Разница между наречием и причастием. Отличие наречий от кратких прилагательных и кратких причастий

Рассмотрим особенности кратких причастий и их примеры, узнаем, как отличить их от прилагательных. Эти части речи становятся одной из самых частых причин ошибок в правописании. Их легко спутать с именами прилагательными, особенно краткими, потому что произносятся они практически одинаково. Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия.

Для начала определимся, что такое краткое . Это определенные образования из слов, образующихся от полных причастий обоих залогов: активного, пассивного. Любого времени, кроме будущего, - настоящего и прошедшего. Словообразование происходит посредством сокращения той части слова, которая изменяется, - флексии (иногда её называют окончанием). Иногда вместе с ним усекается основа.

Обратите внимание! Кратк. прич. всегда употребляется только в страдательном залоге, потому что над ним совершается какое-либо действие со стороны другого лица.

Краткие причастия: примеры

Как образуются краткие формы от полных

Настоящее время:

Краткие причастия: примеры

Прошедшее время:

Краткое причастие отвечает на такие вопросы: каков (а)(о)? — каковы?

Например: книга разрисована (какова?), упражнение решено (каково?), замок ограблен (каков?).

Краткие причастия: примеры

Употребление в речи

В предложениях и словосочетаниях прич. должны согласовываться с другими членами предложения. В частности, с существительными и местоимениями, выступающими определяемыми словами. Чаще всего их синтаксическая функция - сказуемое. Точнее - составное именное сказуемое.

Примеры сказуемого, выраженного кратк. прич.: Газеты были куплены стариками. Постель была застелена покрывалом. Статья не была прочитана студентом.

Возьмите на заметку! Иногда оно играет роль обособленного определения, относящегося исключительно к подлежащему.

Причастия в кратк. форме изменяются и по родам, и по числам. Для мужского рода характерно отрицательная флексия - нулевое окончание (выстрижен, полит (цветок), погашен (костёр))

Для согласования с существительными женского рода:

  • единственное число - окончание «а». Например, выстрижена, полита, погашена (свеча)
  • множественное число - окончание «ы». Например, вымыт, политы, погашены.

Для среднего рода окончания множественного числа совпадают с женским родом. Для единственного числа характерно окончание «о»: выстрижено, полито, погашено.

Полезное видео: краткие причастия

Суффиксы

Также кратк. причастие можно отделить от подобного прилагательного по суффиксам.

Суффиксы прошедшего времени Примеры
-ен- Принесен, ухожен
-н- Отдан, овеян
-т- Спет, разбит

Краткие причастия: примеры

Причастие VS Прилагательное

Теперь обратимся к животрепещущей проблеме отличий кратк. причастия и прилагательного.

Возьмем два словосочетания: «девочка воспитанна», «девочка воспитана мамой». Самое очевидное различие - во втором случае представлено лицо, которое совершило действие. Это мама, воспитавшая девочку.

Не стоит забывать, что причастие - это, прежде всего, форма глагола. Из этого следует, что если в предложении указан объект, совершивший какие-либо действия над субъектом (например, «груша выращена садовником»), перед нами его краткий вид. Также, одно из ярких особенностей данной части речи - краткое причастие в словосочетании можно заменить полным. Например, «девочка, воспитанная мамой», «груша, выращенная садовником».

Основная функция прилагательного - характеризующая. Эта часть речи подчеркивает признаки, акцентирует на них внимание.

В словосочетании «девочка воспитанна» не указано лицо, совершившие действие, а обращается внимание на характеристику «какова эта девочка?» - «воспитанная». Здесь мы имеем дело с кратким прилагательным. Можно заменить его на полное, получим «девочка воспитанная». Неважно, каким образом достигнут результат, главное - его наличие.

Чтобы с точной уверенностью завершить проверку, попробуйте заменить словосочетание синонимами. Прилагательное легко замещается полным синонимом: «девочка воспитанна - девочка культурная». Как уже было сказано выше, причастие - это форма глагола, поэтому синонимическое замещение происходит благодаря этой части речи: «девочка воспитана мамой» - «мама воспитала девочку».

Орфографические особенности

Одно из главных различий этих двух языковых единиц располагаются в области орфографии.

Краткие причастия: примеры

Правописание кратких прилагательных и причастий

  • прилагательное пишем с двумя «н» - «нн»;
  • причастие пишем с одной «н».

Как пишем частицу «НЕ»

Дополнительная сложность появляется при выборе количества букв в суффиксе, если присутствует частица «не». Эта проблема актуальна для обеих рассматриваемых частей речи. Запомните следующую несложную схему:

НЕ с краткими страдательными причастиями всегда пишется раздельно. Также для них характерно употребление зависимых слов в словосочетании, как уже было сказано. Эту функцию как бы заменяет наречие «очень» в примерах с краткими прилагательными. Например: мир очень прекрасен, студент очень умен.

Полезное видео: краткие страдательные причастия

Вывод

На письме необходимо быть крайне внимательными, следить за значением слов, наличием зависимых слов, употреблением частицы «не», возможностью замены синонимами. В случае затруднений или возникших вопросов, обязательно обращайтесь к орфографическому словарю или корпусу русского литературного языка, который можно найти в интернете.

  • знать, что такое прилагательное, причастие и наречие;
  • уметь находить их в тексте и отличать друг от друга;
  • знать правило "Н/НН в суффиксах прилагательных";
  • знать правило "Н/НН в суффиксах причастий";
  • знать правило "Н/НН в суффиксах наречий".

Теория

Прилагательное, причастие, наречие: определение понятий, сходства и различия

Прилагательное - часть речи, отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". В прилагательном нет действия! Часто оно образуется от существительных.

Примеры: сонный, барабанный, туманный, хозяйственный.

Причастие - часть речи, отвечающая на те же вопросы, что и прилагательное. Но в причастии есть действие! Оно образуется он глагола. К некоторым его видам хочется задать вопрос "что делающий?". Если так, то это верный признак причастия.

Примеры: обработанный, сваренный, поющий, журчащий, видимый.

Наречие - часть речи, отвечающая на вопросы "как?", "куда?", "когда?", "где?" и др. Это признак действия. По вопросам наречие на предыдущие части речи не похоже, но похоже по смыслу, так как оно от них образуется.

Примеры: медленно, горячо, свежо, ещё, выпиюще, глухо

Краткие прилагательные от кратких причастий мы отличаем по вышеназванному признаку: есть действие или нет действия. Если есть, значит причастие, если нет - прилагательное. Вопросы у них одинаковые: "каков?", "какова?", "каково?", "каковы?".

Примеры кратких прилагательных: хороша, туманна, хозяйственны, зелено.

Примеры кратких причастий: сварено, съедено, скуплены, отвоёвана, (он каков?) видим.

Сложность состоит в том, чтобы отличить краткие причастия и прилагательные среднего рода от наречий . Когда "хорошо" - это "как?" (наречие), а когда "хорошо" - это "каково?" (кр. прилагательное)?

Все просто:

  • кр. причастия и прилагательные - это признак предмета, они всегда характеризуют какой-то предмет, существительное, стоят рядом с ним, к ним задаётся вопрос от существительного, и этот вопрос - "каков/а/о/ы?" (бывают спорные моменты, но больше всего к ним хочется задать именно этот вопрос);
  • наречие - это признак действия, оно всегда стоит рядом с действием - глаголом, причастием, деепричастием - и показывает, как это действие произошло. К наречию задается вопрос от глагола, причастия или деепричастия, и этот вопрос - "как?" (наречия с другими вопросами нас не интересуют в данном задании).

Рассмотрим примеры предложений, наглядно показывающих разницу:

Утро (каково?) наполнено (кр. причастие, так как есть действие "наполнить", относится к сущ. "утро") светом и радостью.

Мы жили (как?) наполненно (наречие, относится к глаголу "жили") и ярко.

Дитя (каково?) сосредоточено (кр. причастие, есть действие "сосредоточить", относится к сущ. "дитя") на предмете.

Дитя сосредоточенно ←(как?)← смотрит на лес. Здесь "сосредоточенно" - наречие, так как оно относится к глаголу "смотрит".

Казалось, будто дерево (каково?) насторожено (кр. причастие, есть действие "насторожить", относится к сущ. "дерево"), будто оно снова ждет нападения ветра.

Казалось, будто дерево настороженно ←(как?)← покачивается на ветру. Здесь "настороженно" - наречие, так как оно относится к глаголу "покачивается".

А теперь примеры посложнее с глаголами "было" и "стало". Такие глаголы, как правило, не являются самостоятельными сказуемыми, так как не могут передать весь смысл предложения. Часто к ним подставляют краткие причастия и прилагательные, чтобы образовать составное именное сказуемое. То есть вопрос к слову, похожему на наречие, задается от глагола, но это слово оказывается не наречием, а все же кратким прилагательным или причастием. Как правило, такие предложения имеют подлежащее и в таких предложениях эти глаголы "было" и "стало" можно убрать без потери смысла.

Рагу было (каково?) сварено (кр. причастие, наречный вопрос даже не хочется задать; можем убрать слово "было", и предложение не потеряет смысл: "рагу (каково?) сварено").

Все стало (каково?) глухо кругом (кр. прилагательное, наречный вопрос сюда можно задать, однако верный признак того, что это всё же кр. прилагательное, а не наречие, - это возможность убрать слово "стало" без потери смысла: "всё (каково?) глухо кругом").

Становится (как?) прохладнее (здесь "прохладнее" - наречие, потому что: хочется задать только наречный вопрос; "становится" нельзя убрать без потери смысла; нет существительного, к которому бы относилось прохладнее, предложение с одним только сказуемым).

Правописание суффиксов прилагательных, причастий и наречий

Н/НН в прилагательных.

Н НН
  1. В суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-: гусиный, песчаный, льняной;
  2. В прилагательных, образованных бессуффиксным путем (как правило, это хорошо слышно, в таких прилагательных НН писать и не хочется): зеленый, красный, сазаний, фазаний, юный.
  1. В суффиксах -ОНН-, -ЕНН- (следите, чтобы они точно были суффиксами, а не попадали в корень): хозяйственный, телевизионный, лиственный, революционный;
  2. Если прил. образовано от сущ., в котором уже была Н (в основе): тумаН = тумаННый, соН = соННый, стариНа = стариННый,
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Исключение: ветреный (если к этому слову добавляется приставка, то оно пишется уже с НН: безветреННый, подветреННый).

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных:

пустыННая = пустыННа, хозяйствеННые = хозяйствеННы, зелеНое = зелеНо.

Н/НН в причастиях.

НН Н
  1. Есть приставка (кроме НЕ-): ПРИчесанный, РАЗложенный, ПОДписанный;
  2. Есть совершенный вид (вопрос с приставкой С-: "что Сделанный?", заложено действие в прошедшем времени): сброшенный, замаринованный, надкусанный;
  3. Есть зависимое слово: УЖЕ рассказанная НАМ история, груженная ДРОВАМИ машина, мороженная МАМОЙ зелень;
  4. Есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-: асфальтИРОВАнная дорога, маринОВАнные грибы.
  1. Нет ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни суффиксов: плетеная корзина, жареная рыба;
  2. В кратких причастиях: пирожное надкусаНо, дорога асфальтироваНа, грибы высушеНы.

Исключение: раненый (тут пишется Н, несмотря на совершенный вид (что сделать? - ранить); при появлении приставки или зависимого слова это слово начинает писаться по правилу - с НН: ИЗраненный солдат, раненный В НОГУ солдат).

Исключения:невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный,желанный, жеманный, священный, чванный (тут везде пишется НН).

Н/НН в наречиях.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 20-25 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ких стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях пи­шет­ся одна буква Н».

Ищем слово, которое отвечает на вопрос "каков/а/о/ы?" или условный вопрос "что сделан/а/о/ы?". В нем должно быть заложено действие. В нём одна Н. Возможно, оно рядом со словом "было" или "стало".

(20)Я пришёл к По­жа­ло­сти­ным, ска­зал, в чём дело, и по­про­сил эти доски по­ка­зать. (21)Ста­руш­ка вы­но­сит доски, завёрну­тые в чи­стый руш­ник. (22)Я взгля­нул и замер. (23)Мать чест­на́я, до чего тон­кая ра­бо­та, до чего твёрдо вы­ре­за­но! (24)Осо­бен­но порт­рет Пугачёва - гля­деть долго нель­зя: ка­жет­ся, с ним самим раз­го­ва­ри­ва­ешь. (25)«Да­вай­те мне доски на хра­не­ние, иначе их на гвоз­ди пе­ре­пла­вят», - го­во­рю ей.

Правильный ответ - слово "вырезано", оно удовлетворяет всем нашим параметрам.

Пример 2.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 1-3 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

Ищем слово, которое отвечает на вопрос "как?" и относится к каком-либо слову-действию: к глаголу, причастию или деепричастию. У этого слова должен быть суффикс Н или НН.

(1)Мама, когда я ещё не учил­ся в школе, ра­бо­та­ла ин­же­не­ром и много чер­ти­ла. (2)Чер­те­жи были такие кра­си­вые, а её го­то­валь­ня с бле­стя­щи­ми шту­ка­ми была такая не­обык­но­вен­но при­тя­га­тель­ная, что я не мог прой­ти мимо. (3)Ко­неч­но, меня от­лав­ли­ва­ли, не пус­ка­ли, но не­сколь­ко чер­те­жей я всё же ис­пор­тил, какие-то цир­ку­ли сло­мал.

Правильный ответ - слово "необыкновенно". Может показаться, что оно относится только к прилагательному "притягательная", тогда все наши прежние рассуждения рушатся. Но это не совсем так: наречие "необыкновенно" относится к сказуемому "была притягательная", состоящему из двух слов. Как сказуемое, оно выражает действие в предложении, оно цельно, просто так совпало, что его частью является прилагательное. Однако отдельно от "притягательная" к "необыкновенно" вопрос не задать, только от всего действия-сказуемого "была притягательная".

Пример 3.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 2-7 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных с по­мо­щью суф­фик­са -Н- от су­ще­стви­тель­ных с ос­но­вой на -Н, пи­шет­ся НН».

Ищем слово с НН, в котором нет никакого действия и которое отвечает на один из вопросов прилагательного. Слово подобно "туманный", "сонный", "барабанный".

(2)Надо было хо­ро­шень­ко об­ду­мать, как ска­зать ему, что она, Динка, по­взрос­ле­ла и ни­ко­гда боль­ше не сядет на раму его ве­ло­си­пе­да, не по­едет с ним ка­тать­ся. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длин­ной троп­ке среди моря ко­ло­сьев ржи. (4)Ни­че­го этого боль­ше не будет! (5)Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ства Хо­хол­ку.

(6)Тре­вож­но на душе у Динки. (7)Она уже не ду­ма­ет о себе, она ду­ма­ет, как смяг­чить не­за­слу­жен­ную обиду, чтобы об­лег­чить удар.

Три слова на первый взгляд претендуют на ответ: "длинной", "рассказанных" и "незаслуженную". Но если вдуматься, то окажется, что в последних двух есть действия - "рассказать" и "заслужить", поэтому они нам не подходят.
Правильный ответ - слово "длинной". В нём нет действия, в нём НН, оно образовано от существительного "длиНа", в котором уже была Н.

Дёмина Алевтина Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы (стаж 39 лет),
МБОУ СОШ №52 г. Краснодара.

Н - НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях.

Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв Н в омонимичных словах.

I. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика работают на обратной стороне доски
Карточка 1: раскрать скобки, всё объяснить
Пусты(н,нн)а дли(н,нн)ая (не)моще(н,нн)ая улица.
Карточка 2: из д/упр.207 (Бабайцева) выписать все слова с Н - НН, объяснить написание (по-осеннему, непременно, серебряные, песчаном, помороженный, простуженный, раненый, контуженный, бешеные).
2. Остальные работают вместе, комментированное письмо с использованием Справочника, 2 человека ведут, работая на центральной части доски
1 ученик:
Местность пустынна
Поступил бесчувственно
Бешеный хищник
Нежданный гость
ЗапломбирОванный зуб (ударение в этом слове?)
2 ученик
Упражнение не сделано
Утро туманно
Раненый адъютант
Подлинный автограф (словарная работа - на Руси при допросе били длинными палками, добиваясь «подлинной правды»)
Прошёл организованно.
3. Проверка всеми учениками д/упр.207 с доски по образцу, данному сильным учеником.
Проверим, как расставили знаки препинания - читаю текст упражнения сама.
Вопросы?
4. Проверка задания, выполненного учеником на обратной стороне доски.

II. Новая тема.

1. Сегодня нас интересует более сложный случай.
Попробуем определить на слух, как писать (вывожу на интерактивную доску:
Море взволнова(н,нн)о
Море взволнова(н,нн)о шумело
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
На слух звучит почти одинаково, но слуху не доверяю, а рассуждаю.
Показываю на интерактивной доске, как надо рассуждать:
Море (каково?) взволновано, волнуется, идут волны, взволновалось. Заменила глаголом в прошедшем времени, значит это краткое причастие, а в нём всегда одна Н.
Море шумело (как?) - по вопросу определила, что это наречие, а в наречиях столько Н, сколько в исходном слове: взволнованное - полное причастие с приставкой. Значит, НН. И в наречии НН.
Лицо девочки (каково?) взволнованно, взволнованное, тревожное (а не взволновалось), значит, краткое прилагательное, а они пишутся, как полные слова: взволнованное.
2. Кто попробует повторить объяснение? (убираю с интерактивной доски свои записи).
3. Запишем вывод в виде таблицы в наши Справочники
наречие краткое прилагат краткое причастие
как? относится к глаголу каково? но имеет переносное значение, можно заменить синонимом- прил. или полным прилагат. каково? но можно заменить глаголом в прошедшем времени, задать вопрос ЧТО СДЕЛАНО?
столько Н, сколько в исходном слове. Шумело (как) взволнованно (взволнованный) столько Н, сколько в исходном слове. Её лицо (каково? какое?) взволнованно (взволнованное = тревожное) Всегда одна Н
Море (каково? что сделано?) взволновано (взволновалось)
4. Итак, самое главное - не ошибиться в определении части речи.

III. Закрепление знаний.

1. Коллективная работа. Со словом расстрое(н,нн)о составим 3 предложения.
(Отвечал расстроенно. Движение колонны демонстрантов было расстроено. Выражение её лица было расстроено.)
2. Самостоятельная работа: выполнение перфокарты.
Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется НН.
1. Это общество было организова…о недавно.
2. Заседание совета школы прошло организова…о.
3. Моя подруга организова…а и внимательна.
4. Решение было давно мною обдума…о.
5. Ученик отвечал на вопросы учителя обдума…о и чётко.
6. Мать удивлё…о посмотрела на сына.
7. Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
8. На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
9. Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
10. Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.
Вариант 2
Отметить те случаи, когда пишется НН
1. Ребята, увлечё…ые игрой, ничего не заметили вокруг.
2. Ребята играли увлечё…о.
3. Звено увлече…о игрой в шахматы.
4. Лицо девочки было взволнова…, тревожно.
5. Шумело взволнова…о море.
6. Командир был взволнова….
7. Море было взволнова…о.
8. Набежавшие было облака рассея…ы сильным ветром.
9. На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея…ы.
10. Сегодня он отвечал рассея(н,нн)о

IV. Творческая работа.

Рецензируя сочинения товарищей, часто используем выражения:
Работа (не)продума(н,нн)а
(Н…)чего (не)сказа(н,нн)о
Изл…гает мысли пута(н,нн)о
Наруше(н,нн)а последовательность в изл…жении мыслей
Тема раскрыта аргументирова(н,нн)о
Допуще(н,нн)о (не)значительное ко(л,лл)ичество ошибок

Запишите все 6 выражений: где умеете объяснить, оставьте мою форму; где не знаете, как пишется - попробуйте заменить синонимичным выражением, например: При раскрытии темы использовал много аргументов.

Учитель в это время проверяет перфокарты.

V. Проверка творческого задания с помощью интерактивной доски.

Кто сохранил всё так, как у меня?
Кто сумел полностью избежать употребления слов с Н-НН (поступил хитро)? Зачитать работу.
Сравните, как звучат 2 работы. В чём разница? (для официального стиля, для разговорного)

VI. Результат работы по перфокарте - оценки в дневник.

Анализ ошибок сделаем на следующем уроке.

VII. Домашнее задание: по Справочнику упр.206.

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?

Ученики: Да. Мы их знаем.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?

Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?

Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?

Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.

Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:

  1. Мне грустно и легко ;
  2. Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
  3. Лицо старшины непроницаемо ;
  4. Войско разъединено на отряды.

Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».

Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?

Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).

Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.

Предложение 2 - двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).

Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый - непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо .

Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием (разъединять разъединенный разъединено ). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено .

Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?

Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства .

Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?

Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?

Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» - формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.

Как работает этот прием?

Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.

Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.

Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.

  1. Небо черно и чисто , зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
  2. Открытие это мучительно , я вовсе не был трусом.
  3. Экскурсия прошла организова(н, нн)о .
  4. Было морозно и ветре (н, нн)о , с крыш падал снег.
  5. Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
  6. Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
  7. Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.

Категория состояния - неизменяемые слова, выступающие как в роли сказуемого или части сказуемого в безличном предложении (например, надо, нельзя, душно, стыдно, пора, жаль ) - самая молодая часть речи. (В Москве было холодно ).
Ядро категории состояния составляют слова на –о , которые обозначают:

· состояние окружающей среды: прохладно, светло ;

· физическое состояние человека или других живых существ: больно, душно ;

· эмоциональное состояние человека: страшно, обидно ;

· модальность (выражают отношение говорящего): надо, необходимо, нельзя, можно ;

· пространственные и временные отношения: высоко, поздно ;

· зрительное и слуховое восприятие: видно, слышно .

Категории состояния сочетаются с глаголами «быть », «стать », «оказаться » и другими: «Одному всегда плохо», «Больному было душно». Многие слова состояния являются бывшими существительными : грех, стыд : «Неохота уходить»). Они нередко имеют сохранившиеся омонимы и в составе наречий , и в составе имен существительных . Поэтому при определении соответствующих частей речи необходимо быть очень внимательными к значению данных слов.

Как отличить наречия от слов категории состояния?

1. Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении.
2. Какой вопрос задается к слову.
3. Что обозначает данное слово.
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.

Служебные части речи.

Пред-лог Служат для связи слов в словосочетании в предложе- нии, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Простые (из 1 слова)
на, над, о в течение, по поводу
Непроизводные (не образованы от самостоятельных частей речи) Производные (образованы от самостоятельных частей речи)
Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, под, пред, при, про, с, у, через От наречий : вблизи берега, впереди отряда. От существ.: ввиду ненастья, в течениесуток.От деепричастий: благодаря дождю, несмотря на усталость.
Союз Служат для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения Простые (из 1 слова) Составные (из 2 и более слов)
но, тоже, и ни-ни, то-то, несмотря на то что
Сочинительные Подчинительные
1)соединительные («и это и то»): и, да (= и), ни-ни, тоже, также, не только-но и, как-так и; 2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако, же;3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то-то, не то-не то, то ли - то ли. 1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто ; 2) временные : когда, едва, как, как только, прежде чем3) причинные : потому что, так как4) целевые : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы5) условные : если, раз, если бы6) уступительные : хотя, несмотря на то что7) следственные : так что; 8) сравнительные : как,будто, точно, как будто, словно
Части- ца вносит в речь допол­нительные оттенки значения или служит для образования форм слова Формообразующие Отрицатель­ные Модальные (смысловые) вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.
1. служат для обра­зования условно­го и повелитель­ного наклонений глагола : бы (б)- условное да, давай, давайте, пусть, пускай - повелительное 2. для обра­зования степеней сравненияболее, менее придают отрицательное зна­чение отдельным словам или всему предложению: не, ни 1.вопросительные:ли, разве, неужели2.восклицательные:что за, как3. указательные:вот, а вот, вон, а вон4. уточнительные:именно, как раз5.усилительные:даже, же, ведь, уж, всё, всё-таки, ни, и 6.сомнение:вряд ли, едва ли7. выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, исключительно8.смягчение требования:- ка
1.Междометияи 2. звукоподражательные слова 1.Выражают наши чувства, переживания и волеизъявления, не называя их. 2.По своему звуковому оформлению являются воспроизведением восклицаний, звуков или криков Звукоподражательные слова- условное воспроизведение крика птиц га-га, кря- кря, ку-ку, животных мяу, му- у, ква шумов природы или происходящих в результате деятельности людей динь-динь, у-у-у, кап-кап, др-др. Междометиявыражают 1)чувства, эмоции (восхищения, радости, одобрения, тоски, горя, сожаления, недоумения, удивления, испуга, презрения, отвращения: увы, эх, ох, ах, браво, то-то, у, а, о, ой, ай, но, фи, фу, ну и ну, батюшки, господи, м-да, тьфу; эмоциональную оценку обстановки, отношение к речи: каюк, капут, фьюить, дудки, право, ей-ей, вот ещё, ау, алло;волю, приказ: шабаш, баста, айда, кыш, чу, марш, цыц, тс, чш, чур, караул, вон, прочь, долой. Междометия - этикетные слова: спасибо, здравствуйте, до свидания, извините, привет, благодарю