Презентация по мхк "музыкальное искусство древней греции и рима". Презентация на тему "изобразительное искусство древнего рима" Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Вся информация о древнеримской музыке, известная современным людям, получена из литературных источников античной эпохи, а также памятников изобразительного искусства того времени. Ни одного оригинального нотного издания до наших дней, к сожалению, не сохранилось.

Музыка имела важное значение в каждодневной жизни древних римлян, а развивалась она на основе принципов, возникших еще в период эллинизма. Однако не только греки оказывали влияние на данное искусство, очень много различных нюансов было перенято и у восточных народов в период походов в их страны. В целом этрусская культура, оказавшая и без того колоссальное влияние на древнеримскую цивилизацию, в меньшей мере определяла музыкальные принципы и основы римлян, поскольку у самих этрусков этот вид искусства развивался медленно и они не предавали ему особого значения.

Первоначально римская музыка была довольно самобытным искусством, большинство существовавших жанров связывались с тематикой ежедневной деятельности . Наиболее распространены были жреческие напевы, которые можно охарактеризовать как песни и пляски в честь различных богов, чаще всего они исполнялись в виде молитвенных песнопений, в которых римляне взывали о богатом урожае или удаче в военных походах. Гораций и Вергилий стали наиболее популярными поэтами своего времени, их стихотворные творения пели под щипковые музыкальные инструменты.

Музыкальное искусство Древнего Рима получило весьма стремительное развитие, в большей степени это обуславливалось популярность театральных постановок. Для них в то время был характерен жанр пантомимы, в котором сочетались розыгрыши театральных сцен, танцы, а также оркестровая игра и хоровое пение. Ряд мыслителей и экспертов-теоретиков по искусству античной эпохи замечали, что большая часть всех музыкальных спектаклей, позаимствованных римлянами у греков, потеряли свой первоначальный смысл и служили только одной цели – развлечения толпы.

Уже в I веке нашей эры древнеримским императором Домицианом были придуман и утвержден новый вид соревнований, во время которых виртуозы музыкального искусства состязались в игре на арфах и пении.

Увлечение музыкой в Древнем Риме было свойственно всем слоям населения. У представителей знати, естественно, было несравнимо больше возможностей, и они могли позволить держать у себя дома музыкальные инструменты, например, водяные предшественники органов. Наиболее богатые римляне приобретали целые оркестры рабов, позволявшие им наслаждаться в любое удобное время. Фактически каждый член обеспеченной семьи должен был обучиться либо вокальному искусству, либо игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, поэтому профессия учителя музыки в то время была не только весьма распространена, но и пользовалась всеобщим уважением. Музыкой и песнопениями сопровождались все значимые праздники и крупные торжества, а также гладиаторские бои.

Кифара и авлос, являющиеся основной разновидностью лиры античного периода и прародителем гобоя, были наиболее распространенными древнеримскими музыкальными инструментами. Повлияло на это опять же заимствование принципов и основ музыкальной культуры у греков во времена их завоевания. Среди богатых сословий также пользовались особой популярностью гидравлосы – водяные клавишно-духовые инструменты, очень близкие к современным органам. В армии популярность музыки не была исключением из правил, но там наибольшее распространение получили

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музыкальное искусство Древней Греции Работу выполнила Безродных Наталья МКОУ Спицынская СОШ п.Ленинская Искра

2 слайд

Описание слайда:

Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита.

3 слайд

Описание слайда:

Однако судить о древнегреческой музыкальной культуре можно не только по этим фрагментам, но и по произведениям изобразительного искусства (например, на античных вазах встречаются изображения музыкальных инструментов) и литературы (в частности, трудам Аристотеля, Платона и других философов). Сохранились трактаты, посвящённые музыке. В Древней Греции музыка или иное творчество были неотделимыми от греческой мифологии.

4 слайд

Описание слайда:

Слово музыка происходит от "муз" - богинь, покровительниц творческих и созидательных стремлений, дочерей греческого бога - Зевса. Музыка рассматривалась в качестве важной составляющей престижного образования и в поддержании стабильности общества. Она была признана как форма искусства, оказывающая огромное влияние на человека, на совершенствование его нравственных и моральных ценностей.

5 слайд

Описание слайда:

Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений. В древнейшие времена певцы и музыканты не имели профессионального образования; их искусство основывалось на импровизации. Создание первой музыкальной школы относится примерно к 650 г. до н. э.

6 слайд

Описание слайда:

Орфей Немало интересных сведений можно почерпнуть и из мифологии. Так, сказания о певце и музыканте Орфее повествуют о волшебной силе музыки: Орфей своим искусством покорял не только людей, но и богов, и даже природу. Юноша не мог похвастаться знатностью своего рода. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы.

7 слайд

Описание слайда:

Орфей полюбил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Они поженились и поселились среди диких лесов. Однажды Эвридика, гуляя в лугах, наступила на змею и умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Он побывал в Египте и увидел его чудеса, присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. Звуки его лиры усмиряли волны на пути "Арго" и облегчали работу гребцам; они не раз предотвращали ссоры между путешественниками на протяжении долгого пути. Но образ Эвридики всюду неотступно следовал за ним, исторгая слезы. Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустившейся веточки вербы. Оказавшись у трона Аида и Персефоны, Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену.

8 слайд

Описание слайда:

Владыка мертвых Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен - песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Дрогнуло твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки. Мир людей опротивел Орфею. Он ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. Песни его наполняла такая сила, что даже деревья и камни снимались с места, чтобы быть ближе к певцу. Не раз цари предлагали юноше в жены своих дочерей, но, безутешный, он отвергал всех. Изредка спускался с гор Орфей, чтобы воздать почести Аполлону.

9 слайд

Описание слайда:

Античные музыкальные инструменты Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент Кифара - один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром. Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н.э было семь струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12. Применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом. Кифара считалась инструментом Аполлона в отличие от авлоса - инструмента Диониса.

10 слайд

Описание слайда:

Лира Лира - (греч.; лат. lyra) была наиболее значительным струнным инструментом Древней Греции и Рима наряду с кифарой. Согласно мифу, лира была изобретена Гермесом. Для ее изготовления Гермес использовал панцирь черепахи; для рамы-рога антилопы. Лира на картинке представляет собой копию, изготовленную по изображению на древнегреческой вазе: корпус лиры выполнен в форме черепа быка.

11 слайд

Описание слайда:

Марсий Однажды, блуждая по полям, сатир Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала: - Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту! Ничего не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Аполлон принял вызов и явился с кифарой в прекрасных руках. Как ни была хороша игра Марсия, но разве мог он, житель лесов и полей, извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный дерзостью Марсия, он велел подвесить за руки несчастного и содрать с него живого кожу. Так жестоко поплатился Марсий за свою гордость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

12 слайд

Описание слайда:

Авлос Звучал в Древней Греции и авлос - духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых - гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сценах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность.

13 слайд

Описание слайда:

Пан Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идет он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринга. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринга своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром что он тоже бог. Ну отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

14 слайд

Описание слайда:

В героический период греческой истории (около 11–7-го вв. до н.э.) наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей аэдов и рапсодов. Аэд- древнегреческий эпический певец эпохи бесписьменной поэзии (9–8 вв. до н.э.). Аэды выступали на пирах, общественных празднествах, погребальных церемониях. Мелодичная речитация сопровождалась ими игрой на форминге. Около 700 до н.э. Аэды уступили место рапсодам и кифаредам. Эти “сшиватели песен” воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались тем шестистопным стихом- гекзаметром, без разделения строфы, каким изложены и творения Гомера. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминге, струны которого натягивались поперёк выделанного черепашьего панциря, а позже на кифаре. Мелодии более ранних сказителей, аэдов были, вероятно речетативно-повествовательного склада; у более же поздних рапсодов собственно пение вытеснила певучая декламация. Это были первые известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Древний Рим (VIII в. до Р.Х.) Как и все искусство Древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса - духового инструмента типа флейты).

17 слайд

Описание слайда:

Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов). На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п.

18 слайд

Описание слайда:

Кроме салиев, большой популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (так назывались римские коллегии жрецов). Праздники «арвальских братьев» происходили в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая. Они выражали благодарность богам за собранный урожай, на них звучали молитвы о будущем. Тексты некоторых молитв и гимнов сохранились.

19 слайд

Описание слайда:

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровожденииструнных щипковых инструментов - кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняликантики (от «кано»- пою) - музыкальные номера речитативного характера.

20 слайд

Описание слайда:

Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес - любимец Калигулы, кифареды Менкрат - при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря. Кстати, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Другой император - Домициан - основал Капитолийские состязания, в которых музыканты соревновались в пении, игре на кифаре и авлосе, победителей увенчивали лавровыми венками. Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые римлянами праздники Вакха - знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры.

21 слайд

Описание слайда:

После завоевания Египта у римской аристократии вошли в моду водяные органы - гидравлосы, которыми украшались роскошные виллы и дворцы. Но чем воинственнее становилось государство, тем низменнее делались вкусы его граждан, и для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов. Музыки было много, слишком много, и в то же время ее не было. Не было в том возвышенном смысле, который придавала ей античная классика. Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку.

22 слайд

Описание слайда:

Развлечение стало единственным богом огромного большинства коренного населения Рима. Этому богу должна была поклоняться и музыка, если не хотела умереть с голоду. Исполнение песен, танцы или игра на флейте оплачивались невысоко и стояли для римлянина в одном ряду с фокусами и дурачеством. Положение прихлебателя и льстеца было пределом карьеры для музыканта. Угождение капризам знати и толпы невозможно совместить со старым поклонением природе. Именно в готовности идти на любые нарушения законов природы и проявлялась мера услужливости музыканта. Так, в музыке утверждается стремление к неестественному, а вместе с ним растет равнодушие и даже высокомерие к музыке природы. Мужчины, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, флейтисты и кифаристы, удивляющие виртуозностью игры, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы подхлестывали разгул толпы, рвущейся к развлечениям. В такую эпоху нетрудно было утратить веру не только в духовно-нравственную силу музыки, но и во всякое ее содержательное значение.

23 слайд

Описание слайда:

Упадок римской культуры длился несколько столетий, так что тяжелая болезнь музыкальной культуры начинала казаться вечным свойством самой музыки. Удивительно ли, что многие мыслители той эпохи стали свысока смотреть на музыкальные убеждения греческих классиков? Они утверждали, что музыка если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство. По мнению писателя-скептика II в. до н. э. Секста Эмпирика, музыка не способна выражать ни мысли, ни настроения. Поэтому она не может не только воспитать человека, но и чему-либо его научить. Она способна отвлечь на время от скорби и забот, но и в этом отношении не более эффективна, чем вино и сон. «Немногочисленность струн, простота и возвышенность музыки оказались совершенно устаревшими»,- с горечью писал великий историк и поклонник классики Плутарх. Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты... подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Поэтому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека.

24 слайд

Описание слайда:

«Культура Рима» - Памятники культуры эпохи. Задания для самостоятельной работы. Термы- бани, которые играли значительную роль в жизни римлян. Колизей(Амфитеатр Флавиев). Культура Древнего Рима. Яркие личности эпохи. Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Термы Каракаллы были расположены на площади в 11 гектаров.

«Рабство в Древнем Риме» - А может, я выдавливал не то? Оставь в «вечном городе» свой след: Баллада о рабе Автор: Юрий Розвадовский. Я много лет выдавливал раба. Главный вопрос: «Труд и жизнь рабов в Риме», с.228. Знакомьтесь, Свобода! ? Рабы - не мы? Домашнее задание: За один денарий - большую овцу. Ищем ответы в учебнике: Валерий Брюсов.

«Древний Рим МХК» - Форум. Колонна Траяна 114г. до н.э. План Рима. Интерьер Пантеона. Амфитеатр Флавиев (Колизей – Colosseum) Реконструкция. Римский форум в IV веке. Форум Траяна Реконструкция. Раскопанный в начале XVIII века мраморный постамент Колонны Траяна оказался ниже уровня застройки на три метра. Форум Августа.

«Римское право» - Продавец и покупатель приглашали пять свидетелей и весодержателя. Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Римскими юристами было дано определение права собственности. Источники. Приговоренный к смерти, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы. Важно: Примеры Римского права.

«Рабство в Риме» - Используя карту расскажите об одном из римских завоеваний. В крупных городах. План комбинированного урока. Дети рабынь. Источники рабства в Древнем Риме. О ком идёт речь: 1.С какими целями вёл войны Рим во II в.до н.э.? О чем говорят даты. Использование труда рабов в Древнем Риме. В центре Рима. Закрепление изученного материала.

«История Рима» - Римская культура. Обычная жизнь города. Римские правовые нормы нашли отражение в законах многих европейских государств. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. На арене Колизея проходили битвы гладиаторов. Начало Рима. Sic transit gloria mundi. Цивилизационное наследие Рима.

Всего в теме 19 презентаций

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на
три основных периода:
1. Искусство до римской Италии (3 тыс. до н. э.- 3 в. до н. э.);
2. Искусство Римской республики (3-1 вв. до н. э.);
3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. - 5 в. н.э.).

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме живопись ценилась намного сильнее, чем
скульптура. Римские дворцы, общественные здания,
амфитеатры украшались скульптурами, настенными
росписями, мозаикой и картинами.
Основными живописными сюжетами были мифы.
Но только мольбертная живопись считалась искусством -
в отличие от ремесленного создания фресок.
К сожалению, до наших дней образцы мольбертной живописи
(то есть написанных на холстах картин) тех времен
не сохранились, мы знаем, что ведущим в этом жанре был
портрет.

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Большую часть живописи древнего Рима составляли фрески,
на них изображены сами художники, созданы и различные
мольбертные картины. Дошедшие до наших дней эти
величайшие произведения настенной живописи
свидетельствуют о том, что древнеримские художники в
совершенстве владели кистью. Из сохранившихся
памятников являются фрески из Помпеи, где мы видим
изображенные яркими красками бытовые сцены,
натюрморты и мифологические сюжеты, в которых
фигурировали боги и герои.

Эти фрески писались в I-V веках. Они иллюстрируют все основные жанры
существовавшей тогда живописи: пейзажи, натюрморты, культовые картины (на
мифологические и религиозные темы), портреты и обнаженную натуру. Хотя
фрески считались скорее ремеслом, чем искусством, несомненно, многие создатели
настенных картин были греками и черпали вдохновение из утерянных сегодня
мольбертных картин.

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Живопись по назначению (Роду):
Жанры живописи:
1. Бытовой (сцены охоты, рыбной ловли,
1. Монументальная (росписи гробниц –
фреска; мозаика);
2. Декоративная (вазопись, орнамент);
3. Станковая (фаюмский портрет, пейзаж,
натюрморт, культовая картина (на
мифологические и религиозные темы),
батальные, бытовые сюжеты и обнаженная
натура).
Материал: восковые краски, камень,
смальта, стекло, керамика
танцев, сцены пира);
2. Батальный (сцены кровавых схваток,
борьба атлетов);
3. Мифологический (сцены из
древнегреческой мифологии, сцены
смерти, путешествия в загробном
царстве, суд над душами умерших);
4. Портрет;
5. Натюрморт (сер. I в.).

Древнеримские художники рисовали в основном на белом или черном фоне. Они
знали некоторые законы перспективы и добивались мнимого расширения
пространства картины, обрамляя ее декоративными архитектурными
элементами.
Фрагмент фрески из Боскореале

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Пейзажи, здания, людей и животных
они изображали, используя почти
импрессионистские приемы
накладывания краски и пастельные
тона. Картины обычно украшали
коридоры и стены столовой. Они
освещались колеблющимся светом
масляных ламп, что придавало
им еще более сказочный вид.
Юлию Цезарю приписывают введение
моды на изобразительные выставки
в общественных местах. Около
I века в столице находились сотни
работ известных греческих
живописцев.

Спокойные пейзажи должны были отображать мир и процветание, которые привнесли
император Август и его потомки после десятилетий гражданских войн, разорявших страну
до I века. Эта же идея должна была отражаться и в натюрмортах, на которых в изобилии
изображались фрукты, овощи, рыба и дичь. Этот жанр пришел в Рим из Греции
и назывался xenia, так же как и фрукты, которые преподносил грек в качестве приветствия
своим гостям.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

В римской мольбертной
живописи наиболее
распространенным жанром
был пейзаж. Типичные
элементы римских
пейзажей: «гавани, мысы,
морское побережье, реки,
фонтаны, проливы, рощи,
горы, крупный рогатый скот
и пастухи».

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

Техника живописи:
1. Фреска (живопись по
сырой штукатурке);
2. Темперная живопись;
3. Мозаика;
4. Энкаустика (восковая
живопись);
5. Клеевая живопись (краски
разводятся связывающей их
жидкостью, например клеем,
яйцом, молоком, древесным
соком, а затем наносятся на
однородную поверхность).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ

1.
2.
3.
Многоплановое
композиционное построение;
Свободная пластическая лепка
фигур, которые естественно
располагаются в окружающем
пространстве, или точно
связанных с плоскостью стены;
Яркие красочные сочетания
(многообразные оттенки)- II-I
вв. н.э.

Инкрустационный стиль - это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку
стен драгоценными камнями.

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ
ЖИВОПИСИ
«Архитектурный», или второй
помпейский стиль I в. до н. э., стены домов превратились в
подобие городского пейзажа,
включавшего изображения колоннад,
всевозможных портиков и фасадов
зданий.
Настенная живопись. На совершенно
гладкой поверхности стены изображали
фасады в натуральную величину на
пейзажном фоне. Интерьер, написан так
иллюзорно, как будто они
действительно стоят вокруг, образуя
чуть ли ни целые кварталы.
Ферска из Боскореале

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

«Канделябровый стиль»
(конец I в. до н. э.) - 50-е гг. I в. н.
э.). Мастера вновь вернулись к
плоским декоративным
орнаментам. Среди архитектурных
форм преобладали легкие ажурные
сооружения, напоминающие
высокие металлические
канделябры, между ними
помещались заключенные в рамы
картинки («Нарцисс»). Их сюжеты
непритязательны и просты, часто
связаны с пастушеской жизнью.
Фресковая роспись «Нарцисс»

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Орнаментально-декоративный - легкие,
графические узоры, небольшие картины
расположенные на фоне обширных
пространств.
Золотой дом императора Нерона

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска «Исида и Ио» из храма Исиды в Помпеях

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Похищение Европы. Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

Портрет супругов. Фреска из Помпей

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Начиная с середины I в. в изобразительном
искусстве начал формироваться жанр
натюрморта. Возникший в поздней классике
IV в. до н. э. и блистательно развивавшийся в
эпоху эллинизма, натюрморт приобрел теперь
новый смысл. В нем появились «высокое» и
«низкое» направления. Римляне часто
изображали мясные лавки, в которых висят
туши животных. Однако они писали и глубоко
символические произведения, полные тайного
смысла. Такого рода роспись была выполнена
в гробнице Вестория Приска в Помпеях. В
центре композиции - золотой стол на фоне
алой драпировки. На столе стоят серебряные
сосуды изящной формы - все парные,
расставленные строго симметрично: кувшины,
рога для вина, черпаки, чаши. Все эти
предметы как бы группируются вокруг
центрального кратера - сосуда для
смешивания вина и воды, воплощенного бога
плодородия Диониса-Либера.
Персики и стеклянный кувшин. Фреска из Геркуланума. Около 50 г.
Фреска

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (МОЗАИКА)

Без римской мозаики невозможно представить себе
древнеримское искусство. Композиции мозаичных полов
из цветных камней, смальты, стекла, керамики
встречаются на всей территории Древнего Рима.
Старейшие мозаичные образцы римской укладки,
найденные при археологических раскопках, относятся к IV
веку до н.э. А в период расцвета Римской империи
мозаика стала самым распространенным способом декора
интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм,
и частных атриумов.

СЮЖЕТЫ РИМСКИХ МОЗАИК

Сюжеты римских мозаик
безграничны и варьируются от
сравнительно простых орнаментов
до многофигурных художественных
картин со сложной
пространственной ориентацией.
Венки из виноградных листьев и
сцены охоты с подробными
изображениями животных,
мифологические персонажи и
героические походы, любовные
истории и жанровые сцены из
обыденной жизни, морские
путешествия и военные сражения,
театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной
мозаики определялся или заказчиком
(иногда мозаика запечатлевала даже
портрет хозяина дома, например),
или назначением здания.

В Древнем Риме мозаику использовали
для украшения практически любых
значимых сооружений - городских и
загородных вилл знати, городских
терм, дворцов.
Атлеты. Мозаика пола терм Каракаллы, III в.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Характерные особенности
каменной мозаики:
Фоновые элементы римских мозаик светлые
и достаточно крупные, формируется
однотонными камнями с хаотичной
укладкой без определенного порядка.
Элементы рисунков и фигур - более мелкие,
но часто все же крупные для выбранного
рисунка.
Разнообразие цвета зависит от
возможностей мастера в каком-то
конкретном поселении или финансовых
возможностей заказчиков.
Если мозаики больших дворцов подчас
поражают изысканностью цветовой гаммы,
то небольшие композиции кажутся
ограниченными в выборе цветов.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Древнеримская мозаика из цветного стекла
Мозаика Древнего Рима. I-IV вв. н.э.

Искусство составления каменной
мозаики начиналось с незамысловатых
узоров из цветной гальки, которыми
древние греки украшали внутренние
дворики своих домов. Позднее при
оформлении интерьеров дворцов и
храмов стали использовать гранит,
мрамор, полудрагоценные и даже
драгоценные камни. Первыми
выкладывали полы, из вторых создавали
удивительные по красоте панно.
Виллы вельмож Древнего Рима украшались мраморными полами и мозаикой
из разноцветного камня в виде сложного орнамента и целых картин с
мифологическими сюжетами

НАПОЛЬНАЯ КАМЕННАЯ МОЗАИКА ДРЕВНЕГО РИМА

Благодаря таким свойствам
камня, как прочность,
устойчивость к разрушению и
старению, мы и сегодня можем
любоваться фрагментами
изумительных мозаичных полов
в античных памятниках
архитектуры, сохранившихся на
территории Эллады. Например, в
храме Зевса (V в. до н. э.)
изображения морских божеств в
обрамлении орнаментов
сложены из мелких (около 1 см в
поперечнике) рубленых кусочков
камней разного цвета. Так
появилась одна из основных
техник составления мозаичных
рисунков - наборная.
Римская мозаика. Кельн. Керамика и камень

НАПОЛЬНАЯ МОЗАИКА ДРЕВНЕГО РИМА

Римские напольные мозаики на вилле
Романо дель Казале в Пьяцца-Армерине уникальное «окно» в Древний мир.
Полученную поверхность либо
шлифовали, либо, если она находилась на
достаточном удалении от зрителя,
оставляли шероховатой. Швы между
кубиками могли отличаться по толщине,
что придавало изображению эффект
объема.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Битва Александра Македонского с Дарием III при Иссе. Мозаика из дома Фавна
в Помпеях. Неаполь. Национальный музей

Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Битва кентавров с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин.
Государственный музей

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Охота на оленя.

Дионис.
Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Мозаика римской виллы с изображением сцены ловли рыбы в саду

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Мозаика римской виллы с изображением сцены с животными

Древнеримские художники стремились
к максимальной схожести при
изображении людей. Примером
этого могут послужить знаменитые
фаюмские портреты (I-III века). Они
сформировались под влиянием
греко-римской традиции.
На них обычно изображались
представители римской элиты, о чем
свидетельствуют одежда, украшения
и прически изображенных людей.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

И эти прекрасно сохранившиеся
в пустыне картины, по мнению
специалистов, нельзя назвать
исключительно местным
феноменом - искусство
живописи на Апенниннском
полуострове достигало такого
же высокого уровня, хоть
и не дошло до наших дней.
Портрет пожилого мужчины. Энкаустика. Конец I в. н.э.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ (по названию
оазиса Фаюм в Египте, где были впервые
найдены и описаны). Это посмертные
живописные изображения усопших
созданные в технике энкаустика в Римском
Египте I-III веков. Своё название получили
по месту первой крупной находки в
Фаюмском оазисе в 1887 г. британской
экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Являются элементом видоизмененной под
греко-римским влиянием местной
погребальной традиции: портрет заменяет
традиционную погребальную маску на
мумии. Находятся в коллекции многих
музеев мира, в том числе Британского
музея, Лувра и в Музее Метрополитен в
Нью-Йорке.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

Фаюмский портрет отличавшиеся
объёмной светотеневой моделировкой керамической посуды Древнего Рима. Здесь были
широко распространены сосуды с рельефным
орнаментом, покрытые прозрачной глазурью.
Римские строители широко применяют керамику, из
нее выполняют сложные архитектурные детали.
Древнеримская вазопись. Краснофигурный стиль

ОРНАМЕНТ
ДРЕВНЕГО РИМА
Орнамент в костюме:
Цветовая гамма в римском костюме- яркая,
красочная, основные цвета- пурпурные, коричневые,
желтые. В период Империи цветовая гамма
приобретает сложный, изысканный характер в
оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и
зеленого с белым, светло-лилового с желтым,
серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую
орнаментацию- круги, квадраты, ромбы с
вписанными в них розетками, четырехлистниками,
стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра,
гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы
двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором
придавало ткани особую пышность и роскошь.

ОРНАМЕНТ
ДРЕВНЕГО РИМА
Многие формы декора были заимствованы у греков
древними римлянами. Переняв у греков многие
орнаментальные мотивы, римляне их творчески
переработали сообразно своим вкусам и менталитету.
В орнаменте возникает принципиально новое для
древней культуры качество - в нем появляется
«личное» взаимодействие персонажей между собой.
Основные римские элементы орнаментики - это
листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги,
колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей,
маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с
ними изображались вазы, военные трофеи,
развевающиеся ленты и т.д. Часто они имеют
реальную форму. Орнаментика несла в себе и
определенные символы, аллегорию: дуб считался
символом высшего небесного божества, орел -
символом Юпитера и т.д.

1 слайд

2 слайд

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо нента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности - сна чала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логи ка: расцвет эллинского искусства приходится на V - IV вв. до н. э., расцвет римского - на I-II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима - 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов.

3 слайд

Портрет Помпея Необходимо отметить эволюцию - от портретов римлян Ранней и зрелой республики, замкнутых в своем обособленном родовом мирке,- к портретам деятелей Поздней республики, таких, как Помпеи, Цезарь, Цицерон. В пластике этих образов воплощаются уже почти имперские претензии. Приобретающее сильный общественный резонанс значение изображенного выходит за рамки республиканских представлений.

4 слайд

Помпеи. Улица в городе Ваятели тех лет стремились прежде всего поразить человека. Скульп тор Зенофор воздвиг Нерону громадную статую, высившуюся долгое время у вестибюля Золотого Дома. Это был грандиозный, внушавший, вероятно, страх римлянам, портрет, не имевший ничего общего с колос сами древних греков. Широкое распространение в первый период расцве та искусства Империи получила, однако, и камерная скульптура - укра шавшие интерьеры мраморные статуэтки, довольно часто находимые во время раскопок Помпеи, Геркуланума и Стабии.

5 слайд

Колизей Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров, - один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.

6 слайд

Символ Рима - знаменитая Капитолийская волчица. Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina) - этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

7 слайд

Базилика Эмилия Базилика Эмилия, остатки которой до сих пор можно видеть на северной стороне перед Базиликой Юлия, была построена в 179 г. до н. э. Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором на месте более старого храма. Сейчас в это сложно поверить, но Плиний старший называл базилику одним из красивейших зданий на свете. В базилики было три нефа и три входа с площади, большие окна для освещения внутреннего помещения, рельефные украшения, изображающие мифическое основание города. Во время правления Августа напротив базилики был построен портик Гая и Луция.

8 слайд

Телега Нептунова В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). В 1660 году Георг Швайгер (нем.Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (нем. Christoph Ritter)представили модель в виде её составных частей.Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (нем.Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в 1688-1694 годах.Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt). Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе.В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф. Установленная в настоящее время в городском парке Нюрнберга копия находится там с 1902 года.

9 слайд

Пантеон Пантеон (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντεζ - все и θεόζ - бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

10 слайд

Фонтан Черепах Фонтан Черепах на небольшой площади Маттеи - наиболее очаровательный из фонтанов Рима. Его красота, его изящные линии заставляют верить в легенду о том, что эта жемчужина искусства конца XVI века принадлежит Рафаэлю.Однако это работа Ландини (1585 год).

11 слайд

Рельеф с фигурами римских сановников выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья. В прошлом веке, однако, возник интерес к археологии и начались систематически ведущиеся раскопки.

12 слайд

Храм Антонина и Фаустины Воздвигнут Сенатом в 141 году н.е. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. От храма остались коринфские колонны, поддерживающие изумительно расписанный антаблемент. В XI веке храм был переделан в христианскую церковь, посвященную Сан Лоренцо ин Миранда и перестроен в 17-м веке.

13 слайд

Храм Ромула Считалось, что этот храм был воздвигнут Максенцием для сына Ромула, умершего ребенком в 307 году н.э., но, вероятно, речь идет о храме Пенатов, сооруженном на месте одного ранее разрушенного храма, на руинах которого построили большую базилику. Большая часть храма сохранилась благодаря превращению в атриум церкви Святых Косьмы и Дамиана (VI век н.э.).

14 слайд

Ипподром Домициана Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.

15 слайд

Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведе ние - не только звено в цепи художественного развития, но и неповтори мое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. «Аудитория» у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и северо африканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему лю дей различных сословий, рас, общественных положений.

16 слайд

Но в древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.