Пуанты своими руками в домашних условиях. "как шьют пуанты в большом театре"

Поговорите с преподавателем. Преподаватель объяснит вам, как нужно разбивать пуанты, поэтому обязательно поговорите с ним или с ней, прежде чем приступить к работе. Ваш преподаватель знает особенности ваших ног и наверняка видел много разных типов ступней. Помните, что процесс разработки пуантов у каждого будет своим, поскольку у всех танцоров есть свои особенности и предпочтения.

  • Спросите преподавателя о том, как она разбивает свои пуанты. Нередко преподаватели рекомендуют новичкам больше танцевать в пуантах, чтобы разработать их, а не разбивать их вручную.
  • Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ваш преподаватель не против этих манипуляций.
  • Некоторые преподаватели не любят слишком грубую разработку пуантов вроде разрезания стельки или удаления атласа с носка.

Согните стельку. Стелька пуантов жесткая, особенно если пуанты новые, поэтому вам нужно будет согнуть ее, чтобы она лучше сидела по ноге. Возьмитесь за ту часть стельки, где начинается подъем ноги, и начните гнуть ее, пока она не станет достаточно гибкой.

Разбейте стакан. Стакан пуантов - это жесткий носок, который удерживает большие пальцы. В новых пуантах стакан очень жесткий, поэтому его нужно разбить молотком или руками.

  • Если пуанты сидят слишком плотно в области носка, попробуйте размягчить их, смочив смесью воды и медицинского спирта.
  • Расцарапайте подошву, если вам нужно, чтобы пуанты не скользили. Это можно сделать металлической губкой или любым абразивным инструментом. Благодаря этому сцепление пуантов с полом улучшится. Можно также сделать глубокие царапины ножницами.

    Размягчите складки ткани под носком пуантов, чтобы пуанты не издавали лишних звуков. Ткань подгибается под подошву в области носка, и складки, которые образуются в результате этого, могут издавать звуки во время танца. Некоторые танцоры бьют пуанты о твердую поверхностью, чтобы складки стали мягче.

    • Знайте, что такая подготовка может ускорить износ пуантов.
  • Удалите ткань с носка пуантов для лучшего сцепления с полом. Пуанты могут скользить по полу, поэтому для лучшего сцепления некоторые танцоры срезают атлас с носка либо пришивают к носку накладку.

    Удалите твердый участок из области пятки. На пятке пуантов есть твердый участок, который помогает пуантам держать форму. Если он вам мешает и вы хотите сделать пуанты более мягкими, удалите его. Это можно сделать руками или с помощью плоскогубцев.

    Выполните упражнения на пуантах. Когда подготовка будет завершена, встаньте на пуанты, чтобы пуанты сели по ногам. Попробуйте посгибать пуанты, сделать несколько гран плие, поперекатываться с положения на пуантах в положение на полупальцах.

    Люблю когда какие-то специфические вещи рассказаны доступным языком, и наоборот не перевариваю, людей, рассуждающих о своих профильных знаниях с той точки зрения, что никому иному они не доступны. Возмутителем моего спокойствия стал форум вумн.ру: забрела я туда случайно в поисках того, что такое “вскок”. Ответа я не нашла, но диалог был занятный. Девушка спрашивает там, можно ли встать на пуанты в возрасле 25+ (че спрашивать - бери и делай!). Тут же понабежали бабы (не путать с женщинами), те кто всегда все знает и пара балерин. Последние взялись обсуждать, что им с детства подъемы тянули, и вообще выше чем на 90 градусом даме сей ногу не поднять...

    Во-первых, кто вам сказал, что танцор понимает что-то в обучении балету или ему знакома технология по которой его учили? Да кто вообще сказа, что актеры, спортсмены или певцы столь умные люди, что к их мнению стоит прислушиваться? Во-вторых, не понимаю, нравится - изучай, пробуй, работай, достигай. К сожалению у нас в стране нет такой мании разных хобби: в штатах, в европе, в китае есть множество любительских школ, где люди серьезно (а иначе в классике нельзя) занимаются балетов для себя (а не для того чтобы выступать). Почему нет? Есть дале слинго-мамы (знаете такие с маленькими детьми, которые их в специальном шарфе носят), которые прямо со слингом и ребенком и стоят у палки. В-третих, купи пуанты, а дальше видно будет...


    Как выбрать?
    Из 15 параметров колодки большинство (пятак, закрытость, тип стельки, вырез и шнурок) - это то, чем отличается модели пуант одна от другой (так у Capezio их больше 10, у Гришко и R-Class около 15, у Bloch - 20 моделей). Но для каждой из них можно выбрать размер, полноту, и жесткость стельки (и, иногда, материал и цвет).

    У большинства производителей есть наглядные способы подобрать модель, а в магазинах марок работает специалист по подбору пуант - фиттер.


    Сколько купить?
    Солистка балета за спектакль тратит пары 3 пуант (по слухам, не знаю, как на самом деле, но одних точно не хватит). Они не долговечны: жесткость коробочки и стельки под нагрузкой начинает уменьшаться, а это значит, что стоять на пальцах становится сложнее. Иногда стелька просто ломается. Профессионалы меняют пуанты и балетки часто, любителю это не грозит. Хотя сегодя появились долговечные пуанты фирмы Gaynor Minden (и не только они осваивают эту технологию), производители пишут что они высокотехнологичные, но тут другая проблема: не ломаются, не разнашиваются, просто наружный материал приходит в полную негодность (стоят в 2-3 раза дороже обуви от Grishko, R-Class или Bloch).


    Все зависит от интенсивности занятий, но первой пары вам хватит на год, не меньше. Другое дело, что появляется желание пробовать все новые и новые модели:)

    Можно надевать?

    Когда новые пуанты куплены, их, в отличии от кросовок, сразу не наденешь. Их надо подготовить. С кросовками вообще все слишком легко: там деже шнурки есть и уже вставлены! А к пуантам для начала пришивают ленты, и не абы где, а вверху подъема стопы, в месте, где нужна поддержка - оно у каждого индивидуально, поэтому ленты идут отдельно. Хотя существует другой простой способ: место выбирается по согнутой пятке.

    Пришивают конечно руками, ниткой и иголкой, затем обрезают по длине и оплавляют (иногде обрабатывают срез лаком или клеем), чтобы не торчали и не крошились. Опционально пришивается резинка, которая держит пятку и затягивается шнурок.

    Теперь их можно закрепить на ноге. Но это еще не все: если говорить о профессионалах и опытных любителях, они готовят пуанты тщательнее.

    С пятака иногда срезают верхнюю ткань, обшивают нитками по периметру или приклеивают кожаную накладку, оббивают молотком, чтобы убрать углы.

    Коробочку разминают (производитель говорит, что этого делать не нужно, и это пережитки прошлого, но тут на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные - важно довести коробку до нужной степени мягкости, чтобы было комфортно), для этого по ней стучат молотком, встают пятками сверху, зажимают дверью… в общем издеваются как хотят.

    Стельку гнут, в особенности в районе пятки, иногда отрывают в верхней части от подошвы (я так понимаю для более эстетичного вида на полупальцах), придают ей форму и просто размягчают по себя.
    Некоторые профессионалы особым образом размачивают пуанты, или канифолят внутри или… в общем у каждого свой ритуал, но любителю до них, как до Захаровой…

    А теперь уже можно?

    Теперь одевать пуанты тоже рановато. Это будет выглядеть так, хотя должно иначе.


    И дело тут не в том, что стороны это смешно и неэстетично. Такими ногами просто нельзя танцевать: здесь будет или перелом, или серьезная деформация в области щиколотки. Это примерно, как забраться на крутую горку, одеть лыжи и оттолкнуться - гипотетически можно целиком доехать до подножья, но адекватный человек без минимальной подготовки делать этого не будет.

    Для того, чтобы стоять на пуанте вам с вашей стопой, которая обычно пребывает в положении L , нужно сделать I, то есть выпрямить ее из положения в 90’ в 180+. Взрослые упертые любители используют для этого такую штуку, а в детском возрасте он тянется легче.

    Кроме растягивания подъема его нужно еще и качать. Мышца эта развита у обычного человека оооочень слабо. Есть танцевальные упражнения Plie и Releve.

    Что это такое? Возьмитесь за что-нибудь, встаньте ооочень прямо, максимально как можете, соедините пятки, а носки раздвиньте (как то так V), а теперь приседайте, не отклячивая попу, как будто вы лом проглотили, не отрывая при этом ни милиметра ступни от пола. Приседайте как можно ниже - это Plie.

    А теперь не отрывая пальцев от пола и не заваливая стопу, поднимитесь на ципочки (полупальцы). Сейчас вы просто оторвали пятку от пола, поднимитесь выше, еще выше, и еще, теперь вдавите пятку в ногу - это Releve.

    Повторите 1000 раз.

    И здесь еще важно не забыть накачать пальцы. Да-да, те самые пальцы ног, которыми здоровый вменяемый человек ничего не делает, а вот футболисты, например, их тренируют. Чего только для этого не делают: отжимаются на них, пододвигают грузы, ходят по ступенькам, качают эспандером.

    Как и в любых занятиях 10’000 часов сделают вас экспертом. Качайте и тяните, тяните и качайте… Хорошие балетный ноги для нормального непосвященного челоека выглядят мягко говоря по-уродски.

    Это красивые балетные ноги: здесь есть накаченный подъем, что делает ступлю огромной (но сильной, да и в пуанте она красиво смотрится), а также Х-овые ноги (то, что называется hyperextension) - особо ценится у балерин: на фото ниже справа ноги нормального человека, слева - ноги человека-танцора.

    А это ступни всемирно известной балерины Светланы Захаровой, которую боготворят чуть ли не все балерины (она и правда красива, прекрасно сложена и артистична) было бы здорово, если бы она не была ярой сторонницей ПЖиВ.

    Но простым сметрным это, конечно, не грозит:)

    А это вообще безопасно?

    Перед началом работы над туфельками, я бы посоветовала посмотреть фотографии пуантов, обратить внимание следует на их конструкцию и как они сидят на ножке балерины.

    Кукле ноги необходимо вылепить с учетом формы туфель, т.е. с узким и обрубленным носком (пятак), так же следует помнить о характерной для балерин выворотности стопы. Пуанты бывают разных видов, с разным размером пятака, пятки, здесь вы будете руководствоваться своим замыслом.

    Необходимые материалы:
    1. Атлас
    2.Атласные ленты в цвет атласа
    3. Тонкий картон для подошвы туфель
    4.Клей «Момент» прозрачный
    5.Нитки
    6.Калька для выкройки
    7.Акриловые краски

    1.Работу над пуантами начинаем с выкройки. Для каждой куклы выкройка будет своя в зависимости от размера и положения ног. Я выкройку не строю, а просто прикладываю к кукле и моделирую по ноге.

    Конечно, выкройка получается несколько условной, но некоторые моменты необходимо определить довольно точно. Нужно определить вырез туфельки, размер стакана (так называют носовую часть пуант) и соотношение передней и пяточной части. Туфли делаются со швом сбоку, функциональности в этом никакой нет, но мы стараемся приблизиться к оригиналу. В выкройку закладываем припуски на швы, снизу и на пятаке делаем их больше, лишнее потом срежем, на врез 3-4 мм.

    2.Выкраиваем детали и прострачиваем боковые швы, так же их следует отстрочить.

    Все швы обязательно разгладить. Пятку оставляем не простроченной, дальше нужно осторожно приклеить припуски на вырезе пуантов.

    Должны получиться такие заготовки.

    3. Застрачиваем пятку, перед тем как это сделать, желательно сначала наметать и примерить на кукле, это позволит избежать ошибок.

    4.После того, как мы прострочили пятку, деталь полностью готова

    И можно приступить к сбору пуантов. На клей сажаем пятку и носок, затем аккуратно с помощью булавки промазываем клеем вырез туфельки и окончательно приклеиваем к ноге.

    Ткань должна очень плотно прилегать к ноге.

    6.Оформляем носок, у пуантов закладываются маленькие складочки.

    Лишние припуски срезаем.

    7. Вот что должно у вас получиться.

    8.Вырезам из тонкого картона подошву, рекомендую использовать картон от женских колгот, он тонкий и достаточно пластичный, что позволит избежать заломов. На форму подошвы следует обратить внимание, ведь мы стараемся достичь наиболее схожести с настоящими балетными туфлями. Приклеить подошву нужно как можно тщательнее, что бы она нигде не отходила от атласа.

    9.Подошву можно покрасить акриловой краской. Если ее сделать не одной тональности, а например, на пятке и у носка темнее или светлее, то получится более естественно.

    Каждый слой краски должен хорошо просохнуть.

    Теперь балетные туфельки готовы и ваша кукла сможет танцевать на пальчиках!

    Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.

    Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.

    И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.


    Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.

    Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
    Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.

    Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.

    Ну а дальше... Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.

    К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.

    Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.

    Все заготовки подписаны.

    Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.

    Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.

    Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.

    Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.

    Потом с другой.

    Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.

    Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.

    Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре - холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
    Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
    Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.

    Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
    Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.

    Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.

    Красота. Напомнила мне куколку в платочке.)))

    Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.

    Туфель укладывается на такую вот... Не знаю как называется. А может и нет специального названия.

    И... Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.

    Если вы помните складки крепили гвоздиками.

    Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.

    Особое внимание складочкам.

    Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
    Оказалось очень просто.
    Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.

    Затем берется круглая палка, и...

    Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.

    Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.

    Этим молотком туфли подбиваются по колодке.

    Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.

    Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.

    Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.

    Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.

    Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы...

    Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.

    А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев - "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я - с 1990 года.

    Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.

    Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.

    Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.

    Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.

    Порхающими на кончиках своих пуантов. Однако мало кто задумывался, какова история возникновения этой изящной туфельки. О том, как появились пуанты и что же собой представляет обувь балерины, и пойдет речь в этой статье.

    Начало балетных туфель

    Обычно при слове «пуанты» большинство людей представляет себе жесткие атласные туфли с туго перевязанными вокруг узкими лентами. Однако логично было бы предположить, что такую обувь балерины носили не всегда.

    Естественно, в самом начале зарождения балета не могло быть и речи о профессиональных пуантах. Многие знают, как называется обувь балерины, но откуда появилось это понятие, известно немногим. Само название этого специфического происходит от французского слова sur les pointes, которое означает «танцевать кончиками пальцев». И действительно, изначально балерины танцевали исключительно босыми, становясь на верхушки пальцев. Однако такой способ отличался чрезвычайной травматичностью, поскольку на ступню приходилась огромная нагрузка, что приводило к постоянным вывихам, растяжениям и другим травмам суставов и мышц. Так возникла идея создать специальную поддерживающую обувь.

    Первые экземпляры

    Какими же были первые пуанты? Фото подобных экземпляров находится ниже. Впервые данный вид обуви был создан в начале девятнадцатого века. Их изобретением прославилась Италия. В качестве первоначальных пуантов использовались обычные туфли, в которые вкладывали мягкую ткань. Такой подход помогал избежать травмирования и чрезмерной нагрузки на ступню.

    Позже в качестве стали носить жесткие кожаные сандалии, которые закреплялись на ноге с помощью пришитых ремней.

    Современные пуанты

    Впервые в обувь балерины, похожую на настоящие пуанты, обулась в 1830 году танцовщица Мария Тальони. Эта знаменитая своей древней фамилией внучка потомственных танцоров впервые очутилась на сцене во время представления под названием «Зефир и Флора». Исполняя отведенную ей женскую роль, Мария едва прикасалась к земле своими крошечными шелковыми туфельками. Этот выход произвел фурор. Не наделенная от природы особой женской красотой, танцовщица напрочь сразила зрителей своими танцевальными способностями и, главное, продуманным образом. Она выбрала для выступления именно те жесткие туфли со специальным уплотнением в области пальцев, которые впоследствии возымели такой успех в балетном мире. Это были те самые пуанты. Фото их обладательницы может увидеть каждый желающий.

    Однако не менее популярным этот вид обуви сделала и другая известная личность - супруга полководца Наполеона Жозефина. Она предпочитала носить похожие на танцевальные туфли балетки. Они представляли собой небольшие тапочки из атласной ткани, которые прикреплялись к ноге с помощью лент. В эпоху романтизма такая непринужденная и легкая обувь имела огромный спрос среди модниц и светских див. Среди искусствоведов считается, что именно эти туфли и стали впоследствии прообразом известных нам пуантов.

    На территории России первой балериной, которая начала танцевать в этой обуви, стала Теперь же балет, пуанты и танцовщицы, выступающие в них, являются неотъемлемыми понятиями.

    Создание пуантов

    Балетные туфли кажутся чрезвычайно простой и нетрудоемкой в изготовлении обувью, но это не соответствует действительности.

    Современные пуанты состоят из 54 элементов. Каждая пара таких туфель должна строго подходить под ногу танцора, что позволяет избежать излишних травм и напряжений. Подбор обуви тоже осуществляется индивидуально.

    Каждая туфля состоит из трех составляющих. Это верх пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа и покрыт с внутренней стороны подкладочной тканью, а также жесткая несгибаемая подошва из натуральной кожи и место, куда помещаются пальцы. Эта часть имеет форму коробочки из нескольких плотно склеенных слоев ткани.
    Именно высокие требования к танцевальным пуантам и объясняют тот факт, что, несмотря на высокий уровень автоматизации производства, большая часть сборки этих туфель проходит вручную. Как правило, непросохшие склеенные пуанты оставляют на специально приспособленной колодке, после чего обрабатывают инструментами и сшивают вымоченной в парафиновом растворе прочной нитью. Для затвердевания обувь балерины оставляют на ночь просыхать при температуре от сорока до пятидесяти градусов.

    Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения и подбираются каждому танцору в индивидуальном порядке.