Епископ Силуан: «Встреча с Богом всегда означает глубокую духовную перемену. Встреча с богом происходит в нашем сердце

Захватывает ли сегодня Бог жизнь людей сверхъестественным образом? Повторяется ли это в истории современной церкви? Да! Что изменилось бы в вашей жизни, если бы вы лично встретились с Богом? Жизни людей, описанные в Писании, являются подтверждением того, что одна встреча с Богом меняет всё! И если Он захватил жизнь Иакова, Моисея, Деборы, Савла и множества других – Он может захватить и вашу! Опубликовано на веб-портале

Встреча Иакова с живым Богом во сне в пустыне у Вефиля превратила его из интригана и обманщика в Израиля - «Князя Божьего» - и отца нации народа Божьего.

Встреча Моисея с Я Есмь в горящем кусте превратила его из заикающегося провинциального пастуха в смелого лидера и освободителя народа, который смог противостать египетскому фараону – самому могущественному правителю в мире.

Встреча Деборы с яростью Божьей превратила почтенную судью в освободительницу нации, которая дала отважный совет тем, кто у власти и победила вражескую армию.

Встреча Савла с воскресшим Христом в видении на дороге в Дамаск превратила его из дышащего злобою гонителя Церкви в Павла – пламенного апостола и евангелиста, который нес Евангелие по всей Римской империи.

Летопись истории также демонстрирует, что одно Столкновение с Богом может навсегда преобразовать курс жизни человека.

Встреча Августина с Богом посредством голоса, сказавшего: «Возьми и читай, возьми и читай», привела его в Послание к римлянам 13:11-14. Тот отрывок немедленно изменил его из сомневающегося скептика в убежденного верующего во Христа и дал церкви одного из ее величайших богословов и мыслителей.

Встреча Жанны д’Арк с дальновидным руководством от Господа изменила жизнь необразованной сельской девушки в прославленного советника, стратега и военного лидера, также святую мученицу за цели Божьи во Франции в ее поколении.

Встреча Берты Смит с обличением Святого Духа и исцеляющим Присутствием Божьим преобразовало малоизвестную баптистскую миссионерку в проповедника, принесшего историческое пробуждение в Китае.

Встреча Дуайта Муди с призванием Божьим во время молитвенного собрания на сенокосных угодьях превратила его из малообразованного, неуверенного продавца обуви в одного из величайших евангелистов современности. Его проповеди привели к пробуждению всю Англию и Соединенные Штаты, где десятки тысяч приходили к познанию Христа как Спасителя.

Встреча Кэтрин Кульман с непрекращаейся Божьей любовью превратила обычную деревенскую рыжеволосую девушку в имеющую мировое влияние и совершающую чудеса служителя – все это для славы Божьей.

Более 70 лет назад в одном из гостиничных номеров Лос-Анджелеса в Калифорнии у Билли Грэма произошла встреча с дающим власть присутствием Святого Духа, и он был изменен в одного из великих евангелистов церкви всех времен, приведшим сотни тысяч душ в Божье Царство.

Освобождая пленных

На протяжении многих лет мы с женой взывали: «Господь, мы просто хотим полностью отдаться и быть поглощенными Тобой, чтобы страх был полностью уничтожен так, чтобы никогда больше мы не имели его». Благодарю Бога, что Он услышал и ответил на те молитвы. Я узнал, что Бог ревнует об отношениях с каждым из нас. Сегодня Бог встает и сражается за нас. Он освобождает пленных и высвобождает нас в продуктивность, потенциал, который Он предопределил нам от начала.

«Ибо Бог дал нам не духа робости (трусости, малодушия и раболепного, заискивающего страха), но [Он дал нам дух] силы и любви, спокойного и уравновешенного разума, дисциплины и самообладания». (2 Тимофея 1:7 Расширенный перевод)

«В любви нет страха [страха не существует], но зрелая (совершенная, идеальная) любовь устраняет страх и изгоняет всякий след ужаса! Потому что страх приносит мысль о наказании и [потому] боящийся не достиг полной зрелости любви [еще не возрос в полное совершенство любви]» (1 Иоанна 4:18 Расширенный перевод).

Никогда не забуду день – у нас тогда было четверо детей – когда уставшая и изнемогшая Мишель Энн прислонилась к стене и сказала: «Господь, я так сильно хочу быть с Тобой, но я так занята, что просто не могу найти времени, которое хотела бы иметь. У меня даже нет времени просто сесть и погрузиться в Твое присутствие».

Господь нежно сказал в ответ: «Энн, Я знаю. Я Бог невозможного и Я скажу тебе, что то, что ты считаешь невозможным – возможно. Я буду приходить к тебе в ночное время». Именно тогда по благодати Он как никогда прежде начал давать Мишель Энн сны. Он полностью изменил ее восприятие себя, Его и того, что она думала о Его отношении к ней. Он видел ее в ее слабости и открыл Себя как любящего и заботливого Отца.

К нашему огромному удивлению мы обнаружили, что Бог всей вселенной жаждет лично каждого из нас. Он хочет, чтобы мы встречались с Ним! Это было (и все еще остается) потрясающе!

Измененная жизнь, очевидная всем

Все мы являемся «живыми камнями», драгоценными в глазах Божьих (см. 1 Петра 2:5-6). Если мы разжигаем в себе дары и призвание и даем место Божьей смелости, мы будем сиять подобно чистейшим драгоценным камням в солнечном свете. Мы станем чудом, очевидным для всех. Сегодня время, чтобы иметь дела с Господом и принять решение, что враг, пугающий страх, – больше не будет господствовать над нами.

Бог хочет добиться вашего расположения и привести в Свое Присутствие. Тогда вы придете в то место, все ваши страхи просто растворятся. Неважно, как сильно враг пытался запугать вас, он не устоит перед Божьей совершенной любовью. О, как я люблю Его присутствие и объятия своего Жениха, Возлюбленного и Царя. Его присутствие так велико, что изменяет каждого из нас.

Мы можем быть уверены, что наш Отец на самом деле любит нас. И, как результат, мы услышим, что Господь будет говорить нам в предстоящие дни и ночи. Мы можем высвобождать творческий поток Святого Духа над каждым в наших семьях, в поместных церквях и городах. Мы можем быть теми, кем Бог создал нас быть. Мы можем позволить Ему пропитать нас «водой» Его присутствия так, что мы будем цвести, преуспевать и распространять свой уникальный аромат. Бог предопределил нам жить под Его великолепным знаменем любви и иметь плод присутствия Его Царства. Мы можем и мы будем!

Встреча с Богом для каждого!

Жаждете ли вы реальной встречи с Богом в своей жизни? Вам интересно, действительно ли подобное все еще происходит сегодня? Вы задаетесь вопросом, может ли это произойти с вами? Не падайте духом! Встречи с Богом действительно происходят, и не только у «супер-христиан». Они происходят и с обычными людьми. Откуда я знаю? Потому что встречи с Богом были у меня и моей покойной жены, Мишель Энн, а мы обычные люди, выросшие в сельской местности Миссури в США.

Однако есть одно слово предостережения: встреча с Богом изменяет каждого кого коснется. Если однажды в своей жизни вы получите огонь Божьего посещения, вы также навсегда изменитесь. Пусть присутствие Святого Духа заполнит вашу жизнь, также как оно повлияло на весь мой дом. Наши встречи с Богом привели к полному освобождению от страха и запугивания, и это может произойти и с вами.

Итак, я приглашаю вас сделать шаг к сверхъестественным встречам. Бог нелицеприятен, если Он сделал это для Иакова, Моисея, Деворы и Савла и если Он сделал это для Жанны д’Арк, Берты Смит, Д. Муди и Билли Грэма – Он сделает это и для вас! Поверьте мне, если у нас могут происходить встречи с Богом, то они могут происходить и у вас. Взывайте и будьте открыты для Него - Он не проигнорирует вас.

Господь, я прошу, чтобы Ты высвободил сегодня «встречу с Богом» для каждого читающего это, чтобы и они были изменены Твоим Присутствием.

Будьте благословенны во Имя Иисуса!

Я хочу поздравить вас всех с Праздником Сретения Господня, который установлен в память события, произошедшего на сороковой день после рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа.

По закону Моисееву всякий первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Младенца приносили в храм и приносили за него выкуп, либо ягненка, либо птенца голубя. Вот и родители Богомладенца, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, принесли Младенца Христа в храм и принесли за Него выкуп. Навстречу им вышел праведный старец Симеон, который принял на руки свои Христа. И, уразумев очами сердца в беспомощном Младенце Творца всей Вселенной, произнес молитвенную песнь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по Слову Твоему, с миром, ибо увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей: Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Симеон Богоприимец пророчествовал о том, что Богомладенец будет Камнем, о который одни преткнутся, а другие, как на твердом основании, будут созидать здание своего спасения. Пророчествовал он и о грядущем испытании, которое постигнет Пресвятую Богородицу, когда Она, стоя при Кресте, на котором будет распят Ее возлюбленный Сын и Господь, будет претерпевать невероятные страдания, как будто оружие поразит ее в самое сердце.

Праздник называется «Сретением», что в переводе со славянского означает «Встреча». И встречается не только праведный Симеон и Господь, но встречается как бы Ветхий Завет с Новым. Вообще встреча человека с Богом – это событие исключительной значимости. Она никогда не остается бесследной для человеческого устроения, для духовной жизни. Пришел в мир Бог, встретился с ним род человеческий, и Ветхий Завет сменился Новым – всё изменилось: другие законы стали определять человеческое существование. Встретили Христа рыбаки и стали апостолами. Встретила Христа блудница и стала целомудренной провозвестницей Евангельской истины. Встретила Христа самарянка и стала пророчицей о пришедшем в мир Боге. Такое преображение происходит со всяким человеком, который встретил Бога.

Но как происходит эта встреча? Бог есть духовное Существо, поэтому напрасно ждать с Ним встречи телесным образом, таким, как мы встречаем друг друга: своих близких, своих знакомых, друзей, товарищей, коллег по работе. Встреча с Богом происходит не внешним, телесным образом, она происходит духовно, и место этой встречи – человеческое сердце. Именно в глубине нашего сердца, в нашей душе должны мы встретить Бога. Каковы же свойства этой встречи? что свидетельствует о том, что она произошла? То же самое, что свидетельствовало о встрече с Богом в тех случаях, о которых я уже говорил.

Встреча с Богом всегда означает глубокую духовную перемену. Был человек неверующим, а стал верующим. Был грешником, а стал каяться и исправляться. Был пьяницей, а стал трезвенником. Был блудником, а стал человеком целомудренным. Был жестокосердным, а стал великодушным и милосердным. Если мы не видим в себе духовной перемены, значит, и встреча с Богом в нашем сердце еще не произошла. А ведь именно она является целью нашей церковной жизни. Мы не просто должны встретить Бога в нашем сердце, сердце должно стать обителью Бога, жилищем для Него. Господь этого желает и в Евангелии говорит нам: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним (Откр. 3:20), и обитель у него сотворю (Ин. 14:23)». Господь стоит при дверях нашего сердца, и уже от нас зависит, войдет Он внутрь или так и останется вне нашей души, а душа наша останется пустой, лишенной Бога.

Поэтому мы должны приложить усилия, чтобы Господь вошел внутрь нашего сердца. И эти усилия не тяжкие, они вполне по нашим силам.
Когда происходит встреча с Богом? Когда мы вступаем в молитвенное общение с Ним. Молитва – это диалог. Если мы обращаемся к Богу от чистого сердца со вниманием и смирением, то Господь обязательно ответит на наше обращение. И Его ответом будет внутреннее, духовное в нас изменение.

Встреча с Богом происходит в Таинстве покаяния, когда мы на исповеди перед Богом, а не только перед священником, приносим исповедование своих грехов, искренне сокрушаемся о них и желаем освобождение от того закона греха, который оскверняет в нас образ Божий. Тогда Господь отвечает на наше покаяние, и Его ответ проявляется в том глубоком мире и спокойствии совести, который обретает всякий человек истинно и искренне кающийся. Если мы каемся не должным образом: утаиваем какие-то грехи, или, хотя и каемся в своих грехах, но осуждаем наших ближних за их недостатки, тогда мы не чувствуем этого духовно мира, потому что Бог не входит в сердце, омраченное злобой, лукавством, самооправданием.

Встреча с Богом происходит, конечно же, и в таинстве Евхаристии, когда мы приступаем к Чаше жизни, к Чаше Тела и Крови Христовых, но только в том случае, когда мы это делаем достойно. А когда мы достойно причащаемся? Когда сознаем всю безмерность своего недостоинства, своей нищеты духовной, и из этой нищеты алчем и жаждем Бога, Его спасения, Его чистоты. Тогда Господь, Который сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), насыщает наше сердце Собою, входит в нас и становится для нас небесной Пищей, которая утоляет нашу жажду, которая совершенно умиряет наш дух и дает нам почувствовать веяние вечной жизни.

Есть и еще одна встреча, которая неминуемо состоится в жизни каждого из нас. Это встреча с Богом после нашей телесной кончины. После того, как человек умирает на земле телесно, душой он восходит в горние обители и поставляется пред Престолом Божиим. И видит Бога уже лицом к лицу. И эта встреча является решающей для вечной участи человека. Перед Престолом Небесного Судии обнажатся не только наши дела, но и чувства, и помышления. Предвкушением этой страшной встречи с Богом является голос нашей совести. И если мы не хотим посрамиться на суде Божием, то должны совесть свою слушать и поступать согласно ее велению. Если мы будет послушны голосу Божиему, звучащему в нашей совести, то Господь, конечно же, не посрамит нас и на Страшном Своем судилище. Будем же уготовлять себя к этой великой и страшной встрече с Богом и будем стараться, чтобы Господь всегда, неисходно пребывал в нашем сердце. Если уже здесь на земле сердце наше станет обителью Бога, то Бог не оставит нашего сердца и за гробом.

Пусть же Господь молитвами святого праведного Симеона вселит и в нашу душу ту жажду, с которой он многие годы ждал встречи с Богом. Пусть встреча с Богом для каждого из нас станет самым желанным, самым ценным, самым дорогим. И тогда само желание повлечет нас идти тем путем, который указал нам Господь в святом Евангелии, – путем заповедей Христовых, которые неминуемо всякого шествующего этим путем приводят к встрече с Богом и упокоению в небесных обителях. Аминь.

Не ленись, о душа моя, искать Владыку! И очистись осиянием света, тогда Владыка Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобой будет пребывать Тот, Кто мир сотворил, и ты будешь обладать истинным богатством, Которого мир не имеет.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Для христианина встреча с Богом - это самое желанное. Христианин вне Бога не живет, и поэтому она для него жизненно необходима. Как и когда происходит эта Встреча? Как к ней подготовиться?

Помните, в Евангелии есть сюжет, который так и называется - «Встреча», «Сретение»?

Существовал обычай, согласно которому первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу, родители его отдавали для служения при храме. Когда же для этого служения было выделено отдельное колено Левитов, этот закон несколько изменился. Родители приносили в храм выкуп за своего ребенка. Каким будет выкуп - деньги, тельцы или птенцы голубей - зависело от состоятельности семьи. Кроме того по закону Моисееву (Лев. 12) родившей женщине в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Итак, на сороковой день по Рождестве Христовом Мария и Иосиф принесли Иисуса в храм.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Праведный Симеон входил в число семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285–247 годы до Р. Х.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и дошел до того места, где написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и наречет имя Ему Эммануил», то он засомневался. Как дева может зачать? Он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. И только кисть его была занесена над бумагой, явился Ангел и укорил его за сомнения, сказав: «За то, что ты засомневался, ты не увидишь смерти, пока не сбудется пророчество».

Прошло два века. Старец изнемогал от жизни, избавительница-смерть все не приходила. И вот, наконец, Господь призывает старца в храм как раз в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Симеон встретил их, взял Богомладенца на руки (поэтому он и зовется теперь Богоприимец) и произнес пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37 - 38).

Чудесно Господь призывает порой человека к Себе. В 3 книге Царств описывается, как Господь призывает пророка Илию. Сначала был «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Царств. 19, 11-12). То есть человек слышит голос Бога как тихое дуновение ветра. И вот праведный Симеон услышал в своем сердце призыв.

Встреча с Богом, как она происходит? Когда мы говорим о такой встрече, то нужно помнить, что в ней участвуют две свободные личности. С одной стороны Господь хочет всех спасти, приведя к познанию Истины. Сам Он говорит: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Встреча - это добровольное движение друг другу навстречу. Иногда человек сильно заблуждается, думая, что он может совершить какие-то правильные действия, методично их выполнить и в результате он точно с Богом встретится. Это неверно, ведь свободу Божию никто не может насиловать. И действительно, иногда мы недоумеваем, почему одного человека Бог приводит к Себе с самого раннего детства, а другой всю жизнь является гонителем Божиим и только в последние дни, часы, минуты перед смертью к Богу обращается. Один священник рассказывал, что ему довелось исповедовать очень старого человека, который всю жизнь приводил в исполнения смертные приговоры. Страшная это была исповедь, но ведь тот, кто мог так и умереть палачом, все же успевает прийти к Богу.

Также можно удивляться, почему одним народам Господь открывает себя, а большинство народов так и пребывают вне истинного ведения. Много язычников, много народов, в которых Откровение Божие было искажено. Русский народ - богоизбранный народ, ведь на Руси остаться вне Христа может только человек с каменным сердцем, а если точнее сказать, то человек, у которого нет такого «органа, которым верят» (И. Бунин).

Причиной тому могут быть внешние обстоятельства, а может быть и самоистязание, когда человек «выжигает» свою совесть, убивает свою душу. Все наивысшие достижения русской культуры говорят о Христе: и литература, и архитектура, и музыка, и поэзия, и живопись - все самое прекрасное создано во Имя Божие.

И только глухой и слепой человек, живя в России, может эту красоту не воспринять. Правда, есть одна проблема. В Евангелии сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). С русского человека спросится гораздо больше, чем с африканца, американца, немца, австралийца, потому что у нас огромные возможности о Христе услышать, книги найти, у нас много храмов. Но если все это богатство не воспринимается, не приносит добрых плодов, то, как сказал Иоанн Предтеча: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 9).

Когда Бог решает открыться человеку, то это говорит о Его доверии к человеку. Господь не дает человеку такого испытания, которого человек не смог бы понести. Можем ли мы сказать, что встреча с Богом - это своеобразное испытание человека доверием? Как человек испытывается встречей?

Вопрос доверия - интересный вопрос. Можно спросить: «А во что верит Бог?». И наверное ответ будет: «Бог верит в человека». Встреча с Ним, действительно, подразумевает определенную готовность человека. Христос в Нагорной проповеди говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мт. 5, 8). Среди девяти заповедей блаженств, которые последовательно ведут человека к духовному совершенствованию, заповедь чистоты сердечной - шестая. Сердце в данном случае - душа, а не просто орган для перекачивания крови. На пути к чистоте сердечной человек должен приобрести и блаженный плач о своих грехах, и кротость, и жажду правды, и милосердие - то есть достигнуть духовной зрелости. Как этого достигнуть? Это вопрос образа жизни, духовного подвига человека, который решается откликнуться на призыв Божий: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).

В этих словах описан весь духовный путь. Но начинается этот призыв со слов: «Кто хочет». Это принципиально важные слова, потому что многие люди вообще не хотят идти за Богом. А другие хотят только на словах. Такой человек утверждает, что верует в Бога, но когда просишь его: «Покажи мне свои дела. Как ты живешь? Как ты своими делами свою веру проявляешь? Ведь вера без дел мертва», - оказывается, что человек по делам не только не является христианином, но живет как враг Божий. Такой человек осознанно или неосознанно Правды не жаждет, а, следовательно, и не предпринимает никаких попыток душу свою разбудить, предуготовить для встречи с Богом.

Замечательное сравнение сердца человека с глазом лягушки есть у о. Андрея Кураева: лягушка видит только то, что движется, или то, относительно чего движется она сама. Так вот и сердце человека: только тогда начинает пробуждаться, изменяться, когда приходит в нравственное движение. Поэтому один из главных лейтмотивов христианской мысли таков: нельзя быть в общении с Богом, не исполняя Его заповедей, живя вне Евангелия, бездействуя и просто что-то о себе мечтая. Напротив, когда человек начинает (пусть вопреки своим привычкам или желаниям) понуждать себя исполнять Евангельские заповеди, сердце его начинает меняться.

Может ли человек встретить Бога уже при жизни, или жизнь человека - лишь предуготовление к встрече с Богом после смерти?

Бог трансцендентен, Он за пределами нашего мира, и может показаться, что шансов узнать Его при жизни у человека нет. Но в то же время сам человек может душу свою так настроить, так развернуть ее, что в поле духовного зрения попадет Сам Господь.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «В Боге есть непостижимость и откровение. Мы можем общаться с ним за пределом наших представлений, как общаешься с незнакомцем - души встретились и разговор пошел».

Замечательное определение откровения можно найти и в высказывании незаслуженно забытого «богослова XX века» Винни-Пуха, который, однажды на очередную просьбу Пяточка сочинить очередную вопилку ответил: «Поэзия - это не та вещь, которую ты идешь и находишь, но которая находит на тебя. Мы же только можем пойти и встать в то место, где нас могут найти». То есть откровение - это когда одна реальность (Бог) открывается другой реальности (человек). Ближе всего небо спустилось к земле в храме Божием, где все говорит о Господе.

Вся система церковной жизни, богослужения, организация храмового пространства, декор, иконопись, музыка и поэзия звучащих песнопений и молитв, запахи, цвет облачений и многое-многое другое позволяет человеку настроиться на встречу. Не случайно служба в Софийском соборе в Константинополе так повлияла на послов князя Владимира, что по возвращении домой они описали это состояние так: «Мы не знали, где были, на земле или на небе».

Но ведь до храма тоже нужно дойти, и это определенное усилие со стороны человека, которое встречает серьезное сопротивление со стороны темных сил. Мотивы могут быть разные, но чаще всего человек сам дает повод темным силам зацепить его.

Что же может помешать человеку прийти в храм?

Дело в том, что духовный мир человека выкрашен не одним цветом, есть темные тона, есть светлые. Дьявол - очень умный психолог, хитрый стратег - прекрасно понимает, как можно человека к Богу не пустить. Для этого нужно душу человеческую так зацепить, что в какие-то моменты жизни человек будет одержим, то есть он не будет владеть своей волей.

Чаще всего это происходит, когда человек сознательно обращается к темным силам (или это за ребенка делают родители). Выявилась у ребеночка грыжа, сносили его к бабке, та поколдовала и грыжа прошла. Тело поправилось, а в душу впились крючки. Такой ребенок, когда вырастет, всеми силами будет сопротивляться Богу. Он или не сможет переступить порог храма, или ум его будет настолько поврежден, что он не сможет воспринять учение Церкви, и будет верить как-то по-своему. Можно привести и другие примеры осознанного обращения к темным силам: когда человек «балуется» оккультизмом или магией; или когда сознание и воля человека обрабатываются в тоталитарной секте.

А может ли быть преградой на пути к Богу привычка ко греху, такое состояние, когда человек научился получать от греха удовольствие? То есть, когда не извне на человека оказывается разрушительное воздействие, но когда он сам погружается в страстное состояние.

Любое служение страсти доводит человека до состояния одержимости. В какойто момент он совершенно не может собой управлять. Так, например, гневливый человек моментально может перейти от мирного, покойного состояния к неудержимому гневу. Он ломает мебель, кричит страшные слова, распускает руки - а потом, придя в себя, не может понять, что с ним случилось. А произошло то, что какая-то сила сковала его волю.

Вот можно задать вопрос нашим читателям - почему Бог не устраняет бесов из нашей жизни? С одной стороны, бесы для христиан являются своего рода «тренажерами», потому что любое искушение, любое испытание требует от христианина выбора и устойчивости в добре. С другой стороны, бесы служат человеку в назидание, чтобы он не стал таким же, как и они. То есть Господь оставляет их как смирительное средство для людей. Если бы их не было, то человек, одержимый гордой мыслью «будете как Боги, знающие добро и зло», постепенно и сам пришел бы к бесовскому состоянию.

Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет, что до него дошла весть о случаях страшного блудодеяния. Так вот, человека, «сделавшего такое дело... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (Кор. 5, 1-5).

Только кажется, что человек, зараженный какой-либо страстью, живет в свое удовольствие. Ведь дьявол ничего не умеет кроме того, чтобы убивать и мучить. Поэтому человек одержимый либо время от времени приходит в состояние жуткого отчаяния, либо постоянно в нем пребывает. И часто случается, что человек начинает понимать, что нужно искать выход из создавшейся ситуации, нужно искать Врача, который прекратит мучения израненной грехами души. Господь нам так и говорит «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). В этом смысле Церковь всегда воспринималась, как больница; больны все, все согрешили, нет праведников. Но эти больные делятся на две неравные группы: большинство считают, что они здоровы и все у них в порядке, и меньшинство признают свою болезнь и ищут встречи со Врачом. Началом пути к встрече с Богом может стать видение своих болезней.

Митрополит Антоний Сурожский пишет, что встреча с Богом является судом для человека. Однако, к теме встречи можно, наверное, подойти и с другой стороны. Человек создан по образу Божию, который в результате грехопадения оказался искаженным. Следовательно, если человек ищет Бога, пытается очистить этот образ, то стремится найти себя настоящего. Самопознание - одна из вечных тем. Отчего же так мало людей ищут себя в Боге и чаще обращаются к психологам и психотерапевтам?

Причина тому - нежелание жить в реальности, боязнь покаяния, страх перед тем, что придется в жизни что-то кардинально менять.

Недавно мне довелось общаться с одним из инструкторов реабилитационного центра в г. Березовском. Он сам когда-то был наркозависимым, но потом с Божией помощью преодолел эту беду. Рассказал он, что встретил недавно своего товарища, и тот начал жаловаться на здоровье, на семейные проблемы, на ребенка. Пожаловался-посетовал на обстоятельства, а когда зашла речь о том, что нужно менять жизнь, что-то делать, то выяснилось, что такая жизнь его в принципе устраивает.

И таким образом живут очень многие люди, несмотря на то, что жизнь разваливается, что люди умирают от собственных грехов и страстей. Поэтому для успокоения своей совести проще себе сказать: «Да у вас попы толстые и на иномарках ездят. У вас в храмах душно. У вас злые старухи. У вас непонятный язык. Тяжело на службах стоять. У вас в храмах нельзя в брюках» и т. д.

Человек себя этим успокаивает и дальше спокойненько живет. Но если с ним поговорить по душам, то выяснится, что человек просто не хочет жить по Евангелию, не хочет он прилагать усилий. Признаться в этом порой не хватает у человека смелости.

Почему человек не хочет жить в реальности и почему не хочет жить по Евангелию?

Потому что любит грех, являющийся для него смыслом жизни. Причем это не обязательно какой-то плотской безобразный грех. Есть очень много грехов, которые вроде бы незаметны. И самым страшным из них является гордость. Проявляется она всегда в словах: «Я считаю», и дальше идет изложение какой-то своей «веры». Например: «Я считаю, что Бог (поскольку Он добрый и милостивый) спасет всех. Я в Бога не верю, но мне не нравится, когда христиане говорят, что не все спасутся, что к Нему нужно идти с доверием и любовью. И еще мне не нравится, когда говорят, что любящие Бога должны соблюдать Его заповеди», и так далее. Гордость - страшное состояние, потому что в нем душа человеческая закрывается и для ближнего, и для Бога. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5).

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание: смиреннее Господа никогда никого не было и не будет. Христос смирил Себя даже до крестной смерти. Подобное познается подобным, поэтому самая важная цель, к которой должен идти христианин, есть смирение. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», - сказал св. Серафим Саровский о смиренном сердце.

Возможно, есть еще один путь ко встрече с Богом - это путь служения ближнему, на который Господь неоднократно указывает в Евангелии.

Действительно, Христос Сам показывает пример смиренного служения ближнему, когда, например, перед Тайной вечерей он начинает омывать ноги своим ученикам, чем очень смущает их. Христос в их глазах действует, как самый последний раб, и поэтому Петр воспротивился: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин. 13, 6). На что Христос отвечает: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною. Итак если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 14-15), «Кто хочет быть большим, да будет всем слугой» (Мф. 22, 26). В обществе все устроено просто: кто богат, успешен, знатен, тот и «первый», а у Бога наоборот, так как слава и богатство человеческое соответственно изменяют душу человека, который начинает превозноситься над другими. Христос предупреждает человека об этой опасности.

Евангелие - еще один путь ко Христу. История знает множество случаев, когда человек, услышавший Слово Божие, кардинально менял свою жизнь под впечатлением этой встречи. Внимательное чтение Евангелия позволяет человеку услышать слова, обращенные Богом именно к нему сегодняшнему.

Господь познается через прикосновение благодати к сердцу человека. Здесь можно говорить о четырех источниках благодати Божией: молитва (личный порыв человека к Богу), Священное Писание, таинства церковные и добрые дела во имя Христа.

Священное Писание - это одно из наиболее сильных средств, потрясающих душу. Если человек искренне, непредвзято начнет читать Евангелие, то он увидит красоту, благородство, правду. Правду о себе, как о человеке, правду о Боге и о его с Богом отношениях.

Евангелие - это слово Божие, обращенное лично к человеку. Не к абстрактному человечеству, а к конкретной личности. Евангелие смотрит в душу человека, судит ее, врачует ее.

Так, например, можно вспомнить Антония Великого, который зашел в храм и услышал Евангелие: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Он был потрясен словами, обращенными к нему, и начал свой путь к Богу.

Отец Евгений, хотелось бы вернуться к началу нашего разговора. Встреча - это взаимное движение двух личностей друг другу навстречу. Господь идет навстречу человеку, и Рождество Христово является чудесным соединением божественной и человеческой природы. Как эта встреча должна повлиять на всех нас?

Вспоминаются слова И. Бродского: «В Рождество мы все немножко волхвы», то есть каждый из нас может принести Богу подарок. Но какой дар для Бога станет самым дорогим? В святоотеческой литературе есть такая мысль: Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе в этом нет никакой пользы, если Он хоть раз не родится в твоем сердце.

Для того, чтобы Христос родился в нашем сердце, оно должно быть «сокрушенным и смиренным». Сердце должно быть воспитано всей нашей жизнью, подготовлено к рождению в нем Христа. Христос говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

В нашем сердце при желании и определенном образе жизни может явиться Царствие Божие. Исходя из этого, хочется всем нам, дорогие братья и сестры, пожелать неутолимой жажды Правды Божией и Царства Его, по слову свт. Григория Богослова: «Бог жаждет, чтобы Его жаждали».

Спасибо, отец Евгений за интересную беседу.

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Можно ли сказать, что для христианина не важен результат действия его любви? Например, если соседи по коммуналке делают тебе постоянно гадости, а ты воспылаешь к ним настоящей любовью, тогда тебе будет неважно, как они будут реагировать на твою любовь?

Свящ. Георгий Кочетков: Это, конечно, немного провокационный вопрос. Если соседи постоянно делают тебе гадости, это говорит о том, что любви-то у них нет, и не предвидится, и что нужно принимать какие-то меры, может быть, написать куда-нибудь жалобу - с любовью, конечно. Понятно, что всё это надо делать с любовью. С другой стороны, любовь всегда бескорыстна, она не может быть утилитарна, она не может существовать в поле житейской полезности. Правда, смотря какая любовь. Но если это любовь христианская, любовь благодатная, то она действительно не думает о своей пользе, «не ищет своего». Это уже раз и навсегда сказано было апостолом Павлом. Так что, конечно, как говорится, молись, а к берегу гребись. Люби соседа, который делает тебе постоянные гадости, но всё-таки не теряй меру и не теряй трезвенного чувства того, что иногда можно что-то и подправить, какие-то простые вещи этического свойства поставить на свои места, чтобы он не злоупотреблял твоей любовью. Другое дело, повторяю, что любовь есть любовь, она не будет здесь слишком усердствовать, не будет слишком уж думать о себе, и будет желать пользы ближнего больше, чем своей пользы. И поможет «прикрутить» свои эмоции - раздражение, или обиды, или тем более озлобление. Это правильно, так христианину надо поступать всегда. Но нужно и внешний порядок наводить, и внутреннюю любовь не терять. Вот соотношение того и другого - вещь сложная, баланс того и другого находится обычно не сразу, тут надо над собой поработать.

И вообще - полезна ли для человека настоящая любовь? Не избалует ли она его?

Только что я уже говорил, что любовь не может рассматриваться в категориях полезности. Иначе это не любовь, а что-то другое. Иногда бывают люди очень ласковые, очень приветливые внешне; они поступают по принципу «ласковый телёнок двух маток сосёт». Но это не разговор о любви, это разговор о хитрости человеческой. Ведь любовь - если не рассматривать её с утилитарных позиций, но и не считать, что это одни сантименты, - требовательна. И если помнить об этой требовательности, то любовь принесёт добрый и многий плод.

Можно ли говорить, что ситуации выбора, в которые попадают люди, сами по себе нейтральны, а то, что в результате происходит что-то доброе или злое, зависит от того, какой выбор сделал человек?

Свящ. Георгий Кочетков: Ну почему это вдруг? Ситуация - это обстоятельства. Обстоятельства могут быть плохими, а могут быть хорошими. Поэтому я не могу согласиться с такой постановкой вопроса, ведь ситуация совсем не нейтральна. Так что надо, конечно, как-то думать, в какую ситуацию ты попадаешь. И если тебе нужно выбирать между двух зол - это одна ситуация, если тебе нужно выбирать между добром и злом - это вторая ситуация, если между добром и добром - это третья ситуация, если между любовью и злом или любовью и добром - это ещё что-то новое. Надо учитывать, что обстоятельства имеют очень большое значение, они совсем не нейтральны.

Как совместить знание о первобытном примитивном человеке и рассказ об Адаме и Еве, которых называют венцом творения? Слишком уж первобытный человек не похож на этих светлых райских жителей.

Свящ. Георгий Кочетков: Я не знаю, что тут имеется в виду под первобытным человеком. Может быть, какое-нибудь человекообразное существо, которое жило сотни тысяч лет назад, и которое, в общем-то, с точки зрения христианской, назвать человеком ещё нельзя. Хотя внешне высокоорганизованное существо вполне могло существовать, но «в ноздрях его» не было дыхания Духа Божьего. Всё-таки мы ценим в человеке, прежде всего, проявление живого образа и подобия Божьего. Поэтому мы не думаем, что первобытный человек - это вообще какой-то некий древний человек, у которого есть все те же органы, что и у современного человека. Мы, конечно, понимаем, когда читаем рассказ об Адаме и Еве, что мы говорим об отношениях человека с Богом, о тех потенциях, которые вложены в человеческое существо, в человеческий дух. И вообще мы воспринимаем человека именно как духовное существо, обращённое к Богу, обретающее смысл своего существования только пред лицом Божьим, только в общении с Богом и ближними, только в этой возможности проявить свою богосообразность и своё уподобление Богу. Вот в чём суть. Поэтому в вопросе речь идёт, может быть, совершенно о разных явлениях.

Почему обычно священник на приходе не уделяет достаточно времени личному общению с людьми?

Свящ. Георгий Кочетков: Ну, во-первых, если речь о старых священниках, то потому, что в советское время их не учили общаться с людьми. Более того, запрещали всякое общение, это считалось почти что преступлением. Таких священников снимали с прихода и отправляли, как говорится, «в Воловьи Лужки». И священники разучились общаться. Кроме того, они исторически немного превратились в определённую касту, поэтому довольно часто не очень хорошо понимают других людей. Так что, к сожалению, иногда им трудно общаться. Общение - это тоже искусство, это определённое дерзновение, смелость, это умение брать на себя чужие трудные обстоятельства, а то и согрешения. Это всё непростые вещи. И нельзя со священника требовать готовности к общению в любую секунду. Никто с себя же не требует такого. Мы можем воспринимать это как идеал, как свою цель, к которой мы стремимся, но механически требовать этого нельзя. А приход, к сожалению, часто ещё и загружает священников очень многими второстепенными вещами. Есть очень много деталей, которые, может быть, уже отжили свой век. Но у священника не всегда хватает разума или смелости от этих деталей, от этой бесчисленной мелочёвки освободиться, чтобы у него просто были силы и время для общения. Так что здесь может быть много причин. Ну и наконец, многое зависит от того, кто жаждет этого общения. Иногда люди на себя не смотрят, а ведь бывает, они сами виноваты в том, что никак общения не получается.

Как понять, что тот духовный опыт, который тебе предлагается, истинный?

Что делать, если тебе кажется, что всё хорошо, всё устраивает и нет желания чего-либо искать?

Свящ. Георгий Кочетков: Это говорит о том, что человек равнодушен, что он, скорее всего, обыватель. Его всё устраивает, он житейски обеспечен, и, в общем-то, не столько живёт, сколько прозябает. Надо просто уметь себя оценить, отнестись к себе критически, надо понять, что тебе не хватает любви. Потому что только любовь делает человека неравнодушным к миру, к жизни, к себе, к другим, к Богу. Вот и всё. Надо быть просто трезвенным, и тогда поймёшь, что на самом деле в жизни слишком много зла, слишком много греха, слишком много тёмного, мрачного, слишком много страданий. И поэтому считать, что всё хорошо, может только одномерный, индивидуалистически настроенный и не очень добрый человек.

Что такое встреча с Богом?

Свящ. Георгий Кочетков: Встреча с Богом? Ну, это самый простой вопрос. Что такое встреча? Встреча - это общение. Допустим, люди между собой не общались, и вот они встретились. И возникла возможность общения в любви, в духе, в свободе, в истине, в творчестве... То же самое встреча с Богом. Человек мог не знать Бога, быть закрытым, не иметь доверия к Богу, к божественному действию, к божественной Любви, и вдруг открываются эти клапаны, открывается сердце, и человек обретает это доверие, обретает этот свет, обретает эту радость. Он чувствует благодарность и подъём сил, он чувствует, что жизнь наполняется смыслом и духом. Вот это и есть встреча. У неё могут быть долгосрочные плоды, а могут быть и краткосрочные - это другой вопрос, это уже зависит от того, кто какие выводы сделает из этой встречи. Так что это очень просто. Потому что человек так создан: как говорил Тертуллиан, «душа по природе христианка», т. е. сердце человека по самому своему устроению «наиболее адекватно» чувствует себя в общении с Богом. А без общения с Богом тоскует человек, ему становится плохо, его начинают разрывать страсти. Без общения с Богом он впадает в уныние, он находится всё время на грани какого-то недостойного существования. И что же, у человека нет элементарного ума, чтобы эти вещи понять? Конечно, есть, или должен быть.

В Откровении 21:4 записаны слова утешения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Сейчас же мы встречаем страдания, которые не дают нам покоя, беспокоят нас и готовы лишить веры. Любящий Бог дает нам заверение 1Кор.10:13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое, и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение». Хорошие слова, но этот текст в оригинале звучит иначе: «При искушении даст выход». Не просто облегчение, он даст выход. Облегчение это хорошо, но знать, что есть выход из твоей ситуации, когда ты загнан в угол и кажется, что это конец. У Бога есть решение проблемы. И как здорово, что этого Бога знает каждый из нас. Приятно осознавать, что Он является моим Богом и моим Отцом. Пусть на глазах слёзы и сердце сжимается от боли, но Он всё видит и сопереживает!
Мне нравится выражение, которое описывает состояние Христа, когда Он видит наши страдания. Его Дух волнуется вместе с нами. Когда Он видит нашу боль, когда Он видит слёзы на наших глазах, когда видит несправедливость по отношению к нам. Он не может к этому равнодушно относиться. И Он не просто волнуется, а делает всё, чтобы дать нам силы. Чтобы утешить нас, поддержать, ободрить, воодушевить. Но всё равно у нас возникает вопрос: «Господи, почему это происходит и как долго это будет длиться? Когда эта боль уйдёт из моей жизни?»
Этот вопрос всегда волновал людей. Один из авторов псалмов размышлял об этом. Псалом 72 начинается словами: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс.72:1).Это елей на душу, правда? Бог добр к нам. Всегда ли мы встречаем в своей жизни добро? Всегда ли мы счастливы и улыбаемся? Всегда ли благословляем Бога и людей, которые рядом с нами находятся? Иногда звучат слова: печали, отчаяния, уныния: «Господи, если так жить, то зачем жить?»
Однажды Иов сказал: «Будь проклят день, когда я родился в этот мир». Может быть, не дословно мы произносим, но что – то подобное в нашей жизни бывает. Читаем: «Блажен муж, который не ходит…» и понимаем, да всё нормально. Бог добр ко всем. Особенно, к чистым сердцем. Но почему в моей жизни получается иначе? И Асаф продолжает: «А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» (2 ст.). Господи, что происходит? Я чего – то не понимаю? Почему написаны эти слова?
Довольно часто нам задают вопрос: почему страдают добрые люди, а преуспевают злые? Почему те, которые не заботятся о себе более успешны? А те, кто старается, имеют проблемы?
Асаф был благочестивым человеком и смотря, как нечестивые живут, радуясь жизни, он говорит: «Пьют воду полною чашею и ни о чём не заботятся, ни о чём не переживают». «Господи в чём дело, почему? Где же справедливость, в конце концов?»
А, Давид – муж по сердцу Бога? От сына своего бегал, от Саула бегал… Постоянные переживания… Господи, почему так происходит? Что я не понимаю? Может быть, что – то не так?
Вы придерживаетесь здорового образа жизни? А кто за последние два месяца не болел? А кто в этом году не болел? Бывает, что болеете? Мы стараемся спать, сколько положено, бываем на свежем воздухе, и на солнце, и воду пьём… и упражнения делаем. Но почему то, заболеваем. «Господи, что такое?»
Я помню, своего соседа, себя он называл - мужчиной. Он мне говорил, что я не мужчина, потому что не пью. Он пил всё, что попадало под руку: одеколоны, лосьоны… пил даже стеклоочиститель. И когда не может стоять на ногах, лежит на морозе. И не пять минут. Проснулся, домой пришёл – нормально. Ты же одеваешься – и заболел.
Такие вопросы возникают у нас. И Асаф об этом переживал, беспокоился: «Господи, я не пойму в чём дело. Что не так? Что не срабатывает?» - «Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их» (4ст.), а ты, вроде бы, всё правильно делаешь, но имеешь проблему.
Другие люди, которых мы встречаем, - одно время их называли «новые русские». Сейчас их называют иначе.
Смотрите, что о них говорит Асаф: «На работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их… над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока» (5,6,8 ст.).
Скажите, у вас всегда всё благополучно? Всегда хватает денег для оплаты коммунальных? Всегда ли мы можем позволить себе желанную покупку? Нет. А у этих людей нет никаких принципов. Они живут, как хотят. Берут там, где не ложили. И у них нет проблем. А мы стараемся поступать честно, придерживаясь правил. А что получается в нашей жизни? Но, у них есть одна проблема… они не спят по ночам? Почему? Один человек сказал, что чем больше денег, тем больше запах распространяется от таких денег. И на этот запах слетаются все, кто хотят поживиться, как на свет от фонаря слетаются насекомые.
Однажды я беседовал с директором института, где пришлось мне работать. И вот, он задал мне, молодому ещё тогда, вопрос о том, зачем мне ходить в церковь. Что мне даёт церковь? Он говорил: не горе же у тебя случилось! Я ответил, что всё у меня хорошо. И он спрашивал, зачем же я тогда хожу в церковь, порчу свою жизнь. Почему бы мне не жить, как всем! В ходе наших рассуждений я задал ему вопрос о том, что, если я поступлю по его совету, будет ли у меня спокойный сон? Если я буду брать чужое, и в остальных вопросах буду поступать так, как кажется правильным, то буду ли я спокойно выходить на улицу и никого не бояться? И он сказал, что нет. И я ему сказал, что, если даже Бога нет, а я по этим принципам живу то ничего не теряю, а если Бог есть? И знаете, он мне сказал: «иди, всё». Больше нам было говорить не о чем. Это было время Советского Союза. КПСС ещё была умом, честью и совестью нашей эпохи. Но тогда этот человек сказал мне: «Иди!»
Я вспоминаю слова своего классного руководителя, которая меня, - ученика четвёртого класса, - спросила: «Тебя не заставляют ходить в церковь? Не повредит ли тебе это?» И я ответил, что нет, не заставляют и не повредит, что там плохому не учат. И она, парторг школы, сказала мне: «Если ты уверен, никого не слушай. Делай, что делаешь». Я был поражён.
Вы знаете, потом в жизни были разные моменты, но слова её я помнил, когда ощущал разное отношение людей ко мне: ровесников, преподавателей. В школе, в учебном заведении позднее, в армии. Где бы я ни встречал людей, которые пытались меня переубедить, я всегда помнил те слова. Уже тогда я понял, что Бог в моей жизни самое главное, без Него жизнь не имеет смысла.
Но бывают в жизни моменты, когда не понимаешь действий Бога, не понимаешь, что происходит с тобой в твоей жизни.
К сожалению, тогда происходит следующее: «Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею» (10ст.).
Эта опасность сегодня реальна и Бог говорит, что это путь, приводящий нас к утрате ценностей. Он приводит нас в тупик, из которого выход все же есть – Иисус. Без Него мы ничего не можем.
«И говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (11,12ст.). А не напрасно ли я себе во многом отказывал? Да, иногда мы об этом рассуждаем.
Асаф не мог понять этого. Всегда ли мы можем понять, что происходит в нашей жизни? Всегда ли мы можем дать ответ? Не всегда… многое для нас остаётся непонятным.
Меня утешают слова Елены Уайт о том, что в вечности мы получим ответы на все эти вопросы.
Но неужели сейчас не хочется получить ответ? Каждому хочется. Мы просим Господа дать ответ сейчас. Потому что, когда не знаешь, чувствуешь себя в каком – то подвешенном состоянии. Неуютно, некомфортно когда не знаешь, что будет дальше.
Асаф так размышлял и не понимал: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (17-18 ст.).
И его отношение к происходящему изменилось. Что стало причиной этой перемены его восприятия мира в своей жизни? Что он увидел во святилище?
Когда священник входил во святилище там служение совершалось и происходила встреча с Богом. Помните, когда Господь давал повеление Моисею? «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8)
И когда мы читаем последнюю книгу Библии – книгу Откровение - написано «се, скиния Бога с человеками» (21:3). Другими словами – место встречи человека с Богом.
Да, какое – то значение имело для Асафа то, что он видел конец этих людей, но самое главное – он встретился с живым, реальным Богом, который присутствовал в его жизни. И поэтому, его отношение изменилось в корне. До этого он сомневался и говорил: «Не напрасно ли, Господи?» Но, когда встретил Бога, он понял: «Не напрасно».
Встреча с Богом меняет всё в жизни человека.
Давайте вспомним страдальца Иова, о котором мы говорили. Он многого не понимал и потому говорил эти безумные слова. Но когда он встретился с Господом, то его словами были: «Господи, я всё понял. Спасибо Тебе, что Ты позволил мне встретиться с Тобой!»
Для нас, людей, задающих Богу вопрос: «Почему?», необходима встреча с Богом! Когда мы приходим в церковь, мы приходим на встречу с Богом и друг с другом. Вместе петь, молиться, читать Слово Божие, размышлять. Но самое главное для нас – встреча с Богом. Без этой встречи всё остальное не имеет смысла. И, если встреча не произошла, то мы напрасно потратили время. Самое важное, без чего моя жизнь не имеет смысла, - это встреча с Богом. В церкви, дома. Не просто читать, не просто молиться, а взывать: «Господи, я хочу встретиться с Тобой! Я хочу услышать Тебя, увидеть Тебя. Без этого у меня нет никакой перспективы, нет будущего». И когда встреча эта происходит, тогда я начинаю понимать, что в моей жизни всё не так уж и плохо.
Когда ребёнок приходит к нам и говорит, что с кем – то поссорился, или подрался, то для него всё плохо, но родители могут успокоить и утешить.
Мы взрослые мудрее. У нас опыта и видения больше. А Бог смотрит совсем по - другому. И вот понимаешь, то, что произошло со мной это благо для меня потому что, «праведник семь раз падает», но всякий раз поднимается. И эти падения учат многому. Если бы у нас не было болевых ощущений, мы научились бы чему либо? Да никогда! Если бы я не знал, что такое горячо, не испытал, что значит удариться, то был бы беспечным. Но Бог даёт нам эти ощущения для того, чтобы уберечь нас от больших проблем. И более того, « всякое дело Бог приведет на суд» (Еккл.12:14). Именно об этом говорит Асаф: «на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (Пс.72:18). Быстро придут они к своему концу. «Исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их» (19,20 ст.). «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои» (27,28 ст.).
Когда я имею Бога в моей жизни, мне ничего другого не нужно. «С Тобой, Господи, на земле мне ничего не надо. Главное, чтобы Ты был со мной. Потому что, Ты – это решение всех моих проблем». Это моё утешение.
Что можно сказать родителям, у которых двенадцатилетний ребёнок болен менингитом? И врачи говорят: всё, надежды нет. Что могут сказать этим родителям люди не знающие Бога?
Марк Финли на одной из программ рассказал о том, как он был в интернате, где находились люди, которые не имели возможности ни двигаться, ни говорить. Он рассказал, об одной женщине, у которой двигаться могли только глаза. Она могла их открывать и закрывать. Шевелить конечностями она не могла, говорить тоже не могла. И когда атеист сказал ему: «Что вы со своим Богом?» Марк Финли спросил у него: «Что вы можете дать этому человеку? Какую надежду? А я могу познакомить со Христом!»
И когда он рассказывал этой женщине о Христе, из её глаз бежали слёзы. Друзья, это то, что имеем мы с вами сегодня. То, чем мы можем делиться с людьми. С теми, кто разочарован, кто не имеет надежды, будущего. Кто не видит никакой перспективы. Бог – живой Бог, - с которым мы можем встретиться. Это самое главное в нашей жизни!
Можно иметь весь мир, но: « приобрести весь мир, а себя самого погубить» (Лук.9:25).
Что этот мир? Это преходящее, тленное! А Христа иметь это значит иметь всё.
Одна молодая пара, ожидала своего первого ребёнка, он родившись прожил всего лишь неделю и умер. Как радовались его рождению, а потом печаль, горе.
Почему, Господи, для чего Ты это допускаешь?
Много вопросов, но не всегда мы находим ответ. Как бы ни было трудно, самое главное должно произойти в моей жизни: я должен встретиться с Богом! Я должен прийти во святилище и увидеть Его там! Я должен прийти на Голгофу и увидеть, что Он сделал для меня. Без этого всё напрасно.
Как важно иметь эту встречу с Ним! Тогда придёт понимание. Он контролирует всё в моей жизни. Не в чьей – то, а в моей жизни. И всё доведёт до конца. Важно иметь эти встречи с Ним и приглашать на эти встречи других. Тех братьев и сестёр, которые разочарованы. Тех кто, ушёл из церкви, от Бога. Так важно показать им реального Бога, пережив с Ним свои опыты отношений. Только таким образом спасение станет реальным для нас. Пусть Бог позволит нам встретиться с Ним и сегодня, увидеть Его. Услышать то, что Он хочет сказать. Когда буду в церкви снова встретиться с Ним. Когда буду становиться на колени опять встретиться с Ним. И слушать, то, что Он мне скажет. Это единственный путь к счастливой жизни. Это путь к той жизни, где не будет сомнений. Где не будет того состояния, о котором говорит Асаф: «Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою». Хочется быть человеком разумным. Помните это латинское выражение: «homo sapiens»? Хочется быть человеком, который понимает. Пусть не всё, но самое главное: «а Бог реален в моей жизни. Он в моей жизни присутствует». Я желаю этого всем нам, дорогие мои, чтобы эти встречи с Богом происходили каждый день, и чтобы мы были благословенными людьми.