Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка

Мстислав Ростропович фотография

С 1932 по 1937 год Ростропович учился в Москве в музыкальной школе имени Гнесиных. В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). Уже в четырнадцать лет (по другим данным – в пятнадцать) Ростропович начал преподавать в местном музыкальном училище – после смерти отца он стал главой семьи и заменил его на преподавательской работе. В эвакуации им были созданы фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано, он много выступал, в том числе - с оркестром Малого театра, исполнявшим "Вариацию на тему рококо" Чайковского. Являясь артистом концертно-эстрадного бюро, он также давал концерты в госпиталях, воинских частях, колхозах, райцентрах.

В возрасте 16 лет Ростропович поступил в Московскую консерваторию, попав сразу на два факультета - композиторский и в класс виолончели, к преподавателю-виолончелисту Семену Козолупову. Ростропович показал другому преподавателю консерватории, выдающемуся композитору Дмитрию Шостаковичу партитуру своего первого фортепианного концерта, а потом виртуозно сыграл его. Шостакович предложил Ростроповичу позаниматься с ним "в классе по инструментовке", но композитором Ростропович так и не стал. Сам виолончелист говорил, что Восьмая симфония Шостаковича после первой же репетиции произвела на него такое впечатление, что он перестал сочинять музыку: "С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты". В 1945 году Ростропович получил I премию на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов, а в 1950 году одержал победу на конкурсе имени Гануша Вигана в Праге. В 1945 году, после победы на всесоюзном конкурсе, студент Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый.

Окончив консерваторию в 1946 году Ростропович поступил в аспирантуру, в которой учился до 1948 года после чего стал преподавателем: в течение 26 лет он преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Среди его учеников были такие известные исполнители, как Наталия Гутман, Сергей Ролдугин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский. Как отмечалось в прессе, многие из воспитанников Ростроповича впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира.

Творчество Ростроповича-музыканта можно разделить на два направления: виолончелиста (солиста и ансамблиста) и дирижера – оперного и симфонического. Он исполнил практически весь репертуар классической виолончельной музыки. Кроме того, около 60 крупнейших композиторов ХХ века написали для него сочинения. Он впервые исполнил 117 произведений для виолончели и дал 70 оркестровых премьер. В 1967 "Евгений Онегин" Чайковского в Большом театре стал его дирижерским дебютом, впоследствии в ГАБТ он в этом качестве принял участие в постановке опер "Семен Котко" и "Война и мир" Прокофьева.

Ростропович в советский период много выступал с концертами в СССР и других странах мира. Как камерный музыкант он играл в ансамбле со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом. Многократно аккомпанировал своей жене, оперной певице Галине Вишневской. В 1951 году Ростропович стал лауреатом Сталинской премии в 1965 - Ленинской премии в 1966 году был удостоен звания Народного артиста СССР.

С 1969 года (по другим данным, с 1970 года) Ростропович подвергался гонениям со стороны властей. Причиной для этого послужили выступления музыканта в защиту опального писателя Александра Солженицына. Виолончелист написал открытое письмо в газету "Правда" в защиту своего друга ("Я знаю произведения Солженицына, люблю их и верю, что он пострадал за право писать правду", - утверждал Ростропович), а позднее он и его супруга приютили Солженицина у себя на даче. После этого Ростроповичу не давали возможности выступать с большими оркестрами и не отпускали в заграничные гастроли, а в 1974 году Ростропович и Вишневская были высланы из СССР за диссидентскую деятельность. В 1978 году они были лишены советского гражданства. Уже после своего возвращения в Россию маэстро в одном из интервью сказал: "Лучшее, что я сделал в жизни - это, наверное, даже не музыка, а письмо в "Правду" - с этого момента моя совесть была чиста".

После отъезда из СССР Ростропович и Вишневская жили в США (по другим данным - во Франции). В 1977-1994 годах музыкант возглавлял Вашингтонский национальный симфонический оркестр. Кроме этого, он в эти годы неоднократно выступал по приглашению известнейших оркестров Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и других стран.

Лучшие дня

СМИ неоднократно писали о Ростроповиче как о правозащитнике и поборнике демократии. В 1974 году за усилия по защите прав человека Ростроповичу была присвоена ежегодная награда Лиги прав человека. Ярким событием стало выступление маэстро в Германии в 1989 году у Берлинской стены, где он сыграл виолончельную сюиту Баха.

В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев своим указом аннулировал постановление президиума Верховного Совета СССР о лишении Ростроповича и Вишневской гражданства и восстановил снятые с них почетные звания. Впоследствии многие страны предлагали Ростроповичу принять их гражданство, но он отказывался и до конца жизни оставался "гражданином мира". Во время путча ГКЧП в августе 1991 года Ростропович специально прилетел в Москву из Парижа и присоединился к защитникам российского Белого дома.

В последующие годы Ростропович продолжил активную деятельность как исполнитель и дирижер. В Сан-Франциско он дирижировал "Пиковой дамой" Чайковского, в Монте-Карло - "Царской невестой" Римского-Корсакова, выступил участником ряда мировых оперных премьер – "Жизнь с идиотом" (1992, Амстердам), "Джезуальдо" (1995, Вена) Шнитке, "Лолита" Щедрина (в Стокгольмской опере), постановок "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и других городах мира. В России Ростропович в Большом театре дирижировал "Хованщиной" Мусоргского в редакции Шостаковича (1996), в Париже с оркестром Французского радио записал оперы "Война и мир", "Евгений Онегин" (Чайковский), "Борис Годунов" (Мусоргский), "Леди Макбет Мценского уезда". В 2003 году он стал первым русским музыкантом и седьмым в мире, кому была вручена премия Grammy "за экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях" а в 2004 году Ростропович получил Grammy в категории "Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра". Критики отмечали безупречное техническое мастерство музыканта, присущую его исполнительской натуре красоту звука, артистизм, стилистическую культуру, драматургическую выверенность, заражающую эмоциональность и вдохновенность. Сам же Ростропович говорил: "Все, что я играю, я люблю до обморока".

Ростропович, кроме концертной, занимался также и преподавательской деятельностью, открывал музыкальные школы, вел мастер-классы. В 2004 году Ростропович возглавил Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Он неоднократно не только принимал участие в разного рода музыкальных фестивалях, но и выступал организатором собственных. Ростропович являлся президентом носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, а также основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии и стипендиальный фонд для талантливых детей в России. Кроме того, широкую известность получила благотворительная деятельность музыканта: он был президентом "Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича", оказывавшего помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации (так, в частности, в 2000 году фонд начал осуществлять в России программу по детской вакцинопрофилактике против вирусного гепатита В которая стала крупнейшей программой в этой области со времени распада СССР) и других стран.

В 2006 году СМИ писали об ухудшении состояния музыканта. По некоторым данным, летом этого года Ростропович перенес сложную девятичасовую операцию в Женеве. Сообщалось, что после поездки в Воронеж в декабре 2006 года он был госпитализирован в московский онкоцентр и был выписан оттуда только в начале марта следующего года. В апреле он вновь попал в больницу. 27 апреля 2007 года пресс-служба Ростроповича сообщила о его кончине.

Имя Ростроповича было включено в число "Сорока бессмертных" – почетных членов Академии искусств Франции. Ростропович являлся членом Академии наук и искусств (США), Академии "Санта Чечилия" (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладателем Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Ростропович был удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах и стал почетным гражданином многих городов мира. Ростропович являлся командором орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетным рыцарем-командором Светлейшего ордена Британской империи. Он был награжден государственными наградами 29 стран в том числе высшими: Президентской медалью Свободы (США), Орденом Почетного Легиона (Франция), орденом Рыцаря Британской Империи, орденом "Полярная звезда" (Швеция). Среди других его зарубежных наград - золотая медаль Королевского филармонического общества Лондона (1970), японский Орден Восходящего Солнца (2003), орден Великого князя Литовского Гедиминаса II степени (1995) и ряд других. Ростропович также был награжден и отечественными государственными наградами: медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Защитнику свободной России" (1993). В марте 2007 года, накануне своего юбилея, Ростропович был награжден российским орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Отмечая уникальность личности и деятельности Ростроповича, СМИ писали: "Своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг "кровообращения" культуры и связей между людьми".

Ростропович был женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской. Брак был заключен в 1959 году (по словам самого Ростроповича, он женился на Галине в 1955 году - спустя четыре дня после знакомства). У Ростроповича остались две дочери - старшая Ольга и младшая Елена, и шесть внуков - Олег, Мстислав, Иван, Сергей, Анастасия и Александра.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ростроповича Мстислава Леопольдовича

Известный музыкант, дерижёр и гениальный виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович был рожден в Баку в марте, 27 числа 1927 года в семье музыкантов. Леопольд Витольдович Ростропович, его отец, известный виолончелист, заслуженный артист РСФСР, был профессором Саратовской и Бакинской консерватории. Семья переехала в Баку из города Оренбурга. Их пригласил знаменитый азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Дед Ростроповича, Витольд Ганнибаллович, происходил из дворянской польской семьи, он был пианист, композитор и составитель сборников педагогических музыкальных пьес для фортепьяно. В 1880 году прадед Ростроповича был признан вместе с детьми в Российской Империи в правах древнего дворянства. Прапрадед Мстислава Ростроповича, Иосиф Ростроповичюс, приехал в Варшаву из Вильно. Мать Ростроповича Мстислава была пианисткой и жила в Оренбурге, её родители были известными в Оренбурге музыкантами.

Мстислав Ростропович начал рано заниматься музыкой - уже с четырёх лет. В годах 1932-1937 Растропович учился в Москве, в Музтехникуме имени Маяковского. Уже в 14 лет Ростропович начал преподавать в музыкальном училище города Чкалова (ныне город Оренбург), куда семья была эвакуирована во время войны в 1941 году. Одновременно он брал уроки мастерства у композитора М.И.Чулаки и дирижёра Б.И.Хайкина в Чкалове. В 16 лет Растропович поступил в Московскую консерваторию, где он изучал виолончель в классе Семёна Козолупова и учился композиции у Сергея Прокофьева. В 1945 году Ростропович получил всесоюзную известность как виолончелист. Он завоевал золотую медаль III всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. После этого события Слава Ростропович был сразу переведён со второго курса консерватории на пятый. По его словам, на его личность оказали влияние три композитора: Шостакович, Прокофьев и Бриттен. Всесоюзное признание пришло к Мстиславу Леопольдовичу в 1950 году после того, как он победил в Праге на конкурсе имени Гануша Вигана. Ростропович стал преподавателем Московской консерватории, где работал в течение 26 лет. В Ленинградской консерватории Ростропович преподавал 7 лет. С 1959 по 1974 годы Ростропович работал профессором Московской консерватории. Звание почётного профессора Московской консерватории он получил в 1993 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Исполнительная деятельность Ростроповича в 60 годах не имела аналогов в музыкальном мире. В 1964 году ему присвоена Ленинская премия. В сезон он давал 130-200 концертов в Советском Союзе и за рубежом.

В 1969 году Ростропович и его семья разрешили Александру Исаевичу Солженицыну поселиться у них на даче в Подмосковье и написали открытое письмо Генсеку КПСС в его защиту. Последовали меры ограничения концертной деятельности для Ростроповича, были отменены туры за границу, многие концерты. Ростропович и его жена , знаменитая оперная певица, оказались в опале и им были выданы визы для выезда из СССР в 1974 году. Ростропович и выехали за границу, где стали заниматься концертной деятельностью с большим успехом. От Президиума Верховного Совета СССР последовала мера лишения гражданства в 1978 году за действия, якобы наносящие ущерб престижу Советского Союза.

В 1977-1994 годах Ростропович - в Вашингтоне, он главный дирижёр Национального симфонического оркестра, его приглашают лучшие оркестры мира. Он регулярно выступает в Берлинской филармонии. Он регулярный гость Бостонского симфонического оркестра, Лондонской филармонии, Лондонского симфонического оркестра. Ростропович - организатор собственных фестивалей. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов во Франкфурте. Ростропович ведёт мастер-классы и открывает музыкальные школы. Под его покровительством проводится в 1998 году международный конкурс по композиции. С 2004 года он возглавляет в Испании (в Валенсии) Высшую школу музыкального мастерства. С 1998 года под его покровительством начал проводиться Международный конкурс по композиции, который был задуман для более близкого взаимодействия любителей классической и современной музыки. Ростропович сыграл тысячи концертов, в том числе в королевских резиденциях. Последними записями были запись концерта Шнитке для виолончели с оркестром и уникальнейший документальный фильм о поездке музыканта в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром Соединённых Штатов. Семья Ростроповичей известна своей благотворительной деятельностью. Ростропович был президентом благотворительного конкурса имени Вишневской-Ростроповича и одним из попечителей школы им. Горчакова.

Летом 2006 года Мстислав Ростропович тяжело заболел. Он умер в апреле, 27 числа 2007 года в клинике в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Paraphrasing tool is an article rewriter tool used to create what appears to be new content from what already exists. Paraphrasing tool works by replacing specific words, phrases, sentences, or even entire paragraphs with any number of alternate versions to provide a slightly different variation with each paraphrasing. Paraphrasing tool can spin as many times as needed. However, paraphrasing tools are more sophisticated now a days, and can now result in perfectly readable articles which appear original.

Paraphrasing tool or article rewriter can change the meaning of a sentence through the use of words with similar but subtly different meaning to the original. For example, the word “picture ” could be replaced by the word “image ” or “photo “. 1000+ of word-for-word combinations are saved in either a text file or database thesaurus to draw from. This ensures that a large percentage of words are different from the original article.

This free or best article rewriter tool is used to paraphrase or rewrite full length articles or find new ways to write simple phrases, sentences or single words. Whether your aim is to remix articles for a blog posts, research papers assignments, final year research projects , email, will do the job.

How to use this paraphrasing tool

  1. How to Input Text

    Type or copy and paste in the text(content to rewrite) box you wish to rewrite. If you have already looked over your article and you are satisfied with the spelling and grammar, then enter the correct (Recaptcha) answer and then click the ‘Submit’ button. Your re-written work will appear below.

  2. How to Spin

    To make the work even easier for you, simply hit ‘Enter’ after you have entered the correct (Recaptcha) answer, assuming that the text you want to paraphrase is already entered in the first box.

  3. Text Limit

    If you already have a chunk of text (for example an essay, article or a single sentence) and you need to paraphrase this text, then this spinbot Paraphrasing-Tool will be of help.

  4. Registration

    No need to register/log-in or give any personal information to use this spinbot paraphrasing tool.

How this Article Rewriter Works


This image shows how this paraphrasing tool work

Plagiarism

Writing is an essential element of every student and content writer. A Good and plagiarism free content that is unique provides useful information that readers want. Writing your own unique content can take time. To hire a writer for original content can be expensive and for many students or writers, it is not possible on their budgets. As an alternative to completely unique content, older articles can be rewritten so that they become completely a unique article. The fastest and efficient way to rewrite older articles is by using online or a paraphrasing software to do the job.

Avoid overuse of work from previous authors

In your original work, you can quite a limited amount from a previously written work because if you quote too much, you can get in trouble for copyright infringement. Although, there is no stated amount for the number of words to use before you stop being safe, try to use your initiative and know when you’re doing too much. Paraphrases are supposed to be just a small portion of the original work, if it becomes too much, it can be pointed out that the new work was gotten from the original one and that can make your work be seen as weak. For your paper to be relevant, it has to be able to have its own identity; i.e. stand on its own. Any paraphrased part of it should only be there to support and elucidate the research paper.

М стислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели - в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына , а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать - пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец - ни у кого другого брать уроки он не хотел.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы - мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского . Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

Пианист Святослав Рихтер и виолончелист Мстислав Ростропович. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Народные артисты СССР Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. 1968 год. Фотография: Михаил Озерский

Виолончелист Мстислав Ростропович и дирижер Тояма Юдзо. Россия, Москва. Фотография: Владимир Акимов

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями» .

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета - композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях . Музыкант проработал здесь 26 лет - многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них - Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру - так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Фотография: Stanley Wolfson

Виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Оперная певица Галина Вишневская и ее муж, всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. Россия, Москва. Фотография: Шоломович

К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях - Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

Мстислав Ростропович

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову , уничтожали Осю Бродского , с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали...» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление» .

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра , лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.Народный артист СССР Мстислав Ростропович (на дирижерском месте) репетирует с оркестром ГАБТ СССР оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Россия, Москва. Фотография: Леон Дубильт

Виолончелист Мстислав Ростропович и английский композитор Бенджамин Бриттен после концерта в Большом зале Московской консерватории. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича , Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Всемирно известный виолончелист, дирижер Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку (Азербайджан), где его отец, виолончелист Леопольд Ростропович (1892-1942), тогда профессор Азербайджанской консерватории, выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. Мать, Софья Федотова, была пианисткой. Предки Ростроповича по отцу принадлежали к польским дворянам .

В четыре года Мстислав Ростропович сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда с родителями в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы имени Гнесиных. В 13-летнем возрасте Мстислав Ростропович исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели Камиля Сен-Санса в городе Славянске.

В 16 лет он поступил в Московскую государственную консерваторию, которую окончил в 1946 году .

Учился по классам виолончели у Семена Козолупова и композиции у Виссариона Шебалина. Под руководством композитора Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки.

В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947, 1950) и в Будапеште (1949), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Мстислава Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года — по странам Европы, а затем и по всему миру.

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. В 1968 году в Большом театре под управлением Ростроповича прошла премьера оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, в 1970 году в Большом театре под его руководством прошла опера "Война и мир" Сергея Прокофьева.

С 1947 года Мстислав Ростропович вел преподавательскую деятельность сначала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а затем в 1948-1974 годах — в Московской государственной консерватории. С 1960 года — профессор, с 1961 года возглавлял кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории, где в 1961-1966 годах был заведующим кафедрой виолончели.

В 1969 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская приютили у себя на даче писателя Александра Солженицына, чем спровоцировали гонения со стороны советских властей. В 1974 году семья была вынуждена временно уехать за границу. В 1978 году супругов , которое им вернули спустя двенадцать лет — в январе 1990 года.

В 1977-1994 годах Мстислав Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне. В 1990 году он предпринял с оркестром турне по России.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как "Польский реквием" Кшиштофа Пендерецкого, "Новелетты" Витольда Лютославского и 6-я симфония Альфреда Шнитке, посвященные Ростроповичу, "Timbres, Espace, Mouvement" Анри Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам — Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

На дирижерском счету Ростроповича мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также девяти опер, в числе которых "Эра Водолея" Софьи Губайдулиной (Генуя, 1991), "Жизнь с идиотом" (Амстердам, 1992) и "Джезуальдо" (Вена, 1995) Альфреда Шнитке, "Лолита" Родиона Щедрина (Стокгольм,1994) и "Видения Иоанна Грозного" Сергея Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, Нидерландский королевский симфонический оркестр, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Он был организатором фестивалей, посвященных Сергею Прокофьеву (1991), Бенджамину Бриттену (1993) и Альфреду Шнитке (1994), принимал участие в работе и организации конкурса имени Чайковского в Москве; с 1987 года по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция).

В августе 1991 года Ростропович приехал в Москву на защиту Белого дома. В 1993 году он был награжден медалью "Защитнику свободной России ".

В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне "Благотворительный фонд помощи детям России".

С 2002 года входил в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Ростропович был членом шести академий, являлся почетным доктором 50 университетов (среди них — Гарвард, Принстон, Кембридж, Йель, Оксфорд, Сорбонна, Болонья).

Был обладателем свыше 130 высших наград и премий из более чем 30 стран мира. В их числе: высшая награда США — Президентская медаль Свободы, Орден Почетного Легиона (Франция), орден "Рыцарь Британской Империи" (Великобритания), высшая награда Швеции "Полярная звезда", императорская премия Японии, премия принца Астурийского, международная премия Карла IV и др.

Был удостоен титула "Сэр Королевства Великобритании".

На родине Мстислав Ростропович был отмечен многими государственными и профессиональными наградами. В 1964 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Ленинской премии (1965), Государственной премии РСФСР (1991) и Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995 года. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" (1997) и степеней (2007).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников