Как природа влияет на душевное состояние человека? Консультация "влияние красоты на человека" консультация на тему Красота и ее влияние на человека.

Природа и человек, на мой взгляд, это два понятия неотделимые друг от друга. Мы все являемся частью большого мира: удивительного, чарующего, наполненного жизнью. Каждый не раз замечал, как настроение меняется в соответствии с изменениями в природе.

Осенью, когда за окошком идет дождь, так приятно бывает погрустить. А весной, когда теплые лучи солнца пробиваются утром на горизонте, само по себе откуда-то приходит хорошее настроение, желание радоваться каждому новому листку, что распустился ночью на кусте сирени, растущем у окна. Окружающий мир оказывает незримое влияние на наше отношение к жизни, на настроение. Первый снег и желтые осенние кроны деревьев, зеленная трава сквозь зыбкий асфальт, птицы, спешащие с юга домой, все это каждый раз по-новому заставляет восхищаться силой и чудесами природы.

Вопрос влияния природы на человека очень часто звучит в художественной литературе. Многие поэты и писатели проводят тонкую параллель между душевным состоянием героев и состоянием природы. Так в повести А.И.Куприна «Олеся » природа является фоном событий, происходящих с главными героями. По мере продвижения сюжета к развязке можно проследить изменения в окружающем мире: сначала природа спокойна, весна радует пробуждением жизни от зимнего сна, но чем ближе к концу подходит повествования, тем сильнее становится беспокойство окружающей среды полесья. В финале повести поднимается буря, совпадающая с душевными страданиями героини. Таким образом, писатель стремится подчеркнуть, сделать более явными чувства девушки, вынужденной оставить любимого человека.

Природа и человек тесно связана между собой незримой нитью. Находясь в гармонии с окружающим миром, человек находится в гармонии и с собой. Природа каждый день дарит радость жизни, очаровывает своей красотой. Иногда, также как и в произведениях писателей, она становится фоном нашего настроения. Главное помнить, что у природы нет плохой погоды, и научится одинокого радовать как теплому лучу солнца, так и моросящему серому дождю.

Вариант 2

Рассматривая вопрос о влиянии природы на человека, мы имеем в виду два вида связи их друг с другом: физический контакт и духовную зависимость. Результаты этих отношений находят место и в литературе, и в живописи, и в нашей повседневной жизни.

Все, что происходит с человеком на земле со времен его появления, так или иначе связано с законами природы. Природа наделяет людей всем необходимым - комфортом, едой, делая его счастливым.

Люди не задумываясь, пользуются дарами щедрой природы. Однако, если запросы их слишком велики, это начинает отрицательно сказываться на ее состоянии. В таком случае природа, неспособная противостоять захватническим действиям человека, перестает благотворно, в полную силу действовать на него.

Загрязненная экология - основное препятствие, которое со временем губит здоровье человека, изменяя качество его жизни. Это напрямую зависит от человеческих возможностей. Порой природа будто пытается напомнить людям о том, что чистый воздух и целебная вода не вечны, от их состояния зависит жизнь всего живого на планете.

Духовная связь человека с природой подтверждается любым видом искусства. Каждый писатель русской литературы, попавший под ее влияние, благодаря пейзажным зарисовкам решает насущные вопросы своего времени, делится собственными переживаниями, дарит волшебные описания, впечатления от увиденного в виде прозы или поэзии. Изображение частицы природы на полотне художником бесценно. Любование ею вносит в душу ощущение счастья, умиротворения. Привораживают и занятия фотографией.

Тонкий наблюдатель, настоящий ценитель истинной красоты окружающего мира получает энергию, заряд бодрости, отличное настроение не только от багрового заката, но и от еле заметного листика, колыхающегося на ветру.

Природа лечит душу человека яркими красками, красотой заснеженного леса и цветущих лугов. Она пробуждает разумные мысли, чувства, дарит лишь положительные эмоции.

В повести А. И. Куприна "Олеся" почти дикая природа, среди которой росла главная героиня, сделала ее доброй, независимой девушкой, не знающей зависти и зла. Также она сопровождала героев на протяжении всего произведения, подсказывая ход дальнейших событий.

Таким образом, влияние природы на человека можно рассматривать и со стороны духовного воздействия на людей, и со стороны анализа проблем экологии. Следовательно, можно затронуть разрушительную силу человека и отражение этого на качестве его жизни. Но в любом случае человек и природа взаимосвязаны.

Сочинение на тему Влияние природы на человека

Природа и человек особенно связаны между собой. Без даров природы человек бы не смог существовать. Она дала людям многое: чистый, свежий воздух, продукты питания, воду, без которой человек не прожил бы и дня.

Но к сожалению, человек иногда пренебрегает дарами, и наносит незаменимый ущерб на матушку-природу. И она в свою очередь отвечает тем же. Постоянные бури, ураганы, смерчи и катаклизмы. Стоит только посмотреть, в нашем мире, каждый угол земли обязательно пострадал.

Каждый раз природа пытается показать то, что здесь хозяйка она, а не человек.

Природа наделила каждую страну своими достопримечательностями. Кого то красивыми полями, кого то - реками, кого то морями и океанами. На одном континенте безумно красивая пустыня, а на другом - ледники. Поэтому каждый год туристов все больше и больше, они пытаются объездить всю страну, что бы посмотреть на дары природы.

Природа - наша самая большая аптечка. Именно большинство лекарств ищут свои начала именно в природной структуре. Все растения по своему влияют на организм человека, и являются базой в лекарствах.

Люди всегда просили продукты питания у морей и рек. Более миллиарда людей зависят от вылова рыбы. Это дает им не только очень важный белок, а и работу.

Наша природа регулирует климат земного шара. Именно по этому мы видим такое разнообразие лесов и гор, тундр, пустынь, рек, морей. Они связаны цепочкой между собой, и держат равновесие земли.

Влияние природы на человека также большое и в экономическом вопросе. Ведь каждая страна багата тем, чем ее наградила природа. Люди научились брать с этого максимум. Полезные ископаемые продаются, перерабатываются, и являются незаменимым звеном экономики стран.

А как можно представить искусство без природы? Нас наградили превосходными пейзажами, а красивые цветы, сады, леса всегда служили вдохновением для написания поэзий, сказок и других произведений искусства.

Наши предки вкладывали в природу всю духовность. Это у них были боги огня, солнца, ветра, воды. Люди поклонялись природе, и она их щедро благодарила.

В нынешнем обществе люди выжали с природы все. Меняется климат, благодаря постоянным выбросам в атмосферу отходов от производства из заводов и фабрик, постоянные катаклизмы, которые забирают с собой много жизней.

1. В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга…

2. Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

3. Любое из определений красоты может найти свое подтверждение на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир», ибо здесь присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и величие ратного труда.

Толстой тщательно выписывал свои пейзажи, так как восхищался мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной. Ему, как и многим другим писателям и поэтам, была ведома связь между природой и человеческим внутренним миром. У Толстого природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Прекрасна описана природа в сюжете, когда раскинув руки, лежит смертельно раненый Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица. Андрей Болконский, влюбленный в красоту, ищет спасение от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно.

4. Именно по своим законам, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея романа Замятина «Мы». Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны, - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

5. Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

6. Андрей Болконский и Пьер Безухов… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! И любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

7. Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

8. Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь. Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение. Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

9. Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», но иначе. Поэт прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц.

Тебе в веках уготована корона,

а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит.

10. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары

Льет по каштанам в пролечь

Лале склонясь на шальвары,

Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю – весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Настоящая красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

(В.Солоухин «Капля росы»)

Красоту человека можно показать по-разному. Горький писал, что даже в грязной забегаловке, среди бродяг и воров человек может быть прекрасен. Красота мира зависит от человеческого восприятия. Японцы часами созерцают веточку дерева, цветок, красивый камень. Они в частичке природы видят полный ее объем, так как красота не расчленяется, а всегда едина, если смотреть на нее не утилитарно, а именно в поиске этой красоты. В. Солоухин в рассказе «Капля росы» скупыми литературными приемами различил и открыл читателям красоту небогатой деревушки. И эта красота неотъемлемо связана с жителями этой деревушки - крестьянами. Кормильцами..

Путешествия

Вспомним господина Н.Н. из рассказа И.С. Тургенева «Ася». Он путешествовал без всякой цели и плана, останавливался везде, где ему нравилось. Господин Н.Н. ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, «чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевелбе». Н.Н. занимали исключительно одни люди. Он любил бродить по городу, часто ходил смотреть на реку. Природа Германии, студенческий торжественный пир - коммерш, люди занимали его больше, чем достопримечательности и музеи. Может, поэтому судьба подарила ему встречу с Асей.

Павел Иванович Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», приехав в город NN, прошел по его улицам и нашел, что «город никак не уступал другим губернским городам», но так же, как и господина Н.Н., Чичикова больше интересовали люди. Весь следующий день гоголевский герой посвятил визитам, чтобы ближе познакомиться с жителями города.

Писатель

Например, поэму «Реквием» А. Ахматова написала после того, как к ней в тюремной очереди подошла женщина и спросила, может ли она это описать. Поэтесса ответила: «Могу». Так появилась поэма, рассказывающая о трагедии, о муках и боли всей страны.

Роман «Жизнь Арсеньева» И. Бунин написал в эмиграции, во Франции, тоскуя по России. Не написать его он не мог: роман возвращал его на родину, воскрешал лица дорогих писателю людей, заставлял вновь пережить счастливые мгновения. Роман стал невидимой ниточкой, связывающей его с Родиной.

Доброта

Читая текст, я вспомнила повесть В.Астафьева «Последний поклон», посвященную бабушке писателя. Мальчик не раз огорчал ее (чего только стоил случай с земляникой), но бабушка прощала его и лаской, любовью воспитывала. Ее нравственные уроки не прошли даром.

Матрена, героиня рассказа А.Солженицына «Матренин двор», несмотря на перенесенные несчастья, сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим. Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо. Грустно оттого, что после ее смерти никто, кроме автора, по-настоящему не скорбит: не понять людям Матрениного бескорыстия.

Сочувствие

Наташа Ростова, любимая героиня Толстого, ни минуты не сомневается, что нужно отдать подводы под раненых, никакие разумные доводы не в силах ее остановить: юная графиня наделена талантом любить, сопереживать, сочувствовать, и это помогает ей обрести счастье.

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который хотел вывести людей из леса, чтобы они были счастливы, но соплеменники ему не верили. Данко отдал им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак сжег свое сердце и умер, не прося ничего в награду себе.

Внутренний мир человека

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. Не понятая и брошенная даже мужем своим, смешная, «по-глупому работающая на других бесплатно», Матрена наделена богатым внутренним миром, поэтому так светло рядом с ней. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умела отдавать.

Бережное отношение и любовь к природе. Именно этому учат нас с рождения. У каждого человека восприятие природы свое. Для одного это просто среда жизнедеятельности, в тоже время для другого - это возможность приобрести гармонию и вдохновение, источник энергии.

Как природа влияет на человека? Вызывает ли она особенное состояние у людей? Почему? Многие авторы в своих произведениях обращаются к природе для раскрытия внутреннего мира героев. Природа - это особый гармоничный мир, который проявляет и показывает все настоящие чувства и эмоции человека. Именно поэтому этот момент находится в центре внимания автора предложенного мне текста, известного русского писателя Г.Н. Троепольского. Он поднимает важную проблему взаимоотношений человека и природы.

Наверное, она в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Ведь все мы являемся частью природы и находим в ней душевный покой.

Рассуждая над поставленной проблемой, автор говорит о гармоничном состоянии человека находящегося наедине с природой, в лесу: «Ах, желтый лес, желтый лес! Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий». Природа «очистила» героя и пробудила в нем чувство жалости к бесполезно убитым животным. Человек ощущает себя счастливым и свободным именно при общении с природой. Именно она заставляет человека думать и размышлять над своими поступками и о своем жизненном предназначении.

Трудно не согласиться с мнением Троепольского, что природа заставляет людей задуматься о прошлом и будущем, об ошибках и счастливых моментах. Лично для меня прогулки в лесу или парке, отдых на берегу озера – источник силы, энергии и оптимизма, а так же возможность расставить все свои мысли по местам. В голове как будто освобождается место, и его начинают заполнять новые идеи, которые тут же хочется реализовать…

Образы русской природы вдохновляли многих великих писателей. А.С.Пушкин не раз повторял, что осень- его любимое время года. Он нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение. Она была самым продуктивным периодом в творчестве писателя, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Бесы». Немало описаний природы можно встретить и в романе «Евгений Онегин», написанном автором в наиболее творческий период его жизни, Болдинскую осень. Его любимая героиня Татьяна Ларина чувствует бесконечную близость с природой. Деревья, ручьи, цветы- это ее друзья, которым она доверяет все тайны. Перед отъездом в Москву Татьяна прощается с образом природы:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует…»

Природа раскрывает Татьяну, делает ее чувственной и искренней, наделяет богатым духовным миром.

Данная проблема также была затронута Львом Николаевичем Толстым в произведении «Война и мир». Раненный под Аустерлицем князь Андрей наблюдает над собой «высокое небо». И воинский подвиг, и продолжающийся рядом бой, и боль от тяжелого ранения- все отступает на второй план в сознании героя. Его душа находится в гармонии с природой, он открывает для себя простые и многим недоступные истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Действительно, природа это источник сил и вдохновения. Красота природы развивает у человека чувство любви к родной земле. Природа делает каждого человека благороднее, лучше, чище и милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Консультация для педагогов

Составил:

музыкальный руководитель

Бауэр.Л.М

Игрим

2013

«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…» : в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей… Р.Тагор

Красота мира начинается с красоты души... Красота - это вечность, длящаяся мгновение.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

Знание законов, по которым создаются произведения искусства;

Воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

Развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

Когда мы приобщаем детей к прекрасному, надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.

Поэтому взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

Рассказывая о прекрасном, педагог акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.

Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

Ребенок подражателен, поэтому педагог должен давать только положительные примеры для подражания.

Задачи эстетического воспитания по программе:

1.Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2.Воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка: здание, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ребенка, его побуждения, стремления, переживания.

Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в «проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находит». Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.

К трем годам ребенок должен отчетливо проявлять эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок надо учить отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

Сначала выделять красивое, обращать внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Впоследствии ребенок сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам малодоступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас, бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только, когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу « вечным образцом искусства ». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал : «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» . Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед педагогами.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада, школы и семьи, то оно может задержаться. Поэтому педагог должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А. Сухомлинский говорил: « Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

В чем же красота человека?

Красота человек, зависит оттого, какой человек в жизни. То есть он не зависит от красоты, а от души, какой человек. Если человек красив, но не имеет души, которая очень нужна в наше время. Душа должна быть в людях, как относишься, чем занимаешься. Человеку очень нужна душа в дружбе, чтобы он мог отблагодарить, сделать хорошее людям, Всем...

Как же можно понять каков сам человек? Часто, мы все определяем по одежке, а не по делам.

Наверное, самое главное, что должно быть у человека - любовь, доброта, щедрость. Без этих нравственных характеров обойтись нельзя...

Каждый, каждый, когда мы дарим, здороваемся, что угодно, делаем, мы должны делать это с ДУШОЙ.

Душа-это самое главное, что есть у человека!

Красота человека - это когда у человека красивые черты лица, когда он опрятно и со вкусом одет, когда он хорошо воспитан, когда от беседы с ним ты сам становишься богаче.

Часто бывает, что человек не отличается яркой внешностью, но от общения с этим человеком исходит обаяние, и мы говорим: «Красивый человек!». Красота человека это не только его приятная внешность, но и его интеллект, характер, воспитанность. Красота человека в его всестороннем развитии, не зря говорят, что

"Красота человека - в красоте характера".

Разработчик:

Музыкальный руководитель отделения реабилитации

физическими и умственными

возможностями Л.М.Бауэр

Подпись расшифровка подписи

Согласовано:

Заведующий отделением реабилитации

несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными

возможностями С.А. Никифоренко

подпись расшифровка подписи

Ф.И.О

Дата ознакомления

Роспись

Бережное отношение и любовь к природе. Именно этому учат нас с рождения. У каждого человека восприятие природы свое. Для одного это просто среда жизнедеятельности, в тоже время для другого - это возможность приобрести гармонию и вдохновение, источник энергии.

Как природа влияет на человека? Вызывает ли она особенное состояние у людей? Почему? Многие авторы в своих произведениях обращаются к природе для раскрытия внутреннего мира героев.

Природа это особый гармоничный мир, который проявляет и показывает все настоящие чувства и эмоции человека. Именно поэтому этот момент находится в центре внимания автора предложенного мне текста, известного русского писателя Г.Н. Троепольского. Он поднимает важную проблему взаимоотношений человека и природы. Наверное, она в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Ведь все мы являемся частью природы и находим в ней душевный покой.

Образы русской природы вдохновляли многих великих писателей. А.С.Пушкин не раз повторял, что осень- его любимое время года. Он нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение. Она была самым продуктивным периодом в творчестве писателя, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Бесы». Немало описаний природы можно встретить и в романе «Евгений Онегин», написанном автором в наиболее творческий период его жизни, Болдинскую осень. Его любимая героиня Татьяна Ларина чувствует бесконечную близость с природой. Деревья, ручьи, цветы- это ее друзья, которым она доверяет все тайны. Перед отъездом в Москву Татьяна прощается с образом природы:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Природа раскрывает Татьяну, делает ее чувственной и искренней, наделяет богатым духовным миром.

Данная проблема также была затронута Львом Николаевичем Толстым в произведении «Война и мир». Раненный под Аустерлицем князь Андрей наблюдает над собой «высокое небо». И воинский подвиг, и продолжающийся рядом бой, и боль от тяжелого ранения- все отступает на второй план в сознании героя.

Действительно, природа это источник сил и вдохновения. Красота природы развивает у человека чувство любви к родной земле. Природа делает каждого человека благороднее, лучше, чище и милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней.



Могу сделать вывод, что красота природы значительно влияет на настроение и образ мыслей человека. Научиться видеть ее красоту в каждом дне, погрузиться в нее хотя бы на мгновение - дорогого стоит.

Слов.

82. Мой современник… Каков он?

Мой современник, прежде всего, разнообразен. В нём не найти идеалов добра, да и ошибок он избежать не может. Какие же задачи не может решить современный человек? А если и решает, то совершает много ошибок. Многие люди, иногда сами того не подозревая ограничивают свою свободу – и это их главная ошибка. Потому что всё, что дороже любых слов, любых понятий и взглядов – это жизнь и свобода. Мой современник не может решить всех проблем, не совершив ни одной ошибки, он не идеален, но его интересует будущее и современник вынужденно рискует.
Человек нынешнего поколения должен постоянно развиваться. Стоит одному человеку остановиться и всё общество начнёт деградировать. Николенька Иртеньев в произведении Л.Н.Толстого «Юность» пишет «Правила жизни». Он пытается совершить нравственный скачок, но у него не получается и Николенька забывает об этих правилах. Однако совершив большую ошибку в своей жизни, он вновь возвращается к ним, так как осознаёт важность нравственного развития в жизни молодого человека.
Конечно, раньше идеалы были другие. Да и относились к ним серьёзнее. Но и в наше время есть множество своих ценностей. И, пусть немногие современники, стараются соблюдать их вопреки всему. Сейчас молодые люди ведут себя свободнее. Хотя, так ли это? Правда ли что раньше молодёжь была лучше? Я думаю, нет. Просто всё хорошее в жизни запоминается лучше. И это, скорее всего, подходит под это описание.
Так кто же он? Главное отличие жизни современного человека – это осознание важности душевных качеств. А именно это качества он передаёт в своём облике. И не важно, что все они различны.
Мой современник – это, прежде всего, личность. Она индивидуальна и не стоит на месте. Душа современника постоянно стремиться к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не стремиться подражать кому – либо, а в первую очередь хочет проявить своё «я».



Слов.

Быть на Земле Человеком.

Ты рожден человеком,
но человеком надо стать.
Настоящий человек выражает
себя в убеждениях и чувствах,
воле и стремлениях, в отношении к людям

и к самому себе, в способности любить и
ненавидеть...
В. В. Сухомлинский
Мы все - люди Земли. Каждый из нас способен мыслить и чувствовать, любить и ненавидеть, верить и лгать. Если Бог создал Человека, дав ему жизнь, то человек стал творцом своей жизни. И сколько людей, столько и разных жизней, судеб. А жизнь человека так коротка, что прожить ее нужно как можно лучше, ярче, интереснее. Если ты замкнешься в себе, в своих чувствах, и самое страшное - будешь жить только для себя, отрекаясь от мирской суеты, не слыша людей, забыв про любовь и доброту, то ты - несчастный человек, который прожил и не узнал жизнь. Никогда не нужно предаваться покою. Человек рожден не для этого. Жизнь - это игра страстей и противоречий. И тот, кто сумеет повести игру, всегда достигнет поставленной цели. Человек рожден, чтоб “гореть”. Да, гореть в огне идей, призывая других к настоящей жизни. Несчастен тот человек, который возненавидел жизнь. И прекрасен тот, кто свободен и дарит эту свободу людям. “Жить для людей” - это не лозунг, это цель, которая должна стать, пусть не для каждого, но для большинства, смыслом жизни. “Не жалей себя - это самая гордая, самая красивая мудрость на земле”. (М. Горький) Я восхищаюсь жизнью великих людей. Имена классиков мировой литературы, художников, актеров, певцов не только вошли в историю, но и оставили свой “след” на Земле, подобно падающей звезде, которая, оставляя за собой святящийся след, дарит восхищение и загадку людям. В. Г. Белинский писал: “Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу... возбуждает деятельность”. У меня и моего поколения все еще впереди. Совсем немного, и мы вступим в новую, незнакомую жизнь. Конечно, каждый пойдет своей дорогой, но не надо забывать, что Земля одна, общая, но забота о ней - забота всего человечества. Каждый должен начать с себя. Что он сделал для людей? Какие “следы” оставил на земле? Для настоящего человека важно умение подчинять волю разуму. Только такие люди пройдут через все испытания, и только они спасут Землю. По словам П. С. Макаренко, “большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставлять себя и отказаться от чего-то, когда это нужно”, нужно стремиться жить красиво и бурно. Любить людей, быть добрым и отзывчивым, мужественным и благородным, любить мать и Родину. Эти истины живучи во все времена. Нас всех учат этому, но далеко не каждый становится настоящим человеком. Надо уметь ценить жизнь. Каждый живет на Земле один раз, и для того жизнь будет долгой, кто станет выше всех предрассудков, поймет ее смысл, и его дела не будут забыты людьми. Невозможно не вспомнить слова А. П. Чехова: “Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю...” Так жить хотел бы каждый, но это зависит от самого человека.

Слов.

Вечный спор добра и зла.

Еще с самого детства, читая сказки на ночь, мы уже слышали про противостояние добра и зла. В самых разных сказках, легендах и историях всегда было добро и зло. И как бы зло ни боролось и ни пыталось победить, но добро всегда побеждало. Мы росли, детские сказки начали сменяться уже более взрослыми рассказами, но и там всегда находилось место противостоянию между чем-то хорошим и чем-то плохим. Но с каждым годом взросления добро все меньше и меньше брало верх над злом. И, возможно, это из-за того, что детские сказки писались с добром, и для детей там было больше добра, или, вполне вероятно, что мир так начал меняться, что зло все больше и больше занимает первые позиции.

Казалось бы, мир становится лучше. Изобретаются новые технология, разрабатываются новейшие процессы, развитие стремится вверх, но с тем самым человечность куда-то исчезает. Люди становятся какими-то бесчувственными, безразличными, грубыми. Они не замечают особой разницы между добром и злом. Многие живут по принципу то, что нужно для меня это хорошо, а все остальное плохо и, вообще, меня не касается. Есть, конечно, и добрые, заботливые, искренние люди. Но их слишком мало и они просто теряются среди подлости, предательства и зла. Противостояние, конечно, есть и будет продолжаться всегда, но добро понемногу начинает терять свои позиции.

Если бы добро жило в каждом человеке, и он мог провести черту между хорошими и плохими вещами, то шансы на победу были бы намного больше. Но иногда складывается такое впечатление, что люди не хотят понимать разницы между добром и злом. Их либо все устраивает, либо они не хотят ничего делать, что бы ни было еще хуже. Но это и есть хуже всего - ничего не делать. Безделье - это первый этап над потерей того доброго и человечного, что у вас есть. Всегда нужно что-то делать, идти вперед и стремится что-то изменить. Только тогда возможна победа над собой и злом в целом мире.