Тема равнодушия в произведении шинель. О любви и сострадании в повести «Шинель

Все мистические произведения Николая Гоголя имеют огромнейшее значение для русской литературы. В своих сюжетах автор обращается к различным явлениям жизни, которые помогают ему создавать типичные характеры того времени. В них соединяются лирические и сатирические мотивы, делая их бесценными. К таким выдающимся произведениям писателя относится сюжет «Шинели», где автор показывает жалкого и беззащитного человека, который старается выжить в жестком мире, где совсем нет справедливости и правды.

Основной мыслью и идеей является идея о том, что государство искалечено, рождает «маленьких» людей, которые зачастую так и не находят все-таки себя в этом мире. Они вынуждены влачить свое существование.
В повести подробно рассказывается вся обыкновенная и удивительные история жизни и мистической гибели Акакия Башмачкина, которого автор делает основным и, пожалуй, единственным, персонажем небольшой повести. Всю свою жизнь гоголевский Акакий Акакиевич проработал обычным советником самого низшего ранга. То общество, в котором живет гоголевский персонаж, погрязло в бюрократии.

Именно такая бюрократическая система доводить героя до отупения, не желая радоваться жизни. Весь смысл его жизненного существования заключается в переписывании и копировании каких-то совершенно нелепых и совсем ненужных документов и бумаг. Башмачкин, который находится в таком обществе, сам становится его частью, и только новая шинель еще может родить в его голове какие-то чувства и желания.

Только шинель становится его смыслом. Герой голодает, чтобы собрать деньги на новое приобретение. Главным для него становится пошив новой шинели. Шинель - это основной и важный смысл всей жизни гоголевского героя. И настоящим ударом для него становится, что неожиданно он вдруг ее лишается. Стихия равнодушия и зла обрушилась на Башмачкина. Он видит, как зло и недобро горят фонари на улице, какими пустынными становятся улицы.

Гоголевский Акакий Акакиевич совсем не может найти защиты для себя, государство отвергает его, как и общество. Но смириться с кражей шинели означало для героя вернуться назад в прошлое, где существование его не имело никакого смысла. Поэтому гоголевский герой решает бороться, отстаивая свою жизненную цель.

Сначала Башмачкин отправляется к некому частному лицу, который якобы мог бы ему помочь, но тот отказывает. Акакий Акакиевич не сдается и отправляется к генералу, который представлен в повести, как лицо значительное. Но его внешний вид уже не вызывает у генерала положительных чувств. Он недоволен таким посетителем, а когда он узнает, о каком деле пришел просить Акакий Акакиевич, то он сначала удивлен тому, что у такого бедного титулярного советника может быть богатая и новая шинель. Поэтому у него даже возникают подозрения о том, откуда у Башмачкина может взяться такая шинель.

И это «значительное» лицо решает выругать Башмачкина, что ведет себя так решительно и так смело, вызывающее. Он так сильно «распекал» Акакия Акакиевича, что тот не смог этого вынести. А важное лицо не думал, чтобы как-то помочь или защитить бедного чиновника, который потерял не только единственную радость в жизни, но потерял жизненную цель.

После посещения «значительного» и важного лица гоголевскому Акакию Акакиевичу вскоре стало очень плохо. Он вернулся домой униженным, слег в постель и заболел. Башмачкин через несколько дней умирает. Но такая неожиданная смерть действующего лица не ставит в этом гоголевском сюжете точку, так как теперь начинается новый этап - возмездие. Умерший герой превращается в призрак, который начинает мстить. Он срывает на мосту шинель с самого генерала.

В сюжете автор использовал большое число символов. Например, табакерка Петровича, который шил новую и желанную шинель для робкого и застенчивого Акакия. На ней изображен генерал, но только лицо его было стерто. И это символично, так власть уже давно потеряла свое лицо и ничем не помогла бедному чиновнику, а лишь только довела его до смерти. Не совсем-то случайно автор обязательно вводит в свое необычное произведение и образ булочника, так как он видит собственными глазами привидение и даже некоторое время идет за ним. И он тоже символ власти, который следит на таком низшем уровне за порядком.

Но все-таки основная и важная гоголевская мысль заключена в том, что этот мелкий чиновник, маленький и вроде бы ничтожный человек всю свою короткую жизнь потратил на то, чтобы служить другим людям. Никого при своей земной жизни не обидел Акакий, но всегда выдерживал мирно и робко все насмешки над собой. Он не был счастлив, но испытал минуты высшего наслаждения, когда появились мысли о желанной шинели, и это его блаженство от каждой примерке становилось все сильнее. Он изменился, стал немного другим, зажил, но только не бывает долгим счастье. Это узнал и главное действующее лицо.


На полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму располагается последняя петербургская повесть Гоголя «Шинель», резко отличающаяся от «Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего» особенностями своего юмора и масштабом осмысления тем. Однако традиционная трактовка этой повести, идущая от В. Г. Белинского, остается до сих пор несколько зауженной, социальнопсихологической: гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького человека», мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетою, общественной несправедливостью.
В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь поместил написанные в 1843 году, сразу же после завершения работы над «Шинелью», «Четыре письма к разным лицам по поводу „Мертвых душ“». В них он поставил перед русскими людьми горький вопрос: «Вот уже полтораста лет протекло с тех пор, как государь Петр I прочистил нам глаза чистилищем просвещения европейского, дал в руки нам все средства и орудия для дела, и до сих пор остаются так же пустынны и безлюдны наши пространства, так же бесприютно и неприветливо все вокруг нас, точно, как будто мы до сих пор еще не у себя дома, не под родною нашею крышею, но гдето остановились бесприютно на проезжей дороге, и дышит нам от России не радушным, родным приемом братьев, но какоюто холодною, занесенною вьюгой почтовою станциею, где видится один ко всему равнодушный станционный смотритель с черствым ответом: „Нет лошадей!“ Отчего это? Кто виноват? Мы или правительство?»
Созданный в этом этюде образ безлюдной стихии, неосвоенных, хаотических пространств перекликается с ключевым эпизодом «Шинели»: «Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже – масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.
Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какойто будке, которая казалась стоявшею на краю света. Веселость Акакия Акакиевича както здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какойто невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало чтото недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точно море вокруг него».
Та же тема с новыми вариациями повторилась в истории «значительного лица»: «Изредка мешал ему, однако же, порывистый ветер, который, выхватившись вдруг Бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться».
Образ беспощадной к человеку стихии разрастается, принимает человекоподобные очертания. Сперва – земные разбойникиграбители, сорвавшие в центре Российской империи с бедного Акакия Акакиевича новую шинель, потом – фантастический призрак вставшего из гроба мстителяБашмачкина, пострадавшего от равнодушия «значительного лица», наконец, – уже не персонифицированное Привидение, олицетворяющее стихию мятежа, которое угрожало блюстителю порядка: «Тебе чего хочется?» – и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь».
По мере движения повести к финалу образ разгулявшейся и разыгравшейся стихии становится все более масштабным и угрожающим. Начинается с издевательств над бедным Акакием Акакиевичем его сослуживцев, которые сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Потом сообщается, что «есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз». Именно перед лицом этой зимней стихии, как человеческой, так и природной, Акакий Акакиевич вдруг начинает чувствовать непоправимые «грехи»огрехи в его шинели.
Для него шинель не только одежда, но живая, одушевленная вещь, более того, шинель – это защита, это теплая заступница от стихии «мира холодного». Шинель – символ обожествляемой им и защищающей его государственности. И вдруг он чувствует, что «в двухтрех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась». Эта шинель «имела какоето странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей ее», или, по словам Петровича, «только слава, что сукно, а подуй ветер, так разлетится».
Новая шинель дает Акакию Акакиевичу надежду на вечное покровительство, неспроста он одержим идеей «венной шинели». Но вот, уходя с вечеринки, устроенной сослуживцами, герой «отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшей на полу». Этот мотив возникает еще в самом начале повести, где некий капитанисправник жалуется верхам, что гибнут государственные постановления, потому что «священное имя его произносится всуе». Священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств.
Символичен образ генерала, изображенный на табакерке (!) Петровича, «генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». Белая бумажка – вместо лица! Символ власти, потерявшей свое лицо, утратившей «образ Божий»! И когда портной Петрович произнес неумолимый приговор о необходимости изготовления новой шинели, «у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло перед ним путаться. Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом, находившегося на крышке Петровичевой табакерки». Есть в этой детали чтото роковое, какоето недоброе предчувствие.
«Нестерпимо обрушивается несчастье» на голову бедного человека, но ведь так же оно обрушивается и «на царей и повелителей мира». Сцена ограбления героя навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает смертное одиночество и тоску. Злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся глуше, фонари на них мелькают реже.
Подобно бедному Евгению из «Медного всадника» Пушкина, Акакий Акакиевич терпит бедствие от разгула стихии и хочет найти защиту у государства. Но в лице служителей его гоголевский герой сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь распалила горделивую спесь генерала, «значительного лица»: «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это, я вас спрашиваю?» – Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом…
Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего этого не помнил Акакий Акакиевич». Равнодушие значительного лица слилось со злым холодом природной стихии: «Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распекание!»
Уходя из жизни, Башмачкин взбунтовался: он «сквернохульничал, произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом „ваше превосходительство“». (Вспомним «уже тебе!» бедного Евгения в «Медном всаднике».) Со смертью Башмачкина сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический план. Начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии, с которыми, как у Пушкина, «царям не совладеть!».
История значительного лица, распекавшего Акакия Акакиевича, повторяет почти буквально все то, что случилось с последним. Значительное лицо пронзили угрызения совести в связи с известием о смерти просителя. Но потом генерал пошел на вечер к приятелю, развеселился, выпил, как и Акакий Акакиевич, два бокала шампанского и по пути домой решил заглянуть к знакомой даме. («Акакий Акакиевич шел в веселом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какоюто дамою…») Завернувшись в роскошную шинель, генерал расслабился, с удовольствием припоминая веселый вечер.
Вдруг внезапно, «Бог знает откуда и невесть от какой причины», налетел порывистый ветер. Из разбушевавшейся стихии явился таинственный мститель, в котором не без ужаса генерал узнал Акакия Акакиевича: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоейто шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!»
А потом один коломенский будочник видел собственными глазами, «как показалось изза одного дома привидение… он не посмел остановить его, а так шел за ним…». Образ будочника – блюстителя власти на самом низшем, но и самом беспокойном ее уровне, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией, символичен: он набирает это символическое звучание в контексте всей повести. Вспомним, что в момент ограбления Акакия Акакиевича, «вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какойто будке, которая казалась стоявшею на краю света».
«То, что „Шинель“ завершается именно так, ясно показывает, сколь неадекватно выражают смысл повести ее трактовки, замыкающиеся на „гуманной“ теме, – замечает В. В. Кожинов. – Сам Акакий Акакиевич предстает в свете этой концовки только как часть (хотя, конечно, неоценимо важная) художественной темы повести. Финал же посвящен теме стихии. Все, казалось бы, заковано в гранит и департаменты, но стихия все же готова показаться изза каждого дома и дует ветер „со всех четырех сторон“, словно пророча „Двенадцать“ Блока. И бессильна перед стихией внешне столь могущественная государственность».
«Шинель», завершенная Гоголем в 1842 году, перекликается с «Повестью о капитане Копейкине», включенной в первый том «Мертвых душ». Финалы обеих повестей – бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности. Намеки на возможность такого исхода ощутимы и в конце первого тома «Мертвых душ», в той смуте, которая овладела умами губернских обывателей.
Видя в возмущении стихий Божье попущение, объяснимый акт возмездия, Гоголь считал эти стихии закономерными, но опасными, разделяя мысли Пушкина о русском бунте, «бессмысленном и беспощадном». Спасение от социальных и государственных болезней, охвативших русское общество, Гоголь искал на путях религиознонравственного самовоспитания. В этом заключался главный пункт расхождения писателя с зарождающимся русским либерализмом и революционной демократией.
В известную русскую поговорку «не место красит человека, а человек место» Гоголь вносил высокий христианский смысл, суть которого заключалась в том, что Бог определяет человеку место и, занимая его, человек должен служить не своим прихотям, а Богу, его на это место определившему. Коренной порок российской государственности он видел не в системе мест, ее организующих, а в людях, занявших эти места. И порок этот касался не только «маленьких людей», мелких чиновников, но и «значительных лиц», которые у Гоголя в повести не персонифицируются, не определяются не только по цензурным причинам, но и по всеобщности распространения этого порока. Стихия мести, вызванная им, приводит к тому, что хаос сдирает шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».
«На дне души нашей, – писал Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», – столько таится всякого мелкого, ничтожного самолюбия, щекотливого, скверного честолюбия (вспомним мотивы поведения «значительного лица». – Ю. Л.), что нас ежеминутно следует колоть, поражать, бить всевозможными орудиями и мы должны благодарить ежеминутно нас поражающую руку… Вы уже знаете, что вина так теперь разложилась на всех, что никаким образом нельзя сказать вначале, кто виноват более других: есть безвинновиноватые и виновноневинные».
И этот вывод, заключенный в подтексте гоголевской «Шинели», касается не только «маленького человека», мелкого чиновника, не только «значительного лица», но и всего государства во главе с самим государем (показательна в этой связи с виду проходная художественная деталь – «вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента»).

Утверждение Бернарда Шоу не вызывает сомнения. Действительно, нет хуже греха, чем равнодушное отношение к людям. Каждый из нас надеется на сочувствие со стороны другого человека, но часто вместо понимания и сопереживания он получает холодность и равнодушие. Это угнетает и приводит к разочарованию, унынию, тоске, а иногда и к более тяжелым последствиям.

В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» есть пример того, как равнодушное отношение к человеку приводит его к смерти. Мы встречаемся с несчастным Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Он умирает не от того, что шинель у него украли, а от полного безразличия тех, кто мог бы (даже должен был) ему помочь. Ни на одну свою просьбу о помощи гоголевский герой не находит ответа. Он мечется в безысходности и в конце концов умирает. Равнодушие людей приводит человека к потере веры в то, что его дело интересно кому-нибудь еще. Пропажа шинели оказалась для Акакия Акакиевича исходом всей его жизни. Но никто не протянул ему руку помощи, не проявил сочувствия, не понял проблемы. В итоге человек потерял жизнь…

В рассказе Льва Толстого «После бала» безразличное, жестокое отношение к людям в корне меняет жизнь другого человека. Мы наблюдаем сцену избиения бедного солдата. Полковник, недавно еще танцевавший на балу со своей дочерью Варенькой, красивый и успешный, стоял теперь на плацу и жестоко наказывал провинившегося солдата. Он был безжалостен к его крикам о помощи. И даже ударил по лицу одного из солдат, который, по его мнению, недостаточно сильно бил палкой по спине наказуемого. Ударил по лицу потому, что другой проявил сочувствие к избиваемому… Все увиденное так повлияло на сознание главного героя (Ивана Васильевича, возлюбленного Вареньки), что он изменил свою жизнь. Он отказался от карьеры, потому что не хотел никому причинять зло. Он боялся казаться жестоким, равнодушным, безразличным к судьбам других людей. И из уст других героев рассказа Л. Толстого мы узнаем, что он всю свою жизнь старался помогать людям. Герой не был бесчеловечным, он не мог поступить иначе.

Равнодушие убивает в человеке все живое. Ненависть и злость - это тоже чувства, пусть и негативные, а безразличие - это полное их отсутствие. И это самое страшное, что может случиться с человеком.

Тема : Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. Равнодушие и отзывчивость. Итоговое сочинение аргументация и примеры.

Введение : Люди относятся к миру по-разному. Одни не хотят тратить свои силы на помощь окружающим, другие всегда готовы разделить с близкими не только радости, но и беды, и рады помогать людям. Также и в литературе можно встретить, как и героев с добрым сердцем, которые готовы откликнуться на чужие беды, так и персонажей, равнодушных к чужим проблемам. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Конечно, трудно поспорить с тем, что ненависть - разрушающее чувство. Однако равнодушие - более бесчеловечное и опасное качество. Дело в том, что люди склонны не обращать внимание на равнодушие и не пытаются его искоренять. К тому же равнодушие не сильно задевает окружающих, так как его проявления не сильно заметны.

Тем не менее нередко безразличие губит людей и лишает их надежды на счастливое будущее. А вот доброта и отзывчивость - ценные человеческие качества во всех культурах. Сегодня, к сожалению, стремление помогать людям встречается редко. Современные люди ценят совсем другие качества - прагматизм, силу, стремление быть лидером. Тем не менее примеры отзывчивости можно отыскать во многих литературных произведениях. Что ж, давайте приведем несколько примеров как равнодушия, так и отзывчивости в литературе.

Аргументы : Яркий пример того, что равнодушие к человеку может привести к его смерти можно отыскать в произведении Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Так, несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин умер не от того, что у него украли шинель, а от того, что люди, которые могли бы ему помочь, были к нему безразличны. Никто не поспешил на выручку к главному герою, когда он обратился за помощью. Он умер после долгих метаний в безысходности. Так как люди были равнодушны к нему, он потерял веру в то, что его проблемы кого-то волнуют. В результате потеря шинели стала исходом жизни Акакия. Никто не захотел понять его проблему.

Также пример равнодушия можно отыскать в произведении американского писателя Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Автор рассказал историю подростка Холдена Колфилда. Основная его проблема - неспособность признать равнодушие взрослых, которых интересовало только собственное благополучие и материальная стабильность. Подросток считал, что мир взрослых - обман и лицемерие. Именно поэтому он конфликтовал с учителями и родителями. Мальчик искал добро и любовь, но смог отыскать эти качества только у маленьких детей. Поэтому у него появилась заветная мечта - ловить детей и не давать им сваливаться в пропасть. Название «Над пропастью во ржи» отображает равнодушие взрослых людей. Желание поймать детей - стремление уберечь детские души от разрушительного влияния эгоизма и лжи.

Как пример отзывчивости стоит привести произведение В. Гюго «Отверженные». Дом епископа Мириэля был всегда открыт. Он помогал бедным днем и ночью, а именно раздавал им свое жалование и даже устроил для них больницу в своем дворце.

Заключение : Равнодушие убивает все живое в человеке. Ненависть - негативное чувство, а вот безразличие - отсутствие каких-либо эмоций, что является самым страшным для человека.

Стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести "Шинель" Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание повести "Шинель" .

Повесть "Шинель" - это повествование об одном "маленьком человеке" по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести "Шинель".

Главный герой "Шинель"

Итак, главный герой Акакий Башмачкин был "маленьким человеком". Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо. Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: "Пожалуйста, оставьте меня в покое". Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает. Но разве это правильно?

Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии. Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: "Зачем так?". Делая анализ этой стороны "Шинели", становится видна проблема социальной напряженности.

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием. А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы. Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

Анализ повести "Шинель" Гоголя включает в себя важный вывод: когда смысл жизни человека в работе - это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли.

Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало. Смыслом жизни этого чиновника, который был "маленьким человеком", и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать - аккуратно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась.

Другие детали анализа повести "Шинель"

У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье. Вот наступила суровая зима - подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день. Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника.

Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один - приобрести новую. За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) - восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни. Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот "маленький человек" идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь... Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель. Гоголь пытается побудить читателя подумать, что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.

Выводы

Мы вкратце неполностью рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести "Шинель". Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели.

Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок.

Здесь во время анализа видна цель Гоголя - показать суровую правду того времени. "Маленьким людям" суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь.

Вы прочитали краткий анализ повести "Шинель" Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.