему урока.
- Отгадайте загадку:
Направо вода и налево вода (Слайд 5)
Плывут здесь суда и туда, и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
(Море)
- Как связана отгадка с темой урока?
(события в произведении проходят в море, на корабле)
- Посмотрите внимательно на слайд, на все ли вопросы вы сможете ответить? Какой вопрос требует особого внимания? (слайд 6)
1. Откуда возвращался корабль?
2. Кто был в центре внимания на корабле?
3. Какой момент в рассказе самый напряженный?
4. Почему мальчик совершил прыжок?
- Какую задачу мы должны с вами решить на этом уроке?
(будем анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев, выяснить, почему мальчик совершил прыжок)
- Предлагаю вам план рассказа, прочитайте его внимательно.
- Все здесь правильно?
- Расставьте в кружочках цифры соответственно сюжета произведения.
(работа в парах)
o На палубе
o Погоня за обезьянкой
o Обезьяньи проказы
o Вынужденный прыжок
o На перекладине
o Спасение
- Поработайте в парах, обсудите, исправьте ошибку. (слайд 7, 8)
1.На палубе
2.Обезьяньи проказы
3. Погоня за обезьянкой
4.На перекладине
5.Вынужденный прыжок
6.Спасение
- Давайте обратимся к высказыванию М.Цветаевой
(дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).
«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».
- Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов этого произведения.
А еще мы поучимся находить в тексте слова, которые помогаю понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. Такие слова называются ключевыми. Ключевые слова – слова, помогающие раскрыть истинный смысл произведения, постичь его «тайну».
Физминутка (музыкальная) (слайд 9)
Мы сперва поднимем ручки - раз, два, три
А потом опустим ручки - раз, два, три
Ножками потопаем - раз, два, три
Ручками похлопаем - раз, два, три
А теперь мы все подпрыгнем - раз, два, три
А теперь мы все станцуем - раз, два, три
А теперь мы все присядем - раз, два, три
И обратно с вами встанем - раз, два, три
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
-Как начинается рассказ? Прочитайте.
- Где происходят события?
(События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой).
- Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).
- О каких персонажах говорит здесь автор? (обезьяна, народ: матросы)
-Как описано поведение обезьяны? Прочитайте.
- А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»?
(Обезьяна шалила еще больше. Она стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться).
- Почему она так себя вела? Прочитайте в тексте.
- Как вели себя люди?
(забавлялись обезьянкой)
- Для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением.
- Покажите из «палитры чувств» то чувство, которое подходит к этой части. (радость)
- Прочитайте следующий абзац.
- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?
(Он сын капитана, ему 12 лет).
- Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?
(Сына капитана все знают на корабле. Он ощущает свою значимую роль, не может подвести отца, дискредитировать (подвести) его своим смешным положением.
12 лет - начало переходного возраста. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки, тем более, насмешливого ха¬рактера со стороны окружающих)
- Что сделала обезьяна? (обезьяна «подпрыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту»)
-Найдите в тексте точное описание к иллюстрации на с.139?
- Каковы действия мальчика? (мальчик «не знал, смеяться… или плакать»)
(чувство?)
Как ведут себя люди? (люди «засмеялись»)
(«ключевые слова»).
- По каким словам видно состояние мальчика?
(покраснел)
- Покажите из «палитры чувств» чувство, мальчика в этой части. (Обида)
- Как отреагировал мальчик?
- Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика. Прочитайте.
(Автор употребляет слова: бросился, взобрался.
Эти слова обозначают быстрые действия)
- Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?
Значит, мальчик действовал необдуманно.
- Из каких слов видно, что мальчик уже не остановится?
(- так не уйдешь от меня…)
-Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?
(разозлился на обезьяну, вошел в азарт)
- Что в это время происходило на палубе?
(На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын.)
- Кто такой капитан на корабле?
(Он главный и все его команды выполняются быстро и непрекословно).
- Кем были матросы по отношению к капитану?
(подчиненные)
- Они тоже отвечали за мальчика.
- Прочитайте слова к иллюстрации на с. 140
- Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика?
(стоило ему оступиться..)
- В какой момент изменилось отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика?
- Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе? Прочитайте
(«Все замерли от страха.» «Все молча смотрели на него и ждали, что будет»)
- Покажите из «палитры чувств» то чувство, которое охватило людей на палубе.
(Тревога, страх)
- От чего мальчик опомнился?
- Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика? Прочитайте.
(чувство?)
-Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?
(отец)
-Зачем он вышел из каюты? Прочитайте
-Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Прочитайте
- Что вы чувствовали, когда читали эту часть?
- Покажите из «палитры чувств» то чувство, которое подходит к этой части.
(страх)
- А вам было тревожно и страшно? Почему?
- Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына?
- А почему отец решился на такой поступок? У него был выбор?
(У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь)
- Как быстро он принял это решение? А как мог поступить другой человек на месте отца?
- Какими качествами обладал капитан?
(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно - эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)
(Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.)
(чувство отца к сыну?)
- Сейчас вы поработаете в микрогруппах, что поможет нам глубже познать тайны произведение.
Работа микрогруппах.
1 группа. В рассказе ничего не говорится о том, как мальчик оказался на корабле. Как вы думаете?
2 группа. В рассказе ничего не говорится о том, как обезьянка оказалась на корабле. Как вы думаете?
3 группа. Охарактеризуйте поведение обезьянки
- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье?
(пожалуй, нет, ведь она не человек, и для нее все было игрой).
4 группа. Охарактеризуйте поведение людей на палубе
- Можно ли винить матросов, в том, что произошло с мальчиком?
(Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика)
5 группа. Охарактеризуйте поведение мальчика.
6 группа. Охарактеризуйте поведение отца.
7 группа. Какую роль сыграл прыжок.
- Похож ли мальчик на отца-капитана?
- Дайте сравнительную характеристику отцу и мальчику (Слайд 10)
(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)
- Во всем ли мальчик похож на своего отца?
(Мальчик в отличие от своего отца совершил необдуманный поступок, забравшись на мачту за обезьяной)
(Взрослые, обычно, обдумывают свои поступки и их последствия)
- Так, что же спровоцировало мальчика капитана на такой опасный поступок.
(поведение обезьянки, смех матросов, стремление мальчика отстоять свое достоинство)
- Что заставило мальчика прыгнуть?
Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно. Его мужественность, храбрость.
- Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.
- Как автор передает напряженность момента?
(Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой, Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех)
Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал, жив ли мальчик.
(Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут).
(ваше чувство?)
- Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.
- Почему плакал капитан?
(испугался за сына, переволновался от радости, что сын жив).
Какие чувства вызывает у тебя поступок отца?
(Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости).
А что вы чувствовали, когда читали эту часть? (чувство)
(сильное волнение и тревогу, переживание)
- Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына?
- Был ли у него другой выход?
(Не было другого выхода)
- Ради чего автор рассказывает нам эту историю?
- Легко ли преодолевать страх?
(этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь.)
В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца.
Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал на палубу и разбился.
Работа над пословицами (слайд 11)
- Какая пословица подходит к рассказу?
Смелый поступок – не хуже победы
Страхов много, а жизнь одна
Храбрый в трудный час победит
- Какая еще пословица подходит к этому рассказу, продолжите ее (слайд 12)
«Все хорошо, ………что хорошо кончается»
- Какие слова помогли нам раскрыть идею произведения? (ключевые).
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?
(прыжок мальчика – это храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спас его от смерти)
- Можно ли название рассказа считать «ключевым словом»?
Обобщение выявленных затруднений.
-Можно ли было избежать этой ситуации?
(Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели,
что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации)
- Почему автор написал этот рассказ?
- Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
Л.Н Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций, находить выход в экстремальной ситуации)
- Как вы думаете, мы выполнили задачу, которую поставили перед собой?

Лист самооценки.
- Наш урок подоходит к концу, вам осталось лишь оценить свою работу на уроке. Поработаем с листом самооценки.
(Ученики оценивают свою работу.)
Рефлексия
- А сейчас из «палитры чувств» «построим» корабль. Помогать будет «капитан».
(краткий пересказ)
- Представьте себе, что вы тоже были на этом корабле и были свидетелями этого происшествия.
- Я испытал (а)…
- Мне захотелось…
- Я бы поставил (а)…
- Я понял (а)…
Информация о домашнем задании
Перечитать рассказ
Пересказать от лица постороннего свидетеля.
Основное внимание при пересказе необходимо обратить
не столько на события, сколько на передачу чувств
и переживаний персонажей.

1.Познакомить учащихся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок»; учить анализировать поступки героев. 2.Развивать устную связную речь, познавательные способности. 3.Познакомить с историей создания кораблей 4.Воспитывать нравственное отношение к окружающим людям.


Пересказ текста по плану. У берегов Африки. Долгожданная команда: «Купаться!» Соревнование юных пловцов в открытом море. Отец любуется сыном и подбадривает его. Появление морского чудовища. Визг испуганных мальчиков. Страх и отчаяние отца. Мгновенное решение. Спасение мальчиков. Крики радости.




Рассказ о кораблях. Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что – то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных


Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались бремами, с тремя – триремами.


Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В Vll веке в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 метров, ширину 6 метров, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до ХVll – ХVlll веков.













Работа над содержанием. Как появилась на корабле обезьяна? Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? Как вы понимаете фразу «ещё больше расходилась»? Как можно сказать другими словами? Найдите в тексе и зачитайте, что обезьяна сделала со шляпой? Как повёл себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте. Как дальше разворачивались события?


Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»? Как можно сказать другими словами? Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика? О чём ему это говорит? Почему мальчик залез на мачту корабля? Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Прочитайте. Что сделал капитан для спасения мальчика Как вы думаете, почему капитан заплакал? В каком эпизоде вы переживали за мальчика? Как бы вы поступили, если бы вы оказались на месте мальчика? Какой совет вы бы дали мальчику?


Работа по группам с пословицами. Задание: Прочитайте пословицы, предложенные в карточке, и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н.Толстого. Назовите этот рассказ. 1)Будь храбр по уму и по сердцу. 2)Гордится отец, что у него сын - храбрец. 3)Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь. 4)Кому потеха, а мне не до смеха. 5)Где смекнёт боец, там врагу конец.





Тема. Л.Н. Толстой "Прыжок"

Цели:

    Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

    Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.

    Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

    Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.

    Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, о богащать словарный запас и способствовать развитию речи.

    Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжат учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого; понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в произведении.

Межпредметные.

Познавательные : анализируют литературный текст с опорой на вопросы учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют поведение действующих лиц произведения;

регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;

коммуникативные : осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).

Личностные : оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л. Н. Толстого.

Оборудование:

Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Портрет писателя, его книги.

Компьютер, проектор (презентация к уроку)

Толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход урока.

I Организационный момент.

    Эмоциональный настрой.

Мы – умные! Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

    Мотивация к обучению.

Учитель.

Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Слайд 3)

Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.

Человек, который никогда не читает, переживает только одну.

Ученики .

Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь.

ІІ. Проверка домашнего задания.

    Учитель:

Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке?

Ученики :

Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».

    Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов рассказа, к которым выполнены работы.

    Пересказ учащимися произведения Л. Н. Толстого «Акула».

I ІІ .Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель:

Извест е н ли вам человек, изображённ ы й на портрете ?(Слайд 4)

Ученики:

На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.

Учитель:

Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

Ученики:

Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.

Учитель:

Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?

Ученики. Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».

Учитель.

К каким произведениям вы видите иллюстрации? (Слайды 5, 6)

Ученики .

- «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка»

Учитель.

Ученики.

Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого.

Учитель.

Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Слайд 7)

Ученики.

Прыжок.

Учитель.

Объясните значение слова прыжок . Какими бывают прыжки?

Ученики.

Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.

IV . Физкультминутка .

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею (Вращение головой вправо и влево.) Стой!

V .Подготовительная работа к восприятию теста

    Речевая разминка . Работа над скороговоркой .(Слайд 8)

(Чтение в разном темпе.)

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

    Работа над загадкой.

В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над ….(морем)

    Составление пословиц, слов. ( Слайды 9, 10)

Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа.

Пословица. Море любит смелых да умелых.

    Предугадывание содержания произведения .

Учитель.

- Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова?Это подсказка. Где же будут происходить события в новом произведении?

Ученики.

Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море. ( Слайд 11)

Учитель.

Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе? (Слайд 12)

Ученики

(Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)

VI . Изучение нового материала.

    Словарная работа . ( Слайд 13)

Учитель.

В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

Ученики.

Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.

Учитель.

Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно?

Ученики.

Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле.

Учитель.

Найдите в словаре значение слов мачта , аршин , каюта, задор.

(Работа со словарями)

Ученики.

( Мачта - высокий столб для парусов на судне .Аршин - старинная мера длины, равная71см. Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. Задор - горячность, азарт.)

Учитель.

Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник.Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты - высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц

    Чтение рассказа учителем, комбинированное с чтением сильными учениками.

    Проверка первичного чтения .
    Учитель
    .

Вам понравился рассказ?

Кто герои произведения?

Ученики.

Мальчик, капитан, обезьяна.

Учитель.
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Ученики.

- Когда мальчик бросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился, увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.

Учитель.

Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

Ученики делятся своими впечатлениями.

    Создание проблемной ситуации.

Учитель.

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Ученики высказывают свои предположения.

Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца, из-за того что испугался, и т. п.

    Чтение произведения учениками.

    Работа над содержанием произведения.

Учитель.

-- Главный герой рассказа - мальчик. Как мальчик оказался на корабле?

Ученики.

Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье.

Учитель.

А откуда на корабле была обезьяна?

Ученики.

Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.

Учитель.

Как понять выражение “ещё больше расходилась”?

Ученики.

Значит ещё больше корчилась, прыгала.

Учитель.

Почему мальчик залез на мачту корабля?

Ученики .

Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

Учитель.

Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

Ученики.

Сначала люди смеялись, потом испугались.

Учитель.

Что заставило мальчика опомниться?

Ученики.

На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался.

Учитель.

Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

Ученики.

Капитан не растерялся, быстро оценил ситу ацию и крикнул : «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два …»

Учитель.

Как спасли мальчика?

Ученики.

Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.

7. Анализ произведения. Работа в группах.

Учитель.

Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.

(Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.

1-я группа

- Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.

2-я группа:

Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

Мальчик – вспыльчивый, безрассудный, отважный, гордый , стремился отстоять своё достоинство . П оведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись.

Учитель.

Что заставило мальчика прыгнуть?

Ученики.

Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)

3-я группа:

- Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.

Учитель.

Как вы думаете, почему капитан заплакал?

Ученики.

Он очень испугался за сына.

8. Работа с пословицами.

Учитель.

Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 14)

1. Все, что делается на корабле, делается быстро (Матросы)

2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. (Капитан)

3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)

VIII .Обобщение.

    Тестовое задания: . (Текст заданий распечатан для каждого ученика.)

а) Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор , стремление отстоять своёдостоинство , упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана

б) Что заставило мальчика совершить прыжок? Правильный вариант подчеркнуть.

Мальчику было жалко потерянной шляпы;
- Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной.
- Ему стало обидно из-за смеха матросов. Стремление отстоять свое достоинство

(Проверка результатов

    Проверка выполнения тестовых заданий.

3. Работа над заглавием рассказа. Учитель.

Ученики.

Мальчик мог разбиться об палубу.

Учитель.
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?

Ученики.
- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
Учитель.

Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.

IX . Рефлексия Учитель.

Какое ваше отношение к герою?
Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.
Учитель.

Можно ли было избежать этой ситуации?

Ученики.

Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.

Учитель.
- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
Ученики.

Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.

X . Подведение итогов. Учитель.

Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?

ученики.

Ученики.

Мы сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого "Прыжок".

Учитель.
- Над чем заставило нас задуматься это произведение?
Ученики.

Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.

Учитель.
- Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
(Ученики оценивают свою работу.)

XI . Домашнее задание. (Слайд 15)

Творческий задание.
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.

Рассказ "Прыжок" Л.Н.Толстого в картинках, читать


Картинки увеличиваются

Прыжок

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал
схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.
От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.сайт/библиотечка/

  • #1

    очень хорошая сказка

  • #2