Виды графики. Виды графики Что такое графика презентация

1 слайд

Виды графики Учитель ИЗО МОУ лицей №5 города Зарайск Московской областии Ильина Т. Е.

2 слайд

Цели урока 1. Знакомство учащихся с понятием графика, рисунок. 2. Знакомство с видами печатной графикой: ксилография, линогравюра, офорт и литография. 3. Знакомство с работами великими художниками, работающих в различных техниках графики. 4. Воспитывать любовь к искусству.

3 слайд

Что же такое графика? Слово «графика» происходит от греческого слова «графо» - «пишу, черчу, рисую», и поэтому графику первоначально рассматривали как рисунок, выполненный одной линией с помощью одной краски. Постепенно к графике отнесли и многоцветные произведения, но обязательно созданные на бумаге, - литографии, цветные гравюры, рисунки цветными карандашами и цветными мелками (пастель) и, наконец, акварель - живопись водяными красками.

4 слайд

5 слайд

Рисунок До 18 века рисунок в черно-белом варианте рассматривали лишь как подсобный материал для создания картин, фресок, гобеленов, мозаик, гравюр. Потом в европейском искусстве стал приобретать самостоятельное художественное значение.

6 слайд

Печатная графика Печатная графика, или гравюра, более сложный вид графики по сравнению с рисунком. Она позволяет печатать рисунок в нескольких экземплярах. Художник-гравер наносит рельефный рисунок ножом, штихелем или иглой на деревянную или металлическую доску, на камень или линолеум и затем получает с них на бумаге печатный оттиск (зеркальное изображение этого рисунка). Сами оттиски также называют гравюрами или эстампами

7 слайд

8 слайд

Ксилография Гравюра на дереве - ксилография (от греческого слова «дерево») - самый старинный способ гравирования. В Западной Европе ксилография зародилась в XV в., а в России она стала распространяться в XVI в. в связи с развитием книгопечатания. Техника ее изготовления не очень сложна: на деревянную доску наносят рисунок карандашом. Затем каждую линию обрезают с двух сторон острыми ножами. Затем на доску тампоном или валиком наносят краску и, прикрыв бумагой, придавливают прессом. На бумаге получается оттиск. С одной деревянной доски можно получить много оттисков.

9 слайд

Одной из первых начала гравировать на дереве художница А.П. Остроумова-Лебедева. Очень тонко и поэтично она изображала улицы и площади Петербурга, его мосты, как бы повисшие над Невой, его здания.

10 слайд

Художник В.А. Фаворский также предпочитал работать в технике «ксилографии». Зимняя ночь. Лунный свет освещает деревенскую улицу, избушку и сугробы. Все давно спят в деревне. Не спит только маленький, испуганно озирающийся зайчишка, прискакавший сюда из леса, да собака, которая бежит за ним, прыгая по сугробам.

11 слайд

Линогравюра Линогравюра – гравюра на линолеуме, с помощью него можно делать гравюры очень большого размера. Гравюра на линолеуме появляется так же, как и на дереве: штихелем вынимаются те места, которые на оттиске должны быть белыми, а черный цвет - это нетронутый линолеум. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят типографскую краску, затем кладут лист бумаги и прессом прижимают его к гравировальной доске.

12 слайд

Линогравюра И. Голицына «На балконе» как бы наполнена сиянием недавно выпавшего снега и прозрачным воздухом. От нее веет особой тишиной морозного зимнего дня. Это впечатление усиливают неподвижные деревья, покрытые инеем.

13 слайд

Литография В самом конце XVIII в., появился новый вид гравюры - литография (от греческого слова - «камень»). На специально отшлифованном камне известковой породы художник рисует жирным карандашом. Затем камень протравливают раствором азотной кислоты. Места, покрытые карандашом, содержащими жир, не воспринимают кислоты. Она воздействует только на непокрытую карандашом поверхность, Поэтому при печатании жирная литографская краска пристает только к тем местам, на которые ранее был нанесен рисунок. Никаких углублений или выпуклостей на поверхности камня не получается.

14 слайд

15 слайд

E. Чарушин. Иллюстрация к рассказам о животных В. Горяев. Иллюстрация к поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.


ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости Станковая графика Станковая графика Рисунок (набросок, зарисовка)Рисунок (набросок, зарисовка) Печатная графика Ксилография Гравюра на металле Офорт Литография Линогравюра Гравюра на картоне Монотипия Граттаж Плакат Политический Спортивный Экологический Рекламный Сатирический Просветительский Театрально-зрелищный Книжная Графика Миниатюра Обложка Титул Иллюстрация Инициал, буквица Лубочная картинка По назначению различается: Газетно-журнальная графика Прикладная графика Открытки Календари Конверты к пластинкам Этикетки и т.п. Современные виды графики: Графический дизайн Компьютерная графика


Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. Другие материалы для рисунка: тушь, уголь, пастель, сангина, соус, акварель и т.д.


КАРАНДАШ (от тюрк. кара - черный и таш, даш - камень) - стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски, обычно в деревянной или металлической оправе, предназначенный для письма, рисования, черчения, один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства. По материалу, из которого сделан стержень карандаша, различают: -металлические (свинцовые, серебряные) - были распространены в XIII в. Небольшие кусочки свинцовой, серебряной или даже золотой проволоки вставлялись в металлическую оправу, напоминавшую сегодняшний рейсфедер, но такие карандаши оставляли на бумаге слабый след; -итальянские карандаши появились в конце XIV - начале XV вв. Первоначально рисовали минералом, который получил название «черный мел», а позже карандаши изготовлялись из ламповой сажи с примесью белой глины, в настоящее время - из порошка жженой кости с растительным клеем. Разновидность этого карандаша - ретушь. Он дает глубокий черный матовый тон и напоминает уголь; -графитные - изобретены французским химиком Конте, который в XVIII в. с помощью примеси глины и обжига придал графиту необходимую твердость; карандаш серебристо-серого тона; -цветные карандаши имеют стержень из растертых красителей, соединенных с клеящими веществами и другими компонентами, придающими необходимые качества грифелю. Цветные карандаши, так же как и краски, можно смешивать для получения новых цветов и оттенков. Они возникают на основе механического и пространственно-оптического смешения цветов. Некоторые виды карандашей формуются в виде палочек и остаются без оправы (уголь, сангина, пастель и др.).




Сангина в переводе с латинского языка (sanguis - кровь) означает «красный мел». Это традиционный графический материал для рисования, который используется художниками с конца XV века. Сангиной любили работать такие известные мастера эпохи Возрождения как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Широкое распространение этот материал получил в XVII-XVIII веках для выполнения портретов и рисунков с натуры. Его с удовольствием использовали П. Рубенс, А.Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден.








В греческом и латинском языках слово сепия (sepia) означает каракатица. В изобразительном искусстве серией обозначают графическую технику, построенную на оттенках коричневого цвета, и устойчивую большой интенсивности цвета краску теплого коричневого оттенка, которую получают из чернильного мешка моллюсков-каракатиц и кальмаров, добываемых в Средиземном море, проливе Ла –Манш или привозимых из Шри- Ланка. Натуральная сепия имеет прозрачный цвет, применяется в жидком виде, подобно акварели.
















ТУШЬ (нем. Tusche) -черная краска (жидкая или в виде твердых плиток - т. н. сухая тушь), не теряющая со временем своего тона. Свойства туши: быстро высыхает, не смывается, хорошо пристает к бумаге. Способы изготовления: 1) из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол (в древности), 2) из газовой копоти, сажи, получаемой при сжигании нефти и ее продуктов (в 20 в.) Используется: -для написания шрифтов в оформительских работах, -для черчения -для рисования (пером и кистью) с применением штриховки, заливки, отмывки. Для получения разнообразных оттенков - от интенсивного черного до серебристо-серого цвета – тушь разбавляют водой и рисуют кистью.










УГОЛЬ - художественный материал для рисования из обожженной липы, ивы и других пород деревьев. В 19 в. получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка с добавлением растительного клея. Свойства угля: -бархатистость штриха, -возможность сочетать линию с пятном, -возможность создавать тональные эффекты.







ФЛОМАСТЕР (англ. flowmaster) – инструмент в виде ручки для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т.п. Пишущим узлом фломастера является волокнистый стержень из фетра, лавсана или другого пористого материала, вставленный в пластмассовый корпус. Стержень пропитывается специальными красителями (спиртовыми чернилами) разнообразных цветовых оттенков. Фломастеры бывают разнообразной формы, толщины и назначения. -Тонкие фломастеры предназначены для письма и рисования на небольших листах, -Толстые фломастеры (маркеры) хороши для оформительских работ, заполнения больших плоскостей. Яркие краски фломастера незаменимы при выполнении набросков, зарисовок, тематических композиций и в декоративном рисовании. Свойства фломастера: -оставляет сочный штрих, красочное пятно, -на ровной, гладкой бумаге легко скользит и оставляет плавную, льющуюся, изящную линию разной толщины и фактуры. -нельзя легко стереть, поэтому фломастер требует твердой, уверенной руки.
ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, итал. pastello, уменьшительное от pasta – тесто) - живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из растертых в порошок пигментов с добавлением камедей, молока, иногда мела, гипса и пр. Художественные свойства пастели: - особая чистота и мягкость красок, - свежесть нежной, бархатистой поверхности произведения. Работа штрихом, а не мазком сближает технику пастели с графикой.
35 АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, итал. acquerello, лат. aqua - вода) – Краски, обычно на растительном клее с примесью меда, сахара и глицерина, разводимые в воде и легко смываемые ею Живопись акварельными красками Основные качества живописи акварелью прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги) чистота и яркость цвета мягкость тональных и цветовых переходов можно писать быстро, передать кратковременные явления природы прочно держится на бумаге и не требует фиксирования Техника акварели была известна еще в Древнем Египте и Китае, ее применяли средневековые миниатюристы. В 15–17 вв. акварель не имела самостоятельного значения, а служила для раскрашивания гравюр, чертежей, географических карт, эскизов картин и фресок Со 2-й половины 18 в. акварель стала широко применяться, прежде всего, в пейзажной живописи, поскольку быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Акварель занимает промежуточное положение между графикой и живописью

Графика (oт греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Отражая действительность в зрительных наглядных образах, графика воссоздаёт видимые формы в условном пространстве. А.Матис. Абрис лица. Для неё характерно преобладание линий и штрихов, применение контрастов белого и черного и меньшее, чем в живописи, использование цвета.






Рисунок - средство познания и изучения действительности. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению. Л. Бондаренко. Вазочка. И. Репин. Пророк (иллюстрация). Сказки. Заставка для книги. ДХШ.


Набросок – это рисунок сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную мысль, увиденную в натуре. Он является прообразом будущей работы. В. Суриков. Юродивый, сидящий на земле. Набросок для картины Боярыня Морозова. В. Суриков. Группа фигур справа. Набросок для картины Боярыня Морозова.








Гравюра (от фр. graver вырезать). Один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений на бумаге с печатной формы – доски из дерева, металла, линолеума и т. д.. И. ГОЛИЦЫН. В. А. Фаворский за работой. Линогравюра г.












Оттиск художественного произведения, выполненного на металле, покрытом специальным лаком. Изображение получается путем процарапывания лака и травления кислотой. Техника офорта позволяет достичь большой легкости и свободы штриха в рисунке. Б. Французов. Береза на ветру г.








Книжную, В. Фаворский. "Слово о полку Игореве". "Затмение". В. Фаворский. А.С. Пушкин лицеист. Экслибрис. Б. Зворыкин. Сказка о Золотой рыбке.


И плакат. И.Тоидзе. Родина-мать зовет! Плакат. Ягоды. Плакат. А вы гладите только вещи?



Разновидности графических материалов. Технические приемы рисунка сложились в эпоху Возрождения. Уже тогда рисовали свинцовыми, серебряными и другими металлическими грифелями, итальянским карандашом, графитом, сангиной, углем, мелом, пастелью, а также жидкими материалами бистром, тушью, разноцветными чернилами, акварелью, белилами. Рисунки создавали с помощью птичьих и тростниковых перьев, кистей на белой и тонированной бумаге.