Территории расселения скифов территория боспорского царства. Скифы – кратко

Представители многих современных народов хотят называть себя потомками скифов. Легендарное ираноязычное племя, жившее в Северном Причерноморье с VIII века до нашей эры до IV века нашей эры, создало обширную империю. Эти люди оставили немало памятников уникальной культуры, одно только скифское золото чего стоит. Однако, несмотря на все свое могущество, данный этнос давно канул в небытие. И все же, он не мог исчезнуть бесследно. Какие же народы являются продолжателями наследия древних скифов?

Ученые называют сарматов, саков и массагетов близкими родственниками скифов. Но все они также исчезли в глубине веков, как и аланы - ираноязычные племена, которые имеют скифо-сарматское происхождение. Впрочем, и сейчас есть люди, предками которых были эти самые аланы. Речь идет об осетинах.

В конце IV века на территории Северного Кавказа союз местных племен основал феодальное государство, которое просуществовало до монгольского нашествия, случившегося в XIII веке. Эта горная страна называлась Алания. Войска ордынцев вынудили многих ее жителей бежать в Закавказье. Осетины являются их прямыми потомками, этот факт доказан многими научными исследованиями.

Так, изучив язык горцев, известный французский лингвист Жорж Дюмезиль (1898–1986 гг.) пришел к однозначному выводу, что наследие скифов не исчезло бесследно, оно перешло к осетинам через их предков аланов.

В 1995 году название республики, в которой проживают потомки легендарных воинов, было подкорректировано. Сейчас это Северная Осетия - Алания.

В современной Венгрии живет небольшой народ - ясы. В XIII веке, спасаясь от ордынского нашествия, одно аланское племя перебралось на побережье Дуная. Сейчас историческая область, где поселилась эта группа людей, называется Ясшаг, а их город - Ясберень.

К сожалению, ясы практически ассимилированы венграми, они начали утрачивать свой язык еще в XVII веке. Однако некоторые представители этого народа пытаются возродить исконные традиции и обычаи: проводят фестивали ясской культуры, налаживают связи с родственными им осетинами.

И хотя устный язык малочисленной народности не сохранился до наших дней, имеющиеся в распоряжении ученых записи ясских слов наглядно подтверждают их практически полное совпадение с речью осетин. Сходство настолько явное, что лингвисты говорят о двух диалектах одного языка.

Хотя происхождение осетин от аланов является научно доказанным фактом, ингуши оспаривают у соседей право называться единственными потомками древних воинов. Дело в том, что территория Алании в эпоху ее расцвета простиралась на многие республики Северного Кавказа. И это был союз племен, так что на родство с аланами могут претендовать не только осетины.

Желая подчеркнуть историческую преемственность, в 1998 году ингуши назвали новую столицу своей республики в честь главного города Алании - Магас. Местные историки утверждают, что корни их народа восходят к легендарным воинам. А построенной в 2015 году въездной арке в Магас ингушские власти не случайно дали наименование «Аланские ворота».

Карачаево-балкарцы

Несмотря на то, что карачаевцы и балкарцы живут в разных республиках Северного Кавказа, эти народы настолько родственны, что многие исследователи причисляют их к единому этносу. Тем более что они говорят на одном языке. И хотя лингвисты называют его карачаево-балкарским, сами носители всегда именовали свой язык аланским. Разумеется, они также претендуют на право называться наследниками древнего народа, как и ингуши.

Карачаево-балкарцы не могут воспользоваться политическими методами, чтобы официально закрепить за собой статус потомков легендарных аланов, поскольку не живут в мононациональных республиках. Но сами себя они считают продолжателями древнего наследия.

Известный карачаево-балкарский языковед Умар Алиев (1911-1972 гг.), проведя исследования родного языка, в 1959 году прямо заявил об его аланском происхождении.

Как известно, жители Скифии не были однородным племенем. Население Крыма, например, называли царскими скифами, на европейской части огромной империи жили, в основном, земледельцы, а восточные представители древнего этноса занимались кочевым животноводством. На Алтае найдено много курганов и захоронений, где были погребены знатные скифы. Поэтому жителей этих мест также принято считать потомками легендарного народа.

В 1865 году при раскопках Катандинского и Берельского курганов, расположенных на Горном Алтае, впервые была обнаружена так называемая пазырыкская культура, однозначно имевшая отношение к раннескифской усть-куюмской группе племен.

Согласно выводам историков, пазырыкцы (название условное - в честь урочища Пазырык, где проходили раскопки) жили в VI-III веках до нашей эры на Алтае, в Южной Сибири, Северном Казахстане и Монголии. В чертах этих кочевников-скотоводов антропологи обнаружили влияние двух рас - европеоидной и монголоидной. Можно сказать, что это был смешанный народ, к этногенезу которого имели отношение и скифы.

Большинство ученых считают версию о скифском происхождении русского народа весьма спорной. Однако некоторые исследователи уверены, что представители древнего этноса, жившие в европейской части огромной империи и занимавшиеся земледелием, могли в какой-то период своей истории смешаться со славянами.

Например, в своей книге «Геродотова Скифия» известный археолог Борис Рыбаков (1908-2001 гг.) изложил версию, что длительная географическая близость скифов и славян должна была сказаться на этногенезе русского народа.

Интересно, что некоторые византийские летописцы порой называют скифами представителей племени русов. Возможно, в силу географической близости или исторической преемственности двух этих народов.

Татьяна Алексеева (1928-2007 гг.) в своей работе «Этногенез восточных славян по данным антропологии». Она основывалась на исследовании так называемой черняховской культуры, существовавшей на территории Украины, Румынии и Молдавии во II-IV веках.

Археологические раскопки у селя Черняхов Киевской области начались в 1900 году. Большинство ученых считают, что древние жители Украины были потомками ираноязычных скифов и сарматов, смешавшихся с представителями племени антов - предков славян. Именно черняховцев археологи и антропологи называют прародителями полян, от которых и произошли современные украинцы. Различные источники причисляют к потомкам скифов множество народов. Восточная ветвь этого племени могла участвовать в этногенезе киргизов, казахов, хакасов, а в родстве с западными скифами подозревают венгров, сербов, албанцев, румын и молдаван.

В центральной части России и особенно Воронежской области находят немало скифских памятников. Чем близок нам этот народ, исчезнувший почти две тысячи лет назад, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.

Аборигены России

«Скифы - это аборигены нашей страны, - говорит краевед. - Вся их история связана с территорией исторической России от Енисея до Дуная, включая Казахстан и Среднюю Азию».

На обширных пространствах Евразии скифы господствовали в середине первого тысячелетия до нашей эры. Очень много фактов об этом народе сегодняшние исследователи почерпнули благодаря древнегреческим авторам: эллины со скифами активно взаимодействовали - и торговали, и воевали. Собственно, скифы - греческое слово, сами они именовали себя саками.

Бытовые привычки, военные обычаи, религиозные взгляды этого народа подробно описал античный историк Геродот. Он выделял царских скифов, скифов-пастухов, скифов-земледельцев - сколотов, но писал, что культура у них общая и все они одинаково воинственны. Рассказал Геродот и о соседях, которые тоже проживали в Черноземье. Там, где начинались леса, обитали будины - светловолосые, голубоглазые и не менее воинственные. Иногда они сражались со скифами, иногда - выступали в роли союзников.

В Воронежской области скифские археологические памятники изучают давно. Так, с 1989 года ведёт исследования донская археологическая экспедиция Института археологии РАН - она изучает скифские древности в Острогожском и Репьёвском районах, в бассейнах рек Потудань и Девица. Активно занимаются этой эпохой воронежские археологи Александр Медведев и Юрий Разуваев.

Кому достанется «принцесса»?

«Благодаря системным археологическим исследованиям мы знаем, что наиболее плотно скифы-земледельцы населяли междуречье Быстрой Сосны и Тихой Сосны, - отмечает Николай Сапелкин. - Всё побережье этих и соседних рек, побережье Дона было насыщено скифскими городами. Чуть южнее жили кочевники - царские скифы, чуть севернее - будины. Кстати, название реки Дон пришло к нам именно от скифов».

Скифские городища представляли собой крупные поселения с линией укреплений: рвом, земляными валами и частоколом.

Так же, как и современные русские, скифы были индоевропейцами, но говорили на языке, относившемся не к славянской, а к иранской группе. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они пришли из Азии - со стороны Саян и Алтая. Вторая гласит, что это коренное население наших степей и лесостепей, жившее здесь ещё с позднего бронзового века. В VII веке до нашей эры скифы прошли через Кавказ и вторглись в Азию: их конница громила Ассирию, Мидию, Вавилонию, Египет и другие древние государства. Обогатив свою культуру, освоив новые технологии и вооружение, они вернулись в родные степи.

25-летняя скифская принцесса умерла от рака груди. Фото: Commons.wikimedia.org

Самое древнее из погребений скифских царей найдено далеко на востоке - в Саянах. А в начале 1990-х годов на алтайском плато Укок было обнаружено мумифицированное тело 25-летней женщины. Вода, в древности заполнившая могилу, замёрзла - ледяная линза не таяла больше двух тысяч лет и прекрасно сохранила спящую вечным сном скифскую красавицу, которую наши современники зовут то принцессой, то шаманкой Укока.

К сожалению, вскоре вокруг останков принцессы закипели распри. Уникальная находка чуть было не стала жертвой суеверий. Главный шаман Алтая заявил, что могила скифской принцессы запирала нижние миры и не выпускала оттуда нечистую силу. Теперь же демоны будто бы вырвались наружу и плодят несчастья: землетрясения, падёж скота, дефицит бюджета и экономический кризис. Истерия дошла до того, что совет старейшин при главе республики Алтай потребовал вновь похоронить мумию.

К счастью, сейчас мумия - собственность музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и учёные не уступили мракобесию. Ведь находка очень много рассказала о внешнем облике, одежде, татуировках и многих других деталях повседневной жизни скифского общества. Известна и причина смерти женщины - рак молочной железы.

Гончары и металлурги

К сожалению, в скифских захоронениях в Черноземье мумии не находят. Зато были другие важные открытия. Так, в историю археологии вошли находки, сделанные во время раскопок так называемых Частых курганов - сейчас эти места застроены многоэтажками Северного района Воронежа. В 1911 году археологи Александр Мартинович, Владимир Языков и Стефан Зверев нашли там меч с золотой рукояткой, украшенной фигурами животных, наконечники стрел, колчан, 200 золотых бляшек, золотое спиральное кольцо, железный обтянутый золотом браслет. Но самое главное - серебряную чашу с рельефными изображениями мужчин в скифской одежде с луками и топорами, сейчас она находится в Эрмитаже.

Взрослые мужчины носили длинные волосы, усы и бороду, одевались в короткие кожаные кафтаны, перетянутые поясом, длинные узкие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, на голову надевали остроконечные войлочные шапки. Женщины носили длинные платья и накидки.

Ни полноценной государственности, ни письменности у скифов не было, но считать их варварами нельзя - они владели передовыми технологиями своего времени: изготовляли ткани и изделия из кожи, использовали гончарный круг. Были отличными металлургами: извлекали из руды железо и превращали его в сталь, добывали золото, серебро, медь.

Широко известен скифский «звериный стиль»: на золотых и серебряных сосудах изображались лошади, олени, птицы и другие животные - всегда в движении, боком, но с повёрнутой к зрителю головой. Впрочем, сосуды эти были предметом импорта - по заказу скифской знати их изготовляли эллинские ювелиры из греческих колоний, расположенных в Причерноморье.

Впрочем, неправильно представлять себе скифское общество таким уж гуманным и прогрессивным.

«В одном из захоронений скифской эпохи найдены скелеты людей со сросшимися позвоночными дисками, - отмечает краевед. - Это значит, что люди с раннего детства подвергались истязанию или тяжелейшему физическому труду. Были ли это представители покорённых народов или низшего слоя общества, мы пока сказать не можем».

В представлениях соседей-греков скифы отличались особым буйством. До наших времён сохранилось выражение «пить по-скифски» - значит употреблять неразбавленное вино. Сами эллины обычно смешивали хмельной напиток с водой.

Вглубь степей

В конце VI века до н. э. над скифами нависла грозная опасность. Переправившись через Дунай, в их степи вторглось огромное войско Дария, царя персидской империи Ахеменидов - мировой державы того времени. Казалось, исход борьбы предрешён, но скифы применили невиданную прежде тактику. Понимая, что лобовое столкновение не сулит ничего хорошего, они начали отступать вглубь степей, сжигая траву, засыпая колодцы, уничтожая отделившиеся от основных сил отряды персов.

Дарий дошёл до Танаиса (так греки называли Дон), но так и не разбил скифов. Измученные непривычными холодами, голодом, болезнями и мелкими стычками персы повернули вспять. Обратный путь был ещё более тяжёлым - из страны скифов вернулись лишь жалкие остатки войска. Позже покорить скифов пытался и Александр Македонский, но тоже потерпел неудачу.

Господство скифов в степях Евразии закончилось в конце первого тысячелетия до нашей эры. Властителем Подонья стал другой иранский народ - пришедшие с востока сарматы. Скифы отступили к Днепру и Бугу и в конце концов обосновались в Крыму. Там их настигли одно за другим нашествия готов и гуннов.

Грозный прежде народ исчез, и большинство историков не признаёт скифов предками русских. Тем не менее греческие авторы продолжали называть скифами алан, а затем и славян. Древняя Русь, согласно «Повести временных лет», была известна в Византии как Великая Скифь. Да и для западных европейцев наша страна ещё долго оставалось некой «таинственной Скифией». И потому вовсе не удивительно, что русские поэты чувствовали глубинное - пусть не прямое - культурное и ментальное родство с весёлым и творческим народом, умевшим ценить красоту, любившим просторы и губившим завоевателей.

Небольшая подборка примеров древних пластов, стоянок на территории России.

Костенки

Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.


Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.


Вид на музей и на территорию, где производились раскопки

Сунгирь

Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.

Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.


Толстые глиняные слои, отложившиеся за короткий период, похоронившие селение, которые ученые считают за культурные слои.


Реконструкция облика человека из захоронения.


Находка при раскопках.


А при реконструкции облику людей (кроманьонца) зачем-то понадобилось придать обезьянние черты (я про среднюю реконструкцию).

Быки

Группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994—1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.


План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева - план г. Аркаим в том же масштабе. Справа - статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).

Кобяково городище

На балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.


Вид Кобякова городища с реки Дон.


Находки, сделанные при раскопках:


Амулеты из египетского фаянса


Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.


Материалы кобяковских поселений свидетельствуют по официальному взгляду о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, и природной катастрофы?

Майданецкое. Триполье


Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 - контуры жилищ, 2 - контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 - хозяйственные ямы? 4 - береговая низина.

Плотность застройки различна - от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов - до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.


Реконструкция протогорода Майданецкое

Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки - 450 гектаров, Майданецкое - 250 гектаров. Даже по средневековым временам - это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.

Трипольская культура - это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка - Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.


Обратите внимание - у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?

Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам . Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках - встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана - тысячи километров.

Линия антропогенеза Русской равнины - женщины. [

Вполне обычные, современные лица без наличия «дикости» на лице. Так может быть, эти культуры - пласт одного времени? Только погребены были под разные толщи глина и грунта и здесь ученые дают им разный возраст. Судя по списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Но об этом в следующий раз...

PS: Историю нужно обязательно рассматривать не локально (например Московской или Киевской Руси), а глобально, только так открываются многие "тайны".

30, 20, 10, 5 тыс лет назад - по всей Евразии была единая Скифская (европеоидная) культура - Цивилизация. Отсюда понятен смысл книги Мавро Орбини "Славянское царство" о том, что:

«Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями…».

Попытки персов и греков покорить скифов всякий раз терпели провал. Когда в 331 году до н. э. один из наместников Александра Македонского Зопирион с 30 тысячами воинов предпринял поход в Скифию, он был уничтожен вместе со всем своим войском. И все же IV век - век расцвета Скифии - стал прелюдией заката скифского могущества. Но период заката длился 500 лет.

С востока на скифов надвигались сарматы, понемногу они стали переходить на правый берег Дона. А во II веке до нашей эры сарматы перешли в решительное наступление. Территория, подвластная скифам, значительно сократилась и оказалась разрезанной надвое. Столица скифского царства была перенесена в Крым, на место нынешнего Симферополя. Греки называли ее Неаполь - «Новый город». Быт скифской знати к этому времени подвергся сильной эллинизации, скифы к тому времени утратили былую пассионарность, элита погрязла в роскоши и разврате, простолюдины ненавидели элиту.

Скифы все больше и больше смешивались с окружающими их народами, культура скифов постепенно теряла своеобразные черты. В III веке нашей эры жизнь в Неаполе скифском прекратилась, и скифы исчезли с арены истории, где почти тысячелетие были одними из главных героев.

Египетские памятники донесли до нас внешний вид "народов моря" - воинов Киммерин, боровшихся с фараоном Рамсесом. Они изображены "с бритыми бородами и головами, с длинными торчащими врозь усами и чубом, какой носили наши запорожцы в XVI-XVII вв.; черты лица суровые, с прямым лбом, длинным прямым носом... На головах высокие конические барашковые шапки; на туловищах рубахи с каймой по подолу и нечто вроде кольчуг или кожаных курток. На ногах штаны и большие сапоги с голенищами до колен и узкими носками... Сапоги настоящие, современные, какие носят и теперь простые казаки. На руках рукавицы... Вооружение: короткое копье, лук и секира".

Следует отметить также, что египетские источники называли "народы моря" гитами (гетами), а это имя издревле было одним из самых распространенных в скифской среде; так, во времена Геродота "геты" жили на Дунае, "фисса-геты" на Волге и "масса-геты" - в Средней Азии... Судя по изображениям, эти древние скифы-геты были удивительно похожи на средневековых казаков. Не оттого ли казачьи руководители носили титул "гетман"?.

О войнах скифов в Египте сообшает русская Никаноровская летопись, она упоминает о походах на Египет предков русских, братьев "Скифа и Зардана". "Зардана" из этого сообщения можно сопоставить с названием одного из "народов моря", напавших на Египет, а именно с "шарданами"; эти "шарданы" через некоторое время после похода на Египет вторглись на о. Сардинию и дали ему свое имя - Шардания, позднее трансформировавшее в Сардинию. Упоминание о "Скифе и Зардане" позволяет отнести сообщение Никаноровской летописи не к скифским походам VI-VII веков до н.э. но к нашествию "народов моря", известному по египетским источникам, около 1200 г. до н.э. Это одно из самых ранних событий русской истории, сохранившееся в национальной историографии, событие, которое можно надежно датировать.

Древние Скифы. Происхождение.
С 8-7 ст. до н.э. по бескрайним равнинам Евразии странствовали народы, успешно освоившие земли от Причерноморья до Алтай-Саянского региона. Археологи и ученые называли их скифами.

Ученые не пришли к единому мнению, и часто трактуют этот термин по-разному. Скифами называли древние племена, населяющие земли Северного Причерноморья. Также в это понятие входили другие похожие этносы, обитавшие на обширных территориях в отдаленности друг от друга. Некоторое время понятие «скифы» использовалось по отношению к любым племенам, жившим в равнинах Евразии, это могли быть не только кочевые племена, но и славяне. Даже Киевская Русь в старинных летописях средневекового периода величалась Скифией.

В течение долгих столетий мы практически ничего не знали о загадочной нации, не изучали ее глубоко. В начале 20 ст. этот образ оброс мифами и легендами, которые подхватывали поэты, художники и другие деятели искусства эпохи романтизма. Александр Блок начал оно из своих знаменитых стихов узнаваемой всеми современниками строкой, утверждающий, что скифы - это азиаты.

Но кем на самом деле были скифы, откуда они, как выглядели и почему внезапно исчезли со страниц истории?
Многие факты останутся навсегда скрытыми от нас, прошло слишком много времени, чтобы ответить на некоторые вопросы. Но археологи сумели приподнять завесу тайн, обнаружив удивительные скифские захоронения - курганы. В ходе раскопок грандиозных погребальных сооружений были найдены образцы кочевого искусства и предметы старины. Раскопки и изучение находок началось еще в 18 ст. Ученые сумели систематизировать и создать научную базу на основе скифских реликвий только в 20 веке. Археологическая база позволила по-новому взглянуть на скудную информацию о скифах, имевшуюся в трактатах античных авторов.

Современные научные исследователи трактуют понятие «скифы» в двух вариантах. По первой версии ими называют народ, населяющий когда-то степи Причерноморья. Представителей других культур, имеющих со скифами много общего, именуют народами скифского мира (савроматы, саки, меоты и другие, не сохранившиеся в летописи истории).

Второй вариант трактовки дает это определение всем народам, кочующим по обширным территориям, имеющим в прошлом общее происхождение, ведущим сходный украд жизни, хозяйство и культуру. Явная близость культуры прослеживается в особенностях быта, обрядах и религии, которые археологи условно объединили в «скифскую триаду». Она состоит из оружия (наконечники стрел из бронзы, сабли и кинжалы из железа, секиры), снаряжение для лошадей (узда) и золотые украшения в зверином стиле. Сходные по типу предметы найдены у народов, живших когда-то в степи и лесостепи Евразии с 8 в. до н. э. - 1 в. Собирая всю эту информацию по крупицам, нам удается открыть мир людей, которые своей культурой оставили значительный след в истории и летописях.

Скифы: загадки кочевого народа
Появление этой культуры и ее дальнейшая судьба в истории вызывают у историков множество гипотез. Народы скифского мира не вели собственной письменности, а данные из летописей соседних народов весьма противоречивы.

Некоторые античные и древне-восточные историки упоминают в своих трудах имена скифских вождей и скифские слова. Тем самым ученым удается по крупицам собирать нужную информацию о происхождении скифов. Их язык принадлежал к иранской языковой группе, остальные народы скифского мира говорили на похожих языках.

Но где и когда зародилась скифская культура, как она попала в европейские степи? Каким образом древние греки сумели близко познакомиться с этим народом, собрав о них столько данных? Скифские племена вытеснили живших здесь народов иранской языковой группы. Самый значительный след в истории оставили киммерийцы, но с ними также связано множество тайн. Точное происхождение киммерийцев современным историкам определить не удалось. Одна из точек зрения указывает на то, что киммерийцы и скифы родственные народы, сосуществовавшие приблизительно в один и тот же период. Другая гипотеза утверждает, что понятием «киммерийцы» могли называть древних скифов. Греческих историк Геродот в своем научном труде «История» описал легенду о скифах-кочевниках, пришедшие на земли Северного Причерноморья из Азии, изгнав навсегда из нее киммерийцев. Также в трактате пересказываются другие легенды о скифах, в которых утверждается, что Северное Причерноморье было исконной скифской колыбелью.

Но легенды - это весьма ненадежные источники, они не отвечают на вопрос об истоках родословной загадочного народа. В них не дается прямого ответа, нет ссылок на более достоверные археологические источники. Образ жизни скифских племен позволял передвигаться на большие расстояния в короткие сроки. Из-за наличия у родственных племен множества сходных особенностей, крайне сложно выделить их из основной группы. Но большая часть ученых поддерживает гипотезу о том, что основные племена скифов Причерноморья пришли с восточных земель, из-за Волги.

На этом споры не заканчиваются, вопрос об истоках формирования неординарной скифской культуры остается открытым.

Возможно, скифы обосновались в Европе уже такими, какими мы их знаем. Их культура уже включала в себя «скифскую триаду», с характерными особенностями оружия, предметов хозяйства и украшений. Ученые называют эту теорию «центральноазиатской».
Существует и другая гипотеза «переднеазиатская», полностью противоречащая первой. В ней утверждается, что свои необычные черты скифы сформировали в ходе походов в 7 ст. до н.э. У ученых есть письменные подтверждения о путешествиях кочевников за Кавказские горы и в Малую Азию. У местных жителей, которые им встречались, скифы заимствовали военную оснастку и искусство, которое позже использовалось в родной степи. Так им удалось значительно разнообразить свою культуру и сделать ее целостной.

У каждой из теорий есть свои последователи, каждая достаточно аргументирована, чтобы иметь право на существование. В Средней Азии встречаются народы с обычаями, оружием и предметами быта, похожие на скифских. Но ни один из них не содержит полного набора элементов скифской культуры.

Все большую популярность приобретает третья гипотеза, которую археологи подкрепляют все новыми и новыми находками, она называется «полицентрической». Скифским наследием стало появление характерных черт этой культуры у народов, населяющих огромных пласт евразийских земель.