Как изменится искусство в будущем. Предсказание в искусстве - шокирующие факты

Валерия Прайд, член Координационного Совета РТД, социолог, футуролог и Екатерина Кокина– архитектор рассказывают про то, как в будущем изменится концепция искусства.
Они считают, что наши потомки вряд ли будут знать, что такое бумажная книга или поход в кинотеатр. Зато они будут жить в передвигающихся домах, делать скульптуры из «живой» глины и создавать собственные художественные музеи. И, вероятно, они окончательно погрузятся в мир виртуальной реальности, где совместно с мощнейшим искусственным интеллектом они станут создавать прекрасные симфонии и увлекательные кинофильмы.
Мир поменяется. Новые технологии уже вовсю врываются в нашу жизнь, будоражат чувства художников и музыкантов, которые стремятся понять окружающий мир при помощи воображения и таким образом суметь заглянуть в будущее. Люди искусства всегда больше других восприимчивы к разнообразным новшествам, в особенности к позволяющим лучше реализовать их творческий потенциал. Поэтому постепенно в художественный обиход все больше входят виртуальные вселенные, различные биотехнологии и уникальные кибернетические системы.

Каждый будет иметь свой собственный Лувр

Маленькие революции, одна за другой сотрясающие постиндустриальное общество,безусловно оказывают влияние и на искусство. К примеру, очевидно, что в связи с уменьшением занятости на работе (научно-технический прогресс уверенно ведет человечество к «обществу свободного времени») творчеством увлекаются все больше людей. Стоит отметить и то, что секреты мастерства и технологии ремесел постепенно оказываются общедоступными, а искусство становится демократичным. Появились разнообразные новые компьютерные программы, которые позволяют любому, кто их сможет освоить, создавать с помощью виртуальных карандашей, кистей и красок подобия живописных и графических полотен, а также разные трехмерные инсталляции.
Это самый очевидный и простой тренд. Столь же ясно, что уже в ближайшее время станут бурно развиваться неотехнологические субкультуры. Речь идет о блогерах, хакерах, сообществах файлообменных сетей. Также будет развиваться искусство флэшмобов. Впрочем, сохранятся и ретроанклавы, люди будут, конечно, продолжать посещать кинотеатры и читать бумажные книги. Островки привычного нам традиционного искусства -кружки по рисованию,исторические реконструкции, оркестровая музыка - отчасти будут служить психологической защитой от происходящих изменений, а отчасти дадут возможность выглядеть оригиналами.
В настоящее время идеи распространяются с очень большой скоростью. Наступает эпоха коллективного, глобального мышления.Театральные представления, картины,музыка, книги, благодаря цифровым технологиям оказываются общедоступными. В связи с этим развивается особый жанр творчества - фан-фикшен, когда известное произведение дописывают или дорабатывают читатели, слушатели или зрители. Так что, любой желающий вовлекается в процесс создания произведения. Например, существуют около полмиллиона фэн-версий «Гарри Поттера», и стоит отметить, что среди них есть даже более интересные необычные, чем оригинальный текст. Эта тенденция способна привести к обобществлению произведений искусства, и, возможно, в 2030 году на уроках в школах дети будут называть несколько авторов «Войны и мира».
В свою очередь, оцифровка картин и создание 3D или голографических моделей скульптур, даст возможность насладиться искусством прямо из дома, за день побывать в разных галереях мира и даже посмотреть частные коллекции. Каждый желающий будет иметь возможность собрать художественные произведения в своем персональном Лувре. Искусство все больше уходит в виртуальный мир, и уже сейчас там проходят выставки.
По мере того, как будут дальше развиваться технологии, воображаемая реальность полностью захлестнет мир, ощущение «присутствия» в виртуальной среде станет почти 100%. Самые маленькие изменения температуры и цвета, нюансы звуков и запахов - все будет транслироваться напрямую в наш мозг. И вот тогда-то возникнут «безумные» симфонии давления, гравитации ветра.

Нарисуем - будем жить?


Будущее приносит не только новые темы, но и новые инструменты и материалы. Критики при этом не перестают жаловаться, что художники постоянно путают новые идеи с новыми материалами. Но художники часто увлекаются, и с радостью экспериментируют, не обращая внимания на разные неприятные замечания.
Не так давно начали проводить эксперименты с феррофлюидами - это магнитные жидкости, полученные путем смешивания магнитных частиц и жидкостей. Из них создаются необычные, пока еще не очень большие, кинетические скульптуры.
Множество открытий ожидает нас и в дизайне одежды. Уже в настоящий момент особо прогрессивные модники могут купить частично невидимую или светящуюся одежду, купальники, которые моментально высыхают, не пачкающиеся брюки, носки, убивающие бактерии,жидкие костюмы для спортсменов, акулью кожу для пловцов и даже хвосты русалок для пловчих. А на выставке «Роснанотех» экспонировали металлизированный мех, который не пропускает электромагнитное излучение. Может быть,будут созданы прозрачные шубы на солнечной энергии, если только раньше не возникнет нанотехнологическая кожа, которая не только станет невидимой, но и сможет защитить и согретьтого, кто ее носит. По крайней мере, подобную кожу-одежду планируют производить для солдат армии США.
Что касается музыки, то с возникновением синтезаторов оказалось возможным моделировать любые звуки, и уже трудно придумать инструмент, имеющий более широкий диапазон возможностей. И что же будет? Нас ждет кризис музыки? Сомневаемся. Вероятней нам предстоит дальнейшее движение к синтезу искусств. Ведь уже сейчас музыкальный клип включает в себе много разных видов творчества.
Основной задачей архитектуры является организация пространства. Но и здесь известная фраза Шеллинга - «Архитектура - это застывшая музыка» - перестает быть актуальной. Ведь архитектура развивается, движется, даже и в буквальном смысле слова: уже в настоящий момент есть разработки передвигающихся и вращающихся домов, поворачивающихся искусственных деревьев.
С распространением современных технологий и строительных материалов архитектурная форма, в соответствии с пожеланиями автора-архитектора или заказчика, оказывается все более изощренной. Особенно популярным можно назвать концептуальное движение, которое стремится сделать формы построек как можно более естественными, чтобы казалось, что они созданы самой природой. Такие разработки все еще находятся в процессе становления. Но уже вскоре дополнительные оболочки, биоморфные криволинейные структуры, самоподобные фрактальные формы станут успешно противостоять традиционной прямоугольной планировке зданий.
За маленький период наши компьютерные вселенные получили объем, реалистичные пейзажи и персонажей, наделенных зачатками искусственного интеллекта.
Стоит обратить внимание и на то, что в настоящий момент в нескольких странах воплощаются в жизнь проекты туннельных городов, то есть городов, которые расположены на разных уровнях вдоль дорог. В них нет традиционного центра, что полностью меняет всю городскую структуру, и исчезает само понятие города с его центральной частью. Идея состоит в том, чтобы все поселения объединить в общую непрерывную цепь.

Искусство тела


Новое время - новые темы в искусстве. Прежде всего, человек еще долго станет приходить в себя от шока, который вызывают революционные открытия. Испуганные, растерянные, восторженные и ошеломленные персонажи московского фото художника и скульптора Олега Гурова как бы стоят на границе времен: нынешнего и грядущего.
Развитие биотехнологий должно привести к совершенствованию бодиарта; перемены в этой сфере творчества станет поистине значительны. В будущем способов изменения тела окажется намного больше, соответственно, расцветет и новый вид креативной деятельности - бодимодификация. Но не в современном смысле слова (татуировки и пирсинг), а именно как изменение тела. Люди смогут полностью трансформировать как свой разум, так и тело, и каждый человек будем своим главным «произведением искусства». Сейчас никого уже нельзя удивить изменением цвета кожи или разреза глаз- возникнет возможность изменять форму лица, а также, в зависимости от личных предпочтений или веяний моды, выращивать новые органы, вплоть до частей тела.
Ваша девушка - невысокая брюнетка? Умная и добрая, но совершенно в вашем вкусе? Но, если она вас любит, она сможет измениться полностью. Так что не останется некрасивых людей. Все будут выглядеть так, как захотят.
Но пока такие наработки остаются в лабораториях, развивается искусство аватаров. Виртуальная составляющая личности - аватара - становится все более изощренной. Используются, например, трехмерные аватары, часто имеющие немного общего с реальным обликом человека. Их уже сейчас можно рассматривать как особый вид искусства, а также как один из шагов на пути к бодимодификации, ведь такая аватара является своего рода идеальной моделью желаемого образа автора.

Нечеловеческие перспективы

Бурно, но как-то в стороне от внимания критиков зарождается самое главное искусство будущего - создание миров. И встает вопрос: а не является ли вся тысячелетняя история искусства только лишь тренировкой перед величественными творениями будущего? Ведь новый мир будет содержать в себе все, что захочет его творец: искусство, технологии, науку...
В течение последних 20 лет, когда люди научились создавать компьютерные игры, незаметно произошел коренной поворот в сфере творчества. За смехотворный с точки зрения истории период наши виртуальные вселенные получили объем, реалистичные пейзажи и персонажей, наделенных зачатками искусственного интеллекта. А многообразие сюжетов данных игр отражает всю сложность цивилизации и человеческих отношений. Так как мощность компьютеров нарастает, мы вправе ждать все большей реалистичности и стереоскопичности виртуальных вселенных.
Уже есть примитивные механизмы для передачи ощущений прямо в мозг человека. Нет сомнений, что в будущем симулировать внешнюю среду можно будет во всех деталях, а непосредственное воздействие на сознание в виртуальном мире сначала сравняется, а затем станет сильнее, чем во внешней реальности.
Марк Станкенбург, директор известной американской компании ImageMetrics, заявил, что они совсем скоро смогут воплотить в жизнь все, что только человек сможет выдумать. Вот он - простор для новых вселенных. Совершенствующееся программное обеспечение приведет к тому, что нам надо будет просто рассказать о придуманном мире или задать основные параметры - и он «оживет».
И еще один важный аспект: говоря об искусстве, мы всегда предполагаем, что речь идет о творениях человека. Ведь в истории Земли не было иных существ, способных создавать шедевры. Но врядли такое положение вещей сохранится навечно. И дело тут не в инопланетянах, хотя их появление, возможно, перевернет наши представления обо всем. На сцену выходят другие игроки: роботы и искусственный интеллект. Похожий,хотя и очень консервативный, сценарий рассмотрен в фильме «Двухсотлетний человек». Там обычный «железный» робот-андроид меняет свои модули на улучшенные в течение столетий, внедряет в свой кибермозг более интеллектуальные программы и даже обзаводится искусственной нервной системой. Он начинает творить новые вещи на грани ремесла и искусства и даже узнает, что такое любовь. Реальность не будет ждать так долго. Компьютеры уже пишут стихи и прозу, а музыкальные произведения, сочиненные программой, анонимно выигрывают конкурсы.
Известный ученый, специалист по искусственному интеллекту, Александр Шамис в своей книге «Пути моделирования мышления» прямо пишет: «Не исключено, что все интерпретации психологического уровня окажутся возможными и на уровне компьютерного моделирования мозга. В том числе и интерпретация таких особенностей мозга, как интуиция, инсайт, творчество и даже юмор». Так что, даже если человечество исчерпает свою творческую потенцию или вконец обленится, мы почти наверняка и дальше будем обеспечены гениальными книгами, песнями и картинами.
Для того чтобы получить предварительное представление об искусстве будущего, можно скачать программу «Кибернетический поэт» известного американского изобретателя (синтезатор - его детище!) Рэя Курцвайла. Она, например, читает стихи какого-то автора, потом создает его языковую модель и уверенно сочиняет вирши в его стиле, многие из которых - хорошего качества. Обычно поэты используют такие программы в качестве помощников, готовящих исходный стихотворный материал. Еще одна программа Курцвайля - «Аарон» - рисует мазками на экране...
Новые веяния добрались, разумеется, и до самого молодого из традиционных видов искусств - кино. Уже сейчас в батальных сценах крупнобюджетных фильмов (например, во «Властилине Колец») участвуют не актеры и не их нарисованные изображения, а виртуальные персонажи с необходимым им уровнем искусственного интеллекта. Существуют и компьютерные версии настоящих актеров. И даже известно, что один из популярных артистов (имя его не раскрывается) обратился в компанию LightStage, которая занимается компьютерной графикой. Ему сейчас 30 лет, и он попросил смоделировать своего полного компьютерного двойника, с тем чтобы и в будущем мог «сниматься» в кино, оставаясь столь же молодым.

Также статья сопровождается двумя небольшими врезками:

Врезка 1. Кто создан из глины?

Может ли миф о скульпторе Пигмалионе и ожившей статуе Галатее стать реальностью? Да, если Сет Голдштейн, руководитель Питтсбургского научного центра компании Intel, добьется своего. Дело в том, что он пытается оживить камень! Точнее, глину - ее оживить проще. Научное направление, которое разрабатывает эту область, назвали глинотроникой.
Смысл идеи в том, чтобы создать крошечные частички, которые могли бы сами собираться в предметы. А двигаться они должны, держась друг за друга. Для этого их снабдят электромагнитами или иными захватами, чипами для управления и системами передачи энергии. Первые прототипы, пока еще четырехсантиметровые, способные двигаться только на плоскости, уже есть. Сейчас исследователи пытаются усовершенствовать конструкцию и одновременно отрабатывают поведение будущих крошек на компьютерных моделях. К 2025 г., прогнозирует Intel, глинотроника достигнет такого уровня, что собранная из глиняных атомов копия человека будет выглядеть и двигаться неотличимо от оригинала!
Тут для искусства открывается настоящий простор. Можно не только проектировать «живые» скульптуры, но и наделить динамикой любые предметы. Меняющая форму и цвет лепнина позволит украсить стены жилищ «живыми» цветами, травой и бабочками. Мы привыкли к постоянству текстур, но с помощью глинотронного покрытия поверхность может становиться то бархатистой, то шершавой, как дерево, то гладкой, как мрамор или металл...
Погрузившись в глинотронику, человек может испугаться непривычной изменчивости. Но возможности окажутся важнее постоянства. И создаваемые по заданному дизайну вещи будут именно такими, как мы захотим. Развитый глинотронный мир можно будет считать произведением искусства. Ведь компьютеры, управляющие нашим окружением, будут сами менять глинотронные предметы, приспосабливая их к нашим требованиям...

Врезка 2. Коктейль от робота.

Роботы в последнее время все больше вдохновляют художников. Стоит вспомнить хотя бы скульптуры-роботы Гордона Бенета. Детали для своих замечательных работ Гордон находит среди самой разной рухляди и дает старым агрегатам новую жизнь.
Но, наверное, самое необычное (и в то же время такое понятное!) применение роботам нашел Магнус Вюрцер из Вены - технофилософ и художник, исследователь возможностей человеческой психики, а еще организатор экзотических вечеринок, на которых роботы играют весьма важную роль. Они готовят и подают коктейли, обслуживают посетителей за стойкой, предлагают им сигары. Фестивали-вечеринки Вюрцера одновременно являются как развлечением, так и исследованием.
До 1999 г. никому не могло прийти в голову использовать «коктейльную робототехнику» для публичного анализа того, насколько глубоко новейшие технологии проникают в жизненное пространство человека. Также никто не пытался всерьез документировать практику гедонизма в отношениях между человеком и машиной. Образовавшуюся нишу в культуре теперь заполняет венский фестиваль «Робоэкзотика».
Магнус, его бессменный организатор, говорит: «Имейте в виду, что будущее сегодня очень активно, оно как никогда раньше стремится стать настоящим. И каждый из нас должен выбрать, в каком будущем он будет жить - в мрачном, постиндустриальном, описанном праотцами киберпанка, или в веселом будущем «Робоэкзотики», полном новых и ультрановых удовольствий и развлечений, которые даруют нам новые технологии».
В течение ближайших десятилетий стоит ждать настоящего прорыва в робототехнике, и значит подобные технологии будут и дальше помогать людям наслаждаться жизнью, а вечеринки Магнуса Вюрцера - по-прежнему пользоваться успехом.

, Московской биеннале , выступлениями на фестивалях в Европе, престижными наградами вроде PRIX CUBE, сотрудничеством с , а где вы получали образование и как заинтересовались созданием технологичного искусства?

Дмитрий Морозов: По образованию я искусствовед, учился в РГГУ на Факультете Истории Искусств. Но меня всегда интересовала техника и технологии. Диплом я писал по модернисткой архитектуре США, которую вообщем невозможно понять без проведения параллелей между технологиями, дизайном и искусством. Также меня всегда интересовала электронная музыка, которая само собой не существует без технологий. В какой-то момент все эти интересы соединились, но теорией стало заниматься уже не интересно и постепенно через создание электронных музыкальных инструментов пришел к созданию объектов и инсталляций.

Поэтому мне сложно отвечать за весь жанр, но могу сказать что лично мне очень близок формат небольших работ, скульптур и т.д. скорее походящих на гаджеты. Хотя у меня есть и крупные работы, но они по сути те же гаджеты побольше масштабом. В первую очередь меня в этом формате привлекает доступность подобного языка для понимания моих работ современным обществом, ведь сейчас «интерфейс» стал более важен, чем образ. Технологии полностью захватили нас.

Финансовые риски. 2015. Арт-объект состоит из шести считывателей банковских карт, аппаратной системы для синтеза видео и звука, клавиатуры для ввода пин-кода и двухканальной звуковой системы. Карты превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, чье благосостояние и материальное спокойствие на символическом уровне обеспечивают информация на маленькой магнитной полоске и четырехзначный пин-код. Художник вступает в своеобразную психологическую игру со зрителем, предоставляя ему возможность побороть страхи, связанные с распространением конфиденциальной информации, а взамен вступить в полное взаимодействие с объектом искусства.

Как понять, где кончается политехнический музей и начинается собственно искусство?

Дмитрий Морозов: Где-то по середине, но всё же политех это такое собрание артефактов, как правило утилитарных объектов, которые рассматриваются с точки зрения эволюции техники, тогда как технологическое искусство это скорее работа со смыслами и идеями, но совершенно не несущая прикладных целей.

R x2, 2015 (Анастасия Алехина, Дмитрий Морозов). Кинетическая звуковая инсталляция. Компьютерный алгоритм считывает из Интернета силу и глубину колебаний земной коры и регистрирует все землетрясения выше 0.1 по шкале Рихтера. В среднем в день происходит около двухсот таких сейсмических толчков. Информация конвертируется в сигналы, которые поступают в моторы, прикрепленные к акустическим барабанам Thunder Drum (‘звук грома). Звук и движение в данном случае является наглядной интерпретацией сейсмической активности планеты.

В каждой работе в конечном счете важна именно идея и концепция, а вот очередность ее возникновения может иметь разную последовательность. Больше всего меня интересует то, как технологии стали тесно переплетены с нашей жизнью, как инструменты стали влиять на общество. Также мне очень интересно то, что все науки и дисциплины намного ближе друг к другу, чем в обществе часто принято думать. Ещё меня очень занимает, что вся техника на самом деле очень антропоморфна, что человек очень склонен наделять технику человеческими свойствами — разговаривает с ней, когда она ломается или даже видит определенный эротизм в каком-то процессе. Меня очень занимают идеи технологической сингулярности, прогресса и проблем, с которыми общество столкнется в будущем, когда технологии продолжат свое развития на совершенно ином уровне.

Как вам кажется, каким будет искусство будущего? Будущее за технологическим искусством?

Дмитрий Морозов: Думаю, что технологическое искусство прошло только самую первую стадию становления и дальше будет набирать всё большую и большую силу, хотя этот процесс будет неинейным и возможно даже затормозиться или скажем будет развиваться «горизонтально», а не «вертикально», что вобщем и происходит на данном этапе. Каким именно оно будет предугадывать не возьмусь, но надеюсь самому как-то поучаствовать в этом процессе.

В последнее время мы все чаще встречаемся с терминами медиа искусство и медиахудожник. И думаем, что как лучше назвать, чтоб еще и не ошибиться с этими МЕД, МЕДИА и МАССМЕДИА.

Википедиа дает нам разумное разъяснение этого феномена в развитии современного искусства

Медиа искусство - направление в искусстве возникшее в 1960-х гг., объединяющее художников, работающих с медиа - использующих для создания художественного образа медиаустройства, то есть какие-либо технические средства передачи видео- и аудиоинформации, связи (телефон, факс, видеокамера, телевизор, компьютер). Медиа искусство - синтетическое искусство, расширяет поле изобразительной информации, художники этого направления в поиске!, их привлекают новые выразительные средства, возможности видеокамеры, звукового и музыкального оформления, развития действия во времени, интерактивность творений и др.

Медиа искусство включает в себя несколько жанров, различающихся в зависимости от типа используемых технологий и формы представления произведений: видеоарт (в том числе VJ-ing), медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура), медиаперформанс, медиаландшафт или медиасреда, сетевое искусство, интернет-арт или нет-арт (иногда также веб-арт ), саунд-арт.

Однако типология жанров и форм медиа искусства не ограничивается этим списком, так как это чрезвычайно гибридный в техническом и методологическом отношениях вид искусства, интенсивно развивающийся вместе с эволюцией технологий.

Медиахудожники на стыке искусства и новых технологий создают нечто прекрасное, реализованное новыми оригинальными выразительными средствами.

Мастера медиа-арта создают такие произведения, которые трудно отнести к какому-либо отдельному виду искусства. Порой эти творения кажутся невероятными видениями, пришедшими к нам из фильмов о фантастическом будущем.

И конечно же, лучше это просто увидеть:

детище арт-группы Spin - Off музыкальный инструмент нового поколения Reactable . Это своеобразный диджейский пульт который включает в себя два элемента интерактивный стол и стеклянные маркеры , запрограммированные на определенные звуки.

Диджей может перемещать по столу стеклянные маркеры, тем самым формируя уникальную мелодию. Разработчики Reactable утверждают, что это музыкальный инструмент будущего.

Художница из Мексики Lilia Perez Romero придумала, как можно заставить портрет на фото двигаться. Недавно она продемонстрировала свою технологию. Чтобы портрет ожил, человеку нужно войти в специальную кабину, сфотографироваться и совершить ряд незатейливых манипуляций. Портрет отправляется на интерактивный экран в выставочном зале. Теперь портрет на фото будет повторять за вами движения. Портрет совершенно незнакомого человека может помахать вам рукой.

На первый взгляд можно подумать, что это анимированная 3D графика, но это не так. Это безымянная кинетическая скульптура немецкого архитектора Atelier Bruckner. То есть металлические шарики подвешены на леске к потолку, а всеми движениями кинетической скульптуры управляет компьютер. За свое творение художник получил престижную премию в области дизайна "One Show Design Awards". В каждый временной промежуток формы, которые показывает эта скульптура, уникальны, так что можно сказать, что она живет своей кинетической жизнью.

И еще немного об архитектуре и медиа


VIdeo projection Monumentale 2009
uruk

О развитии медиа-арта в России вы можете узнать больше на встрече-лекции, которую будет проводить Вадим Эпштейн - московский медиа-художник, теоретик и практик, VJ, организатор многочисленных клубных мероприятий 08 января в 20-00 в клубе Trans-Force на Невском 88.

Дорогие любители научной фантастики.

Пишу к вам, что бы поделится своим наблюдением превратившимся в исследование.

Совершенно случайно, обратил внимание на странный факт. В научной фантастике, практически не описано, как будет выглядеть искусство будущего.

Космические корабли, оружие, медицина, и даже архитектура подробно описаны, визуализированны кинематографом и стремительно (не всегда так стремительно, как хотелось бы) развиваются, питаемые воображением писателей фантастов.

Почему же искусство, казалось бы, такая важная часть материальной и духовной(не побоюсь этого слова) культуры - ускользает из зоны внимания писателей и режиссеров? Только ли по тому, что фантастику пишут в основном люди с техническим образованием? Или в «идеально прекрасном» или «идеально ужасном» мире фантастического будущего просто нет места искусству?

На пример, как вы хорошо помните, в Стар Треке(«Star Trek: The Next Generation» 6х16 Birthright: Part 1) живописью, рисуя, иногда сразу двумя руками, занимается андроид Дейта, изо всех сил симулирующий человечность. Преодолевая серьезный внутренний конфликт самоидентификации Дейта старается быть большим человеком, чем окружающие его люди. Нормальные члены экипажа «Энтерпрайза» за художественным творчеством замечены не были. У них и времени на это нет. Искусство, как деятельность и как объекты не нужно здоровым людям будущего из Стар Трека. У них есть галопалуба.


Data

На станции Солярис («Солярис» Андрей Тарковский. 1972) полно произведений искусства. Но это все антиквариат. Картины Брейгеля, иконы, статуэтки. Весь фильм пронизан тончайшими, изящнейшими отсылками к классическому великому искусству прошлого. Но где же современное трагическим событиям на станции искусство? Что же делали художники все это время после Брейгеля?

Мне как художнику, это показалось серьезной проблемой. И, возможно, не только проблемой искусства. Можно предположить, мир научной фантастики стал бы объемнее, если бы в нем нашлось место искусству. Место не только, в качестве иллюстрации, на обложке книги и на плакате фильма. Но и место в тексте как части воображаемой вселенной.

Что же делать?

Как установить контакт между близкими но, почему-то не пересекающимися, цивилизациями?

Поняв, что своим умом этой проблемы мне не осилить, обратился к старшим, более опытным коллегам и специалистам. Фантастику знаю действительно очень поверхностно, на уровне любителя, и может быть, существуют подробные описания Ромуланской биеннале или Баджорского концептуализма, а я просто не в курсе.

Вот тут любопытство стало превращаться в исследование.

Мы с небольшой группой единомышленников стали писать письма обнаруженным в интернете деятелям научной фантастики. Писатели стали хорошо откликаться, а вот из кинемотографистов ответил пока только Пол Верховен, и то, очень коротко. Целиком приведу ответ уважаемого режиссера: «Я считаю, что научно-фантастические фильмы не отображают будущего. В принципе человеческий разум не может предвидеть ничего действительно нового и, следовательно, экстраполирует все то, что было сделано в прошлом. Так откуда взяться представлениям об искусстве будущего?»

Деятелям фантастики были предложены пять вопросов, с целью выяснить их отношение к проблеме и заинтересованность в искусстве вообще. Художники отвечали на точно такие же вопросы, и на вопрос о влиянии фантастики на их творчество.

Что вы думаете о роли и влиянии научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?

Как вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было бы подробно описано в научной фантастике?

Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое нибудь произведение искусства?(научной фантастики?)

На данный момент откликнулись, и любезно уделили время писатели Василий Звягинцев, Барри Б. Лонгиер, Николай Горькавый, Владимир Васильев, Роман Арбитман, Кристофер Прист, Ларри Нивен, Павел Шумилов, Андрей Уланов, Элизабет Скарборо, Николай Романецкий, Алан Дин Фостер, Алан Стил, Пет Кэдиган и Грег Бир.

Из художников удалось поговорить с Андрем Монастырским, Иваном Чуйковым, Сергеем Алимовым, Аристархом Чернышевым, Станиславом Шурипой, Ириной Кориной, Таус Махачевой, Марией Сумниной и Михайлом Лейкиным, Алексеем Шульгиным, Егором Кошелевым, Александром Дашевским, Виктором Алимпиевым, Петром Белым, Георгием Литичевским.

Сейчас мы стараемся грамотно проанализировать полученную бесценную информацию.

Подробный отчет с ответами и анализом этих ответов опубликую здесь чуть-чуть позже.

Благодаря подключению к работе куратора Саши Бурхановой удалось познакомиться с английским художником Гареатом Оуэном Ллойдом (http://codepen.io/garowello/full/EjGXmM/). Который занимается похожими проблемами и даже составил временную линейку истории искусства будущего, располагая на ней найденные в фильмах и книгах произведения искусства.

Публикую тут, в Лаборатории Фантастики этот текст, от части, что бы понять степень заинтересованности в теме искусства местной аудитории - любителей научной фантастики.

Если у вас есть какие нибудь мысли, идеи и соображения на эту тему, напишите мне пожалуйста.