I. Закрытая форма

Виды тестов

Введение

Для оценки знаний студентов и школьников (испытуемых) обычно используются следующие виды тестовых заданий:

    Открытая форма, когда задание требует от испытуемого произвольного ответа на поставленный вопрос.

    Закрытая форма, когда испытуемому предлагается выбрать правильный ответ из нескольких возможных. К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

При тестировании на компьютере чаще всего используется закрытая форма тестов с одиночным выбором. Использование той или иной формы тестовых заданий, их представление (например, использование графики в вопросах и ответах) и способы оценки результатов тестирования связано с возможностями программной оболочки. В отличие от большинства аналогичных программ семейство ExaMINATOR® поддерживает не только простые, но и более "продвинутые" формы тестов: тесты соответствия и тесты на установление последовательности . В составных тестах (версия 6.1 и выше) могут использоваться различные формы тестов, что дает разностороннюю и объективную оценку знаний испытуемых.

Начиная с версии 8.00, пакет ExaMINATOR® поддерживает и открытую форму тестов, причем составитель может предусмотреть несколько правильных ответов. Например, учащийся может на вопрос "Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640х480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?" ответить так: "256" или "256 с" или "256 сек" или "256 секунд". Составитель имеет возможность задать все эти варианты правильных ответов.

Тестовые задания в программной оболочке ExaMINATOR®

Тесты закрытой формы с одиночным и множественным выбором

Рис.1 . Окно программы ExaMINATOR® с тестовым вопросом закрытой формы. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.

Рис.2 . Окно программы ExaMINATOR® с графикой в окне вопросов. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ


Рис.3 . Окно программы ExaMINATOR® с графикой в окне ответов. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.

Тесты соответствия


Рис.4 . Окно программы ExaMINATOR® с тестом соответствия. Испытуемому необходимо установить соответствие между смысловыми единицами, приведенными в окне вопросов и окне ответов.

Тест на установление правильной последовательности

Такой тест может быть сведен к тестам на соответствие или к простому тесту закрытой формы (см. рис.5 и 6)


Рис.5 . Пример теста на установление правильной последовательности, сведенного к тесту на соответствие. Испытуемому необходимо установить соответствие между порядковым номером действия и его содержанием.

Рис.6 . Пример теста на установление правильной последовательности, сведенного к простому тесту закрытой формы. Испытуемому необходимо выбрать один правильный ответ.
Тест в открытой форме

Рис.7. Пример теста в открытой форме. Испытуемому необходимо впечатать одно или несколько слов в качестве правильного ответа.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Чаще всего задания со свободным изложением ответа используют в психологических, социологических тестах, а так же тестах интеллекта.

При компьютерном тестировании с целью определения уровня учебных достижений наличие эталонных вариантов ответов обязательно, более того – надо отметить особенность компьютерного тестирования – вводимый ответ испытуемого сравнивается с эталоном посимвольно, т. е. при наличии нескольких вариантов правильных ответов, синонимов и т. п. в эталонных ответах указываются все варианты.

Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличия однозначного правильного ответа. Существует несколько приемов, которые позволяют формализовать ответ, сделать его однозначным.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:

1) краткость и однозначность ответов;

2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4) простота формулировки вопросов;

5) простота проверки;

6) невозможность угадать ответ.

Основное преимущество этих заданий – невозможность угадать ответ, а основной недостаток – сложность формализации правильного ответа. Тем не менее, для задач на вычисление, задач с формулами в качестве ответа эта форма представляется оптимальной.

После дополнения задания особым образом получается истинное или ложное высказывание, например:

(2). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЯДРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ____

(3). УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПРОСТОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ ВИД____

К тем принципам, которые уже известны, следует добавить несколько общих логических принципов, характерных не только для заданий открытой формы, но и других.

1. Принцип логической определенности содержания задания. Смысл его можно определить так: задание является логически определенным, если оно способно продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождения такого ответа.

Нарушением принципа логической определенности являются примеры:

(4). ДОГОВОР АРЕНДЫ ЯВЛЯЕТСЯ_______ (ответ – «взаимным»)

Первая мысль (а зачастую и единственная) о том, ЧЕМ является договор аренды, а не КАКИМ.

(5). ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬСЯ ___( ответ – «одновременно») Испытуемый может не понять, на какой вопрос отвечать: исполняться КЕМ или исполняться КАК.

(6). ПЕРВАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЫЛА СОЗДАНА В _____ . (Где или когда?)

Между тем, любое задание должно пониматься с первого прочтения.

2. Вариативность (фасетность)содержания задания. ФАСЕТ – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасета позволяет в процессе контроля исключить списывание и другие искажения, известные из опыта проведения экзаменов, зачетов и др. традиционных форм проверки знаний. Идея фасета ассоциируется с известной практикой создания нескольких вариантов одинаково трудных заданий для проведения контрольных работ. Принцип фасетности является главным при композиции профессионально разрабатываемых тестовых заданий; он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания, а, следовательно, вариантов теста.

(7). СВЯЩЕННАЯ КНИГА {христиан, иудеев, кришнаитов, буддистов, мусульман,…} НАЗЫВАЕТСЯ _______.

Использование фасета может быть в символьном виде :

(8). ТОК СИЛОЙ {I}, ПРОХОДЯ ПО ПРОВОДНИКУ {R} ЗА ВРЕМЯ {t} СЕКУНД ВЫДЕЛЯЕТ ____ ДЖОУЛЕЙ ТЕПЛА.

В этом задании имеется 3 символьных фасета, позволяющих в машинном варианте подставить любые комбинации допустимых значений силы тока, сопротивления и времени для проверки умения применять закон Джоуля-Ленца. Такие же фасеты можно сделать для проверки знаний всех физических законов и умений их применять для выполнения лабораторных и практических работ.

3. Принцип параллельности включает в себя 3 понятия, связанных между собой отношением кумулятивности:

параллельность заданий (или вариантов заданий) по содержанию;

параллельность по содержанию и форме;

параллельность по содержанию, форме и по трудности заданий.

Параллельность заданий по содержанию достигается использованием принципа фасетности и применением 4 принципа – обратимости.

4. Принцип обратимости . На примере:

(9). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ_____

Обратное:

(10). ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Еще примеры:

(11). ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ _____ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА.

Обратное:

(12). ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА НАЗЫВАЕТСЯ _____ ФУНКЦИИ.

Задания, построенные по принципу обратимости, можно использовать в текущем и итоговом контроле знаний.

При применении обратимых заданий возникает вопрос выбора лучшего варианта для итогового тестирования. При осуществлении такого выбора полезно обсудить педагогические и психологические соображения и аргументы, опробовать все варианты на параллельных выборках и только после этого выбирается то задание, которое в большей степени обладает свойствами тестового задания для данного теста.

Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, нередко возникает тавтология:

(13). ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПЕРВООБРАЗНОЙ НАЗЫВАЕТСЯ _____

(14). ИНТЕГРИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____

Если испытуемые хотя бы немного ориентируются в учебном материале, то в случае тавтологии ответ для одного задания они найдут из содержания другого.

Этого можно избежать, если представить одно из заданий в другой форме, сохраняя в неприкосновенности его содержание. Например:

(15). ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ ОТНОСЯТСЯ К____

(16). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ РАЗНОЕ ЧИСЛО_____

Одно из этих заданий можно заменить:

(17). К ИЗОТОПАМ ОТНОСЯТСЯ ЯДРА, ИМЕЮЩИЕ ЧИСЛО НЕЙТРОНОВ

разное

одинаковое

Таким образом, из одного задания получилось 3 параллельных по содержанию и форме.

Еще примеры:

(18). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ_______

(19). К. МАРКС РОДИЛСЯ В ГОРОДЕ

Трир

Хемниц

Берлин

Мюнхен

Карлмарксштадт

Или:

(20). ВОЛГА ВПАДАЕТ В _____ МОРЕ

(21). ВОЛГА ВПАДАЕТ В … МОРЕ

Каспийское

Балтийское

Черное

Азовское

Белое

Если есть необходимость проверить несколько подобных фактов, то лучше использовать задание на установление соответствия (например, перечислив несколько рек – Волга, Нева, Днепр и задав другое множество – перечень морей и т. п.)

(22). СОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПАРЫ

До настоящего момента все элементы фасетных заданий рассматривались как одинаковые по трудности для испытуемых. Между тем, варианты заданий, параллельные по содержанию и по форме, нередко оказываются неравными по трудности. Легко предсказать неравную трудность тех заданий, содержание которых по каким-то причинам учащиеся не усвоили, или усвоили недостаточно. Параллельность заданий по содержанию обеспечивается использованием принципа фасетности и обратимости.

Параллельность заданий по содержанию и форме возникает при использовании принципов фасетности, обратимости, плюс применение разных форм заданий, имеющих одинаковое содержание.

И, наконец, параллельность заданий по содержанию, форме и по трудности обеспечивается в случаях, когда к перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий.

Некоторые педагоги считают задания открытой формы лучше заданий с выбором одного ответа из нескольких, но это мнение спорно. Например:

(23).ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

Правильные варианты ответа: греческий;

Не каждый испытуемый, глядя на этот вариант задания, сообразит, что от него требуется. Для этого вначале нужно уяснить смысл задания – о каком свойстве идет речь, на какой вопрос требуется ответить. (Ведь это предложение и без вставленного ответа уже имеет смысл). В такой ситуации лучше задание с выбором:

(24). ФАЛЕС – ЭТО ПЕРВЫЙ... ФИЛОСОФ.

греческий

римский

арабский

египетский

Из двух заданий открытой и закрытой формы, выясняющих одно и то же, лучшей, в данном случае, является закрытая форма.

Сравните различные формулировки двух открытых вопросов – они выясняют разные свойства одного явления, но совместное их употребление в одном тесте будет тавталогией:

(25). ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ ...

Правильные варианты ответа: Фалес;

Какой бы из этих открытых вопросов не встретился первым, ответ на второй вопрос будет ясен, причем, правильным или неправильным будут оба ответа.

6. Краткость . Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения ее бессловесной подпочвы. Чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Зачастую из вопроса опускаются слова «называется», «является» и т. п., что не затрудняет понимания.

7. Принцип неотрицательности . В основе задания не рекомендуется использование отрицательных частиц, а также определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Характерные примеры приводит В.С. Аванесов:

(26). БАНКИ НЕ СТАВЯТСЯ НА _______. (позвоночник) Однако банки не ставятся не только на позвоночник, но и на многие другие части тела.

(27). ТОЧКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЕТ _____. По определению Евклида «Точкой называется то, что не имеет частей».

В этом задании нарушено логическое правило: определение не должно быть отрицательным. Испытуемые будут правы, если напишут, что точка не имеет длины, ширины, высоты, веса, запаха, вкуса и много чего еще.

Иногда в задании открытой формы используется пропуск двух и более слов (или символов). При этом возможность правильно ответить уменьшается, например:

(28). УСКОРЕНИЕ ПРЯМО ПРОПОЦИОНАЛЬНО ____ , И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ______ ДАННОГО ТЕЛА.

(29). СИЛЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДВА ТЕЛА, РАВНЫ ПО____ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ПО____.

(30). ВИРУСЫ БЫЛИ ОТКРЫТЫ УЧЕНЫМ ____ В _____ ГОДУ.

Здесь возможны 4 случая:

1) правильно дополняются фамилия и дата;

2) правильно – фамилия, неправильно – дата;

3) неправильно фамилия, правильно – дата;

4) неправильно и фамилия и дата.

Как видно – три из четырех вариантов при тестировании будут считаться неверными, т. е. у тестируемого больше возможности ошибиться, чем ответить правильно. Таким образом, встает вопрос о допустимости и целесообразности большого числа пропусков в заданиях открытого типа. Кроме того, при компьютерном тестировании в такой ситуации обязательна инструкция, так как поле для ввода ответа представляет собой строку, поэтому следует указать, как вносить эти два значения – через запятую, пробел, точку с запятой и т. п., ведь ответ воспринимается как единый объект и сверяется с эталоном посимвольно.

Если дополняемые слова следуют одно за другим, то смысл задания уловить еще труднее:

(31). КАНТ РАССМАТРИВАЛ ОСНОВНУЮ ЗАДАЧУ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ В ____ _____ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Проникнуть в смысл этого задания с двумя пропусками трудно не только среднему студенту, но даже философски подготовленному читателю. Затруднения в понимании задания о человеческих знаниях вызваны пропуском подряд двух слов «синтезе разнообразных».

(32). ПРИ МОНТАЖЕ СБОРНЫХ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ БЛОКОВ СЛЕДУЕТ ДОБИВАТЬСЯ СОВМЕЩЕНИЯ КАНАЛОВ И..........

Автор предлагает правильные варианты ответа: «заполнения горизонтальных швов раствором»; «заполнения швов раствором». Вероятность ошибок при таком длинном ответе возрастает во много раз, так как существует много синонимов и перестановок слов, которые будут фактически правильными, но их трудно предусмотреть в качестве эталонов.

5. Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого.

(33). ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (ромб).

(34). ПРЯМОУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (квадрат).

Если на первое задание дается ответ «квадрат», то этим допускается ошибка несоразмерности: объем определяющего – четырехугольника – больше объема определяемого – квадрата.

Для сравнения приведем пример вопроса закрытой формы:

(35). СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ ВСЕ РАВНЫЕ СТОРОНЫ ИМЕЮТ

квадрат

ромб

прямоугольник

трапеция

параллелограмм

В данном случае закрытая форма вопроса несет меньше информации, чем вопросы открытой формы, в которых кроме равенства сторон подразумевается знание взаимосвязей между группами элементов.

Характерная особенность содержания заданий открытой формы в том, что они иногда порождают несколько правильных, но логически несоразмерных ответов, что нежелательно с точки зрения однозначной оценки и технологичности контроля.

(36). ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ БЫЛ _____

Автор ожидал ответ «Гагарин», но наряду с этим от некоторых испытуемых получил ответы «русский человек», «мужчина», «советский гражданин» и другие, которые с разных сторон характеризуют Гагарина. Полученные ответы нельзя оценить как неправильные, но их трудно приравнять к ожидавшемуся правильному ответу. Такие ситуации недопустимы, так как при компьютерном тестировании ответ сравнивается с эталоном посимвольно.

Выход из подобной ситуации подсказывает логика. Для сужения объема искомого понятия задание лучше сформулировать: «ФАМИЛИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА». Таким образом, в задание вносится необходимое уточнение, что позволяет уменьшить объем понятия за счет уточнения содержания, после чего испытуемый дает только один правильный ответ

С точки зрения композиции задания открытого типа должны содержать обязательные элементы:

1. Инструкция для испытуемых . Это может быть фраза «дополнить», а также более конкретные инструкции: «указать в именительном падеже», «указать с точностью до сотых», «указать через пробел (запятую)» в том случае, если предполагается ввести два слова, «указать дату в формате ДДММГГГГ» (или только год).

2. Содержательная основа заданий . С помощью заданий открытой формы удобно проверять знание названий, фактов, свойств, признаков, дат, причинно-следственные отношений.

(37). ВНЕДРЕНИЕ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ В ЖИДКОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ ___

(38). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОД НАЗЫВАЕТСЯ ____

(39). КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ ОТМЕНИЛ ЦАРЬ ____

(40). НАИБОЛЬШУЮ ПЛОТНОСТЬ СРЕДИ ЖИДКОСТЕЙ ИМЕЕТ ____

(41). СОБСТВЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОНА ОБУСЛОВЛЕНО ____

(42). ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОВОДИМОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКА НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ____

3. Ответы к заданиям . Во всяком тестовом задании заранее определяется, что однозначно считается правильным ответом на заданный вопрос.

Например:

(43). ПРИ БОЛЬШОМ ОБЪЕМЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ В СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШОЙ ВЫБОРКЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОВТОРНОЙ И БЕСПОВТОРНОЙ ВЫБОРКАМИ ….. (ответ автора – «стирается», что по смыслу совпадает со смыслом слов «исчезает», «уменьшается», «пропадает», а может быть испытуемые придумают и другие подходящие по смыслу ответы.) Если автор требует формулировок «как дается в лекциях» или «как звучит фраза из Кодекса», об этом надо сделать указание. Задание считается выполненным правильно, если ответ испытуемого совпадает с предусмотренным эталоном. Поэтому в качестве эталонов необходимо предусмотреть все синонимы.

В большинстве случаев ответы к заданиям открытой формы испытуемые пишут в конце задания. Допустимы случаи, когда ответы ставят не в самом конце тестового утверждения. При этом возникает вопрос – насколько далеко от конца допустимо делать пропуски? Ответ прост: чем ближе пропуск к началу предложения, тем хуже понимается смысл задания. Поэтому пропуск для ответа лучше делать как можно ближе к концу предложения.

Сравните:

(44). __ – ЭТО ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

(45). ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ ИМУЩЕСТВО, ВКЛАДЫВАЕМЫЕ В ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И/ИЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЭТО ____

Правильный ответ – «инвестиции» При компьютерном тестировании второй вариант вызывает меньше вопросов еще и потому, что при вводе с клавиатуры не требуется определять регистр.

Задания открытой формы применяются там, где нужно исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Задания открытой формы, поэтому, являются более трудными как для испытуемых, так и для создателей теста. От создателей они требуют тщательной проработки, учета множества правил, а от испытуемых – конкретных знаний. (Вспомните ситуацию с «лошадиной фамилией», описанную в известном произведении. Как часто нужное слово, термин, формула и т. п. «вертится на языке», но не вспоминается, а вот «увидел бы – сразу бы узнал».)


Обратно в раздел

Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Пример тестового задания закрытой формы:

Укажите, кто был первым президентом России:

а) М.С. Горбачев

б) Б.Н. Ельцин

в) В.В. Путин

г) Ю.В. Андропов

Требования к тесту закрытой формы

1. Стандартная инструкция.

2. Равная правдоподобность заданий.

3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).

4. Предельная краткость (5-6 слов).

5. Простая стилистическая конструкция.

6. В задание включается больше слов, чем в ответ.

7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.

9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).

10.Необходимо проверять не одно знание, а несколько.

11.Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).

12.Правильный ответ должен быть только один.

13.Не должно быть противоречий между основной частью и ответами например,

На космонавта в космосе действуют:

Сила тяжести;

Сила точки опоры;

Не действуют никакие силы.

14.Исключить повторяющиеся слова в ответах: например:

Основная земледельческая зона расположена:

В зоне тайги;

В лесостепной зоне;

В зоне смешанных лесов,

В степной зоне.

II. Открытая форма.

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните...».

Требования тесту открытой формы

1. Дополняющее слово ставится в конце.

2. Оно должно быть единственным.

3. Все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:

Первым греческим философом был _______.

Соли высших жирных кислот называются _____.

Скорость света в вакууме равна _______.

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом может быть на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие.

Например:

Установите соответствие между названиями книг и их авторами:

«Педагогическая поэма» В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям» П.П. Блонский

«Человек как предмет воспитания» А С. Макаренко

«Педология» К.Д. Ушинский

IV. Задания на установление правильной последовательности.

Эти тесты особенно широко используются для проверки знаний студентов по техническим дисциплинам, так как требуют знание точных алгоритмов.

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

………… В столбце не по порядку дается название деталей и

………… частей механизма.

Оценка тестов может быть:

Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

Дихотомическая (сделал - 1, не сделал - 0).

Педагогическое тестирование: достоинства и недостатки

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100-120 человек.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести:

Как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

Исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как, настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

    ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

    универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим и другие достоинства тестирования.

Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает преподавателю скорректировать курс.

В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет ВУЗам формировать высококлассных специалистов в различных областях российской экономики.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа

2.2. Задания закрытого типа

К заданиям закрытого типа относятся задания нескольких видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора. Тестовые задания закрытого типа – предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос

2.3. Задания на восстановление соответствия

В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств). Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным предметам и предметным областям. Практически в каждом предмете существует широкая возможность их использования. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа

2.4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделили ее в отдельный подраздел

2.5. Использование заданий психологических тестов на выявление структуры интеллекта для тестов учебных достижений

Часто в тестах достижений можно найти попытки использования специфичных заданий, специально разработанных психологами для тестов интеллекта. Это в основном три вида заданий: аналогии, классификации и исключения лишнего. Особенность этих заданий в том, что результат их выполнения зависит не только от знания предметного содержания задания, но и от сложности той интеллектуальной операции, выполнение которой предполагают эти задания

Тема 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тема 7. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

Тема 6. Психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности

Тема 5. Безопасность образовательного процесса

Тема 4. Безопасность труда и охрана здоровья работающих

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: работоспособность, формы труда, условия труда, профессиональная болезнь, фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит, арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга, шумовая болезнь, вибрационная болезнь, декомпрессионная болезнь, пневмокониоз, антракоз, силикоз, бериллиоз, асбестоз.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: образовательное учреждение, учебная нагрузка, гигиена, работоспособность, утомление, ФЗ «Об образовании».

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: терроризм, суицид, психоактивное вещество, паника, наркомания, курение, алкоголизм.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, ЧС природного характера: землетрясение, цунами, наводнение, ветер, ураган, смерч, шквал, шторм, буря, лавина, обвал, оползень, сель, ЧС техногенного характера, пожар, ЧС военного времени, ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие, эвакуация, защитное сооружение, терроризм, средства индивидуальной защиты человека (СИЗ), средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), средства защиты кожи (СЗК), противогаз, респиратор, камера защитная детская (КЗД).

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: травма, растяжение, перелом открытый, перелом закрытый, вывих, ушиб, термический ожог, химический ожог, обморожение, отравление.

6.2. Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации:

Тестирование (закрытый тест);

(в предложенных вопросах выбурите один или несколько правильных ответов):

1. К задачам, которые решает БЖД относятся:

А. защита от опасностей и предупреждение воздействия негативных факторов на человека

Б. создание новых средств защиты человека

В. создание комфортного состояния среды обитания человека

Г. ликвидация отрицательных последствий воздействия негативных факторов на человека

Д. распознавание и оценка негативного воздействия среды обитания на человека

2. Величина возможностей организма, которая характеризуется количеством и качеством работы за определенное время – это:

А. труд Б. работоспособность В. потенциал возможностей



3. Аксиома о потенциальной опасности гласит:

А. Деятельность во вредных условиях труда потенциально опасна

Б. Деятельность в опасных условиях потенциально опасна

В. Любая деятельность потенциально опасна

4. К факторам риска для здоровья человека относятся:

А. химические факторы Б. психофизиологические

В. физико-химические Г. физические

Д. факторы добровольного риска Е. биологические

5. Условия труда человека подразделяются на:

А. опасные и неопасные

Б. оптимальные и вредные

В. оптимальные, допустимые, вредные и опасные

6. Факторы, которые становятся причиной заболеваний или уменьшения работоспособности, называются:

А. опасные Б. вредные В. допустимые

7. Факторы, которые приводят к травмам и резким нарушениям здоровья, называются:

А. недопустимые Б. вредные В. опасные

8. К уровням психологической защиты человека относятся:

А. индивидуально-личностный Б. глобальный

В. социальный Г. социально-групповой

9. Психоактивное вещество (ПАВ) – это:

А. любое химическое вещество или смесь веществ естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование ЦНС и приводит к изменению психического состояния человека

Б. любое химическое вещество или смесь растительного, полусинтетического и синтетического происхождения используемое для производства наркотика

В. любое вещество природы, вызывающее отравление организма человека

10. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

11. К сильнейшим канцерогенам относят:

А. асбест Б. хром

В. этанол Г. никель Д. цемент

12. Контаминация – это:

А. бактериальное загрязнение продуктов питания

Б. частичное загрязнение среды обитания

В. загрязнение пищевого сырья

13. Сделайте сопоставление индекса пищевых добавок к их назначению:

14. Чужеродные для живых организмов химические вещества, не входящие в биотический круговорот, и как правило, порожденные хозяйственной деятельностью человека – это:

А. токсины Б. ксенобиотики В. психоактивные вещества

15. К ксенобиотикам относятся:

А. пестициды Б. радионуклиды

В. пластмассы Г. фреоны Д. растительные красители

16. Отравлению ртутью носит название:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. «болезнь шляпника»

17. Отравление свинцом носит название:

18. К источникам диоксинов в природе относятся:

А. отбелка целлюлозы Б. мусоросжигающие заводы

В. хлорирование питьевой воды Г. производство инсектицидов

19. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

20. Фреоны используются:

А. в холодильных установках Б. при отбелке целлюлозы В. в аэрозолях

21. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. фосген Б. пензапирен В. диоксин

22. Сделайте сопоставление:

23. Профессиональные болезни (заболевания) возникают:

А. в результате длительной работы по одной и той же профессии

Б. в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды

В. в результате монотонности выполняемого труда

24. Все профессиональные болезни делятся на несколько групп:

А. вызываемые химическими факторами

Б. вызываемые воздействием промышленной пыли

В. вызываемые воздействием психоэмоциональных факторов в коллективе

Г. вызываемые физическими факторами

Д. вызываемые перенапряжением

Е. вызываемые воздействием биологических факторов

25. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные перенапряжением:

А. фонастения Б. антракоз

В. писчий спазм Г. лигаментит Д. сатурнизм

26. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием промышленной пыли:

А. бурсит Б. плексит

В. пневмокониозы Г. антракозы Д. арсенизм

27. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием химических факторов:

А. арсенизм Б. силикозы

В. сатурнизм Г. бурсит Д. болезнь Минамата

28. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и ее описанием:

29. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и профессиями, для которых они характерны:

30. Воздействие радиации вызывает возникновение:

А. рака Б. лучевой болезни В. антракоза

31. Ксенобиотики характеризуются следующими свойствами:

А. обладают мутагенным эффектом

Б. повышают иммунитет

В. накапливаются в организме человека

Г. вызывают возникновение аллергических реакций

Д. быстро выводятся из организма человека

32. Асбест опасен тем, что:

А. накапливается в организме человека

Б. вызывает возникновение рака

В. снижает иммунитет

Г. активизирует другие канцерогены в организме человека

Закрытый тест № 2

1. Катастрофа – это:

А. крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

В. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

2. ЧС – это:

3. К отравляющим веществам удушающего действия относят:

А. табун Б. фосген В. синильная кислота

4. К отравляющим веществам нервнопаралитического действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. зарин В. синильная кислота

5. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. арсенизм

6. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. пензапирен Б. фосген В. диоксины

7. Отравление свинцом носит название:

А. арсенизм Б. болезнь Минамата В. сатурнизм

8. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

9. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

10. При выбросе или разливе хлора на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

11. При заражении местности аммиаком следует:

Закрытый тест № 3 (в предложенных вопросах выберите один правильный ответ):

1. При заражении местности хлором следует:

А. смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды

Б. смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты

В. ватно-марлевую повязку ничем смачивать нельзя

2. К отравляющим веществам общеядовитого действия относят:

А. синильная кислота Б. табун В. иприт (горчичный газ)

3. При выбросе или разливе аммиака на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

А. спуститься в подвал или на нижние этажи зданий

Б. подняться на верхние этажи зданий

В. ничего опасного нет и можно не предпринимать какие-либо действия

4. К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. синильная кислота В. табун

5. При термическом ожоге следует:

А. охладить пораженный участок под струей холодной воды

Б. смазать ожог растительным маслом

В. смазать сметаной

6. Авария – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

7. ЧС – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

8. Отравление мышьяком носит название:

А. Болезнь Минамата Б. Арсенизм В. Сатурнизм

9. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

10. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

11. Защитная мощность противогаза – это:

А. Время максимальной защиты человека от ОВ.

Б. Время от начала использования противогаза до момента проскока ОВ.

В. Площадь лица и головы, которые закрывает противогаз.

Разгадывание кроссворда (№ 1), содержащего в себе изученные термины и понятия;

Кроссворд № 1

По вертикали:

1. Сильный атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению по направлению к поверхности суши или моря.

2. Отравление мышьяком.

3. Международная организация, провозгласившая целью своей деятельности достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

4. Минерал, обладающей высокой огнестойкостью, сильнейший канцероген.

5. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

6. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

7. При выбросе или разливе данного вещества следует спуститься на нижние этажи здания или в подвал и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты.

8. Единица измерения ионизирующего излучения.

9. При выбросе или разливе данного вещества следует необходимо подняться на верхние этажи здания и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды.

10. Временное затопление значительных участков суши в результате подъема уровня воды в реках, озерах, морях.

11. Профессиональная болезнь педагогов, актеров и певцов, вызванная перенапряжением голосовых связок.

12. Внезапно возникающий в горных реках поток воды с высоким уровнем содержания камней, грязи и песка.

13. Широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

14. Острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса.

15. Профессиональная болезнь шахтеров, «болезнь черного легкого» или «черная чахотка».

16. Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин, морских побережий.

17. Острая кишечная инфекция, характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания.

18. Вероятность реализации опасности.

19. Вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма и полиморфной клинической картиной, связанной с развитием вторичных инфекционных и опухолевых процессов.

По горизонтали:

1. Простейший одноразовый респиратор, эффективный против пыли и аэрозолей.

2. Металл, отравление которым называют «болезнь сумасшедшего шляпника».

3. Физический или химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду.

4. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

5. Преступление против общественной безопасности, которое выражается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.

6. Радиоактивный одноатомный газ без цвета и запаха.

7. Международная организация по запрещению химического оружия.

8. Отравляющее вещество нервно-паралитического действия.

9. Неожиданный выход из строя, разрушение технических устройств, сооружений, системы энергообеспечения.

10. Отравляющее вещество, примененное в Первую мировую войну на реке Ипр.

11. Заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю.

12. Необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

13. Химическое вещество с формулой COCl 2 , бесцветный газ с запахом прелого сена.

14. Металл, отравление которым называется «сатурнизм».

15. Психическое состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью.

16. Средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.

17. Явное или скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

18. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

Вопросы для промежуточной аттестации (зачета):

1. Понятие и формы безопасности. Концепция приемлемого риска. Аксиомы БЖД. Основные термины (опасность, риск, угроза, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, авария, катастрофа).

2. Управление безопасностью жизнедеятельности на территории РФ (федеральный, региональный и муниципальный уровни).

3. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности. «Главные органы» ООН.

Совет безопасности (КТК),

Генеральная ассамблея ООН (МАГАТЭ, ДВЗЯИ, ОЗХО, ЮНЕП)

ЭКОСОС (МОТ, ВОЗ, ИМО, ВМО, ЮНДРО, ЕЭК)

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

5. Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ.

6. Условия труда человека (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Бытовой и производственный травматизм.

7. Профессиональные болезни человека:

Вызванные воздействием промышленной пыли (пневмокониоз, антракоз, силикоз, асбестоз, бериллиоз)

Вызванные воздействием химических факторов – интоксикации (арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга)

Вызванные воздействие физических факторов (вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит, шумовая болезнь, декомпрессионная болезнь)

Вызванные перенапряжением (фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит)

Вызванные воздействием биологических факторов (болезни, вызванные патогенными микроорганизмами).

8. Основы физиологии труда (классификация основных форм трудовой деятельности, статическая и динамическая работа, работоспособность и ее динамика на протяжении рабочей смены, профилактика утомления).

9. Факторы, влияющие на здоровье человека:

Химические (канцерогены, ксенобиотики, пищевые добавки)

Физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, излучения, климат)

Психофизиологические (терроризм, паника, суицид, правила поведения при террористическим акте, правила поведения в толпе)

Факторы добровольного риска человека (алкоголизм, курение, злоупотребление ПАВ)

Биологические (патогенные заболевания, эпидемия, пандемия).

10. Иммунитет человека. Основные опасные заболевания человека 21 века и их характеристика

11. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Классификация взрывов по мощности. Тротиловый эквивалент.

12. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при кровотечениях, при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах, при утоплении, при отравлении. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти человека.

Вопросы для проверки формирования необходимых компетенций (ОК-15):

13. Классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС техногенного и естественного происхождения с примерами.

14. Стихийные бедствия, характерные для территории России и Республики Коми.

15. Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Наиболее опасные радионуклиды и период их полураспада. Действия граждан при радиационном загрязнении.

16. Ядерное оружие и его поражающие факторы (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс). Последствия глобальной ядерной войны («ядерный день», «ядерное лето», «ядерная ночь», «ядерная зима»).

17. Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хране­ния и транспортировки АХОВ, их характеристики. Действия граждан при выбросе (разливе) хлора и аммиака.

18. Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. СДЯВ.

19. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия «горение», «детонация», «взрыв». Классификация пожаров. Способы тушения пожаров. Действия граждан при пожаре.

20. Биологическое оружие. Классификация и поражающие характеристики.

21. Средства индивидуальной защиты человека (СИЗ). Классификация СИЗ. История создания противогаза. Классификация СИЗОД с примерами. Принцип работы фильтрующего и изолирующего противогазов. Защитная мощность противогаза. Классификация СЗК с примерами. СИЗ различных возрастных групп населения.


6.3. Задания и вопросы для контроля самостоятельной работы студентов:

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности: методология,