Сочинение на тему «Береги честь смолоду. Сочинение на тему: «Береги честь смолоду Эссе береги честь

«Береги честь смолоду» - фраза, которую не раз слышал каждый из нас. И все мы по-разному ее пониманием и растолковываем. Это главная идея и мысль повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это наставление не редко звучит из уст отца Петра Гринева и проходит через всю жизнь главного героя.

В повести мы наблюдаем за жизнью Гринева. У мужчины хорошее воспитание, ведь у него был пример для подражания. С первых страниц, благодаря Савельичу, мы узнаем о нравственности семьи главного героя. Он однажды напился, и слуга рассказывал Петру, о том, что такое поведение в их роду не принято. Когда впервые Гринев проигрался в карты, он незамедлительно вернул долг, хотя Савельич уговаривал его этого не делать. Также против воли слуги он благодарит бродягу за оказанную помощь и преподносит ему заячий тулуп. Петр Гринев живет по совести и чести, он добр и бескорыстен.

Когда главный герой служил в крепости, он был влюблён в Машу Миронову. Однако их любви мешал Швабрин, который плел различные интриги. Защищая честь девушки, Петр стреляется с ним. Сам Швабрин - полная противоположность Гринева. Благородство и доброта ему не свойственны. Поэтому во время поединка, он ведет себя гнусно. Вскоре Швабрин примыкает к Пугачеву, и его осуждают за нарушение присяги. Его образ - отличный пример того, как слабо внешнее воздействие влияет на характер человека. Сам по себе он был очень умным, читал французские романы и стихи. Слово «честь» для него пустой звук, ему важно сохранить свою жизнь.

Настало время пугачевского бунта. Здесь мы видим всю нравственность и ценность жизненных позиций общества. Миронов с женой отказываются присягать самозванцу и принимают смерть вместо того, чтобы сдаться бунтовщикам на радость. Не боясь казни, их примеру следует Петр Гринев. Однако Пугачев отпускает его. Читатели могут предположить, что это в какой-то степени благодарность за былую услугу. Благодаря ему, Маша и Гринев смогли быть вместе. В это время Швабрин оказывается бессильным, чтобы осуществить свои корыстные планы. Пугачев настроен против него и не поддерживает его намерений.

В конце романа по доносу Швабрина арестовывают Гринева, но, желая спасти Марию, он не называет ее имени. Если бы он сделал это, его незамедлительно оправдали бы, однако, будучи человеком чести, он не мог так поступить. Сама Маша Миронова обращается к даме, которая, по ее мнению, имеет тесные связи с императрицей с просьбой о помиловании любимого. Как оказалось, эта дама и была императрицей. Она помогает влюбленным и спасает Гринева. Петр оставался человеком чести до конца. Он видел казнь Пугачева, который помог обрести ему счастье.

«Береги честь смолоду». Эта пословица - жизненный талисман и помогает преодолевать суровые испытания, которые приготовила для нас жизнь.

Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

Три группы определились без моей помощи.

Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

Договариваемся о защите созданных презентаций.

Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

Последний этап – защита презентаций.

Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека Очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом и о чести в частности. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта. Герои романа попадают в круговорот событий, их судьбы переплетаются, им надо делать жизненный выбор, чтобы сохранить свою жизнь, помочь другим людям.

А.С. Пушкин знакомит нас с Петром Гринёвым с раннего детства. Он живет обычным «недорослем». Но с шестнадцати лет он отправляется на службу, и тут уже он должен решать жизненные задачи сам.

Гринёв проигрывает большие деньги и возвращает их, хотя ему очень стыдно перед Савельичем. Но тут он проявил честность, порядочность и решительность. Особенно впечатляет эпизод с тулупом, когда Гринёв дарит мужику, который помог им найти дорогу во время бурана, свой заячий тулуп. Его слуга снова очень расстроен таким разбазариванием имущества, но Гринёв считает, что услуга достойна такого подарка. Потом этот эпизод сыграет в их судьбе важную роль, ведь «вожатым» оказался сам Пугачёв.

Но самый сложный нравственный выбор встал перед героем, когда он должен был решить – перейти на сторону Пугачёва (и тем самым спасти свою жизнь) или остаться верным присяге. Пётр Гринёв остается верным долгу и чести, и Пугачёв это оценил! Значит, ему самому были не чужды порядочность и преданность Гринёва, ведь он не только оставляет его в живых, но и помогает ему.

Образ Пугачёва заставляет задуматься читателя, ведь Пушкин так ярко показывает и положительные качества этого преступника и злодея. Как он был разгневан, когда узнал от Гринёва, что обижают сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдёт!» А когда Пугачёва везли на казнь, он узнал Гринёва и кивнул ему головой.

В романе представлен и идеал девушки – Маша Миронова, скромная, застенчивая, но в решающие моменты очень мужественная и верная.

В том и ценность романа «Капитанская дочка», что автор ярко показал нам, что и в лихое время есть место лучшим человеческим качествам: честности, мужеству, милосердию. И благородные люди не теряют этих качеств, пройдя через все испытания. «Береги честь смолоду» – напоминает нам А.С. Пушкин слова, которые важны и актуальны во все времена.

Вариант 2

Многие писатели в своих произведениях обращали внимание на человеческие пороки и всего из этого вытекающего. Создавая данные произведения, писатели, пытались исправить человеческое общество, исправить через свои творения человечество от тех или иных пороков, хотя это и не всегда получалось, почти всегда не получалось.

Александр Сергеевич был как раз одним из таких авторов. Он пытался сделать мир лучше, попытаться помочь людям стать умнее и просветленее. Им были написаны многие произведения, но самым показательным из них была “Капитанская дочка”. В нём писатель говорил нам о проблеме чести и нравственности. Рассказывая нам о том или ином отрезке в произведении автор почти всегда указывает, на какую либо проблему, также скрытно определяя способ её решения.

В большинстве своём в произведении обсуждается проблема нравственности. Автор говорит нам о важности чести, о её роли в нашей жизни, он говорит нам, что нам нужно беречь свою честь смолоду, яростно бороться за её целостность и качество. Он говорит о том, что для человека не ничего важнее, чем его честь, и нет ничего хуже, чем запятнать её своими действиями. Для Пушкина этого было сравнимо со смертью, из-за чего он и погиб в дуэли. Защищая свою честь он был ранен, а впоследствии и умер от данного ранения через несколько дней. Отсюда мы видим, что для автора не было ничего важнее, чем честь и её сохранность, о чём он и говорит в произведении. Так или иначе он написал прекрасное произведение, которое являлось своеобразным пособием по нравственности для людей того времени. С его помощью множество людей стало лучше, и до сих пор читая его произведения люди, становятся лучше.

Всё вышеописанное является моё мнение, но оно не претендует на истинно верное и может быть опровергнуто. Я надеюсь, что приведенные аргументы имели вес и имели под собой веское основание, ведь они были сформированы на воспоминаниях современников Александра Сергеевича Пушкина.

Сочинение Береги честь смолоду по произведению Пушкина Капитанская дочка

Капитанская дочка начинается со знаменитой пословицы о том, что честь беречь нужно с молодости, а одежду с момента ее покупки. Именно на основе этой поговорки и живет главный герой Петр. Его отец отправил служить и сказал, что какие бы события не случились в жизни всегда оставайся честным и настоящим человеком.

Герой романа воспитан в честной и богатой семье, имеет дворянское происхождение, его главными жизненными позициями являются верность родине, своим родителям и императрице. Эти основные характеристики ни в коем случае не должны быть нарушены, так он воспитан.

Самый ответственный момент в жизни Гринёва наступил, когда он попал в плен к предводителю всех крестьян к Пугачеву. Тот предложил ему служить у него, но Гринёв отказался, сказав, что он уже отдавал присягу и поклялся до конца своих дней служить императрице.

На что удивленный Пугачев ответил тоже высоко честным поступком, он отпустил его и не стал казнить. Еще интересный момент произведения, когда Петр вместе со своим дядей нашли на охоте заблудившегося человека. Они показали ему дорогу, и Петр подарил ему свою тёплую шубу, так как мужик был совсем легко одет для зимней погоды.

Позже оказалось, что этот мужичок и есть знаменитый и грозный бунтарь, и отступник, Пугачёв. Петр полюбил Машу, но в ходе сложившихся обстоятельств его оппонент взял ее в плен. Но тут на помощь бедной девушек пришел все тот же бунтарь.

Пугачев в романе характеризуется как справедливый и честный человек, который в силу сложившихся обстоятельств. В стране и в самом городе, решил спасти всех угнетенных крестьян. Поэтому стал отступником и злодеем, а по натуре он очень справедливый и честный человек.

На примере Швабрина, автор показывает, какими могут быть да и есть большинство людей на земле. Этот человек с самого начала своей жизни ведет себя бесчестно. После того как Маша сказала что он ей не нравиться и у нее есть жених, Швабрин стал сначала говорить о ней всякие низкие вещи.

А потом и вообще запер ее в помещении, подальше от посторонних глаз не давал ей ни воды, ни еды, чтобы выманить у нее согласие на свадьбу с ним.

Когда крепость была захвачена восставшими крестьянами, он сначала защищал свою крепость и своих сослуживцев. Но увидев, что сила на стороне врага, переметнулся на сторону победителя.

Вскоре Маша оказывается на свободе, а Пётр в темнице. Не в силах помочь любимому она отправляется во дворец и просит аудиенцию у самой императрицы. При встрече с повелительницей она веет себя скромно и достойно, в результате чего императрица удовлетворяет ее просьбу и Гринев оказывается на свободе.

Благодаря высоко духовным качествам главных героев, их чести и достоинству, они снова оказываются вместе. При этом, не изменив себе и не покорившись чужим требованиям. Несмотря на давление со всех сторон, они не пошли на сделку с совестью и не перешли на сторону врага. А остались достойными гражданами своей страны.

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс
  • Примеры и аргументы сострадания из литературы

    Сострадание – очень важное чувство, которое человек может проявлять к другому. Это способность сопереживать и чувствовать чужую боль.

  • (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Повесть «Капитанская дочка» - одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.

    Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…». Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

    Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

    Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга»; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.

    Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

    Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.