Поймать жизнь в объектив: Лучшие снимки фотографа Анри Картье-Брессона. Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) - Вдохновение от мастеров фотографии

Решающий момент в фотографии - это умение снять сюжет на пике напряжения эмоций, чтобы передать их зрителю через снимок. 22 августа 1908 года на свет появился человек, который прославился как непревзойденный мастер такой съемки, и звали его Анри Картье-Брессон.

Он любил фотографировать ничего не подозревающих о съемке людей; умел выбрать удачный момент, передающий всю гамму эмоций случайных моделей.

Henri Cartier-Bresson

Будущий гений родился в семье состоятельных промышленников, занимающихся производством ниток. С самого детства проявлял интерес к живописи и любил рисовать. Настоящую страсть к искусству мальчику привил его дядя, который был художником. Он давал племяннику уроки живописи, это произвело на Картье-Брессона сильное впечатление. Дядя фотографа умер в 1915 году, но тот, не забыв уроков, более семи лет пробыл учеником у живописца Андре Лота.

Дебют Картье-Брессона в роли фотографа

Камера у Анри Картье-Брессона была с детства, но использовал он ее нечасто, в основном, снимая свой досуг на летних каникулах. Настоящий интерес к фотосъемке проснулся в нем, когда, путешествуя по Африке, молодой человек увидел снимок . На нем были запечатлены три темнокожих мальчишки, которые прыгали в озеро Танганьика. Анри Картье-Брессон был поражен красотой и динамикой этого снимка. Он был так очарован увиденной работой, что сразу же купил «настоящую» фотокамеру, представляющую собой покрытую воском деревянную коробку, которая работала с пластинами 9x12 см.

Первые сделанные фотографом снимки не впечатляли. На них были проблемы с контрастом и резкостью, порой изображения вообще не было видно. Камера позволяла снимать только неподвижные объекты, сильно ограничивая возможности собственного применения. Будущий гений не стал отчаиваться - он продолжал работать и радовался любой фотографии, на которой хоть что-то было видно.

Спустя год, под воздействием жаркого и влажного климата Африки, камера начала плесневеть. Фотопластинки пришли в негодность, а сам Картье-Брессон отправился домой на лечение из-за серьезной болезни. В этом время и случилось важное для него событие - знакомство с фотоаппаратом Leica, который был достаточно компактным и позволял снимать объекты в движении. С этого и начался путь мастера в «настоящую фотографию».

Первое время фотограф целыми днями ходил по городу, снимал все, что происходило вокруг. После выздоровления Анри Картье-Брессон снова стал путешествовать по миру. В 1937 году он женился на Ратне Мохини. Именно в этот период у фотографа стал формироваться свой собственный стиль, названный позднее «решающим моментом».

Становление Картье-Брессона, как профессионала

Период превращения талантливого любителя в признанного профессионала у Анри Картье-Брессона совпал с началом Второй мировой войны. Фотограф воевал в звании капрала и во время вторжение нацистов во Францию был взят в плен. Он был в плену полтора года, предпринял несколько попыток побега, и только третья увенчалась успехом.

Вернувшись в Париж, Картье-Брессон стал членом Сопротивления, продолжал фотографировать, несмотря на риск быть арестованным. После войны фонограф снял фильм «Возвращение», в котором рассказывалось о возвращении пленных французов на родину. Всемирно известный снимок того периода - освобожденный узник концлагеря Дессау.

В 1947 год Картье-Брессон принял участие в создании организации Magnum, которая объединяла талантливых фотографов со всего мира. Планета была «разделена» на сферы влияния, и французскому фотографу «досталась» Азия. Более десяти лет мастер посвятил работе в Индии и Китае, стал за это время очень популярным во всем мире.



Творчество Анри Картье-Брессона после получения всемирной известности

Максимальной популярности Картье-Брессон достиг в пятидесятые годы прошлого столетия. Он выставлялся во многих странах Европы, Азии и Америки, его снимки размещали известные издания. Этому немало поспособствовали визиты мастера в СССР в 1954 и 1972 годах.



Из снимков, сделанных за период пребывания в стране, был составлен альбом «Москвичи», который выставлялся во многих западных городах.

Эти работы сыграли очень важную роль в изменении имиджа СССР - на них обычные люди: веселые и грустные, занятые своими делами или отдыхающие, но при этом совершенно простые. Миф о русском человеке с винтовкой в руках и в обнимку с медведем был окончательно развенчан.


Фотограф продуктивно поработал до начала семидесятых годов, а затем практически все внимание стал уделять графике. Он брал в руки камеру только для того, чтобы снять портрет или запечатлеть особенно интересный сюжет.

Парадоксально, но искусство фотографии, вознесшее его на вершину мировой славы, Картье-Брессон поставил ниже, чем живопись. Он использовал камеру, как инструмент, который может только зафиксировать занятный момент, и не видел в этом никакого искусства. По словам гения фотографии, он вовсе не хотел заниматься режиссурой постановочных сюжетов, ему достаточно было того, что происходило вокруг.

Анри Картье-Брессон остаток жизни провел, занимаясь по-настоящему любимым делом - живописью. Скончался гений фотографии 2 августа 2004 года, в маленьком городке Иль сюр ля Сорг (Франция).

Индивидуальный стиль в работе

Картье-Брессон был известен своим методом «невидимой съемки» - многие его модели даже не подозревали о том, что их фотографируют. Мастерство невидимки оттачивалось не зря. Мастер любил показывать правду в чистом виде. Когда человек знает, что его снимают, естественное поведение заменяется игрой и позированием, а такие снимки получаются искусственными и неискренними. Фотограф даже маскировался, заклеивая блестящие части своей камеры черной пленкой, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание.

Умение сделать снимок в самый напряженный момент сделало Картье-Брессона гением стрит-фотографии. Большинство его работ излучают эмоции, многие из них можно долго рассматривать, испытывая самые разнообразные смешанные чувства.

Вся работа мастера фотографии была построена на утверждении, что лучший момент для спуска затвора бывает только один. Если его упустить, то больше он не вернется, поэтому нужно всегда держать камеру наготове. Благодаря постоянному следованию этому принципу гений создал тысячи работ, которые принесли ему известность и прививают художественный вкус многим фотографам по всему миру.


Анри́ Картье́-Брессо́н (фр. Henri Cartier-Bresson) (22 августа 1908 - 3 августа 2004) - французский фотограф, один из выдающихся фотографов XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики.
Армения. Гости в деревне на озере Севан. 1972


Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом - Андре Картье-Брессон.
Альберто Джакометти (итал. Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария - 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново) - швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века.

Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити.
На гонках Ле Манн. 1966

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье (одного из них звали Анри) поступили учениками к Брессону - и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье-Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.
Танец баронг, Батубулан, Бали, Индонезия 1949

22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке с отцовской стороны, Анри Картье, мальчику (старшему из пяти детей) дают имя Анри.
Брюссель, 1932

Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 года Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915 году, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Выдающаяся фотография Картье-Брессона во многом обязана его образованию как художника и графика.
Каир, 1950

В 1930 году, после начала обучения живописи и графике, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи в 1929-м или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики (Танзания).
Кристиан Диор, Париж, 1953

Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году в Марселе он приобрел новинку тогдашнего рынка, фотоаппарат фирмы Leica - лёгкую 35-миллиметровую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.
Конни-Айленд 1946

В 1947 году Картье-Брессон со своими коллегами Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром (англ.), Джорджем Роджером (англ.), Марией Айснер (англ.), Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт основывает содружество фотожурналистов - агентство «Магнум фото» (Magnum Photos).
Коронация Георга VI, Лондон, 1937

В 1954 году музей Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и это были работы Картье-Брессона. Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.
Дессау, Германия, апрель1945

Женат Анри Картье-Брессон был дважды:
с 1937 по 1967 годы на Ратне Мохини, танцовщице, приехавшей из Джакарты
с 1970 года на фотографе Мартине Франк, которая родила ему дочь Мелани.
Вперед, Китай 1958

Умер 3 августа 2004 года в Montjustin (Альпы Верхнего Прованса, Франция).
Нью Йорк, 1947.

Уильям Фолкнер

Парикмахерская, Рим, 1951

День Бастилии, Париж, 1936

Севилья, Испания,1944

Париж,1954

Гринфилд, Индиана. 1960

Италия, 1951

Без подписи

Все мы знаем классиков живописи и литературы. Но вот классиков фотоискусства, увы, знают далеко не все. Тем не менее, «классика из классиков» фотографии, Анри Картье-Брессона , знают практически все современные фотографы. А тем, кто пока еще по каким-либо причинам ничего не знает об этом выдающемся мастере фотографии, настоятельно рекомендуем что-нибудь почитать о нем. У Брессона действительно есть чему поучиться. Его работы стали поистине жемчужинами фотоискусства 20 века.

Самая, пожалуй, важная отличительная черта творчества этого мастера заключается в том, что он умел фотографировать ничего не подозревающих о съемке людей так, как до него это ни у кого не получалось. Брессон умел передать в своих фотографиях все эмоции фотографируемого человека, уловить и передать зрителю его душевное состояние в тот короткий миг, когда сработал затвор фотоаппарата. Именно Анри Картье-Брессон был основателем так популярного сейчас жанра уличной фотографии. В его черно-белых снимках - история целой эпохи, дыхание и ритм города.

Сегодня мы не будем пересказывать вам биографию и этапы творческого пути этого великого мастера. Мы просто покажем вам несколько его работ и приведем советы классика фотографии. Очень хочется верить, что эти советы пригодятся и вам. Ведь это своего рода маленький мастер-класс великого Анри Картье-Брессона.

Между по-настоящему хорошим произведением искусства и посредственным - очень маленькое расстояние. Всего лишь несколько миллиметров.

Что значит фотографировать? Это значит - сразу, в доли секунды суметь определить и само событие, и точную организацию визуальных форм, выражающих и определяющих это событие. Фотографировать - это значит выстроить ум и глаз вдоль одной единственной линии. Фотографировать - это один из способов жить.

Никогда не надо думать во время съемки. Думать нужно до и после нее.

При любой ситуации, кульминационную точку развивающегося перед объективом вашего фотоаппарата события вы не схватите никогда. Вам постоянно будет казаться, что вот он, этот момент. Вы нажимаете спусковую кнопку, нервное напряжение спадает с вас, и… Но кто же знает, вполне возможно, что эта самая так ожидаемая вами кульминационная точка была не в зафиксированном вами моменте, а в следующем! И как раз до этого момента вы не дотянули…

Нет никакой нужды фотографировать много. Не стреляйте автоматными очередями, не тратьте зря пленку. Уверяю вас, это не самый хороший признак. Это как чересчур много есть или пить много жидкости. Человек при этом теряет вкус, теряет свою форму. Но, в то же время, никогда не стоит забывать и то, что для того, чтобы у вас появилось молоко, вам нужно подоить корову. А для того, чтобы получить масло, нужно очень иметь очень много молока.

Фотоаппарат - это не красивый и дорогой медальон, висящий у вас на вашей шее. Ваш фотоаппарат - это часть вас самих. Это часть вашего ума. Часть ваших глаз. Это ваше главное орудие труда. Если ваш фотоаппарат соответствует тому, что вы хотите фотографировать - то его очень приятно держать в руках.

Самые худшие ваши снимки - это первые десять тысяч снимков, которые вы сделали.

Для того, чтобы запечатлеть на фотографии мир, вам нужно, прежде всего, быть в этот мир втянутым. Нужно добиться такого состояния, чтобы у вас появилось чувство, что вы находитесь внутри того, что вы видите в видоискателе. Такой подход к работе требует от фотографа строй дисциплины духа, огромной сосредоточенности, а также чувства и чутья геометрии.

Что для меня фотография? это, прежде всего, поиск в реальной действительности линий, соотношений и пространственных форм.

Любую фотографию надо рассматривать, прежде всего, как картину с идеальной композицией, которая должна постоянно находиться в центре внимания зрителя, как законченное целое. Всё это достигается органичным соединением всех зрительных элементов кадра. Композиция каждой фотографии во всех ее элементах должна быть строго закономерна. В противном случае, форму от содержания невозможно будет отделить.

Каждому фотографу нужно научиться работать незаметно и мягко. Но при этом иметь хорошее чувство наблюдательности, острый глаз. Нужно видеть несколько больше, чем видят другие. Не толкайтесь в толпе, не привлекайте к себе внимания окружающих. Там, где вы собираетесь ловить рыбу - не нужно перед этим мутить воду.

Постоянно исчезающие вещи - удел любого фотографа. Когда что-то уходит, ничто на свете, никакая изобретательность, никакое чудо не сможет это вернуть.

Делать хорошие фотографии сможет только тот, кто сумеет научиться на одной оси выстроить глаз, голову и сердце.

Пожалуй, невозможно и бессмысленно, пытаться осветить все творческое наследие Анри Картье-Брессона (далее HCB ) в формате небольшой статьи. Личность Брессона, его талант и ви дение оказали оказали столь сильное влияние на формирование современной фотографии, что они еще долгое время будут служить темой серьезных исторических изысканий. Ведь HCB был не только художником, но и летописцем — в каждом, даже самом бытовом из его снимков чувствуется дыхание истории.

И сегодня, учитывая ЖЖ-специфику, мне хотелось бы подробнее осветить лишь два факта биографии Мастера, а именно - его визиты в Советский Союз в 1954/1955 и 1972/1973 годах. Образы и типажи Советского Союза, чудесным образом выхваченные из времени "Лейкой" Брессона, позволяют нам ощутить дыхание той эпохи с необычайной силой:



Уличная сценка, Москва, 1954
(17 января 1955 г., сразу по возвращению HCB из Росси, именно это его фото было помещено журналом Life на свою обложку)

Искусство останавливать мгновение к HCB пришло не сразу. Все изменилось только в 1930-м, когда в руки 22-летнего студента попала «лейка» — только что изобретенный переносной фотоаппарат. В отличие от прежних громоздких ящиков с треногой он не требовал статичной съемки и долгой экспозиции. Теперь фотография не приукрашивала жизнь, а воспринимала ее такой, как она есть.

Пешеходный переход, Москва, 1954

Шляпка (сценка в магазине), Москва, 1954

Картье-Брессону это нравилось. До конца жизни он презирал технические новшества, пользовался только черно-белой пленкой и выше всего ставил быстроту реакции. «Снимать, — писал он, — значит определить сразу и в доли секунды точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют событие. Это не просто работа, это способ жить».

Цирк, Москва, 1954


Цирк, Москва, 1954

В послевоенные годы Картье-Брессон объездил с фотоаппаратом в руках 46 стран пяти континентов. Не раз он ловил в объектив исторические события — сделал последние фото Махатмы Ганди, снимал Гражданскую войну в Китае и Кубинскую революцию. В 1954 году, после смерти Сталина, он приехал в Советский Союз, еще остававшийся закрытым.

ВДНХ, Москва, 1954

В столовой для строителей, Отель "Метрополь", Москва, 1954

Его фото, показанные на выставках в Париже и Нью-Йорке и в альбоме «Москвичи», сыграли большую роль в перемене отношения к нашей стране. Они показали Западу обычных людей, быть может, бедно одетых, подозрительных, озабоченных проблемами, но обычных.

Сборочная линия автозавода ЗиС, Москва, 1954

Отдыхающие в Серебряном бору, Москва, 1954

Парк в Сокольниках , Москва, 1954


ГУМ, Первый велосипед , Москва, 1954


ЦПКиО им. Горького , Москва, 1954

В 1972 году он вернулся в СССР — мастер имел привычку сравнивать одну и ту же страну спустя десятилетия.

У прилавка магазина на Арбате, Москва, 1972


Пляж у Петропавловской крепости , Ленинград, 1973

Новый микрорайон в Тушино, Москва, 1972

Снимки из этих двух поездок были отобраны самим мастером в его архиве и показаны на Бьеннале в Москве. Видя эти давние фото, мы узнавали много нового о себе самих. Хотя бы потому, что Картье-Брессон не поддался модному у советских фотографов стремлению снимать толпу, массу, коллектив.

Утро на Красной Площади, Москва, 1954


Читальный зал Государственной библиотеки им. Ленина, Москва, 1954


О моде, Москва, 1954

Особенно выразительны портреты, для создания которых он использовал маленький секрет: нацеливал объектив на шею человека, стараясь проникнуть в зазор между рубашкой и кожей.


Садовое кольцо, Москва, 1954


В Третьяковской галерее, Москва, 1954

На его фото, даже если там много людей, каждый из них представляет собой личность.

Зрители на трибунах стадиона "Динамо" во время спортивного праздника, Москва, 1954


Делегация спортсменок Украины, стадион "Динамо", Москва, 1954


В метро, Москва, 1954


Сценка у витрины магазина, Москва, 1954


Церковь в Сокольниках, Москва, 1954

Он всегда избегал того, что сегодня зовется «гламуром», — украшательства жизни в стиле общества потребления. Увидеть красоту в обыденном и показать ее всем — таков был принцип Картье-Брессона.


Парад гимнастов, стадион "Динамо", Москва, 1954


В Третьяковской галереи, Москва, 1954


Колонна спортсменов Московской Федерации бокса, стадион "Динамо", Москва, 1954

Картье работал «Лейкой» с объективом «Тессар 3,5/50». Для портретной съемки он использовал в той же «Лейке» объектив с фокусом. В его карманах всегда был большой запас кассет с пленкой и на съемках они быстро расходовались. Лаборанты со всех кадров делали отпечатки размером 9X12 см и маэстро подолгу перебирал несколько десятков отпечатков прошедшей съемки, оставляя лишь 5 - 6 достойных, по его мнению. После чего отобранные кадры вновь отпечатывались в большем размере и делался окончательный выбор работ.


Казанский вокзал, Москва, 1954

То, что на выставках Картье производило на зрителя впечатления несколько случайного, легко отснятого материала, на самом деле было результатом напряженного отбора, как в процессе съемки, так и при печати. Сочетание огромного дарования и трудоспособности и создавали шедевры фотоискусства.


Улица Горького, Москва, 1954

Самую суть своего мировоззрения Картье высказал в ином интервью: Брессон всегда хотел смешаться с толпой, «быть бабочкой, свободно летающей среди министров, президентов, мошенников, блудниц» . И вообще, конечно же, каждое высказывание такого великого фотографа авторитетно, но еще авторитетнее его незабываемое творчество.

Красная Площадь, Москва, 1954

Одним из наиболее замечательных фактов в биографии Картье-Брессона является то, что в начале семидесятых он перестал заниматься фотографией, дожив при этом до 2003 года и скончавшись в девяносто пять лет во вполне вменяемом состоянии. Сам он следующим образом объяснял свой отказ: «Я перестал фотографировать. Я теперь только рисую. Несколько лет тому назад один мой друг сказал мне: „Ты все сказал, что должен был сказать; теперь время остановиться“. Я думал об этом и понял, что он прав. Так что я остановился… Никто не верит мне, когда я говорю, что я больше не хочу фотографировать, что я не хочу быть фотографом. Фотография — это — пафф — как выстрел и как азартная игра… Рисунок же совершенно другое; даже небольшое размышление при рисовании дает полное изменение первоначального образа. Люди же не имеют ни малейшего представления о живописи… Сегодня все имеют камеру; каждый мнит себя фотографом. Иллюстрированные журналы полны их работ. Я никогда не смотрю в иллюстрированные журналы. Вы должны смотреть только на окружающее; это единственное, что важно» .

Портрет Анри Картье-Брессона с "Лейкой" в руках - I


Портрет Анри Картье-Брессона с "Лейкой" в руках - II

Объективен ли двадцатый век Картье-Брессона? Безусловно, нет. Двадцатый век Картье-Брессона — это двадцатый век Картье-Брессона, и только его. Он не отражен и даже не изображен, а скорее изобретен фотографом. Стал ли он от этого менее правдивым? Не знаю, что такое правда, но более настоящего двадцатого века я ни у кого не видел.


Полная подборка работ Анри Картье-Брессона по данной теме: 22 марта 2014, 17:33


«Я, как и многие другие дети, попал в мир фотографии с камерой Brownie-box, которую использовал для сохранения воспоминаний о летних каникулах. ... Но постепенно передо мной открывались все новые и новые стороны фотографии. Когда я начал думать о том что фотографирую, глупым картинкам с выходных и фотографиям друзей пришел конец. Я стал серьезным. Я чувствовал, что в моей жизни что-то вот-вот должно произойти и старался понять что именно».

Так начинает свою коротенькую автобиографию самый знаменитый фотограф XX века Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). В начале его жизненного пути не было ничего необычного. Будущий великий фотограф родился 22 августа 1908 года в небольшом городке Шантлу недалеко от Парижа. Когда ему было пять лет, он познакомился со своим дядей Луи, одаренным художником. В рождественские каникулы 1913 года дядя привел Анри в свою студию. «Здесь я ощутил атмосферу живописи; казалось даже воздух пропитан полотнами», - вспоминал он свои детские ощущения. И хотя два года спустя дядя Луи погиб, его уроки определили всю дальнейшую жизнь мальчика – он решил стать художником.

В 1927 году 19-летний Картье-Брессон поступил в частную школу скульптора и художника-кубиста Андре Лота. У молодого человека были противоречивые воспоминания о своем учителе. С одной стороны он говорил что Лот, сам того не ведая, научил его «фотографировать без фотоаппарата» и заразил «вирусом геометрии». С другой стороны, слишком строгий и требовательный учитель раздражал упрямого ученика и после службы в армии он решил не возвращаться: «Я покинул студию Лота потому что не хотел пропитаться этим школярским духом», - говорил он, - «Я хотел быть собой. Передо мной стояли весьма важные цели: заняться живописью и изменить мир».

Дьепп, Франция, 1927

Видимо стремясь поскорее выполнить свою миссию, в 1931 году Картье-Брессон уезжает в Африку в Кот-д’Ивуар (другое, более романтичное название - Берег Слоновой Кости). Поездку трудно назвать успешной: с живописью не ладилось, первые фотографические опыты тоже ничего хорошего не предвещали; вдобавок ко всему он заболел лихорадкой едва не стоившей ему жизни. Анри даже написал инструкцию о своих похоронах и послал ее своему деду. Молодой художник пожелал быть похороненным в Нормандии, на опушке леса, под звуки музыки струнного квартета Дебюсси. В ответ он получил письмо от дяди: «Твой дед сказал, что все это чересчур дорого. Лучше бы ты сначала вернулся во Францию». На этот раз внук решил послушаться.

Во Франции Картье-Брессон некоторое время проходил курс лечения в Марселе. Он продолжил заниматься фотографией, впервые стал задумываться о ней как о профессии. Последней каплей оказался знаменитый снимок венгерского фотожурналиста Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика».

«Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», - писал Картье-Брессон много лет спустя, - «И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».

Там же в Марселе молодой фотограф впервые взял в руки фотоаппарат Лейка, с тех пор на сорок с лишним лет ставший «продолжением его глаза». Он бродил по марсельским улицам, выискивая достойные снимка сцены. «Это не были спокойные прогулки, это была напряженная работа», - писал он, - «Моим главным желанием было поймать в одном изображении основной смысл возникшей сцены. Мне тогда даже в голову не приходила мысль делать фоторепортажи, то есть рассказывать истории в нескольких фотографиях. Только позже, глядя на работы моих друзей по профессии, на иллюстрированные журналы, и работая для них, я понемногу научился их снимать».

Марсель, 1932

Франция, Йер, 1932

Париж, 1932

Вылечившись Картье-Брессон отправился в путешествие по странам Европы, а позднее побывал в Мексике и США. Уже в 1932 году состоялась первая выставка его фотографий в Нью-Йорке, несколько позднее в Мадриде, а в 1934– в Мехико.

Марокко, 1933

Испания, Севилья, 1933

Испания, Аликанте, 1933

Испания, Мадрид, 1933

Салерно, Италия, 1933

Сиена, Италия, 1933

Флоренция, Италия, 1933

Италия, 1933

Мексика, 1934

Мексика, 1934-1935

Мексика, 1934

В 1935 году в США он с треском провалил задание журнала "Harper"s Bazaar» снять коллекцию модной одежды: гений фоторепортажа обнаружил полную неспособность руководить моделями. В это же время он пробует свои силы в кинематографе, сначала в США в сотрудничестве с фотографом Полем Стрэндом, потом во Франции под руководством знаменитого кинорежиссера Жана Ренуара. Картье-Брессон продолжает фотографировать, но особого успеха на этом поприще не добивается. Тем не менее, его стиль начинает вырисовываться. В 1937 году был опубликован его первый фоторепортаж, сделанный в Великобритании во время коронации Георга VI. Интересный факт: этот репортаж не содержал ни одной фотографии августейшей особы!

Лондон, Гайд Парк, 1937

Лондон, коронация Георга IV, 1937

С началом Второй Мировой Войны Картье-Брессон вступает в армию, а в июне 1940 года попадает в плен. Следующие 35 месяцев он проводит в лагере для военнопленных, где выполнял «тридцать два вида грязной, неквалифицированной работы», делая это «насколько возможно плохо и медленно». Он бежал с третьей попытки, по фальшивым документам пробрался в Париж и стал участником Сопротивления. Он фиксировал события времен оккупации и освобождения Франции от фашистских захватчиков, суды над предателями, возвращение французских солдат и военнопленных. О военнопленных он рассказал также в фильме «Возвращение» («Le Retour») который снял по заданию американской службы военной информации.

Франция, Эльзас, Мост около Страсбурга, 1944

Германия, Дассау 1945

В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей фотоагентства «Магнум» («Magnum Photos»). Самым деятельным, предприимчивым и целеустремленным (да и самым знаменитым) из первых членов был Роберт Капа, ставший его первым директором. Картье-Брессон на всю жизнь запомнил отповедь, которую Капа ему устроил, когда он попробовал подражать Ман Рею: «Тебе не место среди сюрреалистов. Будь фотожурналистом. Иначе ударишься в маньеризм. Оставь сюрреализм в сердце, приятель. Прекрати скулить и принимайся за работу».

США, Нью-Йорк, Брукли, 1946

США, Луизиана, писатель, 1946

США, Нью-Йорк, Бруклин, кафе, 1947

Нью-Йорк, Манхэттен, 1947

США, Нью-Джерси, 1947

США, Лос-Анджелес, 1947

США, Миссисипи, 1947

США, Нью-ЙОРК, Гарлем, 1947

США, Масачусетс, Бостон, 1947

Трудно себе представить, что такое преуспевающие объединение фотографов-документалистов, каковым является «Магнум» в наши дни, в конце 1940-х годов едва сводило концы с концами. Чего только не делали его основатели, чтобы помочь своему детищу – чтобы добыть денег на зарплату секретаршам Роберт Капа даже играл на скачках. Но благодаря реальной помощи, которую агентство оказывало своим членам, а также громким именам и таланту основателей, «Магнум» развивался необычайно быстро и эффективно и вскоре достиг финансовой независимости.

Фотографы агентства разделили земной шар на «сферы влияния» и Картье-Брессону досталась Азия. Репортажи сделанные им в странах получивших или борющихся за независимость - Индии, Китае, Индонезии – сделали его фотожурналистом мирового масштаба. Всеобщая слава пришла к маэстро после ряда выставок в Европе и Америке в начале 1950-х годов; в 1955 году состоялась первая персональная выставка Картье-Брессона в Париже и не где-нибудь, а в Лувре, до тех пор остававшихся одним из немногих музеев закрытых для фотографии.

Кашмир, 1947

Пекин, 1948

Индия, 1947

Индия, 1949

Индия, 1966

Индонезия, 1949

В 1952 году вышла в свет первая книга фотографа «Решающий момент». Книга включала 126 фотографий отобранных мастером из уже достаточно большого архива, но, может быть, самым главным было предисловие, в котором он рассказывал о себе и своей работе. В качестве эпиграфа он взял фразу кардинала Ретца жившего в XVII веке: «В этом мире нет ничего, что бы не имело своего решающего момента». Это понятие стало ключевым в его теории фотографии, практически синонимом его имени. «Фотографирование», - писал он, - «это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении».

Картье-Брессон дважды был в СССР – в 1954 и 1972 годах. Результатами стали фотоальбомы «Москвичи» (1955) и «О России» (1974). Его российские работы встретили довольно спокойные отзывы: «Эта вполне доброжелательная книга состоит совсем не из одних шедевров, но все снимки, опубликованные на ее страницах, отражают фотографическое кредо автора», - писал о «Москвичах» Валерий Генде-Роте. Сам фотограф выразил свое отношение еще более определенно: отбирая в начале XXI века снимки для своего официального портфолио он не оставил ни одной фотографии из России.

Москва, 1954

Россия, Владимировская область, 1972

Иркутск, 1972

Москва, 1972

Ленинград, 1973

В конце 1960-х, начале 1970-х годов в жизни Картье-Брессона происходят большие перемены. Он выходит из состава «Магнум», разводится со своей первой женой и женится на Мартине Франк (Martine Franck), талантливом фотографе, одной из немногих женщин в составе «Магнума». В 1972 году Мартина, которая была на 30 лет моложе мужа, родила ему дочь Мелани. Но самым важным стало решение маэстро оставить фотографию. Существует легенда, что около 1968 года его друг, известный художественный критик и издатель Эжен Териад сказал фотографу: «В фотографии ты сделал все, что мог. Сказал все, что должен был сказать, и тебе более нечего доказывать. Пойти дальше того чего достиг ты бы не смог, затем споткнулся бы, стал повторяться и превратился в окаменелость. Тебе нужно вернуться к живописи и рисунку». Послушался ли фотограф своего издателя или, что более вероятно, пришел к этому самостоятельно мы, скорее всего, никогда не узнаем. Так или иначе, к середине 1970-х годов его верная «Лейка» оказалась запертой в сейфе, а сам маэстро с тех пор занимался живописью и графикой.

Лишь изредка хозяин открывал сейф и «выводил» камеру на прогулку. Его друг Хельмут Ньютон – видимо самый знаменитый фотограф в жанре модной и эротической фотографии – любил рассказывать, как во время их совместной прогулки Анри вдруг неожиданно достал фотоаппарат и стал снимать что-то совершенно непонятное. Из-за возраста его рука была слаба и дрожала; было очевидно, что снимки получатся нерезкими. «Резкость - буржуазный предрассудок», - проворчал Картье-Брессон в ответ на замечание товарища. «Буржуазный предрассудок. … Божественно!» - умилялся Ньютон.

В 2003 году фотограф вместе с женой и дочерью создал «Фонд Анри Картье-Брессона», главная задача которого – сохранение и распространение его наследия. Он умер менее чем год после этого, 3 августа 2004 года, не дожив трех недель до своего 96-летия. После смерти его имя обрастает все новыми и новыми легендами, его называют гением, величайшим фотографом XX века, а сам XX век – эрой Брессона. На его фотографиях, книгах, идеях выросло несколько поколений фотографов – и сколько их еще впереди!

Париж, воскресенье на лодке на реке Марне,1938

Жан-Поль Сартр, 1946

Анри Матис, 1951

Италия, Абруццо, 1951

Турция, Стамбул, 1964

Торчелло, 1953

Париж, Сена, Понт-Неф, 1951

Франция, Сена, 1955

Париж, Сена, 1953

Париж, Сена, 1956

США, Миссури, Железнодорожная станция, 1957

Италия, Неаполь, 1960

Мерилин Монро, 1961

Греция, 1961

Франция, Прованс, 1951

Франция, 1954

Франция, Бургундия, 1955

Франция, Британь, 1956

Франция, Прованс, 1962

Франция, Бри, 1968

Коко Шанель, 1964

Мадам Ланвин, 1945

Кристиан Диор, Париж, 1953

Кристобаль Баленсиага, 1968

Сан-Франциско, 1960

Париж, 1969

Ноги Мартины, 1967

Нидерланды, 1956

Ирландия, 1952

Ирландия, 1962

Испания, 1953

Мексика, 1962

Венгрия, 1964

США, Нью Джерси, 1964

Матера, Италия 1973

США, Нью-Джерси, 1975

Франция, Париж, Сад Тюильри, 1976