Колочский монастырь и чудотворная икона божией матери. Колочская икона божией матери

Как свидетельствуют старинные летописи и древнерусская «Повесть о Луке Колочском», чудотворная Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Димитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.

Крестьянин этого селения по имени Лука обрел и с благоговением перенес святой образ в свой дом, в котором в то время находился некий расслабленный больной. Услышав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, болящий с верою приложился к иконе и получил полное исцеление.

Об этом чудесном исцелении стало известно в окрестностях, многие страждущие и больные начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь.

Святой образ был перенесен в Можайск, где его с великим торжеством встречал князь Андрей Димитриевич с великим множеством народу: «Лука же поиде со иконою ис Колочи ко граду Можайску; и якоже приближися ко граду, и изыде во сретенье князь Андрей Дмитриевич з бояры своими и весь град от великих и до малых...; и быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери» («Повесть о Луке Колочском»).

Из Можайска образ был перенесен в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством православных христиан. В то время, как чудотворный образ проносили по Москве, многие больные исцелялись от недугов. Позднее Колочская икона Божией Матери была возвращена в Можайск.

На месте явления чудотворного образа Лукой, который собрал благодаря иконе большие средства, была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и была помещена святая икона. Но и сам Лука не смог преодолеть искушения большими деньгами – для себя он построил просторные каменные хоромы и зажил там, как князь, порою даже избивая и грабя ловчих князя Андрея Димитриевича, охотившихся с ястребами и соколами в лесах близ Колочи. Однако один случай заставил Луку раскаяться в своей неправедной жизни. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и велел вести его мимо двора Луки. Тот приказал выпустить зверя. Медведь бросился на Луку и покалечил его. Чуть живой, вмиг раскаявшийся Лука умолял приехавшего князя Андрея Димитриевича с пользой распорядиться своим достоянием. И впоследствии на пожертвования Луки и других православных верующих князь устроил на месте явления чудотворной иконы мужской монастырь, получивший наименование Колочского или Можайского. В этом монастыре Лука принял монашеский постриг и провел последние дни своей жизни в слезах и покаянии.

Первообраз Колочской иконы Божией Матери был утерян в 70-е годы прошлого века.

В Можайске списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка. Последний был передан в возрожденный Колоцкий монастырь (ныне он женский). В 1993 г. монастырь был открыт как подворье Спасо-Бородинского монастыря, а в октябре 1997 г. – как самостоятельный. Летом 1998 года список чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы замироточил.

Согласно «Степенной книге Царского родословия», празднование Колочской иконе в монастыре издревле проходило 9 июля (по ст. ст.). Согласно устному преданию, на месте чудесного явления иконы забил целебный источник, к которому в день праздника совершается крестный ход. Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня.

В Московском Успенском соборе, в приделе святых Апостолов Петра и Павла находится один из поздних списков чудотворного образа, на вызолоченной ризе которого есть надпись: «Лета 7197 (1689), июния, в 28 день, построен образ сей по обещанию великих государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами».

На чудотворной иконе по обе стороны от Божией Матери изображены святитель Николай Чудотворец и Илия пророк.

В статье приводятся уникальные исторические документы об истории Колочского монастыря под Можайском и история чудотворной исцеляющей иконы Колочской Божией Матери, список которой и сегодня находится в монастыре.

Монастырь находится в двадцати двух километрах на запад от Можайска на воз­вышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой.

Колочский монастырь в рукописи середины XIX века

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием (Щиревским), профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителями семинарии Иваном Поповым, Иваном Соколовым, членом и секретарем (учебного) комитета, коллежским советником Христофором Бальбуциновским. О чем свидетельствовали их подписи на последней странице рукописи. В главе «Монастыри» несколько страниц посвящены Колочскому (Колоцкому) монастырю.1

Приводим фрагмент рукописи, описывающий эту древнюю обитель и чудотворный образ Богородицы:

Л. 48 об. «Колочский Монастырь. Колочский Успенский Гжатский Смоленской Епархии третье классный мужский монастырь, прежде бывший Московской Епархии Можайскаго уезда; находится в Гжатском уезде на берегу реки Колочи в 40 верстах от г. Гжатска, в 23 от Можайска и 12 ½ от вновь устроеннаго женскаго Тучкова монастыря. Основанный в 1413 году благоверным Князем Можайским Андреем, сыном Великаго Князя Московскаго Димитрия Иоанновича Донскаго, по случаю явления на сем месте некому земледельцу Луке образа Пресвятыя Богородицы, на собранную сим земледельцем сумму, монастырь этот тогда же снабжен был от разных благотворителей, а особенно от основателя его Князя Андрея Дмитриевича всеми средствами к своему существованию, — населенными землями и угодиями. (Подстрочное примечание в рукописи. 1) Смотр. Пролог под 9 числом июля; Степен. Кн. Степень XIII. Гл. 27; и древн. Рукопись сего монаст.; писанную полууставом 1439 г. cвященником Иаковом Андреевым.)

И вскоре, по причине различных чудотворений от явленнаго образа Пресвятыя Богородицы, сделался известным (Л. 49) и славным во всей окрестности г. Можайска.

Настоятели его Игумены в продолжении многих лет неоднократно присутствовали на Московских соборах при решении важных предметов Церковнаго благочиния и в нисходящем порядке подписывались всегда довольно значительной «степени». (Подстрочное прим. 2) См. Москов. Собор в 1572 году о разрешении четвертаго брака Царю Иоанну Васильевичу, — 1589 году об учреждении в России Патриаршества и др.).

Каково было внутреннее и внешнее состояние сего монастыря в XVI, XVII и XVIII веках, какия были в то время в нем замечательныя события, — об этом по недостатку исторических событий и за неимением письменных документов, нельзя ничего сказать определеннаго. Под 1784 годом находим только в сохранившейся древней приходо-расходной книге сего монастыря, выданной из Крутицкой Духовной Консистории, что по повелению Императрицы Екатерины II-ой, выдано из Гжатскаго Уезднаго Казначейства на починку ветхостей сего монастыря 5750 р. 37 к. ассигн. каковая сумма и употреблена на покрытие церкви и колокольни железом и на постройку настоятельскаго 2–х этажнаго и братскаго одно-этажнаго каменных корпусов.

В новейшия времена замечательныя события в сем монастыре были следующия:

1812 года, во время быстраго похода неприятелей-французов к Москве, монастырь этот, как гласит местное народное предание, укреплен был Русскою артиллерию для удержания (Л. 49 об.) французов; но когда неприятели, не доходя монастыря, пошли в обход онаго, взяв направление в правую сторону, тогда Русския войска оставили монастырь, который немедленно за тем занят был французами (Подстрочное прим. 3) В это время был в монастыре сам Наполеон, всходил на колокольню и обозревал с оной положение Бородинских полей.) и сделался таким образом жалким достоянием неистовых врагов до самаго изгнания их из России.

В это несчастное время монастырь сей потерпел от французов совершенное опустошение и разорение: церковное и монастырское имущество всецело было разграблено, храм опустошен, иконостас разобран и сожжен; все деревянное строение также разобрано и по частям сожжено, а каменныя здания внутри и извне сильно повреждены. Пробыв в таком положении четыре года, монастырь этот с 1816 года опять начал мало-помалу возобновляться и исправляться: сперва на десятитысячную сумму, полученную 1816 года от Высшаго Духовнаго Начальства в единовременное пособие, возобновлено и исправлено было в монастыре все только существенно-необходимое в Церкви и братских келиях; потом разновременно, помощию и усердием богомольцев и деятельностию Настоятелей и братии; исправлены и улучшены были разныя монастырския службы; наконец, 1839 года уже окончательно весь монастырь – внутри и извне возобновлен и справлен на собственную монастырскую сумму и таким образом опять получил приличный благоустроенный вид, в каком пребывает и доныне.
Л. 50 В 1818 году Государь Император Александр I–й посещал этот монастырь, поклонялся чудотворной Иконе Божией Матери и Милостивейше изволил принять от бывшаго тогда настоятеля Игумена Иоасафа в копии икону Колочския Божией Матери.

1830 года, во время свирепствовавшей в Москве холеры, по Высочайшему повелению в этом монастыре учрежден был карантин, в котором все проезжавшие из Московской в Смоленскую губернию были задерживаемы на положенное карантинными правилами время, и молитвами Божией Матери Колочской не только из поступивших в карантин все остались невредимыми, но даже из окрестных мест жители не потерпели от сей эпидемии ни какого вреда.

1837 года Июля 23 Его Императорскаго Величества Наследник Великий Князь Александр Николаевич со всею своею свитою посетил эту обитель, поклонился Чудотворной Иконе Божией Матери, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинское поле, потом осмотрел настоятельския и братския келии и дал на монастырь не малую сумму, изволил отправиться в село Бородино.

1839 года Сентября 2, по открытии памятника на Бородинских полях, посещал сей монастырь Великий Князь Михаил Павлович, поклонялся чудотворному образу Божией Матери Колочской, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинския поля; потом посетив настоятельския келии, изволил отправиться в село (Л. 50 об.) Бородино, где находился тогда Государь Император с войском.

Здания в сем монастыре следущия: соборная Церковь в память Успения Пресвятыя Богородицы с двумя приделами во имя Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца каменная, крытая листовым железом; настоятельский корпус двух этажный каменный; два братских корпуса каменные одно этажные; прочия монастырския службы деревянныя; монастырь обнесен вокруг каменною оградою на 270 саженях с шестью небольшими по углам башнями; над святыми воротами колокольня о четырех ярусах со шпилем, покрытая листовым железом; кресты на колокольне, также как и на Церкви, убраны медными репиями и сияниями чрез огнь позлащенными.

В соборном храме сего монастыря у праваго клироса в киоте стоит явленная и чудотворная Икона Божией Матери Колочской. В Прологе под 9 числом Июля, в Степенной книге (ст. XIII. Гл. 27) и в древней монастырской рукописи, извлеченной из сей последней, содержится подробное повествование, как о явлении и чудотворениях сей иконы, так равно и об основании самаго монастыря. В монастырской рукописи говорится, что «земледелец убог Лука, ходя близ жилища своего в лесу, увидел на древе икону со двема затворцы, на ней же написан образ Пресвятыя Богородицы держащи на руках Предвечнаго младенца Господа нашего Иисуса Христа, на (Л. 51) едином же затворце бяше образ ревнителя Божия Илии Пророка, на другом образ Святителя и Чудотворца Николая и, с поклонением и целованием взят ю, постави у своей нивы на древе. И пришед ин человек убог, взят ю оттуду. Лука же едва умоли его и, дав ему хлеб овсян, взят ю Св. икону и принесе в дом свой. В дому же его бяше человек разслаблен, лежащее много лет, ему же Лука сказа вся подробну, како обрете Св. икону. Он же удивися и моляше его, да принесет к нему …и утвердися верою и знаменася по челу и по очима и по устнама иконою Божия Матери; и в той час здрав бысть, яко николиже болев. И сие слышано бысть от всех, тамо живущих людей, и стекошася мнози и принесоша разслабенныя и болящия различными недуги и вси тогда здравии быша. И тако начаша отвсюду приносити множество недужных, и вси исцелевахуся. И оттоле многа чудеса бываху в дому Лукине от образа Пресвятыя Богородицы, и тогда ради начаша вси людие Луку чтити, яко Апостола или Пророка. И тогда взем Лука чудотворную ту икону Богоматере, понесе ю ко граду Можайску, и изыде во сретение сам благоверный Князь Андрей Димитриевич со кресты и со всем Священным Собором и со всеми боляры и народом того града, и быша чудеса многа от иконы Пресвятыя Богородицы. Оттуда пойде Лука к Москве и сретоша его сам Преосвященный Фотий, Митрополит всея России с Епископы и со всем Освященным Собором, со кресты, также боляры и князи и все народное множество с женами и детьми, и тогда безчисленныя чудеса быша: слепие прозираху, хромие хождаху, немие глаголаху, глухие слышаху (Л. 51 об.) и всякими различными недуги одержимие вси здрава быша. И хождаше Лука от града во град с иконою Богоматере, от Нея же везде неисчетныя чудеса содевахуся, и вси много Луке даваху милостыню. И собрав тако Лука безчисленное богатство, возвратися в Колочу во свое пребывание, и Церковь постави во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения, в ней же и чудотворную икону постави, себе же дом созда, яко княжеский и многи рабы притяжи и нача провождати жизнь в плотоугодии. Но человеколюбивый Бог тако его на покаяние обрати: некогда ловцы благочестиваго Князя Андрея Димитриевича уловиша медведя люта, ведяху его в ларе мимо двора Лукина, его же узре Лука повеле медведя того пустити из ларя на дворе своем; медведь же спущен мимо всех самаго Луку достиже и емяже его и еле жива отняша его. Князь же слышав сие, той час посети его и виде его едва дышуща глагола ему: О како не разумел еси человече, како Бог прославит я чудотворением от Святыя иконы Богоматери, и почто о суетных потщался еси и вдався еси мирским позорам и глумлениям и пиянствам: того ради сице тебе случися таковая искушения. Лука же яко от сна воспрянув в чувство прииде и в покаяние и раскаяся о непотребном житии своем и моли Князя: да богатством его промыслит яко Богоугодно и Пречистой Богородице, глаголемой Колочской. Князь же, немаю не коснев, но вскоре таковым его безчисленным богатством монастырь постави явления честнаго и чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы глаголемой Колочской, иде же прежде Церковь поставлена бысть, и даде в дом Чудотворному образу и (Л. 52) братии на пропитание селы и имения множество. Тогда в том монастыре Лука пострижеся и поживе в нем во слезах и во умиление и в покаянии добре дондеже преставися».

1839 года Июля 30 с чудотворнаго образа Божией Матери Колочской сняты были серебренныя ризы для очистки и поновления и на иконе найдены письмена в трех столбцах следующия: В первом столбце по правую руку Божией Матери между изображением Ея и Николая Чудотворца написано: «Мсца Сентября в 1-й день при пастве великаго Господина Кир Гермогена Патриарха Московскаго и всея России, и самодержавнаго Государя и Великаго Князя не бе тогда в господствующем граде Москве на вдовствующей Русской земле грех ради наших, во время междоусобныя брани, повелением (здесь не видно) Иакова (далее тоже разобрать не возможно)». Во втором столбце написано: «Божием повелением поновлена бысть сия Св. икона чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Колочския с предвечным младенцем Господом нашим Иисус Христом в лето 7119 года от Рождества Христова 1611». В третьем столбце между изображениями Божией Матери и Пророка Илии написано: «Пречестныя и великия обители Пресвятыя Богородицы Колочскаго монастыря труды и тщанием многогрешнаго раба Божия (не видно) Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина во славу Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Аминь».

Итак, из сего видно, что Чудотворная сия икона поновлена чрез 198 лет по явлении ея, а от поновления до нашего времени протекло более 240 лет.

По субботам ежедневно по древнему благочестивому обычаю, в сем монастыре пред чудотворным образом (Л. 52 об.) Божией Матери совершается, при значительном стечении народа Акафистное пение. На поклонение Божией Матери Колочской всегда притекает много богомольцев; но особенно – великое стечение их бывает 9 Июля, когда празднуется явление Ея. В этот день пред литургиею бывает вокруг собора крестный ход с чудотворною иконою Божией Матери и весь усердствующий народ, окропляемый Святою водою, подходит попарно к ней молиться с усердием и, преклонив главу, проходит под Нею далее. В этот же день у монастыря бывает довольно значительная ярмарка.
В прежния времена, когда Колочский монастырь состоял Московской Епархии в Можайском уезде, ежегодно, по разсказам старожилов, в субботу Пятидесятницы чудотворная икона Божией Матери из монастыря отправляема была в город Можайск, по прозьбе и желанию тамошних граждан, и за 4-е версты от города встречаема была духовенством и всеми гражданами с крестным ходом; по приходе же в городе поставляема была в Соборной Церкви, куда стекалось множество народа на поклонение Божией Матери. По совершении торжества в соборе, на другой день в Можайском Лужецком монастыре, чудотворная икона Божией Матери Колочской, в сопровождении духовенства и множества народа, чрез разныя окрестныя селения, где набожный народ просил совершать молебное пение в домах и на полях, возвращалась в свой монастырь. В настоящее время по пречислении сего монастыря в Смоленскую Епархию к Гжатскому уезду, жители города Гжатска также ежегодно поднимают чудотворную икону Божией Матери Колочской в свой город, где духовенство с крестным ходом при безчисленном (Л. 53) стечении народа, встречает Ее с подобающим благоговением и сопровождает в соборную церковь. Вечером того дня совершается торжественно в Соборе в честь Божией Матери всенощное бдение, а на другой день литургия с молебным пением; потом, граждане соборнаго прихода из собора поднимают Святую Икону в свои домы, где совершают молебное пение Божией Матери. По прошествии же значительнаго времени (около месяца) духовенство Богоявленской Церкви с крестным ходом переносит Святую Икону из Собора в свою Церковь, где, по совершении празднества в честь Божией Матери. Св. икона пребывает до тех пор, пока посетит домы всех усердствующих. Отсюда по прошествии двух-трех недель обратно переносится Она в Собор, где накануне отправления Ея в монастырь паки совершается празднество, служится торжественно всенощное бдение, а на другой день литургия, по окончании которой духовенством Собора и Богоявленской церкви, при безчисленном стечении народа, совершается молебное пение Божией Матери с Акафистом и потом с крестным ходом из Собора отправляется Святая Икона в свой Колочский монастырь.

Настоятельство в сем монастыре издавно было Игуменское, крестьян за ним было 1069 душ (Подстрочное прим. 4) См. Истор. Рос. Иерарх. Ч. 2, стр. 1071). По штатам 1764 года положен сей монастырь в третьем классе; почему долгое время, до 1845 года и управляли им Игумены. Но в этом году Игумен сего монастыря Аполлоний, по изволению Епархиальнаго Начальства с утверждения Св. Синода, произведен в Архимандрита и в сем звании управляет монастырем до ныне.

(Л. 53 об.) В настоящее время братии в сем монастыре на лицо: 1 казначей, 4 иеромонаха, 1 священник белец, 4 иеродиакона, 17 послушников и 9 штатных служителей, — всех 37 человек.

На жалованье настоятелю, монашествующей братии и штатным служителям, на церковныя потребы и просфоры, на починку Церквей и монастыря и на содержание ризницы монастырь сей получает от казны 460 р. 44 к. серебром».

Фрагмент текста рукописи середины XIX века, посвященный Колочскому монастырю, является существенным дополнением к его многовековой истории.

Прославляя древний, чудотворный Колочский образ Богородицы, в молитве, обращаясь к ней, читаем: «Ты наша надежда и упование, Ты еси заступница и предстательница наша, Ты обидимым защищение, печальным утешение, скорбящим радование, сирым приятельница, вдовам хранительница, девам слава, слезящим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение».

Приложение

Ниже приводим текст, описывающий явление чудотворной Колочской иконы Божией Матери в репринтном издании «Чудотворные иконы Матери Божией», подготовленном Коломенским Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем:
«Колочская икона Божией Матери явилась на берегах реки Колочи, близ селения того же имени, в 15 верстах от города Можайска, в 1413 году, в правление князя Московскаго Василия Дмитриевича.

Тот, кому первому благоволила Богоматерь явить свой чудотворный образ, был бедный крестьянин по имени Лука.
Проходя по лесу, он вдруг увидел стоящую на древе икону Божией Матери. Лука снял ее и поставил на древе возле своей нивы.
Во время его отсутствия какой-то нищий увидел здесь эту икону и взял ее себе. Лука, узнавши об этом, отыскал нищего, возвратил себе икону и принес с собою домой. В доме в это время лежал больной, с давних пор страдавший расслаблением своего тела. Когда этот больной выслушал рассказ Луки об иконе, то попросил поднести ее к себе. Благоговейно облобызавши образ, больной с верою приложил его к своему челу, глазам и устам и тотчас же получил совершенное исцеление, как будто никогда и не был болен. Слух о совершившемся чуде быстро распространился по окрестным селениям, и жители во множестве стали собираться к св. иконе и приносит с собою различных больных.

Икона Богоматери, прославленная множеством чудес, не должна была долее оставаться в бедном селении. Потому Лука отправился с нею в Можайск. Жители Можайска, уже знавшие о чудотворном образе, явившемся в Колоче, услыхав о ее приближении к своему городу, устроили во главе со своим князем Андреем Дмитриевичем и боярами торжественную встречу. Во время пребывания св. иконы в Можайске от нея совершилось много чудес.

Из Можайска Лука отправился с иконою в Москву, где она также торжественно была встречена митрополитом Фотием, духовенством, боярами и народом. Повинуясь тайному внушению свыше, Лука стал обходить со святою иконою многие другие города, и везде она распространяла вокруг себя сияние непрестанных чудес и благодатных исцелений: слепые получали прозрение, хромые начали ходить, расслабленные вставали, немым возвращалась способность говорить, глухим – слышать и одержимые всякими иными болезнями исцелялись по любвеобильной милости Царицы Небесной. Исцеленные, побуждаемые чувством благодарности к Богоматери за Ея безчисленныя благодеяния давали Луке щедрыя пожертвования, так что тот собрал вскоре великое богатство. Возвратившись в Колочь, Лука на собранные им пожертвования построил в своем селении церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и поставил в ней чудотворную икону.

Но богатство, давши Луке возможность не совершить святое дело построения храма для чудотворной иконы, в то же время и соблазнило его: он, кроме храма, построил себе роскошныя хоромы, окружил себя множеством рабов и рабынь и начал проводить время в пиршествах, удовольствиях и забавах. Вместе с тем он сделался гордым и высокомерным и даже заносчивым по отношению к самому можайскому князю Андрею Дмитриевичу. На охоте, например, он бил ловчих князя и отнимал у них княжеских соколов. Князь терпеливо сносил эти обиды, памятуя, что Сама Пречистая Богороматерь удостоила Луку явлением Своего чудотворнаго образа.

Скоро Лука был вразумлен свыше и направлен снова на путь истины. Однажды на охоте ловчие князя Андрея поймали медведя и повезли его в город к князю. Лука, увидя проезжавших мимо его дома ловчих, остановил их и приказал выпустить медведя к себе на двор. Зверь, очутившись на свободе, тотчас же с яростью бросился на Луку и подмял его под себя: ловчие едва спасли его, всего израненнаго.

Князь, услышавши об этом несчастии с Лукою, увидел здесь кару Божию. Он тотчас, забывши все свои обиды, приехал к больному и обратился к нему со словами увещания.
— Божия Матерь прославила тебя явлением Своего чудотворнаго образа, — говорил князь Луке, — а ты обратился к суете, предался праздной и гибельной жизни. И вот неожиданно разразилось над тобою страшное несчастие, которое показывает тебе с непререкаемою ясностью, как ненадежно и гибельно уповать на богатство, а не на Бога. Вразумись и покайся!

Несчастие, едва не погубившее самую жизнь, и сильныя слова князя произвели в душе Луки совершенный переворот: он со слезами стал каяться в грехах своей прежней жизни и тут же умолял князя употребить все его богатство на дело, угодное Богоматери и полезное для спасения его души. С согласия Луки князь построил на его средства монастырь Пречистой Богоматери на месте, где стояла церковь, созданная Лукою, и назвал его Колочским. Раскаявшийся Лука постригся в иноки в этом монастыре и провел в нем остальную жизнь свою в непрестанных слезах покаяния».

1 На Соборе 1572 г., собранном для рассуждения о предполагавшемся четвертом браке царя Иоанна XIV, упоминается игумен Колочского монастыря Евфимий. Другой игумен обители – Корнилий – переведен в Москву казначеем митрополичьего дома, а в январе 1567 г. избран на Ростовскую кафедру, упоминался до 1574 г. (архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский). Игумен Маркелл, упоминается в 1584 г.; в 1589 г. он предположительно участвовал в избрании святителя Иова, патриарха Московского и всея России (+1607 г.; память 19 июня/2 июля). / Колочский мужской монастырь Гжатскаго уезда, Смоленской губернии. Смоленские епархиальные ведомости. № 9. Смоленск, 1896. С. 430. // Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Сост. П.М. Строев. «Рукописные памятники Древней Руси». Репр. воспр. текста изд. 1877 г. М., 2007. С. 332, 600.

2 Екатерина II (1729-1796 гг.), императрица с 1762 г. // Колочский монастырь находился в подчинении митрополитов (архиепископов) Сарских и Подонских, в 1768-1785 гг. — епископов Крутицких и Можайских. В 1788 г., в связи с образованием в России губерний и реорганизацией епархиального управления, из подчинения Московской синодальной конторе обитель переведена в Смоленскую епархию при епископе Смоленском и Дорогобужском Парфении (Сопковском; + 1795 г.). / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. ПСТГУ. М., 2006. С. 251.

3 Духовное состояние русских войск, пребывавших у стен Колочской обители и в ней 22 августа 1812 г., перед Бородинским сражением, хорошо передано поэтом и общественным деятелем, офицером Ф.Н. Глинкой: «Никогда, думаю, не молились русские с таким усердием, как сегодня! Поутру полки расположились около Колоцкого монастыря. Там еще остались два или три поседелых монаха. Целый день церковь была отперта и полна. Я был у вечерни. Унылый стон колокола, тихое пение, синеватый сумрак, слегка подсветляемый томною лампадою и несколькими свечами, которые чуть теплились под древними иконами; все это вместе чудесным образом располагало душу к молитве. Глубокое молчание почивало в храме. Никто не смел нарушить его. В сии мгновения души и сердца русских были в тайной беседе с Богом. У некоторых только из молящихся избыток грусти вырывался в тихих рыданиях, мешаясь с дрожащим голосом убеленного сединами старца». / Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. «Правда». М., 1990. С. 68. // У В.М. Вороновского в его «Отечественной войне» читаем: «Они (русские войска — ирм. Д.) пошли на Гжатск, дер. Ивашкино, Дурыкино, Колоцкий монастырь и стали на позиции при селе Бородине, где нашли, наконец, крепкое место. Следом за нашей армией неприятель прошел Колоцкий монастырь и, перейдя реку Колочу у дер. Фомкина и Валуева, 24 августа вышел за границу Смоленской губернии». При отступлении французской армии: «17 октября неприятельская армия вновь вступила в Смоленскую губ. у Колоцскаго монастыря. Вскоре она вся растянулась по Смоленскому большаку, спеша без оглядки домой». / Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. Репр. воспр. текста изд. 1912 г. Смоленск, 2006. С. 53, 54.

4 О состоянии Колочского монастыря после нашествия неприятеля в 1812 г., известно из рапорта настоятеля обители игумена Аполлония (Неулина), направленного в Смоленскую Духовную Консисторию в январе 1837 г. Он писал: «1. Монастырь оный по наружному своему зданию остается в целости, но крайне поврежден: ограда, имеющаяся вокруг онаго во многих местах разбита до половины и в иных до самаго основания; во храме Божием все три иконостаса и равно образа и престолы поломаны, лампады и подсвечники расхищены все, и книги церковные многие расхищены; келья настоятельския каменныя во внутренности сожжены; посуда всякая и все приборы расхищены. Братския кельи остались в целости, но и то одна половина, где жить было можно, а другая повреждена немало и требовала починки. Убыток простирается на 30 000 рублей. 2. Расходной монастырской суммы спрятали в землю медною монетою похищено 600 руб. 3. На возобновление онаго монастыря получено из суммы Комиссии Духовных училищ пожертвованных ею – 10 000 рублей». / РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 140-140 об.

5 Александр I (1777-1825 гг.), император с 1801 г. Старший сын императора Павла I. // Игумен Иоасаф (Серединский, 1775-после 1821 г.). Приходской священник Смоленской епархии; овдовев в 1812 г., поступает в Смоленский Троицкий монастырь, где пострижен в монашество; с 1813 г. эконом Смоленского архиерейского дома; главный распорядитель по восстановлению разрушенных храмов Смоленска. / Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Можайск. Храмы Можайского уезда. Владимир, 2007. С. 283.

6 Александр II (1818-1881 гг.), император с 1855 г. Старший сын императора Николая I.
7 Михаил Павлович (1798-1849 гг.), великий князь, брат императора Александра I и Николая I. С 1831 г. главный начальник военно-учебных заведений. // На Бородинском поле 2 сентября 1839 г. присутствовал Николай I (1796-1855 гг.), император с 1825 г., третий сын императора Павла I.

8 Священномученик Ермоген (Гермоген; ок. 1530-1612 гг.), Патриарх Московский и всея Руси. Замучен поляками в Чудовом монастыре в Кремле. Память 17 февраля/2 марта. // По преданию, чудотворный Колочский образ Пресвятой Богородицы, длительное время хранился в Вознесенском храме г. Гагарина (быв. Гжатска), Смоленской области. Перевезен из Колочи, после закрытия обители, жительницей села Матроной Ивановой. В настоящее время место нахождения иконы неизвестно. Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия (10 февраля) построен в 1791 г. Был приписан к Богоявленскому (Казанскому) храму. После октябрьского переворота 1917 г. Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. В двадцатые годы XX века в храме находилась кафедра епископов Гжатских, викариев Смоленских архиереев. // Успенский Колоцкий женский монастырь. Можайск, 1999. С. 6. // Из дела 1801 г. известно, что в Дворцовой церкви Вязьмы, построенной в 1655 г. во время пребывания в городе царя Алексея Михайловича, хранился Колочский образ Богородицы. В нем писалось: «В Дворцовой ружной церкви есть жалованный блаженной памяти Государем, Царем Алексеем Михайловичем образ Божией Матери Колочинский, храмовый, вделанный в иконостас по левую сторону царских врат, в серебряном окладе, мерой пол аршина» (не сохранился). / Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. «Свиток». Смоленск, 2013. С. 224.

9 Краткое описание Колочской иконы Пресвятой Богородицы помещено в Смоленских епархиальных ведомостях за 1894 г. / Прибавление о чудотворных иконах Божией Матери: Колочской и Умиление-Смоленской и об иконах местно-чтимых в Смоленской епархии. — СЕВ. № 11. Смоленск, 1894, с. 103-104. // Подробнее о Колочской иконе см. / Чудотворные иконы Матери Божией. Часть 2. Июль-декабрь. Издание Ново-Голутвина женского монастыря. Коломна, 1993. С. 451-453.

10 В 1896 г. при настоятеле архимандрите Агапии в монастыре жили: 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах, не имеющий сана. / Колочский мужской монастырь. СЕВ. № 9. Смоленск, 1896. С. 435.
В 1897 г. при новом настоятеле архимандрите Порфирии в обители – школа грамоты и приют для странников. Количество братии – то же, что и ранее. Средствами содержания монастыря служили: земля в количестве 179 десятин; озеро для рыбной ловли; мельницы; жалованье, получаемое от Государственного казначейства 711 руб. 72 коп.; проценты с капитала до 900 руб. и церковные доходы. / Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Приложение к СЕВ за 1897 г. Смоленск, 1897. С. 229.

11 В 1918 г. монастырь закрыт. До 1934 г. Успенский собор обители был приходским храмом. С 1993 г. Колочский монастырь возрожден как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря Московской епархии. В 1997 г. преобразован в Успенский Колоцкий женский монастырь (официальное название). — Русская Православная Церковь. Монастыри. Издательство Московской Патриархии. М., 2001. С. 66. // Вагнер Б.Б. Монастырские ансамбли Московии. «Вече». М., 2008. С. 104. // Глушкова В.Г.

12 Монастыри Подмосковья. «Вече». М., 2005. С. 338-346. // Монастыри Русской Православной Церкви. Сост. Рудин Л.Г. «Общество сохранения литературного наследия». М., 2011. С. 243-244. // Успенский Колоцкий женский монастырь. Историческое описание. Можайск, 2009. — 32 стр. с илл.

Практически каждый день Русская Православная Церковь чествует тот или иной образ Девы Марии. Лишь немногие из обилия таких праздников являются по-настоящему большими с точки зрения значимости святыни для народа, Отечества, чудотворной силы и прочим параметрам. Но, тем не менее, любая из икон Божией Матери важна для верующих и имеет свою собственную историю. 22 число июля месяца посвящено сразу двум образам Богородицы: Колочскому и Кипрскому. Оба они считаются чудотворными.


Колочская икона Богородицы

Прежде всего, познакомимся поближе с первой православной святыней. особенно почиталась и почитается доныне верующими, проживающими на Московских и Можайских землях. Ее история на территории нашей страны началась в 1413 году, в эпоху правления князя Василия I Димитриевича. Тогда икона явилась одному бедному крестьянину по имени Лука. Произошло сие событие в Колоче – местечке, что, согласно летописи, «от Можайска 15 верст».


В сущности, то были владения князя Андрея Димитриевича, третьего сына святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии. Надо сказать, что появление так называемого «Колоцкого селища» - предшественника села Колоцкого или местечка Колочи (по названию реки) иначе – относится к XI–му веку. До 1303 года земли эти принадлежали Смоленской губернии, после отошли к Московской. А с 1389 года они стали упоминаться в документах как Можайская волость.


Вернемся непосредственно к явлению иконы Божией Матери Колочской. Выше уже упоминалось о том, что ее нашел местный крестьянин Лука. Вот как написано об этом в летописи: «на некоем древе икону со двема затворы стоящу, на ней же написан образ Пречистыя Богородицы, держащи на руках Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа, на едином же затворце бяше образ божия Ревнителя и великого Пророка Илии, и на друзем затворце такоже образ великого Чудотворца и Святителя Николы». Лука взял святой образ к себе в дом. И сразу же произошло чудо: один из родственников-домочадцев крестьянина, болевший расслаблением тела, исцелился. Этот случай быстро стал достоянием местной общественности, и вскоре к дому Луки стали стекаться толпы страждущих и убогих.

Спустя какое-то время о чудотворной иконе узнали в Москве. Луку пригласили в столицу. Там он был встречен самим митрополитом Фотием и многочисленными епископами. На дивную икону собрались посмотреть представители самых разных сословий: бояре, князья, обычные горожане-простолюдины. Князь Андрей Димитриевич молился перед святым образом и произнес такие слова: «Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».

Лука с чудотворной иконой Божией Матери побывал в разных городах и концах необъятной Руси. И где бы ни появился крестьянин, все относились к нему с глубоким почтением и уважением: ведь именно этот человек и никто другой удостоился чести найти исцеляющий недуги и душевные раны святой образ Девы Марии! В итоге Лука возгордился своим положением и статусом хранителя иконы, тем более, что высокопоставленные особы не жалели денег для человека, который стал обладателем великой православной святыни. Он вернулся к себе в Колочь с большим богатством. Часть его Лука употребил на строительство храма во имя Успения Пресвятой Богородицы близ места явления иконы – там впоследствии была помещена святыня.


Но и себя не обидел: воздвиг каменные хоромы, завел слуг, стал часто пропадать в местных лесах на охоте, отбирая добычу у княжеских собак, пьянствовать и вести разгульный образ жизни. Князья пытались его образумить, но в ответ слышали только грубости.

Кончилось все тем, что Лука тяжело заболел. Когда это случилось, он понял: пришло наказание Господне за творимые ранее бесчинства. Осознав истину, крестьянин покаялся в грехах своих и позвал к себе князя Андрея, который более всех терпел унижения и оскорбления от обретшего когда-то чудотворную икону Божией Матери человека. Между ними состоялся разговор, по окончании сего князь простил своего подданного. Затем Андрей Димитриевич выстроил Колочский монастырь, ставший новым местом хранения святого образа Девы Марии. Первым иноком обители явился Лука. Он прожил в монастырских стенах, скорбя о своих грехах, несколько лет, после чего умер.

Колочский монастырь был основан, как сообщает «Степенная книга», в 1413 году. В нем и был установлен обычай празднования дня Колочской иконы Божией Матери 9/22 июля ежегодно. Данную традицию утвердил в 1545 году Собор, созванный митрополитом Макарием. При нем, кстати говоря, совершались особенно торжественные крестные ходы к Святому колодцу, простроенному на месте явления иконы и забившего позже источника. Близ того места также находилась часовня.

На сегодняшний день во многих российских храмах есть чтимые списки с Колочской иконы Божией Матери. Имеется такой и в Москве, в Успенском соборе. Где в настоящий момент находится и существует ли вообще оригинал, неизвестно. После революции 1917 года икона вынужденно покинула свою обитель из-за закрытия оной и очутилась сначала в Рождественской церкви села Суконники, затем - в Вознесенском соборе Гжатска. Ее следы окончательно потерялись в 70-х гг. прошлого столетия.

Кипрская икона Божией Матери

Явление второй православной святыни, почитаемой 22 июля, случилось намного раньше, чем то произошло с первой: в 392 году. Из названия иконы понятно, что данное событие имело место быть на острове Кипр . Святой образ помещался на воротах, которые вели к храму Панагии Ангелоктисты. На нем Матерь Божия изображалась сидящей на престоле с Богомладенцем в окружении двух Ангелов Господних. История повествует о том, что однажды чудотворная икона подверглась надругательствам, исходящим со стороны одного циничного и безнравственного островитянина. Тот, проезжая мимо церкви Панагии Ангелоктисты, для собственного удовольствия пустил из лука стрелу в икону. В результате острие пришлось аккурат в колено Девы Марии. К ужасу островитянина из «раны» на святом образе потекла в большом количестве кровь. Негодяй помчался на лошади прочь, но не доехал до собственного дома, упав замертво. Так Бог справедливо наказал человека за святотатство.


Существует некоторая неоднозначность в изображении Матери Божией на Кипрской иконе Богородицы. В одних вариантах Деву Марию со Младенцем окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, в других – к ним добавляются еще и преподобные Пелагия и Мария, припадающие к ногам Пречистой, в третьих последняя не сидит на троне, как об этом сказано в предании, в четвертых – Иисус держит в руках скипетр. В любом случае, композиция сего раннего образа Богородицы содержит тот же смысл, что заключался и в более поздних изображениях: Дева Мария - единственная из людей, живших когда-либо на Земле, уподобилась Иисусу Христу, став Сосудом Святого духа и Жилищем Божиим.

В России всегда существовало много разных списков с Кипрской иконы. Особым почтением православных верующих пользовался Старомынский образ, что в селе Стромынь.

Икона Богородицы Колочская

История

Как сви-де-тель-ству-ют ста-рин-ные ле-то-пи-си и древ-не-рус-ская «По-весть о Лу-ке Ко-лоч-ском», чу-до-твор-ная Ко-лоч-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри яви-лась в 1413 го-ду в вот-чине кня-зя Ан-дрея Ди-мит-ри-е-ви-ча, вну-ка Ива-но-ва, пра-вну-ка Ива-но-ва и пра-пра-вну-ка Да-ни-и-ла Мос-ков-ско-го, в 15-ти вер-стах от го-ро-да Мо-жай-ска, в ме-стеч-ке Ко-ло-ча Смо-лен-ской гу-бер-нии.

Кре-стья-нин это-го се-ле-ния по име-ни Лу-ка об-рел и с бла-го-го-ве-ни-ем пе-ре-нес свя-той об-раз в свой дом, в ко-то-ром в то вре-мя на-хо-дил-ся некий рас-слаб-лен-ный боль-ной. Услы-шав о чу-дес-ном яв-ле-нии ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, бо-ля-щий с ве-рою при-ло-жил-ся к иконе и по-лу-чил пол-ное ис-це-ле-ние.

Об этом чу-дес-ном ис-це-ле-нии ста-ло из-вест-но в окрест-но-стях, мно-гие страж-ду-щие и боль-ные на-ча-ли при-те-кать к чу-до-твор-ной иконе на по-кло-не-ние и по-лу-ча-ли от Бо-го-ро-ди-цы бла-го-дат-ную по-мощь.

Свя-той об-раз был пе-ре-не-сен в Мо-жайск, где его с ве-ли-ким тор-же-ством встре-чал князь Ан-дрей Ди-мит-ри-е-вич с ве-ли-ким мно-же-ством на-ро-ду: «Лу-ка же по-и-де со ико-ною ис Ко-ло-чи ко гра-ду Мо-жай-ску; и яко-же при-бли-жи-ся ко гра-ду, и изы-де во сре-те-нье князь Ан-дрей Дмит-ри-е-вич з бо-яры сво-и-ми и весь град от ве-ли-ких и до ма-лых...; и бы-ша зна-ме-ния и чу-де-са мно-го от ико-ны Бо-жия Ма-те-ри» («По-весть о Лу-ке Ко-лоч-ском»).

Из Мо-жай-ска об-раз был пе-ре-не-сен в Моск-ву. В сто-ли-це свя-тую ико-ну встре-тил мит-ро-по-лит Фо-тий со свя-щен-ным Со-бо-ром и мно-же-ством пра-во-слав-ных хри-сти-ан. В то вре-мя, как чу-до-твор-ный об-раз про-но-си-ли по Москве, мно-гие боль-ные ис-це-ля-лись от неду-гов. Позд-нее Ко-лоч-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла воз-вра-ще-на в Мо-жайск.

На ме-сте яв-ле-ния чу-до-твор-но-го об-ра-за Лу-кой, ко-то-рый со-брал бла-го-да-ря иконе боль-шие сред-ства, бы-ла по-стро-е-на цер-ковь в честь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, где и бы-ла по-ме-ще-на свя-тая ико-на. Но и сам Лу-ка не смог пре-одо-леть ис-ку-ше-ния боль-ши-ми день-га-ми - для се-бя он по-стро-ил про-стор-ные ка-мен-ные хо-ро-мы и за-жил там, как князь, по-рою да-же из-би-вая и гра-бя лов-чих кня-зя Ан-дрея Ди-мит-ри-е-ви-ча, охо-тив-ших-ся с яст-ре-ба-ми и со-ко-ла-ми в ле-сах близ Ко-ло-чи. Од-на-ко один слу-чай за-ста-вил Лу-ку рас-ка-ять-ся в сво-ей непра-вед-ной жиз-ни. Од-на-жды лов-чий кня-зя пой-мал огром-но-го зло-го мед-ве-дя и ве-лел ве-сти его ми-мо дво-ра Лу-ки. Тот при-ка-зал вы-пу-стить зве-ря. Мед-ведь бро-сил-ся на Лу-ку и по-ка-ле-чил его. Чуть жи-вой, вмиг рас-ка-яв-ший-ся Лу-ка умо-лял при-е-хав-ше-го кня-зя Ан-дрея Ди-мит-ри-е-ви-ча с поль-зой рас-по-ря-дить-ся сво-им до-сто-я-ни-ем. И впо-след-ствии на по-жерт-во-ва-ния Лу-ки и дру-гих пра-во-слав-ных ве-ру-ю-щих князь устро-ил на ме-сте яв-ле-ния чу-до-твор-ной ико-ны муж-ской мо-на-стырь, по-лу-чив-ший на-име-но-ва-ние Ко-лоч-ско-го или Мо-жай-ско-го. В этом мо-на-сты-ре Лу-ка при-нял мо-на-ше-ский по-стриг и про-вел по-след-ние дни сво-ей жиз-ни в сле-зах и по-ка-я-нии.

Пер-во-об-раз Ко-лоч-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри был уте-рян в 70-е го-ды про-шло-го ве-ка.

В Мо-жай-ске спис-ки с этой ред-кой Бо-го-ро-дич-ной ико-ны мож-но бы-ло уви-деть лишь в церк-ви свя-тых пра-вед-ных Иоаки-ма и Ан-ны и в церк-ви Илии Про-ро-ка. По-след-ний был пе-ре-дан в воз-рож-ден-ный Ко-лоц-кий мо-на-стырь (ныне он жен-ский). В 1993 г. мо-на-стырь был от-крыт как по-дво-рье Спа-со-Бо-ро-дин-ско-го мо-на-сты-ря, а в ок-тяб-ре 1997 г. - как са-мо-сто-я-тель-ный. Ле-том 1998 го-да спи-сок чу-до-твор-ной Ко-лоч-ской ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы за-ми-ро-то-чил.

Со-глас-но «Сте-пен-ной кни-ге Цар-ско-го ро-до-сло-вия», празд-но-ва-ние Ко-лоч-ской иконе в мо-на-сты-ре из-древ-ле про-хо-ди-ло 9 июля (по ст. ст.). Со-глас-но уст-но-му пре-да-нию, на ме-сте чу-дес-но-го яв-ле-ния ико-ны за-бил це-леб-ный ис-точ-ник, к ко-то-ро-му в день празд-ни-ка со-вер-ша-ет-ся крест-ный ход. Сей-час на этом ме-сте сто-ит де-ре-вян-ная ча-сов-ня.

В Мос-ков-ском Успен-ском со-бо-ре, в при-де-ле свя-тых Апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла на-хо-дит-ся один из позд-них спис-ков чу-до-твор-но-го об-ра-за, на вы-зо-ло-чен-ной ри-зе ко-то-ро-го есть над-пись: «Ле-та 7197 (1689), июния, в 28 день, по-стро-ен об-раз сей по обе-ща-нию ве-ли-ких го-су-да-рей ма-стер-ския па-ла-ты чи-нов-ни-ков, за из-бав-ле-ние бед ми-ло-стию Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и свя-тых мо-лит-ва-ми».

На чу-до-твор-ной иконе по обе сто-ро-ны от Бо-жи-ей Ма-те-ри изо-бра-же-ны свя-ти-тель Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец и Илия про-рок.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Колочская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, хранящей от бед землю Можайскую, благоговейное пение приносим Ти, недостойнии раби Твои, Богородице. Ты же, непрестанною молитвою мир спасающая, сохрани нас от всяких напастей, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царица и Небесных Сил Госпожа яви древле на Колочи святую икону Свою. Людие же, о обретении чуднем дивящеся, возрадовашася зело и возопиша Преблагословенней:
Радуйся, Палато Бога и Царя облагоуханная;
радуйся, Горо, Духом Святым преосененная.
Радуйся, Тайно Боговоплощения неизреченная;
радуйся, Ниво неоранная, Богом возделанная.
Радуйся, хлеб жизни, Христа, израстившая;
радуйся, Стамно, манну небесную носившая.
Радуйся, Надеждо нашего спасения;
радуйся, Лествице божественнаго схождения.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 2

Видя разслабленный икону Твою, Богомати, милостивно явленную, с верою той припаде и, благоговейно ю облобызав и здравие улучив, с радостию возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может, Владычице, постигнути силу благодатных исцелений от иконы Твоея Колочския явленных: како слепии прозираху, глусии слух обретаху, разслабленнии исцеляхуся и многия, недуги душевными и телесными одержимии, здравие улучаху. Сего ради прославляем Тя сице:
Радуйся, Мати наша милосердная;
радуйся, Заступнице усердная.
Радуйся, болящих скорое Исцеление;
радуйся, немощных всесильное Укрепление.
Радуйся, сердца наша очищающая;
радуйся, печали утоляющая.
Радуйся, недужных безмездное Врачевание;
радуйся, жизни вечныя Упование.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 3

Сила многоцелебная исхождаше от иконы Твоея, Владычице, егда во град Можайск со благоговением на поклонение изнесеся. Вернии же людие, с трепетом припадающе пред тою, прославляху Тя и Сына Твоего, поюще хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи издревле попечение о пределех отечества нашего, Богородице Царице, благоволила еси и стольный град Москву освятити дивным пришествием иконы Твоея, юже сретоша со славою великою князи и боляре и вси христолюбивии людие, похвалы приносяще Ти сицевыя:
Радуйся, земли Русския небесная Покровительнице;
радуйся, к горнему Отечеству верная Путеводительнице.
Радуйся, избавляющая от всякаго вражия обстояния;
радуйся, крепкое о нас пред Богом Предстояние.
Радуйся, ко благочестию наша Наставнице;
радуйся, телес наших скорая Целительнице.
Радуйся, всем земнородным Прибежище и Оградо;
радуйся, христолюбивым людем Нерушимая Стено.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 4

Бурею многих скорбей обдержимии, людие Московстии ко образу Твоему святому, Богородице, со упованием притекаху, милостивно бо приемлеши прошения верных и молишися за всех, с верою имя Твое призывающих, Сыну же Твоему и Богу нашему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благоверный князь Андрей Можайский о благодеяниих Богоматере, со умилением пред иконою Ея взываше: О, Державная наша Помощнице, Воеводо Великая и Надеждо всем христианом! Не остави нас, на Тя уповающих. Мы же, ведуще Тя, яко теплую нашу Заступницу, вопием сице:
Радуйся, милосердая Мати, от погибели грешных избавляющая;
радуйся, благая Владычице, на путь правый тех наставляющая.
Радуйся, в страданиих наших присное утешение;
радуйся, от уныния и отчаяния надежное заступление.
Радуйся, Сына Твоего о нас умоляющая;
радуйся, молитвами Твоими мир спасающая.
Радуйся, яко Тобою от вечныя смерти свобождаемся;
радуйся, яко Тобою безконечныя жизни сподобляемся.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 5

Божественным промышлением чудесно явися в Колочи икона Твоя, Пресвятая Дево, Ты же благоволила еси на месте сем и обитель в честь преславнаго Успения Твоего воздвигнути, идеже ныне глас хваления приносится Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще пречудную икону Твою, Богомати, и чудеса бываемая, в сокрушение приходим и слезы покаяния приносим Ти, грешнии раби Твои. Ты же, Владычице, милосердия двери отверзи нам, да вопием сице:
Радуйся, пресветлая Весно покаяния;
радуйся, милосердия неоскудное Излияние.
Радуйся, кающихся Споручнице во спасение;
радуйся, согрешающих благонадежное Исправление.
Радуйся, от соблазнов мира сохраняющая;
радуйся, пламень страстей угашающая.
Радуйся, падших скорое Возстание;
радуйся, грехом ураненых Врачевание.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии прежде бывше апостоли, слово Божие всей вселенней возвещаху. Ты же, Богородице, святыми иконами Твоими по всей земли благовествуеши и знаменьми уверяеши истину веры Христовы, научающи нас взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия преславно чудотворный образ Твой, Царице Богородице, во утверждение Державы Российския и залог любве к православному народу ея, имже и ныне ублажаешися похвалами сими:
Радуйся, знамение Божия к нам благоволения;
радуйся, Российския Державы укрепление.
Радуйся, скиптры Царствия молитвами Твоими утверждающая;
радуйся, достояние Твое желанным миром венчающая.
Радуйся, душ наших с Богом Примирение;
радуйся, православным Щит и Ограждение.
Радуйся, милость Божию верным являющая;
радуйся, омофором Своим Русь покрывающая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 7

Хотя царь Иоанн град Полоцк свободити и латинян далече от земли Русския отгнати, изволи взяти на брань Колочскую икону Пречистыя Богородицы, да, видяще ю, нечестивии падут и разумеют, яко с нами Бог, Емуже вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо явися, егда икона Твоя, Богомати, невредима сохранися и много паче украшена бысть, аще и поруганию и сожжению предадеся обитель Колочская от латинян в литовское разорение. Темже, ныне на образ Твой взирающе, благодарне вопием:
Радуйся, земли Русския Защищение;
радуйся, иноплеменных ратей Одоление.
Радуйся, от междоусобныя брани избавляющая;
радуйся, смуту и крамолу уставляющая.
Радуйся, злых сердец Умягчение;
радуйся, благочестивых душ Украшение.
Радуйся, братолюбию нас научающая;
радуйся, на путь спасения наставляющая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 8

Странно и преславно заступление Твое бысть во бранех, Богомати, егда галлы и двадесять язык на землю Русскую от Запада приидоша. Тогда вси людие правовернии с верою моляху Тя об одолении прегордаго супостата, да победу улучивше, воспоют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси воспомянем битву Бородинскую, егда воини русстии живот свой за веру, царя и Отечество полагаху, в стенах же обители Колочския укрепление и утешение духовное обретаху, под кров Пречистыя прибегающе и вопиюще Ей сицевая:
Радуйся, православным воином во бранех помогающая;
радуйся, на безбожныя враги их укрепляющая.
Радуйся, раны тяжкия прикосновением Твоим исцеляющая;
радуйся, преставльшихся во обителех Небесных упокоевающая.
Радуйся, Воеводо добропобедная;
радуйся, Заступнице наша усердная.
Радуйся, вражду и злобу упраздняющая;
радуйся, Отечество наше сохраняющая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 9

Всякое шатание еретическое, отвергающее святых икон почитание, разорися древле духоносным Собором богоглаголивых отец. Мы же, отеческия законы Церкве храняще, веруем, яко почитание, воздаваемое образу Твоему, к Тебе Самей восходит, Владычице. Темже, Сыну Твоему, тако благоволившему, зовем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут, Владычице, изглаголати неизреченное милосердие Твое к роду человеческому. Сице, егда смертоносная язва землю Можайскую порази, Ты, Пречистая, гнев Божий на милость преложила еси и рабы Твоя пагубы лютыя свободила еси. Темже вопием Ти:
Радуйся, ненадежных Упование;
радуйся, погибших Взыскание.
Радуйся, болезнем Исцеление;
радуйся, страстем Изменение.
Радуйся, злотворных воздухов Отгнание;
радуйся, благодати Божия Присвоение.
Радуйся, Главизно нашего спасения;
радуйся, верным Отрада и Утешение.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Господь, яко дождь на руно Гедеоново, во утробу Пречистыя Девы с Небесе сниде и по рождестве сохрани Ю, якоже бе нетленну, да, чудо видяще, поем воплотившемуся нас ради Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и Защищение людем Твоим, Богородице Дево, даровала бо еси земли Русстей чудотворныя иконы Твоя во укрепление веры Православныя. Тако и на Колочи святый образ Твой явися в помощь и заступление народу нашему. Темже прославляем Тя сице:
Радуйся, Церкве Православныя Столпе непоколебимый;
радуйся, земли нашея Покрове нерукотворенный.
Радуйся, Русь Православную возлюбившая;
радуйся, благочестие в ней утвердившая.
Радуйся, мечем молитвы нас вооружающая;
радуйся, щит веры в руце наша влагающая.
Радуйся, к Сыну Твоему присная Ходатаице;
радуйся, молений наших всеблагая Скоропослушнице.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 11

Пение молебное приносят Ти, Пречистая Дево, инокини честныя во обители Колоцтей и, чудную икону Твою почитающе и ради обновления обители древния Тя благодаряще, возсылают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светородительнице боголепная, Ты, девство и рождество нетленно в Себе сочетавши, девам Похвала и матерем Отрада явилася еси. Мы же, таинству, на Тебе бывшему, дивящеся, вопием Ти сице:
Радуйся, матеродевственная Славо;
радуйся, человеческаго рода Похвало.
Радуйся, Сеятеля чистоты непорочно родившая;
радуйся, преслушание Евино послушанием Твоим исцелившая.
Радуйся, дев богомудрых Украшение;
радуйся, чистоте и целомудрию Научение.
Радуйся, благоуханный Крине девства;
радуйся, Всенепорочная Богоневесто.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 12

Благодать неоскудевающую от иконы Твоея источаеши, Богородице, и, яко Божественнии стражи, предстоят Тебе святии ревнители Богопочитания истиннаго, пророк Илия, небошественник преславный, и святитель Николай, чудотворец предивный. С ними же моли, Дево, Сына Твоего спастися нам, зовущим Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неистощимое множество чудес Твоих, Владычице, прославим и милость Твою от источника многоцелебнаго, на месте явления святыя иконы Колочския проистекшаго и до днесь врачевство обильное источающаго, всем с верою приходящим и вопиющим Богородице:
Радуйся, Источниче исцелений, присно изливаемый;
радуйся, Кладезю чудес неисчерпаемый.
Радуйся, Сосуде, благодати исполненный;
радуйся, Облаче легкий, Христа одождивый.
Радуйся, Купеле, всякую скверну очищающая;
радуйся, Бане, совесть омывающая.
Радуйся, Море, вся наша страсти потопляющее;
радуйся, Чаше, духовную жажду утоляющая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пречистая Богородице Дево! Приими сие малое моление наше и, яко неоскудевающий Источник благодати, уврачуй болезни душ и телес наших и умоли Сына Твоего о всех, с верою к Тебе притекающих и поющих Богу: Аллилуиа.
Сей кондак глаголи трижды. Посем икос 1 и кондак 1.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небесе и земли, Высшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая Помощнице, всех христиан Утверждение и всем во всяких нуждах Избавление!
Призри ныне на рабы Твоя, молящияся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, со слезами припадающия и пречестному и цельбоносному образу Твоему поклоняющияся. Буди за нас Ходатаица к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, мы бо, грешнии, не имамы иныя Помощницы, разве Тебе, Владычице. Ты еси наша Надежда и Упование, Ты еси Заступница и Предстательница наша, Ты обидимым Защищение, печальным Утешение, скорбящим Радование, сирым Прибежище, вдовицам Хранительница, девам Слава, слезящим Веселие, больным Исцеление, грешным Спасение.
Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и, на Твой святый образ взирающе, с любовию покланяемся Тебе и молебное пение приносим, вопиюще: помилуй ны, Мати Божия, и прошения наша исполни во благо, вся бо возможна суть ходатайству Твоему к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Колочской»


Пречистая Владычице Богородице, Царица Небесе и земли, высшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, всех христиан поможение и утверждение, и всем во всяких нуждах избавление! Призри ныне, О, Всемилостивая Госпоже, на рабы Твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем Тебе молящыяся, со слезами к Тебе припадающыя и Пречистому и Цельбоносному образу Твоему поклоняющыяся, Твоея же помощи и заступления в скорбех и напастех своих просящыя. Буди за нас хода-таица к Сыну Твоему, Христу Богу нашему: мы бо грешнии не имамы иныя помощницы раз­ве Тебе, Владычице. Ты еси наша надежда и упование, Ты еси заступница и предстательни­ца наша, Ты обидимым защищение, печаль­ным утешение, скорбящым радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, слезящым веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Се­го ради, О, Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Святый образ взирающе, с любовию покланяемся Тебе с предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Ии­сусом Христом, и молебное пение приносим, вопиюще: помилуй ны, Мати Божия, и проше­ния наша исполни во благо, вся бо возможна суть ходатайству Твоему к Сыну Твоему и Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение и благодарение, со Безначальным Его Отцем и со Присносущным Его Духом, ны­не и присно и во веки веков. Аминь.


Описание Колочской иконы Божией Матери:
Как-то бедный крестьянин по имени Лука из села Колочи, что недалеко от Можайска, идя по лесу, увидел стоящую на дереве икону Божией Матери. Когда он принёс домой обретенную икону, лежащий в доме больной, благоговейно приложившись к образу, тут же получил исцеление, как будто никогда и не был болен. Слух о совершившемся чуде быстро распространился по окрестным селениям, и к святой иконе для исцеления стали привозить больных со всей округи.
С иконой Богородицы Лука отправился по многим российским городам, и везде от святого образа непрестанно совершались чудеса исцелений. Исцелённые в знак благодарности давали Луке щедрые пожертвования, так что он вскоре собрал немалую сумму. Возвратившись в Колочь, Лука построил церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где и поставил чудотворную икону. Но богатство, давшее Луке возможность совершить святое дело, его и соблазнило: он построил себе роскошные хоромы, и начал проводить время в пиршествах, удовольствиях и забавах.
Однажды ловчие благочестивого Можайского князя Андрея поймали медведя и повезли его в город. Лука, увидев проезжавших мимо его дома ловчих, остановил их и приказал выпустить медведя к себе во двор. Зверь, очутившись на свободе, тотчас же с яростью бросился на Луку и сильно его изранил. Приехавший князь обличил Луку в его неправедной жизни и тот, слёзно раскаявшись, решил употребить всё своё богатство на дело, угодное Богородице и полезное для спасения своей души.
Все свои средства Лука отдал князю Андрею, который в 1413 году построил монастырь в честь Успения Божией Матери и назвал его Колочским. Раскаявшийся Лука постригся в этом монастыре в иноки и провёл в нём в слезах и покаянии всю оставшуюся жизнь.
На иконе помимо Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках помещены изображения Пресвятой Троицы и святых. Рядом с Божией Матери изображены святитель Николай и святой пророк Илия.
После революции монастырь был закрыт, монахи расстреляны. Чудотворный образ перенесли в Рождественскую церковь села Суконники, а после её закрытия – в Вознесенский собор Гжатска. В семидесятые годы ХХ столетия следы иконы теряются.
В 1993 году Успенский монастырь стал вновь действовать, но уже как женский. Поскольку ныне старинное село Колочи носит название – Колоцкое (Московская область, Можайский район), то и монастырь назван Колоцким. В обители чтится точный список (копия) Колочской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся исцелениями.