Погребальные обряды Ненцев. «Картина напоминала фильм ужасов»: ямальцы рассказали правду о сибирской язве Что такое хальмер

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Библиография Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, Грачёва Г.Н. Погребальные сооружения ненцев устья Оби // Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ начала XX в. Л., Грачёва Г.Н. Народные названия, связанные с погребениями и погребальными сооружениями // Этническая история народов Азии. М., Грачёва Г.Н. Ненцы // Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). М., Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М., Кулемзин В.М. Обряды перевода из реального мира в потусторонний у народов Западной Сибири в ХVIII XX вв. Ненцы // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Мир реальный и потусторонний. Томск, Т. 2. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев) / Пер. с нем. и публикация Н.В. Лукиной. Томск, Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л., Хомич Л.В. Представления ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб., Примечания Знаки при написании ненецких слов звонкий гортанный смычный глухой гортанный смычный нг заднеязычный звук Ю.Н. Квашнин ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ СИБИРСКИХ ТУНДРОВЫХ НЕНЦЕВ Научные данные разных исследователей о погребальной обрядности сибирских тундровых ненцев дают обобщенное представление о видах традиционных ненецких захоронений. Из них следует, что кладбища у ненцев (нен. хальмер нгэсь) располагались на возвышенных местах, захоронения производились в наземных деревянных гробах-ящиках (нен. тин, пэмб) четырехугольной формы, скрепленных системой вертикальных и горизонтальных планок, значительно возвышающихся над гробом, к планкам в головах покойного прикреплялась горизонтальная 51

2 рейка, на которую подвешивался колокольчик. Имелись варианты захоронений: в половине лодки, в земле, детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. Раньше кладбища были родовыми [Хомич 1966: 219; Семейная 1980: ; Народы 2005: ]. В ходе экспедиционных исследований в Тазовском (, 1998), Ямальском (2001, 2004, 2005), Надымском (2002), Приуральском (2004) районах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), а также в Усть-Енисейском районе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (ТАО) (2006) нами были выявлены некоторые локальные особенности традиционных ненецких захоронений. В просторечии ненцы часто называют гробы так же, как и самих покойников хальмеры. Отличаются типы гробов-хальмеров у ненцев северного и южного Ямала, в Надымском районе влияние на погребальную обрядность ненцев оказали коми-ижемцы, имеются варианты захоронений у восточных групп ненцев. Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в. [Шренк 1855: ], сколько, на наш взгляд, практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев. Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хетá притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский Хальмер-Седэ в переводе означает «сопка мертвых». По преданию, берег р. Таз весной подмывало водой и захоронения, находившиеся там, падали в реку [ПМА 1995, 2002, 2005, 2006]. Свидетельством былого существования у ненцев родовых кладбищ являются современные групповые семейные захоронения. Обычные кладбища близ национальных поселков никак не ограничены территориально и занимают довольно обширные пространства. То в одном, то в другом месте встречаются группы из двух-трех и более гробов-хальмеров, стоящих в ряд близко друг к другу, что указывает на захоронение здесь родственников. Подобные захоронения встречаются на Ямале, на Гыданском п-ове, в низовьях Енисея. О том, что женщину хоронили на кладбище ее рода [Хомич 1966: 218], нам слышать не приходилось. Подобное утверждение спорно, поскольку ненецкая женщина, выходя замуж, автоматически переходила в род мужа. 52

3 Иногда ненцы возят покойника какое-то время с собой при перекочевках, завернув в шкуры и уложив на нарты. На севере Ямальского и Тазовского районов, в зоне арктической тундры, причиной этому часто становится отсутствие материала для строительства гроба. Желание родственников похоронить умершего «на своей земле» [Вербов 1936: 64] играет сегодня второстепенную роль. Весной 1995 г. на фактории Танама нам повстречалась женщина из рода Ядне, которая связывалась по рации с дирекцией Гыданского рыбозавода и просила доставить ближайшим рейсом вертолета на факторию доски для гроба умершего мужа. Только после похорон она могла продолжить перекочевку со своей семьей и оленями на весенние пастбища [ПМА 1995]. Весной 1996 г. во время экспедиции по северу Тазовского п-ова нам довелось наблюдать, как семья антипаютинских ненцев Салиндер изготавливала гроб для умершей бабушки из старых половых досок. Хальмер устанавливали мужчины вдалеке от стойбища на возвышенном месте, со строительством не торопились, периодически возвращались в чумы, где поминали усопшую водкой [ПМА 1996]. Летом 2006 на р. Большая Хетá в Усть-Енисейском районе ТАО на заброшенном стойбище Пальчиных мы обнаружили два старых захоронения в земле, располагавшихся примерно в двухстах метрах от мест, где раньше стояли чумы [ПМА 2006]. Гробы-хальмеры у большинства обследованных нами групп ненцев представляют собой традиционные деревянные прямоугольные ящики, сделанные из оструганных досок и скрепленные деревянными рейками. К левой рейке в головах покойного часто привязывается шест-хорей, которым умерший при жизни управлял оленями, реже обычная длинная палка. Иногда хорей просто прислоняют к горизонтальной рейке. Отсутствие хорея на могиле может свидетельствовать о том, что умерший был рыбаком, а не оленеводом или проживал в поселке. На горизонтальных рейках за неимением колокольчиков ненцы часто подвешивают пустые консервные банки или другие звенящие металлические предметы. Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает» [ПМА 1996]. На некоторых хальмерах встречается суконное покрытие под крышкой гроба, иногда покрытие из листов рубероида. У всех групп ненцев, кочующих к северу и северо-востоку от Оби, крышки гроба плоские. На юге Ямала на кладбище у п. Панаевск практически на всех гробах 53

4 крышки имеют двускатную форму. Здесь возможно влияние северных приобских хантов, которые к середине XIX в. укоренились в низовьях Оби и частично вошли в родовой состав ненцев В Надымском районе под влиянием православных коми-ижемцев традиционные верования ненцев трансформировались. Например, сейчас здешние ненцы не устанавливают в чуме на противоположной от входа стороне вертикальный, считающийся священным, шест (нен. симсы), говорят, лишняя деталь. У редкой семьи имеются священные нарты, часто их заменяют небольшие деревянные ящички (нен. хэхэ-лабтэй), которые заворачивают в сукно и ставят на деревянные подставки позади чума. В некоторых чумах ныдинских оленеводов можно встретить старинные и современные православные иконы. Многие ненцы носят нательные кресты, знают молитвы. У всех ныдинских ненцев православные имена и отчества. На кладбище близ п. Ныда на берегу Обской губы рядом расположены старые ненецкие традиционные гробы-хальмеры и могилы с деревянной или металлической оградкой крещеных коми-ижемцев. На П-образных перекладинах некоторых хальмеров укреплены маленькие деревянные православные кресты, а в оградках часто встречаются установленные почти вертикально шесты-хореи. Табличек с фамилиями усопших на огражденных могилах почти нет, а на большинстве имеющихся буквы стерлись от времени, поэтому не всегда можно определить, кто похоронен в ограде коми-ижемец или крещеный ненец [ПМА 2002]. Рис. 1. Кладбище у п. Тухард (Усть-Енисейский р-н ТАО). 54

5 Хальмеры крещеных ненцев, кроме Надымского р-на, встречались нам на кладбищах у п. Панаевск на юге Ямала и у п. Тухард в низовьях Енисея. Кресты (величиной в рост человека) обычно устанавливаются в головах покойного. Иногда их просто кладут на хальмер. На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин. В низовьях Енисея встречаются ненецкие захоронения в земле. По мнению Л.В. Хомич, ненцы на Европейском севере, где было сильным русское влияние, часто хоронили покойников в земле, обычно летом, в тех местностях, где недостаточно древесины [Народы 2005: 464]. Особенностью енисейских захоронений является то, что они представляют собой традиционные деревянные, скрепленные системой планок гробы-хальмеры, только полностью или на 3/4 вкопанные в землю. Рис. 2. Захоронение семьи Лампай у р. Большая Хетá (Усть-Енисейский р-н ТАО) На всех обследованных нами кладбищах большинство хальмеров ориентированы головой на запад. Рядом с могилами оленеводов лежат перевернутые изломанные нарты, также ориентированные передней частью на запад. В разных количествах возле могил лежат кости жертвенных оленей и бутылки из-под водки. По рассказам енисейских ненцев, нельзя было хоронить в традиционных гробах только людей, умерших от эпидемий. Например, в устье р. Ёпояха, впадающей в р. Соленую (приток Енисея), находятся остат- 55

6 ки нескольких чумов, обитатели которых умерли когда-то от сибирской язвы. Говорят, они поели мяса зараженных оленей. Из всего стойбища остался в живых только один мальчик, который был в гостях в другом стойбище, он-то потом и рассказал о беде. Хоронить, как положено, покойников не стали, просто перерезали ремешки, связывающие основные шесты, и обрушили чумы [ПМА 2006]. В заключение необходимо сказать, что, несмотря на локальные особенности, способы захоронения умерших у разных групп сибирских тундровых ненцев продолжают оставаться в целом в рамках традиций. Библиография Народы Западной Сибири. Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., Семейная обрядность народов Сибири. М., Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л., Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России. СПб., Е.П. Мартынова УГОРСКО-САМОДИЙСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ НАДЫМСКИХ НЕНЦЕВ Истоки взаимодействия между самодийскими (ненецкими) и угорскими (хантыйскими) группами населения в бассейне р. Надым уходят в далекое прошлое. В составе надымских ненцев исследователи выделяют роды хантыйского (хаби еркар) и собственно ненецкого (хасово еркар) происхождения. В их традиционной культуре преобладают самодийские компоненты, что относится к таким элементам, как жилище, пища, большинство видов одежды, средства передвижения, свадебный, родильный обряды. Угорские (хантыйские) компоненты обнаруживаются в ритуально-культовой сфере, прежде всего в погребальном обряде. В основу данной работы положены полевые материалы автора, собранные в Надымском районе в августе 2001 г. и феврале 2002 г. Погребальный обряд ненцев описан в литературе довольно подробно [Шренк 1855; Грачёва 1971; Семейная обрядность народов Сибири 1980; Хомич 1977, 1995]. Полевые материалы по надымским ненцам позволяют выявить некоторые детали ритуала.


Ки нескольких чумов, обитатели которых умерли когда-то от сибирской язвы. Говорят, они поели мяса зараженных оленей. Из всего стойбища остался в живых только один мальчик, который был в гостях в другом

Г.П. Харючи ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ НЕНЦЕВ Похоронный обряд описан в трудах многих путешественников и исследователей конца ХVIII начала ХХ в. Но специальных работ по этой теме не было.

«Традиции и обычаи народа ханты» семья рода Негачи Актуальность Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру

СТОЙБИЩЕ ХАНТОВ Выполнили: ученики 6 класса Белоусов Алексей Бойко Анатолий Мурзин Артем Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа "Сургутская школа с профессиональной

442 Родство, гендер и социальные отношения С. Е. Сэрпиво К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НЕНЦЕВ Пространство является одной из универсальных категорий любой культуры. В исследуемой

Мостью энергоносителей и транспортных услуг, без чего ни одно хозяйство, ни одно предприятие района не сможет стать самоокупаемым. А потом помощь коренным жителям района будут оказывать лишь с обязательной

Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. Религии народов современной России. М., 1999. Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980. Штильмарк Ф. Таежные дали. М., 1976. Л.Р.

ЛУКИНА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА Доктор исторических наук ТИТУЛЬНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ 1. Сб.: Материалы по этнографии Сибири / Отв. ред. Н.В. Лукина (Совместно с Н.А. Томиловым). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972.

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Росинка" п. Пионерский" Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «В гостях у бабушки Ймъял-Паи» Подготовила:

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НЕНЦЕВ НАДЫМСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (1930 г. начало XXI в.) 1 Е. А. Волжанина Представлена динамика численности ненцев Надымского района с момента его образования

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

ОБРАЗОВАНИЕ В МЕСТАХ КОЧЕВИЙ НА ЯМАЛЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕСТАХ КОЧЕВИЙ НА ЯМАЛЕ Отличительной особенностью Ямало-Ненецкого автономного округа является то, что достаточно большое количество коренного населения

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

185 МАТЕРИАЛЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Юрий Квашнин, Александр Ткачев Культовое место на озере Нямбой-то 1 В августе 2013 г. в Тазовском районе Ямало- Ненецкого автономного округа (далее ЯНАО), в низовьях

Выступление делегата от народа ханты Сязи Антонины Макаровны на VII Всемирном конгрессе финно-угорских народов 15-17 июня 2016 года, Лахти Тема выступления: КОЧЕВЫЕ ШКОЛЫ В ТУНДРЕ И ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Смирнов Ю.А. Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. М., 1997. Соболев В.И., Панфилов А.Н., Молодин В.И. Кротовский могильник Абрамово 11 в Центральной Барабе // Культурные и хозяйственные традиции

Цель: Знакомство с культурой малых народов севера. Формирование бережного отношения к традициям малых народов севера. Историческое название ХМАО Югра. Первое письменное сообщение об этой земле было записано

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

Г. Сургут МАУ СР «ИКНПЦ «Барсова Гора» Святилище Лук Эвэт ики (Глухариная Святая гора) расположено в пределах урочища Барсова Гора, территория которого является местом, почитаемым коренным населением с

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

Урок географии ЯНАО в 8 классе. Тема: Нижнеобский экономический район Цели урока: Обучающие: познакомить учащихся с особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами; научиться выявлять закономерные

Праздники коренных народов Севера «Медвежий праздник» «День Обласа» «День оленевода» Праздник коренных народов Севера «Вороний день» С 2012 года в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа

Е. П. Мартынова. Представления о богатстве у ненцев Ямала 161 Е. П. Мартынова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГАТСТВЕ У НЕНЦЕВ ЯМАЛА Основой для написания работы послужили полевые материалы автора, собранные в 2008,

44 Этнографическое обозрение 3, 2010 ЭО, 2010 г., 3 Г.П. Харючи НЕНЕЦКАЯ ЖЕНЩИНА В НАУКЕ: К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ САКРАЛЬНОЙ СФЕРЫ Ключевые слова: традиционное общество, тендерный аспект

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» УТВЕРЖДЕНА

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБВИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 10.03.2015 г. с.обвинск N 17 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСАМ ПОГРЕБЕНИЯ

Юлбаева Ирина Васильевна преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Надыма», Приешкина Алена Николаевна

ПОЛОЖЕНИЕ об Окружной дистанционной викторине среди обучающихся общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа 1. Общие положения 1.1. Окружная дистанционная викторина «Ямал наш дом»

1 Документ 7 В.И. Васильев ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ТЮМЕНСКОй ОБЛАСТИ (на материалах Шурышкарского района) Материалы серии отражают точку

Обеспечение равного доступа детей из числа коренных малочисленных народов Севера к качественному образованию посредством введения кочевой формы образования Сидорова Ирина Кенсориновна, советник Губернатора

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Годы Городское и сельское, человек городское в том числе сельское В общей численности населения, процентов городское сельское 1959 по

ОЛЕНЕВОДСТВО В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ Аннотация. В данной статье проведен анализ современного состояния тундрового типа оленеводства, показана оленеемкость пастбищ,приведены

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. Шевкомуд И.Я. Керамика начального неолита Приамурья // Россия и АТР. Владивосток, 1998. Шимкевич П. Обычаи, поверья и предания гольдов

Л. А. Лар. Погребальные обряды ненцев в XVIII начале XX в. 89 Л. А. Лар ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЕРТИ И ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ НЕНЦЕВ В XVIII НАЧАЛЕ XX в. Описываются обрядовые ритуалы ненцев, связанные с похоронно-поминальным

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов X Международной молодежной научной

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА РАСПОРЯЖЕНИЕ 21 апреля 2016 г. 308-РП Об установлении запрета весенней охоты на водоплавающую дичь в определённых общедоступных охотничьих угодьях на территории

КАРАР РЕШЕНИЕ «28» октябрь 2016 й. 20-2 «28» октября 2016 г Об утверждении Правил содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ сельского поселения муниципального района Благовещенский

АДМИНИСТРАЦИЯ КИИКСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 23.12.2014 70 с. Киик Об утверждении перечня услуг по погребению умерших на территории Киикского сельсовета Тогучинского

Домодедовское кладбище список захороненийdoc >>>

Домодедовское кладбище список захороненийdoc >>> Домодедовское кладбище список захороненийdoc Домодедовское кладбище список захороненийdoc На пасхальной неделе и в организуется несколько дополнительных

Задачи: 1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа краеведения. 2. Формировать основные понятия о быте, культуре коренных народов Севера. 3. Расширять представления

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 46 «Кот в сапогах» Коррекционный час в группе старшего дошкольного возраста 2 Воспитатель: высшей квалификационной

Чурима Ю. А. СЛЕПЦОВ белого шамана У северных народов почитание солнца, дарующего жизнь, занимает особое место. Встречая его, шаман бьет в бубен, окропляет землю кумысом Дорога шамана не обрывается с окончанием

ПРЕДИСЛОВИЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ СИБИРИ Тема исследования социальных отношений является многогранной, но многие аспекты данного направления на сибирском материале

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко» Методические рекомендации по работе с детьми КМНС, посещающих МДОУ «Солнышко», проживающих в АИСТ МОУ с. Аксарка, родители которых ведут кочевой

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ НИКОЛЬНИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 15 декабря 2014г. 170 Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню

НАСЛЕДИЕ Объекты культурного наследия священного озера Нумто Материал подготовлен управлением по государственной охране и использованию объектов культурного наследия департамента культуры Ямало-Ненецкого

Приложение 1 Утверждено постановлением администрации города Кировска от Положение об организации похоронного дела на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией 1.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Рассмотриваются особенности национального костюма народов Крайнего Севера (ненцев и ханты) как феномена

Департамент образования Администрации МО г. Салехард Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» «РАССМОТРЕНО» протокол 5_от _29.05.2015г. заседания ШМО

Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVII XX вв. М., 1989. Тхайцухов М.С. К вопросу об этнических связях абазин с адыгами

Природа Красноярского края. Географическое положение Красноярского края. Красноярский Край занимает центральное географическое положение в России и простирается от Северного Ледовитого океана до южных

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

ИСТОРИЯ НАУКИ. Судьбы Ю.А. СЛЕПЦОВ 94 У северных народов почитание солнца, дарующего жизнь, занимает особое место. Встречая его, шаман бьет в бубен, окропляет землю кумысом Ключевые слова: погребение,

А К Т государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ БЕРЕЗНИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 01 февраля 2018 г. 122 Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню

УДК 009 Е. А. Огородникова г.санкт-петербург, Россия СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕНЦЕВ В XXI ВЕКЕ Аннотация. Рассматривается проблема сохранения языка и культуры ненцев и возможные пути ее решения. Показаны главные

МДОАУ д/с «Улыбка» г.пыть-ях Презентация на тему: «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Воспитатель: Алексеева Лариса Николаевна Наша Родина-Россия Наша Родина

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АЛЕКСЕЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ГЛУШКОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ от «Л?_» 2017 г. */3 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню

Контактное лицо от Управления по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета г.казани Сахабиев Ильдар Рафаилевич главный специалист отдела правовой работы, контроля и разрешений, тел. 264-65-03

Лоция реки дон >>> Лоция реки дон Лоция реки дон Вот что помню из рассказов бабушки: дедушка моего дедушки в этом месте построил плотину и мельницу. После пересечения с железной дорогой река, похоже, течет

Ò.Â. Ãîëüöîâà, Ë.Ï. Îñèïîâà Äèíàìèêà áðà íîé ñòðóêòóðû íãàíàñàí Òàéìûðà â XVIII XX ââ. (Èçìåíåíèå ðàçíîîáðàçèÿ ãåíåàëîãè åñêèõ ëèíèé â ñâÿçè ñ ïðîáëåìîé ðåêîíñòðóêöèè èñòîðè åñêè ñëîæèâøåãîñÿ ãåíîôîíäà

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 2» РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей истории и обществознания протокол 1 от 28.08.2016 УТВЕРЖДЕНО приказом ОУ 387 от 31.08.2016 на заседании

Библиография Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона. Владивосток, 2003. Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск, 1991. Гаер

Бобрецова Екатерина Григорьевна воспитатель МБДОУ «Д/С 62» г. Нарьян-Мар, НАО Конспект занятия «Оленеводство» Аннотация: приведенное автором статьи занятие знакомит детей с профессиями коренных жителей

Проект АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ «Об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых на территории муниципального

Выполнили: Назарова Марина Трифанова Юлия Цели: Доказать что русалки существуют, узнать о них побольше. Задачи: Создание и проведение анкетирования; Собрание информации и написание проекта. Гипотеза

С самых давних времен люди исполняли особые ритуалы, провожая умерших в Страну Мертвых. Определенная последовательность действий, как правило, была направлена на то, чтобы сделать пребывание усопшего на том свете удобнее и приятнее. Древние люди клали в могилу оружие и пищу, позже знатных людей стали отправлять на тот свет в сопровождении жены и слуг, а с распространением религий, погребальный обряд стали проводить священнослужители, прося у бога молитвами райские сады для покойного.

В любом случае, в течение всей истории человечества, существовали и продолжают существовать особые действия, которые люди проводят для умершего после его смерти. Какими особенностями отличались погребальные обряды народов Севера – мы расскажем в этой статье.

Остяки и самоеды .

Эти народности (современное название – ханты и ненцы) обитали в низовьях Оби. Своих мертвых они хоронили в специальных ящиках – хольмерах. Внутри помещался гроб-полулодка, куда и клали покойного ногами на юг, вниз по течению реки. Снаряжали человека в последний путь основательно – на хольмер или рядом с ним клали вёсла, лыжи, лук со стрелами. Внутри ящика оставляли идолов – временные сосуды для души и другие религиозные атрибуты. А внутри лодки, непосредственно рядом с телом, располагали мелкие предметы – нож, топор, посуду, металлические бляхи.

Нанайцы .

Они определяли смерть с помощью птичьего пера – его подносили к лицу человека, и если пух оставался неподвижен, значит человек мертв. Тело клали на пол возле нар, руки укладывали вдоль туловища, а ноги связывали белой тесьмой. К пяткам приставляли камень, чтобы покойник не выталкивал души живых из жилища. Ему делали погребальный нагрудник со схематическим изображением кишок, чтобы душе можно было питаться. Еду и питье ставили у изголовья.

Занимались похоронами (копали могилу, выносили из дома, закапывали) обязательно чужеродцы, чтобы покойный не вернулся из могилы в семью. В погребальный наряд входило нечетное число порванных вещей. Остальное имущество умершего раскладывали во дворе, а потом – частично раздавали на память родным, частично – сжигали. В гроб клали остатки одежды и предметы обихода.

Нганасаны .

Эта народность жила на севере Таймыра. Особенность их захоронений была в том, что умершего вывозили на нартах в тундру и там оставляли. Если медведь разорял такую могилу, это считалось хорошим знаком. В любом случае – живым приближаться к нартам запрещалось, так как по их верованиям, все лучшее из человека уходит в мир мертвых, который находится под землей, за семью слоями льда, а плохое – остается на могиле. Детей же хоронили на деревьях, чтобы они были ближе к небу.

Обские угуры .

В обычаи этой народности входит особый ритуал «угощения» - до погребения покойный лежал дома, а приходящие почтить его память приносили особую еду и табак. Гости, в свою очередь, брали кушанья, лежащие рядом с умершим и табак из его кисета. Заканчивалась церемония созданием набора из еды и вещей, которые клались в гроб, а также наречением покойного посмертным именем.

Эвены .

В обычаях этого племени умершего человека наряжают в лучшую одежду, кладут в выдолбленную колоду и ставят ее на специальные столбы. Гроб и столбы обливали кровью жертвенных оленей, вещи усопшего клали под гробом. Считалось, что после смерти эвен отправится на восток, поэтому хоронили его головой на запад. Погребальная одежда шилась специально и не имела узлов, так как считалось, что они могут помешать душе освободиться от тела.

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе


В России до сих пор живут коренные народы, о которых широкой публике известно немного. И хотя официально их давно обратили в христианство, многие из этих людей до сих пор верят в своих древних божеств и даже совершают странные (как может показаться) обряды. Нам это может показаться странным и даже смешным, но хранители древних традиций считают свои верования частью этнической культуры, которую не так-то просто забыть – даже с приходом цивилизации.

Лопари (саамы)

Этот народ населял Европу еще в первобытные времена, до прихода кельтов. В нашей стране лопарей, как и сто лет назад, насчитывается около 2 тысяч, и почти все живут в Мурманской области. Многие занимаются оленеводством, охотой и ловят рыбу.


Согласно древним верованиям саамов, у каждого их промысла есть дух-хозяин. Например, Оленья Хозяйка, которая живет в тундре и имеет внешность человека, покрытого оленьей шерстью, охраняет стада. С давних пор в жертву ей приносили кости оленя. Также кольские саамы верят, что в жизни им помогают умершие предки – например, управляют погодой и влияют на исход охоты.

А еще этот народ с древних времен покланялся камням. Огромные валуны, называемые сейдами, саамы ставили на маленькие камешки, как на ножки, и даже устанавливали правила, согласно которым подходить к культовым камням можно было в определенное время и определенным людям (например, только мужчинам). И хотя сейчас все больше саамов стали переходить в православие, к валунам до сих пор приносят жертвы в виде костей животных.


Считается, что рыбак, уходя в море, может оставить в таком сейде душу, чтобы в случае его гибели ее не сожрало чудовище. Кроме того, любой человек вполне способен превратиться в такой камень. Некоторые сейды лопарей носят имена: например, Летучий Камень на горе Сейдпакх и два скальных валуна на реке Поной, которые саамы зовут Старик и Старуха.

Долганы

Тюрский народ долгане (долганы), живущий в Якутии и Красноярском крае, сформировался сотни лет назад из якутов, тунгусов и таймырских старожилов русского происхождения.


Когда в эти края пришли казаки, они дали многим из местных жителей свои фамилии и обратили в православие. Однако традиционные верования долган оказались настолько крепки, что в итоге они стали сочетать православие со своими древними обрядами. С одной стороны, долганы взяли за правило, войдя в чум, креститься и регулярно молиться перед иконами, а также пользоваться православным календарем. С другой – продолжали верить, что окружающий мир делится на «верхний», «средний» и «нижний» и перемещаться из одного в другой может только шаман.

Когда долганы хоронят умерших, помимо православного креста, они сваливают на могилу дерево или ставят сруб, украшенный народной резьбой. Рядом кладут одежду, нарты и другие вещи, принадлежавшие покойному. А могилу оленевода может украшать шест с насаженной на него оленьей головой.


Кумандинцы

Кумандинцев в России не более 3 тысяч и живут они на Алтае и в Кемеровской области. Этот народ – потомки знаменитых некогда куманов (половцев), к которым позднее «примешались» другие коренные народности. Установлено, что в их жилах течет кровь древнейшего населения Сибири.


Кумандинцы всегда считались лучшими охотниками на медведей. Причем, косолапого они буквально обожествляли. Например, убив зверя, охотник проглатывал его глаз (чтобы его потом боялись другие медведи), а остальные мужчины произносили вокруг животного заклинания, предварительно отрубив у мишки голову и вставив ее в развилку дерева. И в тоже время, чтобы задобрить «хозяина тайги», охотники совершали в лесу обряд кропления... ячменной кашей. Произносить слово «медведь» вслух охотники боялись и вместо него говорили «дедушка».


Согласно древней религии кумандинцев, всеми процессами на Земле управляют духи – невидимые повелители воды, огня, тайги, гор и так далее. Несмотря на то, что часть кумандинцев в свое время обратили в православие, до сих пор остались те, кто придерживается бурханизма – странной религии с элементами мифов, основанной на вере в духов и в пришествие мессии. Их религию также называют алтайским вариантом буддизма.

Нанайцы (гольды)

Этот малочисленный народ живет на Дальнем Востоке. Как и многие коренные жители севера, нанайцы всегда верили в духов. В жилищах они традиционно хранят деревянных идолов, самый большой из которых – дух-хранитель дома. Согласно верованию, нанаец может молиться и приносить подношения не только этим фигурам, но и своему семейному дереву в лесу, и даже камню.


В религии нанайцев ключевой фигурой является собака. Это и покровитель женщин (мифическая Железная Собака), и верная помощница шамана в культовых обрядах и мероприятиях по «поиску души».


Ненцы

Этот довольно известный северный народ официально считается малочисленным, ведь в России ненцев осталось примерно 40 тысяч.


Согласно их древней религии, миром управляет верховное божество Нум, которому помогают другие боги и духи. Доброму и справедливому Нуму противостоит злой Нга, который посылает людям болезни и смерть. Чтобы умилостивить Нга, нужно принести ему в жертву собаку или оленя, предварительно задушив несчастное животное.

У ненцев священны каждое озеро, лес и даже камни, и каждым кусочком Земли якобы управляет свой дух, а самым почитаемым деревом считается лиственница. В старые времена ненцы приносили духам подношения в виде убитых оленей, монет, клочков ткани и даже табака. На каждом священном месте древний народ устанавливал деревянных антропоморфных идолов, которых и сейчас можно увидеть на севере страны.


А еще на Ямале у ненцев до сих пор существует традиция через 7-10 лет после смерти главы семейства изготавливать его «копию» из дерева или меха. Считается, что в чучело вселилась душа умершего, поэтому его хранят дома, кормят и одевают, как живого. Такого идола передают из поколения в поколение.

Манси

Хотя этот народ и дал название Ханы-Мансийскому автономному округу, на самом деле он очень малочисленный. Согласно переписи 2010 года, манси в России чуть больше 12 тысяч.


Официально считается, что этот народ обращен в христианство, но некоторые манси до сих пор верят, что земля делится на три мира – воздушный, земной и водный, а управляют ими множество богов и духов.

Согласно религии манси, у каждого мужчины есть 5 или 7 душ. А вот у женщин их всего 4. Причем две души - главные, третья переходит в родившуюся дочь, а четвертую после смерти забирает в свое царство повелитель зла Куль-Отыр. Практикуют манси и шаманизм.


В Ямало-Ненецком автономном округе введен карантин. Как минимум на месяц. Под запретом продажа свежего мяса, рыбы, ягод и грибов. Оленеводы, чьи чумы располагались в зоне заражения, лишились своего жилища и заработка. Для ликвидации последствий на Ямал были заброшены войска радиохимической и биологической защиты, спасатели МЧС и медики из федерального центра.

О том, что происходит в регионе, центральные СМИ сообщают вскользь, информацию дают строго дозированно. И каждый сюжет заканчивается оптимистично: «В Ямале все спокойно. Идет вакцинация животных. Очаги опасности потушены. Проблема практически решена».

Как на самом деле обстоят дела в регионе, чем обеспокоены люди на Ямале и почему не удалось избежать трагедии - в нашем материале.

Справка «МК»:

«Бактерия сибирской язвы с воздухом попадает в легкие, а оттуда - в лимфатические узлы, которые воспаляются. Симптомы сибирской язвы: первоначально у больного наблюдается высокая температура, боль в груди и слабость. По прошествии нескольких дней появляется одышка и снижение уровня кислорода в крови. Попав в легкие, возбудитель сибирской язвы быстро распространяется по всему организму человека. Часто появляется кашель с кровью, рентген может показать наличие пневмонии, температура тела больного нередко поднимается до 41 градуса. Возникает отек легких и сердечно-сосудистая недостаточность, как следствие возможно кровоизлияние в мозг».

«Олени умирали быстро, за несколько часов»

Вот что пишут представители ямальской администрации в соцсетях: «Эпидемии на Ямале нет. Карантин введен локально, границы округа для въезда и выезда людей не закрыты. Санитарно-эпидемиологическое состояние места временного пребывания вывезенных из зоны карантина людей находится под наблюдением санитарных врачей, в медучреждениях - изначально режимных объектах - уровень контроля безопасности, дезинфекции и доступа усилен. Подавляющее большинство кочевников из карантинной территории здоровы, но получают от ямальских врачей профилактическое лечение».

По последним данным, на Ямале госпитализированы 90 человек с подозрением на опасную инфекцию. У двадцати диагноз сибирская язва подтвержден. Инфицированы в том числе трое детей, младшему из которых нет и года. По некоторым данным, скончались три человека - двое из них дети. Все госпитализированные - кочевники, которые пасли оленей в 200 километрах от села Яр-Сале. В результате массового падежа полегло 2500 оленей. Именно животные стали переносчиками инфекции.

Вся ямальская тундра сегодня стала зоной карантина. Сюда прибыли 250 военных и спецтехника из Москвы и Екатеринбурга. Предстоит вакцинировать выживших оленей, обеззараживать территории и утилизировать туши погибших оленей. Их будут сжигать. Только высокой температурой можно убить сибирскую язву.


Семьи оленеводов перевезли в близлежащие поселки

Сотрудники СК сейчас выясняют, вовремя ли выявили в регионе сибирскую язву.

Однако даже хорошие вести не успокаивают жителей близлежащих к зараженной зоне поселков. Люди пакуют вещи и перебираются в Салехард. Кому некуда бежать с тонущего корабля, ежедневно обрабатывают дом хлоркой и запасаются масками. Увеселительные массовые мероприятия в регионе отменены.

«Дети ходят с опухшими шеями, но об этом власти умалчивают»

Столица Ямальского района, который настигла беда, - поселок Яр-Сале. Зона заражения находится от поселка в 200 км.

Коренная жительница поселка Елена собирается переждать жаркую пору в Салехарде у родственников.

В магазинах Яр-Сале у нас шаром покати - всю оленину и полуфабрикаты забоя 2015 года разобрали, - рассказывает женщина. - Люди понимают, что в этом году забоя не будет, поэтому мы останемся без мяса. Ягоды и грибы тоже запретили собирать. Тем, кто уже засолил на зиму грибы и сварил варенье, рекомендуют все утилизировать. У нас все помойки сейчас забиты банками с компотом и вареньем.

Запретили вывоз мяса, оленьих шкур и рыбы из наших поселков. По телевизору говорят, что очаг локализован, но это неправда. Падеж оленей до сих пор наблюдается в разных местах, например, в Пангодах, только об этом молчат.

Количество больных сибирской язвой, по нашим данным, увеличивается с каждым днем. 12 летнего ребенка, который умер от язвы, до сих пор вроде не могут похоронить. Его ведь нельзя хоронить по традиционным обычаям ненцев, надо кремировать. Но родители против. В итоге тело обложили хлоркой, сотрудники морга ждут согласия матери на кремацию.


Прививки тоже делают не всем желающим. Прививают только тех, кто контактирует с больными и помогает утилизировать туши умерших животных в тундре.

Но уже прошел слух, что с 6 августа все-таки начнут прививать всех жителей села. А вот оленей, которые не успели заразиться, вроде всех привили. Хотя это надо было делать раньше. Но кочевники махнули на эти правила рукой. За что и поплатились.

Чумы всех оленеводов, которые находились в опасной зоне, сожгли. Личные вещи утилизировали. Женщин и детей тундровиков перевезли в безопасные районы. Тем, кто категорически отказался покидать насиженные места, предоставили новые чумы в чистом стойбище и выдали антибиотики.

Вы поймите, олень для ненцев - жизнь. Это и одежда - малица, ягушка, кисы, и еда, и средство передвижения, и жилье: чумы они делают из оленьей шкуры. Вот так за несколько недель эти люди лишились всего, - добавляет собеседница. - Тех кочевников, у которых не выявлена сибирская язва, на всякий случай изолировали от общества. Их временно поселили в интернаты, под замок.

Моя знакомая работает с зараженными кочевниками. Рассказывала, что тундровики принимают антибиотики. Посуду, из которой они едят, тщательно обрабатывают хлором. На 10 литров воды кладут 160 таблеток хлорки. Сами работники учреждения не снимают маски и перчатки.

По ее словам, кочевники в нормальных для нас условиях чувствуют себя плохо. Сейчас их кормят кашей, жидким супом, макаронами. А ведь они не могут прожить без мяса и рыбы! Их организм другой пищи, кроме оленины, не воспринимает. Слышала, что некоторых выворачивает от такой еды.

А еще их стараются не выпускать на улицу. Но некоторые все равно выходят каким-то образом. Дети их гуляют. Многие мои соседи уже стали увольняться и уезжать в большие города, дабы не подвергать себя опасности. Большинство селян отвозят своих детей подальше отсюда, к родственникам.


Среди погибших тундровиков - бабушка и внук. «От язвы скончались два члена семьи оленеводов, бабушка 75 лет и внук 12 лет. Мальчик, когда был еще жив, сказал, что пил кровь и ел свежее мясо оленя», - рассказали сотрудники поселковой администрации. Подробности жизни этой семьи селяне не знают. Говорят, кочевники с ними особо не общались. Да и в поселок наведывались раз в полгода, затаривались продуктами оптом, чтобы хватило на 5–6 месяцев, и уезжали обратно.

Я слышала, что продолжается падеж в районе изгиба Юрибея и в районе реки Лата-Марето, - продолжает женщина. - Местные говорят, что дети там ходят с опухшими шеями, собаки тоже все опухли. Опухшие шеи - это воспаленные лимфоузлы - один их симптомов сибирской язвы. Но почему-то об этом умалчивают.

А вот соседка Елены, Надежда, настроена более оптимистично.

Я верю местным СМИ. Если говорят, что ситуация стабилизировалась, олени привиты, их перегнали на безопасное место, значит, так и есть. Все больные находятся в салехардской больнице. Моя подруга говорила, что там в инфекционном отделении лежат 48 человек с подозрением на язву. В больнице круглосуточно дежурит ОМОН. Вход только по пропускам, так что нам в поселке опасаться нечего.

К нам свезли здоровых оленеводов, которым надо где-то перекантоваться, пока не восстановят их жилище. Оставшиеся без чума и скота люди поселились в нашем медпункте, их там около 60 человек. Я понимаю, что чиновники сделают все возможное, чтобы не допустить скандала.


Все чумы кочевников, которые находились в зараженной зоне, утилизировали

На самом деле сибирская язва пришла в регион не 16 июля, как трубят все СМИ, а гораздо раньше. Тундровики сами рассказали нам, что первые олени пали 5 июля. Оленеводы звонили тогда в районную администрацию, но там проигнорировали их звонки. Тогда кочевникам пришлось обратиться в окружной центр. Это как раз и было 17 июля. К тому времени падеж составил около 1000 оленей.

«Оленевод шел четверо суток, чтобы сообщить о беде»

Мужчины в Яр-Сале относятся к происходящему философски: будь что будет.

Александр из села Яр-Сале рассказал, как он видит ситуацию.

Я не очень беспокоюсь насчет того, что в следующем году не поедим мяса. Если учесть что в районе было 700 000 оленей, погибло порядка двух тысяч, думаю, такой проблемы не должно возникнуть. Вот только кому тундровики будут продавать эту оленину? Вряд ли найдутся желающие ее попробовать.

Также в районе запретили продавать оленьи рога, которые народ покупал как предмет интерьера. Вывоз этой продукции тоже категорически запрещен. Сотрудники управляющих компаний ЖКХ ежедневно моют подъезды домов с хлоркой. Думаю, в выходные и свое жилье обработаю на всякий случай.

В поселке закрыли все кафе, ресторан пока работает, но, говорят, недолго ему осталось. Дискотеки и массовые гулянья отменили. Общественного транспорта в поселке нет, так что отменять нечего. В Салехард пока автобусы пускают. Но пассажиров тщательно проверяют - нельзя вывозить и ввозить мясо, рыбу, ягоды, грибы.


Можно ли было избежать трагедии? И есть ли вина властей в том, что на Ямал пришла сибирская язва? Николай из Салехарда, который регулярно объезжает оленеводческие поселки, поведал нам историю, о которой предпочли умолчать СМИ.

Когда начался незначительный падеж скота, тундровики решили, что оленям стало худо от жары. В этом июле стояла нетипичная погода для нашего края - доходило до 38 градусов.

Вот сообщение, которое распространилось по соцсетям от кочевников (сохранился скриншот): «Около озера Ярото на стойбище 12 чумов, погибло 1500 голов оленей, умерли собаки. Всюду вонь, гниение, смрад. У детей появились фурункулы. Людей не вывозят, власть не оказывает никакой помощи, при этом умалчивают об этом. Властям стало известно еще неделю назад о нашей беде, но они ничего не предпринимают. Скоро начнут умирать люди в тундре. Пожалуйста, помогите опубликовать. Спасайте людей».

Послание осталось без внимания.

Зато сейчас представители администрации Ямальского района утверждают, что автор послания - обыкновенный тролль.

Всему виной обыкновенная халатность, - продолжает Николай. - Оленеводы долго искали главу Ямальского района. Но в администрации им отвечали, что он в тундре у оленеводов. Но никого из представителей администрации не видели там. Чиновники района приехали только спустя пару недель, когда уже падеж скота стал массовым, исчислялся более 1000 голов.

Те, кто там был, говорят, картина напоминала фильм ужасов про зомби. Все стойбище завалено трупами животных. Олени умирали быстро, за несколько часов. Просто падали и еще какое-то время продолжали еле-еле дышать. Вокруг ходили люди, многие уже заболели к тому времени, еле передвигались, их знобило. Вот тогда местные чиновники поняли, что дело приобретает серьезный оборот, но попытались исправить ситуацию самостоятельно. Не получилось. И наш губернатор попросил помощи у вышестоящих властей.


И только после этого помощь пришла. Подключили все структуры: МЧС, Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения, на место были направлены ветеринары из близлежащих регионов.

Судя по сарафанному радио, пока еще далеко до полной ликвидации, - продолжает Николай. - В тех местах заражена вода в озерах и в ручьях, люди боятся, что грунтовые воды потекут в Обь и есть возможность заражения большой воды и ее фауны. Но, как говорят ученые на месте, такого быть не может.

Также власти сообщают, что якобы с 22 июля с людьми на стойбище был врач-терапевт. Не было там врача, по моим данным. Санитарная авиация прибыла к ним только 23 го числа. А врача привезли 24 июля на стойбище. За все это время хищные птицы и звери поклевали трупы. Ладно олени пали, через десяток лет он восстановит свое стадо. А вот что количество зараженных там людей может перевалить за сотню - это страшно.

- Оленину точно покупать теперь никто не станет?

Даже многие местные жители говорят, что не станут есть оленину как минимум пару лет. Но есть риск, что некоторые браконьеры, не зная о язве, разделывали мертвые туши, спиливали панты, снимали шкуры и успели определенное количество вывезти. Сейчас местная власть ищет всех, кто это делал, чтоб уничтожить то, что они успели вывезти.

- Мясо оленя дорогое?

Стоит оно от 180 руб. до 280 руб. за 1 кг. Оленеводы продают по 180 руб., совхоз - по 250–280.


Вся ямальская тундра сегодня стала зоной карантина

Слова моего собеседника отчасти подтвердила и министр здравоохранения Вероника Скворцова, экстренно прибывшая в регион. Она рассказала, что зараженная территория может быть шире, нежели сообщалось ранее: «С одного очага, очень небольшого, все начиналось. Но потом, в течение определенного времени, выявлялись новые очаги, их на сегодняшний день несколько».

Инфекционисты признали: бактерии разносились оленями и животными, которые поедали трупы умерших от болезни, а также птицами и насекомыми. Радиус заражения может быть до сотни километров от очага. Однако специалисты говорят, что далеко животные уйти не могли.

«После посещения мною зараженной зоны сожгли все мои личные вещи и деньги»

Представитель администрации Ямальского района Равиль Сафарбеков, как может, успокаивает народ в соцсетях. Вот некоторые его сообщения.

«Сейчас все работают на износ: врачи, ветеринары, ученые, правительство Ямала, администрация района, общественные организации, добровольцы и т.д. Многие сутками не спят, питаются на ходу.

К решению проблемы подключились институты и лаборатории России. Постоянно меняется ситуация, приходят новые данные. Чтобы не допустить распространение инфекции, увеличена зона карантина, а значит, необходимо переселять еще больше семей оленеводов в чистые места. Эпидемиологи запрещают перемещение личных вещей - а значит, каждой семье необходимы новые чумы, экипированные на 100%.

Новые личные вещи, новые нарты, новая одежда - это не осилит ни один резервный фонд района, который опустел за пару дней. Прошу, помогите!».


«Губернатор подтвердил, что все крупнейшие компании ТЭК подключились к работе - выделяют технику, вертолеты, специалистов, крупные суммы денег на покупку необходимых вещей и средств помощи».

«Тундровики, которые находятся в интернате, условно здоровы, тем не менее идет перестраховка».

«Я сам был в зараженной зоне. После посещения сожгли все мои личные вещи, деньги. Еле упросил не трогать технику, фотоаппарат, сотовый, который лежал в рюкзаке до конца полета. Их обработали хлором, другими жидкостями и отдали. Лично прошел термометрию, отмывку, получение новых вещей. Не пропустят ни одного человека, побывавшего в зоне заражения».

Также Равиль Сафарбеков пояснил причину произошедшего.

«Я не эксперт, но ученые говорят, что дикая жара оттаяла споры язвы. Когда я летал между очагами, видел ненецкие кладбища (ненцы по традиции выставляют гроб на поверхность земли, не закапывают). Так вот есть предположение, что захоронения под месячной жарой оттаяли. Еще есть версия, что оттаяли места падежа оленей от язвы в средние века. Тогда народу и оленей было мало, и они покидали гиблые места, оставляя трупы на месте. Деваться было некуда. Жара дала бацилле карт-бланш: она поселилась в оленях, убила и, возможно, через почву или мясо переселилась в людей».


Спасатели на Ямале заранее прошли вакцинацию и работают в специальной защитной одежде

Тем временем замруководителя Россельхознадзора раскритиковал действия властей Ямала по предотвращению вспышки сибирской язвы. Николай Власов заявил, что у оленеводов не было возможности сообщить о падеже, и ветеринарные врачи узнали о начавшейся эпизоотии сибирской язвы спустя пять недель после того, как она началась. Также Власов указал, что крупнейшая вспышка таит огромную опасность для будущих поколений, потому что вовремя утилизировать трупы оленей не получится.

То, что произошло на Ямале, - случай беспрецедентный. И главная ошибка властей - отсутствие поголовной вакцинации оленей.

В 2007 году в ямальской тундре была отменена вакцинация оленей от сибирской язвы. Ветеринарная служба Ямальского района сообщила: это связано было с тем, что вирус просто не способен выжить в условиях северного климата. Безопасность животных подтвердили тогда и ученые из Москвы...

МЕЖДУ ТЕМ

2 августа власти Ямало-Ненецкого автономного округа запретили вывозить мясо, рога и шкуры оленей из района, где произошла вспышка сибирской язвы. Региональное правительство уточнило, что забоя оленей в это время года на Ямале нет. А всех жителей региона призывают не покупать мясо на стихийных точках сбыта. На данный момент от вируса язвы погибло более 2300 животных, а в самом районе введен карантин.

Тем временем в одном из столичных магазинов, торгующих олениной, нам пояснили, что вне зависимости от ситуации в округе вся дичь, поступающая на сбыт, проходит ветеринарное освидетельствование дважды. Первый раз - еще на месте забоя.

Кроме того, приходящая к нам партия проходит проверку на ветеринарной станции, к которой мы прикреплены, - объяснили в магазине. - Там мясо проверяют на все вероятные вирусы. Или же к нам может поступать оленина, уже подвергнувшаяся термической обработке, а значит, обеззараженная. Но в любом случае последний раз мясо нам поставляли еще осенью. И после эпидемии привоза не было, и не знаем, когда будет.

На крайнем севере существовало несколько типов захоронений: воздушные, наземные, подземные и сжигание. Здесь вы можете почитать о воздушном, наземном и сжигании.

Наземные захоронения

Кладбища у ненцев располагались на возвышенных местах, захоронения производились в наземных деревянных гробах-ящиках четырехугольной формы, скрепленных системой вертикальных и горизонтальных планок, значительно возвышающихся над гробом. К планкам в головах покойного прикреплялась горизонтальная рейка, на которую подвешивался колокольчик.

Что такое хальмер

В просторечии ненцы часто называют гробы так же, как и самих покойников - хальмеры (нен. хальмер’ нгэсь’). Отличаются типы гробов-хальмеров у ненцев северного и южного Ямала, в Надымском районе влияние на погребальную обрядность ненцев оказали коми-ижемцы, имеются варианты захоронений у восточных групп ненцев.

Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю:

«Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь - Долина, Мер - смерть, Ю - река (перевод с ненецкого).

25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты. Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту.

После закрытия посёлка территория посёлка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился В.В. Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.

Собственно, как поселок назвали, такая судьба его и постигла. Он стал мертвым. Сейчас это довольно популярное место для посещения туристами, интересующимися заброшенными городами и поселками.

Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский - Хальмер-Седэ - в переводе означает «сопка мертвых». По преданию, берег р. Таз весной подмывало водой и захоронения, находившиеся там, падали в реку.

Свидетельством былого существования у ненцев родовых кладбищ являются современные групповые семейные захоронения. Обычные кладбища близ национальных поселков никак не ограничены территориально и занимают довольно обширные пространства. То в одном, то в другом месте встречаются группы из двух-трех и более гробов-хальмеров, стоящих в ряд близко друг к другу, что указывает на захоронение здесь родственников. Подобные захоронения встречаются на Ямале, на Гыданском п-ове, в низовьях Енисея.

Гробы-хальмеры у большинства групп ненцев представляют собой традиционные деревянные прямоугольные ящики, сделанные из оструганных досок и скрепленные деревянными рейками. К левой рейке в головах покойного часто привязывается шест-хорей, которым умерший при жизни управлял оленями, реже - обычная длинная палка. Иногда хорей просто прислоняют к горизонтальной рейке. Отсутствие хорея на могиле может свидетельствовать о том, что умерший был рыбаком, а не оленеводом или проживал в поселке.

На горизонтальных рейках за неимением колокольчиков ненцы часто подвешивают пустые консервные банки или другие звенящие металлические предметы. Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

Еще по поводу похоронных ритуалов Ненцев и Долган рассказывают следующее. Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени, и существуют кладбища так сказать, для большого круга людей и те, что чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов.

Но это связано в первую очередь с непониманием обычаев похорон, и попыткой придать их забвению сначала православными священниками, а затем советской властью.

Основная традиция была такова. Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему.

Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.

Что такое аргиш

Аргиш (у ненцев - мюд) - так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище - чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь.

Трудно себе представить, как можно жить в постоянном передвижении, перевозя с собой все вещи и жилище, невзирая на бездорожье и зимой и летом, в любую погоду. Чуть не ежедневно, после очередной перекочевки ставить жилище, переносить в него постельные принадлежности, готовить пищу… а утром снова в дорогу. Но даже редкие многодневные стоянки утомляют тундровиков, хотя без них нельзя. Нужно подремонтировать нарты, упряжь, заготовить продукты, женщинам починить одежду. Обычно аргиш состоит из пяти - семи нарт. Летом - из двух-трех.

Также есть у эвенков более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».

Аргиш – это весь жизненный путь эвенка, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жзни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

Среди эвенков не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Родовые кладбища эвенков расположены в тайге. Везущие по лесу багаж мертвых похоронные аргиши (караваны), состоящие из так называемых «натуральных макетов» - деревянных изображений ездовых учаков с седлом и головой принесенного в жертву оленя, - зрелище не для слабонервных. Взрослых хоронят в землю, устанавливая на месте погребения крест и «натуральный макет» ездового оленя, детские гробы помещают на деревья.

Эвенки обходят стороной кладбища и заброшенные лабазы, однако, страх перед шаманскими местами и предметами во много раз сильнее. Зачастую отношение эвенков к материальным памятникам своей культуры выражается коротким словом «экэл» - «нельзя», «не трогай», «не прикасайся». Из-за «экэл» артефакты обречены на то, чтобы сгнить в тайге и бесследно исчезнуть из общечеловеческого наследия.

Воздушные захоронения

Имелись и такие варианты захоронений: в половине лодки, в земле, детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. Раньше кладбища были родовыми. У Линевского в «Листах каменной книги», кстати, как раз и описано, как мать похоронила младенца, повесив в мешке на дереве:

"Ребенка похоронили без всякого обряда. Мать бережно завернула его в шкуру лосенка, снесла в лес к заранее облюбованной ею березе и повесила свою ношу на сук. Зато если при погребении старухи никто не уронил ни слезинки, здесь, у старого дерева, было пролито немало слез.

Только после того как похоронили умерших, женщины пошли к взморью. Улов сегодня был не лучше вчерашнего. Может, и в эту ночь кто-нибудь, тихо заснув, больше не проснется. Смерть от голода легкая – она совсем незаметно приходит во время сна".

Взрослых хоронили в землю, устанавливая на месте погребения крест и «натуральный макет» ездового оленя, детские гробы помещали на деревья.

На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо». Кое-кто ответил вопросом: «а как душа слабенького младенца из земли выберется?», другой объяснил: «важно, чтобы птички на гробик младенца садились - птицы унесут душу ребенка».

Основных причин воздушных захоронений - две. Во-первых, суровая зима, которая в сочетании с вечной мерзлотой на большую часть года превращала землю в сплошной ледовый монолит, в котором не так- то просто было вырыть могилу. Вместе с тем очень маленькая плотность населения и наличие огромных лесных массивов позволяли без всяких санитарных проблем размещать в них редкие захоронения, буквально «тонувшие» в тайге.

Второй причиной воздушных похорон были сохранившиеся языческие традиции, существовавшие тогда не только на территории современной Якутии и не только среди предков нынешних саха. Они практиковались на сопредельных таежных территориях у многих северных, северо- восточных народов вплоть до монголов.

Не всем сегодня известно, но далекие предки европейских славян и их соседи когда- то, еще до погребальных костров, хоронили своих усопших подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, подвешенным на цепях. А если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении. Тогда понятен и суеверный страх, охватывающий добрых молодцев перед случайно обнаруженной и вроде бы безобидно лесной «избушкой».

Для сооружения арангаса саха (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2- х метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Специальные фиксаторы и клинья плотно прижимали верхнюю часть колоды к нижней и неподвижно закрепляли весь гроб на помосте. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и действительно превращая их в «курьи ножки». Образцы таких захоронений можно увидеть в Музее Дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть- Алданского улуса.

С приходом русских и православия священники стали требовать от своей паствы «христианского погребения». «Варварскими» и опасными с точки зрения ширившихся эпидемий представлялись арангасы и советским властям. Так что похороны в земле были окончательно узаконены.

Но поскольку шаманы были главными выразителями традиционной культуры, то для них вплоть до первых лет советской власти продолжала сохраняться традиция воздушного погребения. Поэтому, обнаружив сегодня в тайге древний арангас, можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что он принадлежит ойууну или удаганке. Однако шаманские могилы требуют к себе почтения независимо от того, какой тип захоронения применен.

Некоторые арангасы сохранились до наших дней еще и потому, что существовал достаточно строгий ритуал перезахоронения шаманов, особенно великих. Останки каждого из них лежали в арангасе, пока он не разрушался естественным образом. Однако сибирская лиственница необычайно прочна, она способна удерживать арангас и больше века. В таких случаях, потомки совершали обряд перезахоронения ровно через 100 лет. Из уст в уста передавали следующему поколению необходимую информацию, чтоб не пропустить важную дату. Второй раз перезахоронение шамана проводили опять через 100 лет, или раньше, если арангас разрушался. В третий раз останки предавали земле. Потомки шамана внимательно мониторили состояние воздушного захоронения, каждый раз принося подарки. В то же время старались не беспокоить его без лишней надобности. Каждый раз шаманом совершался древний ритуал. Арангас сооружали девять юношей, еще не познавших женщину. В жертву приносили жеребца черной масти с белой мордой.

В ответ на такую заботу шаман продолжал хранить своих потомков и оказывал помощь в трудных ситуациях. Чтобы получить помощь шамана, приходили на его могилу и просили предка вслух или мысленно. Иногда негромко стучали по арангасу или надмогильному сооружению в виде домовины.

Преданиями зафиксированы случаи, когда при конфликтах или физических столкновениях с агрессивно настроенными чужаками, пострадавший потомок шамана получал помощь. Черный вихрь срывался с места, разбрасывал по сторонам обидчиков и их скарб. Случалось, зарвавшихся гостей секли молнии и град, нередко они сходили с ума. Иногда помощь была выражена не столь ярко внешне, а носила созидательный, гуманитарный, целительский характер. Но не все шаманы становились заступниками своих потомков. Это характерно для шаманов, служивших светлым силам, пишет Кондаков.

Но если родовичи сами забывали перезахоронить предка или неуважительно относились к его памяти, он сам напоминал им о себе, являясь в снах или видениях. Если и это не имело действия, наступали репрессии по отношению к собственному роду ойууна.

И, конечно, шаманы продолжают охранять свои могилы всеми доступными способами от чужаков. Перейдем к примерам, в большинстве своем описанным журналистом и писателем Владимиром Федоровым.

Самое древнее захоронение шаманки на территории Якутии находится в местности Родинка на Колыме. Открыл его археолог С. П. Кистенев. Все находки были сданы в институт, а кости отправлены в Санкт- Петербург для радио- углеродного анализа, который показал, что останкам шаманки 3, 5 тысячи лет.

И в заключение цитата от Владимира Кондакова: «Пусть хранятся древние тайны, пусть никто не мнит себя всезнающим и всемогущим. Древние тайны, в том числе и шаманские могилы, при кощунственном и неуважительном к ним отношении, очень опасны, шутки с ними не проходят».

Сжигания покойников

Обычаи коряков, предписанные им вороном-создателем Куткыняку, прежде чем он улетел на небо:

"Я хочу сказать о тех правилах, какие будто бы им завещал Kutkinachu перед своим огненным отлетом, так как эти правила являются главной основой их жизни и без их соблюдения ничего нельзя начинать и совершать.

Каждый может иметь столько жен, сколько захочет и сколько он может содержать. Но, прежде чем взять себе жену, он должен некоторое время за нее служить и работать; когда же ему покажется, что он достаточно за нее отработал, ему дозволяется ее взять. Если же он захочет взять себе еще вторую жену или больше, он обязан получить на это согласие от своей первой жены и точно так же отработать за нее. Причем работа его считается платой за воспитание девушки и заменяет калым.

Надо приносить жертвы из добытого на охоте солнцу, луне, огню, а воде приносить жертвы в виде куска ольхового дерева.

Не разрешается ничего отрубать от своих жилищ и лестниц, ни колотить по ним, а если же кто посторонний, а именно чужестранец, по ним ударит, то все должны плясать вокруг огня и приготовить толкушу.

Нарушение супружеской верности и распутство карается смертью, и кто это делает, предается позорной казни. Если же оба провинившихся оказываются свободны, то они должны пожениться, если только родители дадут на это согласие.

Если кто умрет, то прорубают в юрте отверстие в том месте, где лежит покойник, и через это отверстие вытаскивают его головой вперед со всей его одеждой, луком и стрелами и сжигают...

Мертворожденных детей погребают, а если умирает беременная женщина, то ей разрезают живот, вынимают ребенка и обоих затем сжигают.

Если кто тонет, то его не разрешается спасать, а ему дают утонуть; если же труп его после находят, то тоже сжигают.

Если кто-нибудь повесится или кончает жизнь каким-либо иным способом, то тело его тоже сжигают.

Медведь у них пользуется величайшим почтением. Но если медведя убьют, кости его приносят в жертву кумирной дощечке (?) Kalita, или Toelitoe, яичник (testicula - лат.) - воде, голову же вешают на дерево - как жертву солнцу.

Перед всякими занятиями - охотой, ловлей китов - в месяцы Tuddjan и Leipajoel следует трещать кумирной дощечкой - Toelitoe над огнем.

Следует воздерживаться от половых сношении с роженицей в течение месяца после родов, а равным образом с женщиной во время месячных очищений.

Таковы правила, которые завещаны Kutkinachu"oм. Но после него от своих шаманов коряки получили еще другие правила, о которых я буду упоминать при описании каждого их занятия".