Гранатовый браслет опыт и ошибки. Электронные учебники по русскому языку

Разум и чувства – эти два понятия имеют большое значение в жизни человека, несмотря на то, что выполняют разные роли. Как часто мы сталкиваемся с тем, что здравый смысл подсказывает нам одно, а голос сердца - совсем другое. Действительно, разум – это способность людей объективно оценивать окружающий мир, а чувства – эмоционально воспринимать явления действительности. К этой теме в своих произведениях обращались многие поэты и писатели мировой и отечественной художественной литературы.

Ярким доказательством выступает повесть известного русского писателя А.И.Куприна «Гранатовый браслет». На примере главных героев произведения, автор показал читателям, что главное – это оставаться самим собой, обладать рассудительным умом, прислушиваться к сердцу и руководствоваться совестью. Главный герой Желтков, мелкий служащий, одинокий и робкий мечтатель, думает, что его судьба – это любить безумно, но безответно, и что от судьбы невозможно убежать. Любовь подобна идеалу, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Именно такой представлял себе её главный герой. Многое лет продолжалась его безнадёжная любовь к молодой светской даме из высшего общества. Письма, которые он отправляет ей, служат предметом насмешки со стороны членов семейства Шейных. Их не воспринимает всерьёз и сама княгиня, а браслет, подаренный на её день рождения, и вовсе вызывает много негодований. Разумом Желтков понимал, что никогда его жизнь не будет связана с этой женщиной, но сердцем и чувствами был прикован к ней, ведь убежать от своей любви - невозможно.

Однако в жизни главного героя всё же наступает переломный момент, и он начинает понимать, что больше не в силах жить с безответными чувствами. Он приходит к мысли, что только мешает Вере Николаевне жить, усложняет её отношения с мужем. Желтков благодарен этой женщине за прекрасное чувство в его сердце, возвысившее его над миром несправедливости и зла, за ту неразделимую любовь, которую, к счастью, было суждено испытать ему. Но для него любовь стала сильнее смерти, он принял решение уйти из жизни. И только после смерти Вера Николаевна поняла, что в душе «маленького человека» жила огромная и чистая любовь, которая прошла мимо неё. Я считаю, что разум героя превзошёл над его чувствами, ведь понимание того, что женщина, которую он искренне любит, никогда не будет с ним, стало роковым шагом на пути этого человека.

Таким образом, человек должен понимать и осознавать свои поступки и действия, которые могут повлиять на его судьбу или привести к непоправимым трагедиям. Каждый должен для себя сам определить, что важнее: объективный разум или беспамятные чувства. Ведь делая неправильный выбор, мы рискуем своим собственным счастьем, а может быть даже и жизнью.

Победа всегда желанна. Мы ждём победы с раннего детства, играя в догонялки или в настольные игры. Во что бы то ни стало нам необходимо победить. И тот, кто побеждает, чувствует себя королём положения. А кто-то – лузер, потому что не так быстро бегает или просто фишки выпали не те. Так ли уж необходима победа? Кого можно считать победителем? Всегда ли победа является показателем подлинного превосходства.

В комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» в центре конфликта – противостояние старого и нового. Дворянское общество, воспитанное на идеалах прошлого, остановилось в своём развитии, привыкшие получать всё без особого труда, по праву рождения, Раневская и Гаев беспомощны перед необходимостью действия. Они парализованы, не могут принять решения, сдвинуться с места. Их мир рушится, летит в тартарары, а они строят радужные прожекты, затевают никому не нужный праздник в доме в день торгов имения с аукциона. И тут появляется Лопахин – бывший крепостной, а ныне – хозяин вишнёвого сада. Победа опьянила его. Сначала он пытается скрыть радость, но вскоре торжество переполняет его и, уже не стесняясь, он хохочет и буквально кричит:

Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется...

Конечно, рабство его деда и отца, возможно, оправдывают его поведение, но перед лицом, по его словам, любимой Раневской это выглядит, как минимум, бестактно. И тут его уже трудно остановить, как настоящий хозяин жизни, победитель он требует:

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!

Может быть, с точки зрения прогресса победа Лопахина – это шаг вперёд, но как-то грустно становится после таких побед. Сад вырубают, не дожидаясь отъезда бывших хозяев, Фирса забывают в заколоченном доме… Есть ли утро у такой пьесы?

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» в центре внимания находится судьба молодого человека, посмевшего полюбить женщину не своего круга. Г.С.Ж. давно и преданно любит княгиню Веру. Его подарок – гранатовый браслет – сразу привлёк внимание женщины, потому что камни вдруг загорелись как «прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера». Неравные отношения всегда чреваты серьёзными последствиями. Тревожные предчувствия не обманули княгиню. Необходимость во что бы то ни стало поставить на место зарвавшегося негодяя возникает не столько у мужа, сколько у брата Веры. Появившись перед лицом Желткова, представители высшего света априори ведут себя, как победители. Поведение Желткова укрепляет их в своей уверенности: «его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо». Бедный телеграфист раздавлен, растерян, чувствует себя виноватым. Но только Николай Николаевич вспоминает власти, к которым хотели обратиться защитники чести жены и сестры, как Желтков внезапно меняется. Над ним, над его чувствами никто не властен, кроме предмета обожания. Никакие власти не в силах запретить любить женщину. А пострадать ради любви, отдать за неё жизнь – вот истинная победа великого чувства, которое посчастливилось испытать Г.С.Ж. Он уходит молча и уверенно. Его письмо Вере – гимн великому чувству, торжествующая песнь Любви! Его смерть – его победа над ничтожными предрассудками жалких вельмож, чувствующих себя хозяевами жизни.

Победа, как выясняется, бывает опаснее и отвратительней поражения, если она попирает вечные ценности, искажает нравственные основы жизни.

Прочитав это произведение, каждый вправе сказать, что главная его тема - любовь. Это великое чувство и большая трагедия, если она не взаимна и невозможна с точки зрения общественной морали. Про такие чувства можно читать, воспринимать, как нечто неповторимое, как чудесный дар и истинное несчастье, но научиться любить нельзя. Это состояние существует за пределами человеческого разума и расчета.

На фоне символичных, меняющих настроение описаний природы и морской стихии повесть Куприна раскрывает разные оттенки отношений между близкими людьми - заботу и доверие в браке, внимание к чужим переживаниям и умение прощать. Отношения между супругами Шеиными вызывают уважение, ведь юношеская горячая любовь уже позади, а и понимание только окрепли с годами и поддерживают тепло семейного очага. Княгиня Вера окружена блестящим обществом, но почему-то в душе ее возникает щемящая тоска о чувстве вечном, бескорыстном, не требующем награды.

…такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать , пойти на мучение — вовсе не труд, а даже радость… Любовь должна быть трагедией…”

На примере «маленького человека» телеграфиста Желткова, в течение многих лет влюбленного в княгиню Веру, автор показывает, что истинное чувство не зависит от сословной принадлежности, а высокие моральные качества - от бедности или богатства. Поклонение объекту своего чувства издалека, стремление быть услышанным, понятым и понимание всей безнадежности этого всепоглощающего чувства - драма жизни обычного человека. Даже муж Веры, Василий Львович, относится с пониманием к страданиям бедного юноши и проявляет настоящее великодушие, не высмеивая и не ревнуя.

Положить конец всему смогла только смерть героя, и даже этим последним шагом он старался привлечь внимание своего идеала и надеялся на последнюю встречу.

«Если придет и захочет меня увидеть дама, скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…».

Для Веры это стало не избавлением, а глубоким переживанием. Чувство вины и прошедшей мимо большой любви останется с ней до конца жизни. Гранатовый браслет, подарок Желткова, является символом того, как в обрамлении грубых и обыденных вещей может скрываться истинная ценность.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление Опыт и ошибки. Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Список рекомендуемой литературы: Джек Лондон «Мартин Иден», А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Генри Марш «Не навреди» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» «Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени» И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

3 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации: «Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

5 слайд

Описание слайда:

Афоризмы и высказывания известных людей:  Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг  Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель  Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер  Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков  Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко  Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн  Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг  Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

6 слайд

Описание слайда:

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

7 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

8 слайд

Описание слайда:

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

9 слайд

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.

10 слайд

Описание слайда:

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

12 слайд

Описание слайда:

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

13 слайд

Описание слайда:

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен.

14 слайд

Описание слайда:

Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

15 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на стороне красных, он понимает, какая чудовищная несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки, приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, – ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные метания от белых к красным.

16 слайд

Описание слайда:

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям.

17 слайд

Описание слайда:

Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

19 слайд

Описание слайда:

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей.

20 слайд

Описание слайда:

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи.

21 слайд

Описание слайда:

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.

22 слайд

Описание слайда:

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь) По мере взросления человек учится, почерпывая знания из книг, на школьных занятиях, в беседах и взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того, немаловажное влияние оказывают окружение, традиции семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много теоретических знаний, но умение применить их на практике необходимо для того, чтобы приобрести навык, набраться собственного опыта. Иными словами, можно прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой вопрос, однако в реальности научиться жить поможет только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого уникального опыта человек не сможет прожить яркую, полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих произведений художественной литературы изображают героев в динамике, чтобы показать, каким образом происходит у каждого человека становление личности и прохождение собственного пути.

23 слайд

Описание слайда:

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы», «Прах и пепел». Перед взором читателя проходит нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В начале повествования это отзывчивый парень, отличник, выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих друзьях, это открытый человек, готовый прийти на помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства справедливости он и страдает. Сашу отправляют в ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа, совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по политической статье. На протяжении всей трилогии читатель наблюдает за становлением личности Саши. От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари, которая самоотверженно ждет его, помогая его матери преодолеть трагедию.

25 слайд

Описание слайда:

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как хозяева баловали и любили собственных дочерей, которые были нарядно одеты, весь день играли и озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела играть, однако ее заставляли убираться в харчевне, ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не жаловаться, а молча выполнять приказы тетки Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала, чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться, заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в будущем именно этот горький опыт помог Козетте стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

26 слайд

Описание слайда:

Таким образом, наши рассуждения позволяют сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт, горьким либо благостным, он является собственным, пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер и воспитывая личность.

*
Итоговое сочинение.
Тематическое направление
Опыт и ошибки.
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Список рекомендуемой литературы:
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
«Слово о полку Игореве.»
А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».
М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».
Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».
А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».
И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».
А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».
М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Д.Киз «Цветы для Элджернона».
В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».
А.Алексин «Безумная Евдокия».
Б.Екимов «Говори, мама, говори».
Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

Официальный комментарий:
В рамках направления возможны рассуждения о ценности
духовного и практического опыта отдельной личности,
народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути
познания мира, обретения жизненного опыта. Литература
часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:
об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без
которых невозможно движение по жизненному пути, и об
ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:
«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени
подразумевается четкое противопоставление двух полярных
понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта.
Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и
приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает
на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку
действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый
жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником
жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена
которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых
героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое
решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на
жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом
сказаться на судьбах других.
В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые
затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно
подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая
ошибка - это лишать себя опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним
путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко
промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель
Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и
ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд
Поппер
Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за
него будут думать другие. Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам
одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле
признания своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться
к следующим произведениям.
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и
признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь
трагизм совершенного им преступления, не признает
ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог
преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу
избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не
просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в
убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния.
Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои
ошибки, способен измениться, он достоин прощения и
нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с
героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример
человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека»,
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных
произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть
о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению,
ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт,
отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее
слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а
выходит все
наоборот: он возвращается, а
семья погибает. Эта потеря для
него – страшное горе, и сейчас
он винит себя за каждую мелочь
и с невыразимой болью говорит:
"До самой смерти, до последнего
моего часа, помирать буду, а не
прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой
старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина
пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть
на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя
успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива».
Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого
скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И
лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о
человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит
телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает
слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться?
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не
будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы
она меня увидела, лишь бы простила».
Дочь приезжает, но прощение просить
уже не у кого. Горький опыт главных героев
учит читателя быть внимательным к близким
«пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок
в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова.
Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым
людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и
судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный
человек, но он не может найти применения своему уму,
своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и
его не волнует состояние других людей.
В.Г. Белинский называл его "страдающим
эгоистом", потому что Григорий
Александрович обвиняет себя за свои
поступки, он осознает свои действия,
переживает и ничего не приносит ему
удовлетворения.

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный
человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при
этом научить других сознаваться в своих, как, например, он
все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей
вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же
проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых
попыток разрядить обстановку на дуэли
и призвать Грушницкого к совести сам
же предлагает стреляться на опасном
месте, чтобы кто-то из них погиб.
При этом герой пытается обратить
все в шутку, несмотря на то, что
существует угроза как жизни молодого
Грушницкого, так и его собственной
жизни.

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось
настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает,
насколько день прекрасный, то после трагического события
день он видит в черных цветах, на душе его – камень.
История разочарованной и гибнущей печоринской души
изложена в дневниковых записях героя со всей
беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и
автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит
и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей
души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои
ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить,
свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на
то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он
разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных
контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой
продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя
несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова,
осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и
нравственного совершенствования, то любимым героям
Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При
рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к
анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей
Болконский резко выделяется из великосветской среды
своей образованностью, широтой интересов, мечтает
совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир
– Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в
самых опасных местах сражения. Суровые военные события
способствовали тому, что князь разочаровывается в своих
мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело
раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский
переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним
открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи,
а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное,
чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему
мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –
появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к
выводу, что ему остается жить для себя и своих близких.
Это лишь первый этап эволюции героя, не только
признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше.
Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет
разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но
понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу
правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них.
Он искренен, доверчив, слабоволен.

Эти черты характера ярко проявляются во
взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер
совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой
понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе
свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии
глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер
верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой
жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь
ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят
героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает,
что жить надо ради людей, надо стремиться приносить
пользу Родине.

М.А.
Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт
военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку
своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу
Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на
стороне красных, он понимает, какая чудовищная
несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки,
приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в
своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот
ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, –
ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек
понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у
порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что
был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные
метания от белых к красным.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте
как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления
экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в
определенных условиях с целью исследования», то
практический опыт профессора Преображенского для
«выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в
дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у
людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С
научной точки зрения он весьма успешен.
Профессор Преображенский проводит
уникальную операцию. Научный
результат получился неожиданным
и впечатляющим, но в бытовом,
житейском плане он привел к
самым плачевным последствиям.

Появившийся в доме профессора в результате операции тип,
“маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет
себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует
отметить, что появившееся человекоподобное существо
легко находит себя в изменившемся мире, но
человеческими качествами не отличается и вскоре
становится грозой не только для обитателей квартиры, но и
для жильцов всего дома.
Проанализировав свою ошибку,
профессор понимает, что
собака была гораздо
«человечнее», нежели
П.П. Шариков.

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный
гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа
профессора Преображенского. Он и сам понимает это:
“Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда
исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и
ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает
завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп
Филиппович приходит к выводу, что насильственное
вмешательство в природу человека и общества приводит к
катастрофическим результатам. В повести “Собачье
сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков
снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и
самим собой. Но в жизни подобные эксперименты
трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает
Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести
разрушительного начала. Главная мысль писателя в том,
что голый прогресс, лишенный нравственности, несет
людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г.
Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об
ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только
каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом,
можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века.
Это не просто произведение о потере родного дома, но и о
том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы,
которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
В основе сюжета повести лежит реальная история. В
процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены
окрестные деревни. Переселение стало болезненным
явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС
строят для большого количества людей.

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо
перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли
назвать это решение однозначно верным? Жители
затопляемой Матеры переезжают в построенный не полюдски поселок. Бесхозяйственность, с которой
расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя.
Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на
северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего
не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно
повлечет за собой экологические проблемы. Но для
писателя важны не столько они,
сколько духовная жизнь людей.
Для Распутина совершенно ясно,
что крушение, распад нации,
народа, страны начинается с
распада семьи.

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том,
что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со
своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение не
желает покидать родной остров не потому, что не может
оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что
за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое
прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который
должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен
человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по
данной теме можно обратиться к истории и тем
катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная»
деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто
рассказ о великих стройках, это трагический опыт
предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI
века.

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь)
По мере взросления человек учится, почерпывая знания из
книг, на школьных занятиях, в беседах и
взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того,
немаловажное влияние оказывают окружение, традиции
семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много
теоретических знаний, но умение применить их на
практике необходимо для того, чтобы приобрести навык,
набраться собственного опыта. Иными словами, можно
прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой
вопрос, однако в реальности научиться жить поможет
только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого
уникального опыта человек не сможет прожить яркую,
полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих
произведений художественной литературы изображают
героев в динамике, чтобы показать, каким образом
происходит у каждого человека становление личности и
прохождение собственного пути.

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети
Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы»,
«Прах и пепел». Перед взором читателя проходит
нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В
начале повествования это отзывчивый парень, отличник,
выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в
свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих
друзьях, это открытый человек, готовый прийти на
помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства
справедливости он и страдает. Сашу отправляют в
ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа,
совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по
политической статье. На протяжении всей трилогии
читатель наблюдает за становлением личности Саши.
От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари,
которая самоотверженно ждет его, помогая его матери
преодолеть трагедию.

Известно, что Анатолий Рыбаков
задумал написать трилогию,
но после выхода третьего романа
ему приходило много писем с вопросом:
«Неужели Саша и Варя так и
не встретятся?».
Так и родился четвертый роман «Прах и пепел». Перед
нами – мрачный человек, не решающийся громко
высказывать свое мнение. Он осторожен и скрытен.
Именно так можно было выжить
в СССР 1930-1940-х годов.
Юношеская восторженность
героя оборачивается сдержанностью
и угрюмостью. Ссылка оказывается
учителем реальной, суровой жизни.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история
девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою
малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень
плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как
хозяева баловали и любили собственных дочерей,
которые были нарядно одеты, весь день играли и
озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела
играть, однако ее заставляли убираться в харчевне,
ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она
была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под
лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не
жаловаться, а молча выполнять приказы тетки
Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал
девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала,
чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться,
заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в
будущем именно этот горький опыт помог Козетте
стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

Таким образом, наши рассуждения позволяют
сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт
учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт,
горьким либо благостным, он является собственным,
пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер
и воспитывая личность.