Невроз и невротизм: психические расстройства у здоровых людей. Женская и общечеловеческая незащищенность

чувство беспомощности

Большинство людей стремится к переменам.

Мы живем в предвкушении любви, счастья, творческого вдохновения,отдыха, денег, и много еще чего…….

Но, перемены - не всегда радуют!

Это еще - испытания, трудности, сложности, потери…...

Кружит Земля, как в детстве карусель,
А над Землей кружат Ветра Потерь,
Ветра потерь, разлук, обид и зла,
Им нет числа, им нет числа.

Им нет числа - сквозят из всех щелей,

В сердца людей, срывая дверь с петель,
Круша надежды и внушая страх,
Кружат ветра, кружат ветра."

Вряд ли кто ожидает таких перемен!

Как бы то ни было:

Перемены – это самое постоянное, что есть в этом мире!

Нравится нам это или нет…. Они приходят в нашу жизнь, не спрашивая ….

Они дают нам необходимый опыт, дарят новые эмоции и ощущения, делают нас сильнее.

И придают нашей жизни неповторимый привкус. И сладости....И горечи.... И множества других вкусов....

Мы все очень разные. Одни от жизненных испытаний становятся только сильнее. У других возникает чувство беспомощности и растерянности. Особенно, когда люди не могут приспособиться к изменениям в своей жизни, и не принимают их.

Чем же опасно чувство беспомощности?

В этом состоянии человек легко опускает руки, и впадает в состояние депрессии и покорности обстоятельствам. Он не видит путей выхода из проблемы. Сам загоняет себя в тупик, из которого не может выйти. Его жизненный тонус резко падает.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности - чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) - активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность - угроза», «приятие - неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа - самый сильный», а «моя мама - самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция - «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам - как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация - «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Просмотров: 4370
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Даже здоровые люди подвержены неврозам. Как справиться с неврозами и как бороться с невротическими состояниями разберёмся в этой статье.

Что такое невроз?

Что такое неврозНевроз проявляется как болезненное состояние в условиях истощения нервной системы. Это расстройство личности, основным выражением которого является нестабильность психического здоровья человека: частые истерические состояния и раздражительность.

Невротизму подвержены даже эмоционально стабильные, психически здоровые люди. Такое состояние характеризуется повышенной тревожностью. Чрезмерные переживания о внешности, сексуальной жизни, уверенность в собственной болезненности и даже тревога о безопасности жилища при частом регулярном проявлении являются сигналами о развитии невротизма. В норме такие проявления беспокойства адекватны, поскольку они являются следствием заботы о близких, выражением инстинкта самосохранения и направлены на обеспечение физической и моральной...

0 0

Часть первая

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ. (источник тревоги и неуверенности)

Потребность в защищенности - это одна из трех ключевых наших потребностей. Впрочем, нужно помнить, что защищенность - это, прежде всего, чувство. Можно представить себе, что человек столкнулся с реальной угрозой, но чувствует себя уверенно и спокойно. Возможен, правда, и другой вариант: человеку ничто не угрожает, но он испытывает неуверенность и тревожится. К сожалению, последнее случается чаще; мы склонны переживать из-за мнимых опасностей, и именно эти тревоги часто превращают нашу жизнь в муку. Вот почему так важно, чтобы человек умел чувствовать себя защищенным. Тогда даже под действием реальных угроз он сохранит присутствие духа и сможет овладеть ситуацией. Если же человек не научится этому чувству, то и в благоденствии он будет ощущать тревогу, беспокойство и внутреннее напряжение.

Глава первая

ИСТОЧНИК ТРЕВОГИ

В своих книгах я уже рассказывал о том, что такое страх, чем он отличается от...

0 0

Вам нужно выступить перед большой аудиторией? Провести крупную сделку? Получить работу мечты? Все мы хотя бы несколько раз в жизни испытывали чувство страха, когда сердце вот-вот выпрыгнет из груди, ладони становятся влажными, трудно дышать и в желудке начинаются спазмы. Страх воздействует на наш организм с целью защиты от опасности. В обычной жизни полезно испытывать чувство страха или незащищенности в небольших количествах, это способствует поддержанию организма в тонусе. А вот избыточное чувство страха затмевает разум, из-за чего мы оказываемся не в состоянии принять верное решение. К тому же постоянное чувство неуверенности в себе, тревога, безрассудный страх очень пагубно влияют на наше здоровье, вызывая проблемы пищеварительного тракта, головные боли, депрессию, повышенное артериальное давление и даже сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому очень важно понимать причину своих страхов, которые мешают вам нормально жить.

Откуда берется страх? Например, наиболее...

0 0

Как справиться с эмоциями, когда становится сложно дышать. Страх, гнев, раздражение, негодование, несправедливость, обида, чувство незащищенности, покинутости и единственное желание: защититься…

Ощущение, что мгновение останавливается… И ты начинаешь слышать и ощущать удары своего пульса. Этот звук грохотом отдается в каждой клеточке твоего тела. Напряжение невыносимо. И уже не важно, что именно послужило причиной. Этот грохот сводит тебя с ума…

И конечно, обязательно встретится «доброжелатель», который неосторожно скажет: «Успокойся!» - ох, лучше бы он в этот день проспал или пошел другой дорогой, чтобы только не встретиться с тобой глаза в глаза в этот момент…

Знакомо? Тогда ты по адресу! Сегодня в статье…

Как справиться с эмоциями: эмоциональная «профилактика»

Что такое профилактика? В случае физических заболеваний - это превентивные миры, которые помогают в момент эпидемии избежать болезни. Прививки, витамины и прочее.

В нашем...

0 0

Кажется, я нашла причину многих своих охуений и негативных состояний. Иррациональное чувство незащищенности. Я не могу сказать наверняка от чего меня надо защищать или чего конкретно я боюсь, - логики тут нет. Это глубокое фоновое ощущение. Именно поэтому я так болезненно была привязана к матери и потом болезненно привязывалась к разным мужикам, и вот щас привязана к очередному. Я привязываюсь к людям, даже если мне не о чем с ними говорить, даже если нет секса и тд, - просто потому, что для меня самое важное - хотя бы просто обладать тушкой другого человека, и это дает мне какое-никакое чувство защищенности.

При этом я болезненно зависима от настроения тех, кто выступает в роли "защитника". Я чутко чувствую разницу - вот щас все клево, можно расслабиться. Вот щас у него (нее) появилось какое-то напряжение, и сразу - надо проверить, не связано ли это со мной. Может, я сделала что-то не так. Если связано, я впадаю в тревожность, трясучку, как будто есть реальная опасность, и надо...

0 0

Как преодолеть чувство беспомощности? Как преодолеть чувство беспомощности?

Чувство беспомощности – очень неприятное чувство. Для эмоциональных людей, которые могут плакать часами, пережить момент собственной беспомощности может оказаться крайне серьезным потрясением.

Чувство беспомощности может быть сильнее нас, потому что в раннем детстве, мы действительно были беспомощными. В те моменты, когда страх овладевает нами, трудно понять, что мы уже взрослые и больше НЕ являемся такими беспомощными, какими были в детстве.

Чувство беспомощности – это чувство, которого мы стараемся избегать. В каждой из нас с детства заложен страх, оказаться бессильной перед внешними обстоятельствами. Этот страх может вызвать желание контролировать нежелательные поступки другого человека, чтобы эти поступки не задели наше самолюбие.

Как вы реагируете, когда чувствуете себя беспомощной перед выбором других людей?

Раздражаетесь и раздражаете других людей? Испытываете гнев и...

0 0

Коллективная безопасность. Как справиться с тревогой за будущее?

При потере этого базового чувства происходит распад общества. Люди теряют гражданскую активность и начинают делать попытки выжить в одиночку. Но поскольку человек – существо социальное, ничего из этого не получается. Таким образом, потеря этого чувства грозит деградацией и разрушением сообщества людей...

Череда событий последних лет заставляет говорить о массовой потере чувства защищенности и безопасности. Война в Украине, теракты над Синайским полуостровом и в Париже, угроза терактов в Европе, сбитый Турцией российский самолет Су-24… Слишком часто в последнее время возникает угроза уничтожения не только отдельных людей, но и целых государств, и даже угроза выживанию человечества. Ведь возможность развязывания третьей мировой войны – это и есть самый...

0 0

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в...

0 0

Жизнь - это боль? Не только, но ранит она каждого - одни обходятся царапинами и легкими ссадинами, другие выбираются изрядно потрепанными. Залечивать душевные раны умеют не все, некоторые годами и десятилетиями продолжают прокручивать историю своей несчастной жизни.

Душа болит…

«Не могу, душа болит», - говорит человек и пытается заглушить боль вином, водкой, наркотиками или антидепрессантами. Он ищет анестетик, благодаря которому его душа стала бы нечувствительной к боли, перестала бы страдать от обиды, несправедливости, предательства, который помог бы пережить утрату или избавил от терзающего душу чувства вины.

Немецкий поэт Генрих Гейне писал, что «Любовь - это зубная боль в сердце». Но никакая телесная боль не сравнится с болью страдающей души. Это уже потом, когда все пройдет, можно повторять вслед за Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Ф. Достоевский писал: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его...

0 0

10

Поймите причину ревности. Возможно, вам сложно признать тот факт, что вы испытываете негативные чувства и эмоции. Порой в такой ситуации мы склонны обвинять других в этом. Попробуйте не смотреть на это негативное качество глазами полными сострадания. Научитесь объективно оценивать свои эмоции, думая о том, почему вы их испытываете. Подумайте о том, какие эмоции связаны с ревностью и в чем причина их появления. Например, если вы ревнуете вашу половинку, подумайте, почему вы испытываете такие чувства. Возможно вы испытываете страх, так как боитесь потерять своего партнера (возможно, вы имели печальный опыт в прошлом) Кроме того, вы может чувствовать печаль при мысли о потере этого человека. Также вам может казаться, что вас предали, так как ваш партнер не оказывает вам должного внимания. И наконец, вы можете испытывать чувство неполноценности, думая, что вы не достойны любви. Подумайте о том, что могло обострить ваши чувства и попробуйте это записать на бумаге. Например, вы можете...

0 0

11

2. Каковы основные источники клинических сведений, получаемых во время бе седы?

Врач должен внимательно относиться к тому, что пациент говорит (т. е. основная жалоба), манере речи (каким образом выражаются мысли) и невербальным знакам, которые выражаются "языком тела" (например, поза, походка, выражение лица или характер движений). Слушая больного, дантист наблюдает за его жестами, суетли выми движениями, обильным потоотделением или прерывистым дыханием, которые могут отражать скрываемую тревогу или эмоциональные проблемы.

3. Какие факторы чаще всего определяют поведение пациента?

1. Понимание и интерпретация пациентом существующей ситуации (реальность или точка зрения на заболевание).

2. Прошлый опыт пациента или анамнез жизни.

3. Личность пациента и общий взгляд на жизнь.

Пациенты обычно обращаются к зубному врачу за помощью и получают облегче ние, делясь личными переживаниями со знающим профессионалом, который может им помочь. Однако у...

0 0

12

Как справиться с нездоровым аппетитом

Пристрастие к определенным типам еды всегда свидетельствует о каком-то нарушении баланса в вашем организме. Как раз на эту тему доктор наук Дорис Верту написала книгу, которая называется «Вам постоянно хочется вкусненького: что это означает и как с этим справиться». Стараясь восполнить недостаток каких-то веществ, ваш организм настойчиво требует определенной еды. Например, избыток протеина может спровоцировать постоянную потребность в сладостях, а недостаток магния вызывает страсть к шоколаду. Сбалансированная диета с большим количеством свежих овощей, фруктов и злаков поможет нормализовать ваши вкусовые ощущения, и вы почувствуете, что страстное желание поесть «вкусненького» начнет отступать.

Некоторые люди обнаруживают, что им больше всего хочется чего-нибудь жирного и калорийного. Вы, вероятно, уже много знаете из последних сообщений в прессе о «жирных граммах» и о том, что избыточный жир вызывает закупорку артерий, болезни сердца и,...

0 0

13

Вопрос: 1. Существуют разные интерпретации Пандава-экадаши среди страших вайшнавов. Одни вайшнавы говорят, что если, например, вы нарушали какие-то экадаши, то просто соблюдая Пандава-экадаши, автоматически все нарушенные экадаши засчитываются. Но другие старшие вайшнавы говорят, что это глобальная спекуляция.… Развернуть>

1. Существуют разные интерпретации Пандава-экадаши среди страших вайшнавов. Одни вайшнавы говорят, что если, например, вы нарушали какие-то экадаши, то просто соблюдая Пандава-экадаши, автоматически все нарушенные экадаши засчитываются. Но другие старшие вайшнавы говорят, что это глобальная спекуляция.

2. Необходимо ли преданным держать сухой пост в Нирджала экадаши?

3. Как относиться к ночным бдениям в экадаши?

^ Свернуть

Русский; Добромыш, Татарстан,...

0 0

Чувство защищенности (психологической безопасности личности) возникает, когда человек сознательно и, сохраняя ответственность, воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития.

Что такое безопасность? Это состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности от внутренних и внешних угроз.

По Э. Шомбургу основные потребности жизни это:

  1. Безопасность;
  2. Самоуважение;
  3. Признание, утверждение, чувство успеха;
  4. Опыт позитивных воспоминаний.

Социальная безопасность – это состояние общественных отношений, при котором личность может самостоятельно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения, духовного, социального, экономического и политического развития.

Психологическая безопасность личности это защищенность психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека. Причинами дестабилизации могут быть:

  1. Психологические травмы и катастрофы.
  2. Резкая смена ценностей и моральных принципов в результате некоторых обстоятельств.

Данные ситуации могут привести к:

  1. Потери активной жизненной позиции.
  • Нежеланию к саморегуляции , адаптации в общественной среде, самопознанию .
  • В таком случае человек стремится обеспечить состояние защищенности особыми “защитными механизмами”: подсознательными, сознательными и надсознательными психологическими защитами (подробнее о механизмах защиты . Эти механизмы призваны “обезболить” негативные эмоции, в первую очередь страх, но при этом способны завуалировать или исказить действительность. В таком случае чувство страха сменяется чувством необъяснимой тревоги.

    Неприемлемы чувства, которые нас порабощают, делают пассивными: сковывающая грусть, отчаяние, страх, гнев, суеверие. Радость от жажды свободы, заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее, дает нам уверенность в том, что даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить . Бенедикт Спиноза.

    Сознательное и ответственное воздействие на обстоятельства своей жизни ради обеспечения условий для своего душевного равновесия и развития предполагает, что человек готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств - неблагоприятным. Он видит причину и следствие и осознает свое участие в сложившейся ситуации (высокий уровень субъективного контроля), понимает свои мысли и чувства, отдает себе отчет в своем отношении к тем или иным событиям. Социальная защищенность предполагает, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ожидает от них того же.


    Состояние защищенности, спокойствие за будущее во многом обеспечивается раскрытием и реализацией своих возможностей. Созидательная активность начинается с того, что имеет смысл для самого творца, и только позднее продукт творчества приобретает значение для других людей. Подобный успех практически обеспечивает человеку чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах. По мнению некоторых специалистов, высший уровень развития человека начинается, когда творческая активность обращается на самого человека - личность создает себя сама . Self-made man – это человек, сделавший самого себя в самом глубоком понимании этого слова, это автономная, хорошо организованная, саморегулирующаяся личность. Психологическая безопасность человека, который владеет своим внутренним миром, в таком случае считается абсолютной.

    Чувство и состояние защищенности достигается двумя путями – вышеизложенный это “путь вопреки”, т.е. становление Self-made man вопреки слабостям, препятствиям, трудностям, победа над самим собой.

    Второй путь – не менее, а может и более эффективный - это “путь во имя”. Он дает не просто чувство защищенности, но и состояние внутренней гармонии, право быть самим собой, следовать собственным жизненным путем

    Вы уже знакомы с его компонентами. Во-первых, это доверие к себе , к своим мыслям, чувствам и поступкам, полное принятие себя. И как следствие доверие к миру.

    Безусловное принятие и любовь к себе дают чувство безопасности, свободу для самовыражения, чувствования, активности, которые вы считаете целесообразными для себя и уместными в данной ситуации.

    Доверие к себе, принятие себя, любовь к себе приносят понимание того, что вы всегда несете ответственность за свои поступки, при этом никто не должен нести ответственность за вас, и вы не обязаны нести ответственность за поведение, мысли и чувства других людей.

    Наличие самостоятельного выбора, сознательное отношение к своим поступкам, поведение во имя успеха и счастья , а не по причине избегания угрозы (психологической или физической) – все это дает чувство безопасности, защищенности.

    5 Rating 5.00 (1 Vote)

    Достаточно посмотреть новости по телевизору, и станет ясно: в этом мире от нас мало что зависит. Однако даже если не вспоминать о глобальных вещах, типа войн, терроризма, дефолтов, цунами, каждого человека постоянно преследуют беспощадные житейские мелочи - от капризных детей до плохой погоды. Если вы педант и аккуратист, т. е. по тем или иным причинам любите держать все под контролем, делать вовремя и так, как надо, - тогда вам не позавидуешь! Чувство станет одним из главных несчастий вашей жизни!

    Мы можем лишь повторить извечную народную мудрость: в жизни бывает всякое. Большинство из происходящего от нас не зависит. Однако от нас зависит, как мы на все это реагируем, а, следовательно, как любое событие влияет на нас эмоционально, физически, финансово и т. п. Приводимые ниже советы помогут вам хотя бы в какой-то мере избавиться от , даже когда кажется, будто весь мир катится в тартарары. Изучайте 11 способов избавиться от чувства беспомощности.

    Как избавиться от беспомощности?

    1. Локус-контроль.

    Прежде всего, научитесь различать контролируемое и неконтролируемое. Потом старайтесь реально влиять на первое и смиряться со вторым. Этот подход может показаться несколько упрощенным, однако вы поразитесь, сколько людей до сих пор считает, что в состоянии контролировать уличное движение, погоду, биржевые ставки, своего начальства.

    Составьте перечень того, что не зависит от вас, несмотря на все ваши старания. Повесьте его на видное место. И смиритесь. Конечно, вы можете думать об этих событиях и стараться хоть как-нибудь повлиять на них. Однако важно другое: разорвать с ними эмоциональную связь - перестать волноваться по их поводу.

    2. Простая инвентаризация.

    Когда ситуация выходит из-под контроля, разбирайтесь в шкафу или столе. Это хорошо помогает психотерапевту Ребекке Фуллер Уорд, автору книги «Как сохранить брак, не сойдя с ума». Когда мать Ребекки госпитализировали с инфарктом, она принялась наводить порядок в кладовке. «Вот это от меня точно зависит», - шептала Ребекка.

    3. Обучение и развлечение.

    Найдите новое хобби. Освоение незнакомого занятия возвращает чувство контроля над собственной жизнью. Когда случается что-то плохое, подумайте и запишите, где вы могли . такого самоанализа не самобичевание. Это лишний шанс сказать самому себе: я не могу контролировать все, но я управляю самим собой!

    4. Далёк от идеала.

    Что надо сделать, чтобы неудобные ситуации не повторялись в будущем? Скажем, вас не ценят на работе. Бессмысленно винить в этом злодейку-судьбу или даже тупицу-шефа. «Лучше, - советует психолог Патриция Фаррелл, доктор философии, автор книги «Как быть собственным психотерапевтом», - подумать, можно ли измениться самому, чтобы добиться лучших результатов». Возможно, вам пора взглянуть на себя критично и поступать по-другому. Нужно вовремя приходить на службу, выполнять задания в срок и качественно. Правильно поняв свою роль в развитии ситуации, вы наверняка сделаете вывод: наш мир гораздо более управляем, чем казалось раньше.

    5. Управление.

    Когда все вокруг кажется неуправляемым, сделайте что-нибудь вам подвластное. Освойте комплекс новых . Сделайте запись в дневнике. Заплатите за квартиру. Отгоните автомобиль в мастерскую.

    6. План Б.

    Обходите неожиданные препятствия. Например, вы пригласили к себе на дачу много гостей, но в назначенный день начался затяжной дождь. Смиримся с тем, что погодой мы не управляем, но от нас зависит, где (скажем, в доме или беседке) и как (не обязательно жарить во дворе шашлыки) провести этот прием.

    7. Составляйте список.

    Самый эффективный способ вернуть себе контроль над происходящим - собрать все «надо, надо, надо…» и записать их в столбик. Потом составить : как выполнить каждый пункт из списка. Скажем, если вы хотите поздравить приятеля с днем рождения, прикиньте и запишите, что надо подарить, где эта вещь продается, когда вы за ней поедете. Решили устроить в доме генеральную уборку? Разбейте этот пункт на легко выполнимые подпункты. Например, в понедельник вы убираете кухню, во вторник - санузел и т. п.

    8. Экспериментируйте.

    Приучайте себя к бесконтрольным ситуациям. «Например, если обычно семейную машину водите вы, поезжайте куда-нибудь вместе со своей «половиной» передайте ей руль», - предлагает доктор психологии Ларина Кейс. В разговорах просите почаще вас перебивать. Пусть близкие составляют планы на выходные без вашего участия. Поручите кому-то из них (желательно повзрослее) оплату семейных счетов. Это поможет вам научиться, так сказать, смирению перед собственной .

    9. Занимайтесь аутотренингом.

    «Лучше, конечно, если рядом опытный гипнотизер или психотерапевт, но обычно приходится обходиться собственными силами», - говорит доктор Фаррелл. Учитесь говорить себе самому: «Все будет хорошо. Я справлюсь. И это тоже кончится» или хотя бы «Сейчас я пяток минут передохну, а потом соображу, как решить эту проблему».

    10. Убеждайте себя, что вы контролируете события.

    По мнению доктора Кейс, многие исследования говорят: главное - ваша собственная убежденность в подконтрольности происходящего. Реальное влияние на него не так важно. Классический пример - человеку гораздо легче терпеть тропическую жару, если он уверен, что всегда может, допустим, прыгнуть в холодный бассейн. Подумайте «чисто теоретически»: в самом деле, неужели вам негде взять денег, если вдруг окажетесь совсем на мели? Так чего же тогда бояться внезапного дефолта?!

    11. Концентрируйте внимание на процессе, а не на результате.

    Специфические операции или хотя бы движения нам обычно подвластны, а вот их общий итог - гораздо реже. Психотерапевт Майкл Крабтри предлагает нам вспомнить пример бейсболиста Марка Макгуайра из «Оклендских атлетов»: «У него были слабые результаты, так как он не просто отбивал мяч, а постоянно думал о не особо ему удававшейся круговой пробежке после удара. Когда он стал фокусироваться, прежде всего, на ударе, его подход к игре в корне изменился, и результаты заметно улучшились».

    Когда впереди «крутой поворот», заранее расслабьтесь. Глубоко подышите, выпейте стаканчик чая. «Расслабление - это та область, которую вы контролируете», - напоминает доктор Фаррелл.