Профессия кукольника – сложная, но очень интересная работа не только за ширмой, но и впереди нее. Мастер кукол (Художник-кукольник) — А вы сразу знаете, какой будет будущая кукла

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессия КУКЛОВОД Презентация к уроку

История возникновения Кукольный театр появился на площадях улиц, а создателями его были актеры-одиночки, которые являлись предшественниками сегодняшних актеров кукольных театров.

К укольные представления в наши дни Современные актеры кукольных театров работают также в шоу-бизнесе, где они ставят концертные номера, различные представления, пародии, снимаются в различных фильмах, организуют праздники. к уклы-гиганты, надувные куклы, куклы на запястье, паркетные куклы.

Разнообразие кукол-актеров Актеры-кукловоды могут исполнять роли как в кино, так и в спектаклях. Помощниками в этом являются куклы, разнообразие которых на сегодняшний день довольно значительное. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер. Куклы-марионетки

Куклы-марионетки, Пальчиковые куклы, Плоские куклы.

Особенности профессии Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передает тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее.

Особенности профессии Для кукловода очень важна физическая сила, координация движений, ловкость, поскольку существуют куклы большие, неудобные и тяжелые. Кукловоды должны весь спектакль поднимать, подпрыгивать, бегать с куклам. Одновременно с этим он обязан озвучивать ее.

Особенности профессии Кроме того, актер должен обладать творческими свойствами: чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом. Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление.

Особенности профессии Оказывается, что работа кукловода не так уж и проста, как кажется, когда вы сидите в зале и наблюдаете за великолепным представлением, которое представляет актер-кукловод.

Статья взята с сайта «Театр кукол им. А.К. Брахмана » Фотографии из сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (другое название праздника - Международный день театра кукол) пришла деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана еще в 2000 году.
На XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение, но тогда этот вопрос так и не был решен.

Дата празднования дня кукольника была определена в 2002 году и с 21 марта 2003 года этот день празднуют профессионалы и поклонники театра кукол во всем мире.

По традиции, в этот день работники театров и творческих кукольных коллективов организуют необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

В Международный день кукольника можно присоединиться к торжествам, посетить представления с участием рукотворных персонажей, а можно приобрести авторскую куклу.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии КУКОЛЬНИК.

История кукол

История профессии "Художник-кукольник"

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 веке до н.э.
Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой.
Известным центром игрушек был город Сордис.

С древних времен на Руси известна профессия кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног.
Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Художник-кукольник находит образ куклы, придает ему натуральность, чтобы получился «живой» человечек, а не просто тряпичная кукла.

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Особенности профессии: На создание хорошей куклы могут уходить месяцы.

Рабочее место художника-кукольника

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества профессии
Профессия художника-кукольника предполагает наличие у человека:
художественных способностей,
творческие способности,
богатого воображения,
хороших зрения и глазомера,
наблюдательности,
склонности к работе руками,
оригинальности и находчивости,
чувства гармонии и вкуса.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с различными материалами - текстилем, деревом и т.д.

Учебные заведения

Стать художником-кукольником для кукольного театра можно, окончив в Санкт-Петербурге факультет театра кукол по специальности «Художник-технолог театра кукол».

Помимо общих предметов специальности «Художник-технолог театра кукол» студенты дополнительно изучают технологию художественного оформления спектакля в театре кукол, конструирование и технологию создания театральной куклы, макетирование, расчет театральных конструкций, технологию художественного светового оформления спектакля в театре кукол, скульптуру и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут работать над оформлением спектаклей в театре кукол в сотрудничестве с художником-постановщиком, а также преподавать конструирование и технологию создания театральной куклы и технологию художественного оформления спектакля в театре кукол в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Мастером кукол можно стать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна.
Можно также самостоятельно учиться дома с помощью книг.

Книги о куклах

Абраменкова, В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. - М. : Лепта-пресс: Яуза: ЭКСМО, 2006. - 633, с. - (В помощь родителям).

На С. 500-516 в главе 9 «Делаем игрушки сами» автор рассказывает о русских игрушках и народных русских куклах, которые делают рукодельницы своими руками.

Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками: [для чтения взрослыми детям] / Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, . - 111 с. - (Моя первая книга).

Народные тряпичные куклы пришли в гости к нам из всех уголков России.
В куклы не только играли – с ними справляли календарные обряды, с ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.
Сказки, пословицы, поговорки и обилие интересной информации, содержащиеся в этой книге, расширят представление читателей об искусстве создания кукол.
Книга расскажет о древнем искусстве и научит детей и взрослых мастерить традиционные тряпичные куклы.
В помощь читателям предложены схемы, рисунки и описания, которые помогут создать интересных кукол.

Войдинова, Н. М. Куклы в доме / Н. М. Войдинова; худож. В. Н. Конюхов. - М. : Профиздат, 1998. - 135 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).

В книге профессионального художника-кукольника Надежды Войдиновой собраны разнообразные материалы по куклам с авторскими комментариями.
Книга адресована всем, кто хочет заняться изготовлением кукол.
Прочитав эту книгу, вы научитесь делать своими руками кукол на чайник, кукол-карманов, мягких кукол для оформления интерьера, кукол-петрушек, кукол для этнографической коллекции и многие другие виды кукол.
Подробное описание и иллюстрации в тексте наглядно покажут, как все это сделать.
Благодаря этой книге Вы сможете наполнить свою жизнь, жизнь ваших детей и друзей полезными и оригинальными предметами быта, что создаст в доме особый уют и настроение.

Где появились куклы? // Все обо всем: попул. энцикл. для детей. Т. 1 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Слово, 1998. – С. 305-306.

Кукла – один из первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и цивилизованных народов. Но где же кукла появилась впервые? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этой книге!

Голдовский Борис Павлович. Куклы: энциклопедия / Голдовский Борис Павлович - М. : Время, 2004. - 494, с. : ил.

Данная научно-популярная энциклопедия посвящена древнему виду человеческого творчества - искусству кукол.
Обширный материал книги собран и систематизирован учеником великого кукольника Сергея Владимировича Образцова – Борисом Павловичем Голдовским.
В энциклопедии содержится около двух тысяч статей, посвященных куклам и кукольникам, театрам и фестивалям, куклотерапии и куклам с искусственным интеллектом и обо всем том, что имеет хоть какое-то отношение к миру кукол, почти столь же разнообразному, сложно устроенному и прекрасному, что и мир людей.

Дангворт, Р. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы: [для мл. и сред. шк. возраста] / [Р. Дангворт, Р. Гибсон, К. Хайнс, Д. Харви] ; пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. - М. : Росмэн, 1999. - 64 с. : цв. ил. - (Наши руки не для скуки).

На С. 33-64 в разделе «Домашний кукольный театр», который написан профессиональным кукловодом и мастером по изготовлению кукол Кеном Хейнсом, даны способы изготовления различных видов кукол – от кукол из носков дол марионеток на ниточках.
Перед началом изготовления кукол даются полезные советы по общей технике изготовления кукол и по выбору материалов.
Все приемы изготовления кукол описаны от простого к сложному.
В результате получаются забавные животные из носков, куклы-перчатки, куклы с подвижным ртом, куклы на палочках, забавный клоун из фетра и куклы-марионетки на ниточках.

Зайцева, А. А. Куклы в вашем доме / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2009. - 61, с. : цв. ил. - (Азбука рукоделия). - Загл. обл. : Оригинальные куклы: изготовление своими руками.

В книге члена Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Анны Зайцевой представлены самые популярные техники изготовления авторских кукол.
Принято считать, что сделать авторскую куклу человек, который никогда не брался за это, просто не сможет.
Однако надо попробовать начать с самого простого, довериться своей фантазии и вкусу, следовать советам опытного автора – и у Вас получатся необыкновенные куклы – на жестком или полужестком каркасе, мягкие куклы, шитые, вязаные или из помпонов.
И все Ваши куклы будут авторскими, потому что вы сами и есть – автор!

Зайцева, А. А. Сказочные куклы своими руками / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2013. - 95 с. : цв. ил.

Эта книга дизайнера Анны Зайцевой - настоящее практическое пособие, в котором подробно и понятно рассказывает, как придумать образ будущей куклы, какие материалы и инструменты понадобятся для воплощения мечты, как правильно рассчитать соотношение деталей куклы, с помощью каких приемов изготовить фигурку куклы и как снять мерки и сшить по ним кукольную одежду.
В книге содержится замечательная коллекция моделей кукол, созданных по мотивам волшебных сказок и легенд, например, эльф-лучник, королева эльфов, Рождественский ангел, Воинственный Гном, Коломбина и Принцесса на горошине.
Пошаговые иллюстрации, необходимые выкройки и шаблоны с точными размерами помогут Вам создать замечательные куклы своими руками!

Клепа в мире игрушек: [альманах] // Клёпа. - 2001. - № 74. – 33 с. : цв. ил.

Трудно представить жизнь без игрушек!
Игрушки - не только предмет забавы и развлечений, но и формирует вкус, развивает фантазию и воображение.
Игрушка, созданная настоящим мастером-художником, становится произведением искусства.
На страницах этого альманаха читатель узнает, из чего изготавливали куклы в каменном веке, с какими куклами играли девочки в Древнем Египте в Европе в XVIII веке, в каком веке начался расцвет игрушечного дела, что умеют делать «живые игрушки» и многое другое!

Клёпа в мир кукол // Клёпа. – 2014. - № 3. – 31 с. : цв. ил.

В мире много кукол, и игровых, и коллекционных, и обрядовых, а ещё есть куклы-обереги, балаганные куклы и куклы-марионетки!
Вместе с девочкой Клёпой и её друзьями читатель узнает много нового и увлекательного об истории кукол, полюбуется авторскими куклами Олины Вентцель, дымковскими игрушками и японскими церемониальными куклами, которые делаются специально для «Праздника девочек», познакомятся с самым большим и известным собранием кукол в полный рост – с Музеем восковых фигур Марии Тюссо!
В номере имеются руководства, как изготовить шикарное бальное платье для своей любимой куклы и как испечь вкуснейший кекс «Арлекин»!
В рубрике «Читалка» напечатана сказка Ганса Христиана Андерсена про кукольное представление.
А вот какая сказка Вы узнаете, прочитав этот номер журнала!

Лебедева, Т. В. Красивые стильные куклы своими руками / Т. Лебедева, Т. Шевченко. - Ростов н/Д. ; М. : Владис; РИПОЛ классик, 2012. - 190, с. - (Красивые вещи своими руками).

Стильная авторская кукла - прекрасный подарок близкому человеку и оригинальная игрушка для ребенка. Кукла, сделанная своими руками, обязательно имеет свой характер, ведь тот человек, который ее создал, вложил в нее частичку своей души. Эта книга расскажет, как сделать супермодную оригинальную куклу-тильду или даже традиционную вязаную куклу. Два замечательных мастера поделятся с Вами на страницах этой книги своими умениями и секретами.

Ликум, А. Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 2 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Ключ-С, 1998. – 510 с.

На С. 508-509 содержится информация о том, кто и когда сделал первую куклу, а на С. 412-414 – о том, как начинались кукольные представления и где их начали разыгрывать впервые.

Почему люди играют в куклы? // Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 13 / науч. ред. В. В. Славкин; сост. Г. П. Шалаева. - М. : Слово: АСТ, 1998. – С.119-120.

Человек играет в куклы с глубокой древности. Кого изображали первые куклы? Когда к куклам пришла настоящая популярность? Почему люди играют в куклы? Ответы на все эти вопросы ищите в этой книге!

Юрина, Н. Г. Куклы / Н. Г. Юрина. - М. : Слово/Slovo, 2002. - 48 с. : цв. ил. - (Что есть что).

Эта книга из серии «Что есть что» рассказывает о том, как и когда впервые куклы превратились в детские игрушки, какие города прославились производством кукол и в каких кукол играют дети всего мира.
На С. 26-27 содержится информация о профессии кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног. Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Я познаю мир: дет. энцикл. : Игрушки / [авт.-сост. Н. Г. Юрина]. - М. : АСТ, 1999. - 494 с.

Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
Книга познакомит юного читателя с историей игрушек во все времена, а также расскажет о коллекционных куклах, куклах из различных материалов от бисквита до целлулоида, о куклах аристократов, этнографических куклах и многих других.
На С. 32 и 37 описана профессия кустарихи-одевальщицы.

Я познаю мир: дет. энцикл. : История ремесел / [атв. Е. Пономарев, Т. Пономарева; под общ. ред. Е. М. Ивановой]. - М. : АСТ, 2000. - 414 с.

Страницы этой книги познакомят юного читателя с историей происхождения ремесел и откроют древние тайны гончаров, ткачей, плотников и других мастеров своего дела.
На С. 269-270 описано ремесло кожаных дел мастера, который создает кукол вайянг для театра теней.

Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.

Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть

Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.

2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?

3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?

4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...

5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.


Автоматоны // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9. – (Что это?).

В статье журнала рассказывается о механических куклах – автоматонах: о том, когда они появились и какие существуют виды автоматонов.

Андрюшина, Л. П. Кукла – неизменная спутница человека: из опыта профессионалов: [сценарий урока для дошкольников] / Л. П. Андрюшина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. - № 9. – С. 3-6.

В ходе занятия дети знакомятся с традициями игрушечного мастерства и видами русских народных лоскутных кукол, а затем, пытаются смастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом.

Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с. - (Игровая деятельность в ДОУ).

Игры и игрушки являются важнейшей составной частью образовательного пространства детства. Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает.
В данном пособии представлены развивающие познавательно-игровые занятия для детей 2-7 лет и рекомендации к организации игрового пространства, разработанные в соответствии с ФГТ.
Книга содержит сведения о зарождении кукольных производств, промыслов в России и за рубежом.
Литературный материал в приложениях можно использовать для организации праздников, развлечений, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, для чтения детям и заучивания наизусть.
Пособие предназначено для работы с детьми во всех видах дошкольных образовательных учреждений.

Гумерова, М. Игрушки петербургских детей / М. Гумерова, Е. Князева // Обруч. – 2013. - № 5. – С. 28-31.

В статье подробно рассказано о том, во что играли дети эпохи «первого в России детского сада», какие игрушки предназначались для знатных людей, а какие для простого народа, из каких материалов делали кукол в 19 веке и о многом другом. Статья подготовлена на основе материалов Государственного музея истории Петербурга.

Куклы из Японии // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9.

В статье журнала рассказывается о японских куклах-неваляшках - дарума, дворцовых куклах – госё-нингё, «плачущих куклах» - кокоэси и куклах исё-нингё.

Сухарева, Т. Е. Внеклассное занятие «Кукла – дело серьезное»: [сценарий]/ Т. Е. Сухарева // ПедСовет. – 2012. - № 11. – С. 2-7.

Во время занятия учащиеся знакомятся с историей развития кукол на Руси. Сценарий содержит познавательную беседу, кукольное представление и танцевальные задания

Казунина, И. Кукла в моде и в истории / И. Казунина // Обруч. – 2012. - № 6. – С. 35-36.

В статье рассказывается о том, что благодаря нарядам кукол можно познакомиться с историей моды, её великолепием и причудами, а также о том, когда в России появилась профессия кустарихи-одевальщицы.

Гордеева, И. Н. Хоровод любимых кукол: карусель загадок: [сценарий праздника для детей 7-8 лет] / И. Н. Гордеева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. - № 10. – С. 51-52.

Во время праздника учащиеся знакомятся с миром кукол вместе с Петрушкой, Ванькой-Встанькой, Матрёшкой, Плюшевым Мишкой, Мальвиной и Красной Шапочкой, а также участвуют в интерактивных заданиях и отгадывают загадки о куклах.

Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре: [сценарий занятия для дошкольников] / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.

Во время занятия дошкольники знакомятся с типологией традиционных русских народных кукол, с описанием современной куклы, сравнивают традиционных кукол с игрушками массового производства, а затем, пробуют сделать своими руками куклу «Нянюшку» и Ангелочка.
Приложениями к сценарию являются конспект занятия «Игрушки» (в разновозрастной группе), конспект мастер-класса «Технология изготовления кукол» и консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Федосова, Т. Хина мацури – праздник кукол: [сценарий познавательно-развлекательных занятий для детей среднего дошкольного возраста] / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 23-28.

Во время занятий дошкольники знакомятся с традициями проведения фестиваля кукол – Хина мацура в Японии – праздник для маленьких девочек, который японцы отмечают 3 марта. В домах обязательно устраиваются небольшие выставки кукол в национальных японских одеждах. Предлагаемый сценарий занятий не только знакомит детей с этим праздником, но и позволяет проявить творческие способности во время изготовления японских вееров и изображения сказочных добрых и злых животных.

Живые куклы: [сказки: для мл. шк. возраста] / худож. Е. Володькина. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2012. - 101, с. - (Литературные сказки для младших школьников). - Содерж.: Любимая игрушка / В. Ливанов. Кукольная комедия / В. Виткович, Г. Ягдфельд.

В сборник вошли произведения известных писателей В. Ливанова, В. Витковича и Г. Ягдфельда.
Девочке Кате на день рождения подарили новую игрушку – нарядного клоуна с бубенчиком на колпаке.
Её старенький и заштопанный плюшевый Мишка страшно переживал и даже ушел из дома, потому что был уверен: Катя больше не будет любить его как прежде, ведь на нем не было ни блестящего костюма, ни жабо, ни колпака…
Чем закончилась эта история, Вы узнаете из сказки «Любимая игрушка».
В Воротниковском переулке Москвы в доме № 7,когда маленькая Тата заболела, а её мама ушла в аптеку за лекарством, пришел очень странный господин, назвавшийся Могэсом, и на глазах у перепуганной девочки превратил ее вредную соседку Лилю в куклу!
Каково же было удивление Таты, когда выяснилось, что ее игрушечный повар совсем недавно работал в настоящем кафе, а кукла с чайника была ленивой управдомшей из их двора.
О том, смогут ли куклы снова стать людьми, и что им для этого придется сделать и осознать, Вы узнаете, прочитав «Настоящую комедию».

Иванов, А. Д. Загадка старинной куклы: повесть / А. Д. Иванов, А. В. Устинова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 237 c. - (Детский детектив). -ISBN 5-04-000953-4 (в пер.)

Происходит вооруженное ограбление галереи старинных игрушек. Трое в масках уносят всё! Хозяйка галереи в отчаянии. Пятеро друзей начинают расследование и даже не подозревают, что за ошеломляющее открытие их ждет!


Каменная, Г. А. Приключения старой куклы: сказоч. повесть / Г. А. Каменная; рис. Л. Коммунар. - М. : Махаон, 2003. - 32 с. : цв. ил. - (Малышам о хорошем).

Эта повесть рассказывает о сказочных приключениях куклы, о дружбе и преданности старым друзьям. Книга предназначена для детей дошкольного возраста.


Келли Ф. Тайна тряпичной куклы: [повесть] / Келли Ф. ; [пер. с англ. С. И. Бестужевой]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 219, с. - (Черный котенок)(Детский детектив).

Ночью в доме, где гостят на каникулах члены Детективного клуба, появляется таинственная незнакомка. Кто она такая? И почему ее так интересует старая тряпичная кукла? "Здесь кроется какая-то тайна!" - решают Холли, Трейси, Белинда и начинают новое расследование…


Кукольный бунт: То самое происшествие, которое записал под диктовку куклы Мими А.А. Федоров-Давыдов: сказки - М. : Профиздат, 1992. - 39 с.

"Вот так штука!.. На елке горели два восковых огарка, которые слабо освещали темную залу. А по полу двигалась целая процессия. Впереди шла кукла Матрешка, за ней Япончик, потом Робинзон, Полишинель, Петрушка, - да всех и не перечислишь...
Любопытнейшие приключения в кукольном мире, свидетелями которых стали маленькие Таня и Боря, наверняка заинтересуют детей, читателей этой занимательной книги.

Курчевский, В. В. Художники и куклы: [рассказы: для детей дошк. возраста] / В. В. Курчевский; худож. В. В. Курчевский. - М. : Малыш, 1989. - с. : цв. ил.

Книга содержит сказки познавательного характера, в которых главный герой - кукла по имени Чуфело Марзуфело знакомит ребят с другими куклами: из мультфильмов, из кукольного театра и из мастерской художника.

Моргунова, Л. Умницы-куклы: [стихи] / Моргунова Л. ; [худож. С. Болотная]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям).

Стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Никитина, Н. Вот какие куклы! : [стихи] / Никитина Н. / [худож. Н. Князева]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям). -ISBN 5-94582-753-3

Еще одно стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Фарфоровая кукла: [рассказ-страшилка] // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 23.

Девочка по имени Оля очень хотела фарфоровую куклу, но ее мама не могла ей купить эту куклы, потому что он очень дорого стоила.
Однажды странная старушка, хитро улыбаясь, подарила Оле куклу, ту самую, о которой Оля так мечтала!
Какие события последовали в жизни Оли и ее родителей после этого необычного подарка Вы узнаете, прочитав этот рассказ.


Шишкова-Шипунова, С. Генеральша и ее куклы: [роман] / С. Шишкова-Шипунова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 350, с.

Все смешалось в доме генерала. В его семье все складывалось удачно - карьера неизменно шла в гору, идеальная жена, у которой есть роскошная и дорогостоящая коллекция кукол. И вдруг жена генерала исчезает из роскошного трехэтажного особняка на берегу моря... Похищение? Несчастный случай? Эта история показана глазами жены генерала и почти детективная история оборачивается психологической драмой.


Спрашивайте эти книги и журналы в библиотеках города Пскова!


Мастера-кукольники


Петербургский музей кукол - один из первых негосударственных музеев России, был создан в 1998 году при научно-методическом руководстве Российского Этнографического музея.

Основу музейных фондов составили несколько частных коллекций, которые сегодня пополняются современными авторскими и антикварными куклами.

Петербургский музей кукол - это единственный музей в Санкт-Петербурге, наиболее полно рассказывающий о куклах.

В 9 залах постоянной экспозиции, среди которых залы интерьерной куклы, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, залы "Театр и маскарад" и "Лесное царство", а также демонстрационные мастерские по изготовлению сувенирной куклы открывают посетителям мир кукол.

Важную часть экспозиции музея составляют куклы, текстильные коллажи, маски, выполненные студентами постановочного факультета Академии театрального искусства.


В пражском музее представлено более двух с половиной тысяч кукол Барби и три тысячи аксессуаров.

Среди коллекционных кукол можно увидеть куклу Барби в образе популярных звезд музыки и кино, как, например Шер, девушки Джеймса Бонда, Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор или Шакиры.

Также имеются Барби в образе знаменитых и популярных детских персонажей - Шрека, Гарри Поттера, Джека Воробья и Анжелики из фильма «Пираты Карибского моря», а также представителей саги «Сумерки».


Памятники куклам – литературным персонажам

В 2013 году в Самаре была открыта бронзовая скульптура Буратино - героя сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".

Открытие скульптуры было приурочено к 130-летию со дня рождения писателя Алексея Толстого, который в Самаре провел свои детские годы.

Скульптура находится у ворот самарского литературного музея: бронзовый Буратино стоит, высоко подняв вверх руку с ключиком, у его ног - большая книга.

Памятник создавался на основе образа главного героя советского фильма "Приключения Буратино".

Скульптура литературному персонажу Ханса Кристиана Андерсена Оле-Лукойе является символом детского кукольного театра "Огниво" г. Мытищи (Московская область).
Она была установлена в 2006 году на территории театрального сквера.

Памятник гармонично дополняет здание театра, которое было отреставрировано в 2004 году, и стало своим внешним видом напоминать сказочный замок.

Скульптура представляет собой фигуру Оле-Лукойе, который стоит на одной ноге на шаре и держит в одной руке зонт, а на другую - одета кукла.

Оле Лукойе - литературный персонаж Ханса Кристиана Андерсена, основанный на народных сказках.

Имя Оле Лукойе состоит из двух частей: Оле - датское мужское имя, Лукойе переводится как «Закрой глазки».
Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям.
Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками, который помогает им видеть красивые приятные сны, а непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок и эти дети проводят ночь без сновидений.


Скульптурная группа «Памятник героям сказки Буратино» в Гомеле (Беларусь) расположена у здания Театра Кукол в сквере им. А.А. Громыко и состоит из следующих скульптур: слева от входа в театр – дразнящийся Буратино, справа у входа – Карабас-Барабас на тротуаре – Артемон, который везёт небольшую открытую карету, а в карете сидит Мальвина.

Скульптуры были установлены в 2007 году, автор скульптур – Валерий Кондратенко.


Скульптуры «Пьеро и «Мальвина и Артемон» в Киеве встречают зрителей у входа в Киевский академический театр кукол и появились здесь вместе с новым зданием театра, построенном в 2005 году.

Замечательные бронзовые скульптуры, изображающие героев сказки Алексея Толстого, сразу настраивают гостей на атмосферу чудесной сказки, волшебства и радости.

Фигурки сказочных героев настолько полюбились взрослым и детям, что сразу после их появления возникла традиция – нужно потереть нос Артемону, и все желания сбудутся. Зрители явно не пренебрегают этой забавой – нос пуделя отполирован до золотого блеска.

Скульптура Пьеро выполнена в полный рост персонажа и целиком вылита из бронзы.
Пьеро облачен в костюм с длинными рукавами, его левая рука протянута в сторону входа в театр, он словно приглашает детей внутрь заведения.


Стихотворения о куклах


Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.
2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?
4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...
5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.


Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.


Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть


Профессия "Кукольник" в рубрике "Проверено на себе" на телеканале "МИР"


Международный день кукольника: закулисье


Мультфильм "Лунтик. Любимая кукла"


Ответы на загадки: 1. Кукольник. 2. Театр кукол. 3. Марионетки. 4. Петрушка. 5. Кукловод. 6. Петрушка. 7. Матрешки.
8. Барби.

Все девочки (ладно, не все, это тоже гендерный стереотип) любят играть в куклы. Ну мы, LADY, точно любим. Поэтому рады сообщить, что у нас появился свой талисман — девочка, которая похожа на нас и на наших читательниц.

Так же, как и мы, девочки, она начнет худеть уже завтра. Но сегодня — любимый морковный торт!

… Не знает, как дожить до отпуска и за что ей всё это.


Понимает, что срочно нужно менять образ. Да, точно — стать брюнеткой и сделать завивку. Завтра!


Собиралась помыть полы на кухне, но случайно загрузила «Секс в большом городе»…


Она переживает, когда чувствует, что к ней относятся просто как к хорошенькой кукле…


Душу в нашу куклу вдохнула мастер-кукольник Юлия Кузьмицкая, участница выставок «Панна Doll’я», «Млын» и Fashion Market.

Она смеется, мол, часто спрашивают: «А где вы личики для кукол покупаете? А платья?».

На самом деле кукла начинается с чистого лица. Всё, что мы видим, делают руки мастера: от скульптурной работы по лепке лица до пошива туфелек! А сделать так, чтобы у куклы был характер, — ещё важнее!

Сейчас свои куклы Юлия делит на три категории: паненки-белорусочки, задумчивые Джейн Эйр и принцесски с характером (наша — как раз такая!).

Нужно ли оканчивать специальные курсы, чтобы создавать таких девочек, не боится ли сам мастер своих созданий и можно ли в Беларуси прожить, занимаясь только авторскими куклами, — в нашем разговоре.

— Юлия, ваша работа была как-то связана с творчеством? Откуда такое увлечение?

— Совсем нет! Но я всегда с уважением относилась к ручной работе и любила интересные авторские вещи, выставки мастеров. На одной из них — «Млын» — обратила особое внимание на кукол. Одну купила для себя. Потом вторую, третью… (улыбается )

Рассматривая их, заинтересовалась тем, как они сделаны. Погуглила, посмотрела на кукол в разных стилях и влюбилась в работы мастера Ирины Хочиной — их можно увидеть в её блоге «Понарошку». Её куклы очень живые, у них добрая энергия, и они похожи на детей. Наверное, её пример меня особенно вдохновил. Я подумала: рисовать люблю, шить, вязать умею — стоит попробовать. И начала учиться созданию кукол сама…

— А когда были маленькой, кукол любили?

— Да, это любимая игрушка с детства. Возможно, поэтому я на них и сфокусирована: многие мастера делают и мягкие игрушки, но мне интересны только куклы, их лица — я всегда их запоминаю.

Лицо своей первой куклы тоже помню, конечно! Это была большая немецкая кукла с тёмно-каштановыми волосами и карими глазами, звали её Кира. Такое сильное впечатление она на меня произвела! Помню кукол, которые были после неё… Но она — самая!

— А первая кукла, сделанная своими руками, какой получилась?

— Она была рыженькой и вполне себе симпатичной девочкой. Когда в Сети среди кукольников проходил флешмоб «Моя первая кукла и кукла, которую я могу сделать сегодня», нашла её фотографии. И мне не было стыдно за то, что получилось. Правда, личико у неё тогда было плоским, нарисованным.

А я достаточно быстро перешла к скульптурному текстилю — когда лицо сделано вручную, нос, губки — всё объемное, настоящее, живое.

К наряду тоже отношусь серьёзно. Ведь это как с женщиной: можно её в ситец одеть, а можно — в шелка с ручной росписью. Разное ведь впечатление будет! Для своих кукол я выбираю итальянское кружево, батист ручной окраски, натуральный шелк… Всё это, конечно, приобретается за свои деньги. Недешево, но и результат того стоит!

А что самое сложное в работе мастера-кукольника?

— Честно говоря, делать куклу на заказ. Некоторые мастера отказываются от этого, потому что в любом случае ты должен подстраиваться под чужой вкус и ограничивать себя определенными рамками. Да и нервничаешь: хоть бы понравилось человеку, получилось так, как он хочет…

— А вы можете отстаивать свою точку зрения?

— Не приходится, так как ко мне зачастую обращаются люди, которым близко мое видение. «Заявки» по цвету волос и глаз принимаю, но остальное — в моих руках.

— Есть что-то в работе с куклами, что вы не любите?

— Ну… (Задумывается. ) Наверное, работа с волосами — это всё-таки не самая приятная часть процесса. Вряд ли многие об этом знают: волосы кукол, которые выглядят как настоящие, сделаны из козьей шерсти. Они приходят мне руном по почте из России. И пахнут они… козой. Как в деревне. Собака моя, учуяв этот запах, сразу же демонстративно уходит — очень ей этот запах не нравится.

Ну, а мне не очень нравится мыть эти кудри, вычёсывать и окрашивать. С оттенком, кстати, трудно угадать: покупаешь красивый «коричневый перламутр», а получаешь девочку с фиолетовыми волосами. (Смеется. )

Парикмахерские процедуры поэтому могут занимать не один день… Но эксперименты — важная часть развития в любимом деле.

— А рисование? Чтобы нарисовать кукле красивое лицо, нужно оканчивать какие-то курсы?

— Курсы я не проходила, но рисовать любила с детства. Помню, как художничала на обоях. Меня ругали, естественно, тогда я пряталась под кровать — и рисовала там. (Смеется. )

И эта тяга к рисованию на протяжении следующих лет никуда не ушла. Просто не находила в полной мере реализации, пока я не занялась куклами.

Конечно, не сразу получалось — много читала и пробовала на практике. И самое трудное в этом: понять на полпути, получилось личико или нет, невозможно. Картинка складывается, только когда провёл последний штришок.

Если не получилось — начинай сначала… У меня на балконе целый мешок неудавшихся кукольных голов. Да, звучит жутковато… (Смеется. )

Сын говорит: «Мам, что за фильм ужасов: какую шуфлядку ни откроешь — там голова!». Ну не могу выбросить — и всё тут. Это напоминание о том, как я училась тому, что умею сегодня. Да и потом… Они как будто живые, одушевлённые. Я даже цветы увядшие с лёгким сердцем выбросить не могу. Как будто попользовался, пока они красивые, а потом на помойку — что-то неправильное в этом есть.

— А вы сразу знаете, какой будет будущая кукла?

— Нет — и образ, и характер, и имя — всё появляется в процессе. Идея трансформируется на каждом этапе создания куклы, и это гораздо интереснее, чем придумать всё наперёд. Поэтому я заранее шью сразу несколько платьиц и подбираю волосы разных цветов — чтобы подходили к личности куклы, которая появится на свет.

— Мне показалось, или они все у вас грустно-удивленные?

— Мне часто говорят, что они грустные. А я отвечаю: «Да нет, просто умные!».

Хотя, может, и так. Говорят, что куклы всегда похожи на мастера, который их создал.

Я тоже достаточно серьёзная, задумчивая — вот и не получаются у меня девчонки-улыбашки.

— А «позитивные девочки» более востребованы, как и в реальной жизни?

— Как и в реальной жизни: на каждый типаж — свой ценитель. (Улыбается. )

— Трудно расставаться с куклами, в которые часть себя вложила?

— Конечно! Иногда даже фотографии с ними подольше не выкладываю в Сеть, думаю: «Пусть ещё со мной побудет, меня порадует». Последнюю куклу-любимицу Иванку везде возила с собой и даже носила из комнаты в комнату. (Улыбается. )

Но, с другой стороны, я ведь делаю кукол для людей, которые относятся к ним так же, как я. Вот и новая хозяйка Иванки пишет: «Юля, я всё время ношу её с собой! Иногда даже разговариваю с ней». Я улыбаюсь, потому что мне знакомо это состояние…

— У многих людей есть фобия кукол… Сталкивались с такими?

— Да, иногда можно услышать: «Очень красивая кукла, но как представлю, что проснусь ночью, а она на меня смотрит — аж мурашки». У меня всё наоборот: сниму всех кукол с полки, когда к выставке готовлюсь, обернусь — и так пусто становится. Даже не по себе… А одна из покупательниц — женщина с Дальнего Востока, берёт уже третью куклу — говорит: «Мне так нравится им в глаза смотреть — они как живые!». Всё зависит от восприятия…

— Я заметила, что вы делаете кукол с национальным колоритом… Есть запрос?

— Был хороший заказ на куклу с национальным колоритом — её хотели подарить чиновнику, который приехал в Беларусь с официальным визитом из Москвы. На тот момент ничего такого у меня не было, но я задумалась о том, что это действительно хороший подарок. Долго сопротивлялась внутренне этому «колориту», потому что первая ассоциация — красно-зеленый флаг. Вряд ли это сочетание можно органично вписать в образ моих кукол. (Улыбается. )

Я не люблю такое, люблю нежные и сложные оттенки. Но, кажется, удалось придумать более тонкий подход — за счёт деталей, орнамента — и куклы получаются с тем самым национальным колоритом, но при этом — хорошенькие паненочки.

— А сколько времени нужно, чтобы создать такую куколку?

— Дней десять минимум… Возможно, если б не было основной работы, получалось бы быстрее.

— А если бы была возможность заниматься только куклами — согласились бы?

— Да, конечно… Я знаю многих мастеров — но они не из Беларуси, — которые живут только куклами. И это счастливые люди.

Но я пока не могу себе это позволить. Заработок от кукол нерегулярный и непредсказуемый — в нашей стране не так много ценителей авторских кукол. А я пока несу ответственность, в том числе и финансовую, за своего сына.

Но у меня есть мечта, что когда-нибудь я смогу заниматься только тем, что по-настоящему люблю, а мои куклы будут нравиться многим женщинам и делать их счастливее!

В детстве мы все играем куклами, а вырастая, забываем свои любимые игрушки или дарим их малышам, считая, что взрослые куклами не играют. Но оказывается, что есть исключения! Куклами, но только уже театральными, взрослые играют, и это становится их профессией. Кукловождение – целое искусство, которому учатся и в котором совершенствуются всю жизнь. В последние годы артисты Магаданского областного театра кукол стали частыми гостями в Омсукчанском районе, и для ребятни каждый их приезд настоящий праздник. А уж если юные омсукчанцы едут с родителями в Магадан, то обязательно стараются побывать на спектакле в театре кукол. Кукловод – нелегкая профессия, но очень интересная. Стать кукольником может не каждый, но если твоя душа стремится на сцену, если ты талантлив и тянешься к искусству, то вполне можешь им стать. Получить профессию актера-кукольника теперь стало возможным не выезжая за пределы Магаданской области. На базе Магаданского Колледжа искусств совместно с областным театром кукол в 2014 году открывается отделение «Актер театра кукол». Подробнее об этой уникальной профессии рассказывает художественный руководитель ОГБУК «Магаданский областной театр кукол» Дмитрий Шаповалов.

– Кукольники – универсальные актеры. Студенты, закончившие кукольное отделение, работают в театрах других жанров – драматических, музыкальных, оперы, балета, цирка. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер, – подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передавая тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее. Актеры кукольных театров могут работать в шоу-бизнесе, ставить концертные номера, различные представления, пародии. Они организовывают праздники, и, конечно же, снимаются в кино. Это неудивительно, ведь наряду с учебной дисциплиной «мастерство актера с куклой» студентам-кукольникам преподается «мастерство актера в живом плане». К примеру, и актеры драмы, и актеры-кукольники изучают такие творческие дисциплины, как мастерство актера, сценическая речь, танец, грим, сценическое движение. Но помимо всего, кукловоды еще изучают мастерство актера с куклой и технологию изготовления куклы. Что это дает? Поясню. Если выпускник Колледжа искусств, отделения «Актер театра кукол», захочет работать в Магаданском музыкальном драматическом театре им. Горького, то у него есть все шансы стать актером драмы, а вот возьмут или не возьмут на работу в театр кукол выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ), это уже 50 на 50. Среди сотрудников театра кукол есть выпускники Магаданского Колледжа искусств. Знакомьтесь, артист-кукловод Мария Бондаренко, родилась и выросла в поселке Синегорье. В 2005 году закончила Колледж искусств по специальности «постановщик театрализованных представлений, преподаватель». Как и многие школьники, Маша занималась в театральном кружке. Именно там она и полюбила театр. – На базе синегорского Дома культуры один из выпускников Колледжа искусств ставил спектакль. Эта постановка была его дипломной работой, – делится воспоминаниями Мария.

– Мне посчастливилось сыграть главную роль, с которой, по мнению зрителей, справилась успешно. После этого я приняла решение поступать в театральный, но опоздала… Чтобы не терять целый год поступила в колледж, тогда еще училище искусств, и не жалею об этом. Учиться мне нравилось. Мы окунулись в творческий процесс с первой минуты. Мы не только учились, но и вели активную концертную деятельность на различных площадках Магадана, гастролировали по районам области. Затем Мария продолжила обучение в Хабаровском институте культуры по специальности «режиссер любительского театра». Говорит, что учиться было легко, так как колледж дает хорошие базовые знания. После института пришла работать в театр кукол. – Я рада, что связала свою жизнь с театром кукол, – продолжает она.

– Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Омсукчанец Дмитрий Мартынов тоже выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году он с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области - 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». – Я с детства мечтал стать актером, – говорит Дмитрий.

– Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал. Учиться было очень интересно. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

И нтересуюсь у Дмитрия, какими чертами, по его мнению, должен обладать актер-кукольник?

– Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом, – отвечает он.

– Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Продолжая разговор с художественным руководителем театра, прошу Дмитрия Юрьевича разъяснить, какие вступительные испытания ждут абитуриентов, желающих поступить на актерский факультет Магаданского Колледжа искусств.

– Абитуриенты проходят предварительные отборочные прослушивания, – поясняет Шаповалов, – которые призваны обеспечить постепенный отбор молодых людей, имеющих призвание к профессии актера и обладающих необходимыми сценическими данными. Лица, не допущенные к следующему предварительному отборочному прослушиванию, к вступительным экзаменам не допускаются. Для проведения каждого этапа отборочного прослушивания и экзамена по специальности – конкурса абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, позволяющих выявить его творческую индивидуальность и сценические возможности. Для выявления способности к выразительному образному мышлению абитуриенты должны прочесть наизусть басню, стихотворение, отрывок из прозы. Желательно, чтобы при этом были включены в программу произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны подготовить исполнение двух-трех песен или романсов. Для ознакомления с возможностями поступающего в области физического развития, его пластическими данными, проверки координации движения и ритмичности абитуриент должен быть готов к исполнению элементарного танца, специального этюда по заданию экзаменатора. Для ознакомления с общим уровнем культуры поступающего, кругом его интересов, с его познаниями в области литературы, драматургии, изобразительного искусства, театра, музыки проводится специальное собеседование, то есть коллоквиум, на котором могут быть заданы вопросы об актуальных событиях общественно-политической жизни страны, международного положения и так далее. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены по специальности, допускаются к письменному тестированию по русскому языку и литературе.

Спрашиваю у Дмитрия Шаповалова: какие плюсы и гарантии есть у поступивших в колледж?

– На протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, успевающим выплачивается стипендия, преподавание профессиональных дисциплин ведется работниками театра кукол, – отвечает он. – Немаловажным является то, что и во время учебы, и после студенты смогут работать в театре. А те, кто решат поступать на базе основного общего образования (9 классов), вместе с аттестатом о среднем образовании получат и диплом о среднем специальном образовании!

– Дмитрий Юрьевич, когда начнутся вступительные испытания и какие документы необходимо предоставить?

– Вступительные испытания начнутся с 6 июля. При подаче заявления о приеме поступающий предъявляет: документы, удостоверяющие личность (оригинал или заверенную копию); документ о среднем (полном) общем или основном общем образовании (оригинал или заверенную копию); 4 фотографии 3х4. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения, либо в электронно-цифровой форме на официальный e-mail колледжа. Зачисление проводится при условии обязательного предоставления оригиналов документов об образовании государственного образца. Если абитуриент по результатам вступительных испытаний не может быть зачислен в колледж на места, финансируемые из областного бюджета, то ему предоставляется возможность обучения на местах

с оплатой стоимости обучения по договору.

– Где абитуриенты смогут узнать более подробную информацию о поступлении и куда подавать документы?

– За справками абитуриенты могут обращаться к ответственному секретарю Колледжа искусств Анастасии Александровне Болдыревой. Телефон приемной комиссии (413-2) 65-03-47. Адрес колледжа: г. Магадан, ул. Якутская, 46А, каб. 313, тел/факс: (413-2) 60-54-55. E-mail: [email protected].

В завершение беседы Дмитрий Шаповалов обратился к старшеклассникам, к тем, кто сегодня еще решает, куда пойти учиться: «Если вас заинтересовала профессия актера-кукольника, но вы сомневаетесь, стоит ли связывать свою жизнь с театром кукол или нет, приходите к нам в гости, посмотрите все сами. Будем рады встрече с вами».

От себя хочу добавить, что приходя в театр кукол, с порога попадаешь в особый сказочный мир. Мир, в котором куклы становятся живыми, а действо, происходящее на сцене, манит, завораживает и возвращает тебя в счастливое, неповторимое время – в детство. Ты смотришь на актеров и веришь, что это ожившие сказочные персонажи. А покидая театр кукол, понимаешь – кукловод – не просто профессия – это призвание!

Светлана МАРТЫНОВА