Главные загадки Серафима Саровского. Православные праздники

15 января - преставление († 1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима Саровского

Когда, в начале 90-х, люди стали стекаться сюда после восьмидесятилетнего перерыва, чуть ли не ежедневно к вечеру приходилось уносить оставленные за ненадобностью костыли - столько происходило исцелений. Сейчас их стало гораздо меньше.

Дивеево встретило разношёрстной толпой паломников - тут и интуристы в шортах, и бородатые пилигримы с котомками на плечах. Возле монастырской ограды - многочисленные палатки, в которых торгуют церковной утварью. Обращаю внимание на вывеску, прикреплённую к монастырской стене: "Всё, что продаётся за оградой монастыря - не имеет отношения к нашей святой обители".

Сама же территория обители в эти дни похожа на большой муравейник: идут подготовительные работы к празднику. В храме очередь к мощам преподобного: здесь как здоровые, так и явно больные - многие на костылях, в колясках. Приложившись к раке, пытаешься настроиться на службу после дороги, чему мешает ужасная теснота: в храме яблоку негде упасть. Неподалёку от мирян стоят монахини: приветливые, светящиеся радостью и доброжелательностью лица, от всего их облика веет какой-то аристократической утончённостью. Как тут не вспомнить преподобного Серафима, который встречал каждого приходящего к нему человека со словами: "Радость моя!". Несмотря на то, что до праздника 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского оставалась неделя, из дверей Паломнического центра монастыря уже выстроилась длинная вереница паломников, прибывших сюда со всей страны. Здесь их распределяют по частному сектору. Пока шёл к гостинице, разговорился с попутчиком, из местных.

За последние годы столько гостиниц понастроили! И всё не хватает.

Я смотрю, сюда приезжают со всей страны. А многие здесь остаются жить.

Дома-то здесь покупают многие: дескать, Господь их позвал. Но, прожив год-другой, как правило, уезжают туда, откуда прибыли.

Кто-то работы себе здесь не нашёл (большинство верующих - "антеллигенты"), а кто-то экологической обстановки испугался. Ведь недалеко Саров - ядерный центр.

А как же люди сюда едут за исцелением и, говорят, получают?

В ответ мой попутчик лишь раздражённо машет рукой.

Иди по этой дороге, прямиком до гостиницы дойдёшь...

На другой день я разговорился с одним из строителей, трудящимся над восстановлением монастыря. Дмитрий уже несколько лет как переехал сюда: продал квартиру в своём городе и купил дом в близлежащей к Дивеево деревне - кажется, Елизарьево. С моим вчерашним попутчиком он был в корне не согласен.


Источник преподобного Серафима Саровского

По вере вашей да будет вам, - размышлял он. - У одних людей взгляд светел, и они видят только светлое, у других - сер, и они видят только серое. Те, кто по Божией воле сюда приехал - остаются, а кто по своеволию - конечно, уезжают. Сейчас здесь экологическая обстановка примерно такая же, как в других промышленных районах страны, ничем не лучше, но и не хуже. Что же касается паломников, то пусть местные не возводят на них напраслины. Благодаря им половина Дивеево кормится и имеет работу.

А сами паломники благодаря монастырю имеют возможность два раза в день подкрепить свои силы в монастырской паломнической трапезной. Хоть и скромно, но вкусно и совершенно бесплатно. Наедаешься - до отвала! Огромная масса народу ежедневно проходит через монастырь и получает здесь как духовный, так и насущный хлеб.

Вместе со всеми сажусь за деревянные столы трапезной. Рядом - и московский высоколобый очкарик-профессор, и нищий оборванец. Звучит общая молитва перед едой - и ощущаешь чувство братства, как в храме на Литургии.

Только что приложилась к раке с мощами и увидела там, рядом, мотыжку, которой работал преподобный! - тараторит севшая напротив меня забавная девчушка лет 10-ти, от нахлынувших чувств еле переводя дыхание.

Откуда такая бойкая?

Из Тобольска.

Как зовут?

Где твои родители?

Мама умерла, а папка (она сделала характерный жест) - пьёт.

А где же ты живёшь?

В Тобольской семинарии, временно - в медпункте. Скоро буду жить в семинарском общежитии и учиться в православной гимназии.

А с кем ты здесь?

С нашей паломнической группой из Тобольской епархии. Сегодня во время исповеди священник меня спросил, не хочу ли я остаться в Дивеево. Я ему ответила, что если меня оставят, то наш владыка потом всем головы поотрывает! А тут ещё, в монастыре, моду взяли меня матушкой называть. А я им отвечаю: "Какая я вам матушка?! Я не матушка, я - де-во-чка!" А вы за сухариками уже ходили?..

В монастыре не только бесплатно кормят, но и так же бесплатно, в Паломническом центре - раздают сухарики, освящённые в чугунке преподобного Серафима, в котором он варил себе нехитрую пищу в годы отшельничества. А днём, на паперти Троицкого собора, этот чугунок священник опускает на головы паломников. Здесь, в очереди к чугунку святого Серафима - страждущие стяжать благодать, и все они равны перед преподобным.

Рядом с монастырскими воротами люди с испитыми лицами пристают к прохожим.

Охотников поспекулировать на самых возвышенных человеческих чувствах хватало всегда. Впрочем, в этих святых местах они отпадают, как шелуха, скоро о них забываешь. А на источнике преподобного, что в нескольких километрах от Дивеево, забываешь, кажется, вообще обо всём на свете. Здесь даже дышится как-то по-особому легко. Сам источник появился по молитвам святого Серафима, жившего отшельником неподалёку от этого места в небольшом рубленом домике.


Чугунок Преподобного Серафима Саровского

По словам здешнего сторожа, родник - неиссякаемый кладезь чудес. Когда, в начале 90-х, люди стали стекаться сюда после восьмидесятилетнего перерыва, чуть ли не ежедневно к вечеру приходилось уносить оставленные за ненадобностью костыли -столько происходило исцелений. Сейчас их стало гораздо меньше. Видимо, действительно, даётся "по вере нашей". Раньше к источнику людей приводило религиозное воодушевление, а сейчас - всё чаще мода и любопытство.

Окунулся трижды и я. Дыхание спёрло, словно миллиарды иголок вошли под кожу. И неудивительно: здесь вода и летом, и зимой - 4 градуса. Вылез из воды, а тело - горит! И необычайная лёгкость, удивительное блаженство распространяется по всем суставам! В таком состоянии умиротворённости два часа до отъезда нашего автобуса пролетели как один миг. И всё было бы как на Небесах, если бы не стал свидетелем одной пренеприятнейшей сцены. Молодая мамаша скрутила отбивающегося и ревущего белугой малыша и насильно, словно собираясь топить, трижды окунула захлебывающегося отпрыска в воду. В это время бабка, стоя на берегу, рукой крестила своих чад. Когда женщина отпустила мальчика, его трясло в истерике. Потом он несколько минут бегал по берегу и кричал матери и бабке: "Не подходите ко мне! Я вас ненавижу!". Мамаша вылезла следом и театрально, в сознании исполненного долга, принялась креститься.

Прости, Господи... В своём рвении не по разуму мамаша не понимает, что насильно можно только покалечить, а не исцелить... Об этом мы беседовали на обратном пути с отцом Вячеславом, клириком Самарской епархии, договорившись по приезду в Дивеево вместе ступить на Канавку Богородицы.

Легендарная канавка, о которой много писал "Русский Дом", отходит от монастыря и возвращается к нему, огибая множество зданий, среди которых - и средняя школа, и РОВД. Для школы и милиции сейчас строятся здания в посёлке, а территория Канавки вся будет передана в монастырское владение.

"Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста "Богородиц" прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!". А ещё, по слову батюшки Серафима, через Канавку не сможет пройти антихрист: она встанет до небес, да и сам монастырь воспарит в небо.

Что и говорить, размеренный монастырский уклад контрастирует даже с окружающей его бесхитростной сельской жизнью. Не говоря уже о том, что и до этих святых мест дошли блага цивилизации. Через дорогу от монастыря гостеприимно открыл двери клуб компьютерных игр... Нет, не зря всё-таки монахи уходили в лесную глушь, подальше от глаз человеческих. Чтобы не было внешних раздражителей. Чтобы незамутнённым, в соединении с природой, славить Творца.

30 июля 1754 года родился Прохор Исидорович Мошнин, которого мы знаем как Серафима Саровского. Один из самых почитаемых русских святых, его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации.

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован. Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.
Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность. Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто. Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года. Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора. В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину. Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок). Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника». После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима. Были ли в действиях Николая II сокрыты личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться». О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье. Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»). Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.
Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись. По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен. Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда. Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима? В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи. Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства? Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста. Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе. Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей. Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи». Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.
В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году. Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

ЧУДЕСНЫЕ СУХАРИКИ батюшки СЕРАФИМА Паломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: "Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия". И уж конечно, любой православный слышал: "Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но - бегом бежать нужно на него!" Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм - приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: "Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?" "Конечно, потрудиться для Бога можно, - малодушно подумал я, - но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…" Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, - это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность… Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я - назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось - богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно - чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. "Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!" - говорил батюшка Серафим. И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: "Помолимся. Завтра причастишься". Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела! Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: "Точно ли я?" Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: "Помочь тебе возможно. Молись". Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери "Умиление", я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: "Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе". Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела - я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду - сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима. М.Славин