Психологический портрет татьяны лариной. Описание Татьяны в романе «Евгений Онегин

Меню статьи:

Женщины, чье поведение и внешность отличаются от общепринятых канонов идеала, всегда привлекали внимание и деятелей литературы, и читателей. Описание такого типа людей позволяет приоткрыть завесу неизведанных жизненных исканий и стремлений. Образ Татьяны Лариной идеально подходит для этой роли

Семья и воспоминания детства

Татьяна Ларина по своему происхождению принадлежит к дворянам, но всю свою жизнь была лишена обширного светского общества – она всегда жила в деревне и никогда не стремилась к активной городской жизни.

Отец Татьяны Дмитрий Ларин был бригадиром. На момент действий, описанных в романе, его уже нет в живых. Известно, что он умер немолодым. «Он был простой и добрый барин».

Мать девушки зовут Полина (Прасковья). Ее в девичестве выдали по принуждению. Некоторое время она была в унынии и мучилась, испытывая чувство привязанности к другому человеку, но со временем она обрела счастье в семейной жизни с Дмитрием Лариным.

У Татьяны еще есть родная сестра Ольга. Она совсем не похожа по характеру на свою сестру: веселость и кокетство – естественное состояние для Ольги.

Важным человеком для становления Татьяны как личности сыграла ее няня Филипьевна. Эта женщина – крестьянка по происхождению и, пожалуй, в этом ее главная прелесть – она знает много народных прибауток и рассказов, которые так завлекают любознательную Татьяну. У девушки очень трепетное отношение к няне, она искренне любит ее.

Выбор имени и прототипы

Необычность своего образа Пушкин подчеркивает уже в самом начале повествования, дав девушке имя Татьяна. Дело в том, что для высшего общества того времени имя Татьяна не было характерным. Это имя в тот период носило ярко выраженный простонародный характер. В черновиках Пушкина имеется информация о том, что первоначально героиня имела имя Наталья, но, позже, Пушкин изменил свое намерение.

Александр Сергеевич упоминал, что этот образ не лишен прототипа, но не указывал, кто именно сослужил ему такую роль.

Естественно, что после таких заявлений и его современники и исследователи более поздних годов активно анализировали окружение Пушкина и пытались отыскать прототип Татьяны.

Мнения по этому вопросу разделились. Возможно, что для этого образа использовались несколько прототипов.

Одной из наиболее подходящих кандидатур является Анна Петровна Керн – ее сходство в характере с Татьяной Лариной не оставляет сомнений.

Образ Марии Волконской идеально подходит для описания стойкости характера Татьяны во второй части романа.

Следующим человеком, отличающимся сходством с Татьяной Лариной, является сестра самого Пушкина Ольга. По своему темпераменту и характеру она идеально подходит под описание Татьяны в первой части романа.

Определенное сходство у Татьяны есть и с Натальей Фонвизиной. Сама женщина находила огромное сходство с этим литературным персонажем и высказывала мнение о том, что прототип Татьяны – это она.

Необычное предположение о прототипе высказал лицейский друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Он находил, что образ Татьяны очень похож на самого Пушкина. Особенно такое сходство проявляется в 8 главе романа. Кюхельбекер утверждает: «заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет».

Вопрос о возрасте героини

В романе мы знакомимся в Татьяной Лариной в период ее взросления. Она девушка на выданье.
Мнения исследователей романа по вопросу о годе рождения девушки разошлись.

Юрий Лотман утверждает, что Татьяна родилась в 1803 году. В таком случае летом 1820 ей как раз исполнилось 17 лет.

Однако, такое мнение не единственное. Существует предположение, что Татьяна была значительно моложе. К таким размышлениям наталкивает рассказ няни о том, что ее в тринадцать лет выдали замуж, а также упоминания о том, что Татьяна, в отличие от большинства девушек находящихся в ее возрасте, в это время не играла в куклы.

В.С. Бабаевский выдвигает еще одну версию о возрасте Татьяны. Он считает, что девушка должна быть гораздо старше предполагаемого Лотманом возраста. Если бы девушка родилась в 1803, то беспокойство матери девушки по поводу отсутствия вариантов для замужества дочери не было бы столь выраженным. В таком случае поездка на так званую «ярмарку невест» еще не была бы необходимостью.

Внешность Татьяны Лариной

Пушкин не вдается в детальное описание внешности Татьяны Лариной. Автора больше занимает внутренний мир героини. О наружности Татьяны мы узнаем в противопоставлении с внешностью ее сестры Ольги. Сестра обладает классической внешностью – у нее красивые светлые волосы, румяный вид лица. В противовес этому Татьяна обладает темными волосами, ее лицо излишне бледное, лишенное красок.

Предлагаем ознакомиться с А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Взгляд ее полон уныния и печали. Татьяна была слишком худая. Пушкин отмечает, «никто б её назвать прекрасной не мог». Между тем, она все же была привлекательной девушкой, у нее особая красота.

Досуг и отношение к рукоделию

Общепринято было, что женская половина общества свободное время проводила за рукоделием. Девочки, кроме этого, еще играли в куклы или разные активные игры (самой распространенной была горелки).

Татьяна не любит заниматься ни одним из этих занятий. Она обожает слушать страшные рассказы няни и часами просиживать у окна.

Татьяна очень суеверная: «Её тревожили приметы». Девушка также верит в гадания и в то, что сны не снятся просто так, они несут в себе определенный смысл.

Татьяну увлекают романы – «они ей заменяли всё». Ей нравится чувствовать себя героиней таких повествований.

Однако же любимой книгой Татьяны Лариной был не любовный роман, а сонник «Мартын Задека стал потом / Любимец Тани». Пожалуй, это связано с огромным интересом Татьяны к мистике и всему сверхъестественному. Именно в этой книге она могла найти ответ на интересующий ее вопрос: «отрады / Во всех печалях ей дарит / И безотлучно с нею спит».

Характеристика личности

Татьяна не похожа на большинство девушек своей эпохи. Это касается и внешних данных, и увлечений, и характера. Татьяна не была веселой и активной девушкой, которая легко придавалась кокетству. «Дика, печальна, молчалива» – это классическое поведение Татьяны, особенно в обществе.

Татьяна любит предаваться мечтаниям – она может часами фантазировать. Девушка с трудом понимает свой родной язык, но не спешит его изучить, кроме того, она редко занимается самообразованием. Татьяна отдает предпочтения романам, которые способны растревожить ее душу, но при этом ее нельзя назвать глупой, скорее наоборот. Образ Татьяны полон «совершенств». Этот факт резко противопоставляется остальным персонажам романа, не обладающим такими составляющими.

В виду своего возраста и неопытности девушка слишком доверчива и наивна. Она доверяется порыву эмоций и чувств.

Татьяна Ларина способна на нежные чувства не только по отношению к Онегину. Со своей сестрой Ольгой, несмотря на разящую разницу девушек в темпераменте и восприятии мира, ее связывают самые преданные чувства. Кроме того, чувство любви и нежности возникает у нее по отношению к своей няне.

Татьяна и Онегин

Новые люди, приезжающие в деревню, всегда вызывают интерес у постоянных жителей местности. Всем хочется познакомиться с приезжим, узнать о нем – жизнь в деревне не отличается разнообразностью событий, а новые люди привозят с собой новые темы для разговоров и обсуждения.

Приезд Онегина не остался незамеченным. Владимир Ленский, которому посчастливилось стать соседом Евгения, знакомит Онегина с Лариными. Евгений сильно отличается от всех обитателей деревенской жизни. Его манера говорить, вести себя в обществе, образованность и умение вести беседу приятно поражают Татьяну, и не только ее.

Однако,«рано чувства в нем остыли», Онегин «к жизни вовсе охладел», ему уже наскучили красивые девушки и их внимание, но Ларина об этом не догадывается.


Онегин в одно мгновение становится героем романа Татьяны. Она идеализирует молодого человека, он кажется ей сошедшим со станиц ее книг о любви:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна долго мучается в томлениях и решается на отчаянный шаг – она решается признаться Онегину и рассказать ему о своих чувствах. Татьяна пишет письмо.

Письмо несет в себе двоякий смысл. С одной стороны девушка высказывает негодование и огорчение, связанное с приездом Онегина и своей влюбленностью. Она потеряла покой, в котором жила раньше и это приводит девушку в недоумение:

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас.
Не знала б горького мученья.

С другой стороны, девушка, проанализировав свою позицию, подытоживает: приезд Онегина для нее спасение, это судьба. По своему характеру и темпераменту Татьяна не смогла бы стать женой кого-либо из местных женихов. Она слишком чужда и непонятна для них – другое дело Онегин, он способен ее понять и принять:

То в высшем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой.

Однако, надежды Татьяны не оправдались – Онегин не любит ее, а всего лишь играл чувствами девушки. Следующей трагедией в жизни девушки оказывается известие о дуэли Онегина и Ленского, и смерти Владимира. Евгений уезжает.

Татьяна впадает в хандру – она часто приходит в поместье Онегина, читает его книги. Со временем, девушка начинает понимать, что реальный Онегин кардинально отличается от того Евгения, которого она хотела видеть. Она всего лишь идеализировала молодого человека.

На этом ее несбывшийся роман с Онегиным заканчивается.

Сон Татьяны

Неприятным событиям в жизни девушки, связанным с отсутствием взаимных чувств у предмета ее влюбленности, а затем и смертью, за две недели до свадьбы жениха сестры Владимира Ленского, предшествовал странный сон.

Татьяна всегда придавала снам большое значение. Этот же сон для нее важен вдвойне, ибо он является результатом святочного гадания. Татьяна должна была увидеть во сне своего будущего мужа. Сон становится вещим.

Вначале девушка оказывается на снежной поляне, она подходит к ручью, но через него переход слишком хрупкий, Ларина боится упасть и оглядывается в поисках помощника. Из-под сугроба показывается медведь. Девушка пугается, но увидев, что медведь не собирается нападать, а наоборот, предлагает ей свою помощь, протягивает ему руку – препятствие преодолено. Однако медведь не спешит покинуть девушку, он следует за ней, чем пугает Татьяну еще больше.

Девушка старается убежать от преследователя – она отправляется в лес. Ветки деревьев цепляют ее за одежду, снимают с нее серьги, срывают платок, но Татьяна охваченная страхом, бежит вперед. Глубокий снег не дает ей убежать и девушка падает. В это время ее настигает медведь, он не нападет на нее, а берет на руки и несет дальше.

Впереди показывается шалаш. Медведь говорит, что здесь живет его кум и Татьяна может погреться. Оказавшись в сенях, Ларина слышит шум веселья, однако оно ей напоминает поминки. За столом сидят странные гости – чудовища. Девушку разбирают и страх, и любопытство она тихонечко приотворяет дверь – хозяином шалаша оказывается Онегин. Он замечает Татьяну и направляется к ней. Ларина хочет убежать, но не может – дверь открывается, и все гости видят ее:

… Ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

Гостей успокаивает властный хозяин – гости улетучиваются, а Татьяну приглашают за стол. Тут же в шалаше появляются Ольга и Ленский, вызывая бурю негодования со стороны Онегина. Татьяна в ужасе от происходящего, но не смеет вмешаться. В порыве гнева Онегин берет нож и убивает Владимира. Сон заканчивается, на дворе уже утро.

Замужество Татьяны

Год спустя, мать Татьяны проходит к мнению, что необходимо отвезти дочку в Москву – у Татьяны есть все шансы остаться в девах:
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали теперь.

Тетка Алина радостно приняла гостей. Сама она не смогла в свое время выйти замуж и всю жизнь прожила одинокой.

Здесь, в Москве, Татьяну замечает важный, толстый генерал. Он был сражен красотой Лариной и «глаз меж тем с нее не сводит».

Возраст генерала, как и его точное имя Пушкин в романе не подает. Воздыхателя Лариной Александр Сергеевич именует генералом N. Известно, что он принимал участие в военных событиях, а значит, его продвижение по карьерной лестнице могло происходить в ускоренном темпе, другими словами, звание генерала он получил, не будучи в преклонном возрасте.

Татьяна же не испытывает ни тени влюбленности по отношению к этому человеку, но все же соглашается на брак.

Подробности их взаимоотношений с мужем не известны – Татьяна смирилась со своей ролью, но чувство любви к мужу у нее не возникло – его заменила привязанность и чувство долга.

Любовь к Онегину, несмотря на развенчание его идеалистического образа, все еще не оставила сердце Татьяны.

Встреча с Онегиным

Спустя два года Евгений Онегин возвращается из своего путешествия. Он не едет к себе в деревню, а посещает своего родственника в Петербурге. Как оказалось, за эти два года в жизни его родственника произошли перемены:

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» - Около двух лет. -
«На ком?» - На Лариной. - «Татьяне!».

Всегда умеющий сдержать себе Онегин поддается волнению и чувствам – его охватывает тревога: «Ужель она? Но точно… Нет…».

Татьяна Ларина с последней их встречи сильно изменилась – на нее уже не смотрят как на странную провинциалку:

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Девицы проходили тише.

Татьяна научилась вести себя подобно всем светским женщинам. Она умеет скрыть свои эмоции, тактична по отношению к другим людям, в ее поведении наблюдается некая доля прохлады – это все вызывает у Онегина удивление.

Татьяна, кажется совсем не была ошарашена, в отличии от Евгения, их встречей:
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Всегда такой смелый и бойкий Онегин впервые растерялся и не знал, как заговорить с ней. Татьяна же, напротив, расспрашивала его с самым что ни на есть равнодушным выражением лица о поездке и о дате его возвращения.

С той поры Евгений теряет покой. Он осознает, что любит девушку. Он каждый день приходит к ним, но чувствует себя неловко перед девушкой. Все его мысли заняты только ею – с самого утра он вскакивает с постели и считает часы, оставшиеся до их встречи.

Но и встречи не приносят облегчения – Татьяна не замечает его чувств, она ведет себя сдержанно, гордо, одним словом, точно так же как и сам Онегин по отношению к ней два года тому. Съедаемый волнением, Онегин решается написать письмо.

В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел – пишет он о событиях двухлетней давности.
Евгений признается женщине в любви. «Я был наказан» – говорит он, объясняя так свое безрассудство в прошлом.

Подобно Татьяне, Онегин вверяет ей решение возникшей проблемы:
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Однако ответа не последовало. За первым письмом пишется еще одно и еще, но они остаются без ответа. Проходят дни – Евгений не может лишиться тревоги и смятения. Он опять приходит к Татьяне и застает ее рыдающей над его письмом. Она была очень похожа на ту девушку, с которой он познакомился два года тому. Взволнованный Онегин падает к ее ногам, но

Татьяна настроена категорично – ее любовь к Онегину еще не угасла, но Евгений сам погубил их счастье – он пренебрег ею тогда, когда она была никому не известна в обществе, не богата и не «обласкана двором». Евгений был груб с ней, он играл ее чувствами. Теперь она жена другого человека. Татьяна не любит своего мужа, но будет «век ему верна», потому что по-другому быть не может. Другой вариант развития событий противоречит жизненным принципам девушки.

Татьяна Ларина в оценке критиков

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стал предметом активных исследований и научно-критической деятельности для нескольких поколений. Образ главной героини Татьяны Лариной ставал причиной неоднократных споров и анализов.

  • Ю. Лотман в своих работах активно анализировал суть и принцип написания письма Татьяны к Онегину. Он пришел к заключению, что девушка, начитавшись романов, воссоздала «цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы».
  • В.Г. Белинский , говорит, что для современников Пушкина выход третьей главы романа стало фурором. Причиной этому послужило письмо Татьяны. По мнению критика, сам Пушкин до этого момента не осознавал силу, производимую письмом – он спокойно читал его, так же как и любой другой текст.
    Стиль письма немного детский, романтический – это умиляет, ведь Татьяне были еще до этого не известны чувства любви «язык страстей был так нов и не доступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее».
  • Д. Писарев не оказался столь воодушевленным образом Татьяны. Он считает, что чувства девушки поддельны – она сама себе их внушает и думает, что это истина. Во время анализа письма Татьяне критик отмечает, что Татьяна все же осознает отсутствие интереса к ее персоне у Онегина, ибо она выдвигает предположение, что визиты Онегина не будут регулярны, такое положение вещей не дает возможности девушке стать «добродетельною матерью». «А теперь я, по вашей милости, жестокий мужчина, пропадать должна» – пишет Писарев. В целом же, образ девушки в его понятии не самый позитивный и граничит с определением «деревенщины».
  • Ф. Достоевский считает, что Пушкин должен был назвать свой роман не именем Евгения, а именем Татьяны. Так как именно эта героиня является главным действующим персонажем в романе. Кроме того, писатель отмечает, что Татьяна обладает гораздо большим умом, чем Евгений. Она умеет правильно поступать в сложившихся ситуациях. Ее образ заметно отличается твердостью. «Тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве» – говорит о ней Достоевский.
  • В. Набоков отмечает, что Татьяна Ларина стала одним из любимых персонажей. В результате ее образ превратился «в „национальный тип“ русской женщины». Однако со временем этот персонаж был забыт – с началом Октябрьской революции Татьяна Ларина утратила свою значимость. Для Татьяны, по мнению писателя, был еще один неблагоприятный период. Во времена советского правления младшая сестра Ольга занимала куда более выгодную позицию по отношению к своей сестре.

Какой она была, Татьяна, русская душою? Какой мы ее видим, читая роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»? Все описание ее поступков указывает на меланхоличный темперамент.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

На склонность к меланхолии указывают и следующие эпитеты: грустна, молчалива, в уныние погружена, мечтательница нежная.

Пушкин нигде не упоминает о ее внешности – не говорит ни о цвете глаз, ни о разрезе губ, не рисует портрет. Все описание сводится к внутреннему, духовному миру Татьяны, ее поступков. Единственное, что бросается в глаза – это то, что Татьяна была полной противоположностью своей энергичной и беспечной сестры. И если Ольга была белокурая, и круглолицая барышня, то Татьяна, скорее всего, была шатенкой с тонкими чертами всегда бледного лица и карими глазами.

И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;

Почему именно карие глаза?

И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает:

Вряд ли Пушкин назвал бы темнеющими голубые, или зеленые глаза.

Татьяна жила в мире своих мечтаний, избегала общения с соседями, предпочитая их пустым разговорам и играм с детьми прогулки по лесу или полю.

Дика, печальна, молчалива.
Как лань лесная боязлива.

Как и большинство дворянских детей, она плохо знала русский язык. Ночами зачитывалась французскими романами, и воображала себя героиней прочитанного. Но, несмотря на это, она была русская душою, любила зиму, верила в гадания и приметы.

На момент развития сюжета Татьяне было 13 лет. Об этом дважды упоминается в поэме. Правда, существует мнение литературных критиков о том, что Татьяне было 17 лет. Но оставим эту точку зрения на совести самих критиков, потому что будь Татьяне 17, родственники девушки усердно подыскивали бы ей жениха, а Пушкин вряд ли вспомнил бы о куклах.

С Татьяной Лариной читатель снова встретится спустя несколько лет в Петербурге. Она повзрослела, стала более женственной. В обществе Татьяна держалась с чувством собственного достоинства, и своими манерами, статью, внушала уважение присутствующих к собственной персоне. В ней нет никакого кокетства, вульгарности, дамских ужимок. В заключительной части «Евгения Онегина» мы читаем такое описание Татьяны:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.

Провинциальная девочка довольно быстро усвоила уроки высшего света, в котором оказалась благодаря замужеству. Но такой она стала и благодаря приобретенному горькому опыту. Пребывание ее в усадьбе и чтение его книг позволило лучше узнать этого человека. Она сумела запереть на замок свое сердце, и не показывала людям истинных чувств. Нет, она не кривила душой, этого ей было не нужно. Она просто ни кому не обнажала своей души, своего сердца. А скрывать – это не значит лгать. Даже если она и не испытывала любви и страсти к своему мужу, она уважала его, а он мог гордиться своей женой —

Татьяна в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это поистине идеал женщины в глазах самого автора. Она честна и мудра, способна на горячее чувство и на благородство и преданность. Это один из самых высоких и поэтичных женских образов в русской литературе.

В начале романа Татьяна Ларина — романтичная и искренняя девушка, которая любит уединение и кажется чужой в своей семье:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Конечно, в семье Лариных, где серьезные и глубокие переживания не в чести, Таню никто не понимал. Ее отец не в силах понять ее увлечения чтением, а мать сама ничего не читала, но слыхала о книгах от своей кузины и любила их заочно, на расстоянии.

Татьяна выросла и в самом деле как чужая Лариным. Не зря она пишет Онегину: «Никто меня не понимает». Она задумчива, много читает, отчасти любовные романы и сформировали ее представление о любви. Но реальная любовь далеко не всегда похожа на любовные истории из книг, и мужчины из романов крайне редко встречаются в жизни. Татьяна как будто бы живет в своем собственном воображаемом мире, ей чужды разговоры о моде, игры с сестрой и с подругами совершенно неинтересны ей:

Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех …

У Татьяны имеется собственное представление об идеальном мире, о любимом мужчине, который, безусловно, должен быть похож на героя из ее любимых романов. Поэтому и себя она воображает ему под стать героиней Руссо или Ричардсона:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

Встретив Онегина, наивная девушка увидела в нем своего героя, которого так долго ждала:

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!

Татьяна влюбляется в Онегина с первых минут и не может думать ни о чём, кроме него:

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

Онегин в мыслях Татьяны имеет немного общего с реальным мужчиной: он представляется влюбленной девушке то ангелом, то демоном, то Грандисоном. Татьяна очарована Евгением, но она сама «нарисовала» себе его образ, во многом предвосхищая события и идеализируя своего возлюбленного:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна - романтичная и наивная девушка, не имеющая опыта в любовных делах. Она не из тех женщин, которые умеют флиртовать и кокетничать с мужчинами и к предмету своей любви она относится со всей серьезностью. В своем письме к Онегину она честно признается в своих чувствах к нему, что говорит не только об ее искренности, но и о неопытности. Она не умела лицемерить и скрывать свои чувства, не желала интриговать и обманывать, в строчках этого письма она обнажила свою душу, признаваясь Онегину в своей глубокой и верной любви:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Татьяна «вверяет» свою судьбу в руки Онегина, не представляя, что он за человек. Она слишком многого ждет от него, ее любовь слишком романтична, слишком возвышенна, образ Онегина, который она создала в своем воображении, мало соответствует реальности.

Тем не менее Татьяна достойно принимает отказ Онегина, она молча и внимательно выслушивает его, не взывая к его жалости и не умоляя об ответных чувствах. Татьяна говорит о своей любви только няне, никто из её семьи больше не знает о ее чувствах к Онегину. Своим поведением Татьяна вызывает уважение у читателей, она ведет себя сдержанно и порядочно, не держит зла на Онегина, не обвиняет его в безответных чувствах.

Убийство Ленского и отъезд Онегина глубоко ранят сердце девушки, но она не теряет себя. Во время долгих прогулок она доходит до поместья Онегина, посещает библиотеку опустевшего дома и наконец читает те книги, которые читал Евгений – конечно, не любовные романы. Татьяна начинает понимать того, кто навеки поселился в ее сердце: «Уж не пародия ли он?»

По требованию семьи Татьяна выходит замуж за «важного генерала», ведь без Онегина ей «все были жребии равны». Но совесть не позволяет ей стать плохой женой, и она старается соответствовать статусу мужа, тем более что еще любимый мужчина дал ей справедливый совет: «Учитесь властвовать собою». Именно такой, знаменитой светской львицей, неприступной княгиней, и видит ее по возвращении из своей добровольной ссылки Онегин.

Однако и теперь её образ в произведении остается образом прекрасной и достойной девушки, которая умеет хранить верность своему мужчине. В финале романа Татьяна открывается перед Онегиным с другой стороны: как сильная и величественная женщина, умеющая «властвовать собою», чему он сам учил ее в своё время. Теперь Татьяна не идет на поводу у своих чувств, она сдерживает свой пыл, оставаясь верной своему мужу.

Краткое сочинение-рассуждение на тему: Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Мой любимый герой романа: «Татьяна, милая Татьяна»

Пушкинская Татьяна Ларина — чуть ли не самый яркий женский образ в русской литературе. Многие другие писатели спишут с неё в дальнейшем черты характера для своих героинь: Толстой (Наташа Ростова), Достоевский (Соня Мармеладова), Тургенев (Лиза из «Дворянского гнезда»). Это говорит об уникальном «национальном» характере образа. Белинский назвал её «существом исключительным, глубокой натурой», Достоевский поддержал эту мысль, сказав, что Пушкин поступил бы правильней, если бы озаглавил роман именем Татьяны, а не Онегина, «ибо бесспорно она главная героиня поэмы». Ею восторгается и сам автор, абсолютно этого не скрывая: «Простите мне: я так люблю / Татьяну милую мою!». Что же особенного нашли в ней столько мужчин, и чего не разглядел Онегин?

«Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива…»

Так портрет Татьяны рисует Пушкин. Она неприметна, неказиста, тиха и спокойна. Мужчины не заглядываются на неё, а дамы не видят в ней достойную соперницу, хотя и считают «очень недурной». Возможно, имелось в виду, что она красива от природы, но не ведет за собой должный, по их мнению, уход. Но ей не нужно все это. С детства Татьяна не интересовалась ни куклами, ни модными вещами, ни украшениями, «в горелки не играла», а любила проводить время в одиночестве, задумчиво сидя у окна, созерцать природу, слушать страшные истории на ночь от няни и читать романтические книги. Последние как раз и «заменяли ей всё», уводя в мир мечтаний и грёз, который был для Тани милей настоящего.

Скрываясь ото всех наедине с книгами и мыслями, она, сама того не понимая, воспитывала в себе силу характера и познавала мудрость жизни. Однако это и сделало её наивной игрушкой в руках Онегина. Сам факт того, что она пишет письмо первая, свидетельствует о простоте её души и независимости от мнения света, ведь девушке не подобало в те времена проявлять свои чувства вперед мужчины. Не изведав, в достаточной мере, настоящей жизни, героиня считала, что книжный мир «Ричардсона и Руссо» реален, и люди в нем так же романтичны и светлы. Остальные герои считают Татьяну старомодной для своего времени: именем, одеждой, занятиями, ценностями, но Пушкин показывает, что она самая светлая и мудрая из них. Ленский — пылок и наивен, Ольга — распутна и пуста, Онегин — хитер и беспечен, а она — сдержанна, честна, умна, проста и благородна, хоть и кажется сначала серой мышью. Даже её наивность улетучивается после отказа Онегина. Татьяна выходит замуж по расчету, еще питая чувства к Евгению, но отказывает ему впоследствии, чтобы сохранить крепкую семью: «Но я другому отдана / и буду век ему верна». А ведь могла бы сбежать от генерала…

Всё это позволяет называть её «милым идеалом», ведь образ Татьяны хранит в себе вечные нравственные ценности: верность, преданность, честность, мудрость, готовность к самопожертвованию, естественность, простоту. Её внутренний стержень крепок и незыблем, она ни за что не обманет даже любимого человека. Пушкин видел в этом образе черты собственного характера, а его друзья это подтверждали. Именно потому она стала его любимой героиней, может быть, даже недосягаемой вершиной: он относился к ней с трепетом и любовью, как к идеалу женщины. И многие признали этот идеал. Потому образ Татьяны Лариной — один из ярчайших не только в «Евгении Онегине», но и во всей русской литературе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение:

Каждый великий художник стремиться запечатлеть в своих произведениях тот идеал героини, в котором нашли выражение лучше качества своего народа, времени. Пушкинским идеалом стал образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин"

Впервые читатель знакомится с Татьяной во второй главе, героиня предстает нам как девушка из провинциальной русской семьи, простая уездная барышня. Покойный отец ее, бригадный генерал, был "добрый малый, в прошедшем веке запоздалый", а ее патриархальная семья хранила "привычки милой старины", отмечая традиционные русские праздники: масленицу, день Троицы. Течение жизни молодой героини проходит неспешно, она читает романтические произведения Ричардсона и Руссо, гадает о суженом, верит в приметы, крещенские страхи, толкует вещие сны по старинной книге Мартына Задеки и любит разговаривать с крестьянкой-няней. Однако с самого начала автор выделяет Татьяну из обычной провинциальной семьи: Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой
Девушка не занимается традиционными девичьими занятиями — не вышивает, не играет в куклы,
ее не привлекает игра со сверстницами в горелки и подвижные игры, это скучно для нее, зато она любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны. Часто Татьяна проводит целый день сидя молча у окна, она задумчива и предпочитает одиночество: Она любила на балконе
Предупреждать зари восход

Для того чтобы усилить впечатление, автор дает контрастный образ младшей сестры Татьяны, Ольги:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге...
Ольга, безусловно пресестна: скромна, послушна, всегда весела, "как поцелуй любви мила".
Татьяна же наоборот, не отличалась ни красотой своей сестры, ни румяной свежестью, и не могла привлечь внимание.
Однако младшая сестра внутренне бесцветна, что отмечает сам Евгений Онегин:
Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет
Внутренней пустоте противопоставлено богатство внутреннего мира Татьяны, ее духовная красота,
доброта, нравственная сила и вера.

Главное занятие Татьяны — чтение:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё
Книги оказывают сильное влияние на ее поведение, Татьяна сама представляет себя героиней романтической повести, а большинство ее поступков - это копия тех отношений, которые предстали перед ней на страницах французской литературы.
Однако в милой героине романа нет ничего наносного, неискреннего, нет кокетливой позы и набора банальных фраз светской девицы на выданье. Пушкин постоянно подчеркивает, что Татьяна "любит без искусства", "любит не шутя". С какой удивительной откровенностью и смелостью пишет эта скромная уездная барышня своему возлюбленному, герою ее мечтаний, Евгению Онегину! В 19 веке барышням не принято было первыми признаваться в своих
чувствах. Татьяна понимает, что переступает нравственные запреты, все, чему ее учили:
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать...
Страдает ее гордость, ее понятия о том, что правильно, а что нет. В письме, написанном на французском,
проявляются столь свойственная ей романтичность и решительность. Она не желает молча страдать, а готова действовать и менять не устраивавшую ее ситуацию. В то же время она верит в благородство Онегина: " Вы не оставите меня."
Известный критик Белинский в своей статье писал: "Татьяна вдруг решается писать к Онегину: порыв наивный и благородный; но его источник не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала."
"Всё в письме Татьяны истинно, но всё просто. Сочетание простоты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения...", однако критик уверен, что она не сумела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее памяти романами, без толку и без разбора читанными ею.
Как бы то ни было, стихи в конце письма прекрасны: они проникнуты чистым чувством, и являют собой соединение искренности и простоты:
...Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю.
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Несмотря на всю честность и смелость послания, Онегин отказывает Татьяне:
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я.
Все надежды бедной девушки рушаться, но назидательная, нравоучительная отповедь Евгения не смогла убить в Татьяне любовь к нему, разрушенная надежда не погасила в ней пожирающего ее пламени:
он начал гореть тем упорнее и напряженнее, чем глуше и безвыходнее. Несчастие дало новую энергию страсти.
И даже после посещения Татьяной деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”,
когда девушка поняла, кого судьба ей послала, героиня продолжает любить этого человека.

Но вот, по прошествии нескольких лет, мы можем видеть Татьяну в высшем свете. Рисуя образ петербургской Татьяны автор пишет:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех..
Все тихо, просто было в ней
Замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется:
Никто б не мог её прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar
Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы, однако Татьяна равнодушна к светской жизни,
она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе.

В знаменитой сцене решительного объяснения Татьяны с Онегиным мы видим, как много перечувствовала, передумала, перестрадала эта доверчивая девочка "из глуши степных селений", в итоге став мудрой разумом и сердцем женщиной. Она сохранила в себе лучшее от несмелой и простой Тани, помнит о прошлом, о своем сельском домике, старушке няне, встрече с Онегиным, своих
"любви безумных страданиях", о столь возможном и близком счастье.
В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. Речь Татьяны начинается упреком, в котором высказывается желание
мести за оскорбленное самолюбие:
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я!
Сегодня очередь моя.
Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда,
что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда славы.
Во всем этом выражается страх за свою добродетель, и пожалуй самое главное в характере и поведении Татьяны — это понимание долга, ответственности перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна находит в себе силы спокойно и достойно сказать любимому и любящему ее человеку знаменитые слова признания и прощания:
Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер. Главные качества Татьяны - душевное благородство, искренность и чувство долга.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...”
"Гармония духа" составляет сущность ее характера и делает пушкинскую героиню "милым идеалом", одним из привлекательных и ярких образов русской и мировой литературы.