Что есть правда в рассказе кладовая солнца. Сочинение на тему: Что такое правда и где ее искать в сказке Кладовая солнца, Пришвин
«Правда жизни» (Конспект урока по произведению М.М. Пришвина" Кладовая солнца").(6 класс)
Цели: осмысление учащимися правды жизни и взаимоотношения человека с природой;
совершенствование элементарных навыков анализа художественного произведения;
привитие любви к природе.
Задачи:
научить работать со словом по методике К. Вазиной " Древо понятий";
совершенствовать и развивать основные виды речевой деятельности
приобщать учащихся к нравственным, эстетическим ценностям.
Оборудование: портрет М. М Пришвина, плакаты с высказываниями, выставка книг, корзиночка с клюквой, рисунки детей, диск с пением птиц.
Здравствуйте, дети! Я очень рада приветствовать в этот замечательный день. Мы все любим природу, любим отдыхать в лесу, собирать ягоды и грибы. многие писатели посвящали свои произведения природе. Среди них -Михаил Михайлович Пришвин. Сегодня мы обратимся к его произведению " Кладовая солнца".
К.Г.Паустовский писал о Пришвине: " В повестях, рассказах, географических очерках ПРишвина все объединено. человеком - неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку."
Запишите, ребята, число и тему урока. Эпиграф урока: " Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же о людях и думаю"(М.М. Пришвин)
Цель нашего урока: проанализировать текст, раскрыть образы Насти и Митраши через их отношение к природе, четко уметь выразить свои мысли и чувства; осмыслить, в чем заключается правда жизни для героев произведения и для нас с вами.
- Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете о нем сказать?
(Добрый, седоволосый, в очках, взгляд устремлен вперед, на лице-улыбка)
- На кого он похож из произведения?
(На Антипыча).
- Сейчас мы поработаем со словами:кладовая, клад, кладовка. Обратимся к толковому словарю.
- А что такое солнце? (Дает жизнь, тепло растениям, животному, человеку)
- Что означает слово" правда"? (Дети обсуждают в парах)
Поработаем по " древу понятий", где слова выписаны из различных словарей(см. приложение).
(Дети составляют выводное слово и записывают в тетрадь понятие и срвнивают с тем, что на листе написано.)
- Кто говорит о правде?(Антипыч)
- Как он говорит? (Из текста дети находят)
- Кто ещё из героев нам помогает нам понять правду жизни?(Митраша, Настенька, собака Травка).
Приступаем к анализу произведения.
Кто такие Настя и Митраша?
В тетради пишем найденные эпитеты из текста. Работаем в парах.
Митраша:
Настя
Мужичок –в- мешочке Золотая Курочка
Веснушчата
Лобастый
милая
Коротенький
Плотный хозяйственная
Сильный
Упрямый работящая
Умный
Любящий командовать добрая
Умная
благоразумная
(Дети дают пояснение каждому слову).
Можно провести инсценирование.
Вывод: ссорились, жили, как все ребята.
- Куда отправились дети? Что взяли с собой?
(За клюквой. Взял Митраша с собой ружьё, компас(как отец),топор; Настя- хлеба, молока, картошку, корзинку- побольше.)
Ребята, нарисуйте в тетради путь в Блудово болото.
Как природа предупреждает детей об опасности? (Свободное высказывание детей)
Почему дети поссорились?
(Ветер раздора).
О каком ветре пишет Пришвин? (О ветре-сеятеле).
Что он принес?
(Два семечка)
- Прочитайте, как написано в произведении.
Как Пришвин сравнивает ель и сосну с детьми?
- Куда Настя пошла?
(По проторенной дороге и оказалась на палестике?(Объяснение слова «палестинка».)
Где Митраша оказался? (Дети читают отрывок)
Какие опасности ожидают Митрашу?(Серый Помещик).
Расскажите о волке. Какой символ включен в образ волка?(Символ одиночества).
Дети, как вы переживали за детей? (Ответы детей).
Как Настя собирает клюкву? (Жадно).
Кто заставил Настю вспомнить о братце? (Гадюка).
И вдруг рядом оказалась Травка. Расскажите о ней. Почему она пришла?
(Дети должны прийти к выводу: в одиночестве жить нельзя.)
Что принес детям Травка, что тогда при жизни Антипыч не сказал детям?(О правде жизни).
Прочитайте еще раз вслух эпиграф урока.
- Как природа помогает детям? (Все взаимосвязано в мире: природа и человек.)
- Теперь напишем в тетради вывод: что такое кладовая солнца.
(… Вся кладовая солнца, как торф передается человеку в наследство).
Как мы должны заботиться о природе? Как вы отдыхаете с семьёй на природе?
Можно рассказать о клюкве, дать попробовать.
В заключение написать детям свое мнение о произведении.
- Молодцы. После нашего урока, дорогие ребята, вы, я думаю, захотите прочитать и другие произведения М.М. Пришвина.
Сочинение
Михаил Михайлович Пришвин писал: «...И нет ничего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом - это поле битвы добра и зла, и человек только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».
Эгоизм и отзывчивость, любовь к окружающим и ненависть - между этими огромными жизненными величинами совершаются поступки всех героев повести - животных, людей. Кто же из этой борьбы выйдет победителем? Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте - болоте. Главные герои повести - сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между деревьями случается, если вдруг налетит внезапный ветер. Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрямством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохориться». Но утихомиривает Настя этот ураган просто - погладит по голове братишку, и «отцовский задор покидает хозяина».
У ребят еще мало жизненного опыта, поэтому возле Лежачего камня ребята не остановились, не задумались об опасностях. А ведь преодолеть их можно только сообща и с разумом.
Настя и Митраша, отправившись за клюквой, расходятся от Лежачего камня каждый своим путем. Настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. Но на этот путь она ступила с большой корзиной. И целью ее является - набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни. Нагребая ягоды в корзинку, Настя забывает о брате. «Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше». Она идет уже не по «человеческой» тропе: «А теперь, следуя ощупью за клюквой, - куда клюква поведет, туда и она, - Настя незаметно сошла с набитой тропы».
Митраша, отбросив человеческий опыт и помощь друга-компаса, оказывается в Слепой елани. И никто не приходит на помощь мальчику.
Но Настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. А Митраша Слепую елань принял за поляну. Вот так и в жизни нас подстерегает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.
Ребята отправились за клюквой. А может быть автор хотел, чтобы они узнали правду жизни? Жизнь - Кладовая солнца, но сокровища открываются непросто и не каждому. Все постигается на собственном опыте. Только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-настоящему начал ценить родного человека Митраша. Настя одержала над собой трудную победу: из-за жадности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.
Через плохое и хорошее проходят герои повести. Впереди у них Сухая речка, где объединяются обе тропинки. Не случайны слова автора: «...обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».
Другие сочинения по этому произведению
Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша"Описание материала:
Урок русской литературы по теме «Правда жизни» (по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Урок-обобщение с применением интерактивной доски. Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой. Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста, развитие основных видов речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание. Приобщение обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям. Дети самостоятельно выводят в чем заключается правда в нашей жизни.
"Выдержка из материала:
"Учитель : Николаева Нина Яковлевна
"Цель :
- Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой;
- Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста.
"Задачи :
- Научить работать со словом по методике К. Вазиной «Древо понятий»;
- Совершенствовать и развивать основные виды речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание;
- Приобщить обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям.
- Предполагаемый результат:
- Обучающиеся на уроке:
- Должны прийти к выводу, в чем заключается правда жизни;
- Совершенствовать навыки анализа художественного текста;
- Прочувствуют содержание прочитанного и получат положительное влияние на формирование личностных качеств.
Оборудование: Портрет М. М. Пришвина, газеты о природе, плакаты, аудио с пением птиц, выставка книг, корзинка с клюквой, рисунки детей.
"Ход урока
Здравствуйте, дети. Я приветствуйте вас в этот замечательный день(про любой день хорошие слова- У природы нет плохой погоды). Как у вас, дети настроение? (Дети высказывают про свое настроение). Мы знаем много произведений о природе, любим читать о явлениях природы. Прочитали замечательное произведение Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца».
К. Г. Паустовский писал В повестях рассказах, географических очерках Пришвина все объединено человеком- неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку»
Эпиграф нашего урока «Я ведь, друзья мои, пишу о природе сам же о людях и думаю».
Цель нашего урока: проанализировать текст; раскрыть образы Насти и Митраши через их отношение к природе; четко уметь выразить свои мысли и чувства осмыслить в чем заключается правда жизни для героев произведения и для нас с вами.
Внимательно приглядеться на портрет Пришвина. Как вы думаете на кого похож писатель из произведения? (На Антипыча)
Можно найти описание в произведении. Поработаем со словами. Кладовая, солнца, правда что обозначают эти слова. Задание было домашнее на первом уроке. Понятия по слову правда» выписаны из различных словарей. Дети составляют выводное слово, записывать в тетрадь читают сто получилось.
Могут дома сделать презентации.
Кто говорит о правде жизни? Антипыч. (Читаем отрывок из произведения). Как же пройти по этой жизни выбирая правильный путь Кто ещё помогает нам понять правду жизни?(Митраша, Настя, собака Травка). Настя и Митраша
Записываем в тетрадь эпитеты и слова характеризующие героев.
Настя Митраша Золотая Курочка Веснушчатая Милая хозяйственная Работящая Добрая Умная Благоразумная Мужичок в- мешочке Лобастый Плотный Коротенький Сильный Упрямый Умный Любящий командовать Дети пояснение каждому слову с выдержками из книги. Можно провести инсценирование.
Вывод: как жили дети?(Жили так как все ребята.) Ребята отправились ответы детей)
Что взял каждый из них? Митраша взял компас, ружье, за пазухой- топор. Настя- хлеба, молока,картошку, корзинку- побольше. Включаем аудиозапись с пением птиц. Один из учащихся или учитель рисует на интерактивной доске Блудово болото. Вышли из деревни. Лежачий камень, Слепая Елань- Митраша. Лежачий камень, Палестинка-Настя)
Какие ветры дуют? Ветер раздора, ветер-сеятель. Ветер раздора поссорил детей. Ветер- сеятель принес семя сосны и семя ели. Ель и сосна сравните с Настей и Митрашей. (Ответы детей) Итак, пойдем по следам Насти и Митраши. (Дети описывают путь детей, опираясь на текст. Дорисовывают на доске недостающие образы: Дикий Помещик, гадюка, Травка, клюква)
Что при жизни не сказал Антипыч?
Правду жизни.
Где они нашли?
В природе.
Да, в природе все взаимосвязано. (Обращаемся к эпиграфу).
Это и есть кладовая солнца. (Ответы детей об охране природы)
В нашем районе сбор клюквы занимает не последнее место в жизни жителей поселков: дополнительный бюджет в семье. С раннего детства дети знают о клюкве.
Домашнее задание: небольшое сочинение о произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Подготовиться к внеклассному чтению по произведениям М. М. Пришвина (заранее дан список).
>Сочинения по произведению Кладовая солнца
Что такое правда и где ее искать
Нет такого автора, который бы так мастерски описывал русскую природу, как Михаил Михайлович Пришвин . Посредством своих описаний, он умел передать читателям много полезной и жизненно важной информации. В сказке «Кладовая солнца» мы знакомимся с маленькими персонажами, которые, пройдя через опасные испытания, учатся дорожить друг другом и прислушиваться к советам старших. Настя и Митраша рано осиротели и научились сами вести хозяйство, ухаживать за собой, жить и выживать.
Поначалу соседи им очень помогали, но эти смышленые дети быстро стали самостоятельными. Как-то раз, отправившись за клюквой в сторону Слепой елани, они чуть было не попали в беду, а ведь отец давно их предупреждал об опасностях, которые таились в этой местности. Он говорил, что много людей потонуло на Блудовом болоте, ступив на ложную тропу, но они не послушались, и чуть было не лишились Митраши. Насте к тому моменту было двенадцать, а ему - десять.
В душе он чувствовал себя храбрым мужичком. Соседи так его и называли «мужичок в мешочке», а Настя была словно «золота курочка на высоких ножках». Описывая этот день из жизни детей, автор затрагивает жизненно важные вопросы. Он показывает, как в людях, точно также как и в природе, борются два начала - добра и зла. И уровень человечности только тем и измеряется, как мы проходим через этот путь борьбы. В ситуации с Настей и Митрашей, дети оказались на разных дорогах, и повели себя в соответствии со своим уровнем эгоизма.
Митраша не захотел слушаться старшую сестру, а Настя так увлеклась сбором ягод, что забыла на время о брате. Позже она себя сильно корила за жадность, а всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям, которым было хуже, чем им. Митраша стал более осмотрительным и обзавелся новым другом. Собака покойного лесничего теперь ни на шаг от него не отступала. В этом маленьком человеке, которого она спасла от неминуемой гибели, она увидела тепло и заботу, словно в бывшем хозяине. Антипыч был человеком мудрым и добрым. Он как никто другой знал, в чем правда жизни, ведь он жил более восьмидесяти лет на этой земле.
Когда его просили поведать рецепт долгой и счастливой жизни, он всегда говорил, что каждому суждено пройти через определенные испытания, выпавшие на его долю. А уж если после этих испытаний удастся не озлобиться, сохранить любовь к окружающим, остаться открытым и душевным человеком, значит, проверка прошла успешно. Если еще удается сделать правильные выводы, значит, и вовсе испытания были не зря. Так и в случае с Настей и Митрашей. Эти маленькие и неопытные дети столкнулись с серьезным обстоятельством и смогли через него достойно пройти, а значит, победили.
Что такое правда и где ее искать
Нет такого автора, который бы так мастерски описывал русскую природу, как Михаил Михайлович Пришвин. Посредством своих описаний, он умел передать читателям много полезной и жизненно важной информации. В сказке “Кладовая солнца” мы знакомимся с маленькими персонажами, которые, пройдя через опасные испытания, учатся дорожить друг другом и прислушиваться к советам старших. Настя и Митраша рано осиротели и научились сами вести хозяйство, ухаживать за собой, жить и выживать.
Поначалу соседи им очень
помогали, но эти смышленые дети быстро стали самостоятельными. Как-то раз, отправившись за клюквой в сторону Слепой елани, они чуть было не попали в беду, а ведь отец давно их предупреждал об опасностях, которые таились в этой местности. Он говорил, что много людей потонуло на Блудовом болоте, ступив на ложную тропу, но они не послушались, и чуть было не лишились Митраши. Насте к тому моменту было двенадцать, а ему – десять.
В душе он чувствовал себя храбрым мужичком. Соседи так его и называли “мужичок в мешочке”, а Настя была словно “золота курочка на высоких ножках”. Описывая этот день из жизни детей, автор
затрагивает жизненно важные вопросы. Он показывает, как в людях, точно также как и в природе, борются два начала – добра и зла. И уровень человечности только тем и измеряется, как мы проходим через этот путь борьбы. В ситуации с Настей и Митрашей, дети оказались на разных дорогах, и повели себя в соответствии со своим уровнем эгоизма.
Митраша не захотел слушаться старшую сестру, а Настя так увлеклась сбором ягод, что забыла на время о брате. Позже она себя сильно корила за жадность, а всю собранную клюкву отдала эвакуированным детям, которым было хуже, чем им. Митраша стал более осмотрительным и обзавелся новым другом. Собака покойного лесничего теперь ни на шаг от него не отступала. В этом маленьком человеке, которого она спасла от неминуемой гибели, она увидела тепло и заботу, словно в бывшем хозяине. Антипыч был человеком мудрым и добрым. Он как никто другой знал, в чем правда жизни, ведь он жил более восьмидесяти лет на этой земле.
Когда его просили поведать рецепт долгой и счастливой жизни, он всегда говорил, что каждому суждено пройти через определенные испытания, выпавшие на его долю. А уж если после этих испытаний удастся не озлобиться, сохранить любовь к окружающим, остаться открытым и душевным человеком, значит, проверка прошла успешно. Если еще удается сделать правильные выводы, значит, и вовсе испытания были не зря. Так и в случае с Настей и Митрашей. Эти маленькие и неопытные дети столкнулись с серьезным обстоятельством и смогли через него достойно пройти, а значит, победили.
Другие работы по этой теме:
- Как Митраша попал в беду В сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” мы знакомимся с двумя очаровательными героями – двенадцатилетней Настей и десятилетним Митрашей. Дети...
- Кто прав Настя или Митраша Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней писатель, который к тому же был опытным...
- Как Травка спасла Митрашу В сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” мы узнаем, как маленькие дети, оставшись сиротами, научились самостоятельно жить и выживать. Так как...
- Травка – друг человека Собака Травка – это один из персонажей произведения М. М. Пришвина “Кладовая солнца”. Она умна, верна и преданна. Хозяином Травки был...
- Упрямство Митраши Сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” повествует об одном случае, приключившемся с главными героями во время похода в лес. Настя и Митраша рано...
- Участие природы в судьбе героев Наверное, ни у одного русского писателя нет такого гармоничного описания природы, как у М. М. Пришвина. Этот факт не раз...
- Сосна и ель Природные явления играют особую роль в реалистичной сказке Михаила Пришвина “Кладовая солнца”. Автор отлично знал природу своего края и был географом-любителем. Ему...