Что делает художник по сценическому свету. Новым курсом

День художника по свету отмечается 11 июля. Люди этой профессии незаменимы в театре - во многом именно от них зависит, как зрители будут воспринимать спектакль. Художественный руководитель Королевского театра юного зрителя Ярослав Ермаков рассказал «РИАМО в Королеве» о тонкостях работы художника по свету, об экспериментах со светотенью и использовании на сцене световых проекций.

- Ярослав Игоревич, расскажите о своем опыте работы художником по свету.

Раньше я занимался электроникой, мое первое образование - техническое. Долгое время работал на телевидении - сначала простым ассистентом, потом вторым режиссером. Провел огромное количество прямых эфиров. Это было связанно с тем, что я хорошо разбираюсь в технике, быстро все схватываю и могу ориентироваться на месте. Постоянно учился чему-то новому. Это мне очень помогало.

Изначально, когда Королевский ТЮЗ только создавался, это был театр-студия, и все вкладывали в общее дело то, что могли. Здесь были профессиональные осветители, я просто смотрел на их работу, запоминал, учился. Мне было это интересно, и я постепенно пришел к тому, что и сам стал заниматься светом.

Я считаю, что художник по свету - это соавтор режиссера. Он должен очень хорошо представлять концепцию спектакля, понимать ее и при помощи технических средств добиваться ее воплощения на сцене. Могу заметить, что достаточно много режиссеров пришло именно из художников по свету. Можно сказать, что это смесь профессий. Хорошо, если ты рисуешь, хорошо, если у тебя есть пространственное воображение. А самое главное - нужно любить театр и шоу, которое создаешь.

- Как вы работаете над постановкой света для спектакля?

Если я знаю пьесу, примерно понимаю идею режиссера и то, что он хочет получить на выходе, то включаюсь в работу сразу. Смотрю репетиции, представляю себе стилистику будущего спектакля. Как правило, ощущение приходит сразу. А первое ощущение всегда самое верное! Потом подбираю оборудование из имеющегося в театре.

Все делается в зависимости от глубины концепции и выделенных на постановку средств. Также все зависит от желания режиссера. Можно использовать безумное количество приборов, а можно сделать хороший спектакль с одной-единственной лампочкой - играть все вокруг нее. Так что организация света очень сильно зависит договоренности с режиссером, от его идей и задумок.

Например, раньше, когда пожарные разрешали, мы играли «Гамлета» при свечах. Проводили различные эксперименты с тенями.

- Часто ли оборудование выходит из строя? Что вы делаете в этом случае?

Оборудование ломается в зависимости от сложности системы. У нас может «вылетать» один прибор каждые три-четыре спектакля. В целом можно сказать, что постоянно не работает примерно 2% всего оборудования. В больших театрах есть дублирующие системы, которые повторяют даже световой пульт. У нас такого нет.

Когда поломка случается во время спектакля, главное - не впадать в панику. А это зависит от соответствующих качеств человека. Чтобы справиться с форс-мажором, нужно очень хорошо знать свою систему и исправлять все рефлекторно. Руки должны быть быстрее мысли. Спектакль при этом никогда не останавливается.

© предоставлено Ярославом Ермаковым

- Расскажите пару интересных историй из практики.

У нас полно интересных историй! Одна из них произошла, когда я работал на телевидении. У нас были заливочные приборы, лампы в которых иногда взрывались. И однажды во время новостей, когда ведущий был в эфире, взорвалась одна из ламп контрового света. Это была яркая вспышка, а сверху позади ведущего посыпались искры! Все впали в некий ступор. Но зрителям, я думаю, показалось, что так и должно быть, так как выглядело довольно красиво. Хотя это было очень опасно.

В театре тоже хватает историй. Часто на сцене используется локальный свет - подсвечиваются разные места, между которыми передвигается актер. Бывает, что артист не попадает в луч света. Например, не доходит до нужной отметки полшага, останавливается в темноте и играет дальше. При этом на его лице света вообще нет! И ты мысленно кричишь: «Шагни же еще чуть-чуть, вот световое пятно на сцене!» А быстро подвинуть прибор нет никакой возможности, так как все запрограммированно и сопряжено со значительными трудностями. Остается только схватится за голову и надеяться, что в следующей точке актер не ошибется.

- Вы когда-нибудь делали свет для городских праздников?

На городских праздниках работают приглашенные профессионалы со своей аппаратурой, рассчитанной на использование на улице и, как правило, уже собранной под какое-то конкретное шоу. Такое оборудование намного мощнее нашего. Иногда, конечно, мы своими силами делаем подсветку сцены для вечерних мероприятий. Однако это случается довольно редко.

© предоставлено Ярославом Ермаковым

- Что делают режиссеры по свету в межсезонье?

Мы занимаемся профилактикой оборудования. Все моется, чистится, ремонтируется. Сцена - это очень пыльное место. Фактически, каждый прибор - как пылесос!

Кроме того, художники по свету, как правило, работают без выходных и праздников. Так что у них очень большой отпуск, и использовать его можно только в межсезонье.

Наконец, многие подрабатывают - например, в Москве. Там работа практически не прекращается, всегда работают те или иные площадки. Художники по свету ездят на фестивали, а также трудятся над профессиональным совершенствованием, посещают семинары.

- Что ждет Королевский ТЮЗ в новом сезоне?

В новом сезоне у нас будет новый художник по свету, сейчас занимаемся его обучением. Так что, я думаю, он принесет в театр что-то новое, свое.

Еще планируем использовать больше световых проекций. Можно будет попробовать делать несколько проекций одновременно на разные плоскости. Проекция и анимация сейчас намного дешевле, чем изготовление реальных декораций. Однако, на мой взгляд, настоящие театральные декорации ничто не заменит.

© предоставлено королевским ТЮЗом

- Что вы хотите пожелать начинающим художникам по свету?

Новичкам могу сказать: не ждите, что кто-то придет и всему вас научит! Никакой институт, никакие курсы ничего не дадут, если нет стремления разобраться в каждой мелочи выбранной специальности. Надо смотреть больше спектаклей, фестивалей, концертов - и отечественных, и зарубежных. Читать специальные журналы, общаться с профессионалами на форумах.

Если вам повезло работать с опытным коллегой, то нужно ходить за ним, смотреть, запоминать, спрашивать. Стараться «влезть» в профессию, «влезть» в замысел. Послушать, как он говорит с режиссером, как работает над постановкой света. Надо заболеть своим делом, только тогда что-то получится. В свое время я так и научился всему, мне посчастливилось работать вместе с настоящим профессионалом, имевшим огромный театральный опыт. И когда наставник понимает, что тебе действительно интересно это дело, то начинает общаться с тобой на равных.

На сегодняшний день художник по свету - это одна из самых редких, интересных и востребованных профессий. Я призываю молодежь не гнаться за прибылью, а проявлять инициативу, творить и креативить!

Мне не нравится как называется то, чем я занимаюсь. «Художник по свету» - звучит слишком претенциозно. Такое вычурное название искажает восприятие профессии не только у самого «художника», но и у его работодателей. Ведь так красиво и приятно, когда тебя называют художником уже за то, что ты врубил мадженту во время фуршета.

Статус художника обманчиво повышает осознание своей профессиональной значимости.

Я понимаю, что название сложилось исторически, но современная шоу-индустрия отдалила определение художника от понимания сути его работы.

Дизайн - куда точнее описывает это занятие. Не знаю, как лучше адаптировать английское название профессии lighting designer. Дизайнер по свету звучит коряво. Светодизайнер? Пусть будет пока просто дизайнер.

Спор о разнице между искусством и дизайном еще не закончился, но мне отчетливо видна разница если переложить это на свет.

Художник

В моем представлении художник действует независимо. Он создает самостоятельное произведение, чтобы разделить свои чувства. Автор может выплеснуть эмоции и показать отражение внутреннего мира через художественное произведение. Он занимается искусством, чтобы разделить с миром свои переживания или заставить им вдохновляться.

Художник не ограничен никакими законами и свободен выбирать любые средства для достижения творческих целей. При этом он не обязан никому объяснять свое творчество и использованные приемы. Произведение вообще может быть никем не понято или иметь множество трактовок.


Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. (Yuri Kadobnov/Agence France-Presse - Getty Images)

Художниками по свету в этом случае являются те, кто создают уникальные световые произведения без актеров, декораций, музыки. Произведения, которые существуют самостоятельно и трактуются публикой на их усмотрение.

Напустил дымку пыщ-пыщ, мигает разноцветными диодами и мотает головами под музыку - художник по свету, угу.

Дизайнер

Дизайн - это решение конкретных задач. В отличии от искусства, дизайн не может существовать сам по себе. Это вспомогательная деятельность. Дизайн должен быть понятен, а дизайнер способен объяснить и обосновать использованные приемы. Дизайнер обязан ответить на вопросы зачем и почему. «Я художник, я так вижу» не прокатит.

Я дизайнер, потому что с помощью света и шоу-технологий решаю задачи. Моя задача - усилить эмоции от музыки, визуализировать аранжировки и тексты песен. Ну, как минимум сделать так, чтобы группу на сцене было видно.

Световое шоу, созданное для концерта не может жить без сцены, группы и музыки.

Может ли получиться хороший концерт или спектакль без хорошего света? Конечно да, но не наоборот. Хороший свет никогда не спасет унылого артиста. Это даже хуже, чем нерешенная задача. Такое шоу перетягивает одеяло на себя и отвлекает от главного - музыки.

Театральный дизайнер решает в первую очередь задачу освещения актеров и декораций. Он переводит творческие задачи режиссера, художник-постановщика на язык световой партитуры.

Задача светодизайнера на корпоративе исполнить пожелания режиссера мероприятия. Дать людям комфортно поесть и весело поплясать.

На ТВ дизайнер слушает задачи оператора-постановщика и режиссера. Одна из его задач, чтобы люди выглядели лучше чем в жизни:). «Рисунок» чтобы был, заполнение, контровой. Там это важно. Пример, который мне рассказал Л. Позднянский: оператор-постановщик переместил спот, освещающий Градского на шоу «Голос» ближе к нему. Так, угол стал острее, и тень от подбородка стала скрывать недостатки шеи наставника.

Мне очень нравится цитата Колина Райта про разницу между искусством и дизайном:

«Art is like masturbation. It is selfish and introverted and done for you and you alone. Design is like sex. There is someone else involved, their needs are just as important as your own, and if everything goes right, both parties are happy in the end».

Такой разный художник по свету

Отсутствие отдельных специальностей и высокомерие специалистов, работающих со светом, обесценило всех художников по свету.

Ну и у нас еще так:

Художник по свету Художник по свету
Оператор пульта Художник по свету
Техник Художник по свету
Менеджер ивент-агентства Художник по свету
Ведущий Художник по свету
Режиссер на корпоративе Художник по свету
Владелец проката Художник по свету
Технический директор Художник по свету
Стажер Художник по свету
Парень с санлайтом Художник по свету
Диджей Художник по свету
Чувак, которому на базе проката показали как патчить и записывать кью Художник по свету
Я Художник по свету Дизайнер

Название профессии художник по свету обесценено и не отражает сути моей работы. Я дизайнер.

    О коллегах как о покойниках: хорошо или никак. Критика не может обижать, потому что делает вас лучше.

    Артист не видит, доверяет или не разбирается. Зритель не понимает. Что тогда дает мне энергию этим заниматься? Прежде всего я сам. Во вторую очередь вы, дорогие коллеги.

Профессия осветителя появилась в шекспировскую эпоху. Специальные слуги следили за тем, чтобы свечи не коптили и не гасли по ходу спектакля. Системы для освещения театров начали разрабатывать в Италии ещё во времена эпохи Возрождения. Сегодня, для того чтобы стать художником по свету, надо не только быть на «ты» с электротехникой, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать физику, оптику, режиссуру и сценографию. Как видите, требований много, а потому художник по свету в нашей стране – редкий специалист.
Особенностями этой профессии делится Константин Герасимов – художник по свету и генеральный директор компании TDS , специализирующейся на комплексном техническом обеспечении мероприятий.

TDS Константин Герасимов за работой.


«Художник по свету – это удивительное сочетание одной из самых технических и в то же время творческих профессий. С помощью света мы передаем общую идею шоу, создаем атмосферу. Для каждого проекта мы разрабатываем уникальный дизайн, подбираем оборудование, способное решить конкретные задачи. И здесь важно не только знать законы освещения, современные приборы и технологии, но иметь неуёмную фантазию, чтобы снова и снова удивлять зрителя.

В нашем деле, так же как и в живописи, нельзя просто взять в руки кисть и сразу начать создавать шедевры. Этой профессии нужно учиться всю жизнь. Недостаточно просто освоить азы. Шоу-индустрия стремительно развивается, каждый день появляются новые технологии. Нужно четко понимать, какие из них сейчас в тренде, и искать то, что мировой зритель еще не видел. И здесь на помощь приходит симбиоз технологий, ведь любое шоу состоит из совокупности элементов - декораций, видеоряда, спецэффектов. Проработав много лет в шоу-индустрии, я понял, что секрет успешного шоу скрывается именно в комплексном подходе к созданию проекта. Совместная работа художника по свету с другими техническими специалистами позволяет создать тот самый эксклюзив и выводит шоу на принципиально новый уровень качества.
Эта идея легла в основу компании TDS, которая объединила профессионалов в области технического обеспечения мероприятий. Наша команда ведет проект на всех этапах его жизни – разрабатывает дизайн сцены и декораций, создает световые и видеоинсталляции и выполняет полный комплекс работ по техническому администрированию и сопровождению проекта.

Мы уверены, что качество любого проекта зависит от тщательности его подготовки, поэтому используем методы 3D-визуализации и предварительного программирования для проектирования и постановки шоу. Это позволяет еще до начала монтажа увидеть полную картину проекта и детально проработать его техническую составляющую.

Нажмите на фото, чтобы посмотреть следующий слайд.

Одна из проблем российского театра художником по свету и осветителем , считает главный художник по свету Мариинского театра Владимир Лукасевич.

То, что художник по свету - это не человек, знающий досконально только светотехнику , Владимиру Лукасевичу стало понятно через несколько лет после начала работы в театре. Поэтому он и его приятель Михаил Миклер, ныне главный художник по свету Малого оперного театра, пришли на постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в 1977 году и попросили учить их по программе, которую сами для себя и составили. К общим предметам, традиционным для художников–постановщиков, они добавили теорию цвета, электронику, физиологию зрения, психологию восприятия, которых раньше вовсе не было на этом факультете. Теперь этому и многому другому будут учить на новом курсе постановочного факультета в Театральной академии. На курсе «Художник по свету », созданном по инициативе Лукасевича и зав. кафедрой постановочного факультета В. М. Шеповалова.

Чужие ошибки

Художник по свету создает свою «роль света » в спектакле, которая в теории должна (как и все другие составляющие «роли») заставить зрителя и плакать, и смеяться, собственно чему и служит театр в целом. Как, в самом деле, вы заставите зрителя плакать, если не знаете, как нажать на его слезные железы, если вы не знакомы с психологией восприятия? Есть физиология зрения, например закон темновой адаптации. Как сделать перемену при «вырубке» на сцене, чтобы ее не заметил зритель? Возможно, просто погасить свет , но будет недостаточно, поскольку полной темноты в театре не бывает - ведь есть оркестровая яма, светильники аварийного выхода и пр. Может, правильнее в этом случае адаптировать зрение аудитории на какую–то повышенную яркость, чтобы продлить ощущение «темноты» у зрителя, до наступления темновой адаптации. Это вполне реальные инструменты... А если вы не хотите полной темноты, а хотите такое состояние, при котором зритель видит то, что необходимо по действию, но не то, что вам хотелось скрыть? Конечно, можно долго упражняться опытным путем, выискивая, до какой степени, на какую яркость и на какое время нужно адаптировать зрение зрителя, а можно просто знать, как работает кривая адаптации... Ну, а психология восприятия цвета - уходит далеко в историю, корни которой вы найдете и в тибетской философии, и буддистской культуре. Древний индийский театр, например. Когда в индийском театре опускался задник определенного цвета, скажем, зеленого, зритель сразу понимал, что речь идет о тоске. Это был и символ, и знак зрителю. Ну, и так далее. Такие вещи, конечно, необходимо знать и понимать изначально. Для чего и нужно фундаментальное образование - чтобы каждый раз не начинать с нуля, любимым нашим методом собственных проб и ошибок.

К сожалению, в России не было школы, где был бы собран в одном месте весь объем знаний, необходимый современному художнику по свету . Всегда была передача ремесла от мастера к ученику. Но мастера, такие как Климовский, Кутиков, Дягилев, Драпкин, Синячевский, Барков, Волков, Симонов, работавшие в пятидесятые–семидесятые, всегда говорили: «Смотри, как делаю я, - и учись». Естественно, поэтому они оставили мало учеников. И сегодня, наверное, было бы правильно сказать, что в большинстве своем все нынешние российские художники по свету - самоучки. Опираясь лишь на собственный опыт и интуицию, они снова и снова начинают с того же нуля, с которого начинало предыдущее поколение. В этом и состоит суть понятия «школа профессии» - она аккумулирует проделанный опыт.

На ежегодных семинарах для российских художников по свету Лукасевичу не раз приходилось слышать о практике работы в некоторых театрах, совершенно немыслимой в работе художника по свету : «А у нас в театре режиссер говорит: "Этот фонарь зафильтруйте красным! Этот - зеленым! Направьте сюда, я сказал! А этот - туда! Делайте, как я сказал..."».

Это то, что я бы назвал работой осветителя , - осветим там, где скажут.

Современный театр так работать не сможет. Подобного рода практика устарела лет сто назад, и это, конечно, рудименты театра XIX века. Но к удивлению, в достаточно большом количестве мест благополучно существует. Возможно, это связано с тем, что наши режиссеры и художники традиционно получают недостаточное образование в вопросах «сценографии» и света и как люди малообразованные убеждены, что «знают все». Проблема, конечно, двусторонняя. Недостаточное образование с обеих сторон порождает ситуации взаимного недоверия, когда постановщик не верит в творческий потенциал художника по свету , художник по свету - светит , куда скажут, тем самым изначально обедняя создаваемое произведение.

Никто, конечно, не спорит: режиссер–постановщик - создатель и генератор идеи и концепции спектакля в целом. Но не вопрос режиссера - какой фонарь куда направить. У режиссера другие задачи - заниматься актерами, мизансценой и так далее. Вопрос в том, что художник по свету работает с режиссером изначально, когда замысел еще формируется, до того, как спектакль начинают репетировать на сцене. К моменту выхода на сцену у художника должно быть готово все. Абсолютно все для репетиций, где проверяется и выверяется «роль света », в той же степени, как и любая актерская роль. Придумывать уже поздно. То есть он должен родить партитуру света , ложащуюся на концепцию спектакля, выношенную вместе с режиссером. Построить свое собственное произведение - создать светоцветовую гамму, гармонирующую не только с костюмами и декорациями, но и с характерами персонажей, и с музыкой, и всем остальным. Словом, он должен сделать собственную точную и эстетически выверенную работу, отработать партитуру освещения. В противном случае получаются полудоделанные спектакли - «произведения». По мнению Лукасевича, одна из проблем российского театра заключается в том, что у нас очень часто не различают: что такое художник по свету и что такое осветитель , который по просьбе постановщика осветит актера - «чтобы было видно», и декорации - «чтобы было красиво».

Стандарт образования

Толчком для начала работы по открытию в Театральной академии курса «Художник по свету » стало приглашение Владимира в Университет штата Коннектикут прочесть лекции по истории предмета в России. Американцам, кстати, занимающимся профессиональным обучением художников по свету с 1936 года, показался интересным российский опыт. А Владимир, в свою очередь, позавидовал тому, как у них устроено обучение. Ведь на драматическом факультете университета - четыре собственных, отлично оборудованных театра, в которых ставится по 6–8 полноценных спектаклей в год, силами всех студентов факультета. Таким образом, у художников по свету , так же, впрочем, как и у актеров с режиссерами, есть возможность - и это даже обязательно - поработать и осветителями , и монтировщиками, и ассистентами режиссера, то есть освоить театр со всех сторон. За курс они успевают выпустить самостоятельно как художники по свету по 5–7 спектаклей. Соответственно, заканчивая курс, они имеют уже приличный портфолио и могут представлять из себя что–то интересное для работодателей.

У Владимира Лукасевича в прошлом был опыт преподавания (12 лет) театральной светотехники на постановочном факультете ЛГИТМиК, и даже было выпущено несколько курсов по специальности «Художник–технолог» со специализацией «Художник по свету ». В конечном счете, стало понятно, что теоретически, без достойной технической базы, это, пожалуй, не имеет смысла.

Понимаете, получилась такая неправильная вещь. Все попытки сделать некий нормальный класс на факультете и в то же время при Мариинском театре не увенчались успехом. И выходило, что люди приходили к нам учиться, мы их учили, они заканчивали вуз, получали диплом «художник по свету » и были уверены, что написанное в дипломе соответствует истине. Но это было не так, или не совсем так. Как минимум, потому, что у них не было возможности освоить профессию на практике. И получалось, что мы говорили человеку, будто он рыжий, а он на самом деле был лысым. А обманывать все–таки нехорошо. Собственно из–за этого подготовка художников по свету была остановлена, а читать просто светотехнику было уже не очень интересно.

И еще. После преподавания в Америке меня мучила зависть: почему у них можно так учиться, а у нас нет? Ведь сегодня ситуация уже давно другая, и есть возможности получить определенную техническую базу, надо только работать над этим. И мы договорились с Театральной академией открыть соответствующий курс на постановочном факультете.

Именно по специальности «Художник по свету »?

Здесь зарыта другая, большая и в то же время смешная проблема. Основная идея заключалась в том, что с самого первого курса это должен быть курс художников по свету . Безо всяких там специализаций, потому что это все–таки разные вещи: специализация и профессия. Но тут мы натолкнулись на кое–что интересное. Оказалось, в перечне профессий, имеющихся в нашей стране, художник по свету есть, а в списке Министерства образования - нет. То есть выходит, что профессия - вроде вот она, а кто и как должен готовить специалистов, никто не понимает. Ерунда полная.

Чтобы эта профессия появилась в вышеозначенном списке, должен существовать утвержденный Стандарт образования. Мы написали этот стандарт, но заниматься им, утверждать (из–за 8–15 выпускников в год) в министерстве, вероятно, некому.

А что представляет собой этот Стандарт образования?

Перечень всех предметов и знаний, которые должен освоить студент, чтобы стать профессионалом. Я пригласил для этой работы моего друга Джима Франклина, который в свое время организовывал подобный курс в университете Коннектикута (теперь одной из ведущих школ нашей профессии в США). Параллельно он целый семестр читал лекции в Театральной академии. В то же время эта тема активно обсуждалась на заседаниях и круглых столах Ассоциации художников по свету России. Ломали копья. Начиналось с глупостей: А как это должно называться? Светодизайнер или еще как–то? Но что такое светодизайнер ? Я не понимаю, кто такой светодизайнер . Что такое вообще дизайн в нашем понимании? Ведь в английском языке слово «дизайнер» не соответствует же напрямую слову «художник». Это, скорее, конструктор. Хотя и это тоже не совсем верно. В конечном счете, речь идет о профессии творческой и создающей некий визуальный ряд, - значит, художник. В конце концов, вне наших споров она существует в реестре профессий. Художник по свету - это правильно.

С другой стороны, как научить быть художником? Наверное, это невозможно, это, скорее, от папы с мамой. Я думаю, у нас в Академии (как и в любом другом творческом вузе) речь идет, прежде всего, о том, чтобы дать человеку ремесло. Ремесленные приемы существования в профессии. А что он с этими приемами вытворит, как реализуется, зависит от его творческого потенциала. Но профессии нужно учиться. Истории русского и зарубежного театра, истории материальной культуры, истории изобразительного искусства, философии, теории сценографии, истории русской и зарубежной литературы, перспективе, черчению, расчету театральных конструкций, живописи, рисунку, психологии и физиологии восприятия, истории театрального света и театрального костюма, компьютерному моделированию и теории пространственного решения спектакля... Да много чего еще мы включили в Стандарт образования. Длиннющий список.

Для чего художнику по свету изучать столько гуманитарных предметов?

Чтобы быть образованным, современным. Как вы предполагаете работать над пьесой, положим, или оперой, не зная истории, материальной культуры той эпохи, о которой идет речь в вашем спектакле? Узкое профессиональное знание, по–моему, Карл Маркс называл «профессиональный кретинизм». Ради широких знаний, конечно! Позже Джим (я в это время был на гастролях) представлял нашу программу в Мюнхене на семинаре художников по свету , где традиционно собираются монстры нашей профессии из Европы и Америки. И, со слов Джима, коллеги были слегка изумлены: программа выглядит еще более серьезной, чем та, которая есть на сегодня в Штатах. Дело в том, что по ряду причин, например в США, нет возможности обеспечить такой широкий спектр предметов. А у питерской Театральной академии в этом плане ресурс огромный. И я пошел на это умышленно, поскольку в американской школе меня сильно смущала именно ограниченность в плане знания истории, опыта мирового, европейского театра, общего кругозора. О российском театре они, пожалуй, кроме имени Станиславкого и не знают ничего. Там в университете ко мне приходили студенты и рассказывали о сумасшедших идеях, которые самостоятельно выносили. И мне пришлось прочесть лекцию о нашем соотечественнике, который работал у Далькроза в Хеллерау в 1912 году. «...Такое уже было. В четырнадцатом году Николай Зальцман все это уже делал...». Так что художник по свету - это не просто знание фонариков . Это подробное знание предмета со всех сторон.

Какие требования вы предъявляли на вступительных экзаменах?

Благодаря тому, что курс открыт именно при Театральной академии, у нас, как во всех творческих вузах, есть возможность в два с половиной тура устроить отбор студентов. По тому принципу, по которому хочется.

Так по какому же?

Хочется, чтобы студент был умный и талантливый. Первый отборочный тур проходил так. Каждый абитуриент получил репродукцию картины - классическая живопись. На основании этой картинки нужно было нарисовать план, боковой разрез - сделать якобы театральную сцену - и поставить свет . В руках только карандаш и бумага. Мне было не важно, как они умеют рисовать планировки - рисовать их будут учить потом четыре года - важно понять, во–первых, насколько человек видит пространство и, во–вторых, насколько видит свет в этом пространстве. Такую вот иезуитскую задачу я им ставил. А для второго тура нужно было либо сделать самому фотографию, либо найти вырезки из журналов с картинками, в которых свет играл свою определенную роль. И рассказать об этом. И не простейшие эффектные картинки, где, скажем, солнце восходит за лесом и виден мощный «контровой» свет, а что–то более сложное, многоплановое. Были еще пара задачек из школьной физики и черчение. Потом - собеседование, когда все педагоги кафедры расспрашивали абитуриентов о театре, литературе, музыке. Чтобы понять, насколько человек театрален и из нашей команды. Таким образом было отобрано восемь человек (хотя изначально я предполагал курс из шести). Очень надеемся, что из них выйдет толк.

И ваши выпускники будут ставить свет в лучших театрах мира?

Хотелось бы, конечно. Я думаю, это, прежде всего, зависит от них. Что от нас зависит на факультете, я думаю, мы сделаем. А потом - как жизнь поведет. Может быть, и не театр, кто знает. Речь идет о том, что художник по свету - это художник по свету . И свет он может ставить, где угодно: в казино ли, в театре... Освещать Казанский собор или экспозиции музеев. Это - профессия. И прикладываться она может к чему угодно. Вопрос в том, чтобы человек понимал, что он делает. Конечно, существует специализация - архитектурное освещение , театральный свет , концертный свет . Но все это - различные предметы курса. А художник по свету должен придумать, как наилучшим образом осветить то или иное. Мне, например, хотелось бы увидеть архитектурное освещение Санкт–Петербурга не таким, какое оно сегодня. Ведь Питер - потрясающая драматургическая среда. Ну не может же Петербург Достоевского освещаться так же, как Петербург Пушкина, - это же разные города! И свет , и среда в этих разных городах должны делаться иначе. Ну, хотя бы из эстетических соображений. А у нас все освещение - фонарики : было темно, стало светло - вот и весь прогресс. То же самое и с театром - проблемы одного корня. Но этот период когда–то пройдет. Надеюсь, не без нашей помощи.

Владимир Лукасевич родился в Одессе в 1956 году. В пятнадцать лет поступил в Ленинградский кинотехникум на специальность «Театральный художник по свету». В семнадцать лет сделал свой первый спектакль как художник по свету в Рязанском областном драматическом театре. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Ставил спектакли во многих драматических театрах России. Работал в театре им. В. Ф. Комиссаржевской с народным артистом СССР Р. С. Агамирзяном. Преподавал в ЛГИТМиК дисциплину «Художник–технолог» со специализацией «Художник по свету». С 1985 года работает в Мариинском театре в должности главного художника по свету. Преподает в Университете штата Коннектикут. Ставит свет в спектаклях, идущих не только в Санкт–Петербурге, но и на сценах оперных и балетных театров мира. На его счету более 300 спектаклей, классические и авангардные постановки: «Борис Годунов», «Щелкунчик», «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Спящая красавица», «Самсон и Далила», «Корсар», «Жар–птица», «Петрушка», «Травиата», «Копелия», «Кармен», «Тема с вариациями», «Манон», «Сказка о царе Салтане», «Ариадна на Наксосе» и др... Оформленные им спектакли шли и идут на многих площадках мира - Сполетто Фестиваль США, Ла Скала, Опера Бордо, Королевская опера Ковент Гарден, Опера Марсель, Новая Израильская опера, Новая национальная опера в Токио. Восемь лет назад по его проекту в Мариинском театре сделана уникальная реконструкция светового оборудования софитов, и в театре появилась световая техника с полностью автоматизированным управлением. Владимир Лукасевич - один из членов правления Ассоциации художников по свету России и под эгидой этой ассоциации и Театральной академии Санкт–Петербурга проводит ежегодные семинары повышения квалификации художников по свету. А в этом году по его инициативе на постановочном факультете в Театральной академии впервые провели набор на курс «Художник по свету».

Перечень предметов 5–летнего курса обучения по специальности «Художник по свету»
Иностранный язык
Физическая культура
Отечественная история:
Мировой исторический процесс в России
История отечества
Философия:
Основы философских знаний
Философия искусства (Эстетика)
Культурология
Психология и педагогика
Русский язык и культура речи
Социология
История русской литературы
История зарубежной литературы
История зарубежной драматургии
История театра
История зарубежного театра
История русского театра
История изобразительного искусства
История зарубежного изобразительного искусства
История русского изобразительного искусства
История материальной культуры и быта
Рисунок и живопись
Театральные здания и сооружения
Организация театрального дела в России
Театральный грим и пастиж Материаловедение
Безопасность жизнедеятельности
История русской музыки и музыкального театра
История зарубежной музыки и муз. театра
История Санкт–Петербурга
Техника безопасности в театре
Сценическое оборудование (свет)
Драматургический анализ
Теория сценографии
История театрального света
Сценографическая композиция
Технология художественного оформления
Технология театрального производства
Устройство и оборудование сцены
Основы перспективы и макетирования
Расчет театральных конструкций
Технология создания сценического костюма
Технология художественно– светового оформления
История театрально– декорационного искусства
История костюма
Основы архитектуры
Черчение и начертательная геометрия
Оборудование театрального освещения
Свет и цвет
Партитура света, графика
Психология восприятия
Технология театрального освещения
Электроника
Эстетика света
Компьютерное моделирование света
Специализированное программное обеспечение
Свет в музыкальном театре
Свет в драматическом театре
Световое оформление архитектуры
Световое оформление концертных программ

Книги

Справочная книга по светотехнике

Московский Дом света и издательство «Знак» готовят к выпуску в конце 2005 года третье издание «Справочной книги по светотехнике ».
Первые два издания вышли в свет в 1983 и 1995 годах. За это время «Справочная книга по светотехнике», опубликованная тиражом 65 тысяч экземпляров, стала настольной книгой большинства специалистов и одновременно учебным пособием по многим разделам светотехники.
Новое издание отличается значительно большей полнотой материалов, представлением новейших нормативных данных, методов и средств расчета, проектирования и светового дизайна, полноцветным оформлением и печатью на высококачественной бумаге. В новом, третьем издании значительно расширены разделы «Источники света », «Пускорегулирующие устройства и системы управления освещением», пересмотрены методы расчета и проектирования на основе широкого использования компьютерной техники. В книге появились новые разделы: «Световой дизайн », «Свет и здоровье», «Энергосбережение в осветительных установках», «Подводное освещение », «История светотехники».
«Справочная книга по светотехнике » предназначена для широкого круга специалистов–светотехников, электриков, архитекторов, гигиенистов, врачей, работников охраны труда, связанных с применением естественного и искусственного освещения , разработкой и производством светотехнических изделий , проектированием, монтажом и эксплуатацией светотехнических установок.
«Справочная книга по светотехнике » будет выпущена и на CD.
Заказать «Справочную книгу по светотехнике» можно в Доме света. Его адрес:
Россия, 129626, Москва, пр. Мира, 106, оф. 346
Тел./факс: (095) 682–19–04, тел. (095) 682–26–54
E–mail: Light–[email protected]

Баллада о свете

«Ей больше 120 лет, но она не выглядит на свой возраст. Сколько бы ни соперничали с ней новые источники света, она остается прекрасней всех. Вещь, неизменная в своей классической форме, пример совершенного дизайна, к которому нечего добавить и от которого нечего отнять. Во многих случаях гораздо более красивая, чем все абажуры и светильники , которыми теперь украшают и закрывают ее».
Так начинается новая, только что вышедшая книга, посвященная первому в истории широко используемому электрическому прибору. В книге более 200 иллюстраций. Текст выстроен по трем основным темам: технические аспекты внедрения лампочек, реклама и графика из многих, не публиковавшихся ранее документов и, наконец, «слова про свет » - взгляд поэтов и писателей на объект исследования.
Эта книга - многоголосая хвалебная песнь электрической лампочке на 144 страницах, в превосходной минималистской обложке, копирующей плакат работы Питера Бихренса, сделанный в 1912 году по заказу компании AEG. Книга не претендует на звание технического трактата или учебника по осветительной технике, это - «иллюстрированный атлас», читать который - одно удовольствие. Даже заглавие напоминает о свойстве света нести веселье и радость.
Текст открывают стихи русского поэта Владимира Маяковского, посвященные электрической лампочке и ее пламенному сердцу. Завершают книгу строки великого американского невролога Оливера Сакса: фрагмент автобиографической прозы о его любимых металлах - осмии, вольфраме и тантале, из которых делают нити накаливания в лампах. Между этими двумя светящимися стержнями протягиваются пять частей книги: «Миф и красота», «Эдисон и ему подобные», «Война против газа», «Мастерские света», «Наше время». В «Мастерских света» можно найти шесть биографий самых главных компаний и исчерпывающее описание бесчисленных коммерческих брэндов. Автор - не новичок в подобных публикациях. В 1995 году Lupetti опубликовало его «Знаки света», сейчас уже фактически распроданные. В сопровождении иллюстраций легко и приятно пробираться сквозь историю рекламирования электрической лампочки с небольшой долей технических подробностей и культурных экскурсов. На самом деле, треть тома - его заключительная часть - возносит очарование света на высокий пьедестал, созданный словами поэтов.
Материалы предоставлены Порталом Света
www.lightingacademy.org

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете ...

Должностная инструкция главного художника по свету [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный художник по свету относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Главный художник по свету назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность главного художника по свету принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы в должности художника по свету не менее 5 лет.

1.4. Главный художник по свету должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Технические параметры и возможности сцены;

Параметры и технические характеристики осветительной аппаратуры;

Основные приемы художественного освещения в соотношении со сценографическим решением;

Новейшие достижения науки и техники в области сценического освещения;

Электротехнику;

Электронику;

Вычислительную технику;

Цветоведение;

Механику;

Правила эксплуатации, хранения и транспортировки осветительных приборов;

Опыт работы организаций исполнительских искусств и специализированных организаций в области сценического света;

Историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства;

Специфику творческой работы в организациях исполнительских искусств;

Основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Главный художник по свету:

2.1. Создает в соответствии с замыслом режиссера световое оформление новых и капитально возобновляемых постановок.

2.2. Разрабатывает совместно с художником-постановщиком принципы и стилистику художественного светового решения спектаклей, обеспечивает необходимый уровень художественного светового оформления.

2.3. Разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и правила их эксплуатации.

2.4. Участвует в приемке макета сценического оформления спектакля, дает конкретные предложения по монтировке и использованию необходимых технических средств.

2.5. Проводит световые репетиции спектаклей с фиксацией установленного художественного освещения на партитурах.

2.6. Контролирует точное выполнение художественного освещения спектаклей текущего репертуара.

2.7. Контролирует работу художников по свету и оказывает им необходимую помощь.

2.8. Способствует профессиональному росту художников по свету.

2.9. Организует изучение и внедрение новейших достижений в области театрально-постановочной техники и технологии.

2.10. Разрабатывает перспективные планы модернизации постановочного освещения.

2.11. [другие должностные обязанности]

3. Права

Главный художник по свету имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Главный художник по свету несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]