Жесткость карандашей. Как выбрать карандаши

В мастерских прошлых веков, где создавались гениальные произведения искусства, не было роскошных излишеств среди материалов для рисования. Простой черный уголь мог сотворить настоящий шедевр. Для вдохновения всего лишь нужна была натура в образе человека или же обычный предмет интерьера. Но прогресс, несомненно, не стоит на месте, и он оказал колоссальное влияние на художественную сферу. В первую очередь подверглись изменениям профессиональные карандаши для рисования. На прилавках магазинов их настолько много, что просто разбегаются глаза при выборе. Поэтому попытаемся подробно рассмотреть, какие бывают виды карандашей и для каких целей они предназначены.

Черным по белому

Это первый материал, который широко использовался среди великих художников прошлых столетий. Он хорошо подходит для тонировки определенных участков холста, а также им очень удобно прорисовывать силуэты человека.

На сегодняшний день его широко примененяют. Таким средством для рисования художники передают свои чувства на полотно, тем самым не особо заостряя внимание на красочности произведения.

Изготавливают такой уголь преимущественно из или ивы. Относительно недавно на рынке появился свинцовый карандаш. В широких кругах его называют графитным.

Такой инструмент подходит для тщательной проработки образа на полотне. Заострять его лучше или шкуркой.

Графитный уголь и карандаш Конте

Черный карандаш для рисования - это основа для написания шедевра. Ведь набросок, сделанный таким инструментом, является "каркасом" для будущего творения.

Графитный уголь и карандаш Конте - очень важные инструменты для художественного процесса, так как каждый приносит свой неповторимый след и оттенок на бумагу.

В работе с рисунком всё же стоит использовать разные материалы, например, комбинируя воск с графитом или с прессованным углем. Расширение этого арсенала позволит выразить различные аспекты произведения всевозможными техниками. Карнадаш Конте или графитный уголь хорошо подойдут для набросков пейзажей, уличных парков, натюрмортов, кинотеатров и так далее.

Откройте многообразие черных оттенков, и тогда ваш рисунок значительно преобразится.

Красочное изобилие

Для того чтобы творение заиграло новыми "эмоциями", вам потребуются для рисования. Профессиональные и качественные, они помогут осуществить самые смелые эксперименты на полотне.

В большинстве случаев такие карандаши продаются в наборах, но по необходимости их можно приобрести отдельно. Они имеют множество оттенков, однако по твердости значительно уступают графитным. Но всё же мягкость грифеля в таком инструменте может быть весьма разной.

Очень часто путают понятия "мел", "пастель " и "мелок". Первый материал из этого списка изготавливают преимущественно из естественных компонентов: окиси железа, гипса или каменного угля. Второй инструмент состоит из пастообразных смесей на основе камеди или смолы. Пастель оставляет после себя расплывчатый след, который слегка напоминает мел, но обладает более широким гаммы. После завершения работы убирайте такой материал в коробку, поскольку он мягкий и ломается очень легко.

Восковое чудо

Профессиональные карандаши для рисования такого типа подходят для выполнения работ различного характера и в разных техниках. В их состав входит натуральный или синтетический воск с цветными пигментами. Восковые карандаши практически не размываются, тем самым упрощают процесс рисования.

При работе с таким материалом стоит учесть, что у него очень мягкое основание, следы всё же остаются. Поэтому перед использованием обратите внимание на его заостренность. Если же кончик окажется туповат, то окуните инструмент в горячую воду и придайте ему нужную форму или используйте обычный кухонный ножичек для нарезки овощей.

Подойдут тем людям, которые стремятся сделать яркую, но в то же время спокойную картину, где четкость перетекает в плавные очертания.

Вопрос о белом

Любой набор для профессионального рисования не обходится без белого карандаша. Многие начинающие художники задаются вопросом о том, а зачем он вообще. Ведь его не увидишь на обычном светлом полотне или бумаге.

Но всё же белый карандаш имеет особенные функции в этом деле:

1. Таким инструментом можно осуществлять рисунки на цветной бумаге, выделять силуэты поверх угля или сепия.

2. Если творение получилось броским, то с помощью этого изделия можно приглушить основной цвет, снизив яркость на несколько тонов.

3. Также с помощью белого карандаша можно размыть преобладающий оттенок, получая при этом новый рисунок.

В основном материалы данного типа используются для графических изображений и прорисовываются на бумаге темного цвета.

Водянистые узоры

Профессиональные хорошие не только в плане того, что ими легко "управлять", но и в том, что исчезает потребность пользоваться красками данного типа.

Яркость цветов такого инструмента впечатляет, ничто с ними не может сравниться.
Количество оттенков в палитре весьма велико, их можно смешивать, но не стоит увлекаться, так как ожидаемого результата не получится, если перестараться.

При выборе карандашей данного типа стоит также учесть, что они не стираются ластиком, и если произвести такое вмешательство, то в результате окажется грязь. Здесь вам помогут кисточки и специальная бумага, которая предназначена для акварели.

Faber-Castell

Профессиональные карандаши для рисования не всегда попадаются хорошего качества, здесь нужно знать, что выбирать. Материалы от немецкой фирмы Faber-Castell находятся в приоритете у большинства художников, которые долгие годы занимаются искусством.

Эта кампания специализируется именно на канцелярии, но главным достоинством все же остаются карандаши. Они позаботились об предпочтениях каждого клиента и поэтому создали несколько видов таких материалов.

Первая группа получила название "Красная". Эта серия предназначена для детей от 3 до 12 лет. Такие карандаши уступают по качеству, они очень твердые и тусклые, но для тренировки подойдут в самый раз.

Вторая группа - "Синяя" - представляет собой материалы для тех, кто занимается рисованием в качестве хобби, но они также отлично подойдут для профессионалов. В этой категории доступны как цветные карандаши, так и акварельные.

Третья, завершающая группа - "Зеленая". Продукция данного плана создана для настоящих профессионалов.

Здесь учтены все нюансы, присутствуют материалы разных типов, которые позволяют подчеркнуть особенность произведения. Также они устойчивый к свету, что несомненно является главным достоинством.

Преимущество цвета

Что же, рассмотрев все профессиональные карандаши для рисования, можно с уверенностью сказать, что всё зависит от вашей индивидуальности и желания творить необычное. В приоритете на сегодняшний день остается цветовой сегмент в произведении, но и черно-белые вариации никто не отменял.

Откройте свои тайные желания и эмоции и смело отправляйтесь за покупкой профессиональных карандашей. Ведь ничто так не успокоит, как процесс работы над рисунком, создаваемым своими руками.

Нашла несколько прекрасных советов от Bobby Chiu (один из ведущих преподавателей на Schoolism) о том, как сделать черно-белые рисунки более качественными, которыми и делюсь. Что-то из этого может показаться простым, но все советы реально работают. Монохромные рисунки - важная часть обучения рисованию, они развивают понимание тона, объема и многое другое, а рисовать их при этом немного проще. Советы ниже относятся к рисованию карандашами, ручками и маркерами.

Убирайте избыток чернил на отдельном листе.
Шариковые ручки - прекрасный материал, ими можно создавать красивые тонкие контрастные штрихи.
Но когда рисуешь ручкой, всегда в процессе работы на стержне появляются излишки пасты, которые нужно снимать. Я много раз видела, как художники делают это на полях своей работы, но лучше использовать для этого отдельный лист. нужно прижать кончик стержня к бумаге и немного покрутить им. Так линии ручки будут четкими, тонкими и не будет клякс на работе.

Используйте разные оттенки серого.
Этот совет отлично работает с маркерами - обычно там широкая линейка оттенков холодных и теплых серых цветов. Пользуясь не одним маркером, а несколькими, можно добавить рисунку глубины и выглядеть он будет интереснее.

Рисуйте эскиз для маркерного рисунка простым карандашом.
Прежде чем делать работу маркером, набросайте эскиз простым карандашом. Прелесть метода в том, что после высыхания маркеров по утверждению Бобби рисунок карандашом можно легко стереть не повреждая при этом маркерный рисунок.

Не выбрасывайте подсохшие маркеры.
Многие стремятся заправить маркер при первых признаках подсыхания, но полузасохшие маркеры и фломастеры - вполне самостоятельный инструмент для создания потрясающих текстур. Попробуйте рисовать ими неглубокие тени или неровные поверхности на рисунке.

Используйте все возможности карандаша.
Рисование карандашом уникально, как почерк. Используйте самые разные штрихи и нажим, чтобы подчеркнуть форму и добиться текстурности. От себя добавлю, что очень полезно сделать себе лист с «библиотекой текстур», где собирать штрихи разной формы и направления, и поглядывать на него в процессе рисования, чтобы не зацикливаться на обычных штрихах.

Помните про свет.
Во время рисования карандашом очень легко перетемнить светлые места, а вернуть светлый тон бывает очень сложно, поэтому не спешите сделать рисунок контрастным. Если вы чувствуете, что перетемняете картинку - отложите на некоторое время рисунок, чтобы понять где нужно остановиться, а где можно еще поработать.

Используйте несколько карандашей.
Никто не запрещает рисовать одним карандашом, но как правило добиться красивых штрихов, четкого рисунка, и глубоких теней можно лишь используя карандаши разной мягкости. Порядок работы - от самых твердых к самым мягким. Удобно набросать эскиз и первые тени карандашом H и постепенно двигаться по линейке мягкости с утемнением картинки (я обычно останавливаюсь на 6B или 8B).

Защищайте свою работу.
Такой простой совет и почему-то многие им пренебрегают. Подкладывайте чистый лист бумаги под рабочую ладонь, чтобы не смазывать рисунок. Лайфхак: лучше использовать матовую кальку - так видно всю работу целиком.

Рисуйте экизы или тамбнейлы перед началом работы.
Тоже простой совет и тоже ему часто не следуют. Тамбнейлы (thumbnails) - это такие маленькие почеркушки с расположением и композицией будущего рисунка. Это обязательный этап перед крупными работами, но и в мелких рисунках он тоже помогает. Эскиз может быть очень примерным, но даже он серьезно упростит жизнь.

Вот такие простые советы от хорошего практика позволят сделать ваш рисунок аккуратнее и приучат к хорошим привычкам. А что вам помогает при рисовании карандашом, ручками или маркерами?

В спомните свои детские наборы цветных карандашей. Каждый из нас, впервые открыв коробочку и перебрав новенькие, остро пахнущие деревом разноцветные карандашики, задумывался: а зачем белый?

А потом были эксперименты, попытки применить этот цвет в своих детских рисунках. Какой был тогда результат? Чаще всего слабенький. Поэтому следовал закономерный вывод: белый карандаш — самый бесполезный. Но сейчас, когда вы учитесь рисовать профессионально, мы откроем вам тайну: как пользоваться белым карандашом для рисования .

Области применения

Сначала давайте определимся, что именно позволяет нам добиться в рисунке белый цвет:

  • Прорисовать самые светлые места.
  • Смягчить и осветлить основные цвета, уменьшить их насыщенность.
  • Сделать плавный цветовой переход, растушевав границы между цветами.
  • Придать объём предметам при помощи бликов.


Монохромные рисунки белым карандашом

Особняком стоит применение белого в создании монохромных рисунков. Чаще всего их делают на чёрной бумаге. А в качестве самостоятельного цвета используют только белый мягкий карандаш.

В результате получаются эффектные изображения животных и портреты людей. При умелом использовании художник может создать на чёрном фоне полутона в пределах основного цвета. Не чудо ли? Всего один цвет может натуралистично передать особенности натуры — изгибы, объемы, структуру волос, кожи и т.д.

Ещё один подходящий материал рисунков — крафтовая бумага. Её цвет и поверхность помогают создавать необычные натюрморты. Эта бумага отлично подходит для изображения фигур людей и пейзажных набросков. На крафт-бумаге можно использовать как один, так и несколько карандашных оттенков.

Рисунки художников белым карандашом

Чтобы наглядно понять, как правильно применять белый в рисовании, обратите внимание на работы художников. Особенно явно его применение видно на портретах. Кей Бойс в своих картинах ярко показывает направление света. Здесь белый цвет передаёт элементы светотени, создаёт объём и оживляет изображение.

Другой художник, Кристофер Лукашевич, в своих портретах использует цвет в двух основных ипостасях: передаёт светлый оттенок одежды и делает выразительные блики на лице моделей (на глазах, губах, коже). Всё это создаёт фотографический эффект в рисунке.

Пейзажи также не обходятся без этого карандаша. При изображении природы он помогает отобразить свет, выделить в карандашном рисунке наиболее светлые места на предметах, а также прекрасно справляется с бликами на воде и объёмом облаков, передаёт фактурность снега и дождя.

В карандашных натюрмортах светлый цвет тоже играет большую роль. Взгляните только, как Юрий Кушевский буквально вдохнул жизнь в луковицу в своём рисунке. Всего лишь один блик, а мы не только видим, но даже чувствуем сочность, объём, одушевлённость этого предмета.



И посмотрите, как пронзительно применяет этот оттенок в своей работе художница Года Лайма. Она изобразила четыре пары обуви. Ничего особенного. Но как белый цвет выделил женские туфельки! Он придал им исключительность, характер и даже дал нам некоторое представление о хозяйке этой обуви. Таким образом, один цвет в таком простом натюрморте создал целую историю.

Теперь вы знаете, зачем белый карандаш для рисования. Остаётся применить полученные знания на практике. Рассмотрите внимательно картины профессиональных художников, отыщите на них все варианты использования белого и попробуйте создать свой шедевр. Если не получится, приходите к нам. Мы поможем вам воплотить все ваши художественные мечты!



В основе карандаша – стержень на основе графита и различных связующих добавок. Именно графит оказался самым удобным и недорогим материалом для письма и рисования. Частички графита цепляются за неровности бумаги, дерева, картона, и создают линии разной интенсивности и оттенков серого. Простыми карандашами пользуются дети в школах, чертежники, мастера на производствах, профессиональные художники – для эскизов, зарисовок, набросков и создания полномасштабных полотен.

Типы чернографитных карандашей

Современные чернографитные карандаши различаются по форме, материалу корпуса, твердости графитного стержня и яркости.
Форма корпуса простого карандаша служит, прежде всего, для удобства удерживания и рисования, а также для защиты грифеля от повреждений. Карандаши бывают: треугольные (трехгранные, triangular) – именно такими карандашами рекомендуют осваивать рисование детям, треугольное сечение формирует правильный пальцевый захват
шестиугольные (гексагональные, hexagonal) – самое популярное стандартное сечение карандашей
круглые (round), а также иногда встречающиеся овальные
прочие – квадратные, прямоугольные и другие формы корпуса (как правило, такие карандаши выпускаются для сувенирных целей, и использовать их для постоянного рисования неудобно)

В большинстве случаев корпус простого карандаша твердый, но некоторые марки выпускают гибкие карандаши. Классический корпус карандаша делается из различных видов древесины, но ещё в прошлом веке производители начали выпускать более современные и экологичные карандаши в полых пластиковых корпусах (карандаши со сменными стержнями, например Koh-i-Noor), а также в корпусах из специальных видов вспененных пластмасс. Для профессиональных художников выпускаются безкорпусные стержни – палочки различной толщины, целиком состоящие из графитной массы или угля. Художник не побоится запачкать руки стержнем без корпуса, зато обрадуется более широким возможностям для творчества, которые даёт грифель большого диаметра. Наборы стержней угля и графита часто прилагаются к наборам для рисования красками.

Твердые и мягкие карандаши

Самое главное, на что обращают внимание профессиональные художники при выборе чернографитных карандашей – это степень твёрдости грифеля и яркость. Производители указывают эти важные показатели прямо на корпусе с помощью специальных обозначений. Т (твёрдый), ТМ (твёрдо-мягкий) и М (мягкий) – эти обозначения встречаются на простых карандашах российских марок. Принятые международные обозначения – это буквы H (hardness - твёрдость), B (blackness - степень мягкости/яркости), HB (твёрдо-мягкий). Цифрами обозначается степень яркости линии, которую дает карандаш. Обычно, чем мягче грифель простого карандаша, тем более тёмную, яркую и сочную линию он рисует.

Как пользоваться меловыми маркерами?

Карандаши, произведенные в США, имеют маркировки твердости-мягкости от #1 (самый мягкий) до #4 (самый твердый). Некоторые марки (например, Faber-Castell в серии карандашей Grip 2001) используют собственные маркировки – об этом обязательно есть указания на упаковках и сайтах производителей. Современные линейки чернографитных карандашей содержат стержни с различными характеристиками – сухие и твёрдые, водорастворимые (например, серии Graphitone и Sketching от Derwent), а также супермягкие карандаши с грифелем большого диаметра для скетчей, линии которых хорошо сочетаются с рисунками углем и пастелью.

Наборы чернографитных карандашей

Обычные простые карандаши продаются поштучно в любых канцелярских отделах. Часто для удобства к концу карандаша прикреплена небольшая стирательная резинка для корректировок. Овальные технические (строительные и столярные) карандаши для разметки Koh-i-Noor также продаются поштучно и имеют яркую окраску корпуса – чтобы карандаш не затерялся в мастерской. Простые карандаши для рисования и черчения, как правило, продаются в наборах, содержащих карандаши большинства типов твердости и яркости. Это наборы по 3-5 карандашей (базовая линейка твердый, твердо-мягкий и мягкий), и наборы по 6-12 карандашей (расширенная линейка всех типов твердости и яркости). В наборах часто присутствуют точилки и ластики – чтобы поиск инструментов не отвлекал художника от творческого процесса.

Таким образом, любой, кто так или иначе связан с рисованием и черчением, может без труда подобрать чернографитные карандаши под свои требования, а грамотный выбор инструмента поможет не только добиться отличных результатов, но и получить удовольствие от процесса создания работы.

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Что может быть проще карандаша? Этот простой инструмент, знакомый всем с детства, не такой уж и примитивный, как кажется на первый взгляд. Любой художник обязан уметь рисовать карандашом. И, что не менее важно, разбираться в них.

Структура статьи:

Графитовые («простые») карандаши изрядно отличаются друг от друга. Кстати, «карандаш» произошло от двух тюркских слов — «кара» и «даш» (черный камень).

Пишущий стержень карандаша вставлен в оправу из дерева или пластика и может быть изготовлен из графита, угля или других материалов. Самый распространенный вид - графитовые карандаши - различаются по степени жесткости.


Павел Чистяков, профессор Петербургской академии художеств XIX-начала XX века, советовал для начала отложить в сторону краски и тренироваться рисовать «карандашом по крайней мере год времени». Великий художник Илья Репин никогда не расставался с карандашами. Рисунок карандашом — это основа любой картины.

Глаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами — три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света.

Жесткость грифеля

Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается.

Обозначение жесткости

В России шкала твердости выглядит так:

  • М — мягкий;
  • Т — твердый;
  • ТМ — твердомягкий;


Европейская шкала
несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):

  • В — мягкий, от blackness (чернота);
  • H — твёрдый, от hardness (твёрдость);
  • F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость)
  • HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота);


В США
для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:

  • #1 — соответствует B — мягкий;
  • #2 — соответствует HB — твердо-мягкий;
  • #2½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым;
  • #3 — соответствует H — твердый;
  • #4 — соответствует 2H — очень твердый.

Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться.

В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).


Мягкие карандаши


Начинаются от B до 9B .

Самый часто используемый при создании рисунка карандаш — HB . Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B .

Твердые карандаши

Начинаются от H до 9H .

H — твердый карандаш, отсюда — тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах.

Линия, проведенная мягким карандашом, имеет немного рыхлый контур. Мягкий грифель позволит достоверно нарисовать представителей фауны — птиц, зайцев, кошек, собак.

Если необходимо выбрать между твердым или мягким карандашом, художники берут карандаш с мягким грифелем. Нарисованное таким карандашом изображение легко растушевать кусочком тонкой бумаги, пальцем или ластиком. При необходимости можно тонко очинить графитовый стержень мягкого карандаша и нарисовать тонкую линию похожую на линию от твердого карандаша.

На рисунке ниже более наглядно изображена штриховка разных карандашей:

Штриховка и рисование

Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси.

Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким.

Штриховать очень мягким карандашом неудобно, так как грифель быстро притупляется и теряется тонкость линии. Выход - либо очень часто точить острие, либо использовать более жесткий карандаш.

При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее.

Обратите внимание, что карандаш должен быть заточен не простой точилкой, а ножом. Грифель должен быть длиной в 5-7мм, что позволяет наклонять карандаш и добиваться нужного эффекта.

Графитовый грифель карандаша — хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию.

Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами

Для штриховки в самом начале следует использовать жесткий карандаш. Т.е. самые сухие линии получаются твердым карандашом.

Мягким карандашом прорисовывается готовый рисунок, для придания ему сочности и выразительности. Мягкий карандаш оставляет темные линии.

Чем сильнее наклоняете карандаш, тем шире будет его след. Однако с появлением карандашей с толстым грифелем эта надобность отпадает.

Если не знаете, как будет выглядеть итоговый рисунок, рекомендуется начинать с твердого карандаша. Твердым карандашом поступенно можно набрать нужный тон. В самом начале я сам допускал такую ошибку: брал слишком мягкий карандаш, отчего рисунок получался темным и непонятным.

Оправы карандашей

Конечно, классический вариант — это грифель в деревянной оправе. Но сейчас есть и пластиковые, лакированныеи даже бумажные оправы. грифель у таких карандашей толстый. С одной стороны, это хорошо, но с другой — такие карандаши легко сломать, если положить в карман или неудачно уронить.

Хотя для переноса карандашей есть специальные пеналы (например, у меня набор чернографитовых карандашей KOH-I-NOOR Progresso — хорошая, добротная упаковка, как пенал).

Видео: выбор карандашей