Кто такой орфей краткое содержание. Значение слова орфей в словаре-справочнике мифы древней греции

Музыкант, о котором пойдет сейчас речь — и легенда, и быль. Мифологическое воплощение определенной художественной тенденции, имевшей место в музыкальной жизни древней Греции и, одновременно, собирательный образ многих мастеров. Поэтому представленный здесь силуэт полумифического-полуреального персонажа не следует понимать как повествование о конкретном когда-то жившем человеке, а только как прообраз некогда типичной ситуации, воплощенной в мифическом образе.

Franc Kavčič - The Lament of Orpheus

По мнению одних («Суда»), Орфей родился за одиннадцать поколений до Троянской войны. Античные писатели относили Троянскую войну к периоду между 1336 и 1334 гг. до н. э., и считалось, что на столетие приходилось по три поколения людей. Следовательно, самая древняя дата рождения Орфея должна быть соотнесена с первой половиной XV в. до н. э. Наиболее же поздняя дата сообщена Геродотом. С его точки зрения, Орфей творил после Гомера и Гесиода, а время их жизни он датировал серединой IX в. до н. э. Таким образом, шесть столетий — это те рамки, в которых, по представлениям древних, могла проходить деятельность Орфея. Осознание того, что шесть столетий — слишком большая амплитуда колебаний во взглядах на время жизни одного человека, привело к желанию уменьшить ее. В связи с этим «Суда» сообщает о воззрениях, которые, не нарушая традиционных, стремятся сблизить далеко отстоящие друг от друга временные точки: оказывается, Орфей прожил не одну жизнь, а жизнь, равную не то одиннадцати, не то девяти поколениям.

Шарль Жалабер. Нимфы слушают песни Орфея

Чтобы понять облик и направленность деятельности тех древних музыкантов, которые запечатлены народной памятью в полулегендарном образе Орфея, нужно постоянно помнить слова Фабия Квинтилиана о том, что музыка в древнейшие времена была неотъемлемой частью научного знания и религиозного почитания. Она относилась к той возвышенной сфере деятельности, мудрость и верования которой были неразрывно связаны с художественным творчеством, и одни и те же лица занимались музыкой, пророчеством, поэзией и философией. Поэтому в одном человеке сосуществовал и мудрец, и поэт, и жрец, и музыкант. Все эти виды деятельности были неотделимы друг от друга, «...можно подумать, что древняя мудрость эллинов была особенно направлена на музыку. Именно поэтому они причисляли Аполлона к богам и Орфея к полубогам и считали их самыми музыкальными и самыми мудрыми » (Афиней XIV 632 с). Но тот, кто хочет рассказать об Орфее-музыканте, вынужден ограничиться описанием лишь одной его ипостаси. Он был сыном музы Каллиопы и речного бога Эагра, потомка знаменитого титана Атланта, поддерживавшего на своих плечах небесный свод. Однако Аполлоний Родосский считает, что Орфей — плод любви той же Каллиопы и некого фракийца Эагра. Кто бы ни был его отец, выдающиеся музыкальные способности он унаследовал от своей матери — «прекраснозвучной» нимфы. Родился Орфей в Пиерии, под Олимпом, на юго-западе Македонии, в излюбленном месте пребывания муз.

Alexandre-Auguste Hirsch - Calliope Teaching Orpheus, 1865

Совершенно очевидно, что сразу же после рождения Орфея, (наставник муз, златокудрый Аполлон, сделал его боговдохновенным. Значит, с младенчества Орфей оказался приобщенным к важнейшим таинствам Аполлона и муз: пророчеству и врачеванию, поэзии и музыке. Во всяком случае, так сообщается в одной из версий гимна Деметре, изложенной в папирусе, относящемся ко II в. до н. э. (Берлинский папирус 44). Конечно, все эти искусства не одинаковы по своей природе.

Одни, кроме божественного озарения, предполагают большой опыт и глубокое знание жизни. К таким искусствам относятся врачевание и пророчество. Для других на первых порах достаточно врожденного таланта и любви к делу. А этим Орфей был наделен своей матерью сполна. И действительно, сын Каллиопы начал свой земной путь, одухотворяя людей прекрасным искусством поэзии и музыки. Аполлодор даже считает, что Орфей ввел в эллинскую жизнь пение, сопровождаемое игрой на кифаре. Можно сомневаться в том, что Орфей был первым кифаредом, так как человеческой истории не дано знать того, кто первый из людей запел, аккомпанируя на кифаре. Но невозможно не верить в то, что Орфей был выдающимся кифаредом Эллады. Недаром Гораций («Оды» I 12, 67, 8) называет его «звучным» (vocalis). Какую же музыку нес людям Орфей? О чем говорило созвучие его голоса и кифары?

Жан Батист Камиль Коро. Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых


Филострат Младший («Картины» 8) описывает картину безымянного художника, на которой были запечатлены древние представления о музыке Орфея: рядом с поющим и играющим Орфеем стояли замерев, как зачарованные и внимающие божественным звукам, Лев, дикий кабан, орел, волк, заяц, овца. В обычной жизни, где сильный пожирает слабого, их невозможно увидеть вместе. А здесь не только звери, но даже столь разные деревья, как сосна, кипарис и ольха, соединив свои ветви, окружили Орфея и, заслушавшись его пением, стоят не шелохнувшись. Нужна величайшая гармония, унимающая распри, облагораживающая сильных, наделяющая мужеством слабых, и вносящая согласие в то, что по природе своей кажется враждебным. Значит, музыка Орфея должна была быть самим воплощением гармонии, способной совершать чудеса.

Себастьян Вранкс. Orpheus and the Beasts - c. 1595

Гораций («Оды» I 12, 7—12), передавая общеантичные воззрения приписывает Орфею умение с помощью игры на струнном инструменте останавливать реки и ветра. Ведь если существует возможность создавать гармонию, то она должна проявляться абсолютно всегда и везде, в том числе и в стихиях, ибо они являются важным фактором согласия в природе.

Столь удивительные возможности лиры Орфея не были случайными. По одним свидетельствам, она была создана как олицетворение соразмерности в движении звезд и, подобно семипланетному небу, обладала семью струнами (Лукиан «Об астрономии», 10). Иначе и быть не могло. Музыка, способствовавшая всеобщей гармонии на земле, должна была соответствовать и гармонии небес. Лукиан (там же) говорит, что в знак глубочайшего преклонения перед искусством Орфея эллины назвали группу звезд «Лирой Орфея» (в современном каталоге звезд Лира — созвездие северного полушария). Звездная «Лира Орфея» служила небесным отражением земного инструмента сына Каллиопы. И, наоборот, инструмент Орфея воспроизводил в своей конструкции гармонию планетной системы. Сервий в комментариях к Вергилиевой «Энеиде» (VI 645) называет Орфея создателем «гармонии сфер». Конечно, фракийский певец не был творцом знаменитой идеи о «гармонии сфер». Но совершенно очевидно, что его искусство и воззрения внесли свою лепту в осознание гармонической целостности мира.

Никола Пуссен. Landscape with Orpheus and Euridice. Ок. 1650 г.

(Каждая из семи струн его лиры соответствовала одному из состояний человеческой души и заключала в себе закон одной науки и одного искусства. К сожалению, в дальнейшем был утрачен ключ, с помощью которого можно было бы привести её в состояние полной гармонии; тем не менее различные её тона никогда не перестают звучать для людей, способных их услышать.)

По другим свидетельствам (Каллистрат «Описание статуй» 7, 1), лира Орфея состояла не из семи струн, а из девяти — в честь девяти муз, среди которых была и мать фракийского певца.

С точки зрения историка музыки здесь нет никакого противоречия. Каждая эпоха стремилась прославить Орфея. В период использования семиструнных лир, Орфей превозносился как исполнитель на семиструнном инструменте. Впоследствии, когда в художественной практике стали использоваться девятиструнные образцы, а семиструнные вышли из употребления, он мог фигурировать только как музыкант с девятиструнным инструментом. Поэтому по одним свидетельствам он играл на семиструнной лире, а по другим —на девятиструнной. Если семиструнная лира олицетворяла гармонию земной и небесной жизни, то девятиструнная — земной и божественной так как ее звучание приближало смертных к сладкоголосому хору муз - разве это не подтверждало старую эллинскую мудрость, дошедшую до нас благодаря Гераклиту Эфесскому (544—483 гг. до н.э.): «Скрытая гармония лучше явной». Действительно, по явному количеству струн эти лиры различны. Однако от мастерства музыканта зависит сделать так, чтобы лиры с разным количеством струн, с неодинаковым строем могли воссоздавать одни и те же художественные формы. А это — скрытая гармония, находящаяся в ведении музыканта, приобщенного к тайнам искусства, но недоступная для непосвященных.

Эдвард Джон Пойнтер. Орфей и Эвридика

Естественно, что Орфей, стремившийся к всеобщей гармонии и красоте, чувствовавший их постоянно, смотрел на жизнь восторженно. Ведь если окружающий нас мир является податливой материей, способной постоянно излучать свет красоты, то и все одухотворенное живое, населяющее этот мир, должно быть прекрасным. Значит, не только космос и стихии, не только растения и животные, но и все люди есть частицы всеобщей гармонии. Что же касается их пороков и слабостей, то это только детали, существующие временно, пока каждый человек не найдет свою гармонию с миром. А достичь ее должен каждый, ибо она заложена в самой природе, и ее отсутствие противоестественно, а потому не может продолжаться долго.

Такое мировоззрение всегда создает восторженно-поэтическое отношение к жизни и к людям. Однако готовит для его обладателей неожиданные и крутые повороты, вынуждающие рано или поздно изменить убеждения, либо погибнуть. Для таких людей первая любовь становится одновременно и последней, а трагедия любви — трагедией жизни. Не произошло ли то же самое и с Орфеем? Знаменитая легенда гласит о его глубокой и бесконечно нежной любви к нимфе Эвридике. Любовь была взаимная. Здесь гармония воплотилась в своей идеальной форме и послужила еще одним подтверждением справедливости красоты мира. Счастье Орфея и Эвридики было беспредельно. Но жизнь не столь однопланова, как представлял ее себе юный Орфей, и боги создали людей не только для счастья. Каждый должен в меру своих сил и способностей узнать все грани человеческого бытия. И Орфей не мог быть исключением.

Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика

Аристей, подобно Орфею, был рожден не смертными. Его отцом считается сам Аполлон, а матерью — нимфа Кирена. Однако дела Аристея были более «земными», нежели у Орфея. Он занимался пчеловодством и владел обширными виноградниками. Он также успешно лечил людей. Мифической судьбе было угодно, чтобы Аристей Увидел Эвридику. Он не знал, что перед ним жена Орфея, и полюбил её, причем так сильно, что не мог сдержать свою страсть. Аристей начал преследовать Эвридику. Она же, верная своему Орфею, бросилась бежать прочь. Никто не знает, как долго продолжалась эта погоня. Но завершилась она трагически: Эвридику укусила змея и ее земная жизнь оборвалась.

Со смертью Эвридики для Орфея рухнуло все. Ведь мир без гармонии и красоты не существует. Какая может быть гармония без Эвридики? А вместе с падением мира наступает и конец самой музыки. Голос молчит, и лира безмолвствует. Молчаливый, отрешенный от всего, бродил Орфей по земле, и вместо прекрасного пения из его уст раздавался вопль, в котором можно было различить звуки, некогда составлявшие имя его возлюбленной: «Эвридика!» Это был вопль существа, обреченного на одиночество в земной жизни.

Гибель Орфея, стамнос работы вазописца Гермонакса, Лувр


А может быть, он напрасно начал сомневаться во всеобщей красоте? Не послала ли ему судьба новое подтверждение гармоничности мира? Ведь гармония в природе не постоянна. Она возникает, пропадает, потом опять возникает, но уже преображенная. Подлинная гармония никогда не лежит на поверхности, и для ее достижения нужно приложить усилия. Для установления нынешней гармонии в мире Зевс должен был вступить в борьбу с Кроносом и титанами. А сколько существует великих богов, ежегодно умирающих и ежегодно рождающихся? Хотя бы прекрасная Деметра. Может быть ему, Орфею, также надлежит попытаться сделать все возможное и даже невозможное, чтобы вернуть Эвридику? Конечно, это не просто. Предстоит испробовать на крепость те законы жизни, которые еще совсем недавно казались высшим воплощением гармонии.

Можно ли вызволить Эвридику из рук смерти, из мрачного царства Аида? При помощи чего можно добиться этого? Зевс одерживал свои победы хитростью и силой. Он же, Орфей, лишен и того, и другого. Но боги наделили его необычайной музыкальностью. Если он своим искусством завораживал свирепых диких зверей и управлял стихиями, то неужели он не сможет умилостивить могущественного властителя подземного царства Аида и его жену Персефону? Не может быть! Гармония вновь должна восторжествовать! Орфей берет свою лиру, отправляется в путь и через некоторое время достигает царства Аида. Спускаясь под землю, он ударяет по струнам и начинает петь так, как он никогда еще не пел. Горе и надежда придают Орфею силы и страсть его музыке. Никто на земле никогда не слышал ничего подобного, а в подземном царстве -и подавно. Стикс — мрачная река со своими вечно безмолвными берегами — огласился божественным пением. Старец Харон, испокон веков перевозящий через Стикс лишь души умерших, так был пленен музыкой, что перевез через реку смерти живого Орфея. Страшный трехглавый Цербер, охраняющий вход в подземное царство, и тот пропустил мимо себя Орфея.

И вот музыкант очутился у трона Аида и Персефоны.

François Perrier

Он знал, сейчас решится его судьба и судьба Эвридики. Нужно применить все свое умение и мастерство, необходимо сравняться в искусстве с Аполлоном и даже, страшно подумать, превзойти его. Только в таком случае можно надеяться на чудо. И Орфей начал новую песнь.

Аид видел перед собой и слушал прекрасно поющего и играющего юношу. Ему было искренне жаль его. Но никто не в состоянии нарушать установленные в мире законы, основывающиеся на равновесии гармонии жизни и смерти. Люди боятся смерти и не могут понять, что она важнейший элемент гармонии жизни. И, как ни странно, но именно смерть является тем, что составляет, наряду с рождением человека, его извечную гармонию. Никто из людей еще не поднялся до понимания этой великой истины. Милый юноша, он первый человек, прошедший в подземное царство живым. Может быть, это поможет ему сделать тот громадный шаг в деле познания гармонии жизни и смерти, который до сих пор был недоступен людям?

Орфей же продолжал петь, и прекрасная музыка звучала под вечно безгласными сводами дворца Аида и Персефоны. Когда-то супруги слышали на Олимпе пение и игру на кифаре Аполлона. Юноша ничем не уступает ему. Удивительно, как талантливы некоторые из людей. Но что же делать с бедным Орфеем? Он так надеется и так мечтает вновь обнять свою Эвридику. Аид подумал, что он с большой радостью удовлетворил бы желание Орфея. Но это не в его силах. Наивные люди заблуждаются, когда думают, что он, Аид, решает, кому умереть, а кому жить. На самом деле все намного сложнее. И пусть Орфей не обижается, так как никто и ничто не в состоянии оживить того, кто побывал в объятиях бога смерти Таната. Однако чтобы остаться в глазах певца милосердным, сделает так, что Орфей на этот раз потеряет Эвридику якобы по своей вине. Ведь Аид хорошо знает слабости людей. Самое главное, чтобы путешествие в подземное царство не прошло для него бесследно: он должен усвоить азы подлинной гармонии. Поющий Орфей слышит, что Аид согласен отдать ему возлюбленную, но только с одним условием. Эвридика будет идти по подземному царству вслед за Орфеем. Если он ни разу не взглянет на Эвридику до того, как они поднимутся на землю, она останется с ним. В противном же случае Эвридика навсегда возвратится в царство Аида.

Завершение мифа хорошо известно. Как и предполагал Аид, Орфей так сильно хотел увидеть свою возлюбленную вновь живой по прежнему прекрасной, что не выдержал, обернулся и в тот же момент потерял ее навсегда.

music Очерки Е.В. Герцмана

Легенда об Орфее и мифы о нём развивались на основе использования различных мифологических мотивов (мотив волшебного действия музыки Орфея заимствуется из старофиванских мифов об Амфионе, нисхождения в Аид - из подвигов Геракла, растерзание Орфея вакханками - из мифов о Дионисе Загрее, растерзанном титанами). С другой стороны, миф об Орфее вкрапливается теперь с старые мифы, как, например, в миф об аргонавтах: вождь аргонавтов Ясон приглашает этого фракийского певца в далёкое путешествие, и то побеждает своим пением Сирен, усмиряет бури и помогает гребцам (Пиндар, Аполлоний Родосский).

Орфею в то время приписывали много литературных произведений, большую теогоническую поэму в 24 песнях, дошедшую до нас во фрагментах, многочисленные отрывки гимнического, пророческого, полумифологического, полуфилософского содержания, отдельный сборник под названием "Орфические гимны", в который вошли гимны, начиная с VI - V вв. до н.э. и кончая первыми веками н.э.

После гибели Орфея тело его было похоронено Музами, и его лира и голова по морю приплыли к берегам реки Мелета около Смирны, где Гомер, по преданию, сочинял свои поэмы.

Джон Уильям Уотерхаус. Нимфы находят голову Орфея

Одним из персонажей греческих мифов является Орфей, рожденный от музы Каллиопы и фракийского речного бога Эагра. Орфей был прекрасным музыкантом и певцом: когда он играл на своей лире и пел, люди останавливались, как завороженные, а животные замирали.

«Орфей, играющий на лире». Мозаика

С его именем связано множество легенд. Например, Орфей был одним из участников знаменитого похода аргонавтов. Игрой на лире и пением он усмирял волны на море, помогая таким образом гребцам. Его пение развеяло гнев Идаса. Одна из самых известных легенд рассказывает о том, как Орфей посещал царство мертвых. Он был женат на Эвридике и очень любил свою жену. Однажды ее укусила змея, и Эвридика умерла. Безутешный Орфей отправился в Аид для того, чтобы вернуть свою супругу. Он покорил своим пением стражей царства мертвых, и они согласились вернуть ему Эвридику при условии, что он не взглянет на нее до тех пор, пока она не войдет в дом. Но Орфей не смог выполнить наказа: он обернулся к своей жене, и она, сразу же превратившись в тень, улетела обратно в царство мертвых.

Знаменитую лиру, на которой играл Орфей, смастерил Гермес из панциря черепахи и жил быков Аполлона. Он натянул на нее семь струн - в честь семи дочерей Атланта. Аполлон сам настроил лиру и подарил ее Орфею, а тот натянул еще две жилы, и струн стало девять, что символизировало девять муз.

Вторая, наиболее известная легенда повествует о гибели Орфея, причиной которой явилось недостаточное почтение к богу Дионису. Орфей более других почитал Гелиоса, называя его Аполлоном. Узнав об этом, Дионис разозлился и наслал на певца своих спутниц - менад, которые разорвали его тело на части и разбросали по всей земле. Узнав об этом, лиры собрали все части тела Орфея и похоронили в Либертах. Все камни, деревья, птицы и звери долго оплакивали гибель певца. Музы не смогли найти только его голову. Она некоторое время плыла по реке Гебр и достигла острова Лесбос, где ее нашел Аполлон. Голова так и осталась на острове: она пророчествовала и совершала различные чудеса. Душа Орфея спустилась в царство мертвых и соединилась с Эвридикой.

Согласно одной из легенд, менадам пришлось понести наказание за то, что они лишили мир песен Орфея: сам Дионис превратил их в дубы.

До наших дней сохранились изображения Орфея. Его показывали молодым безбородым юношей, одетым в легкую хламиду и высокие кожаные сапоги. Самым древним считается его изображение на рельефе метопы сокровищницы сикионцев в Дельфах.

Г. Моро. «Орфей»

К легендам об Орфее в своем творчестве обращались многие художники и скульпторы, в том числе Дж. Б. Тьеполо, П. Рубенс, Я. Тинторетто, О. Роден. Миф об Орфее и Эвридике неоднократно использовали в своих произведениях различные писатели и поэты: Р. М. Рильке, Ж. Ануй, А. Жид, М. Цветаева и др.

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 великих зарубежных фильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Фонтан Орфей (1936 г.) Когда смотришь композиции Миллеса, вспоминаются слова Л. Н. Толстого: «Искусство не есть наслаждение, утешение или забава, искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человеческой, переводящий разумное сознание людей в чувство».

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Орфей (греч.) - фракийский певец, сын речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. О. участвовал в походе аргонавтов, усмиряя музыкой волны и помогая гребцам корабля. Когда жена О. Эвридика погибла от укуса змеи, он спустился за ней в царство мертвых. Звуки его

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Орфей Из древнегреческой мифологии. Как сообщают римские авторы Вергилий («Георгики») и Овидий («Метаморфозы»), пение Орфея - легендарного музыканта Древней Греции - было столь хорошо, что дикие звери выходили из своих нор и следовали за певцом послушно, как ручные;

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Орфей спускается в ад (Orpheus Descending)Пьеса (1957)Действие пьесы разворачивается в «маленьком городке одного из южных штатов». Владельца универсального магазина Джейба Торренса, вожака местного ку-клукс-клана, привозят из больницы, где после тщательного обследования врачи

Из книги Герои мифов автора

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Орфей (Orphee) Одноактная трагедия (1925–1926) Действие разворачивается в гостиной загородной виллы Орфея и Эвридики, напоминающей салон иллюзиониста; несмотря на апрельское небо и яркое освещение, зрителям становится очевидно, что

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Орфей Одним из персонажей греческих мифов является Орфей, рожденный от музы Каллиопы и фракийского речного бога Эагра. Орфей был прекрасным музыкантом и певцом: когда он играл на своей лире и пел, люди останавливались, как завороженные, а животные замирали. «Орфей,

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

кто такие орфей и эвридика и получил лучший ответ

Ответ от Altera[новичек]
Орфей и Эвридика
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
- Нет, не могу я жить без Эвридики! - говорил он. - Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
- Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
- Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
- Сжалься! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: кто такие орфей и эвридика

Ответ от Ётрёмный КеКс [активный]
Миф об Орфее и Эвридике
Орфей - одна из самых загадочных фигур в мировой истории, о котором дошло очень мало сведений, которых можно назвать достоверными, но при этом очень много мифов, сказок, легенд. Сегодня трудно себе представить мировую историю и культуру без греческих храмов, без классических образцов скульптуры, без Пифагора и Платона, без Гераклита и Гесиода, без Эсхила и Еврипида. Во всем этом - корни того, что мы называем сейчас наукой, искусством, и в целом культурой. Если обратиться к истокам, то вся мировая культура базируется на греческой культуре, импульс к развитию, которой принес Орфей: это каноны искусства, законы архитектуры, законы музыки и т. д. Орфей появляется в очень сложное для истории Греции время: люди погрузились в полудикое состояние, культ физической силы культ Вакха, самых низменных и грубых проявлений.
В этот момент, а это было около 5 тысяч лет назад, появляется фигура человека, которого предания называли сыном Аполлона, ослепляющего свое физической и духовной красотой. Орфей - его имя переводится как «лечащий светом» («аур» - свет, «рфе» - лечить). В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9–ти муз. (муз как девять совершенных сил души, ведущих по пути и с помощью которых можно этот путь пройти. По другой версии, он был сыном царя Фракии и музы Каллиопы, музы эпической и героической поэзии. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний.
Одним из самых знаменитых мифов - миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с которой он соединяется после смерти.
Орфей продолжает борьбу против лунных культов, против культа Вакха, он погибает растерзанный вакханками. Миф говорит также о том, что голова Орфея какое-то время пророчествовала, и это был один из самых древнейших оракулов Греции. Орфей приносит себя в жертву и умирает, но до смерти он осуществил то дело, которое он должен осуществить: он приносит свет людям, лечит светом, приносит импульс для новой религии и новой культуры. Новая культура и религия, возрождение Греции рождается в тяжелейшей борьбе. В момент, когда господствовала грубая физическая сила, приходит тот, кто приносит религию чистоты, красивого аскетизма, религию высокой этики и морали, которая послужила противовесом.
Учение и религия орфиков принесла красивейшие гимны, через которые жрецы доносили крупицы мудрости Орфея, учение о Музах, помогающих людям через свои таинства, открыть в себе новые силы. На учение Орфея опирались Гомер, Гесиод и Гераклит, последователем орфической религии стал Пифагор, который стал основателем пифагорейской школы как возрождения орфической религии в новом качестве. Благодаря Орфею в Греции снова возрождаются мистерии - в двух центрах Элевсинах и Дельфах.
Элевсины или «место, куда пришла богиня» , связано с мифом о Деметре и Персефоне. Суть Элевсинских мистерий в таинствах очищения и возрождения, они были основаны на прохождении души через испытания.
Другую составляющую религии Орфея составляют мистерии в Дельфах. Дельфы как соединение Диониса и Аполлона представляли собой гармонию противоположностей, которую несла в себе орфическая религия. Аполлон, характеризующий порядок, соразмерность всего, дает основные законы и принципы построения всего, строительства городов, храмов. И Дионис, как обратная сторона, как божество постоянного изменения, постоянного преодоления всех возникающих преград. Дионисийское начало в человеке постоянный неиссякаемый энтузиазм


Ответ от ИРИНА НИКУЛИНА [новичек]
спасибо большое за это я очень рада сразу могу сказать то что получу пять


Ответ от Александр Вышний [активный]
Орфей - это на самом деле Иисус Христос. А Гречество - это христианство.
1) Орфей это человек, чьи деяния божественны – также как Иисус это человек, чьи деяния божественны
2) Растерзание Орфея менадами – это память о мучениях и смерти Христа
3) Убийство Орфея перуном Зевса (в версии Павсания) – это удар (солдатом) копьем в бок тела Христа
4) Гора Пангей, где разорвали Орфея (в трагедии Эсхилла «Бассариды», фр. 23-24 Радт) – это память о горе Голгофе, где был распят Иисус Христос
5) Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы – это память о распятии Христа на «древе», т. е. о трех крестах – Иисуса и двух разбойников - т. е. это «три древа» или «дубы»
6) На Лесбосе было святилище, где пророчествовала голова Орфея– это искаженный образ «Спаса нерукотворного», т. е. плащаницы, в которую завернули тело снятого с креста Иисуса и на которой остался отпечаток тела и лица, после чего плащаницу сложили несколько раз так, что стало видно только лицо, т. е. «голова» Иисуса («Спас нерукотворный») – плащаница до сих пор хранится в данной форме
7) Спуск Орфея в Аид за Эвредикой – это спуск Иисуса Христа в Ад за Евой и Адамом
8) Орфей любимец Аполлона – Аполлон это еще одно отражение Христа, Христос-свет, «духовное солнце», поэтому неудивительно переплетение сюжетов Орфея и Аполлона
9) С помощью золотой лиры Орфей мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы – это память о чудесах Иисуса, а еще отражение слов «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
10) Орфей создал религиозное учение «орфизм» - это христианство, которое создал Иисус
11) Орфей один из аргонавтов, путешествовавших за золотым руном – «золотое руно» это шкура барана, т. е. «Агнца Божьего» Иисуса (т. е. не простого агнца, а «божественного», «золотого»), поэтому связь Орфея и «золотого руна» неудивительна.
12) Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике – Деметра является отражением Богородицы, матери Христа (Деметра – богиня-мать), поэтому неудивительно что в храме Деметры-Богородицы стоит статуя ее сына Орфея-Христа.
Более того - Дионис, Гермес, Прометей, Асклепий, Аполлон, Пан - всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.
Гречество, египетство, зороастризм, индуизм не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа - они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».
Дионисийские мистерии (где главный бог Дионис), Орфизм (бог Орфей), Герметизм (бог Гермес Трисмегист), Элевсинские мистерии (богиня Деметра – отражение Богородицы) и культ Великой матери (Кибела – это Богородица) – всё это ветви греческого христианства, где Иисус и Богородица являются главными и названы разными именами.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что сотни «Черных Мадонн» в Европе оказались египетскими статуями Исиды – потому что египетство – это изначальное христианство, а «Исида» - это «Иси-да», т. е. относящаяся к Исе (Иисусу), «Иисусова» (наподобие мужского «Валентин» и женского «Валенти-да»). Поэтому также в Европе широко почитался культ Митры (митраизм, зороастризм) – ведь это просто вариант христианства, как и гречество. Поэтому в разных странах было почитание якобы разных богов, но при этом одинаковых по смыслу, как в Египте с Имхотепом и в Греции с Асклепием - просто всё это одна религия - христианство, но с местными особенностями. Именно поэтому греки спокойно отождествляли своих богов с египетскими и другими - потому что кроме разницы в именах они ничем не различались, - всё было христианством.

Величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы.

Юноша не мог похвастаться знатностью своего рода. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток, а матерью - муза Каллиопа (Прекрасноголосая). Не совершал он
подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы.

Орфей и Эвридика

Орфей полюбил юную дриаду Эвридику , и сила этой любви не имела себе равных. Они поженились и поселились среди диких киконов во Фракии. Однажды Эвридика, гуляя в лугах, повстречала Аристея , который вознамерился овладеть ею силой. Убегая, она наступила на змею и умерла от ее укуса.

Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Он побывал в Египте и увидел его чудеса, присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. Звуки его лиры усмиряли волны на пути "Арго" и облегчали работу гребцам; они не раз предотвращали ссоры между путешественниками на протяжении долгого пути. Когда аргонавты проплывали мимо острова сирен, Орфей не позволил одурманивающему пению этих смертельно опасных женщин-птиц пленить его спутников, заглушив его еще более прекрасной игрой на лире. Но образ Эвридики всюду неотступно следовал за ним, исторгая слезы.

Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустив-
шейся веточки вербы. Чтобы проникнуть в аид он использовал бездонную расщелину Тенар, разверзшуюся близ Аорна, что в Феспротиде. Спустившись, он очаровал своей горестной музыкой перевозчика Харона , пса Кербера и трех судей мертвых. Оказавшись у трона Аида и Персефоны , Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен - песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии , дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Мир людей опротивел Орфею. Он ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. Песни его наполняла такая сила, что даже деревья и камни снимались с места, чтобы быть ближе к певцу. Не раз цари предлагали юноше в жены своих дочерей, но, безутешный, он отвергал всех. Изредка спускался с гор Орфей, чтобы воздать почести Аполлону.

Смерть Орфея

Когда во Фракию пришел Дионис , Орфей отказал ему в почестях, оставшись верным Аполлону, и мстительный бог наслал на него вакханок. Вначале женщины подождали, пока их мужья войдут в храм Аполлона, жрецом которого был Орфей, а затем, захватив оставленное у дверей храма оружие, ворвались внутрь, перебили мужчин и в диком неистовстве растерзали Орфея, разорвав его на части. Голову они швырнули в реку Гебр, которая вынесла ее в море. В конце концов все еще поющую голову Орфея прибило к острову Лесбос, где ее обнаружили лесные нимфы.
Голову поэта вместе с лирой погребли в пещере недалеко от Антиссы, в которой почитали Диониса. В пещере голова пророчествовала день и ночь, до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что эту пещеру Орфея предпочитают его оракулам, в том числе и в священных Дельфах, явился и заставил голову замолчать. В те времена о здоровой конкурренции и речи быть не могло. Лира же была помещена на небо в виде созвездия.
Останки Орфея во Фракии со слезами на глазах собрали музы и погребли близ города Либетры, у подножия горы Олимп - с тех пор соловьи поют там слаще, чем где бы то ни было в мире. Тень Орфея спустилась в царство Аида, где воссоединилась с любимой Эвридикой. Придя в себя от насланного безумия, вакханки попытались смысть с себя кровь поэта в реке Геликон, но река ушла глубоко под землю, чтобы избежать причастности к убийству. Олимпийские боги (кроме Диониса и Афродиты) осудили убийство Орфея, и Дионису удалось сохранить жизнь вакханкам, только превратив их в дубы; крепко вросшие в землю.

Существовало предание, что город Либетры будет уничтожен свиньей, если Гелиос увидит кости Орфея. Много лет спустя гробница Орфея была открыта пастухом, заснувшим на холме и услышавшим во сне сказочное пение. Проснувшись, пастух побежал в Либетры и привел горожан. На холм, из-под которого слышался чудесный голос, поднялось много людей, и своды гробницы обвалились. Тогда-то Гелиос и увидел кости Орфея. Это, однако, не испугало горожан, уверенных, что городские стены в состоянии устоять перед самой большой свиньей. Но на следующий день над Либетрами нависла гигантская туча, из которой хлынул ливень невиданной силы. Переполнились воды реки Сие (что означает "свинья"), и она смыла город.

Генеалогия:

Дети Геры : в этой ветви фигурирует происхождение Орфея.
Эллины : а в этой ветви можно посмотреть происхождение Эвридики.

Орфей Орфей

(Orpheus, Ορφεύς). Поэт догомеровской эпохи, мифическое лицо; по преданию он был сын Эагра и Каллиопы, жил во Фракии и участвовал в походе Аргонавтов. Он так хорошо пел и играл на лире, полученной им от Аполлона, что усмирял диких зверей и приводил в движение деревья и скалы. Он женился на нимфе Эвридике, которая умерла, укушенная змеей. Орфей спустился в ад за своей супругой, где своим пением приостановил страдания умерших. Аид позволил ему взять на землю Эвридику, но с тем условием, чтобы он не оглядывался на нее до тех пор, пока они не выйдут из царства теней. Но Орфей не удержался, взглянул на Эвридику раньше, чем было дозволено, и она должна была остаться в преисподней. Огорченный Орфей стал после этого выражать презрение ко всем женщинам, за что был растерзан фракийскими вакханками во время оргий.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Орфей

Фракийский певец, сын музы Каллиопы и бога Аполлона (либо речного бога Эагра). Брат Лина, который научил его музыке, но впоследствии Орфей превзошел своего учителя. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтов в Колхиду, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда "Арго"проплывал мимо острова сирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам. Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Орфей спустился в Аид за Эвридикой и очаровал своим пением стража Цербера. Аид и Персефона согласились отпустить Эвридику, но с условием, что Орфей будет идти впереди и не оглянется, чтобы посмотреть на свою супругу. Орфей нарушил этот запрет, обернулся посмотреть на нее, и Эвридика навечно изчезла. Выйдя на землю, Орфей не долго прожил без жены: вскоре его растерзали участницы дионисийских мистерий. Учитель или отец Мусея.

// Гюстав МОРО: Орфей // Одилон РЕДОН: Голова Орфея // Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: На Орфея // Виктор ГЮГО: Орфей // Иосиф БРОДСКИЙ: Орфей и Артемида // Валерий БРЮСОВ: Орфей // Валерий БРЮСОВ: Орфей и Эвридика // Поль Валери: Орфей // ЛЮСЕБЕРТ: Орфей // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Орфей. Эвридика. Гермес // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "О дерево! Восстань до поднебесья!.." // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Как девочка почти… Ее принес…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Конечно, если - бог. Но если он…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Не воздвигай надгробья. Только роза…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Да, чтобы славить! Он призван восславить…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но о тебе, хочу, о той, которую знал я…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но до конца ты, божественный и сладкогласный…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Уйдешь, придешь и дорисуешь танец…" // Яннис РИЦОС: Орфею // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Возвращение Орфея // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Мы // Марина ЦВЕТАЕВА: Эвридика - Орфею // Марина ЦВЕТАЕВА: "Так плыли: голова и лира…" // Н.А. Кун: ОРФЕЙ В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ // Н.А. Кун: СМЕРТЬ ОРФЕЯ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи краснофигурного кратера.
Около 450 до н. э.
Берлин.
Государственные музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала скульптора Каллимаха (420—410 до н. э.).
Неаполь.
Национальный музей.

Мозаика III в.
Палермо.
Национальный музей.




Синонимы :

Смотреть что такое "Орфей" в других словарях:

    - (1950) фильм французского режиссера и поэта Жана Кокто, один из самых ярких и впечатляющих фильмов европейского модернизма и неомифологизма, сочетающий в себе жанры поэтического кино, психологической драмы, философского киноромана, триллера и… … Энциклопедия культурологии

    Баснословный музыкант, который до того хорошо играл, что звери, приходя, ложились у ног его, а деревья и камни приходили в движение. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д … Словарь иностранных слов русского языка

    ОРФЕЙ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ОРФЕЙ - Орфей. По представлениям греков – величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии – фракийского царя). Орфей считался основателем орфизма – особого мистического культа. Аполлон дал Орфею лиру, с помощью которой тот мог … Список древнегреческих имен

    - «ОРФЕЙ» (Orphee), Франция, 1949, 112 мин. Фильм Жана Кокто один из его самых впечатляющих художественных проектов, наполненный разнообразными культурными веяниями, от фрейдизма до неомифологизма. Орфей символ художника среди самых важных для… … Энциклопедия кино

    Орфей - Орфей. Мозаика. 3 в. Национальный музей. Палермо. Орфей. Мозаика. 3 в. Национальный музей. Палермо. Орфей в мифах древних греков знаменитый певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди, но и боги, и … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (фр. Orphee) герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Именно поэтому он отказывается от стилизации и переносит действие … Литературные герои

    В мифах древних греков знаменитый певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и пением усмирял волны и помогал… … Исторический словарь

    Из древнегреческой мифологии. Как сообщают римские авторы Вергилий («Георгики») и Овидий («Метаморфозы»), пение Орфея легендарного музыканта Древней Греции было столь хорошо, что дикие звери выходили из своих нор и следовали за певцом послушно,… … Словарь крылатых слов и выражений