Убранство русской избы. Внешнее и внутреннее убранство русской избы Экстерьер русской избы

Русская изба у некоторых ассоциируется с избушкой, в которой находятся сундуки и деревянная мебель. Современное внутреннее убранство русской избы существенно отличается от подобного образа, здесь достаточно комфортно и современно. Несмотря на то что в доме создается деревенский стиль, здесь используется современная техника.

Исторические корни русского дома

Если раньше при строительстве дома крестьяне руководствовались практичностью, например, строили избы вблизи рек, делали у них небольшие окна, которые выходили на поля, луга, лес, то сейчас особое внимание уделяется внутреннему убранству. Кроме того, раньше люди у реки или озера ставили русскую баню, а во дворе строили амбары для хранения зерна, хлев для скота. Но во все времена обязательно выделялся красный угол в русской избе, в котором размещали иконы, устанавливали печь. В то время интерьер русской избы подбирался так, чтобы все предметы были многофункциональными, ни о какой роскоши речи не шло.

Русский дом старались располагать на участке так, чтобы она находилась поближе к северу. Для защиты дома от ветров высаживали деревья и кустарники в саду.

Внимание! Для повышения уровня освещенности русского дома, он должен быть размещен окнами на солнечную сторону.

В старину для строительства русского дома выбирали то место, которое выбирал для своего отдыха крупный рогатый скот.

Интересные факты о русском доме

На болотах, а также вблизи них, дома раньше никто не строил. Русские люди считали, что болото — это «зяблое» место, и в доме, построенном на болоте, никогда не будет счастья и процветания.

Рубку русского дома начинали ранней весной, обязательно в новолуние. Если дерево было срублено на убывающей Луне, оно быстро сгнивало, дом приходил в негодность. Русский дом считался воплощением стабильности, постоянства, спокойствия, поэтому его никогда не ставили на перекрестках, на дороге. Также плохой приметой считалось возведение избы на месте сгоревшего дома. К своим домам крестьяне относились как к живым существам.

У нее выделяли чело (лицо), им считали фронтон русского дома. Наличниками называли украшения на окнах, а лбом именовали доски, используемые при строительстве стен.

Колодец у русской избы звали «журавлем», а доски на кровле называли «коньком».

Внутреннее убранство русской избы было довольно скромным, и соответствовало интерьерному стилю, именуемому в наши дни провансом.

По внешнему виду дома легко было определить вероисповедание, материальное благосостояние владельца, национальность его владельца. Сложно было найти в одной деревне абсолютно одинаковые дома, у каждой русской избы были свои индивидуальные характеристики. Некоторые отличия имел и интерьер русской избы, с помощью определенных предметов быта, люди пытались рассказать о своих интересах, увлечениях.

Считалось, что ребенок, который вырос в чистом и добротном доме, имеет светлые помыслы и намерения. С детства у ребенка формировали представление об особенностях строения русской избы, он изучал и запоминал предметы быта в русской избе. Например, красный угол в русской избе считался святым местом.

Особенности внутреннего убранства русского дома

Внутренним убранством дома всегда занималась женщина, именно она подбирала предметы быта, следила за уютом, наводила порядок. За состоянием фасада, а также за приусадебным участком всегда следил хозяин. В интерьере русского дома выделялась мужская и женская половина, оформление их имело некоторые отличительные черты.

Убранство русской избы - задача женщины. Именно она занималась изготовлением домашнего текстиля, в некоторых русских избах даже были ткацкие станки, на которых женщины ткали половики, полотно для декорирования окон.

Полати в русской избе заменяли современные диваны и кровати, для их отделения от остальной части комнаты использовали льняные занавески. Уже в те далекие времена в избе проводили зонирование, отделяя гостиную от спальной части. Приемы интерьерного искусства, используемые при оформлении русских изб, в настоящее время стали основой русского прованса.

Некоторые отличительные черты были у интерьера русских домов, находящихся на русском Севере. Из-за сложных климатических условий, характерных для этого региона, в одной избе располагали и жилую часть, и хозяйственные постройки, то есть крупный рогатый скот и люди жили под одной крышей. Это отражалось на внутреннем убранстве дома, в нем отсутствовали какие-либо излишества, использовались только добротные и простые элементы мебели. Один из углов комнаты выделялся для сундуков, в которых собиралось приданое для девочки.

Некоторые традиции, связанные с внешним убранством дома, используемые на Руси, сохранились и в наше время. Например, в верхней части фасада крепили резное деревянное солнце. Это декоративный элемент считался неким оберегом, его наличие было гарантией счастья, здоровья, благополучия всех обитателей дома. Резные розы на стенах избы считали символом счастливой и обеспеченной жизни, их и сейчас используют во внешнем декоре собственники загородных домов. Символами языческих оберегов считались львы, которые своим внешним видом должны были отпугивать от дома злых духов.

Массивный конек на крыше избы - это знак солнца. Несмотря на то что с тех пор прошло достаточно много времени, традиция установки на крыше конька сохранилась до наших дней. Среди обязательных элементов древней русской избы необходимо отметить и божницу. Конструкция дома возводилась по закону , строго соблюдались пропорции, чтобы изба имела не только эстетичный вид, но и оставалась добротным и прочным сооружением, выдерживала сильные порывы ветра.

Особенности русского дома

Русский дом принято подразделять на три яруса (мира):

  • подвал, выступающий в качестве нижней части;
  • жилые помещения составляют среднюю часть;
  • чердак и крыша являются верхнюю часть

Для строительства избы использовали бревна, между собой их связывали в венцы. Например, на Русском Севере при строительстве изб не использовали гвозди, получая при этом прочные и добротные дома. Гвозди нужны были только для крепления наличников, иных декоративных элементов.

Крыша — это элемент защиты дома от внешнего мира, атмосферных осадков. В русских избах использовались двускатные виды крыш, которые до сих пор архитекторы считают самыми надежными конструкциями для деревянных зданий.

Верхнюю часть дома украшали солнечными знаками, а на чердаке хранили те предметы, которые использовались в обиходе достаточно редко. Русские избы были двухэтажными, в нижней части дома был подклет, предохраняющий обитателей избы от холода. Все жилые комнаты размещали на втором этаже, выделяя для них минимальное пространство.

Пол старались делать двойным, сначала располагали «черный» пол, который не пропускал в избу холодный воздух. Далее шел «белый» пол, изготовленный из широких досок. Половицы не покрывали краской, оставляя древесину в естественном виде.

Красным углом в древней Руси считали то место, где располагалась печь.

Совет! На даче или в загородном доме вместо печи в интерьере гостиной гармонично будет смотреться камин.

Печь устанавливалась в сторону восхода солнца (на восток), ассоциировалась со светом. Рядом с ней на стене ставили образа, а в храмах это место отводилось алтарю.

Двери изготавливали из натуральной древесины, они были массивными, ассоциировались с надежной защитой дома от злых духов.

Над дверью размещали подкову, которая также считалась символом защиты дома от бед и несчастий.

Окна делали из натурального дерева, они были небольшие, чтобы из избы не уходило тепло. Именно окна считали «глазами» владельца дома, поэтому их располагали с разных сторон избы. Для декорирования оконных проемов использовали натуральный материал, который ткала сама хозяйка. В старину не принято было завешивать окна плотными портьерными тканями, которые не пропускали внутрь помещения солнечный свет. Для избы выбирали три варианта окон:


Современный интерьер русской избы

В настоящее время многие городские жители мечтают о собственной рубленой избе, обставленной в деревенском стиле. Желание быть наедине с природой, отвлечься от городской суеты и проблем.

Среди тех предметов интерьера, которые по-прежнему существуют в убранстве русской избы, выделим печь. Некоторые собственники загородной недвижимости предпочитают вместо него использовать современный камин. Особый интерес представляет оформление стен и потолка в современном деревянном русском доме. В наши дни все чаще можно увидеть резные деревянные украшения на фасаде дома, которые являются типичным проявлением прованса

Совет! При отделке стен русской избы можно использовать светлые обои, имеющие мелкий рисунок. Для прованса нежелательно применять в отделке стен искусственные материалы, поскольку стиль предполагает максимальную гармонию, единение с природой.

Профессиональные стилисты, занимающиеся оформлением деревянных русских изб, советуют подбирать для отделки нейтральные цвета. Особое внимание они предлагают уделять домашнему текстилю, который является визитной карточкой деревенского стиля.

Внутреннее убранство русской избы является неотъемлемой частью истории и культуры России. Именно она, старинная избенка, стала основной частью фольклора и даже героиней многих сказок и легенд. Вспомнить хотя бы избушку на курьих ножках - сказочное жилище Бабы-Яги, страшной колдуньи, которая пугает маленьких детей. Её же часто обводят вокруг пальца главные сказочные герои.

Так, Иван-Царевич обращается к ней за помощью, дабы избавить от страшной участи свою любимую, и не без хитрости получает дары старой колдуньи. Бабка-Ёжка - негативный персонаж, помогающий в сотворении злодеяний Кощею Бессмертному, Змею Горынычу и Коту Баюну. Но вместе с этим эта "героиня" является довольно весёлой, смешной и сатирической.

Об истоках

Слово "изба" на Руси имело множество интерпретаций в зависимости от места проживания людей, поэтому и называлась по-разному. Существуют такие синонимы, как: ызба, истьба, изьба, истопка и истобка. Эти слова часто употребляются в русских летописях, что, опять же, говорит о неотрывности и связанности жилья с жизнью человека. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Это здание имело в первую очередь функциональную нагрузку, поскольку было призвано согревать в морозы и укрывать от природных условий.

Что представляла собой изба в общем

Внутреннее убранство русской избы сложно представить без печи, поскольку именно она была центром комнаты и излюбленной её частью. Известно, что у многих восточнославянских народов, украинцев, русских и белоруссов, сохранялся термин «истопка». Ну и, как говорилось раньше, он обозначал отапливаемое строение. Это были и кладовые для хранения запасов овощей, и жилое помещение разных размеров.

Чтобы знать, как нарисовать убранство русской избы, нужно понимать, что она значила для человека. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина. Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. Убранство избы должно было быть по мере возможности наполнено всеми необходимыми жизненными благами, обеспечивать жильцов теплом, давать им любовь и ощущение покоя. Такое жильё можно соорудить лишь по давним заветам предков, а традиции крестьяне всегда соблюдали очень тщательно.

О традициях

Особое значение при строительстве дома отводилось выбору места, чтобы строение впоследствии было светлым, сухим и высоким. Ритуальная ценность имела не меньшее значение.

Счастливое место - это то, которое прошло строгую проверку временем и было обжито ранее: стало благополучным для прежних хозяев, которые жили здесь. Неудачными считались територии около захоронений, бани, которые были построены там ранее, а также вблизи дороги. Считалось, что сам чёрт ходит по этому пути и может заглянуть в жилище.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал - дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству. Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье - разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома.

Обряды

Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Жертвой в таком случае считалась курица или баран. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Под брёвна клали деньги, шерсть и зерно как символы богатства, процветания, любви, семейного тепла. Также туда клали ладан как знак святости дома, а также своеобразный оберег от нечистой силы. В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами.

Жертвоприношения проводился неспроста. Жертва должна была создать крепость дому и уберечь от напастей. Иногда в дар богам приносили человека, но это в редких случаях, дабы защитить всё племя от врагов. Чаще всего предавали страданиям крупный скот: быка или лошадь. Во время археологических раскопок на старых домах были найдены именно их скелеты, а также конские черепа.

Для обряда делалась специальная ямка, останки нужно было класть туда. Она находилась под красным уголком, где располагались иконы и другие обереги. Были и другие излюбленные животные для строительного жертвоприношения. Таким фаворитом для славян стал петух или курица. Об этом говорит и традиция размещения флюгеров в виде петушков, а также изображение или статуэтка этого животного на крыше дома.

Можно привести в пример бессмертное классическое произведение Н. В. Гоголя «Вий». Вся нечисть исчезала после крика петуха. Поэтому "крикун" призван охранять жилище от нечистой силы. Фото, убранство русской избы на которых показано во всей красе, представлены в этой статье.

Схема устройства крыши

Кровля также была сделана по особой схеме:

  • желоб;
  • охлупень;
  • стамик;
  • слега;
  • огниво;
  • князевая слега (кнес);
  • повальная слега;
  • самец;
  • повал;
  • причелина;
  • курица;
  • пропуск;
  • гнет.

Общий вид избы

Убранство русской избы снаружи, такое, каким представляли себе и строили наши прадеды, было особым. По старым традициям избы строили тысячи лет. Русское убранство избы зависело от того, где жил человек и к какому племени он принадлежал, поскольку у каждого племени были свои традиции и законы, по которым их можно различать.

И даже сейчас нельзя не различить избы на европейской территории России. Ведь на севере преобладали рубленные дома, поскольку леса там было вдоволь. На юге же были огромные запасы глины, поэтому и хаты-мазанки строили из неё. Так же оформлялось и внутреннее убранство русской избы. Фото явлются наглядным тому примером.

Как утверждают этнографы, ни одна народная мысль не была создана сразу же в первозданном виде, таком, как мы можем наблюдать сейчас. История, культура, а с ними и мысль людей, меняется и развивается, привнося во всё, что было создано, гармонию, красоту и великую силу любви. Это касается и жилища, которое формировалось и становилось всё более функциональным и удобным. Эти утверждения доказывает и масса проведённых археологических раскопок.

Русское убранство избы во многом зависело от климатических условий, в которых проживали люди, и от имеющегося строительного материала. Так, на севере была влажная почва и густые леса, полные брёвен, пригодных для возведения жилищ, а на юге преобладали и активно использовались другие изделия. Исходя из этого, в южных областях была распространена полуземлянка. Этот дум был с углублением на полтора метра в землю, соответственно, имел насыпной пол. Такой тип жилища на Руси просуществовал до 14-15-го веков.

После этого временного периода стали строить наземные постройки с деревянным полом, поскольку научились обрабатывать брёвна и делать из них доски. Также делались дома, приподнятые над землёй. Они были более многофункциональны, поскольку имели 2 этажа и предоставляли возможности для комфортной жизни, хранения овощных запасов, сена и жилья для скотины в одном доме.

На севере, с изобилием густых лесов и достаточно сырым холодным климатом, полуземлянки быстро превратились в наземные дома, быстрее, чем на юге. Славяне и их предки занимали достаточно большую территорию и отличались друг от друга вековыми традициями, в том числе и в построении жилья. Но каждое племя наилучшим образом подстраивалось под окружающие условия, поэтому нельзя сказать, что какие-то избы были хуже. Всему было своё место. Теперь можно понять, как нарисовать убранство русской избы.

Подробнее о строительстве

Ниже представлено фото. Убранство русской избы на нем продемонстрировано наиболее типичное для Ладоги, соответствующее временному периоду 9-11-го веков. Основание дома было квадратным, то есть ширина была равна длине, которая достигала 5 метров.

Строительство срубной избы требовало внимательного и тщательного подхода, поскольку венцы должны были совпадать, а брёвна - плотно прилегать друг к другу, иначё весь труд насмарку.

Брусья должны были прилегать как можно плотнее, дабы защитить жителей от холодных ветров и сквозняков. Поэтому делались углубления в срубе через одно бревно. В это отверстие укладывался выпуклым ребром другой брус. Пазы между ними утепляли болотным мхом, который нес не только теплоизоляционную ценность, но и антибактериальную. Сверху эту постройку промазывали глиной.

О нюансах строительства

Внутреннее убранство русской избы иногда предполагало который поливался водой и утрамбовывался, отчего становился твёрдым и гладким. Во время уборки слой грязи просто сметался метлой. Но чаще всего внутреннее убранство крестьянской избы предполагало пол деревянный и приподнятый над землёй на высоту в полтора метра. Это делалось для того, чтобы соорудить подполье. Из него в жилое помещение с печью вёл люк. В подполье сохранялись все овощные запасы.

Русское убранство избы у зажиточных людей предполагало ещё одну надстройку сверху. Снаружи этот дом был похож на трёхъярусный.

О пристройках

Внутренне убранство русской избы тоже имело несколько нюансов. Русские люди часто пристраивали к своему жилищу прихожую с большими широкими окнами. Она называлась сени. Так, при входе в дом нужно было сначала зайти в сени, а потом уже войти в горницу. Такая прихожая в ширину достигала 2 метров. Иногда сени соединяли с хлевом для скота, поэтому, соответственно, делали их больше.

Кроме того, у этой пристройки была масса и других предназначений. Там хранили добро и мастерили что-то нужное в непогоду, поскольку крестьянин без дела никогда не сидел. Летом там же можно уложить спать гостей после шумного праздника. Такому жилищу учёные-археологи дали название «двухкамерное», поскольку оно представляло собой 2 помещения.

Внутреннее убранство крестьянской избы не обходилось без клети. С начала 10-го века эта комната служит дополнительной спальней, которой пользовались только летом, поскольку она не отапливалась. Там же круглый год можно было хранить продукты. А зимой - даже скоропортящиеся блюда, ведь там всегда холодно.

Как строилась ковля

Крыша в избе изготавливалась по нескольким техникам: она могла быть деревянной, гонтовой, тесовой или из драни. С развитием истории, а с ней и умений народа, во временном периоде 16-17-го веков славяне выработали уникальную концепцию покрытия крыши берёзовой корой, которая защищала от протекания. Также она несла эстетическое предназначение, поскольку предавала пестроту постройки. На кровлю клали немного земли и дёрна. Это было старинной "смарт-технологией", защитой дома от пожара.

Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели. Внутренее убранство русской избы из-за этого выглядело, конечно, не так, как мы привыкли себе представлять. Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице. Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев.

Туалет на Руси был назван «задок» и был расположен, как правило, в сенях. Это была дырка в полу, которая «смотрела» вниз, в сторону наземного яруса, где обычно держали скотину. Появился он в избах со времён 16-го века.

О строительстве окон

Русское убранство избы в позднее время не представлялось без окон. Обычно оконный проём представлял собой 2 смежных бревна, которые были разрублены до половины. Туда вставлялась прямоугольная рама, имеющая задвижку, которая "ходила" в горизонтальном направлении.

Внутреннее пространство избы

Внутреннее убранство русской избы представляло собой от одного до трёх жилых помещений. Вход в дом начинался с сеней. Помещение, предназначенное для жилья, всегда было очень тёплым и отапливалось печью. Внутреннее убранство избы (фото) прекрасно иллюстрирует жизнь простолюдинов тех времён.

Что касается зажиточных крестьян и людей, обладающих высоким чином, то в их жилище было место и дополнительной комнате, которая называлась горницей. В ней хозяева принимали гостей, и она также была очень тёплая, светлая и просторная. Отапливалась печью-голландкой.

Внутреннее убранство русской избы не представлялось без духовой печи, занимающей большую часть комнаты, которая была расположена у входа. Однако в южной части страны она располагалась в дальнем углу.

Внутреннее убранство русской избы отличалось особым, но вместе с этим достаточно простым, размещением предметов. Обеденный стол обычно стоял в углу, по диагонали от печи. Прямо над ним был "красный уголок" с иконами и прочими оберегами. Вдоль стен стояли лавки, над ними располагались полки, встроенные в стены. Такое внутренее убранство русской избы (фото) встречалось почти повсеместно.

Печь имела многофункциональную нагрузку, поскольку приносила не только тепло и вкусную еду, но и имела спальное место.

Внутренне убранство русской избы также демонстрирует, что существовало много общего с традициями восточнославянских народов, но были и различия. На севере Руси люди строили печи-камени. Своё название они получили потому, что были сложены из камня без использования какого-либо скрепляющего раствора.

В районах Старой Ладоги основание каменной топки равнялось полутора метрам в поперечнике. Убранство крестьянской избы в районе Изборска предполагало печь, сделанную из глины, но на каменном основании. В длину и ширину она достигала до 1 метра, так же как и в высоту.

В южных областях восточнославянских стран печь строилась более крупной и широкой, каменное основание ее закладывалось с приблизительным расчётом полтора метра в длину и 2 - в ширину. В высоту такие печи достигали 1,2 метра.

На фотографии в заголовке: Традиционный деревянный деревенский дом близ Белого озера на Вологодчине, о котором хорошо заботятся его владельцы. 2015 Текст, фотографии - Андрей Дачник.

Проблемы сохранения русского народного деревянного зодчества.

Всё от древа — вот религия мысли нашего народа...
Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов.
Сергей Есенин. "Ключи Марии", 1919 год.

"Что такое - страна?" Уверен, что у большинства людей пред глазами встает тот или иной пейзаж и дома, и лишь потом - люди, и все что ими создано помимо жилищ. Говоря о Европе, мы представляем фахверковые и каменные дома с черепичными крышами, вспоминая Альпы, думаем о шале, Норвегия представляется нам постройками с зелеными травяными кровлями, а Англия - уютными домиками со сланцевыми и соломенными крышами.

Визитной же карточкой России является рубленая русская изба. До Петровской эпохи на Руси не строили дома, а рубили их. Оттого в летописях избы именовались «рубленниками». Термин же "изба" или "истьба", "стобка" ведет свое происхождение от понятия "отапливаемое помещение". Первоначально слово "истьба" применялось как к баням («Слово о полку Игоревом»), так и к домам. Позднее «избой» стали именовать только отапливаемые рубленые дома [cм.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. I, с. 1147 ].

Точно так же, как и в Японии или Китае, где структура жилища формировалось в соответствии с древними философскими концепциями, русская изба является отражением тысячелетней народной религии, возникшей из уникального сплава древнего язычества и "греческой" христианской веры. В русской избе нет ничего случайного: ее размеры, пропорции, планировка, внутреннее убранство, внешний облик, узоры и украшения имеют глубокое философско-символическое значение, раскрывающее восприятие мира русским человеком. Изба являлась для него миниатюрной Вселенной - микрокосмом, со своим собственным Верхним, Средним и Нижним мирами, сторонами света и стихиями. В народной мифологии изба также уподоблялась коню или повозке, которые неспешно везут своих обитателей в Небеса. Сергей Есенин, удивительно тонко чувствовавший душу русского народа, так писал об символике изб: "Это чистая черта Скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо". Дом мог представляться «телом» коня, четыре его угла — четырьмя «ногами». Не случайно вместо деревянного конька на крыше могли укреплять лошадиный череп.

Облик русской избы не менялся, не считая небольших технических деталей, многие столетия. Да и как он может меняться, если в Боге нет, и не может быть перемен, а изба есть отражение Божьего мира: Большого в Малом. Хотя специалисты насчитывают в России более 50 вариантов рубленых изб, все они отличаются простой, и лаконичной формой и пропорциями, отточенными на протяжении веков, каноны которых передавались из поколения в поколение.

В отличие от многих деревянных дворцов, усадебных домов и церквей, избы на Руси пережили разрушительные волны лихолетий XX века, как переживали и все предыдущие напасти: все, что исчезало - отстраивалось заново, по первообразу классических канонов, как учили отцы и деды. Однако век нынешний, век странный принес на Русь новую напасть: с одной стороны - достаток для горожан и доступ к новым западным строительным материалам и технологиям, а с другой стороны - исход сельской молодежи в города и умирающие деревни, к названиям которых на карте все чаще прибавляют отдающее холодом забвения примечание "нежил.".

В обратном же направлении, в еще живые селения из городов и городков потянулись сезонные жители - дачники, люди, в массе своей не знакомые с крестьянским мировоззрением и традициями. Под их влиянием традиционный облик деревенских домов стал стремительно меняться: состоятельные городские жители начали "улучшать" и "реставрировать" русские избы по своему городскому разумению, придавая им "современный" вид, основанный на мифических идеалах никогда не существовавшего "евростандарта". Глядя на "улучшенные" горожанами избы, деревенские жители, уже почти полностью оторвавшиеся от своих исконных корней, бросились перенимать у сезонных гостей их незатейливую философию "практичности" и "современности", как когда-то их родители выбрасывали на помойки старинную резную мебель, чтобы заменить ее новомодной мебелью из пластика и ДСП. Русская деревня стала стремительно преображаться, теряя свой самобытный уникальный облик. Резные украшения, тепло и аромат дерева рубленой русской избы стали уступать свои места безликим и холодным полимерам во всех возможных своих видах: виниловый сайдинг, окна, кровельные материалы. "Наряжая" свои дома "пластиком", их владельцы, возможно, и не ведают, что термин "пластик» на Западе является синонимом всего низкопробного и дешевого, а в Европе очень тщательно подходят к охране аутентичного исторического облика традиционных домов. Но для того, чтобы ценить архитекутрное наследие, необходимо знать и ценить прошлое своего народа, своего рода, иметь представление об эстетике и красоте. Восстановление старинного дома - дело хлопотное, требует от хозяина многих душевных и физических сил, умения держать инструмент в руках, и много-много времени. Гораздо проще сделать вид, что унаследованный или приобретенный старинный деревянный дом никакой ценности собой не представляет, и призвать на помощь шабашников чужестранцев, которые, не моргнув глазом, заключат душу русского дома в пластиковый саркофаг, превратив произведение домостроительного искусства в образец пошлого безвкусия.

Однако, на бескрайних российских просторах до сих пор встречаются энтузиасты, тратящие свое время и средства на сохранение и восстановление традиционных русских деревянных изб. Это люди совершенно разного достатка - от сельских пенсионеров, до миллионеров. Но всех их объединяет желание сохранить для потомков основу уникального облика России - традиционную русскую деревянную архитектуру. Не все и не у всех получается гладко в трудном, но интересной работе с русскими избами. О том, что такое "хорошо", и что такое "плохо" в ремонте русских деревянных домов мы и поговорим в настоящей статье.

Типы жилых построек Русского Севера

«В XVII-XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего рассвета к середине XIX века. Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением, декоративным убранством. Народные мастера тонко учитывали и отражали в архитектуре жилища особенности природного окружения и планировку северных деревень. При общности типовых архитектурно-композиционных приемов каждая изба несла печать индивидуальности и отражала внутренний мир ее владельца». 2

Простейшим типом крестьянского жилья является изба, состоящая из утепленной клети (собственно избы) и небольших сеней, защищающих вход от непогоды. Подобные постройки характерны для беднейшей части русского крестьянства. Часто такие постройки обходились без двора, так как в таком хозяйстве отсутствовала лошадь и крупно рогатый скот. Владельцы такого жилья занимались в основном отхожими промыслами или работали на более зажиточных крестьян.

Примером такой избы может послужить изба начала XIX в. потомственных крестьян-сплавщиков леса по Сухоне, принадлежавшая Е.А. Ершовой в селе Ястреблево Великоустюжского района Архангельской области.

Дом Е.А. Ершовой в селе Ястреблево. Великоустюжский район. Вологодская область

Квадратная в плане изба на невысоком подклете срублена из бревен толщиной 25-30 см. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок представляет собой бревенчатый накат, смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол сделан из колотых пластин, тщательно пригнанных друг к другу. Большая глинобитная печь на деревянном помосте (опечке) поставлена в углу около входной двери, устье печи обращено к передним окнам. Около печи устроен «голбец»- дощатый короб, прикрывающий лестницу в подполье. От печи к стенам идут полки из брусьев (воронцы). Между печкой и боковой стенкой настланы полати, вдоль стен тянуться лавки. В переднем углу расположен обеденный стол и божница. Напротив устья печи в «бабьем куту» прикреплен к стене стол-шкафчик, для приготовления еды и хранения посуды.

Примером дальнейшего развития крестьянской избы может послужить дом из Вологодской области построенный в 60-е г. XIX в.

Дом А.И. Соколовой в деревне Скребино. Чарозерский район. Вологодская область

Дом принадлежал семье крестьянина средняка, которая занималась земледелием и скотоводством. В доме значительно увеличена дворовая часть, где устроены хлева, омшаники и стойла для лошадей, коров и мелкого скота.

Сам дом относится к простейшему типу четырехстенных изб, но в отличии от дома в селе Ястреблево, в нем увеличено количество и размеры окон. Пространство у печи отгорожено дощатой перегородкой, в интерьере применена художественная обработка деталей внутренней обстановки.

Примыкающий к сеням двор расположен на одной линией с избой и находится под одной крышей. В нижней части двора находятся помещения для домашних животных, верхней части хранится зимний запас кормов для скота.

Подобный комплекс дома и двора позволял крестьянину вести хозяйственный работы в ненастную погоду не выходя на улицу.

Наиболее древней постройкой (1812 г.) в Новгородской области является дом П.И. Лепина в селении Сытинка Валдайского района.

Дом П.И Лепина в селе Сытинка. Валдайский район. Новгородская область

Сруб дома состоит из двух одинаковых по высоте частей: верхней избы и нижней - подзыбицы, в которой хранили хлеб, овощи, имущество. Каждое из помещений имело самостоятельный вход. Из избы двери вели в сени, соединенные внутренней лестницей с небольшим крыльцом. Из подзыбицы, вход был расположен прямо на улицу в центре главного фасада.

Деление дома на два этажа подчеркивалось небольшим навесом - прикроем. Это своеобразный элемент в новгородском жилом деревянном зодчестве. Прикрой прикрывал нижнею часть сруба от дождей, оставляя сухим помост перед входом в подзыбицу и дрова для растопки печи, здесь же ставили скамейку для отдыха хозяев. Прикрой состоял из дощатого навеса, опиравшегося на кронштейн или вертикальные стойки. Он мог опоясывать избу с трех сторон, только по фасаду или прикрывать участок от двери избы до подзыбицы.

Наиболее развитую форму прикрой получил при опоре на стойки, что позволяло увеличить вынос крыши, устроить галерею с парапетом и украсить опорные столбы резьбой, что обогащало композиционный облик построек.

Подобные галереи прослеживаются археологами в Новгороде в слоях XIII века.

Особенность изб Волдайского района является большое количество окон и размер оконных проемов. Высота окна доходила до 1,15 м при ширине 76-80 см, что значительно превышало размеры окон в других областях Росси. Это связано с близостью Новгорода, где стекло раньше всего вошло в употребление и потребность увеличения естественного освещения в связи с господствующей здесь пасмурной погодой.

Примером более сложной, трехчастной планировки избы может служить дом Н.И. Бибина в селении Село Каргопольского района Архангельской области. Здесь за сенями появляется дополнительное помещение - горница.

Дом Н.И. Бибина в селе Село. Каргапольский район. Архангельская область

Дом построенный в 1860 году, состоит из избы, сеней и горницы, поставленных на высокий подклет. Большой двухэтажный двор охватывает жилые помещения с двух сторон. Первый этаж используется для содержания скота, второй для хранения запасов сена, куда вел бревенчатый помост - «взвоз».

Примыкающая к сеням горница предназначалась для жилья в летнее время. Подклет имел самостоятельный вход, но не с улицы, как в Новгородской области, а из подсенья. Изба делилась на две половины массивными, соединенными между собой шкафами. В одной половине находилась русская печь, полавник (стол для приготовления еды) и был сосредоточен весь хозяйственный инвентарь - это была половина хозяйки. Во второй половине стоял стол для еды, лавки, кровать, это была чистая половина избы. Здесь ели, выполняли домашние работы: ткали, пряли, ремонтировали упряжь, принимали гостей.

Пятистенок

Развитие другого типа крестьянского жилища избы-пятистенка обуславливалось необходимость увеличения для крестьянской семьи количества жилых помещений. Часто в одном крестьянском дворе проживало от 10 до 20 человек, поэтому для расширения жилой площади к основному срубу избы присоединяли дополнительные помещения.

В наиболее благоприятном положении оказались черносошные крестьяне северных областей, избежавшие крепостного закабаления, обладавшие более крепким хозяйством и наличием лесоматериала. Именно поэтому Русский Север явился родиной наиболее развитых типов крестьянских домов и местом их широкого распространения.

Первые пятистенки датируемые второй половиной XVIII в. представлены на рисунке.

Развитее избы-пятистенка в северных селениях

1-дом. В селе Верховье Прионежского района Архангельской области. Жилой комплекс состоял из избы, двух горниц, сеней с чуланом и двора расположенных на одной оси под общей двухскатной кровлей.

Изба построена в 1765 г. в конструкцию сруба введены две поперечные стенки. Одна из них находится в центре постройки и служит опорой для пола и печи. Вторая значительно смещена в сторону и отделяет от жилого помещения - заулок, предназначенный для хранения и помола муки, заготовки пищи. Прием смещения печи из угла к средней части задней стены, характерный для Прионежья, способствует выделению заулка в хозяйственную комнату, освещенную самостоятельным окном.

2-дом. Из села Брусенец Тотемского района Вологодской области. Изба построена во второй половине XVIII в. и представляет собой уже завершенный в своем становлении новый тип крестьянского дома - пятистенок. Вместо одного помещения в передней части дома образовались два - изба и горница, изолированные друг от друга.

Свет в избу проникал через одно косящатое и два волоковых окна, горница освещалось одни косящатым окном на фасаде и двумя с боковой стороны.

Печь в отличии от Прионежских изб в домах бассейна Северной Двины, ставилась в угол, а между печью и дверью располагали голбец с лестницей в подполье.

Для конструктивной прочности значительно увеличившегося фронтона были ведены две поперечные бревенчатые стенки. Они образуют дополнительное помещение для жилья в летний период - «вышку». Появление вышки вызвало к жизни балконы с ограждением в виде фигурных балясин и резных колонн.

3-дом. Дом Деревцова в селе Кодима Верхнее-Тоемского района Архангельской области (1816 г.). Жилая часть избы состоит из двух помещений, расположенных по переднему фасаду: черной избы с горницей (теперь там поставлена русская печь) и зимней избы с окнами по боковому фасаду. Большой двухэтажный двор примыкает к избе сзади и находится под одной крышей с жилой частью.

Характерным типом окончательно сформировавшегося дома-двора с пятистенком может послужить дом А.В. Попова в селе Кузьминское Тарногского района Вологодской области и дом С.А. Уваева в селе Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области.

Дом-двор А.В. Попова в селе Кузьминское. Тарногский район.

Вологодская область

Дом был возведен на рубеже XVIII-XIX веков Кузьмой Панфиловичем Поповым.

Дом Попова представляет собой развитый жилой комплекс, состоящий из пятистенной избы, избы-зимовки, трех холодных клетей «на повите» (втором этаже двора) и светелки на чердаке.

Пятистенок С. А. Уваева в селении Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области отличается функциональной целесообразностью системы планировки, цельность композиционного замысла, богатством архитектурных форм.

В основе планировки дома лежит традиционная схема расположения жилых и хозяйственных срубов. Впереди - изба, затем подсобные помещения (клети, чуланы) и скотный двор. Все постройки связаны между собой сенями, переходами, лестницами и находятся друг за другом на одной продольной оси и укрыты общей двухскатной кровлей. Из внутреннего убранства можно отметить отделение части избы напротив устья печи.

Дом Уваева имеет богатый резной декор, как внутри дома, так и снаружи. Строил и украшал дом мастер Емельян Степанов со своей артелью.

Дом-двор С. А. Уваева в селе Мытищи. Юрьевецкий район. Ивановская область

Расположение пятистенка длиной стороной на улицу когда три стенки выходят на фасад дома характерно для районов Севера и Верхнего Поволжья.

В Новгородской области пятистенные избы ставились к улице узкой стороной. Например дом П.П. Ковалева в селении Чистово Мстинского района Новгородской области.

Дом-двор П.П. Ковалева в селе Чистово. Мстинский район. Новгородская область

Двойня и шестистенок

Кроме четырех стенной и пятистенной избы в русском народном зодчестве получил широкое распространение третий тип крестьянского жилища - шестистенок. Конструктивную основу этой постройки составляет связь шести капитальных стен (две расположены параллельно улицы и четыре перпендикулярно). Особенность планировки шестистенка заключается в наличии трех изолированных помещений по передней линии застройки дома. Двор расположен позади дома, на одной продольной оси с жильем.

Шестистенная изба была преимущественно распространена в северных районах. Однако ее разновидности можно встретить в Новгородской, Костромской и Ярославских областях.

Путь развития шестистенка можно проследить при сопоставлении ряда построек. Прежде всего, это изба-двойня сложившаяся еще в древнерусском зодчестве.

Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общие сени и крышу В одном помещении располагалась изба, с тремя окнами по фасаду и двумя на боковой стороне. Печь в избе стояла у входной двери и была отодвинута от боковой стены. Здесь находился ручной жернов для помола муки и крупы, отсюда и название «жернов угол». Остальная планировка традиционна: вдоль стен лавки, над дверь полати, в красном углу иконы. Подобная планировка избы характерна для всех мезенских и пинежских построек. Вторе помещение холодная клеть - летняя горница.

Наличие двух смежных бревенчатых стен в избе-двойне плотники объясняли стремлением сделать жилище более долговечным. Они полагали, что одна бревенчатая стена, разделяющая теплое и холодное помещение, скорее загнивает, так как конденсирует в себе влагу, которая не может испариться из-за отсутствия движения воздуха в соседнем помещении. Две стены с промежутком между собой обеспечивали естественное проветривание. Не случайно между этими стенами со временем стали устраивать волоковое окошко, а впоследствии и косящатое. Увеличивающиеся расстояние между срубами позволяло создать дополнительное помещение в доме. Вначале это был холодный чулан, а затем теплая изолированная комната. Продольные бревна стен при этом удлинялись и конструктивно связывались между собой.

Со временем горница получила одинаковые размеры с избой и то же количество окон по главному фасаду. Главный фасад четко членился поперечными стенами по всей высоте на три части. Центральную ось подчеркивали балконы, дверные проемы, спаренные окна и высокие крыльца с длинными маршами лестниц. Так постепенно формировался новый тип крестьянского жилища - шестистенок.

Изба-двойня в северных селениях

Формирование из избы-двойни дома с заулком

Избы шестистенки в северных селениях

Шестистенная изба Севера при общей конструктивной системе имеет две основных разновидности. Первый тип шестистенка имеет три жилых помещения расположенных в передней части дома, сенями, идущими в поперечном направлении и отделяющими жилье от двора, и крыльцами, устроенными с боковой стороны. Во втором типе изба и горница расположены также, но между ними вместо заулка сделаны сени. Перемещение сеней на продольную ось здания существенно изменило его облик за счет устройства на фасаде парадного крыльца.

Перемещение главного входа и высокого крыльца с парадной лестницей с боковой стороны на уличный фасад здания значительно обогащало пластическую выразительность постройки, позволяло зодчему создать сильный объемно пространственный центр всей композиции дома.

Шестистенки с крыльцом на центральном фасаде

Дома с подобными планировками расположены в районах Северной Двины, Костромской области и в Коми АССР

Дом кошелем

Изба кошелем характеризует новый, отличный от других тип крестьянской застройки. «Кошел» («кошевник», «кошма») - термин, широк распространенный в народном быту. Этим словом обозначают и крупный плоты из бревен и дров, и длинные телеги, и широкие сани-розвальни, и вместительные корзины, и мешки. В крестьянском зодчестве он представляет жилые постройки с огромной площадью двора, превышающего габариты обычной избы в два-три раза и примыкающего к избе с боковой стороны.

Изба и двор составили единую и неразрывную плоскость переднего фасада. Один из скатов кровли делался длиннее другого, что делало ассиметричным композицию фасада. Жилая часть дома могла состоять из избы-клети, избы-двойни, избы пятистенка или шестистенка.

Дома кошелем встречаются в низовьях Печоры и Верхнем Прикамье, на побережье Белого моря, но наибольшее распространение дом кошелем получил на островах Онежского озера.

Дома Печеры и Прикамья имеют конструктивно монолитный сруб, покрытый равными скатами кровли, придающими симметрию всему объему. Жилые срубы имеют незначительные габариты и стоят на низких подклетах. Количество окон на главном фасаде колеблется от двух до трех. Дома не имеют балконов, обходных галерей, высоких крылец и богатых резных наличников.

Дом М.С. Чупровой в селе Усть-Цильма. Коми

Развитие дома кошелем в Печерских селениях

Тяжелые условия жизни Печерских крестьян, неурожаи, объясняют простоту и суровость местной крестьянской архитектуры.

На берегах Белого моря и Северной Двины наряду с земледелием, велась добыча соли, руды, смолы, ловля рыбы, развивалось судостроение, различные ремесла и промыслы. Поэтому местные жители могли себе позволить построить шикарные дома и богато их украсить.

Бурный экономический подъем Заонежья приходится на начало XVIII в. и связан с деятельность Петра I, который организовал здесь добычу руды и основал металлургические заводы.

Заонежские деревни, возникшие вокруг погостов, состояли из небольших групп построек. Многочисленные лагуны и проливы отделяли их друг от друга, а иногда от полей, лугов и лесов. Лодка в этих местах была единственным средством сообщения, на ней возили хлеб, сено, ловили рыбу, перевозили скот, ездили в церковь.

Большое количество изб этих деревень, несмотря на разнообразия внутренних планировок, и декоративного оформления относятся к домам кошелем.

Развитие дома кошелем в Заонежье

Жилые помещения заонежских домов не имеют перегородок, полатей и голбцев у печи, поэтому они кажутся необычайно большими и свободными.

Дома кошелем наиболее архаичный тип дома в Карелии, дома более позднего времени состоят из четырехстенной избы или пятистенка с расположением двора позади жилья, такая постройка называется дом-брусом.

Такая планировка жилья облегчала ремонт крыши и увеличивала высоту второго этажа хозяйственной части.

Двухэтажные здания

Двухэтажные избы не представляют собой самостоятельного типа жилых построек. В большинстве случаев в обоих этажах повторяется планировка одноэтажного крестьянского жилища.

Двухэтажные дома возводила в основном зажиточная часть крестьянства. Они требовали больше материала и были значительно дороже в строительстве и эксплуатации.

По свидетельству путешественников трех-четырех этажные постройки были в Москве в XVI-XVII вв., а жилые срубы дворца в Коломенском достигали шести этажей.

Среди жилого крестьянского двухэтажного жилья можно выделить узкие срубы-башни, которые являлись дополнительным жильем и ставились рядом с основным домом.

Дом А.И. Ореца в городе Печеры. Псковская область

Вторым типом является обычный крестьянский дом (четырехстенок, пятистенок, шестистенок), с двумя этажами.

Дом Н.А. Зуева в селе Опалиха. Чкаловский район. Нижегородская область

Обычно на первом этаже располагали избу с тяжелой глинобитной печью, а на втором этаже устраивали холодные горницы, иногда с белой печью или с легкой «голландского» типа.

Дом в селе Едома. Лешукунский район. Архангельская область

Дом М.И. Бурмагиной в селе Бредовицы. Виноградовский район. Архангельская область

На Русском Севере существовало два способа рубки домов: в первом случае дом строил сам хозяин при помощи родственников и соседей, это так называемее - «помочи». Или приглашали специальные плотничьи артели. Стоимость дома колебалась в зависимости от сложности от 30-500 руб.

Усадьбы

На севере преобладали усадьбы с закрытыми дворами - дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором. Первый этаж хозяйственного двора занимал скотный двор, второй этаж поветь - сеновал. Срубы конюшен не были связаны со вторым этажом, который опирался на специальные столбы, что позволяло своевременно менять загнившие срубы конюшен.

В зависимости от расположения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» - это дом с однорядной связью, покрытый двухскатной симметричной крышей. Дом и хозяйственная часть имеют одинаковую ширину и расположены по одной оси.

Дом - двор «брусом» Юрова из деревни Криуля. Вологодская область.

Разновидностью данной постройки является «брус с уширенным сараем», в данном случае хозяйственная часть шире жилой, в образовавшемся углу устраивают взвоз на поветь. Такие усадьбы были характерны для Каргопольского района.

Дом-двор с уширенным двором Попова из деревни Погост. Каргопольский район. Архангельская область

«Глаголь» - хозяйственная часть в таких домах расположена с боку и позади жилой, в плане напоминает букву «Г».

Дом-двор «глаголем» Царевой Е.И. из деревни Пырищи. Новгородская область

«Кошель»- в этом случае жилая часть и двор стоят рядом и покрыты общей ассиметричной двухскатной крышей. Один скат крыши над жилой частью более крутой, над хозяйственной более пологий. В плане кошель образует почти правильный квадрат. Название «кошель» пошло от большого берестяного короба (дом Ошевнева).

Дом - двор «кошелем» Ошевнева из деревни Ошевнева. Карелия

«Т - образная связь» - представляет собой жилой дом, состоящий из двух срубов соединенных сенями. Длинной стороной дом выходит на улицу, а хозяйственный двор примыкает к противоположной стене к сеням. Такой дом имеет в плане букву «Т». Распространены были подобные дома в Каргополье.

Дом- двор с «Т»- образной связью Пухова из деревни Большые Халуи. Каргопольский район.

Архангельская область

«Двухрядная связь» - дом и двор в этом случае стоят параллельно друг другу.

Дом-двор двухрядная связь Кириллова из деревни Киселево. Каргопольский район. Архангельская область

К дому-двору сбоку иногда пристраивался невысокий сруб «зимней» или «скотной» избы. Здесь готовили еду для скотины и держали ее в сильные холода.

Дом с зимней избой Болотовой из деревни Королевская. Вологодская область

Кроме дома-двора в крестьянскую усадьбу входили амбары для хранения зерна и одежды (обычно от 1 до 3-х) и ледник для хранения различных продуктов питания. Амбары ставили «на глазах» перед домом или за деревней где они создавали «амбарные городки». Кроме амбаров в состав усадеб входили гумно, овин, баня, располагались они в стороне от жилья. В коллективном пользовании крестьян были мельницы, кузницы, общественные амбары - магазеи. Границы между усадьбами не выделялись, обычно обносили изгородью все поселения для защиты от скота.

Эпилог

Крестьянский деревянный дом как бы всем своим видом указывает, что человек, вмешиваясь в природу, вносит нечто новое, не похожее на природную первозданность и вместе с тем не порывает с ней окончательно.

Русская деревня своей рукотворностью резко контрастирует с нерукотворным ландшафтом, но в тоже время неотделима от него.

В доме построенном в соответствии с вековыми традициями, эргономика и эстетика не противостоят друг другу, а естественно сочетаются.

Наши предки всегда увязывали свой дом с окружающей средой, отсюда и кажется, что изба будто бы выросла из земли, так хорошо она вписывается во всеобщий ансамбль, который никто не планировал, просто каждый строитель с уважением относился ко всему созданному до него, это необходимое условие культуры строительства, от которого нельзя отступать.

Строители призвав свой собственный опыт и опыт многих предыдущих поколений, всегда стремились к тому, чтобы людям было удобно жить в построенном ими доме. Учитывалось все. Например, большое значение предавалось тому, как будет падать свет из окна, когда женщины сядут ткать и прясть. В зависимости от этого были избы - «пряхи» и избы - «непряхи».

Красивой считалась та изба, где планировка и обстановка давали возможность удобно работать и отдыхать.

Все предметы домашнего обихода являются всего лишь фоном для раскрытия самого человека. Взять хоть гладкие поверхности бревенчатых стен: теплая, светлая текстура сосновых бревен, красивый, но нейтральный фон который не поглощает человека, а выделяет его.

Человек оживляет собой постройку, вносит в нее смысл и содержание он ее душа.

Сейчас старые традиционные формы уходят или даже ушли в безвозвратное прошлое, но не стоит полностью отрекаться от традиций которые проверенны вековой народной мудростью (опытом). Однако «традиция это процесс, она должна все время находится в развитии в условиях постоянно меняющейся жизни». Не стоит держаться за старину там где она окончательно изжила, но нужно все же прислушиваться к ее отголоскам.

«Любое соприкосновение с традиционным народным искусством учит вкусу и такту-мере и соразмерности, гармонии в жизни и обществе». (В.Г. Смолицкий).

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX- начало XX века). - Архангельск: Правда Севера, 2005.- 312 с.: 290 ил.