Печаль будет длиться вечно винсент ван гог. "печаль будет длиться вечно"

Бог торговли против Слова Божия

В детстве он был мрачным и замкнутым, почти не общался с ровесниками, предпочитал одиночество. Учился плохо, школу бросил, не получив даже среднего образования. Из всех наук ему легче всего давались языки - английский, французский, немецкий.

«Моё детство было мрачным, холодным, пустым», - вспоминал Ван Гог. Желая, чтобы старший сын нашёл путь в жизни, отец устроил его на работу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы «Гупиль». Владельцем её был дядя Винсента. Что ж, он стал дилером. Вскоре его перевели в лондонский филиал компании. Нельзя сказать, что Ван Гог работал с энтузиазмом, но дела его шли неплохо. Искусство, живопись привлекали его.

Однако он был не создан для коммерции. Вскоре коллеги начали жаловаться на него - рекомендует посетителям не те работы, которые дороже, а те, которые считает более талантливыми. Замечания злят его. Да и в личной жизни он переживает потрясение.

Ван Гог снимал комнату в доме семьи Лойер. Это была богатая семья. Хозяйка дома, вдова священника Урсула Лойер, содержала школу для мальчиков. В доме царила тёплая, уютная атмосфера. И он влюбился в дочь хозяйки, девятнадцатилетнюю Евгению. Да и она флиртует с молодым голландцем. Но когда Винсент решился, наконец, сделать предложение, оказалось, девушка уже помолвлена с другим! Это страшный удар - его первое глубокое разочарование. Ещё недавно полный надежд, Ван Гог растерян. Он ощущает себя одиноким, обманутым. И уезжает из Лондона домой, к родителям.

Когда же возвращается в Лондон, его не узнать: подавленный, потерявший интерес к работе, живёт затворником, всё больше углубляется в изучение Библии. Становится фанатично верующим.

Семья пытается отвлечь его. Благодаря хлопотам дяди Винсента переводят в Париж. Все надеются, что в оживлённом городе Винсент избавится от тоски, но ничего подобного не происходит. Конечно, он посещает выставки в Салоне и Лувре, но во время рождественских распродаж - самое прибыльное время для фирмы - внезапно исчезает, запирается в своей комнате и вновь погружается в Писание.

Возмущённые акционеры увольняют нерадивого дилера. А Ван Гог совсем не расстроен этим. Его обуревает новое желание - нести Слово Божие людям, сострадать униженным и оскорблённым. Он хочет стать священником. Винсент возвращается в Англию, находит работу помощника пастора, произносит свою первую проповедь.

«Юноша не в себе»

На Рождество Винсент приехал домой. Родители тепло встретили сына. Они ещё надеялись, что он одумается и станет респектабельным коммерсантом или… Дядя Винсента помогает племяннику устроиться бухгалтером в книжный магазин в Дордрехте. А он, неблагодарный, трудится спустя рукава. Бухгалтерская работа ему явно не по душе. Людям, знавшим Ван Гога в ту пору, он казался человеком весьма необычным. «Это был странный жилец, - вспоминал хозяин дома, у которого Винсент снимал жильё, - часто не являлся к столу, слонялся по улицам. Обед считал излишеством. Питался очень скудно, несмотря на то что моя жена старалась ему услужить. Ночами бродил со свечой по дому. Другие мои жильцы шептались, что юноша не в себе. Мы всерьёз опасались, как бы он не устроил пожар. Когда возвращался домой из магазина, сразу усаживался за Библию. Всё делал выписки или что-то рисовал. Смотреть на него было жалко. Скромный до стеснительности, рот кривой, волосы рыжие, колтуном. Но вот когда брался за наброски, преображался. Даже красивым становился, можно сказать».

И вот в очередной приезд домой он объявляет родителям, что окончательно решил стать пастором. Семья смиряется и решает послать его в Амстердам к родственнику, адмиралу Йоганнесу Ван Гогу, ведь у того были знакомые среди учителей-богословов. Винсент горит желанием поступать на теологический факультет Амстердамского университета, но для этого ему надо сдать государственный экзамен, и в первую очередь латынь.

Дядюшка Йоганнес сводит его с Маурицем Мендесом Да Костой, известным учёным, преподавателем университета, и просит помочь молодому родственнику. «Наша первая встреча запомнилась мне, - вспоминал позднее Да Коста. - Молодой человек был угрюмый, неразговорчивый. Спутанные рыжие волосы, множество веснушек, плохие зубы. Внешне он выглядел непривлекательно. Но в разговоре быстро оттаял, и мы нашли общий язык. Правда, странности его удивляли меня. Он часто занимался самобичеванием. Колотил себя плёткой по спине за плохие мысли. А то решал, что вовсе не имеет права спать в постели, и бродил по улицам, пока дом не запирали. А потом укладывался спать в сарае, без подушки и одеяла. Даже зимой он не щадил себя. Часто из окна я наблюдал, как он идёт ко мне по мосту - без пальто, со стопкой книг в руках. Голова немного наклонена вправо, а на лице такая грусть, что не могу подобрать слов для описания. Увы, ничто не подсказывало мне тогда, что в Винсенте живёт талант великого мастера цвета».

С Да Костой Винсент занимался около года. Но постепенно становилось ясно, что, как бы ученик ни старался, экзаменов ему не выдержать. Сказывалось отсутствие среднего образования. Ван Гог и сам понимал это. Вскоре он прекратил занятия. Узнав о новой неудаче, отец выхлопотал ему направление в протестантскую миссионерскую школу недалеко от Брюсселя. Там Винсент занимался три месяца, но в стипендии ему было отказано, а скромные доходы отца Ван Гога не позволяли платить за учёбу.

«Я друг бедняков, как Иисус Христос»

Разочарования охладили горячее желание Винсента стать богословом. Но он загорелся другой идеей - нести веру в самые бедные слои населения. Он решает отправиться в Боринаж, заброшенный и нищий шахтёрский район на юге Бельгии. Заручившись поддержкой отца, служившего протестантским пастором, Винсент обращается к секретарю синода Евангельского комитета. Комитет назначает его помощником проповедника с испытательным сроком. Его направляют сначала в деревню Потюраж, а потом сроком на шесть месяцев в деревню Васмес.

С рвением приступает он к работе. Крайняя бедность местных жителей производит на него такое сильное впечатление, что он готов отдать им всё, что имеет. Один из очевидцев вспоминает: «Винсент Ван Гог прибыл в деревню прекрасным весенним днём. Познакомившись с бытом рабочих, он решил отдать им всю свою одежду. Раздал всё до последнего, так что не осталось ни рубашки, ни пары носков, кроме тех, что были на нём. Моя мать сказала ему: «Как же вы позволили себя так обобрать, господин Ван Гог?» А он ей в ответ: «Я друг бедняков, как и Иисус Христос». Матушка лишь развела руками: «Ей-богу, вы сумасшедший».

Однако церковное начальство не оценило жертвенность и благородство Винсента. Через полгода его уволили. В заявлении синодального комитета говорилось: «Господин Ван Гог не оправдал наших ожиданий. Если бы с безусловной преданностью и самопожертвованием, побуждающим его отдавать последнее имущество обездоленным, он обладал ещё и даром слова, его можно было бы назвать безукоризненным евангелистом. Но даром проповедника господин Ван Гог не обладает». Увы, Винсент был косноязычен, как и его отец.

Отчаявшись, Ван Гог пешком отправляется в Брюссель. Новое поражение так потрясло его, что на девять месяцев он погрузился в себя, ни с кем не встречался и не разговаривал. Когда же напомнил о себе брату Тео, оказалось, что теперь Винсент всерьёз занимается… рисованием.

«Огненная плавильня живописи» - определение, данное своему творчеству самим Ван Гогом в одном из писем к брату Тео. Оно выражает сущность творчества мастера. Всё оно, от самых ранних работ до последних, - предельный накал чувств, предельная температура. Как художник Ван Гог поработал всего десять лет. Но наследие, которое он оставил после себя, - это наследие гения. Кто же тогда понимал это?

Рисунки за кусок хлеба

Ван Гог по-прежнему был очень беден. Он почти нищий и живёт на деньги, которые ежемесячно перечисляет ему брат Тео, сотрудник фирмы «Гупиль». Винсент не пользуется транспортом, он везде ходит пешком, ест что попало. «По дороге, - пишет он брату, - мне удаётся иногда обменять мои рисунки на кусок хлеба. Но приходится ночевать и в открытом поле. Один раз я спал в брошенной телеге, к утру совсем побелевшей от инея, а в другой - на куче хвороста. И всё-таки в этой крайней нужде я чувствую, как ко мне возвращается былая энергия. Я говорю себе: я выстою. Снова возьму карандаш и буду рисовать!»

Тео верит в способности брата и помогает ему. Но родители настроены совершенно иначе. Неудачи Винсента они теперь списывают на его душевное заболевание. Им стыдно за него перед соседями, и старший Ван Гог вынашивает план поместить Винсента в лечебницу, подальше от чужих глаз. Тео раскрывает брату эти планы, и это новый удар для Винсента - он окончательно теряет доверие к отцу.

Тео старается ввести брата в круг художников. Он знакомит его в Брюсселе с голландским живописцем Антоном Ван Раппадом, и тот разрешает Ван Гогу работать в его мастерской. Но нехватка денег приводит к тому, что Винсент снова возвращается в деревню.

Он живёт отдельно от родителей, в пристройке при католическом приходе, чем вызывает возмущение отца-протестанта. Спит на чердаке под самой крышей, работает дни напролёт. Перед тем как лечь спать, обязательно зажигает трубку, которую докуривает в постели.

В те дни Ван Гог рисовал карандашом, мелом, но больше всего чернилами. Так же часто использует кисть и палитру. Он самоучка. Он вырабатывает свою манеру по репродукциям в книгах и журналах, больше всего его привлекает английская живопись.

В это время Ван Гог использует тёмные цвета, его фигуры непластичны и угловаты. Тео указывает ему на опыт импрессионистов, предлагая обратиться к светлым тонам, так как природе несвойствен чёрный цвет. Но Ван Гог в брабантский период считает, что тёмный цвет кажется прозрачным, если рядом с ним поместить ещё более тёмную краску. Таково видение художника, определившее его лучшие работы. Ведь цвет не существует сам по себе, он имеет значение только в окружении других красок и только так правильно воспринимается. Как иначе показать осенний ландшафт, крестьян и крестьянок за работой в поле и на их маленьких фермах. Вершина творчества Ван Гога в тот период - его картина «Едоки картофеля».

Ранних работ Ван Гога сохранилось мало. Те рисунки, которыми он расплачивался за жильё и еду в пансионах, были использованы хозяевами по назначению, которое они находили нужным, а потом… Работы сгорели в каминах, истлели от сырости на чердаках.

26 мая 1885 года произошло печальное событие - умер отец Ван Гога. Он упал замертво на пороге церкви. После похорон мать решает перебраться в Бреду. На чердаке дома она оставляет огромный сундук, доверху набитый работами старшего сына, как ненужный хлам. Госпожа Ван Гог и дочери боятся, что в картинах может завестись червячок, который потом испортит им мебель в новом доме.

Уговоры Тео не помогают. Матушка настроена решительно: «попустительствовать этому сумасшедшему, который свёл отца в могилу», она не собирается. И эти работы Ван Гога оказываются утраченными.

После смерти художника, когда к нему пришла слава, посланцы торговых фирм перерыли весь Брабант, предлагая большие деньги за его работы. Но нашли лишь несколько чудом сохранившихся полотен.

«Никто тогда не считал его великим мастером»

А сам Ван Гог в это время в Париже. Он отказывается помогать матери в переезде, их отношения окончательно разлаживаются. В Париже Винсент останавливается у Тео, который служит представителем фирмы «Гупиль» и живёт на Монмартре, мекке художников. Тео заведует художественной галереей, где вопреки воле начальства выставляет полотна своих знакомых молодых художников: Ренуара, Моне, Дега. Ван Гогу по душе эта компания. Вскоре Тео знакомит брата с торговцем красками Танги, у него в салоне Винсент встречает Поля Сезанна. Они понимают друг друга с полуслова, Ван Гог превозносит Сезанна выше всех остальных.

По совету брата он решает брать уроки в Парижской академии искусств и записывается учеником в частную студию знаменитого в Европе педагога П. Кормона. Здесь он знакомится с искусством импрессионистов. Его привлекает и японская гравюра. В работах Ван Гога этого периода почти полностью исчезают мрачные землистые оттенки. Появляются чистые голубые краски, золотисто-жёлтые, красные тона, вырабатывается характерный для мастера динамичный, как бы струящийся мазок.

«Ван Гог был хорошим товарищем, но очень замкнут, как все северяне, - вспоминал позднее один из учеников Кормона, - наша парижская общительность смущала его, он предпочитал уединение. Однажды я видел, как он рисовал женщину, сидящую на диване. Он завернул её в голубое покрывало, удивительно сочетавшееся с её золотистой кожей. Потом начал писать. Он делал это с необычайным рвением, бросая стремительными мазками краску на бумагу. Казалось, он загребает краску лопатой. Она так и струилась с его пальцев. Цветовая насыщенность картины была просто поразительной. Мы не могли найти слов, так это отличалось от классических приёмов».

Париж - это один из самых благополучных периодов в жизни Ван Гога. Он не так нуждается материально. Его картины начали продаваться, да и Тео по-прежнему спонсирует его. Он принят в круг парижской богемы. Его окружают единомышленники. «Он казался нам странным. Он, правда, говорил очень сбивчиво, на смеси французского, английского и голландского, - вспоминал один из завсегдатаев парижских мастерских, - но никто тогда не считал его великим мастером. Ну, способности, конечно, были, это замечали все».

Ван Гог тоже не считал себя великим мастером и не намеревался останавливаться на достигнутом. Импрессионизм нравится ему, но он хочет экспериментировать дальше. Подолгу рассматривает картины Рембрандта в Лувре, изучает технику Рубенса в галерее Медичи. На него большое впечатление производит японская резьба по дереву, просто и безыскусно передающая красоту природы.

Но этому относительному благополучию вскоре приходит конец. Тео решает обручиться с Иоганной Бонгер, девушкой из состоятельной голландской семьи. Винсент понимает, что в квартире на Монмартре он скоро окажется лишним.

На юг, на юг!

Его влекут солнце и яркие цвета. В 1888 году он переезжает в Арль. В Арле и в Оверни, где Ван Гог провёл последний год жизни, он создал свои главные произведения. Он пишет залитые солнцем пейзажи, но вдруг на их фоне появляются зловещие образы, заставляющие зрителя содрогнуться.

Цвет у Ван Гога в этот период настолько насыщен энергетически, что репродукции бессильны передать всю его мощь. Не случайно искусствоведы считают, что эти его картины нельзя смотреть больше, чем три или четыре за один раз. Они переполняют зрителя. Ночное кафе в Арле - и вот ты уже в нём, залитом жёлтым светом, с пустыми столиками и одиноким официантом, стоящим посередине. Над вами - прозрачное ночное небо, полное больших золотых звёзд. Оно - символ одиночества и вечности. А там внутри - пристанище порока, там нет ни любви, ни доброты, и можно сойти с ума от отчаяния.

«Я никогда не думал, что при помощи синего и зелёного так легко совершить преступление», - пишет Ван Гог о способностях цвета в одном из писем брату. В картине «Ночное кафе в Арле» он намеренно сталкивает розовый и красный, нежно-зелёный и тёмно-зелёный. Они передают динамику действия, весь ужас и страх, которые царят внутри западни, где каждый совершает своё преступление, продаёт душу или плоть, совершает сделку с дьяволом. Всю картину объединяет чёрный контур, как траурная лента, рамка удушающего отчаяния.

В Арле Ван Гог работал, как будто знал, что дни его сочтены. Внутренний огонь творчества сжигал его. На полотнах всё чаще появляются кипарисы - деревья смерти, - выписанные изумительным тёмно-зелёным цветом и крупными, заметными мазками. За семьдесят последних дней жизни художник пишет семьдесят картин, по одной в день. Самая последняя, законченная им в день смерти, - «Пшеничное поле с воронами». Чёрные птицы смерти над золотым морем жизни. Этой работой мастер простился со всеми и подписал себе приговор.

Никто не верил, что тщедушный рыжеволосый человечек из Брабанта способен на такое, что это гений с невероятной волей к исполнению собственного предназначения.

Но он добился своего и заплатил за это, как всегда, жизнью. Долгие годы нищеты, безденежья, унижения не могли не сказаться на его здоровье. Оно было сильно подорвано. Грандиозность замыслов, напряжённая работа и скудное физическое существование истощили мозг. Врождённая психическая неустойчивость перешла в сильнейшее расстройство. С точки зрения обывателей, коммерсантов, художников, проституток - всех, кто с успехом или без служил Мамоне, Ван Гог был, конечно, сумасшедшим.

За несколько недель до кончины в приступе болезни Ван Гог в мастерской бритвой отрезал себе ухо! И Винсента с обильным кровотечением доставили в лечебницу. Но есть и другая версия этого страшного события, недавно доказанная немецкими искусствоведами К. Хоффман и У. Зойрихт. Ухо Винсенту отсёк шпагой Гоген в пьяной драке в борделе из-за проститутки по имени Рашель. Сердобольный Ван Гог собирался на ней жениться, однако она для утех выбрала Гогена.

Рассказывали, что окровавленный Винсент дома перевязал голову, поставил перед собой зеркало, мольберт, взял кисти, холст и стал писать автопортрет «С отрезанным ухом и трубкой», потом сделал ещё один, «С забинтованным ухом». Оба хотел подарить Рашель. Но она не приняла картины, которые лет через двадцать могли сделать её миллионершей. На портрете шерсть на шапке художника топорщилась, как обнажённые нервы.

Врачи прописали Ван Гогу лечение, он почувствовал себя лучше. Но болезнь не отступала. 27 июля 1890 года в Сен-Реми-деПрованс во время работы на пленэре Ван Гог выстрелил себе в грудь из пистолета. Он самостоятельно добрался до лечебницы и умер спустя 29 часов от большой кровопотери. Его последние слова были обращены к брату Тео, примчавшемуся из Парижа. «Печаль будет длиться вечно», - прошептал Ван Гог и закрыл глаза. На сером, измождённом лице его, вспоминал Тео, внезапно проступило облегчение, как будто оно прояснилось, разгладилось после смерти.

Виктория Дьякова

Печаль будет длиться вечно...

В сердце стало молчаливо, пусто
Радость потускнела словно медный грош,
В отрешённость погружён и грустно
Одиночество вгоняет тело в дрожь

Безразличие сломало мои крылья
Не подняться больше в облака,
Задыхаюсь от томящего бессилья
Гложет душу липкая тоска

Тлением наполнилось сознанье
Еле слышен стук в немеющей груди,
Безысходностью окрасилось страданье
К счастью прежнему дорогу не найти...

Тянет вниз глубокая трясина
Не хватает воли встать с колен,
Раненые чувства спеленала паутина
Напрочь захватила в тяжкий плен

Год за годом обнадёживает время
Я всё жду, когда печаль пройдёт,
Только лишь сильнее сдавливает бремя;
В этом мире моя боль не заживёт...

Пшеничное поле с воронами. Винсент Ван Гог. 1890 год.
*Печаль будет длиться вечно - Предсмертные слова художника.

Обзор выставки к 165-летию со дня рождения художника В. Ван Гога.

Ван Гог Винсент (Van Gogh, Vincent) (1853–1890), голландский художник. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины, и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. В 1877 Ван Гог приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником в Боринаже, шахтерском районе Бельгии. В это время он начал рисовать. Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. От него Винсент получал не только скромное содержание, но также и моральную поддержку, несмотря на их частые расхождения во взглядах.

В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества, и часто изображал ее на картинах. Когда она ушла от него, художник в конце 1883 вернулся к родителям, которые жили тогда в Нюэнене. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином.

Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Там он посещал занятия в Академии художеств. Художник вел полунищенское и полуголодное существование. В феврале 1886, в состоянии физического и духовного истощения, он уехал из Антверпена к брату в Париж. Здесь Ван Гог поступил в мастерскую художника-академиста Фернана Кормона, однако гораздо важнее для него было знакомство с живописью импрессионистов. Он встречался со многими молодыми художниками, в том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Жоржем Сера. Они научили его ценить японскую гравюру; ее линейный рисунок, плоскостность и отсутствие моделировки оказали большое воздействие на формирование новой живописной манеры Ван Гога. Ненадолго он увлекся дивизионистской техникой Сера, но строгая и методичная манера живописи не соответствовала его темпераменту.

После двух лет, проведенных в Париже, Ван Гог, не выдержав сильного эмоционального напряжения, в феврале 1888 уехал в Арль. В этом южнофранцузском городе он нашел обилие сельских сюжетов, которые так любил писать. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета).

Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. В этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван Гог ждал с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. Эстетическая философия Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все напряженнее и ожесточеннее. 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В течение следующего года его рассудок временами прояснялся, и тогда он бросался писать; но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью. В это время он написал знаменитые пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты с цветами и копировал по репродукциям картины своих любимых художников Милле и Делакруа.

В мае 1890 Ван Гог почувствовал себя лучше, покинул приют и, вернувшись на север, поселился в Овер-сюр-Уаз у доктора Поля Гаше, интересовавшегося искусством и психиатрией. В Овере художник написал свои последние работы – два портрета доктора Гаше (Париж, музей Д"Орсе, и Нью-Йорк, коллекция Зигфрида Крамарски). Последние картины Ван Гога – виды пшеничных полей под жарким тревожным небом, в которых он пытался выразить «грусть и крайнее одиночество». Умер Ван Гог 27 июля 1890.

В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения. В своих лучших произведениях он выступает как первый и наиболее яркий экспрессионист. Его страдания и борьба с судьбой отражены в яркой прозе нескольких сот писем, адресованных в основном брату.

В разделе Философия на вопрос Что имел виду Ван Гог, когда пред смертью сказал: "Печаль будет длиться вечно"? заданный автором Death death лучший ответ это Я знаю… как и ТЫ…
«La tristesse durera toujours»
И потому печаль светла.
ТЫ миру буйство красок уготовил,
А жизнь ТЕБЕ всего лишь шанс дала.
И ТЫ воспользовался шансом
И заплатил за все сполна.
Изгоем был еще при жизни,
НО время вырвало ТЕБЯ с небытия
НО знаешь ТЫ, что только лишь рука ТВОЯ
Могла мазками передать, как сердце билось,
И на курок нажать, когда иная высь звала.
Поверь-печаль ТВОЯ – она светла… .
***
Он знал-почему, когда, зачем… и как, и что после… И это знание умножило его печаль.
Принять себя и… отпустить, когда понимаешь, что в уходе –начало… всего…

Ответ от Ван Гог [гуру]
один из переводов имени Мария печаль, но также и госпожа и каприз,
так как имя существует постоянно, то и печаль тоже, но это касаетсяне только имени Мария.... вспомните мать иисуса мария, печаль не потому ли она потеряла сына что имя было печаль ее, а библия существует давно...также перевод госпожа иисус говорил я и господь одно, то есть похож на мать, вероятно так... но это всего лишь моя версия.. .
у меня сестра Мария но я говорю что она госпожа так как это лучше чем печаль, такой перевод имени, не я придумала, хоть и говорят что имена не имеют значения.. . но на практике это не так... имя накладывает отпечаток


Ответ от Валерия Пригожина [гуру]
что она останется и после смерти.


Ответ от *ЗВЕЗДА* [гуру]
Думаю, что жизнь. Ван Гог, как и многие творцы, отличался депрессивностью, последние годы увлекался абсентом и, скорее всего, именно благодаря ему, окончательно свихнулся. Он был очень тонкой и ранимой натурой. Он же застрелился! Будучи неординарностью, жизнь свою считал печальной с детства! Думаю, что последние слова его были о жизни.


Жизнь Винсента Ван Гога, как переплетение всевозможных случайностей и событий, покрыта тайнами и слухами. До сих пор ученые спорят о причинах психического расстройства и внезапной смерти великого автора. В его картинах находят скрытые замыслы, а письма к брату открывают суровую правду о нелегкой жизни художника. Судьба была жестока, отпустив Ван Гогу всего 10 лет активной творческой жизни, но и этого короткого срока хватило, чтобы он превратился в мастера с оригинальной манерой живописи. Благодаря постоянному труду, выработанному таланту и собственному неповторимому взгляду на мир, Ван Гог сумел создать настоящие шедевры импрессионизма.
Родился Ван Гог в многодетной семье, получал образование и в школе, и дома. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…» .


Спасаясь от депрессии, Ван Гог обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.


Одна из первых картин - «Едоки картофеля»


В это же время Ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника - представителя гаагской школы живописи Антона Мауве.
Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма - мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж).


В феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства. Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок. В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов.


«Мост через Сену»


Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»


«Папаша Танги»


На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин - около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки»


В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье». Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля - постимпрессионизма.


Несмотря на творческий рост Ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции - в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» - своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах...


"Желтый дом"


«Терраса кафе ночью»


"Красные виноградники в Арле"


25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять самой идеи единого коллективного направления живописи во имя будущего. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».


Автопортрет с отрезанным ухом


В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм.


"Звёздная ночь"


Пейзаж с Оливами


"Пшеничное поле с кипарисами"


Картина «Пейзаж в Овере после дождя» была написана в 1890 году, незадолго до смерти художника. Потом она перешла к его брату Тео.


Картина "Пшеничное поле с воронами" была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до смерти Ван Гога в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины


Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови...
По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).


"Дерево"


Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.

Моя любимая картина у Ван Гога - "Подсолнухи".


«Подсолнухи» (фр. Tournesols) - название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Бог торговли против Слова Божия

В детстве он был мрачным и замкнутым, почти не общался с ровесниками, предпочитал одиночество. Учился плохо, школу бросил, не получив даже среднего образования. Из всех наук ему легче всего давались языки – английский, французский, немецкий.

«Моё детство было мрачным, холодным, пустым», – вспоминал Ван Гог. Желая, чтобы старший сын нашёл путь в жизни, отец устроил его на работу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы «Гупиль». Владельцем её был дядя Винсента. Что ж, он стал дилером. Вскоре его перевели в лондонский филиал компании. Нельзя сказать, что Ван Гог работал с энтузиазмом, но дела его шли неплохо. Искусство, живопись привлекали его.

Однако он был не создан для коммерции. Вскоре коллеги начали жаловаться на него – рекомендует посетителям не те работы, которые дороже, а те, которые считает более талантливыми. Замечания злят его. Да и в личной жизни он переживает потрясение.

Ван Гог снимал комнату в доме семьи Лойер. Это была богатая семья. Хозяйка дома, вдова священника Урсула Лойер, содержала школу для мальчиков. В доме царила тёплая, уютная атмосфера. И он влюбился в дочь хозяйки, девятнадцатилетнюю Евгению. Да и она флиртует с молодым голландцем. Но когда Винсент решился, наконец, сделать предложение, оказалось, девушка уже помолвлена с другим! Это страшный удар – его первое глубокое разочарование. Ещё недавно полный надежд, Ван Гог растерян. Он ощущает себя одиноким, обманутым. И уезжает из Лондона домой, к родителям.

Когда же возвращается в Лондон, его не узнать: подавленный, потерявший интерес к работе, живёт затворником, всё больше углубляется в изучение Библии. Становится фанатично верующим.

Семья пытается отвлечь его. Благодаря хлопотам дяди Винсента переводят в Париж. Все надеются, что в оживлённом городе Винсент избавится от тоски, но ничего подобного не происходит. Конечно, он посещает выставки в Салоне и Лувре, но во время рождественских распродаж – самое прибыльное время для фирмы – внезапно исчезает, запирается в своей комнате и вновь погружается в Писание.

Возмущённые акционеры увольняют нерадивого дилера. А Ван Гог совсем не расстроен этим. Его обуревает новое желание – нести Слово Божие людям, сострадать униженным и оскорблённым. Он хочет стать священником. Винсент возвращается в Англию, находит работу помощника пастора, произносит свою первую проповедь.

«Юноша не в себе»

На Рождество Винсент приехал домой. Родители тепло встретили сына. Они ещё надеялись, что он одумается и станет респектабельным коммерсантом или… Дядя Винсента помогает племяннику устроиться бухгалтером в книжный магазин в Дордрехте. А он, неблагодарный, трудится спустя рукава. Бухгалтерская работа ему явно не по душе. Людям, знавшим Ван Гога в ту пору, он казался человеком весьма необычным. «Это был странный жилец, – вспоминал хозяин дома, у которого Винсент снимал жильё, – часто не являлся к столу, слонялся по улицам. Обед считал излишеством. Питался очень скудно, несмотря на то что моя жена старалась ему услужить. Ночами бродил со свечой по дому. Другие мои жильцы шептались, что юноша не в себе. Мы всерьёз опасались, как бы он не устроил пожар. Когда возвращался домой из магазина, сразу усаживался за Библию. Всё делал выписки или что-то рисовал. Смотреть на него было жалко. Скромный до стеснительности, рот кривой, волосы рыжие, колтуном. Но вот когда брался за наброски, преображался. Даже красивым становился, можно сказать».

И вот в очередной приезд домой он объявляет родителям, что окончательно решил стать пастором. Семья смиряется и решает послать его в Амстердам к родственнику, адмиралу Йоганнесу Ван Гогу, ведь у того были знакомые среди учителей-богословов. Винсент горит желанием поступать на теологический факультет Амстердамского университета, но для этого ему надо сдать государственный экзамен, и в первую очередь латынь.

Дядюшка Йоганнес сводит его с Маурицем Мендесом Да Костой, известным учёным, преподавателем университета, и просит помочь молодому родственнику. «Наша первая встреча запомнилась мне, – вспоминал позднее Да Коста. – Молодой человек был угрюмый, неразговорчивый. Спутанные рыжие волосы, множество веснушек, плохие зубы. Внешне он выглядел непривлекательно. Но в разговоре быстро оттаял, и мы нашли общий язык. Правда, странности его удивляли меня. Он часто занимался самобичеванием. Колотил себя плёткой по спине за плохие мысли. А то решал, что вовсе не имеет права спать в постели, и бродил по улицам, пока дом не запирали. А потом укладывался спать в сарае, без подушки и одеяла. Даже зимой он не щадил себя. Часто из окна я наблюдал, как он идёт ко мне по мосту – без пальто, со стопкой книг в руках. Голова немного наклонена вправо, а на лице такая грусть, что не могу подобрать слов для описания. Увы, ничто не подсказывало мне тогда, что в Винсенте живёт талант великого мастера цвета».

С Да Костой Винсент занимался около года. Но постепенно становилось ясно, что, как бы ученик ни старался, экзаменов ему не выдержать. Сказывалось отсутствие среднего образования. Ван Гог и сам понимал это. Вскоре он прекратил занятия. Узнав о новой неудаче, отец выхлопотал ему направление в протестантскую миссионерскую школу недалеко от Брюсселя. Там Винсент занимался три месяца, но в стипендии ему было отказано, а скромные доходы отца Ван Гога не позволяли платить за учёбу.

«Я друг бедняков, как Иисус Христос»

Разочарования охладили горячее желание Винсента стать богословом. Но он загорелся другой идеей – нести веру в самые бедные слои населения. Он решает отправиться в Боринаж, заброшенный и нищий шахтёрский район на юге Бельгии. Заручившись поддержкой отца, служившего протестантским пастором, Винсент обращается к секретарю синода Евангельского комитета. Комитет назначает его помощником проповедника с испытательным сроком. Его направляют сначала в деревню Потюраж, а потом сроком на шесть месяцев в деревню Васмес.

С рвением приступает он к работе. Крайняя бедность местных жителей производит на него такое сильное впечатление, что он готов отдать им всё, что имеет. Один из очевидцев вспоминает: «Винсент Ван Гог прибыл в деревню прекрасным весенним днём. Познакомившись с бытом рабочих, он решил отдать им всю свою одежду. Раздал всё до последнего, так что не осталось ни рубашки, ни пары носков, кроме тех, что были на нём. Моя мать сказала ему: «Как же вы позволили себя так обобрать, господин Ван Гог?» А он ей в ответ: «Я друг бедняков, как и Иисус Христос». Матушка лишь развела руками: «Ей-богу, вы сумасшедший».

Однако церковное начальство не оценило жертвенность и благородство Винсента. Через полгода его уволили. В заявлении синодального комитета говорилось: «Господин Ван Гог не оправдал наших ожиданий. Если бы с безусловной преданностью и самопожертвованием, побуждающим его отдавать последнее имущество обездоленным, он обладал ещё и даром слова, его можно было бы назвать безукоризненным евангелистом. Но даром проповедника господин Ван Гог не обладает». Увы, Винсент был косноязычен, как и его отец.

Отчаявшись, Ван Гог пешком отправляется в Брюссель. Новое поражение так потрясло его, что на девять месяцев он погрузился в себя, ни с кем не встречался и не разговаривал. Когда же напомнил о себе брату Тео, оказалось, что теперь Винсент всерьёз занимается… рисованием.

«Огненная плавильня живописи» – определение, данное своему творчеству самим Ван Гогом в одном из писем к брату Тео. Оно выражает сущность творчества мастера. Всё оно, от самых ранних работ до последних, – предельный накал чувств, предельная температура. Как художник Ван Гог поработал всего десять лет. Но наследие, которое он оставил после себя, – это наследие гения. Кто же тогда понимал это?

Рисунки за кусок хлеба

Ван Гог по-прежнему был очень беден. Он почти нищий и живёт на деньги, которые ежемесячно перечисляет ему брат Тео, сотрудник фирмы «Гупиль». Винсент не пользуется транспортом, он везде ходит пешком, ест что попало. «По дороге, – пишет он брату, – мне удаётся иногда обменять мои рисунки на кусок хлеба. Но приходится ночевать и в открытом поле. Один раз я спал в брошенной телеге, к утру совсем побелевшей от инея, а в другой – на куче хвороста. И всё-таки в этой крайней нужде я чувствую, как ко мне возвращается былая энергия. Я говорю себе: я выстою. Снова возьму карандаш и буду рисовать!»

Тео верит в способности брата и помогает ему. Но родители настроены совершенно иначе. Неудачи Винсента они теперь списывают на его душевное заболевание. Им стыдно за него перед соседями, и старший Ван Гог вынашивает план поместить Винсента в лечебницу, подальше от чужих глаз. Тео раскрывает брату эти планы, и это новый удар для Винсента – он окончательно теряет доверие к отцу.

Тео старается ввести брата в круг художников. Он знакомит его в Брюсселе с голландским живописцем Антоном Ван Раппадом, и тот разрешает Ван Гогу работать в его мастерской. Но нехватка денег приводит к тому, что Винсент снова возвращается в деревню.

Он живёт отдельно от родителей, в пристройке при католическом приходе, чем вызывает возмущение отца-протестанта. Спит на чердаке под самой крышей, работает дни напролёт. Перед тем как лечь спать, обязательно зажигает трубку, которую докуривает в постели.

В те дни Ван Гог рисовал карандашом, мелом, но больше всего чернилами. Так же часто использует кисть и палитру. Он самоучка. Он вырабатывает свою манеру по репродукциям в книгах и журналах, больше всего его привлекает английская живопись.

В это время Ван Гог использует тёмные цвета, его фигуры непластичны и угловаты. Тео указывает ему на опыт импрессионистов, предлагая обратиться к светлым тонам, так как природе несвойствен чёрный цвет. Но Ван Гог в брабантский период считает, что тёмный цвет кажется прозрачным, если рядом с ним поместить ещё более тёмную краску. Таково видение художника, определившее его лучшие работы. Ведь цвет не существует сам по себе, он имеет значение только в окружении других красок и только так правильно воспринимается. Как иначе показать осенний ландшафт, крестьян и крестьянок за работой в поле и на их маленьких фермах. Вершина творчества Ван Гога в тот период – его картина «Едоки картофеля».

Ранних работ Ван Гога сохранилось мало. Те рисунки, которыми он расплачивался за жильё и еду в пансионах, были использованы хозяевами по назначению, которое они находили нужным, а потом… Работы сгорели в каминах, истлели от сырости на чердаках.

26 мая 1885 года произошло печальное событие – умер отец Ван Гога. Он упал замертво на пороге церкви. После похорон мать решает перебраться в Бреду. На чердаке дома она оставляет огромный сундук, доверху набитый работами старшего сына, как ненужный хлам. Госпожа Ван Гог и дочери боятся, что в картинах может завестись червячок, который потом испортит им мебель в новом доме.

Уговоры Тео не помогают. Матушка настроена решительно: «попустительствовать этому сумасшедшему, который свёл отца в могилу», она не собирается. И эти работы Ван Гога оказываются утраченными.

После смерти художника, когда к нему пришла слава, посланцы торговых фирм перерыли весь Брабант, предлагая большие деньги за его работы. Но нашли лишь несколько чудом сохранившихся полотен.

«Никто тогда не считал его великим мастером»

А сам Ван Гог в это время в Париже. Он отказывается помогать матери в переезде, их отношения окончательно разлаживаются. В Париже Винсент останавливается у Тео, который служит представителем фирмы «Гупиль» и живёт на Монмартре, мекке художников. Тео заведует художественной галереей, где вопреки воле начальства выставляет полотна своих знакомых молодых художников: Ренуара, Моне, Дега. Ван Гогу по душе эта компания. Вскоре Тео знакомит брата с торговцем красками Танги, у него в салоне Винсент встречает Поля Сезанна. Они понимают друг друга с полуслова, Ван Гог превозносит Сезанна выше всех остальных.

По совету брата он решает брать уроки в Парижской академии искусств и записывается учеником в частную студию знаменитого в Европе педагога П. Кормона. Здесь он знакомится с искусством импрессионистов. Его привлекает и японская гравюра. В работах Ван Гога этого периода почти полностью исчезают мрачные землистые оттенки. Появляются чистые голубые краски, золотисто-жёлтые, красные тона, вырабатывается характерный для мастера динамичный, как бы струящийся мазок.

«Ван Гог был хорошим товарищем, но очень замкнут, как все северяне, – вспоминал позднее один из учеников Кормона, – наша парижская общительность смущала его, он предпочитал уединение. Однажды я видел, как он рисовал женщину, сидящую на диване. Он завернул её в голубое покрывало, удивительно сочетавшееся с её золотистой кожей. Потом начал писать. Он делал это с необычайным рвением, бросая стремительными мазками краску на бумагу. Казалось, он загребает краску лопатой. Она так и струилась с его пальцев. Цветовая насыщенность картины была просто поразительной. Мы не могли найти слов, так это отличалось от классических приёмов».

Париж – это один из самых благополучных периодов в жизни Ван Гога. Он не так нуждается материально. Его картины начали продаваться, да и Тео по-прежнему спонсирует его. Он принят в круг парижской богемы. Его окружают единомышленники. «Он казался нам странным. Он, правда, говорил очень сбивчиво, на смеси французского, английского и голландского, – вспоминал один из завсегдатаев парижских мастерских, – но никто тогда не считал его великим мастером. Ну, способности, конечно, были, это замечали все».

Ван Гог тоже не считал себя великим мастером и не намеревался останавливаться на достигнутом. Импрессионизм нравится ему, но он хочет экспериментировать дальше. Подолгу рассматривает картины Рембрандта в Лувре, изучает технику Рубенса в галерее Медичи. На него большое впечатление производит японская резьба по дереву, просто и безыскусно передающая красоту природы.

Но этому относительному благополучию вскоре приходит конец. Тео решает обручиться с Иоганной Бонгер, девушкой из состоятельной голландской семьи. Винсент понимает, что в квартире на Монмартре он скоро окажется лишним.

На юг, на юг!

Его влекут солнце и яркие цвета. В 1888 году он переезжает в Арль. В Арле и в Оверни, где Ван Гог провёл последний год жизни, он создал свои главные произведения. Он пишет залитые солнцем пейзажи, но вдруг на их фоне появляются зловещие образы, заставляющие зрителя содрогнуться.

Цвет у Ван Гога в этот период настолько насыщен энергетически, что репродукции бессильны передать всю его мощь. Не случайно искусствоведы считают, что эти его картины нельзя смотреть больше, чем три или четыре за один раз. Они переполняют зрителя. Ночное кафе в Арле – и вот ты уже в нём, залитом жёлтым светом, с пустыми столиками и одиноким официантом, стоящим посередине. Над вами – прозрачное ночное небо, полное больших золотых звёзд. Оно – символ одиночества и вечности. А там внутри – пристанище порока, там нет ни любви, ни доброты, и можно сойти с ума от отчаяния.

«Я никогда не думал, что при помощи синего и зелёного так легко совершить преступление», – пишет Ван Гог о способностях цвета в одном из писем брату. В картине «Ночное кафе в Арле» он намеренно сталкивает розовый и красный, нежно-зелёный и тёмно-зелёный. Они передают динамику действия, весь ужас и страх, которые царят внутри западни, где каждый совершает своё преступление, продаёт душу или плоть, совершает сделку с дьяволом. Всю картину объединяет чёрный контур, как траурная лента, рамка удушающего отчаяния.

В Арле Ван Гог работал, как будто знал, что дни его сочтены. Внутренний огонь творчества сжигал его. На полотнах всё чаще появляются кипарисы – деревья смерти, – выписанные изумительным тёмно-зелёным цветом и крупными, заметными мазками. За семьдесят последних дней жизни художник пишет семьдесят картин, по одной в день. Самая последняя, законченная им в день смерти, – «Пшеничное поле с воронами». Чёрные птицы смерти над золотым морем жизни. Этой работой мастер простился со всеми и подписал себе приговор.

Никто не верил, что тщедушный рыжеволосый человечек из Брабанта способен на такое, что это гений с невероятной волей к исполнению собственного предназначения.

Но он добился своего и заплатил за это, как всегда, жизнью. Долгие годы нищеты, безденежья, унижения не могли не сказаться на его здоровье. Оно было сильно подорвано. Грандиозность замыслов, напряжённая работа и скудное физическое существование истощили мозг. Врождённая психическая неустойчивость перешла в сильнейшее расстройство. С точки зрения обывателей, коммерсантов, художников, проституток – всех, кто с успехом или без служил Мамоне, Ван Гог был, конечно, сумасшедшим.

За несколько недель до кончины в приступе болезни Ван Гог в мастерской бритвой отрезал себе ухо! И Винсента с обильным кровотечением доставили в лечебницу. Но есть и другая версия этого страшного события, недавно доказанная немецкими искусствоведами К. Хоффман и У. Зойрихт. Ухо Винсенту отсёк шпагой Гоген в пьяной драке в борделе из-за проститутки по имени Рашель. Сердобольный Ван Гог собирался на ней жениться, однако она для утех выбрала Гогена.

Рассказывали, что окровавленный Винсент дома перевязал голову, поставил перед собой зеркало, мольберт, взял кисти, холст и стал писать автопортрет «С отрезанным ухом и трубкой», потом сделал ещё один, «С забинтованным ухом». Оба хотел подарить Рашель. Но она не приняла картины, которые лет через двадцать могли сделать её миллионершей. На портрете шерсть на шапке художника топорщилась, как обнажённые нервы.

Врачи прописали Ван Гогу лечение, он почувствовал себя лучше. Но болезнь не отступала. 27 июля 1890 года в Сен-Реми-деПрованс во время работы на пленэре Ван Гог выстрелил себе в грудь из пистолета. Он самостоятельно добрался до лечебницы и умер спустя 29 часов от большой кровопотери. Его последние слова были обращены к брату Тео, примчавшемуся из Парижа. «Печаль будет длиться вечно», – прошептал Ван Гог и закрыл глаза. На сером, измождённом лице его, вспоминал Тео, внезапно проступило облегчение, как будто оно прояснилось, разгладилось после смерти.

Виктория Дьякова