Тосканини Артуро — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Легендарный артуро тосканини - случаи из его жизни и его божество - музыка В каком итальянском городе родился артуро тосканини

Родился в Парме (Италия) 25 марта 1867 в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 18-летнем возрасте с отличием окончил консерваторию и был принят в передвижную итальянскую оперную труппу как виолончелист и помощник хормейстера. Труппа отправлялась на зимний сезон в Бразилию. 25 июня 1886 из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении Аиды Верди в Рио-де-Жанейро. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал около 70 лет.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением Богемы Пуччини в Турине (1896). В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904–1906 покинуть этот театр, потом он вернулся туда еще на два года. В 1908 очередная конфликтная ситуация побудила дирижера покинуть Милан. Так он в первый раз приехал в США, где в течение семи лет (1908–1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини, который привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдина Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921–1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала».

В 1927 он стал главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. Этот пост Тосканини оставил в 1936, после 11 проведенных сезонов. В Европе он дважды дирижировал на байройтских вагнеровских фестивалях (1930–1931), на зальцбургском фестивале (1934–1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935–1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938–1939). В 1936 он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953–1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.

Биография

Родился в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме . Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини; ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников . По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро; во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди . Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал около 70 лет .

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине . В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел мировую премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине (1896) . С 1896 года выступал также в симфонических концертах; в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского .

В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала ». С 1898 по 1903 он делил своё время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса . Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан. Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет (1908-1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921-1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом .

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер; после слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр . В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях (1930-1931), на Зальцбургском фестивале (1934-1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935-1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938-1939). В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC) . С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своём доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе. На похоронах дирижера пришедшая публика пела знаменитый хор Va", pensiero из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.

Признание

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, Артуро Тосканини занял восьмое место в списке двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён . В эту «двадцатку» помимо Тосканини вошли Герберт фон Караян , Евгений Мравинский , Леонард Бернстайн , Бернард Хайтинк , Клаудио Аббадо , Пьер Булез , Вильгельм Фуртвенглер и др. Введён в Зал славы журнала Gramophone .

В кино

  • Молодой Тосканини / Il giovane Toscanini (Италия, Франция), 1988, режиссёр Франко Дзеффирелли
  • Toscanini in His Own Words / Тосканини по его собственным словам (документальный), www.imdb.com/title/tt1375659/
  • The Art of Conducting: Great Conductors of the Past, www.imdb.com/title/tt0238044/?ref_=fn_al_tt_2

Напишите отзыв о статье "Тосканини, Артуро"

Литература

  • Stefan, Paul . Arturo Toscanini. - Wien/Leipzig/Zürich: Herbert Reichner, 1935.
  • Стефан Цвейг . Артуро Тосканини.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тосканини, Артуро

– J"ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе.
– Смотрите, Annette, ne me jouez pas un mauvais tour, – обратилась она к хозяйке. – Vous m"avez ecrit, que c"etait une toute petite soiree; voyez, comme je suis attifee. [Не сыграйте со мной дурной шутки; вы мне писали, что у вас совсем маленький вечер. Видите, как я одета дурно.]
И она развела руками, чтобы показать свое, в кружевах, серенькое изящное платье, немного ниже грудей опоясанное широкою лентой.
– Soyez tranquille, Lise, vous serez toujours la plus jolie [Будьте спокойны, вы всё будете лучше всех], – отвечала Анна Павловна.
– Vous savez, mon mari m"abandonne, – продолжала она тем же тоном, обращаясь к генералу, – il va se faire tuer. Dites moi, pourquoi cette vilaine guerre, [Вы знаете, мой муж покидает меня. Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война,] – сказала она князю Василию и, не дожидаясь ответа, обратилась к дочери князя Василия, к красивой Элен.
– Quelle delicieuse personne, que cette petite princesse! [Что за прелестная особа эта маленькая княгиня!] – сказал князь Василий тихо Анне Павловне.
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.
– C"est bien aimable a vous, monsieur Pierre , d"etre venu voir une pauvre malade, [Очень любезно с вашей стороны, Пьер, что вы пришли навестить бедную больную,] – сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что то непонятное и продолжал отыскивать что то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:
– Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек… – сказала она.
– Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно…
– Вы думаете?… – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.
– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.
И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошел послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошел к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего нибудь особенно умного. Наконец, он подошел к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.

Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Кроме ma tante, около которой сидела только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе, общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем Мортемар и Анна Павловна.
Виконт был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно считавший себя знаменитостью, но, по благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что то сверхъестественно утонченное. В кружке Мортемара заговорили тотчас об убиении герцога Энгиенского. Виконт сказал, что герцог Энгиенский погиб от своего великодушия, и что были особенные причины озлобления Бонапарта.
– Ah! voyons. Contez nous cela, vicomte, [Расскажите нам это, виконт,] – сказала Анна Павловна, с радостью чувствуя, как чем то a la Louis XV [в стиле Людовика XV] отзывалась эта фраза, – contez nous cela, vicomte.
Виконт поклонился в знак покорности и учтиво улыбнулся. Анна Павловна сделала круг около виконта и пригласила всех слушать его рассказ.
– Le vicomte a ete personnellement connu de monseigneur, [Виконт был лично знаком с герцогом,] – шепнула Анна Павловна одному. – Le vicomte est un parfait conteur , – проговорила она другому. – Comme on voit l"homme de la bonne compagnie [Как сейчас виден человек хорошего общества], – сказала она третьему; и виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью.

Артуро Тосканини

итальянский дирижёр (1867-1957)

Непревзойденный король дирижерской палочки Артуро Тосканини был известен своей требовательностью. Он не терпел болтовни, приходил на репетиции строго вовремя, надевал рабочую куртку и вставал за пульт. Он здоровался с музыкантами и просил взять ноты того композитора, над сочинением которого предстояло работать. Все. Он начинал дирижировать, и горе было тем, кто относился к своим обязанностям менее внимательно, чем сам дирижер!

Однажды оркестр, которым дирижировал Тосканини, репетировал Девятую симфонию Бетховена. Beethoven - Symphony No. 9 "Choral" - NBC Symphony Orchestra, Toscanini (3 April 1948) В партитуре было место, помеченное ff. Здесь следовало играть фортиссимо. Музыканты сыграли слишком тихо. Дирижер остановил их и попросил сыграть в соответствии с партитурой. Второй раз оркестр сыграл как надо, но мрачный Тосканини вновь остановил репетицию. «Значит, вы можете играть фортиссимо,— сказал он.— Почему же вы не сделали этого в первый раз? Нет у вас ни чувства, ни уважения к музыке!..» Тут же, негодующим жестом отбросив палочку, он ушел из зала. Но спустя некоторое время вернулся и продолжил репетицию, как ни в чем не бывало.


Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в Парме. Его отец Клаудио Тосканини в юности участвовал в восстании Гарибальди и готовил сыну карьеру адвоката, однако Артуро, любивший музыку, поступил в консерваторию.

Он учился по классам виолончели, фортепиано и композиции. Пармскую консе рваторию закончил в 1885 году и сразу отправился в Бразилию, подписав контракт, по которому должен был возглавить в оркестреРио-де-Жанейро группу виолончелей. Он работал там виолончелистом и хормейстером, а в 1886 году дебютировал как дирижер и быстро понял, что дирижирование — его настоящее призвание.

У Артуро обнаружилась поразительная музыкальная память. Уже в о время первого выступления в качестве дирижера 19-летний Артуро Тосканини поразил публику, дирижируя «Аидой» Джузеппе Верди без нот.

Верди вообще был его идеалом. Из-за природной стеснительности Тосканини они встречались только трижды, о чем Артуро позже очень жалел. Всю жизнь он носил с собой записку Верди, найденную в партитуре оперы «Фальстаф», считая ее своим талисманом.
Тосканини не было и тридцати лет, когда в его дирижерский репертуар входило 165 оперных сочинений, причем все эти произведения он знал наизусть. В 1887—1898 годах Артуро Тосканини выступал как оперный, а с 1896 года — и как симфонический дирижер. Оркестры под его управлением давали концерты во многих театрах Италии. Это была полезная школа. Итальянские театры того времени были подлинно демократичными, их охотно посещал простой народ. Особенно ценились оперы, тем более, что слушатели знали, как серьезно готовятся к концерту исполнители. А дирижер Тосканини был очень требователен к себе и оркестрантам. Репетиции под его управлением длились по 6—7 часов. Каждая музыкальная фраза, жест, нота оттачивались до блеска.
Тосканини был известен своим патриотизмом. Однажды в начале 1890-х годов в театре Пизы давали «Отелло». Во время исполнения партии Яго с галерки бросили бомбу, раздался взрыв, возмущенные синьоры в ложах потребовали вызвать полицию. Спектакль прервался. Уверенным взмахом дирижерской палочки Тосканини велел оркестру играть... гимн гарибальдийцев, который подхватили зрители, оставшиеся в театре, и артисты оперы: «Наш дом — вся Италия...» Поднялась овация. После спектакля толпа вынесла Тосканини из зала на руках.

Он одинаково требовательно относился ко всем артистам.

Музыка была для него непререкаемым законом. Однажды в Пизе некая примадонна сделала в своей партии красивый, но ненужный голосовой пируэт. Тосканини моментально прервал репетицию. Певица обиделась и заявила, что, поскольку она звезда, то может делать, что хочет. Маэстро невозмутимо ответил, что звезды на небе, и, не желая далее спорить, передал партию другой исполнительнице.

В Турине после концерта Тосканини отправился в гостиницу и сразу лег спать, поскольку очень устал. Он вообще всегда выкладывался до остатка. Но публика в театре устроила продолжительную овацию и отказывалась покидать театр. Послали за Тосканини. И он был вынужден встать, одеться и вернуться в театр, где без репетиции, на «бис», продирижировал симфонией Шуберта.

Слава о знаменитом дирижере гремела по всей Италии. В 1897-1903 годах, 1906-1908, 1921-1929 годах он был главным дирижером театра «Ла Скала». Его пригласили в Америку, где в 1908—1915 годах он работал главным дирижером театра «Метрополитен-опера». В Америке, не имевшей тогда дирижеров такого масштаба, каждый шаг великого итальянского музыканта оплачивался золотом. В то время в «Метрополитен-опера» пел известный итальянский тенор Карузо. В 1910 году под управлением Тосканини и с участием Энрико Карузо была поставлена опера «Девушка с Запада» Джакомо Пуччини. Успех был настолько велик, что Пуччини пришлось выходить к публике 55 раз! В 1913 году под руководством Тосканини в США была поставлена и опера Мусоргского «Борис Годунов».


Несмотря на триумфальный успех, Тосканини охотно вернулся в Италию в связи с празднованием 100-летнего юбилея Джузеппе Верди. Он руководил празднеством в Буссето, родном городе Верди, а в миланской «Ла Скала» поставил две оперы великого итальянского композитора — «Травиату» и «Фальстафа».

Во время Первой мировой войны «Ла Скала» три года был закрыт. После войны Тосканини решил возродить его. Чтобы сформировать оркестровый коллектив, в 1920 году он предпринял длительную гастрольную поездку по Европе, а по возвращении в Милан приступил к работе в «Ла Скала». После первого сезона главному дирижеру выделили огромную сумму денег, однако он отказался принять их на личные нужды и полностью истратил на театр.

В начале 1920-х годов Тосканини работал на родине. Он поражал соотечественников интенсивностью и энергией. В 1922 году он дирижировал в «Ла Скала» 90 раз, а в 1923 — 81 раз. Ни один театр мира не имел такого богатого репертуара, как «Ла Скала», когда главным дирижером был Тосканини.

После прихода к власти фашистов музыкант эмигрировал в Америку. В 1926—1936 годах он дирижировал Нью-йоркским филармоническим оркестром, а в 1937—1954 годах — симфоническим оркестром Национального радио США. Во время Второй мировой войны Тосканини узнал, что в осажденном Ленинграде состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, посвященной борьбе против фашизма. Старый итальянский дирижер загорелся идеей исполнить симфонию в Америке и осуществил это в 1942 году. Репетиции оркестра проводились с огромной отдачей и энергией, Тосканини не пропускал ни одной детали. Премьера состоялась 19 июля 1942 года, симфония транслировалась по радио и была записана на пластинку, которую Тосканини послал Шостаковичу.

В 1955 году дирижеру пришлось пережить подлинное несчастье. Тосканини, что н которому исполнялось 90 лет, во время одного из концертов забыл, ужно играть дальше. Можно себе представить, какой силы удар постиг маэстро, всю жизнь гордившегося своей музыкальной памятью! Оркестр замолк, Тосканини в сердцах покинул зал... Бесцеремонные газеты разразились уничтожающей критикой. Тосканини поселился в загородном доме, не желая никого видеть. Эмиль Гилельс, начинавший в это время гастроли в США, решился повидаться с ним. Он не очень надеялся на встречу, однако великий маэстро согласился его принять. Гилельс позже вспоминал, что Тосканини, пригласив пройти его в полутемную комнату, поставил на проигрыватель пластинку с 7-й симфонией Шостаковича и вместе с гостем, со слезами на глазах, слушал сочинение великого композитора.

Скончался дирижер 16 января 1957 года в Нью-Йорке. Артистическая деятельность Тосканини, одного из величайших дирижеров XX века, продолжалась около 70 лет. Исполнительское искусство этого мастера отличалось ярким темпераментом, активным волевым началом, точным раскрытием авторского замысла. Обширный репертуар дирижера включал произведения разных эпох от И. С. Баха до Д. Шостаковича.

ROSETTA PAMPANINI - Manon Lescaut - "In quelle trine morbide..." (1926)

В 1929 году дива веризма Розетта Пампанини должна была дебютировать в заглавной партии в опере “Манон Леско” в Берлинской государственной опере. За день до премьеры была назначена генеральная репетиция, и певица, опаздывая, спешила в театр. “Я бежала и почти рвала на себе меха, в которые была одета, - вспоминала она. - Потому что если Тосканини видел меня в мехах, то говорил мне: “Пампанини, сними с себя примадонну, тогда начнем...”

Буквально впорхнув в здание Берлинской оперы, Розетта сразу услышала доносящиеся из зала звуки оркестра, играющего галантно-изящные мелодии начала второго акта... Выйдя на сцену, она уже захотела начать петь, как Тосканини резко остановил её. “Мы пробуем акустику, не пой”, - сказал он Розетте с хмурым видом. Пожав плечами и поняв, что отрепетировать партию ей не удастся, Пампанини покинула театр.

На следующий день Пампанини охватило огромное волнение. Ведь ей никогда до этого не приходилось петь Манон Леско в стенах самого известного немецкого оперного театра, и одна мысль о том, что за день до премьеры ей не удалось отрепетировать свою партию, кидала её в дрожь... Первый акт прошел беспокойно и нервно. В перерыве Тосканини подошел и раздраженно выпалил: “Что с тобой не так? Почему ты трясёшься?” Бедной Розетте не оставалось ничего, как пробормотать, что она никогда не пела пуччиниевскую Манон в Берлине... “Мне правда очень страшно, маэстро”, - пожаловалась Пампанини. Великий дирижёр нарочито отвернулся и ушёл.

“Все потеряно, спектакль провален”, - подумала Розетта. И неожиданно волнение отпустило её - второй акт, в том числе и чарующую арию “In quelle trine morbide”, она спела легко, уверенно и спокойно, будто ощущая, что всё страшное позади. И тут случилось невероятное... В четвёртом акте, после исполнения знаменитой арии “Sola, perduta, abbandonata”, она случайно взглянула в яму... Тосканини, гроза всех музыкантов, - плакал! По его сухому, аскетичному лицу текли крупные слезы...

На следующий день Розетте нужно было покидать Берлин и лететь на гастроли в Лондон. Вечером она пришла в квартиру к Тосканини, чтобы попрощаться с ним. Дирижёр встретил её радушно и гостеприимно, ласково расспрашивал её о повседневных делах. И тут Розетта неожиданно спросила его: “Маэстро, можете удовлетворить моё любопытство? Почему за день до спектакля вы не разрешили мне репетировать оперу? Правда ли из-за акустики?” Тосканини сначала задумался, потом с любовью взглянул на примадонну и сказал: “Нет, Розетта... Просто мне так не хотелось, чтобы этот толстый импресарио раньше времени услышал твой божественный голос!”

(По материалам интервью с Розеттой Пампанини, взятого в стенах туринского театра "Реджо".)

"Искусство Артуро Тосканини", воспоминания, биографические материалы. Издательство"Музыка".

Ленинградское отделение 1974


Артуро Тосканини дирижирует Реквиемом Верди (комплект) Исполнители Herva Nelli: soprano, Fedora Barbieri: mezzo soprano, Giuseppe di Stefano: tenor, Cesare Siepi: bass. Robert Shaw Chorale-Robert Shaw:director-NBC Symphony Orchestra-Arturo Toscanini: conductor-Live-Carnegie Hall-1951- 1. Requiem 2. Dies irae 3. Offertorio 4. Sanctus 5. Agnus dei 5. Lux aeterna 7. Libera me

А это отдельные части того же исполнения (неполное) Верди, Реквием, (часть 1)

(часть 2)

(часть 3)

(часть 4)

16.01.1957

Артуро Тосканини
Arturo Toscanini

Итальянский Дирижер

Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в городе Парма, Италия. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини. Ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников.

По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро. Во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал большую часть своей жизни.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел мировую премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане в 1892 году. Его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине в 1896 году. С 1896 года выступал также в симфонических концертах. В 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского. В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини, от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан.

Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет, с 1908 по 1915, был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. После слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне.

В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях, на Зальцбургском фестивале. Он основал свой собственный фестиваль в Лондоне и дирижировал также на фестивале в Люцерне. В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра, ныне Израильский филармонический оркестр.

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио. С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов. После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио.

Он умер во сне в своём доме в Ривердейле, штат Нью-Йорк, 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе. На похоронах дирижера пришедшая публика пела знаменитый хор Va", pensiero из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.

Выдающийся итальянский дирижёр.

С 13-и лет выступал как профессиональный виолончелист. Ещё учась в Консерватории, Артуро Тосканини руководил оркестром студентов.

В 1886 году итальянская труппа отправлялась на гастроли в Рио-де-Жанейро, где из-за конфликта между дирижёром и менеджерами, юному Артуро Тосканини пришлось встать за дирижёрский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди и продирижировать оперой наизусть... С этого началась его карьера дирижёра.

«Тосканини рос как нелюбимый ребёнок и в дальнейшем требовал от всех и каждого беспрекословного подчинения.
Если исполнению его желаний что-то препятствовало, он впадал в ребяческое раздражение и бросался в окружающих острыми предметами.
Всё, кроме мгновенного удовлетворения и полного согласия - со стороны отечески опекавшего его правительства или по-детски доверчивых музыкантов - вызывало у него реакцию самую бурную.
С оркестрами Тосканини был груб и создал культ грубости, которую переняли у него другие дирижёры, сделав из неё в наше авторитарное время символ авторитетности.

Он был задирой - но не трусом. Перед лицом и наёмных головорезов, и верховной, теоретически, власти современного государства Тосканини упрямо держал голову поднятой над бруствером истории.

Многие считают его величайшим из дирижёров всех времен. «Музыка никогда прежде не звучала так, как под дирижёрской палочкой Тосканини, - заявляет дочь одной из его певиц, - и сегодня многие и многие из нас могут засвидетельствовать, что она и с тех пор никогда так не звучала».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 81-82.

«И спустя два сезона его уже стали называть в числе трех-четырёх выдающихся театров мира - положение, которого он с тех пор так и не утратил. В следующие полстолетия слишком в нём владычествовала крошечная фигурка Тосканини, независимо от того, был он связан с тем или иным сезоном или не был.
К триумфу Тосканини прибавились как счастливая находка двух лучших в то время певцов - лирического тенора Энрико Карузо и высокого баса Фёдора Шаляпина , - так и умение подбирать отвечающие их талантам оперные партии.
Карузо блеснул в прелестной, давно не ставившейся комедии Доницетти «Любовный напиток», а огромный русский бас спел зловещего Мефистофеля в одноименной опере Бойто. Другими звёздами театра стали баритон Антонио Скотти и лирическое сопрано Розина Сторчио, ставшая трагической любовью Тосканини.
После того, как на исходе столетия умер Верди , Тосканини обратился в общественное лицо итальянской музыки - именно он, а не Пуччини и не веристы, чьим операм, при великой их популярности, недоставало возвышенного благородства.
Благодаря Тосканини главным в музыке стал дирижёр, а не композитор .
Противники Тосканини сплотились, борясь с его политикой и высокомерием. Местные композиторы и их влиятельный издатель, Рикорди, развернули ксенофобскую кампанию, направленную против его любви к чужеземным операм, театральную публику возмущал отказ Тосканини повторять популярные арии.
На последнем спектакле сезона 1902 года они потребовали биса посреди первого акта «Бала-маскарада». Тосканини продолжал дирижировать, не обращая внимания на поднявшийся крик, а в антракте покинул театр.
Он появился дома на час раньше обычного, в крови - из-за того, что пробил кулаком оконное стекло. «Что случилось? Всё уже закончилось?», - спросила его жена Карла. «Для меня закончилось», - ответил дирижёр и отправился заказывать билеты до Буэнос-Айреса, в котором и проработал следующие четыре сезона».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 86.

Артуро Тосканини был главным дирижёром театра «Ла Скала» в Милане, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и т.п.

В 1929 году он уехал из Италии, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

С 1937 года Артуро Тосканини провёл 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC), что сделало его имя известным десяткам миллионов человек.

«Когда его положение в Италии стало шатким, медиа-гигант США обратил семидесятилетнего Тосканини в головную, престижную фигуру, отведя ему главное место в своем круглосуточном коктейле из новостей, мыльных опер и развлекательной музыки. The National Broadcasting Company (NBC) предложила создать для Тосканини оркестр из 92 виртуозов, дабы он дал с ними десять концертов, которые будут транслироваться по радио из студий компании. NBC это обходилось в 50 000 долларов, ежегодно выплачиваемых дирижёру, и в сумму ещё в шесть раз большую, уходившую на жалованье музыкантов, однако расходы эти позволили компании нажить престиж и предотвратить расследование Конгрессом стандартов радиовещания. NBC получила также эксклюзивные права на издание записей Тосканини под маркой своей материнской компании, The Radio Corporation of America (RCA).

Поначалу с подозрением относившийся к записям, Тосканини в конце концов признал их как средство, которое позволяет подтвердить его превосходство с помощью более чистого, чем у других дирижёров, звука и большего, чем у них, числа проданных пластинок.
Хотя превзойти в последнем отношении Леопольда Стоковского и Филадельфийский оркестр - в том, что касается такой популярной классики, как «На прекрасном голубом Дунае» и сюита из музыки к «Щелкунчику», - ему не удалось, в репертуаре более серьёзном имя Тосканини на конверте пластинки задевало душевные струны потребителя совсем по-иному.
Музыка в исполнении Тосканини словно бы обладала сертификатом качества: все признанные авторитеты гарантировали, что это музыка великая и превосходно исполненная. Его записи можно было покупать с полной уверенностью и выставлять на полках гостиной как символ исповедуемых их обладателем культурных ценностей. Иными словами, они исполняли роль «китча» - подставного искусства, однажды определённого (Вильгельмом Фуртвенглером) как проявление «боязни человека, интеллектуального лишь наполовину что его надуют».
Прессе скармливались выдуманные истории - «Самый большой барабан в мире спешно везут в Нью-Йорк для использования в концерте Тосканини», - и даже его политическая позиция по отношению к происходившему в Европе обращалась в сенсационную новость.
Портреты Тосканини появлялись на обложках Life, Time и любого сколько-нибудь почтенного журнала. И хотя слушатели Тосканини составляли едва ли одну шестую радиослушателей Боба Хоупа, рейтинг трансляции любой серии его концертов был в два раза выше.
Тосканини стал первым дирижёром, у которого имелась массовая аудитория, а для большинства людей и единственным, чье имя они способны были назвать.
Слава - или, по крайней мере, то, что именуется ею на жаргоне средств массовой информации, - оказалась приемлемым суррогатом любви».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 89-90.

«Тосканини обладал плохим зрением, и ему приходилось выучивать партитуру наизусть и без нот обдумывать до тонкости всё, что сокрыто в записи. Работая по ночам, он отдавал сну лишь три часа в сутки. Итак, мы видим, что «в борьбе художника за совершенство нет конца, а есть одно непрерывное начало» (Стефан Цвейг ). Творческие поиски всё более глубокого понимания гениальных произведений и совершенного выражения их в исполнении, необходимость постоянно держать в полной готовности значительное число ранее выученных пьес и пополнять их запас, стремление непрерывно оттачивать технику, которая, как правило, быстро притупляется, если о ней забывают - вот, что не даёт покоя подлинному художнику, делает его величайшим тружеником».

Савшинский С.И., Пианист и его работа, Л., «Советский композитор», 1961 г., с. 18.

«Он был известен просто как «Маэстро» - дефиниций не требовалось, поскольку Тосканини сам дефиницией и был: единственным из дирижёров мира.
Владелец нью-йоркской фирмы грамзаписи, приславший автомобиль за «мистером Тосканини», получил строгий выговор: «МАЭСТРО, а не мистер», - сказал Маэстро. Впрочем, цель составляла не слава, но власть.
Он был скромным человеком, сказавшим: «Я не гений. Я ничего не создал. Я играю музыку, написанную другими. Я просто музыкант».
Обожествление Тосканини было американской выдумкой - созданной для нации с глобальными амбициями и монолитными, вскормленными на нехитрых несомненностях средствами массовой информации, исповедовавшей монотеистическую веру в единственного идола - по одному Синатре , по одной Гарбо , по одному поэту, по одному живописцу и одному президенту за раз.
Для того чтобы проникнуть на широкий рынок, музыка, сокрытая среди высот американских радиобашен, которые и сформировали образ Тосканини, неизбежно нуждалась в богоподобном посреднике. Этому тотему надлежало представлять собой нечто большее, чем просто музыкант во фраке.
В идеале, ему следовало быть и видной фигурой мировой сцены - идеологической иконой, защитником демократии, - и в то же самое время человеком, с коим мог бы отождествить себя средний американец: любящим домашний уют патриархом в шлёпанцах, который смотрит по телевизору бокс и играет с внучатами в прятки в саду.
Тосканини сыграл обе составляющие этого мифа и в конечном счёте уверовал в него сам».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 82.