Трагическое столкновение с жизнью темы карташова. Эстетические категории и понятия

В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов - трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда - правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... Чего жалеть... Ты везде лишняя... да и все люди на земле - лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки - правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире.

То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят - как лучше, дай им, Господи, терпенья!» - искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет - найдет... Помогать только надо им...» Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно... было уважать...»

Третья правда - правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» - спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит - гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, - о человекобоге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому - и одновременно момент столкновения разных правд - монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек - тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ - сомнителен, а если отрицательный - то как же быть с тем, что «существует только человек» ? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, - не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого - это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

«На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось? Все так же есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди , так же искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждет принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди , уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ : что есть истина , что нужно человеку - жестокая реальность , утешение любой ценой или что-то третье?
Три «правды» в пьесе противопоставлены друг другу. Одна - правда жестокости. Есть реальность, нельзя обманывать человека ,
жалеть его, унижать этим. «Человек! Это - великолепно!» Люди должны смотреть в лицо фактам, как бы они ни были страшны. Кто же говорит это в пьесе? Может быть, положительный, сильный, смелый герой, человек , знающий цель жизни и бесстрашно к ней идущий? Увы, весь пафос снижается тем, что Горький отдает этот гимн во славу гордого человека картежнику и шулеру Сатину.
Правда реальности в том, что нет ни работы, ни пристанища, ни надежды, ни сил. Отнято право на жизнь , и выход один: «Издыхать надо!» Так говорит Клещ, единственный, кто поначалу еще надеется на то, что вырвется из ямы, что это не конец, а временное падение. Надеется на то, что реальность уступит любви, и проститутка Наташа . Страшная надежда у мужа Анны, что вот умрет, наконец, жена , и станет легче. Иллюзия освобождения теплится у всех, кроме Барона, но и у него есть ниточка: «Все в прошлом». Значит, было прошлое, что-то есть не впереди, так хоть позади. Полное отупение и равнодушие у Бубнова. Этот человек уже по ту сторону правды и надежды, он мертв, и ни иллюзии, ни реальные перемены не воскресят его.
И вот в этом аду, где глумится над человеком само небо, лишая надежды, появляется странный персонаж. Лука - странник. Таких людей называли еще «странные», от «странствовать». Он ходит по миру, вооруженной единственной заповедью: все люди достойны надежды и жалости. Он обращается к отребью: «Честной народ». Это уважительные слова, не пустые. Так здоровались с работящими, хозяевами, людьми, пусть и бедными, но не отвергнутыми обществом . Как-то перекликается это с обращением «добрый человек» булгаковского Иешуа и его словами: «Нет злых людей на свете». Лука задан Горьким как носитель лжи, подающий милостыню вместо реальной помощи. Но как он может помочь? Все, что имеет странник, это тепло и жалость к человеку и твердое убеждение, что нельзя жить без надежды. Он не может помочь ни советом, ни делом. Но с приходом Луки в яме появляется свет.
Герои не обманываются, не верят Луке. Бубнов говорит, что Лука все врет, но без пользы для себя. Но доброту его, обращенную ко всем, без вопроса - а заслуживают ли эти люди доброго отношения, чувствуют и Пепел, и Наташа, и Анна , и Актер . Так может быть, это и есть настоящая правда? Но ужас в том, что беспочвенные надежды быстро рассеиваются, оставляя после себя еще больший мрак и опустошенность. Лука дает временное утешение, как лекарства, которые не лечат болезнь, а только заглушают боль . Но РЬКИИ не осуждает и не поддерживает философию утешительства. Он ищет в ней здоровую сторону. Человек - это действительно звучит гордо, и сила человека в том, что, поверив даже в невероятное, он силой веры может изменить саму реальность.
Нельзя убивать человека правдой, потому что кроме фактов, которые всегда переменчивы, есть другая правда - человеческая душа, вера в себя, надежда на лучшее, идеал и цель впереди, без которых жизнь просто невозможна и не нужна.
Такова третья правда - правда великого реалиста и гуманиста Горького, авторский голос, который звучит в пьесе, не заглушая голоса персонажей, но давая перспективу и указывая выход если не для героев пьесы, то для нас.

24 сентября 2016 года в Нижнеколымском районе Якутии произошло трагическое событие – на протоке реки Колымы столкнулись две моторные лодки. Результат столкновения оказался роковым: одна женщина погибла, еще трое получили ранения, в том числе и один ребенок.

Холодным осенним субботним вечером житель села Анюйск Билибинского района на своей моторной лодке выехал в поселок Черский. На борту его судна находились трое пассажиров, включая Филиппа. Ничего не предвещало беды. Погода была хотя и холодная, но ясная, да и течение не особо сильное. Через какое-то время Филипп вдруг обратил внимание, что их лодка буквально летит, не снижая скорости навстречу другой. Он с беспокойством сказал об этом водителю, но было уже поздно. Водитель маломерного судна не справился с управлением. Так и не добравшись до Черского 30 километров, судно врезалось в идущую навстречу моторную лодку, на борту которой также находилось трое пассажиров, в том числе трехлетний ребенок. Раздались громкие крики о помощи. Лодки быстро накренились и стали заполняться водой…

После того, как сильнейший толчок обрушился на лодку, женщина-пассажир пострадавшего судна получила множественные серьезные травмы, не совместимые с жизнью. Ее буквально «выбило» из лодки, она оказалась в воде и, возможно, потеряла сознание. Когда ее подняли из воды, она скончалась. Сам водитель – виновник трагедии – получил травму грудной клетки с переломами ребер и ключицы и травму легкого. В воде, которая в это время на реке Колыма уже ледяная, оказались и другие участники происшествия. Люди могли утонуть, получив ранения, общее переохлаждение организма или поддавшись панике. На помощь тем, кто оказался в воде, пришел студент колледжа 19-летний Филипп: он не растерялся, не поддался панике, а собрав свою волю «в кулак» и быстро сориентировавшись, помог ребенку и другим пассажирам благополучно добраться до берега. Следует отметить, что на всех пассажирах и на водителях маломерных судов были надеты спасательные жилеты, что также помогло им выжить.

Пострадавшим была оказана своевременная помощь благодаря оперативному взаимодействию администрации района и сил МЧС, люди доставлены в больницу села Анюйск, а затем на вертолете Ми-8 в центральную районную больницу города Билибино. Их жизни уже ничего не угрожало.

Самоотверженный поступок 19-летнего Филиппа Дьячкова, самого оказавшегося в экстремальной ситуации, помог спасти две жизни: женщины и ребенка – поступок молодого, но уже зрелого и состоявшегося человека.

Родился в 1997 году
Награжден в 2017 году
Поселок Омолон, Чукотский автономный округ

«Три правды» в пьесе Горького «На дне» и их трагическое столкновение.

Цели урока :

1.Через позиции героев пьесы, являющихся носителями определенной идеологии выявить авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

2. Расширение представлений о драматургическом конфликте.

3. Через анализ философского конфликта расширение представлений о правде, гуманизме, человеческом достоинстве.

4. Закрепление навыков работы с сопоставительной таблицей.

Предварительная работа : составить сопоставительную таблицу с высказываниями о правде, вере, человеке и его морали Лукой, Сатиным, Бубновым.

Эпиграф : «…Что лучше: истина или сострадание?» (А.М.Горький)

Ход урока.

Слово учителя.

Цель нашего урока – на основании анализа материалов сопоставительной таблицы определить идейные позиции героев, выявить авторскую позицию по отношению к вопросу о правде, расширить представление о драматургическом конфликте, основанном на борьбе идей, поразмышлять о правде, гуманизме, человеческом достоинстве, назначении человека.

«На дне» - вторая пьеса Горького. Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравственные проблемы времени. Вокруг нее развернулась острая борьба. Критики писали о «натурализме» пьесы, о «лубочно-босяцком» романтизме автора. Критики реакционно-монархического направления усматривали в ней революционную проповедь, подрывающую общественные устои. Либеральная критика представляла писателя проповедником христианской морали, говорила о появлении а творчестве Горького «каратаевского начала примирения». Критики-народники расценили гуманизм Горького как гордое презрение к «маленькому человеку». Сам автор говорил в интервью газете «Петербургские новости» за 15 июня 1903 года, что основным вопросом, который он хотел поставить в пьесе, является вопрос, вынесенный в качестве эпиграфа. Итак, что лучше, истина или сострадание?

Аналитическая беседа по пьесе .

1 .Горький создал произведение, в котором движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Такие понятия, как «честь», «совесть», «душа», «свобода», «правда» возникают с первых страниц пьесы, и тут же выясняется, что представления о них различны. Особый герой пьесы – Бубнов, его высказывания зачастую кажутся циничными.

Что мы знаем о прошлом Бубнова?

Субъективные или объективные причины привели его на дно?

Работа с материалами таблицы .

Предварительные выводы:

Можно ли предположить, что высказывания Бубнова проявляют истинный смысл ситуации, в которой оказались люди7

2 Горький всегда выступал против проповеди утешения, называл ее «обидной людям», считал лишь формой примирения с действительностью. Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука.

Образ Луки в системе персонажей (средства создания образа: портрет, речь, самохарактеристика героя, взаимоотношения с другими персонажами пьесы)

Что мы знаем о прошлом Луки? (обратить внимание на сословную принадлежность Луки, его отношение к господствующему классу, его «беспаспортность»)

Какие перемены вносит появление Луки в жизнь обитателей ночлежки?

Каково отношение к Луке других героев?

Предварительные выводы:

В чем смысл притчи о Праведной земле, рассказанной Лукой?

Корыстен ли Лука в своей лжи?

Как он ведет себя в критических ситуациях? (Сцена с Медведевым, избиение Наташи, убийство Костылева) Почему?

3 Исчезновение из ночлежки Луки выводит на передний план еще одного персонажа – Сатина. Что говорит Сатин об ушедшем во время суматохи старике? (« Он…подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»)

Образ Сатина в системе персонажей (прошлое героя, объективные или субъективные причины привели его на дно).

Работа с материалами таблицы.

Предварительные выводы:

Какие высказывания Сатина близки самому Горькому? На каком основании можно сделать такие выводы?

Однако почему патетическая речь героя имеет сниженную мотивировку? (Он произносит ее, когда пьян)

4 Итак, в монологах Сатина отчетливо прозвучало требование правды. Что такое правда? Что мы понимаем под этим словом?

Вот как трактуется слово в словаре Ожегова:

Правда – то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей . Если исходить из данной формулировки, то высказывания какого из данных персонажей честно показывают положение обитателей ночлежеки? Устраивает ли такая правда автора?

Обратимся еще к одному толкованию слова. Правда – справедливость, честность, правое дело. Каким образом данное толкование слова реализуется в пьесе?

Подведение итогов.

Вывод:

Итак, в пьесе сталкиваются три правды:

    «правда факта» из уст Бубнова

    «правда» утешительной лжи, носителем которой оказывается странник Лука

    правда «свободного Человека», провозглашенная Сатиным.

«Правда» Бубнова – это та правда, которую категорически не приемлет автор. Каким бы спорным не было отношение Горького к позиции Луки и Сатина, но обе эти позиции резко противопоставлены бубновскому цинизму, его презрению к человеческой личности.

О философии пьесы и образе Луки всегда было много споров. Указывалось на сложность, противоречивость отношения к Луке самого автора. Мы убедились в том, что характер Луки психологически сложен и не поддается однолинейному истолкованию.

Можно ли утверждать, что после пламенного монолога Сатина жизнь героев пьесы в скором времени кардинально изменится, осознание высокого предназначения человека выведет их со дна жизни? Безусловно, нет. Но если понимание того, что «надо уважать человека» становится доступно «арестанту, убийце, шулеру», как не признать ее читателю и зрителю, к которым, собственно и обращен монолог Сатина.

Алексей Ледяев Трагическое столкновение, 10.02.13. Трагическое столкновение Человеческая жизнь - как мишень, на которую в равной степени претендует и Бог, и дьявол. Только Иисус спрашивает разрешения вмешаться в жизнь, а дьявол - нет. Главное орудие дьявола - это иллюзии, обман. Происходит трагическое столкновение иллюзии с реальностью, и в этом столкновении либо иллюзии уничтожают реальность, либо реальность - иллюзии. Во что ты веришь, то и победит в твоей жизни. Почему распяли Христа? Вера того народа в иллюзии, навязанные дьяволом, распяла Божью правду. А познание истины делает головой, а не хвостом. Иисуса, в отличии от нас, христиан, интересует общественное мнение. Если наши соседи и ближние верят в иллюзии, они их приведут в погибель. Иисуса интересует и общественное мнение, и церковное: «За кого вы почитаете Меня?» За кого мы почитаем Иисуса, за того будут почитать и люди, живущие вокруг нас. Откровение об Иисусе реформирует сознание - это, как детонатор, взрыв атомной бомбы. Откровение об Иисусе сопряжено с откровением о Живом Боге, Творце Вселенной. Нам нужно знать, Кто Он на самом деле, отказаться от привычных молитв - «холостых патронов». Откровение об Иисусе важнее исцеления, процветания. На самом ли деле ты хочешь получить познание о Нём? Легко, находясь в плену религиозного мифа, распинать Божью реальность. А познать реальность - это и есть роковое столкновение. В одних случаях, Божья истина была распята (смерть Христа), в других - истина победила иллюзии, миф (обращение Савла). Когда познаёшь истину, ты совокупляешься с Ним, и уже не ты живёшь, но живёт в тебе Христос. Иоан. 18:37 Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Если Бог родил нас, то Он дал нам способность слышать голос истины и отличать его от других. У меня есть церковь, куда приходит Дух Святой, и Он проникает до разделения души и духа, чтобы изменить качество моей веры. Иисус есть Царь царей, Господь господствующих, победивший дьявола, забравший ключи ада и смерти. Дьявол знает, что наша сила во Христе Иисусе, поэтому самая большая война будет против Него. Не отдавай откровение о великом Иисусе, грядущем Хозяине всей Вселенной! Пройдёт немного времени, и Иисус явит себя. Главное, чтобы в этот момент мы говорили: «Вот Бог, на Которого мы уповали!» Молитва об откровении об Иисусе: «Дух Святой и ночью посетит тебя, и днём!» Вопросы: 1. Какое главное орудие дьявола? 2. Имеем ли мы способность отличить истину от иллюзий? Почему? 3. С чем сопряжено откровение об Иисусе?