Что значит сад для гаева. А

Знаменитая пьеса Чехова «Вишневый сад» и до сих пор не сходит с театральных подмостков, хотя написана она была в 1903 году. Она стала классикой жанра, которая во все времена собирала аншлаги в залах. Кто-то видит в ней комедию, кто-то драму, но она действительно очень интересна и по-своему уникальна, так как в ней описана во всей красе жизнь русских аристократов, которые переживают свои не лучшие времена.

В пьесе много персонажей, по которым можно понять моральные и нравственные устои тогдашнего высшего сословия, о чем оно думало и к чему стремилось в ожидании движущихся на них перемен. Приступая к теме «Гаев Леонид Андреевич: характеристика («Вишневый сад»)», нужно отметить, что этот представитель дворянства стал его современной карикатурой. Все отрицательные стороны его сестры Раневской еще более уродливы именно в нем. Эти и обуславливается весь комизм происходящих событий.

Гаев: «Вишневый сад», характеристика (кратко)

Чтобы понять отношение к высшему сословию самого писателя Чехова, обратимся к характеристике одного из главных героев - Гаева. В пьесе «Вишневый сад» он является братом главной героини Раневской, лицо менее значительное, чем она, однако в равной доле имеющее права на наследство, которое заключено в их обедневшем имении с вишневым садом, заложенном за долги. Кто он такой, и чем он живет?

По-своему уникальна и интересна пьеса «Вишневый сад». Гаев, характеристика которого говорит о том, что это обедневший помещик и слабовольный человек, вместе с сестрой ведет праздный и беззаботный образ жизни. Он никак не может привыкнуть к мысли, что их вишневый сад выставлен на аукцион за долги. Гаеву пошел уже шестой десяток, но у него нет ни жены, ни детей. Он живет в своем старом имении, которое дряхлеет и разрушается прямо у него на глазах. Вот только преданный лакей Фирс все по-прежнему с лаской и заботой опекает своего хозяина.

Долги

Немного удивительно то, что именно комедией, а не драмой представил Чехов «Вишневый сад». Характеристика Гаева здесь чего только стоит, ведь он постоянно одалживает средства, чтобы хоть как-то погасить проценты по долгам и сестры, и своим. В голове своей он постоянно прокручивает варианты погашения этих многочисленных и постоянно растущих долгов, и мечтает о том, чтобы получить какое-нибудь наследство или чтобы племянницу Аню взял в жены какой-нибудь богатый помещик. А еще он подумывает съездить к тетке-графине в Ярославль и у нее попытать счастья и выпросить денег.

Описание и особенности Гаева

В отличие от его сестры Раневской, о Гаеве можно прочесть лишь в небольших ремарках, где через его поведение и раскрывается его характер, в пьесе о нем мало говорят и действующие персонажи. О его прошлом почти ничего не рассказывается. Тем не менее, понятно, что Гаев - человек образованный и может красиво оперировать словами, но в основном они пустые и ничего не значащие. В этом и кроется главная характеристика героя. Гаев вишневый сад очень любит, как и его сестра Раневская, он прикипел к нему всей душой, ведь именно сад наполняет душу теплыми воспоминаниями о прошлых добрых временах.

Жизнь без забот

Всю свою жизнь Гаев прожил в этом имении беззаботно как мотылек и был постоянным посетителем мужских клубов, где любил играть в бильярд. Все светские новости и сплетни он приносил в дом именно оттуда. А однажды даже получил предложение быть служащим в банке с окладом в шесть тысяч годовых. И тут удивительна неодобрительная реакция близких, сестра сомневается в нем, а Лопахин считает, что он слишком неусидчив и ленив. В этом вопросе его поддержала только племянница - добродушная Аня, которая сказала, что верит в своего дядю. Почему ему так не доверяют окружающие, а ведь даже лакей Яша показывает ему свое неуважение?

Вишневый сад

Удивительно, что когда был заложен вишневый сад, Гаев, характеристика которого и так представлена не лучшим образом, ведет себя совершено безрассудно. Когда капиталист нового времени купец Лопахин предлагает ему и его сестре Раневской выход из ситуации: разбить участки и сдавать их в аренду под дачи, то Гаев абсолютно не желает прислушиваться к его рациональному совету, а продолжает жить со своими предрассудках. Гаев считает себя аристократом и привычка поглядывать свысока на таких дельцов из обычного народа у него в крови, и с этим уже ничего не поделаешь.

Когда Гаев вернулся с аукциона, на котором было продано имение, он был буквально подавлен этим событием, и на глазах его застыли слезы. Но как только он услышал звуки ударов кия по шарам, то всю грусть у него как рукой сняло. А все потому, что этот герой не способен на глубокие переживания.

Заключение

И вот подходим к заключительному и довольно грустному моменту в пьесе «Вишневый сад». Гаев (характеристика персонажа по мнению Чехову) представил заключительную степень эволюции дворянства. Им он и замкнул цепочку создаваемых им образов дворян на протяжении всей своей литературной жизни. Эти образы аристократов с великолепным образованием оказались не способными защищать свои интересы и идеалы, это были герои своего времени, которые имели слабость позволить таким как Лопахин занять господствующее место.

В анализе темы «Вишневый сад». Гаев: характеристика» надо отметить, что доведя образ Гаева до карикатуры, Чехов показал, как сильно обмельчали дворяне. По этому поводу писателю пришлось выслушать немало критики аристократии, которая обвинила его в незнании их круга. Но Чехова этим не пробрать, он ведь больше хотел создать не комедию, а фарс, что в принципе у него отлично получилось.

Ну и чтобы уже до конца понять смысл этого произведения, отметим, что в пьесе «Вишневый сад» отличительная особенность - это чеховский символизм, где главным и центральным героем является не человеческий персонаж, а образ вишневого сада, как символа дворянской жизни. В конце пьесы вырубается вишневый сад, так распадались дворянские гнезда, изживала себя старая Россия, где жили Раневские и Гаевы.

Чехов как будто бы предвидел все наперед, все последующие события и потрясения, которые придется пережить в скором времени его стране, но которые он, увы, увидеть он не успел. «Вишневый сад» стал одним из последних произведений великого классика Антона Павловича Чехова.

В классической драме герои совершают поступки, произносят монологи, побеждают или погибают. В соответствии с их ролью в развитии действия они подразделяются на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. В чеховской пьесе нет главных и второстепенных действующих лиц. Епиходов автору столь же важен, как и Гаев, а Шарлотта интересна не менее Раневской. Даже «случайный» Прохожий, появляющийся в финале второго акта, лицо эпизодическое, с точки зрения традиционной драмы выполняет в пьесе Чехова определенную смысловую роль.

Задание

Кем представлено поместное дворянство в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»? Дайте краткую характеристику этим персонажам.

Ответ

Поместное дворянство представлено в пьесе старыми хозяевами вишневого сада – братом и сестрой Гаевым и Раневской, а также Симеоновым-Пищиком.

Раневская и Гаев – славные, милые, по-своему добрые люди. Раневская сентиментальна, привыкла к праздной жизни, сорит деньгами, чувства ее поверхностны, неглубоки.

Задание

Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они характеризуют персонажей?

Ответ

Гаев во многом похож на сестру, совершенно беспомощен в практических делах, фразер. Ему уже за пятьдесят, а он по-прежнему как ребенок. Гаева до сих пор на ночь раздевает Фирс.

Когда Раневская возвращается в родной дом, ее волнует воскресшее прошлое, ее удивляет то, что здесь все прежнее; такое, какое было, будто время не движется. Эта неизменность вещей приводит в восторг Гаева. Только его восторги откровенно смешны. Высокопарно и торжественно он обращается к шкафу. Его любовь к поместью ограничена собственным красноречием. Он предлагает множество планов спасения имения, но понятно, что все они несостоятельны.

Вопрос

Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?

Ответ

Те качества, которые у Раневской окружены дымкой поэзии, у Гаева снижены до комизма, а в Симеоне Пищике низведены до фарса.

Вопрос

Как Раневскую характеризует отношение в Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову? Как можно оценить доброту Раневской?

Ответ

Доброта Раневской соседствует с безучастностью. Она целует вещи и совершенно равнодушно воспринимает известие о смерти няни: «Милый мой старичок», – называет она Фирса. А потом он оставлен в доме, где навсегда кончилась жизнь.

Раневская оставляет Варю, которую любит, «как родную». На деньги Ани едет в Париж. Любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т.д.

Вопрос

Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Почему все успокоились после продажи вишневого сада?

Ответ

Раневской дорог сад, но любовь ее неактивна. Она надеялась на то, что и так обойдется. А в IV действии Раневская и Гаев совершенно успокоились. То, что тревожило их, прошло, они уже не чувствуют ответственности перед вишневым садом.

Вопросы

1.​ Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

2.​ Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи?

3.​ Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?

Задание

Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.

Выводы

Образы Раневской и Гаева – воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм – в контрасте речи и поступков. Жизнь впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», – скажет о них Горький.

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

«Вишневый сад». Брат главной героини, Любови Андреевны Раневской.

История создания

Антон Чехов закончил работать над пьесой «Вишневый сад» в 1903 году, и уже на следующий год пьеса была впервые поставлена знаменитыми режиссерами и Владимиром Немировичем-Данченко в Московском художественном театре. Роль Гаева в этой первой постановке сыграл сам Станиславский, а роль Любови Раневской исполнила супруга Чехова, актриса .

Замысел и первые наброски пьесы датируются 1901 годом. «Вишневый сад» стала последней пьесой, написанной Чеховым. Драматург умер через год после того, как закончил работу над этим произведением.

Пьеса «Вишневый сад»


Внешность Гаева из пьесы "Вишневый сад"

Леонид Андреевич Гаев - брат главной героини пьесы . Это человек в летах, однако оторванный от действительности. Гаеву 51 год, герой любит сладкое, любит хорошенько выпить и плотно перекусить, ужасно много говорит и сказанное им часто оказывается некстати. Герой ведет себя глупо и осознает это, однако, как и Раневская, не в состоянии с собой справиться. Дочери Раневской, племянницы Гаева, постоянно советуют дяде молчать, но тот не внимает этим советам.

По происхождению Гаев - помещик, однако все состояние герой, по собственному выражению, «проел на леденцах». Герой любит произносить торжественные речи по любому поводу. Как-то раз Гаев обращает речь даже к книжному шкафу. Герой обожает бильярд, и термины, связанные с этой игрой, часто проскальзывают в его речи.


Гаев необыкновенно ленив. Герою досталось место в банке, где тот сможет получать шесть тысяч дохода в год, но окружающие не верят, что герой оценит такой подарок судьбы и удержится на этом месте. Старый лакей Фирс до сих пор ухаживает за Гаевым так, будто тот - ребенок, а купец Лопахин со свойственной тому грубостью называет Гаева «бабой» и считает героя странным и легкомысленным человеком. Однако родные, при всех недостатках Гаева, относятся к тому с любовью.

Как и сестра, Гаев отвергает идею вырубить вишневый сад и отдать землю в аренду, чтобы заработать денег, выплатить долги и спасти таким способом имение. Герой согласен с Раневской в том, что «дачи и дачники - это пошло», и строит эфемерные планы занять денег на выкуп сада у некоей тетушки-графини или отдать племянницу Аню замуж за богатого господина, который выплатит долги.


Гаев дает Раневской обещание, что имение не будет продано с торгов за долги, однако ничего не предпринимает для того, чтобы это обещание выполнить. В конечном счете имение Раневской покупает на аукционе купец Лопахин, Ганев, Раневская, дети и слуги уезжают оттуда опечаленные, а вишневый сад вырубают. Дальнейшая биография героя неизвестна.

Гаев и его сестра трогательно привязаны к вишневому саду, который воплощает для обоих лучшие моменты жизни, молодость и счастье. Образы Гаева и Раневской в пьесе представляют отжившее прошлое, которое уступает место настоящему, воплощенному в образе практичного купца Лопахина.

Экранизации и постановки


Иллюстрация к книге "Вишневый сад"

В 1981 году британский режиссер Ричард Айр снял драматический фильм «The Cherry Orchard» по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Роль Леонида Гаева в этой экранизации сыграл актер Фредерик Тревес. Сестру героя Любовь Андреевну Раневскую сыграла актриса , известная по роли М в серии фильмов о .

До этого Джуди Дэнч уже однажды снималась в экранизации «Вишневого сада». Это был фильм 1962 года, и актриса исполнила там роль Ани - младшей дочери Раневской. Образ Гаева в этой версии воплотил сэр Артур Джон Гилгуд, знаменитый исполнением шекспировских ролей, в том числе и в кино.

В 1999 году вышла еще одна экранизация, на этот раз совместного греко-французского производства. Режиссером и автором сценария стал греческий режиссер Михалис Какоянис. Роль Гаева исполнил британский актер Алан Бейтс. Съемки фильма проходили в Болгарии.


Алан Бейтс в фильме "Вишневый сад"

В 2008 году вышла российская экранизация «Вишневого сада» в жанре комедии с элементами фарса и итальянского площадного театра. Фильм снял режиссер Сергей Овчаров. Роль Гаева исполнил актер Дмитрий Поднозов.

Пьеса неоднократно ставилась в театрах по всему миру. В Британии в 2009 году «Вишневый сад» поставил лондонский театр «The Old Vic» в обработке знаменитого драматурга и режиссера Тома Стоппарда. В 2016 году пьеса была сыграна на сцене Театра Ю в Калифорнии, США. Режиссером стал Даниэль Хейфец.

Цитаты

«Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима».
«О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь...»
«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».

«Вишневый сад» - широко известная пьеса Чехова, которая позволяет проследить за двумя основными линиями. На первом плане перед нами разворачивается судьба поместья, которое является родовым для Раневской и Гаева. Поскольку собрались большие долги, необходимость продажи имения почти неотвратима. Второй линией, которая не так заметна, является любовь. В пьесе все трагично, при этом автор старается показать, что даже такие ситуации не мешают высмеиванию. Показывается жизнь аристократии, персонажи показывают устои, стремления тех времен.

Гаев является братом Раневской, и имеет все ее недостатки, но на его персоне они выглядят еще неприятнее. Его образ не так важен для сюжета, он также имеет право на имение и является помещиком. В сюжете говорится, что он проел имение «на леденцах», он одинок в своих приличных годах и живет праздно, опекаемый лакеем.

Характеристика героя

(Константин Сергеевич Станиславский в роли Гаева Л.А., МХТ им. Чехова 1922-24гг. )

Гаев живет в долг, не понимает необходимость продажи имения, он не обращает внимания на упадок здания. Персонаж постоянно занимает деньги, и мечтает погасить долги и уехать.

Основными чертами персонажа являются:

  • слабоволие. Он растратил богатства и не смог управлять поместьем;
  • беззаботность. Несмотря ни на что, живет праздно;
  • невнимательный. Он живет в поместье, но не видит, что оно разрушается;
  • мечтатель. Надеется, что кто-то погасит проценты и долги, что Аню возьмет в жены богатый помещик, надеется получить деньги от тети в Ярославле;
  • образованный. Умеет красиво говорить и строить фразы, при этом его слова пусты;
  • сентиментален. Как и сестра Гаев любит вишневый сад, тоскует о нем.

Много понять о психологии персонажа трудно, поскольку он не числится среди основных героев, и просто отражает Раневскую, усугубляя все недостатки уходящей в былое знати.

Образ и роль героя

Гаев живет без забот, он играет в бильярд, ходит в клубы и собирает сплетни. Когда ему предлагали работу в банке на 6000 годовых, сестра в него не поверила, а Лопахин засомневались в усидчивости, только Аня поддержала дядю. Гаеву не доверяют, его не ценят, поскольку его характер отрицателен, а рассуждать он не может. Он не сделал ничего для имения, и когда Лопахин внес дельное предложение о разбитии участка для аренды, он не схватился за данный выход. Гаев даже слушать не захотел, ведь он выше ставит свои предрассудки. После продажи поместья Гаев был печален, но его быстро отвлек шум от игры в бильярд. Персонаж является мелким человеком, который не способен глубоко переживать.

Символичность Гаева для пьесы

(Иннокентий Смоктуновский в роли Гаева, художественный фильм "Вишнёвый сад", СССР 1976 )

Гаев и Раневская показывают аристократию того времени и символизируют прошлое России, которое уходит. Гаев показывает на себе поведение, которое присуще аристократии, в том числе невозможность бросить свои привычки, пересмотреть взгляды. Герой считает, что разбив имение, он опустится на уровень дельцов, а это недопустимо и пошло, такое же мнение и у Раневской. Он свысока смотрит на дельцов, не прислушивается к советам, такое поведение в его крови, и не может быть исправлено.

Свою знаменитую пьесу "Вишнёвый сад" А. П. Чехов написал в 1903 г. В этой пьесе центральное место занимают не столько личные переживания персонажей, сколько аллегорическое видение судьбы России. Одни персонажи олицетворяют прошлое (Раневская, Гаев, Фирс, Варя), другие - будущее (Лопахин, Трофимов, Аня). Герои пьесы Чехова "Вишнёвый сад" служат отражением общества того времени.

Главные действующие лица

Герои "Вишнёвого сада" Чехова - это лиричные персонажи, имеющие особенные черты. Например, Епиходов, которому постоянно не везло, или Трофимов - "вечный студент". Ниже будут представлены все герои пьесы "Вишнёвый сад":

  • Раневская Любовь Андреевна, хозяйка усадьбы.
  • Аня, её дочь, 17 лет. Неравнодушна к Трофимову.
  • Варя, её приёмная дочь, 24 года. Влюблена в Лопахина.
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, выходец из крестьян, ныне купец. Ему нравится Варя.
  • Трофимов Пётр Сергеевич, вечный студент. Симпатизирует Ане, но он выше любви.
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик, у которого постоянно нет денег, но он верит в возможность неожиданного обогащения.
  • Шарлотта Ивановна, горничная, любит показывать фокусы.
  • Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик, невезучий человек. Хочет жениться на Дуняше.
  • Дуняша, горничная, считает себя похожей на барыню. Влюблена в Яшу.
  • Фирс, старый лакей, постоянно заботится о Гаеве.
  • Яша, избалованный лакей Раневской.

Образы героев пьесы

А. П. Чехов всегда очень точно и тонко подмечал в каждом персонаже его особенности, будь то внешность или характер. Поддерживает эту чеховскую особенность и пьеса "Вишнёвый сад" - образы героев тут лиричные и даже немного трогательные. Каждый имеет свои неповторимые черты. Характеристику героев "Вишнёвого сада" можно для удобства разделить по группам.

Старое поколение

Раневская Любовь Андреевна предстаёт весьма легкомысленной, но доброй женщиной, которая не может до конца понять, что всё её деньги закончились. Она влюблена в какого-то негодяя, который оставил её без средств. И вот тогда Раневская возвращается вместе с Аней в Россию. Их можно сравнить с покинувшими Россию людьми: как бы ни было хорошо за границей, они всё равно продолжают тосковать по своей Родине. Об образе, выбранном Чеховым для родины, будет написано ниже.

Раневская и Гаев - это олицетворение дворянства, богатства прошлых лет, которое во времена автора стало приходить в упадок. И брат, и сестра не могут в полной мере осознать этого, но тем не менее они чувствуют, что что-то происходит. И по тому, как они начинают действовать, можно увидеть реакцию современников Чехова - это был или переезд за границу, или попытка приспособиться к новым условиям.

Фирс - это образ прислуги, которая была всегда верна своим хозяевам и не хотела никакого изменения порядков, потому что им это было не нужно. Если с первыми главными героями "Вишнёвого сада" понятно, почему они рассматриваются в этой группе, то почему сюда можно отнести Варю?

Потому что Варя занимает пассивное положение: она с покорностью принимает складывающееся положение, но её мечтой является возможность ходить по святым местам, а сильная вера была характерна для людей более старшего поколения. И Варя, несмотря на свою бурную, на первый взгляд, деятельность, не принимает активного участия в разговорах о судьбе вишнёвого сада и не предлагает каких-либо путей решения, что показывает пассивность богатого сословия того времени.

Молодое поколение

Здесь будут рассматриваться представители будущего России - это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь - это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.

Всё это удалось воплотить в Трофимове - "вечном студенте" и "облезлом барине", который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней - он "выше любви".

Аня - добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.

Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин - выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса "кулаков" - зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.

Именно в тот период мог появиться герой Лопахина - тогда вот это "поднявшееся" крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.

Почему характеристика героев "Вишнёвого сада" была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.

Внутренние конфликты в пьесе

В пьесе показаны не только личные переживания героев, но и противостояние между ними, что позволяет сделать образы героев "Вишнёвого сада" ярче и глубже. Рассмотрим их подробнее.

Раневская - Лопахин

Самый главный конфликт находится в паре Раневская - Лопахин. И обусловлен он несколькими причинами:

  • принадлежность к разным поколениям;
  • противоположность характеров.

Лопахин пытается помочь Раневской сохранить усадьбу, вырубив вишнёвый сад, и построив на его месте дачи. Но для Раевской это невозможно - ведь она выросла в этом доме, и "дачи - это так пошло". И в том, что усадьбу купил именно Ермолай Алексеевич, она видит в этом с его стороны предательство. Для него покупка вишнёвого сада - это разрешение его личного конфликта: он, простой мужик, чьи предки не могли проходить дальше кухни, теперь стал хозяином. И в этом и заключается его главное торжество.

Лопахин - Трофимов

Конфликт в паре этих людей происходит из-за того, что они имеют противоположные взгляды. Трофимов считает Лопахина обычным мужиком, грубым, ограниченным, который ничем, кроме труда не интересуется. Тот же считает, что Пётр Сергеевич просто зря растрачивает свои умственные способности, не понимает, как можно жить, не имея денег, и не принимает идеологию того, что человек выше всего земного.

Трофимов - Варя

Противостояние строится, скорее всего, на личном неприятии. Варя презирает Петра за то, что тот ничем не занят, и опасается, что он с помощью своих умных речей влюбит в себя Аню. Поэтому Варя старается всячески им помешать. Трофимов же дразнит девушку "мадам Лопахина", зная, что все давно ждут этого события. Но он презирает её за то, что она приравняла его и Аню к себе и Лопахину, ведь они выше всех земных страстей.

Итак, выше было кратко написано о характерах героев "Вишнёвого сада" Чехова. Мы описали только самых значимых персонажей. Теперь можно перейти к самому интересному - образу главного героя пьесы.

Главный герой "Вишнёвого сада"

Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем "Вишнёвого сада" стал именно сам сад?

Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.

Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.

Что значил сад для героев

Можно для удобства написать отношение героев к вишнёвому саду в таблице.

Раневская Гаев Аня Варя Лопахин Трофимов
Сад - символ достатка, благополучия. С ним связаны самые счастливые воспоминания детства. Характеризует её привязанность к прошлому, поэтому ей трудно с ним расстаться То же отношение, что и у сестры Сад для неё - это ассоциация с порой детства, но в силу молодости она не так к нему привязана, и всё равно есть надежды на светлое будущее Та же ассоциация с детством, как и у Ани. Вместе с тем, она не расстроена его продажей, так как теперь может жить так, как ей хочется Сад напоминает ему о его крестьянском происхождении. Вырубая его, он прощается с прошлым, вместе с тем надеясь на счастливое будущее Вишнёвые деревья являются для него символом крепостничества. И он считает, что даже правильным будет отказ от них, чтобы освободиться от старого уклада

Символизм вишнёвого сада в пьесе

Но как же тогда образ главного героя "Вишнёвого сада" связан с образом Родины? Через этот сад Антон Чехов показал прошлое: когда страна была богата, сословие дворян находилось в расцвете, об отмене крепостного права никто и не думал. В настоящем уже намечается упадок в обществе: оно разделяется, меняются ориентиры. Россия уже тогда стояла на пороге новой эпохи, дворянство мельчало, а крестьяне набирали силу. А будущее показано в мечтах Лопахина: страной будут править те, кто не боится трудиться, - только те люди смогут привести страну к процветанию.

Продажа вишнёвого сада Раневской за долги и покупка его Лопахиным - это символичная передача страны от богатого сословия простым рабочим. Под долгами здесь подразумевается долг за то, как к ним долгое время относились хозяева, как они эксплуатировали простой народ. И то, что власть в стране переходит простому народу, является закономерным результатом того пути, по которому двигалась Россия. А дворянству оставалось делать то, что сделали Раневская и Гаев, - уехать за границу или пойти работать. А молодое поколение будет стараться осуществить мечты о светлом будущем.

Вывод

Проведя такой небольшой анализ произведения, можно понять, что пьеса "Вишнёвый сад" - это более глубокое творение, чем может показаться на первый взгляд. Антон Павлович смог мастерски передать настроение общества того времени, положение, в котором оно находилось. И сделал это писатель очень изящно и тонко, что позволяет этой пьесе на протяжении долгого времени оставаться любимой читателями.