Музыкальные инструменты народов Кавказа. Домбра

История казахских музыкальных инструментов.

«Я домбры длинношеей коснулся – и вот
Две струны зазвенели, домбра поет.
Веселитесь, играйте, друзья молодые, -
Незаметен, но быстр наших дней полет!»

Ибрай Сандыбаев. Песня «Балкурай».

Посещение культурных мероприятий в Казахстане.

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на 2–х струнах сыграет как целый оркестр.
История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен.
Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так, с помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры. Различаются два вида домбр – западная и восточная. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу.
Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбры.
На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть не только двухструнной, но и трехструнной.
В прошлом трехструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана, в настоящее же время они сохранились только в Семипалатинской области. Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука. Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм - 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250 - 300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки.
Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили. Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1 - 1.2 мм. Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры.
Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок.
Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок.
Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.
Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания. Легенда о домбре рассказывает, что она была изобретена, чтобы рассказать хану о гибели его единственного сына. Хан не желал слышать о смерти сына и велел залить глотку свинцом каждому, кто осмелится сообщить ему об этом.
Не промолвивший ни слова музыкант игрой на домбре смог донести до хана печальную весть. Горячий свинец прожег дерево, и в домбре образовалось отверстие. Спустя много веков в 1925 году казахский певец Амре Кашаубаев покорил взыскательную публику на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже своим пением и виртуозной игрой на домбре.
Тогда же его голос был записан Парижским музеем голоса. Известный композитор и музыковед Ахмет Жубанов в 1933 году создал домбровый ансамбль при Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме. С 1938 года впервые в истории казахской музыки, оркестр стал исполнять произведения по нотам, в его состав были введены реконструированные кобызы, домбры. В 1944 году оркестру было присвоено имя народного певца Курмангазы.

Кюй Домбра.

«Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
Да сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез,
Чтоб тучи все сошли с небес,
Чтоб все заслушалось тебя, -
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков - домбра.
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души -
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
Эй, трудовых людей певец,
Властитель струн, знаток сердец,
Меня весельем взбудоражь.
Я кюй навек запомню твой
О жизни новой, молодой.
Ты, мудрый летописец наш.
Играй еще сильней, домбра!»




Домбра (каз. домбыра) - это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.
Домбыра в казахской культуре

Домбра (каз. домбыра) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбыра есть не только у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент Думра, в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре - Комуз, в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра, в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в турецкой культуре - Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).
Этимология слова домбыра

Этимология слова Домбыра до конца не изучена. В татарском языке Думбра это балалайка, а Домбура - гитара, на калмыцком - Домбр означает то же, что и домбыра, на турецом языке Тамбура - это гитара, на монгольском языке Домбура - это опять таки домбыра. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.
История инструмента

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбыру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбыра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем присутствие этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толындары (ertis tolqyndary-Волны Иртыша), Мды ыз (mundy kyz-печальная девушка), Тепен кк (tepen kok-рысь),Аса аз (aqsaq qaz-хромой гусь), Бозіген (bozingen-светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja-одногорбый верблюд), ланны тарпуы (qulannyn tarpu’y-топот кулана), Ккейкесті (kokeikesti-глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

Этот инструмент тем не менее является достоянием всех тюркских народов мира.
Домбыра - инструмент кюя
Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек-воин добытчик.
Строение домбыры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.

Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Легенды о происхождении домбыры

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад.

О домбре и её происхождении существуют легенды:
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Вот вы узнали все о домбре... Советую вам научиться играть на домбре, так как возможности домбры обширны..

Заявка

на участие в X районном конкурсе

детских этнографических работ

«Мастеровые»

1. Фамилия, имя, отчество участника: Байниязов Ерлан Серикбаевич

2. Фамилия, имя, отчество педагогов: , классный руководитель . , учитель физики

4. Населённый пункт: п. Кассельский

5. Директор организации представляющего участника конкурса:

6. Название статьи: Домбра – казахский национальный инструмент

7. Контактный e-mail: kassel - school @ mail . ru

8. Почтовый адрес: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Кассельский,

9. Контактный телефон участника конкурса и педагога:

МОУ Кассельская СОШ

X районный детский

этнографический конкурс

Мастеровые

Тематическое направление исследовательской работы

Предметный мир традиционной культуры народов Южного Урала: история старинного предмета

Название исследовательской работы

ДОМБРА – КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Работу выполнил : Байниязов Ерлан, 10 кл.

Руководители : , кл. рук. , уч. физики

п. Кассельский

Домбра в казахской культуре

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра.

Домбра (каз. домбыра ) казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.


В 2010 году домбра была занесена в Книгу рекордов Гинесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахскую музыкальную пьесу «Кенес».

Техника игры на домбре схожа с методами игры на других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по грифу (рукоятке), а при помощи пальцев правой руки, ударяющих по обеим струнам, извлекается звук. Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау с мирно пасущимися стадами. Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляется вслед за табуном лошадей, скачущих по пастбищу. В степных напевах домбры можно уловить шелест травы и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни пьесы за другими. Всего за 2-4 минуты (время звучания одной пьесы) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплоё, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Устройство домбры

Являясь родственницей балалайки , домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф, на шейке которого крепятся металлические лады. Зажимая струны между ладами, можно получить более мелодичный звук.

Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом»-звук, а «бра»-настраивание струн. Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород – клёна, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и в особенности деки с пружиной, служащей усилителем звука. Требует точности и выдержки. Погрешность даже в 1 мм приводит к хрипам и дребезжанию во время игры.

Раньше на корпус домбры натягивали натуральные струны – из бараньих кишок, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Так как низкий настрой неудобен для исполнения оркестровых классических произведений, струны на домбре стали изготавливать из полимеров.

История инструмента

В 1989 году в Казахстане, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

В 21 веке, в эпоху электронной музыки домбра по–прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и электрической гитары, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.


В последние годы в Казахстане предпринималось немало попыток создания электродомбры. Но лишь в 2012 году был создан инструмент, который получил международный патент. Автор инструмента – мастер Адиль Сабит, который создаёт и реставрирует гитары, домбры. Он вошёл в почётную гильдию мастеров Лондона по производству гитар.

Пока это единственный инструмент, первая запатентованная электродомбра. До этого предпринимались попытки создать электродомбру. При этом чаще всего на инструменте меняли струны на металлические и устанавливали обычный звукосниматель. Адиль Сабит пошёл другим путём. Ему удалось сохранить природу традиционной домбры – на ней нейлоновые струны. Но внутри инструмента он установил датчики особой конструкции, которые являются его изобретением. Благодаря этому появилась возможность подключить к нему дополнительные устройства: музыкальные процессоры, преобразователи звуков и другие приспособления.

Строение домбры

Алчность" href="/text/category/alchnostmz/" rel="bookmark">алчности . Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Образовалось отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры

У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Литература

1. Курган Иссык.- Москва, 1978.

2. , Особенности казахской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№1(6), с52-54.

3. Музыкальные инструменты Средней Азии. - Москва, 1980.

4. Творчество скрипичного мастера.- Ленинград, 1988.

5. , Очаковская словарь юного музыканта. – Москва «Педагогика». 1985.



План:

    Введение
  • 1 Домбыра в казахской культуре
  • 2 Этимология слова домбыра
  • 3 История инструмента
  • 4 Домбыра - инструмент кюя
  • 5 Строение домбыры
  • 6 Легенды о происхождении домбыры
  • Литература
    Примечания

Введение

Не следует путать с Домрой.

Домбра (каз. домбыра ) - это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.


1. Домбыра в казахской культуре

Домбра (каз. домбыра ) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбыра есть не только у казахов. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской культуре есть схожий по форме инструмент Думра, в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре - Комуз, в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра, в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в турецкой культуре - Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).


2. Этимология слова домбыра

Этимология слова Домбыра до конца не изучена. В татарском языке Думбра это балалайка, а Домбура - гитара, на калмыцком - Домбр означает то же, что и домбыра, на турецом языке Тамбура - это гитара, на монгольском языке Домбура - это опять таки домбыра. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.

3. История инструмента

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбыру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбыра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем присутствие этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary-Волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz-печальная девушка), Тепен көк (tepen kok-рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz-хромой гусь), Бозіңген (bozingen-светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja-одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y-топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti-глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

Этот инструмент тем не менее является достоянием всех тюркских народов мира.


4. Домбыра - инструмент кюя

Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек-воин добытчик.


5. Строение домбыры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.

Пружина -это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.


6. Легенды о происхождении домбыры

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад .

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Алматы, Национальная Библиотека Республики Казахстан...

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. - Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура:исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. - Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
    , Хордофоны , Казахские музыкальные инструменты .
    Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .
4974 0

Домбра - своеобразная и звонкая история кочевых племен. Ее струны хранят музыкальную мудрость столетий

О, домбра, почему твоя песня грустна?

Грудь твоя забытых преданий полна.

Лишь рукою коснусь я упругих струн,

Зазвучит вековая боль, старина.

Касым Аманжолов

Народные музыкальные инструменты являются замечательным источником изучения культуры казахов. Самым любимым инструментом народа была домбра. История домбровой музыки тесно переплелась с историей кочевников. Домбровые кюи обобщали их жизненный опыт, несли знание о природе, человеке, переходили от одного поколения к другому.

Более чем четырехтысячелетняя история домбры говорит нам о том, что она является одним из первых щипковых музыкальных инструментов - предшественником современных музыкальных инструментов подобного вида.

Сакские племена

На территории Казахстана в VII-IV вв. до н. э. жили cакские племена, оставившие после себя богатое духовное наследие, особенно в области прикладного искусства, устного и музыкального творчества. Многие казахские музыкальные инструменты восходят к сакам. Во времена саков особо были распространены сыбызгы и домбра. Из древних домбровых кюев, которые дошли до наших времен и до сих пор популярны в народе, можно назвать «Шаңырау», «Аққу» и другие. Нынешние казахские колыбельные песни, их мелодика и ритмика берут свое начало с тех времен. Как доказано научными исследователями, казахский смычковый инструмент - кобыз тоже использовали саки.

Гунны

В III-II вв. до н. э. гунны создали одно из могущественных государств в мире. Они были не только отличными воинами, но среди них были и талантливые поэты, музыканты, жирши и кюйши, которые играли на сыбызгы, домбре, кобызе. До наших дней дошли кюи гуннов: «Кеңес», «Сары өзен», «Шұбар ат». Кстати, кюй «Сары өзен» великого кюйши, сыбызгышы - Саймака, творившего во II-I вв. до н.э., казахи исполняют до сих пор. В переводе «Сары өзен» - это «желтая река» или по-китайски - «Хуанхе». Гунны воевали с китайцами за землю у этой реки. Эти музыкальные произведения и музыкальные инструменты являются ярким свидетельством того, что казахи являются потомками гуннов.

Кимакский каганат

В IX-VI вв. до н. э. на берегах Иртыша жили племена кимаков. По историческим сведениям, в кимакской народности было двенадцать племен, среди которых жили кыпчаки, представители казахов. У них была развита письменность и своя религия «Манихей». Выходцем из кимаков является известный ученый Жанах ибн каган аль-Кимаки. В XI веке кимакский каганат распался. Однако у казахов до сих пор сохранилось племя кыпчаков (Центральный и Северный Казахстан).

Домбра была музыкальным инструментом и у кимаков. До нас дошли их любимые мелодии-кюи: «Ертіс толқындары» (Волны Иртыша), «Мұнлы қыз» (Печаль девушки), «Тепен көк» (Рысь), «Ақсақ қаз» (Хромой гусь), «Бозінген» (Светлая верблюдица), «Желмая» (Одногорбый верблюд), «Құланның тарпуы» (Топот Кулана), «Көкейкесті» (Переживание) и др.

Стоит отметить, что музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни: магические обряды шаманов, повседневный быт, военную практику, игры детей и молодежи, любительское музицирование, деятельность профессиональных музыкантов. Домбра получила широкое распространение по всей Евразии благодаря совершенству своей конструкции.

В силу повсеместной распространенности домбра имеет много региональных разновидностей. У домбры Западного Казахстана длинный гриф, двухоктавный диапазон соотносимый со сложной формой западноказахстанских кюев. Приемы игры на ней отражают динамичный стиль кюев этого региона. Домбра Восточного Казахстана имеет короткий гриф, ее диапазон 1,5 октавы, что связано с песенным стилем кюев Восточного Казахстана. Здесь же встречается и трехструнная домбра.

Техника игры и звукообразования на домбре исключительно многообразна,что позволяет музыкантам воплощать на ней любые комбинации. Кюи для домбры - вершина музыкального развития казахской музыки. Творческими усилиями многих поколений домбристов-кюйши, в том числе гениев, чья музыка пережила их на века, созданы тысячи кюев, которые отражают в наибольшей полноте духовный мир казахов.

Известный казахский композитор Ахмет Жубанов предполагал, что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дүнбаһ» и «бурра», что означает «хвост ягненка». И действительно, корпус домбры имеет конусообразную форму и заканчивается подобно хвосту ягненка. А исследователь казахской музыки Александр Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал «третий голос».

Домбра обязательный инструмент традиционных профессиональных певцов - исполнителей эпических песен - жырау, мастеров песенно-поэтических состязаний - акынов, исполнителей лирических песен - салов и сере, самый распространенный инструмент бытового любительского музицирования.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)