Основы китайской живописи у-син. О философии живописи у-син Китайская техника рисования 5 элементов рисовать гвоздику


Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению китайской живописи и живописи У-Син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.

У-Син - это система 5-ти первоэлементов - дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано всё мировоззрение древнего Китая. В живописи каждому из них соответствуют 5 определённых мазков, с помощью которых художник У-Син пишет свои картины.


Мандала Инь и Ян, состоящая из белой и чёрной капель, описывает закономерности окружающей реальности. Именно эта мандала является ключом к пониманию у-син. Ян, белое, – это небесное начало, Инь, чёрное – начало земное. Ян энергию даёт, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо даёт дождь, свет, тепло, а Земля всё это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные. В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не его форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами.


Андрей Щербаков – основатель школы китайской живописи и живописи У-Син , художник, преподаватель – рассказывает в этом видео об основах живописи У-Син.

За что же так любят живопись У-Син ? Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она даёт возможность каждому человеку научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись У-Син дарит тот заряд творчества, которого так не хватает в нашей жизни. Человек, начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от осознания своих внутренних возможностей.


Живопись У-Син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Представьте, как человек наделяет объект, который он рисует, определенным качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге, прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает ее сбалансированной и гармоничной. Человек приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем, что делает.


Важно отметить, что на принципе у-син базируются Китайский традиционный календарь, система Фен-Шуй, китайская астрология, телесные практики Чжун Юань Цигун и Даосская Йога, внутренний стиль ушу «Синъицюань».

Продолжим наше знакомство с мировой культурой поступательно. Мы уже изучили древнейшие Египет, Месопотамию, Индию. Теперь познакомимся с не менее интересной цивилизацией Китая.

Выяснили, что Китаю не меньше семи тысяч лет, и что там очень строгие законы. Пришли к мнению, что Великая Китайская стена похожа на хребет спящего дракона. Порассуждали, зачем императору Цинь Шихуану понадобилась целая терракотовая армия (видимо, чтобы и в загробном мире быть таким же всесильным).



На переменке позанимались археологическими раскопками. Нам попались несколько китайских артефактов: денежки, драгоценные камни и колокольчик. А сколько ещё находок таит в себе песок…



Но больше всего нас, конечно, интересует изобразительное искусство. Ведь китайская живопись очень сильно повлияла на мировую культуру. И азиатский изобразительный подход кардинально отличается от европейского. Во-первых, в Китае не пользовались приёмами воздушной перспективы, передачей объёма, пространства. Во-вторых, там не использовали масляные краски. Там предпочитали чёрную тушь! Этим мы и займёмся.



Чтобы лучше понять философию искусства Поднебесной, мы решили попрактиковаться в традиционной китайской живописи у-син. Для этого нам потребуется только чёрная тушь, мягкие небольшие кисти и простая писчая бумага (кстати, спасибо китайцем за её изобретение).


Кроме того, нам пришлось заново учиться держать кисть. Китайцы делают её немного непривычно: нужно представить, что у вас в ладошке яблоко, а подушечками пальцев обхватить кисть. В общем, к концу занятия все привыкли.

В этой непростой (хотя на первый взгляд кажется иначе) живописи художники следуют не глазу, а сердцу и уму. То есть они стремятся передать суть предмета, а не только его форму. Для этого был разработан философский подход к рисованию. В у-син он сводится к тому (мы берём облегчённый вариант, разумеется), что каждое прикосновение кисти к бумаге отражает пять элементов мироздания. Это дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый элемент можно назвать мужским (янь) или женским (инь), а также ему присущи остальные качества.

Элемент ДЕРЕВО



Это мужской элемент, поэтому рисовать его нужно решительно, даже гневно. Рука движется от плеча, снизу вверх и на выдохе. Под деревом тут подразумевается бамбук, столь ценный в Китае. И он действительно выглядит очень мужественно, без жеманства. Рисуется бамбук по числу сочленений: проводим первый резкий штрих, поднимаем кисть, затем ставим в место отрыва, продолжаем вторую фалангу ствола и так далее вверх, немного изгибая его. Затем уже пририсовываем более мелкие веточки, растущие из сочленений дерева. А потом и листочки, которые рисуются элементом огонь…



Элемент ОГОНЬ


Огонь — это язычки пламени, которые живут долю секунды, поэтому огнём изображают всё мимолётное. Например, колыхающиеся листочки на деревьях или ускользающих рыбок. Это тоже мужской элемент, поэтому рисовать его нужно резко. Кисточка у нас на лету касается листа, при этом двигается только кисть руки. Это элемент должен начинаться и завершаться тонко, расширяясь к середине:




Элемент ЗЕМЛЯ



Это срединный элемент, он находится в центре монады Инь-Янь, поэтому не относится ни к одной из сторон круга. Земля — это точки. Но не простые. Они наносятся так: кисть (как всегда, строго вертикально) вначале дотрагивается до бумаги кончиком, а затем уже полностью так, чтобы точка получилась в форме капельки. Из этого элемента очень удобно конструировать различные изображения:


Элемент МЕТАЛЛ


Это уже женский элемент, поэтому ему присущие такие качества, как плавность, покорность, текучесть. Металлом принято рисовать изящные травинки. Можно вести линию металла, утолщая её к центру, а можно — наоборот, перегнуть травинку.



Металл нужно рисовать, двигая локтем как циркулем. При это спокойно дышать, быть расслабленным. Металл успокаивает, его невозможно нарисовать в не умиротворённом состоянии.


Он довольно трудно дался нашим мальчишкам, зато дерево у них получалось очень качественно. А у девчонок всё наоборот, что логично (:



Элемент ВОДА


Наверное, европейским художникам никогда не приходило в голову, что кистью можно рисовать ещё и так. А китайцы практикуют это тысячелетиями! Вода — соответственно, иньская стихия. Рисуется она так: кисточку кладём на лист плашмя и начинаем прокручивать, оставляя оттиски волосками. Получаются водяные течения, вихри, водовороты:


Исторически сложилось, что водой обычно рисуют ветви старых вишен, пушистые цветы, скажем, пионы. Мы тоже попробовали и нам понравилось, это довольно лёгкий в исполнении элемент и очень непредсказуемый.



"У-Син" в переводе с китайского языка означает - 5 движений. Это пять жизненных качеств, пять энергий, перемен всего неживого и живого. Данная техника построена на основе китайской традиционной живописи. Живопись "У-син" ,является не только техникой рисования "одним движением", но так же хорошей практикой для самосовершенствования человека, познающего это искусство. В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков, дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы.

Давно известно, что психологические проблемы человека и скованность, напрямую связаны с ограниченностью движений. Движение - это энергия, работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека, что позволяет снять напряжение в теле, преодолеть скованность и в последствии изменить жизнь к лучшему.

Согласно теории У-син существует 5 энергий - дерево, огонь, земля, металл, вода - каждому из них соответствует определенное движение, каждое из которых использует художник У-син, рисуя свои картины. В У-син рисовании во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание уделяется расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки энергии. Кисть держат специальным образом. Рука расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Существует два способа как держать кисть: 1) Художественный (все пальцы касаются кисти), 2) Калиграфический (указательный и средний давят на кисть, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой стороны, большой палец фиксирует кисть). В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

Интерпретируя рисунок по у-син, следуют внутренним ощущениям, избегая объяснений сознания. Важно помнить, что у-син это пятимерная целостность и каждый объект имеет пять параметров. Самые важные понятия при интерпретации У-син рисунка - это форма изображаемого объекта, форма мазка и тип движения.

Художник школы у-син первостепенно улавливает при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, явления. Далее стоит задача связать форму мазка и форму объекта. На данном этапе художника ожидает масса открытий, связанных с тем что в природе существует определённая связь между формой и энергией объекта с энергией самого художника.

Исследуя движения первостепенно стоит обратить внимание, на то, что движения бывают иньские и янские. Инь соответствует нежности, тонкости, мягкости, неторопливости действия. Ян проявляется в стремительности, быстроте, резкости и нажиме. Как известно, 5 элементов у-син появляются благодаря взаимодействию инь и ян. В движениях живописи у-син этот принцип реализован наиболее явно.

Дерево — это начало Ян. «Дерево» в движении проявляет себя через качества прямоты стремительности. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар. Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. Чтобы рост был удачным, он должен быть ритмичным. Непременным атрибутом этого движения является чёткий и бодрый ритм. Работая движением «дерево», художник будто забивает гвозди молотком.

Форма мазка, созданная движением «дерево» может быть разной, в большинстве случаев это линия, которая имеет точку в начале и точку на конце, очень похожа на базовые линии китайской каллиграфии — горизонталь, вертикаль и различные коленца. Наиболее характерный сюжет, рисуемый таким мазком является бамбук, а так же таким мазком очень хорошо рисовать любые деревья и любых млекопитающих. (Рис. 1)

Рис. 1 Дерево

Рис. 2 Огонь.

Огонь - это апогей ян. Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное, или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки, если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое.

Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепески цветов, - всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе. (Рис.2)

Земля — это структурирующее начало. Движение земли — спокойное и мерное. Земля в движении это искусство варьировать степень нажима, степень давления.

Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти. При помощи этого элемента лучше всего рисовать камни, черепах и различных членистоногих. Так же как нажим — базовая составляющая для любого движения, точка — это базис для любого мазка. Земля это центральная стихия у-син, в которой инь и ян составляющие одинаково выражены.(Рис.3)

Металл в движении противоположен по свойствам дереву. Если дерево являет собой прямоту, резкость, нажим, напор, рывок вперёд, то металл это гибкость, утончение, постепенность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём, подобно игле, кнуту в момент нанесения удара или лезвию длинной сабли. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, различных змей, так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней. (Рис. 4)

Вода в движении «бестелесна», как и движение Огня. Если движение Металла — это иньский антипод дереву, то движение Воды — противоположность движению Огня. Огонь — мимолётен и неуловим. Вода - бесконечно закручена, это самое долгое движение. Движение воды — это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино. (Рис.5)

Рис. 5: Вода

Каждое из 5-и движений живописи у-син соответствует и определённой области тела. Если мы работаем только лишь рукой, то должны понимать, какой именно частью руки мы работаем. Самые сильные движения рождаются в корне руки — в плече, именно там живёт мощное движение «Дерево». «Тягучее» движение Металла рождается из постепенного поднятия локтя. В запястье рождается мимолётность Огня. Тончайшее вращение Воды, требующее максимальной утончённости и чувствительности, оно рождается в пальцах. Движение земли делается всей рукой.

Живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами очень сложно будет выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.

С древнейших времен наибольшей ценностью для мастера, творца, да и для простого ремесленника был его инструмент. Для скрипача — скрипка, для резчика — лобзик, а для художника — кисть. Древняя китайская живопись и каллиграфия отличается разнообразием и особой, восточной утонченностью линий. Именно причудливым сплетением простейших линий и создавались в древности и создаются сейчас шедевры китайской живописи. Одной из главенствующих составляющих для создания картины в китайском стиле, кроме навыков и таланта, является кисть. Также в древние времена в Китае ценнейшими атрибурами живописца, каллиграфа, ученого считалась бумага, тушь и тушечница. Без этих предметов не мог состояться ни один образованный человек тех времен. К выбору этих письменных принадлежностей каждый художник и каллиграф подходил с особым трепетом и вниманием, ведь от них во многом зависел конечный результат работы и творчества. И если во времена древних китайских династий купить кисти было не так просто, то сейчас это не составит вам большого труда — в нашем интернет-магазине всегда можно купить профессиональные кисти, кисти для каллиграфии и кисти для живописи .

Выбор кисти для китайской живописи — занятие важное и ответственное, ведь от грамотности этого выбора зависит то, насколько точно вы сможете воплотить ходожественный замысел. Наш магазин предлагает большой выбор кистей для вашего творчества

Чтобы купить кисти для китайской живописи , необходимо иметь хотя бы небольшие познания о том, какой должна быть правильная кисть. В Древнем Китае изготовление кистей было таким же кропотливым и сложным занятием, как и каллиграфия — кисть создавалась в семьдест этапов, стоила дорого, поэтому купить кисти мог далеко не каждый. Традиционная кисть должна быть очень упруга, с аккуратным острым кончиком. Волоски не должны быть растрепаны, а сама кисть должна быть округлой формы. Специфика изготовления настолько уникальна, что даже в наше время невозможно механизировать этот процесс полностью — для придания изделию завершенного вида пучок вращают во рту языком, чтобы придать округлость и упругость. Правильные китайские кисти выполнены только из натурального ворса. Раньше их делали из шерсти зайца, колонка и козла, придерживаются этих традиций и сейчас. Натуральные кисти хорошо удерживают чернила и впитывают жидкость. Для каждого вида живописи и стиля каллиграфического письма предназначаются определенные кисти, их насчитывается более двухсот; часто они маркируются, чтобы было понятно, для чего именно предназначена та или иная.

Классификация кистей для живописи и каллиграфии не ограничивается стилем творчества. Все кисти различаются также по размеру (маленькие, средние, большие и очень большие), жесткости (жесткие, мягкие, комбинированные) и длине ворса (короткий, средний и длинный). Зная точно, для каких видов работ будут использоваться кисти, у нас можно без труда купить их самых разных видов: например, для изображения цветов, животных и листьев используют мягкие кисти, изготовленные из шерсти козы или овцы, а иногда из меха кролика. Если планируется прорисовка мелких деталей, то лучше купить кисти художественные повышенной жесткости — из волос лошадей, медведей и барсуков. Такие кисти всегда использовались в китайской живописи в стиле гунби. Достоинства обоих этих видов сочетают комбинированные кисти. Конечно, в арсенале художника должны быть разные инструменты. Поэтому умелым живописцам и только обучающимся этому искусству наш магазин предлагает купить набор кистей.

Профессиональные кисти требуют соответствующего ухода — после каждого использования их нужно мыть с мылом, тщательно полоскать и сушить. Причем при сушке кисти необходимо держать в подвешенном состоянии до полного высыхания, и только затем при необходимости надевать колпачок для транспортировки во избежание деформации пучка.