Три дня на воле мцыри сочинение. Сочинение на тему три дня на воле лермонтов "мцыри" - сочинения, рефераты, доклады Что дали мцыри 3 дня на свободе

Мцыри вначале собственной исповеди задает вопрос: “Хочешь узнать, что я повидал на свободе?”.

С детства ребенок был заперт в монастыре. Всю сознательную жизнь он провел именно там, не имея возможности наблюдать за большим миром, ощущать реальную жизнь. Однако за момент до пострига юноша решил бежать, тем самым открыл для себя новый мир.

За те три дня, пока Мцыри был на свободе, он пытается познать большой мир, то, что упустил. Он сумел узнать гораздо больше моментов, чем другие люди за целую жизнь.

Ощущения Мцыри от свободы

Что увидел Мцыри, будучи свободным? Он восхищался, радовался окружающей его природе. Для юноши она удивительно прекрасная. И действительно перед ним открылись невероятные пейзажи Кавказа, а здесь есть места, которыми можно любоваться. Мцыри улавливает все, что его окружает, - птицы-облака, хребты гор, толпы деревьев, большие поля. Сердце ощущало легкость, внутри пробуждались воспоминания, которые отсутствовали в заключении. Внутренний взор героя наблюдает за знакомыми, близкими людьми, картиной детства. Ощущается здесь натура Мцыри, являющаяся очень поэтичной и чуткой. Он со всей искренностью отзывается на природу, ее зов. Он готов ей раскрыться полностью. Мцыри - это человек, предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу.

Единение с природой

(Мцыри наедине с природой )

Юноша идет дальше и наблюдает другие картины. Природа раскрывает свою грозную мощь - шум потока, который напоминает множество злых голосов, ливень, грозные молнии. Беглец при этом не ощущает страха. Подобная природа ближе ему по духу. Мцыри считает себя ее братом и готов с бурей обняться. Это вознаграждается - герой начинает понимать голоса всего живого вокруг. Он общается с живой природой под чистым небом. Юноша готов переживать эти моменты вновь и вновь. Ведь его жизнь наполняется радостью.

Мцыри вскоре встречает свою любовь. Эта молодая грузинка, красота которой содержит оттенки природы: золото дня в сочетании с удивительной чернотой ночи. Мцыри во время проживания внутри монастыря всегда мечтал о родине. Поэтому он не позволяет себе поддаться любви. Юноша продолжает двигаться вперед и вскоре природа показывает ему свое второе лицо.

Второй облик природы и сражение Мцыри

(Сражение Мцыри с барсом )

Наступила ночь в Кавказе, она холодная и неприступная. К Мцыри приходит ощущение одиночества, голода. А лес вокруг стоит стеной. Юноша понимает, что он потерялся. В дневную пору природа была ему другом, а ночью становится злейшим врагом, который хочет посмеяться над ним. Природа приобретает облик барса и Мцыри должен сражаться с таким же, как он сам. Если он победит, то сможет продолжить путь. Эти моменты позволяют юноше осознать, что такое честное соперничество, счастье от полученной победы.

Мцыри восхищается природой, но уже не является ее дитем. Природа отвергает молодого человека так же, как больных животных. Возле Мцыри шевелится змея, которая символизирует гибель и грех. Она напоминает клинок. А юноша только наблюдает за тем, как она прыгает и мечется…

Мцыри был на воле совсем недолго и заплатил за это собственной жизнью. Но это того стоило. Герой увидел, насколько прекрасен мир, он узнал радость от проведенной битвы, он ощутил любовь. Эти 3 дня для него были гораздо ценнее, чем все его существование. Он говорил, что при отсутствии этих блаженных дней, его жизнь была бы печальна и мрачна.

Поэма «Мцыри» - одно из главных произведений М. Ю. Лермонтова . Проблематика поэмы связана в первую очередь с темой свободы и воли, конфликта мечты и реальности, одиночества и изгнания. Многие черты, изображенные в главном герое, были присущи и самому автору. Юный послушник Мцыри был горд, свободолюбив, отчаян и бесстрашен. Единственное, что его интересовало это природа Кавказа и родные края.

В связи с тем, что он родился в горном ауле, его сердце навсегда осталось там, рядом с родными и близкими людьми. Еще ребенком мальчик был отлучен от родителей и волею судьбы попал в монастырь, стены которого для него стали настоящей тюрьмой. Все время, проведенное там, он мечтал о вольной жизни, такой как его душа. Однажды Мцыри все же смог вырваться из стен монастыря и провести три дня на лоне природы.

Это время стало самым счастливым периодом в его жизни. Даже если бы он знал заранее, что ему суждено на воле погибнуть, то все равно решился бы на этот отчаянный шаг. За три дня свободной жизни он сумел в полной мере раскрыть себя и свои личностные качества. Он возмужал, окреп и стал еще смелее.

Он встретил молодую грузинку на своем пути, чей голос навсегда остался в его сердце. Он встретил могучего барса, с которым вступил в неравный бой. Он смог преодолеть без страха дремучие леса, высокие горы и быстрые реки. Однако до одного края так и не добрался, так как был сильно ранен зверем. И все же эти три дня на многое ему открыли глаза. Мцыри вспомнил лица своих родителей, отчий дом в ущелье горного аула.

Вернувшись в монастырь, он исповедался старому монаху, когда-то спасшему его от смерти. Теперь он снова умирал, но на этот раз от полученных ран. Он ни капли не сожалел о тех трех днях, проведенных на свободе. Единственное, что его тревожило, это тот факт, что он так и не смог обнять в последний раз родных. Последней просьбой послушника было похоронить его в саду лицом в сторону родного аула.

— герой одноименного произведения, который пошел наперекор всему, который не смирился с начертанной судьбой и бежал. Бежал на волю, на свободу.

Что узнал Мцыри за три дня?

Три дня был герой на свободе, после чего, заблудившись, вновь оказался израненный в монастыре. Там он озвучил свою речь монаху. Эта речь стала своего рода его . А начал герой словами: Ты хочешь знать, что видел я на воле?

Так что же увидел Мцыри за три дня свободы? Что узнал герой за эти драгоценные для него дни?

Прежде всего на воле он жил, а не существовал. Дни абсолютной свободы дали возможность раскрыть себя, свой характер. На воле юноша вспомнил свою жизнь за пределами монастыря, свое детство, родителей, свой народ. Он вспомнил свой родной край, свою Родину, где был бы настоящим воином: сильным и смелым человеком.

За пределами монастыря Мцыри удалось найти ответ на интересующий его вопрос: А прекрасна ли земля за стенами? Как оказалось, да. Прекрасна. Причем прекрасна вся окружающая человека природа, где ничто и никого не подавляет. Все вокруг живет своей жизнью: песни поют птицы, ручьи текут, деревья шумят, звери охотятся, сады цветут. Перед ним расстилались прекрасные горные пейзажи — леса, поля, горные хребты. Вот и человек рожден для того, чтобы быть свободным, чтобы никто и ничто не навязывали ему своих мнений, устоев и взглядов. Человек рожден для жизни на воле, и только так он будет счастлив.

Характер Мцыри за три дня

За три дня свободы проявился в полной мере и характер главного героя. Мы увидели могучую личность, готовую противостоять миру. Это человек, который готов добиваться свой цели, даже жертвуя собственной жизнью. Мцыри раскрылся перед нами сильным, целеустремленным человеком, который не побоялся ни грозы, ни неизвестности. Это человек, который очень хотел вернуться домой.

Опишите три дня, которые провел Мцыри на воле. Не пропустите упоминания о мире живой природы - о ветре, птицах, зверях. Как объяснить, что мир природы то друг, то враг отважному беглецу? Мцыри бежит из монастыря ночью, во время грозы, «в ужасный час», когда монахи от страха «ниц лежали на земле». Юноша же полон восторга, его бурному сердцу, жаждущему свободы, близка гроза, раскаты грома, блеск молний. Он бежит, не зная пути, бежит долго, боясь погони и стараясь уйти подальше от мона­стыря. И хотя он слышал крик шакала, видел скользящую между камней змею - страха в его душе не было. Ночная мгла сменилась ранним утром, он внимательно наблюдает за всем, что окружает его: запели птички, озолотился восток, «дох­нули сонные цветы». Весь первый день пребывания на воле окрашен в светлые тона. Мцыри удивляется красоте окру­жающего мира: «Божьим садом» называ­ет то, что видит, а видит он и «радужный наряд» растений, и «кудри виноградных лоз», и летящих к ним птиц. Все восхи­щает юношу. Чтобы показать чувство вос­торга, удивления, охватившее Мцыри, Лермонтов часто использует слово так: В то утро был небесный свод Так чист … Он так прозрачно был глубок, Так полон ровной синевой! Слово так помогает выразить и восторг юноши при воспоминании о случайно увиденной им молодой грузинке у горного потока: ее голос «так безыскусственно живой, так сладко вольный», ее песню он будет помнить всю жизнь, как не забыть ему и ее облик («мрак очей был так глу­бок, так полон тайнами любви»). Любовь, готовая пробудиться в душе Мцыри, и умиротворение, которое возникло при виде девушки и сакли с голубым дымком, куда она скрылась, заставляют юношу вспомнить о главном - «пройти в роди­мую страну» - и силой воли он подавляет свое желание пойти за молодой грузин­кой. Поэтому воспоминания о встрече ок­рашены и радостью, и печалью. Мцыри продолжает свой путь. Если раньше окружающая природа была другом, он чувствовал свое слияние с ней, понимал ее язык, красота окружающего мира вызывала в нем чувство радости, удовлетворения, то теперь ближе к ночи второго дня скитаний природа становится его врагом и как бы предупреждает о тщетности его попыток пройти на роди­ну. Наступление ночи окрасило все в мрачные тона, он перестал видеть горы, повсюду был лес, «страшней и гуще каж­дый час». Мцыри смог превозмочь «стра­дания голода», но сознание, что он поте­рял дорогу, что заблудился, ощущение своего бессилия вызвали рыдания у ни­когда не плакавшего юноши. И все-таки ему удалось преодолеть минутную сла­бость и собрать все силы для поединка с барсом. В борьбе с барсом проявились его бесстрашие, его могучий дух, его воля к победе. Потерявший много сил в борьбе с бар­сом, Мцыри снова заставляет себя продол­жать путь, хотя и понимает, что может и не выйти из леса. Но он вышел - и уви­дел вокруг себя знакомые места, вдалеке был монастырь, где столько дней он «тер­пел, томился и страдал», вынашивая за­мысел побега. Дальний звук колокола дал почувствовать Мцыри бесплодность сво­их попыток попасть на родину. «Огонь безжалостного дня», как и предыдущая ночь, вконец изматывают юношу, ли­шают его последних сил: Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли. И все-таки, несмотря на все препятст­вия, которые пришлось преодолеть это­му волевому, бесстрашному юноше, он утверждает, что без этих трех дней его жизнь «была б печальней и мрачней бессильной старости».

Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну.

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил ― и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -
  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») - -
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -