Современные органисты. Органная музыка

Как у многих любителей музыки, в каждый концертный сезон один из моих абонементов — на органные концерты.
В этом сезоне — в Малый зал консерватории.

Абонемент №14. И.С. Бах и мировая органная культура
Цикл cостоит из четырех концертов, 9 декабря уже второй концерт, исполнитель —
Константин Волостнов (орган)
В программе:
1-е отделение концерта — И.С. Бах
Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
Хоральные вариации, BWV 769
Пастораль фа мажор, BWV 590
Пассакалия до минор, BWV 582

2-е отделение концерта:
А. Гедике
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, соч. 34 №2
С. Танеев
Хоральные вариации
С. Ляпунов
Прелюд-пастораль
Х. Кушнарёв
Пассакалия и фуга фа-диез минор

Обратите внимание на названия произведений в первом и втором отделении концерта!

Каждому произведению Баха, исполненному в первом отделении, соответствует
музыка русского композитора с аналогичным названием, исполненная во втором отделении.

С чем это связано, поясню ниже.

В конце 19-го века аббат Жубер начал издание «Антологии современной органной музыки», увы, органной музыки русских композиторов не было! Тогда органист Жак Гандшин, работавший в то время в России, предложил нескольким русским композиторам написать органную музыку, и она появилась!
Исполненные в концерте опусы -результат заказа Жубера, для каждого из композиторов творчество Баха стало эталоном.

Все произведения русских композиторов, исполненные во втором отделении концерта, были очень хороши, образы настолько яркие, что, закрыв глаза и слушая эту музыку, я представляла себе то пастушка, играющего на свирели, то дам и кавалеров, танцующих в средневековых нарядах, то бушующее море, наполнившее мощными звуками разбушевавшейся стихии и зал, и все мое существо…

Органист играл так, как никто и никогда до него из тех многих и многих, кого мне довелось услышать!
Никто и никогда!

Молодой органист (пианист, клавесинист) Константин Волостнов (род.1979, Москва) извлекал из инструмента звуки необыкновенной чистоты и красоты, он покорил зал, ни звука, ни кашля, ни скрипа во время исполнения, овации и крики «браво» после каждого опуса.

Константин Волостнов в музыкальном училище был учеником , затем последовала учеба в московской консерватории, в ее аспирантуре, в Высшей школе музыки в Штутгарте (ФРГ).

Успех пришел в 2008 году-победа на престижных конкурсах в Германии и в России на конкурсе имени А.Ф. Гедике «за лучшее исполнение музыки отечественных авторов».

И в 2009 году — триумф органиста — победа на престижнейшем международном конкурсе в Великобритании, Константин Волостнов стал победителем на юбилейном 25-м международном органном фестивале в городе Сент-Олбанс (The International Organ Festival at St.Albans).

Российская органная школа впервые удостоилась высшей оценки на крупнейшем международном конкурсе, где Волостнов получил не только первую премию, но и приз за лучшее исполнение произведений Баха, приз за лучшее премьерное исполнение (сочинение Джона Каскена) и приз публики.

После этого многие музыкальные обозреватели назвали Волостнова лучшим органистом мира!

На этом концерте публика принимала органиста очень тепло, по окончании концерта устроили такие овации, не отпуская органиста, что он сыграл на бис сначала хорал Баха, потом его же фугу, публика вызывала маэстро еще и еще, только когда в зале зажегся свет, нехотя стали расходиться…

К сожалению, в этот раз мы не можем порадовать читателя собственными эксклюзивными записями с этого концерта, но послушать игру Волостнова вы cможете!

Ниже-его записи, сделанные в Доме музыки и во Дворце на Яузе, а также интервью с ним.


Гениальный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в г. Эйэенахе (Германия) 31 марта 1685г. в семье потомственного музыканта И. А. Баха. С малых лет мальчик пел в хоре, учился игре на скрипке у отца, после смерти которого переехал к брату в Ордруф, затем в Люнебург.

Учась в школе, юноша поступил в хор и оркестр, изучал музыкальные произведения, переписывая их для себя, ездил в Гамбург слушать игру знаменитого органиста И.А. Рейнкена. Но и начав по окончании школы (1703) самостоятельную работу скрипачом в Веймаре и затем органистом в Арнштадте, Бах продолжал учиться. Получив отпуск, он пешком отправился в Любек послушать игру виднейшего композитора и органиста Д.Букстехуде.

Совершенствуясь в органном исполнительстве, Бах достиг непревзойденных художественных высот, получил широкую известность как органист и знаток органа,- его приглашали для исполнения музыки и приема новых и обновленных органов. В 1717 г. Бах согласился приехать в Дрезден для участия в конкурсе с французским органистом Л. Маршаном, который, однако, уклонился от соревнования, тайно покинув город. Бах один музицировал перед королем и его придворными, восхитив слушателей.

В Арнштадте, Мюльхаузене (1707-1708) и Веймаре (1708-1717) ярко развилось музыкальное творчество Баха, первые опыты в котором делались еще в Ордруфе. За эти годы написаны многие сочинения для органа, клавира, для вокального исполнения (кантаты). В конце 1717 г. Бах переехал в Кётен, заняв должность капельмейстера княжеского оркестра.

Кётенский период жизни Баха (1717-1723) характеризуется широчайшим размахом в сочинении инструментальной музыки. Прелюдии, фуги, токкаты, фантазии, сонаты, партиты, сюиты, инвенции для клавесина, для скрипки (соло), виолончели (соло), для тех же инструментов с клавиром, для оркестра, знаменитый сборник «Хорошо темперированный клавир» (первый том - 24 прелюдии и фуги), скрипичные концерты, 6 Бранденбургских концертов для оркестра, кантаты, «Страсти по Иоанну» написаны в Кётене - около 170 произведений.

В 1722 г. Бах принял место кантора (регента и учителя) при церкви св. Фомы в Лейпциге. Здесь были исполнены «Страсти по Иоанну» - одно из величайших созданий Баха.

В лейпцигские годы написано около 250 кантат (сохранилось более 180), мотеты, Высокая месса, «Страсти по Матфею», «Страсти по Марку» (утеряны), «Рождественская», «Пасхальная» оратории, увертюры для оркестра, прелюдии и фуги, в том числе второй том «Хорошо темперированного клавира», сонаты для органа, клавирные концерты и многое другое. Бах руководил хором, оркестром, играл на органе, вел большую педагогическую работу в школе при Томаскирхе. У него учились и его сыновья, в дальнейшем прославившиеся композиторы, органисты и клавесинисты, на время затмившие славу отца.

При жизни Баха и во второй половине XVIII в. были известны немногие его сочинения. Возрождение баховского наследия связано с именем Ф. Мендельсона, исполнившего в 1829 г. «Страсти по Матфею», через 100 лет после их первого исполнения. Произведения Баха стали издаваться, исполняться и приобрели всемирную известность.

Музыка Баха проникнута идеями гуманизма, глубочайшим сочувствием к страдающему человеку, надеждой на лучшее будущее. Народность, следование высоким классическим традициям немецкого, итальянского, французского искусства одухотворили Баха, создали почву, на которой расцвело его удивительно богатое творчество. Ликование и скорбь, радость и горе, возвышенное и смятенное - все это присуще музыке Баха. Душевные переживания композитора нашли в ней столь правдивое воплощение, что она не стареет, новые поколения обретают в ней нечто созвучное своим чувствам и устремлениям, В музыке Баха достигло наивысшего совершенства искусство полифонии (многоголосного склада музыки).

Самое почетное место в музыкальной жизни XVII века занимал орган с его репертуаром. Придет время - и органное искусство отступит на второй план (уже в эпоху венских классиков). В XVII же веке оно пользовалось наибольшим пиететом. Тогда орган считался «королем всех инструментов» и он действительно оправдывал такую характеристику:

  • своим внушительным многоголосным звучанием большого диапазона, которое превышало диапазон всех инструментов оркестра;
  • ярчайшими динамическими контрастами;
  • огромными тембровыми возможностями (количество регистров в больших органах доходит до 200, но главное - сочетание нескольких регистров порождает новый тембр, совсем не похожий на исходный.

В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент заставить их звучать). В звучании органа можно услышать и хор, и все инструменты симфонического оркестра, вот почему говорят, что орган - это «большой симфонический оркестр, на котором играет один человек». Все это выдвинуло орган на первое место среди инструментов XVII века, и даже оркестр того времени не мог соперничать с ним.

Орган - клавишно-духовой инструмент, имеющий очень длинную историю. Уже в Древнем Египте и в античной Греции существовал так называемый гидравлос - водяной орган, трубы которого звучали с помощью водяного пресса. Постепенно строение органа все более усовершенствовалось. В современном органе:

  • от 800 до 30 тыс. труб разных размеров и у каждой - свой тембр;
  • несколько клавиатур, которые расположены ступеньками одна над другой и называются мануалами ;
  • множество педалей, образующих своеобразную ножную клавиатуру - органист играет и руками, и ногами, поэтому ноты для органа пишутся на трех линейках;
  • воздухонагнетающий механизм - мехи и воздухопроводы ;
  • кафедра, где сосредоточена система управления.

Органы всегда строились для конкретных помещений и органные мастера предусматривали все их особенности, размеры, акустику. Поэтому в мире нет двух абсолютно одинаковых органов, каждый - уникальное творение мастера. Один из лучших в Европе органов находится в Риге, в Домском соборе.

Органы XVII века уже не отличались резко по звуку от современных органов, хотя их техническое усовершенствование продолжалось. Они были непременными участниками церковной службы, звучали и вне церкви - в частных домах. Было несколько разновидностей органов:

  • в крупных соборах находились наиболее совершенные, величественные органы гигантских размеров с двумя-тремя мануалами;
  • в домашнем быту, в небольших церквах получили распространение позитивы (комнатные) и портативы (переносные) органы; в театрах, небольших часовенках, на улицах можно было услышать регаль - маленький орган с пронзительным, несколько гнусавым звуком.

Нидерландская органная школа

В развитии органной музыки так или иначе участвовали композиторы различных европейских стран. Почти повсюду в Западной Европе в крупных соборах, церквах работали первоклассные органисты - композиторы и исполнители в одном лице, что было нормой для того времени. Например, в Голландии, в Амстердаме, протекала деятельность гениального исполнителя-импровизатора на органе Яна Питерса Свелинка - представителя нидерландской школы. С его именем связаны первые в истории музыки публичные органные концерты, которые Свелинк устраивал прямо в церкви, где работал. Он охотно передавал свой опыт и знания многочисленным ученикам, которые приезжали из разных стран. Среди них - известный впоследствии немецкий органист Самуэль Шейдт.

Итальянская органная школа

Италия в это время выдвинула великого Джироламо Фрескобальди . «Итальянский Бах», «отец подлинного органного стиля» - так называли его впоследствии. Деятельность Фрескобальди протекали в Риме, где он был органистом собора св. Петра. Произведения Фрескобальди рождались в тесной связи с его исполнительской деятельностью. Слухи о блестящем органисте привлекали в Рим многочисленную публику, которая толпами стекалась в собор, словно в концертный зал, чтобы послушать его игру.

Немецкая органная школа

Однако наиболее важную роль в развитии органной музыки сыграли немцы. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха. Здесь выдвинулась целая плеяда крупных и оригинальных мастеров, которые удерживали первенство в развитии органной музыки вплоть до времен Баха.

Первые немецкие органисты были учениками великих венецианцев - Андреа и Джованни Габриэли, органистов XVI века. Многие из них учились у Фрескобальди и Свелинка. Немецкая органная школа, таким образом, восприняла все лучшее, что было у композиторов других стран, синтезировав достижения и итальянской, и нидерландской школ. Из многочисленных органистов Германии особенно знамениты Самуэль Шейдт, Ян Адам Рейнкен , Дитрих Букстехуде (представители северонемецкой школы), Иоганн Пахельбель .

С развитием органной музыки связан расцвет инструментальной полифонии . Творческие усилия немецких органистов были направлены, в первую очередь, на жанр фуги - высшей полифонической формы. Фуга в сочинениях немецких полифонистов сложилась в своем «предбаховском» облике, еще не достигнув высшей своей зрелости. Классически совершенный вид она приобретет несколько позже, в творчестве Баха.

Другой любимый жанр немецкой органной музыки - хоральная прелюдия . Это обработка для органа напевов протестантского хорала, то есть духовных песнопений лютеранской церкви. Они возникли в эпоху Реформации и были основаны на немецких народных мелодиях. Это исконно немецкий национальный жанр. В обязанности немецкого органиста входило сопровождение пения общинного хорала и «прелюдирование» на хоральные темы во время богослужения (в чередовании с пением прихожан). Хоральные обработки имеют множество разновидностей от простейших гармонизаций хоральных напевов до развернутых хоральных фантазий.