Река Стикс. Паромщик Харон на реке Стикс

Стикс, мифическая река мертвых, известна не только тем, что являлась связующим звеном между миром живых и потусторонним царством Аида. С ней связано большое количество мифов и легенд. Например, свою силу Ахиллес получил, когда его окунули в Стикс, к ее водам приходил Гефест, чтобы закалить меч Дафна, а некоторые герои переплывали ее, будучи живыми. Что же представляет собой река Стикс и какую силу имеют ее воды?

Стикс в древнегреческой мифологии

Древнегреческие мифы рассказывают нам, что Стикс - это старшая дочь Океана и Тефиды. Ее мужем был титан Паллант, от которого она родила несколько детей. Также, согласно одной из версий, Персефона была ее дочерью, рожденной от Зевса.

Стикс занимала сторону Зевса в его битве с Кроносом, принимая в ней активное участие. Она внесла значительный вклад в победу над титанами, за что удостоилась большого почета и уважения. С тех пор река Стикс стала символом священной клятвы, нарушить которую считалось неприемлемым даже для бога. Преступивший клятву водами Стикса сурово наказывался. Впрочем, Зевс всегда был благосклонен к Стикс и ее детям за то, что они всегда ему содействовали и были верны.

Река в царстве мертвых

Что же представляет собой река Стикс? Мифология древних греков рассказывает, что на земле есть такие места, куда солнце никогда не заглядывает, поэтому там царят вечные тьма и мрак. Именно там и находится вход во владения Аида - Тартар. В царстве мертвых течет несколько рек, но самой мрачной и жуткой из них является Стикс. Река мертвых огибает царство Аида девять раз, а воды ее черные и мутные.

Согласно преданиям, Стикс берет свое начало далеко на западе, где царит ночь. Здесь находится роскошный дворец богини, серебряные колонны которого, являющиеся падающими с высоты струями источника, достают до небес. Эти места необитаемы, и сюда не наведываются даже боги. Исключением можно считать Ириду, изредка прибывавшую за священной водой Стикса, с помощью которой боги совершали свои клятвы. Здесь же воды источника уходят под землю, где обитают ужас и смерть.

Существует одна легенда, которая гласит, что некогда Стикс протекала в северной части Аркадии, и Александра Македонского отравили водой, взятой из этой реки. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» использовал образ реки в одном из кругов ада, только там она представала в виде грязного болота, в котором грешники увязают навеки.

Перевозчик Харон

Переправу в царство мертвых охраняет Харон - паромщик на реке Стикс. В мифах Древней Греции он изображается мрачным стариком, имеющим длинную и нечесаную бороду, а его одеяние грязное и ветхое. В обязанности Харона входит перевозка душ умерших через реку Стикс, для чего в его распоряжении имеется небольшая лодка и единственное весло.

Считалось, что Харон отвергал души тех людей, чьи тела не были похоронены подобающим образом, поэтому они были вынуждены вечно скитаться в поисках покоя. Также в древности существовало поверье, будто за переправу через Стикс необходимо заплатить паромщику Харону. Для этого при погребении родственники покойного клали ему в рот мелкую монету, которой он сможет воспользоваться в подземном царстве Аида. К слову, подобная традиция существовала у многих народов мира. Обычай класть деньги в гроб соблюдается некоторыми людьми и по сей день.

Аналоги Стикса и Харона

Река Стикс и ее страж Харон являются довольно характерными образами, описывающими переход души в иной мир. Изучив мифологию разных народов, можно увидеть похожие примеры и в других верованиях. Например, у древних египтян обязанности провожатого в загробный мир, в котором также была своя река мертвых, выполнял собакоголовый Анубис, подводивший душу умершего к престолу Осириса. Анубис внешне очень похож на серого волка, который, согласно верованиям славянских народов, также сопровождал души в мир иной.

В древнем мире ходило множество легенд и преданий, иногда они могли не соответствовать или даже противоречить друг другу. Например, согласно некоторым мифам паромщик Харон перевозил души не через Стикс, а через другую реку - Ахеронт. Также существуют и другие версии относительно ее происхождения и дальнейшей роли в мифологии. Тем не менее река Стикс и сегодня является олицетворением перехода душ из нашего мира в загробное царство.

Мы уже упоминали мрачноватую фигуру, которая необходима для пересечения развоплощающейся сущностью Грани Миров. Многие народы видели Грань миров в виде реки, нередко - огненной (например, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.). В связи с этим, понятно, что и существо, переводящее души через эту грань, нередко воспринималось в образе лодочника-перевозчика .
Река эта - Река забвения , и переход через нее означает не только перемещение души из мира живых в мир мёртвых, но и разрыв всякой связи, памяти, привязанности к Надземному миру. Именно поэтому это - Река без возврата, ведь нет больше мотивов для ее пересечения. Понятно, что функция Перевозчика , осуществляющего этот разрыв связей, критически важна для процесса развоплощения. Без его работы душа будет снова и снова притягиваться к местам и людям, дорогим для нее, и, следовательно, превратится в утукку - бродячего мертвеца.

У этрусков вначале роль Перевозчика выполнял Турмас (греческий Гермес, сохранивший эту функцию психопомпа - водителя душ и в позднейшей мифологии), а затем - Хару (Харун), который, видимо и воспринялся греками как Харон. Классичесая мифология греков разделила представления о Психопомпе («проводнике» душ, ответственном за покидание душами проявленного мира, важность чего мы уже обсуждали) и Перевозчике, осуществляющем функцию стража - Привратника. Гермес Психопомп в классической мифологии усаживал своих подопечных в ладью Харона.Интересно, что Гермес-Психопомп нередко изображался в образе Кинокефала - собакоголового.

Старец Харон (Χάρων - «яркий», в смысле «Сверкающий глазами») - наиболее известная персонификация Перевозчика в классической мифологии. Впервые имя Xарона упоминается в одной из поэм эпического цикла - Миниаде.
Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается по настоящее время. Харон перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле . У Виргилия Xарон - покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды реки Ахерона (или Стикса), он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. По легенде, Xарон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла. Как представитель подземного царства, Xарон позднее стал считаться демоном смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов.

Северная мифология, хотя и не акцентирует внимание на реке, окружающей миры, тем не менее, знает о ней. На мосту через эту реку (Гьёлль ), например, Хермод встречается с великаншей Модгуд, пропускающей его в Хель, и, видимо, через эту же реку Один (Харбард) отказывается перевозить Тора. Интересно, что в последнем эпизоде сам Великий Ас принимает на себя функцию Перевозчика, что еще раз подчеркивает высокий статус этой обычно малозаметной фигуры. Кроме того, тот факт, что Тор оказался на противоположном берегу реки, указывает на то, что, кроме Харбарда, существовал и другой лодочник , для которого такие переправы были обычным делом.

В средние века идея Перевоза душ нашла развитие и продолжение. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит рассказ о том, как души умерших отправляются по морю к острову Бриттия: «Вдоль побережья материка живут рыбаки, купцы и хлебопашцы. Они подданные франков, но не платят податей, потому что с незапамятных времён на них лежит тяжёлая обязанность перевозить души умерших. Перевозчики каждую ночь ждут в своих хижинах условного стука в дверь и голоса невидимых существ, зовущих их на работу. Тогда люди немедленно встают с постелей, побуждаемые неведомой силой, спускаются к берегу и находят там лодки, но не свои, а чужие, совершенно готовые отправиться в путь и пустые. Перевозчики садятся в лодки, берутся за вёсла и видят, что от тяжести многочисленных невидимых пассажиров лодки сидят глубоко в воде, на палец от борта. Через час они достигают противоположного берега, а между тем на своих лодках им едва ли удалось бы одолеть этот путь и в целые сутки. Достигнув острова, лодки разгружаются и становятся столь лёгкими, что один только киль касается воды. Перевозчики никого не видят на своём пути и на берегу, но слышат голос, который называет имя, звание и родство каждого прибывшего, а если это женщина, то и звание её мужа».

Христианство вводит для объяснения рассматриваемого момента развоплощения образ Ангела Смерти, часто известного под именем Азраила (древнеевр. «Бог помог»). В христианстве ангелом смерти иногда называют архангела Гавриила. В любом случае, признается необходимость существа, помогающего преодолеть порог между жизнью и смертью.

Таким образом, помимо Проводника, помогающего душе пройти путь от жизни к смерти, на этом пути необходима фигура, делающая этот процесс необратимым. Именно эта функция Перевозчика душ делает его самым мрачным персонажем процесса развоплощения.

Харон - спутник Плутона

Харо́н (134340 I)(англ. Charon от греч. Χάρων) - открытый в 1978 спутник Плутона (по другой версии - меньший компонент двойной планетной системы Плутон-Харон). С открытием в 2005 двух других лун - Гидры и Никты - Харон стали также именовать как Плутон I. Назван в честь Харона - перевозчика душ мёртвых через реку Стикс в древнегреческой мифологии. Ожидается, что миссия «New Horizons» («Новые горизонты») достигнет Плутона и Харона в июле 2015.

Не следует путать Харон с Хироном - планетоидом-кентавром.

Плутон и Харон (рисунок).

Традиционно Харон считается спутником Плутона. Однако, существует мнение, что поскольку центр масс системы Плутон-Харон находится вне Плутона, Плутон и Харон должны рассматриваться в качестве двойной планетной системы.

Согласно проекту Резолюции 5 XXVI Генеральной ассамблеи МАС (2006) Харону (наряду с Церерой и объектом 2003 UB 313) предполагалось присвоить статус планеты. В примечаниях к проекту резолюции указывалось, что в таком случае Плутон-Харон будет считаться двойной планетой.

Однако, в окончательном варианте резолюции содержалось иное решение: было введено понятие карликовая планета. К этому новому классу объектов были отнесены Плутон, Церера и объект 2003 UB 313 . Харон не был включён в число карликовых планет.

Характеристики

Харон расположен в 19 640 км от центра Плутона; орбита наклонена на 55° к эклиптике. Диаметр Харона 1212±16 км, масса - 1,9×10 21 кг, плотность - 1,72 г/см³. Один оборот Харона занимает 6,387 суток (вследствие приливного торможения он совпадает с периодом вращения Плутона), поэтому Плутон и Харон постоянно обращены друг к другу одной и той же стороной.

Открытие Харона позволило астрономам точно вычислить массу Плутона. Особенности орбит внешних спутников показывают, что масса Харона составляет приблизительно 11,65 % массы Плутона.

Харон заметно темнее Плутона. Похоже, что эти объекты существенно отличаются по составу. В то время как Плутон покрыт азотным льдом, Харон покрыт водяным льдом, и его поверхность имеет более нейтральный цвет. В настоящее время полагают, что система Плутон - Харон образовалась в результате столкновения независимо сформировавшихся Плутона и прото-Харона; современный Харон образовался из осколков, выброшенных на орбиту вокруг Плутона; при этом также могли образоваться некоторые объекты пояса Койпера.

Харон (Χάρων), в греческом мифотворчестве и истории:

1. Сын Никты, седой перевозчик, переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство тени умерших. Впервые имя Харон упоминается в одной из поэм эпического цикла – Миниаде; особое же распространение этот образ получил начиная с V века до нашей эры, на что указывает частое упоминание Харона в греческой драматической поэзии и трактование этого сюжета в живописи. В известной картине Полигнота, написанной им для Дельфийской Лесхи и изображавшей вход в подземное царство, наряду с многочисленными фигурами был изображен и Харон. Вазовая живопись, судя по извлеченным из могил находкам, пользовалась фигурой Харона для изображения стереотипной картины прибытия мертвых на берег Ахерона, где вновь прибывших ожидал со своим челноком мрачный старец. Представление о Хароне и об ожидающей каждого человека по смерти переправе сказывается также в обычае вкладывать покойнику в рот между зубами медную монету достоинством в два обола, которая должна была служить вознаграждением Харону за его труды по переправе. Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается в настоящее время.

Харон, Данте и Вергилий в водах Стикса, 1822,
художник Эжен Делакруа, Лувр


Харон – перевозчик душ
умерших по водам Аида

Позднее на образ Харона были перенесены атрибуты и черты этрусского бога смерти, который, в свою очередь, принял по-этрусски имя Харун. С чертами этрусского божества представляет нам Харона Вергилий в VI песне Энеиды. У Вергилия Харон – покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды Ахерона, он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Показав Харону золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.

Так, по одному сказанию, Харон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла, Пирифоя и Тесея, которые насильно заставили его переправить их в аид (Вергилий, Энеида, VI 201-211, 385-397, 403-416). На этрусских картинах Харон изображается старцем с изогнутым носом, иногда с крыльями и птичьими ногами, и обыкновенно, с большим молотом. Как представитель подземного царства, Харон позднее превратился в демона смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным нам грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов. Что касается происхождения слова Харон, то некоторые авторы во главе с Диодором Сицилийским, считают его заимствованным у египтян, другие сближают слово Харон с греческим прилагательным χαροπός (имеющий огненные глаза).

2. Греческий историограф из Лампсака, принадлежал к числу предшественников Геродота, так называемых логорифов, от которых до нас дошли только отрывки. Из многочисленных сочинений, приписываемых ему византийским энциклопедистом Свидой, подлинными могут считаться только "Περςικα" в двух книгах и "Ωροι Ααμψακηών" в четырех книгах, то есть хроника города Лампсака.

Античная мифология - это отдельная часть литературы, которая завораживает читателя своим богатым миром и красивым языком. Помимо интереснейших сюжетов и сказаний о героях, в ней отображены основы мироздания, указано место человека в нем, а также его зависимость от воли же, в свою очередь, часто бывали похожими на людей с их страстями, желаниями и пороками. Особенное место занимал Харон - мифология предопределила ему место перевозчика между миром живых и мертвых.

Как выглядел мир?

Мы рассмотрим более детально, кем был и как выглядел Харон. Мифология четко указывает на то, что на самом деле существует сразу три света: подземный, надземный и подводный. Хотя подводный можно смело отнести к наземному миру. Итак, этими тремя царствами управляли три брата, равных по силе и значимости: Зевс, Посейдон и Аид у греков (Юпитер, Нептун и Плутон у римлян). Но все же главным считался Зевс Громовержец, однако он не лез в дела своих братьев.

Люди населяли мир живых - царство Зевса, но после смерти их тела предавались могиле, а душа отправлялась в обитель Аида. И первым человеком, если можно так сказать, которого душа встречала по пути в ад, был Харон. Мифология считает его одновременно и перевозчиком, и стражником, и Наверное, потому, что он зорко следил, чтобы в его лодку не сели живые не возвращались назад, а за свою работу он брал определенную плату.

Античная мифология: Харон

Сын Эреба и Никты, Темноты и Ночи, перевозчик из подземного мира имел лодку, исковерканную червями. Принято считать, что души он перевозил через но, по другой версии, он плавал по речке Ахерон. Чаще всего он описывался стариком весьма мрачным, одетым в рубище.

Данте Алигьери, творец «Божественной комедии», поселил Харона в первом кругу ада. Вероятно, именно здесь несла свои воды та подземная речка, которая разделяла мир живых и мертвых. Вергилий выступал проводником Данте и велел перевозчику взять в свою лодку поэта живым. Каким предстал перед ним, как выглядел Харон? Мифология римская не противоречит эллинской: старик имел устрашающий вид. Его косы были растрепаны, спутаны и седы, глаза горели свирепым огнем.

Есть еще один нюанс, который упоминает мифология: Харон перевозил только в одну сторону и только тех людей, которые были похоронены в могилах с выполнением всех обрядов. И одним из обязательных условий было снабдить покойника монеткой, которой тот мог расплатиться с перевозчиком. Обол клали мертвому под язык, и вероятно, что без денег нельзя было попасть в древний ад.

Харон и живые люди

Теперь читатель знает, как выглядел Харон (мифология). Фото, конечно, отсутствует, но многие художники изобразили на своих полотнах мрачного бога-старика из подземного мира. Как известно, перевозчик без проблем сажал в свою ладью мертвые души, беря за это плату. Если попадались души, не имеющие обола, то им приходилось ждать сто лет, чтобы попасть на тот берег бесплатно.

Однако были и живые люди, которые по своей воле или по чужой отправлялись в Аид раньше своего времени. В «Энеиде» Вергилия говорится, что пропуском для них могла служить только ветвь с золотого дерева, растущего в роще Персефоны (супруга Аида). Именно ею воспользовался Эней по подсказке Сивиллы.

Хитростью заставил перевезти себя на другой берег Орфей: звукам его золотой кифары не мог сопротивляться никто из мира живых и мертвых, ни боги, ни смертные. Геракл, совершая один из своих подвигов, также приходил в Аид. Но ему помог бог Гермес - приказал доставить к владыке мира мертвых. По другой версии, герой силой вынудил Харона перевезти его, за что перевозчик потом был наказан Плутоном.

Харон в искусстве

Харон в мифологии появился не сразу. Гомер в своих эпосах о нем не упоминал, но уже в конце 6 в. до н. э. этот персонаж появился и прочно занял свое место. Его часто изображали на вазах, его образ использовали в пьесах (Аристофан, Лукиан, Продик). Нередко и художники прибегали к этому персонажу. А гениальный художник эпохи Возрождения Микеланджело, работая над оформлением в Ватикане, нарисовал Харона на полотне «День страшного суда». Мрачное божество античного мира и здесь делает свою работу, только перевозит души грешников, а не всех мертвых подряд.

В тех случаях, когда река преграждала вход в загробный мир , душа умершего могла переправиться через ее воды несколькими способами: переплыть, переправиться на челне, перейти по мосту, перебраться с помощью животного или на плечах божества. Представляется, что древнейшим способом переправы через реальную и не слишком глубокую реку, был переход ее вброд. В этом случае, вероятнее всего, что детей, больных и ослабевших молодые и сильные мужчины переносили на себе, чтобы их не унесло течением. Возможно, этот древнейший способ переправы лег в основу саги о Торе, перенесшем через "шумные воды" Орвандилла Смелого. Сюжет этот был в дальнейшем переработан в христианском духе и стал известен как история о св. Христофоре, т. е. носителе Христа. Вкратце история эта такова.

Великан по имени Оферуш занимался тем, что переносил на себе странников через бурный и стремительный поток, "в глубине которого тонул всякий, кто хотел переправиться на другую сторону". Однажды по просьбе ребенка-Христа, он стал переносить его на плечах через бурлящий поток и почувствовал неимоверную тяжесть на своих плечах. Обратившись к ребенку, великан спросило в страхе, отчего ему так тяжело, будто он поднял на свои плечи целый мир. "Ты поднял того, кто сотворил мир!" - ответил ему ребенок. "Западные народы представляют св. Христофора великаном со страшным лицом и такими же красными волосами, какие были у Тора... Восточные же предания дают св. Христофору песью голову, с которою он изображался и на древних иконах". (1) Однако упоминание о потоке, в котором тонул каждый, вошедший в него, и переносчике через поток, прозрачно намекают на реку, ведущую к загробному миру, которую никто из живых не может переплыть, и ни один из мертвых не может преодолеть, чтобы вернуться к живым, и перевозчика и стража этой реки, переносящего души на другой берег.

Представлялось, что река, мост или вход в загробный мир охранялись, и стражами выступали либо антропоморфные существа, либо животные. В нганасанской мифологии души умерших переправляются самостоятельно - вплавь. И подходы к селению мертвецов никто не охраняет. Орочи изготавливали гроб из старой лодки, а ханты хоронили своих умерших в лодке, распиленной поперек: одна часть служила гробом, другая - крышкой. Изображение человека, сидящего в рыбацком челне без весел означало отправку в нижний мир. Интересно, что в маньчжурской мифологии дух Дохооло агэ ("хромой брат"), одноглазый и кривоносый, на половине лодки переправляет души умерших через реку в царство мертвых, гребя половинкой весла. Эта ущербность тела и половинчатость плавательного средства указывают на то, что сам перевозчик был мертвецом. Возможно, маньчжурская мифология сохранила древнейшее представление о самом перевозчике, как об умершем.

В других мифологических системах в этой роли выступает человек без внешних признаков причастности потустороннему миру, разве что неряшливый и старческий вид Харона, или повернутая назад голова египетского перевозчика, делают возможным сделать подобное предположение. Однако в мифологических представлениях нганасан, орочей и хантов не фигурируют стражники загробного мира. У эвенков допуск души умершего в загробный мир буни зависел от его хозяйки: по ее распоряжению один из мертвецов садился в лодку-берестянку и плыл к противоположному берегу, чтобы забрать душу и переправить ее в буни . Ни специального перевозчика, ни стражника. Но в мифологических представлениях эвенков у реки, соединяющей все три мира, был хозяин, ее владетель и страж - калир. гигантский лось с рогами и рыбьим хвостом, хотя он и не играл никакой роли при переправе в загробный мир.

В мифологических представлениях других народов уже заметна "специализация": мотив собственности на лодку указывает на то, что в основу образа перевозчика в загробный мир легло представление о реально существовавших людях, работа которых состояла в перевозе людей через реку. Так у "загробной" лодки появился хозяин, а когда люди научились строить мосты, возникло представление о хозяине и страже моста. Не исключено, что и оно появилось от того, что первоначально, возможно, за проход по мосту взималась плата, аналогичная взимаемой за перевоз.

У манси таким перевозчиком представлялся сам бог подземного мира - Куль-отыр, от прикосновения к черной шубе которого, человек заболевал и умирал. В шумеро-аккадской мифологии существовало представление о непогребенных душах мертвых, возвращавшихся на землю и приносящих беду. Души погребенных умерших переправлялись через «реку, которая отделяет от людей» и является границей между миром живых и миром мертвых. Переправлялись души через реку на лодке перевозчика подземного мира Ур-Шанаби или демона Хумут-Табала. Перевозчик Ур-Шанаби считался супругом богини Нанше, написание имени которой включало в себя знак «рыба». Она почиталась как предсказательница и толковательница снов. Шумеры хоронили покойника с определенной суммой в серебре, «которую он должен был отдать в качестве платы за перевоз "человеку того берега реки"». (4)

В финской мифологии роль перевозчика через реку выполняла дева Маналы, в германо-скандинавской дева Модгуг была стражем моста, в иранской - красивая девушка с двумя собаками, встречала умершего у моста и переводила на другую сторону. (Videvdat, 19, 30). В поздних зороастрийских текстах Сраоша, вооруженный копьем, булавой и боевым топором, встречал душу умершего у моста Чинват, ведущего в загробный мир, и переводил ее за мзду печеными хлебцами.

В египетской мифологии, плывя на лодке, умерший фараон мог достичь восточной части неба. «Перевозить умершего должен был особый перевозчик, который в "Текстах пирамид" назван "смотрящим позади себя"».(5) Его же называли "перевозчиком поля камыша" - сехет иару , желанного места пребывания богов на востоке. Однако у древних египтян существовало также представление и о загробном мире, находящемся на западе. Богиней запада, т. е. царства мертвых, была Аментет. Она протягивала умершим руки, встречая их в стране мертвых. Почти такое же имя - Аминон - носила стражница моста, ведущего в страну мертвых, в осетинской мифологии. Она спрашивала умерших, что они сделали при жизни хорошего и что плохого, и в соответствии с ответом указывала им путь в ад или рай.

Наконец, в греческой мифологии перевозчиком душ через реку и ее стражем был Харон: «Воды подземных рек стережет перевозчик ужасный - / Мрачный и грозный Харон. Клочковатой седой бородою / все лицо обросло - лишь глаза горят неподвижно, / Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно, / Гонит он лодку шестом и правит сам парусами, / Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит. / Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу». (6) Перевозчику полагалась плата, поэтому в рот покойнику вкладывали монету. В погребальной обрядности русских деньги, чтобы заплатить за перевоз, бросали в могилу. Также поступали и вепсы, бросая в могилу медные деньги, однако, по мнению большинства информаторов это делалось для выкупа места для покойника. Ханты бросали в воду несколько монеток, божествам - владетелям мыса, приметных скал, камней мимо которых они проплывали.