Романтическая история любви маши и дубровского. Урок по литературе на тему "романтическая история любви владимира дубровского и маши троекуровой"

    Главный герой повести А. С. Пушкина «Дубровский» - молодой барин, образ которого показан в развитии. Перед нашими глазами проходит целый ряд событий из жизни Владимира Дубровского, и постепенно мы узнаем о нем много нового. Знакомимся мы с Владимиром...

    План к теме: 1. Кто такой Шабашкин. 2. Его внешность. 3. Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением. Почему он не отказался от участия в этом неправом деле. 5. Какими способами Шабашкин добился исполнения желания Троекурова. 6....

    А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, который...

    На страницах повести А. С. Пушкина “Дубровский” мы встречаемся с двумя наиболее полно обрисованными женскими образами: Маши Троекуровой и няни Владимира Дубровского - Егоровны. Ни разница в годах, ни принадлежность к разным сословиям не мешают этим женщинам...

    Роман А. С. Пушкина «Дубровский» не оставляет равнодушным никого из читателей, и это совсем не удивительно. В этом произведении показаны проблемы взаимоотношения помещиков и крестьян, отцов и детей, а также все перипетии того сложного времени. Большое...

    В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца есть. С проблемой нехватки денег...

Мы ведём разговор о незаконченном романе Пушкина «Дубровский». С одинаковым совершенством владеет Пушкин всеми возможными родами и видами литературы: от проникновенного лирического стихотворения до романа. Спецификой романа (с этим жанром мы встретились впервые) является сложность, разветвленность сюжета, повествование о жизни многих действующих лиц, интересы и судьбы которых сталкиваются и переплетаются.
— Докажите, что произведение, которое мы изучаем, — роман. (Здесь несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия; многообразие персонажей.)

— Но кого сам Пушкин назвал главными героями произведения? Найдите строчки, подтверждающие это. (Глава 3: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» — о Владимире Дубровском; глава VIII: «дочь Кирилла Петровича … есть героиня нашей повести» — о Маше.)
— Итак, сегодня в центре нашего внимания — одна из интереснейших сюжетных линий романа: любовная — и ее главные герои Владимир и Маша. Запишем тему урока. Нам предстоит большая и интересная работа — в ходе анализа отдельных глав романа раскрыть характер отношений между главными героями. Обратимся к тексту произведения.
— Как вы думаете, что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

На такой простой, как пока еще кажется шестиклассникам, вопрос они быстро отвечают, что Дубровский хотел отомстить Троекурову. Обращаю их внимание, что в главе Х» автор разъясняет причину этого рискованного поступка: «Я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме».
— По этому поступку определим характер отношения Дубровского к Маше (Дубровский влюблен в Машу. Ради нее он рискует жизнью. Желание быть рядом с ней, постоянно видеть ее — главная причина его рискованного поступка.)

Чтобы понять, как складывается характер отношений между героями, проследим, как же Маша отнеслась к нему. Для этого вспомним, в роли кого появляется Владимир в доме Троекурова.

— Как Маша отнеслась к появлению нового человека в доме? Подтвердите текстом. (Глава VIII: «Маша не обратила никакого внимания на молодого француза-л

— Отчего вдруг Маша обратила внимание на молодого француза? Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю?

— Да, это эпизод с медведем. Сейчас мы увидим фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (его название мы обсудим позже). Подумайте, какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей комнате». (Учащиеся отмечают решительность главного героя, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)

— Что изменилось в характере отношений Маши к Дефоржу? Подтвердите текстом.
(Глава VIII: «Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее … После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь).

— Как вы думаете, почему Пушкин выбирает глагол «влюбилась», а не «полюбила», почему не усиливает его каким-нибудь эпитетом: пылко, страстно? (Любовь —
глубокое чувство, а влюбленность — легкое, романтическое чувство. Маша впервые увидела сильного, смелого героя. О таких героях она только читала в романах. В ее юном сердце просыпается романтическое чувство. Поэтому глагол «влюбилась» более точен. Ее воображение рисует ей нового героя, и таким героем становится Дефорж.)

— В начале XII главы Пушкин снова пишет о чувствах Маши. Найдите строки: «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза … Она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была еще влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце».

— Теперь о препятствиях. Зачем Дефорж назначает Маше свидание в саду? (Дефоржу необходимо уйти, так как он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)

— Что рассчитывала услышать Маша? («Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем она догадывалась … »)

— А что услышала? Обратимся к тексту и найдем ответ на вопрос: «Почему Владимир отказался от мести?» (Глава ХII: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался отмщения, как от безумства-.)

— Развивая сюжетную линию именно так, к какому выводу приводит своих читателей Пушкин? (Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)

— Нам ясны чувства Владимира? Какие слова передают его состояние? («Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам»)
— Но «Марья Кирилловна стояла неподвижно». О чем это говорит?

— Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (3арождающееся чувство ее пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж — это
Дубровский.)
— Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)

— Зная, что его любимую отец насильно выдает замуж, испытывает ли Владимир к тому ненависть? (Глава XV: «О, как должен я ненавидеть того, но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти»)

— Кто еще обязан жизнью Маше? (Князь Верейский. В главе XV Владимир говорит:
«я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнью)

— При каком условии она соглашается на побег с Дубровским? (Глава XV: «Тогда,
тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женой». Если отца не тронут ее слезы, она согласна быть с Дубровским.)
— Обратим внимание на конец главы XIV. О чем рассуждает Маша? («Нет, нет, — повторила она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».)

— Любит ли Маша Дубровского? (Прямого ответа Пушкин не дает. Участь жены
разбойника пугает ее. Им придется жить постоянно скрываясь; и для Маши, очень
послушной, домашней девушки, это очень тяжело и страшно.)
— Как вы думаете, почему, когда Маша все же решилась обратиться за помощью к Дубровскому, Владимир в такой судьбоносный момент опаздывает к любимой и венчание Маши и князя состоялось? (При сложившихся обстоятельствах их союз и счастье невозможны.) Смотрим эпизод художественного фильма и думаем над вопросом: «Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира?»
Обсуждение фрагмента. Чувство долга, чести берет верх. Она была готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.
— Почему Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими «сообщниками» и советует им сменить свое ремесло?
Подводим итог размышлениям учащихся: Дубровский не предводитель взбунтовавшихся крестьян. Пушкин подчеркивает личные мотивы его бунтарства. Но теперь, когда Маша стала женой князя и их жизни пошли разными путями, ему незачем здесь оставаться, больше его здесь ничто не держит. Кроме того, Владимир понимает, насколько ужасна жизнь, когда ты «в бегах». Жить нужно не разбоем. Прочитав в VIII классе роман «Капитанская дочка», мы поймем и отношение Пушкина к бунту: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский национальный писатель. В его творчестве отразились свободолюбие, патриотизм, мудрость и гуманные чувства русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени, и эти мысли нашли отражение во всем его творчестве.

Герой романа «Дубровский», мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Волей случая Дубровский оказывается отщепенцем по отношению к помещичьей среде. Дубровский - бунтарь, он связан с бунтарски настроенными крепостными крестьянами. Но не только история зреющего бунта и противопоставления дворянства народу изображена в произведении. Поэтические страницы романа посвящены романтической истории любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Несмотря на то что Владимир воспитывался в Петербурге, а Маша росла в имении родителей, Троекуров часто рассуждал о том, что неплохо было бы отдать за Владимира свою Машу, «даром что он гол, как сокол». Старший Дубровский не считал, что Владимир подходящая пара для Марии. «Бедному дворянину, - говорил он, - ... каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки». Но судьба сыграла с Владимиром и Машей злую шутку. Вражда, возникшая между их родителями, казалось, навсегда развела их, но им суждено было встретиться и полюбить друг друга.

Воспользовавшись тем, что Кирила Петрович выписал из Москвы француза-учителя для своего сына, Дубровский попадает в дом Троекурова под видом педагога. Сначала Маша не обратила никакого внимания на молодого человека. Воспитанная в аристократических предрассудках, она воспринимала учителя как слугу или мастерового, не заметила и того впечатления, какое сама произвела на француза. Так продолжалось некоторое время, но случай с медведем, которого застрелил Дефорж, заставил ее по-новому взглянуть на молодого человека: «Воображение ее было поражено... она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее...»

Чувства молодых людей постепенно крепли. Марья Кириловна полюбила «Дефоржа» «за неограниченное усердие и робкую внимательность... Сам же он, казалось, привязан был ко всему семейству». Маша «начинала понимать собственное сердце и признавалась с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза. Он со своей стороны не выходил из пределов почтения и строгой пристойности». Но однажды Владимир, наконец, решился рассказать Маше о том, кто он на самом деле, о тяжелых обстоятельствах своей жизни и истинных чувствах к ней. Вскоре над молодыми людьми нависла новая угроза: отец Маши решил выдать ее замуж за князя Верейского.

В самую трагическую минуту своей жизни, напуганная «отвратительным и ненавистным» браком, она получила записку от Дубровского, которая дала ей надежду на защиту. Потом произошла короткая романтическая встреча Маши и Владимира, во время которой он уговаривал ее бороться за свое счастье, не боясь «прибегнуть» к его «ужасной защите».

Уговорить отца девушке не удалось, свадьба состоялась, и Маша стала женой ненавистного князя.

Во имя любви Владимир готов на любой самоотверженный поступок, но, к сожалению, опоздал, потому что его «курьеру» не удалось вовремя передать записку, а Маша не смогла нарушить клятву, данную перед Богом в церкви.

Так трагически закончилась романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Сочинение "Отношения между Машей и Дубровским"

Отношения между Машей и Дубровским

Я прочитала прозу великого русского поэта А.С. Пушкина «Дубровский».
Главным действующим лицом в этом произведении является сын поручика Андрея Гавриловича Дубровского – Владимир Андреевич Дубровский, который остался без наследства из-за ссоры между его отцом и помещиком Троекуровым. Вследствие чего Дубровский подался в разбойники вместе со своими людьми грабил на дорогах губернии.
Маша – семнадцатилетняя дочь главного врага В.Дубровского – Троекурова. Это красивая девушка, любимая своим отцом, довольно образованная. Марья Кирилловна проявляла способности к музыке. Отец нечасто выводил ее в свет.
У Троекурова был сын, и для него отец пригласил учителя француза. У барина Троекурова имелась садистская шутка – запускать новичков в комнату с голодным медведем и закрывать дверь. Ну, а дальше – как хочешь. Обычно все выходили оттуда оборванные и исцарапанные, но с французом этот номер не прошел – он пристрелил этого медведя. Но самое главное, что этим учителем - французом был Дубровский. Он у истинного учителя за деньги прикарманил его бумаги, рекомендации и даже свидетельство о рождении. В доме Троекурова никто не знал как выглядит учитель – француз, и все пошло очень хорошо. Кроме воспитания Саши, Дубровский занимался музыкой с Машей. Молодой девушке очень понравилась история с медведем, и она даже не заметила, как влюбилась в Дубровского. Дубровский тоже питал такие же чувства к Марье Кирилловне.
Однажды Дубровский назначил Маше встречу в саду. Там он объяснился ей в своих чувствах, раскрыл свое настоящее имя и сказал, что вынужден ее оставить.
Причина, по которой Дубровский был вынужден покинуть Машу, заключалась в том, что он ограбил в доме Троекурова одного из своих главных врагов, который рассказал обо всем Кирилле Петровичу Троекурову. Уходя, Дубровский сказал Маше, что если что-нибудь случится, он придет к ней на помощь. И случилось: Троекуров нашел Маше
мужа – старого князя Верейского. Маша не хотела замужества, и в этот же день Дубровский прислал ей письмо. Они встретились на том же самом месте, где и расстались. Дубровский был в курсе дела, и они наперекор всему решили пожениться. Влюбленные договорились, что если что-то случится, пусть Маша положит кольцо в дупло старого дуба.
И этот момент наступил. Находясь под домашним арестом, через своего брата Сашу Маша послала Дубровскому сигнал о помощи. Из дупла кольцо забрал мальчик, один из людей Дубровского. С этим мальчиком произошел некоторый конфуз, и он попался Троекурову. Правда, спустя некоторое время его отпустили.
Настало время свадьбы Маши с князем Верейским, но Дубровский не появлялся. Вот уже был произведен обряд бракосочетания. И что? За Машей никто не приехал. Маша вместе с новоиспеченным мужем села в карету, и вдруг на них напали люди Дубровского. Дубровский предлагал Маше свободу, но Маша повела себя странным образом. Она отказала ему, сказав, что он опоздал и она уже жена князя Верейского. Хотя Маша очень любила Дубровского, она была человеком верующим – и как Богом велено, пусть так и будет. В общем, Маша осталась с князем, а Дубровский спустя время скрылся за границу. Стало тише, но кто знает, что бы было, если бы Дубровский не опоздал…Но все. Поздно.

От администрации сайта

На страницах повести А.С.Пушкина «Дубровский» я встретилась с двумя яркими образами - Машей Троекуровой и Владимиром Дубровским.
Маша Троекурова была гармоничной личностью. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на природе, она была кроткой чуткой и мечтательной. Отца своего Марья Кирилловна любила, но друга и советчика в нем не нашла. Кирилла Петрович хоть и «любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать ее прихотям,то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог добиться ее доверительности». Когда в поместье к Троекуровым явился молодой учитель для сводного брата Маши и время от времени стал давать уроки музыки и ей, то вскоре девушка нашла в нем героя своего романа. Машу покорили в молодом учителе его благородство,усердие и особенно – его храбрость. Она
Почувствовала в молодом человеке родственную душу. Узнав вскоре, что учитель Дефордж - - это не кто иной, как Дубровский, известный разбойник, которого давно уже разыскивает полиция, Маша хоть и испугалась, но не отреклась от него. Узнав о мысли отца выдать её замуж за нелюбимого, но богатого человека, Маша решилась на побег с Дубровским. Но судьбе было угодно отнять у нее этот шанс быть с любимым: побег не удался.
Владимир Дубровский передо мной предстаёт молодым, уверенным в себе и в своём будущем дворянином. «Он позволяет себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себя рано или поздно богатую невесте, мечту бедной молодости». Владимир Дубровский был настоящим сыном своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошёлся с ним Троекуров, молодой Дубровский собрался мстить. Сносить обиды- не в его правилах. Устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, которые из-за денег лишились человеческих качеств. Дубровскому присуще чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Дубровский- сильный, смелый, бесстрашный. Но он очень робкий и сдержанный при встречах с любимой девушкой- Машей Троекуровой. Обман и любовь для него- не совместимы. Поэтому и признаётся Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора.
Всё дело в морали, и чувстве долга, ответственности на которых выросли Маша и Владимир. Честь и долг для них дороже любви. В этом достоинство главной героини и привлекательность Владимира Дубровского. Что касается лично меня, то я бы предпочла любовь! И очень сожалею Маше и Владимиру.