Подобрать примеры для речевой характеристики героев грозы. Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский Драма «Гроза» 1859 год

Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза Тема урока:

Цели урока: Обучающие: учащиеся овладевают такими важнейшими понятиями, как речевая характеристика персонажей, авторская позиция; стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер Развивающие: в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения; овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста. Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника; строят собственные высказывания

В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей? При этом необходимо учитывать особенности драматургии! Идейно-тематическое содержание; композиция; характеры; язык персонажей и др. отсутствие описательной речи автора; большая острота проявления конфликтных ситуаций; речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.

Речевая характеристика персонажа (план) !!! Общая характеристика героя. 1. Объем речи героя (много или мало говорит и почему). 2. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.). 3. Лексические особенности. 4. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь. 5. Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью. 6. Общая характеристика героя.

Функции речевой характеристики: Характеризующая – чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания. Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя. Выделительная – чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях? «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» «Не уважишь тебя, как же!» «ругатель» Дикой странница Феклуша, прикидывающаяся святой властная и деспотичная Кабаниха бесхарактерный Тихон строптивая и лукавая Варвара

Вывод: Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний.

« Хозяева» «Жертвы» Дикой: «Ты червяк. Захочу помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события.

Речевая характеристика Дикого Когда появляется на сцене? Как себя ведёт? Используем план речевой характеристики!

Речевая характеристика Дикого Когда и при каких обстоятельствах Дикой меняет манеру поведения и тон течи? С чем это связано?

Выводы: Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, и он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость. Нас поражает его бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив.

Итоги урока: «Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова». Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

Домашнее задание: Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами) Подготовить на основе реч.хар-ки анализ образа персонажа драматического произведения. Доп. Задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

Предварительный просмотр:

Материалы к открытому уроку по драме Островского «Гроза»

« Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза» »

Цели урока:

Обучающие: учащиеся разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия, овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер

Развивающие: из наблюдений над особенностями стиля Островского делают первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.

Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» - отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос? Слайд 6

В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

  • отсутствие описательной речи автора;
  • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
  • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей .

3. Информация учителя

Слайд 7

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

Функции речевой характеристики

1. Характеризующая - чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания.

Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя.

2. Выделительная - чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других.

3. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев.

4. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

Вывод: Пять реплик - пять характеров. Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

« Хозяева»

«Жертвы»

Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет».
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями

многими украшенный».

Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи

Что узнаём о герое

«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен

что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

Слайд 15

7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов. Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

8. Домашнее задание: Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

На сегодняшнем уроке я узнал …

Мне удалось…

Не удалось..

Я понял…

Я не понял.


Колумб Замоскворечья. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Как воспитывалась Катерина. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Словарь. Основная тема «Грозы». Идея драмы «Гроза». Александр Николаевич Островский. Занятия Катерины. Человеческие чувства. Два конфликта. Малый Академический Художественный театр. Любовь. Полемика вокруг пьесы. Замоскворечье. Национальный театр.

«Пьеса «Бесприданница»» - Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Катерина - истинно трагическая героиня. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Стать богатой содержанкой?.. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. «Бесприданница». Фото 1911. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины.

«Герои «Снегурочки»» - Стихия русских народных обрядов. Фантастические персонажи. Мощь и красота природы. Дед Мороз. Огромная сила. Музыка. Герои. Волшебный венок. Древний русский обряд. Идеалы автора. Песни. Красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. Сцена. Утро любви. Снегурочка. Холодное существо. Образ Леля. Весенняя сказка. Музыка Римского-Корсакова. Римский-Корсаков. Композитор. Торжество чувств и красота природы.

«Островский «Бесприданница»» - Что мы узнаем о Паратове. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Символический смысл имен и фамилий. Анализ драмы «Бесприданница». Действующие лица. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Паратов Сергей Сергеевич.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. Система художественных образов. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. При каких условиях? Что означает слово «самодур»? Жертвы «темного царства». Какую роль играет сцена грозы в пьесе? Смысл названия драмы «Гроза». Каково ваше представление о Диком? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Каков Карандышев. Выстрел Карандышева. Нужна ли Лариса Паратову. Печальная песня о бесприданнице. Любовь для Ларисы. Тайна пьесы Островского. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Что же за человек Паратов. Жестокий романс. Стихотворные строки. Анализ пьесы. Цыганская песня. Островский. Проблемные вопросы. Романс. Навыки изложения своих мыслей. Приобретение навыков анализа текста.

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист - протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой - муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Тест по произведению

Slide 1

Slide 2

В 1845 году Островский работал в
Московском коммерческом суде
канцелярским чиновником.
Перед ним раскрывался целый мир
драматических конфликтов. Так
воспитывался талант будущего мастера
речевой характеристики персонажей в своих
пьесах.
Островский в драме "Гроза" очень четко
показывает всю глобальную разницу между
старыми патриархальными взглядами и
новыми. Ясно видны все важнейшие черты
характеров героев, их реакции на
развивающиеся события. Рассмотрим
речевую характеристику Кабанихи.

Slide 3

Кабаниха – человек старой
морали. Она везде блюдет
правила «домостроя». Во всем
новом ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она
осуждает молодежь за то, что
у нее нет «должного
почтения». Кабанова страшна
не верностью старине, а
самодурством «под видом
благочестия».

Кабанова.

«Смешно смотреть-то на них…
ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем
не умеют… Что будет, как
старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю.»

Slide 4

Кабаниха заставляет всех домашних
плясать под свою дудку. Она заставляет
Тихона по-старинному прощаться со
своей женой, вызывая смех и чувство
сожаления у окружающих. Вся семья
живет в страхе перед ней. Тихон,
совершенно подавленный властной
матерью, живет одним только желанием
– вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли
ни на шаг.»
«Он как выедет, так запьет. Он теперь
слушает, а сам думает, как бы ему
вырваться-то поскорей.»

Slide 5

Кулигин называет ее “ханжой” и
говорит, что она “нищих
оделяет, а домашних заела
совсем”. Это характеризует
купчиху с плохой стороны.
Кабаниха же в своей речи
пытается прикинуться доброй и
ласковой, хотя иногда именно
речь обнаруживает
отрицательные черты ее
характера, например страсть к
деньгам.

Катерина.

«Полно, полно, не божись! Грех!
Я уж давно вижу, что тебе жена
милее матери. С тех пор как
женился, я уж вижу от тебя
любви не вижу.»

Slide 6

Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе
все тяготы семейной
обстановки. Однако, в
отличие от Тихона, она
обладает более твердым
характером, и у не хватает
дерзости, пусть тайно, не
подчиняться матери.
«Нашла место наставления
читать.»

«И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно
стало.»

Slide 7

Кабаниха очень набожна и
религиозна. Зато перед
нами приоткрывается
страшная и деспотичная
сущность Кабанихи. Она
сумела подчинить себе
всех, держит все под
контролем, она даже
пытается управлять
взаимоотношениями
людей, что и приводит
Катерину к гибели.
Кабаниха хитра и умна, в
отличие от Дикого, и это
делает ее более
страшной.

Slide 8

У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте
отношений патриархального быта, но и уверенности в их
нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя
чуть ли не последней блюстительницей этого
«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

В 1856 году А. Н. Островский путешествует по Волге. Впечатления от поездки находят отражение в его творчестве, «Гроза» тоже написана по мотивам этой поездки. Это история о купеческой жене, воспитанной в строгости и нравственности, полюбившей молодого человека. Изменив мужу, она не в силах скрывать это. Публично покаявшись в измене, она бросается в Волгу.

Вконтакте

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Пьеса построена на сопоставлении двух сильных противоположных образов: Екатерины и Марфы Игнатьевны Кабановой. На самом деле, у них много общего: главенство патриархального мира, свойственный обеим максимализм, сильные характеры. Несмотря на свою религиозность они не идут на компромисс и не склонны к милосердию. На этом их сходства заканчиваются. Они находятся на разных полюсах патриархального мира. Кабаниха - земная женщина, ее волнует соблюдение порядка до мелочей. Человеческие отношения ее не интересуют. Патриархальный уклад жизни для Катерины заключен в мечтательности, одухотворенности.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» - один из центральных . Она - вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство . Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою». Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения. Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость. В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки. Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы - сцена проводов сына Тихона . Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему - выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине - невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине , считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом . Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях - они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов . По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова - неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой - свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».