Проблема чинопочитания и коррупции: примеры их литературы и аргументы (ЕГЭ по русскому). Аргументы к сочинению ЕГЭ


Проблема чинопочитания была актуальной всегда. В наши дни она не только удерживает свои позиции, но и нарастает с новой силой. Вместе с ней развиваются другие похожие проблемы, такие как угодничество, коррупция. Чтобы побороть эти беды, нужно работать в разных направлениях. Но, прежде всего, необходимо, чтобы вопросом занималось само государство.

Чинопочитание в литературе очень точно описано. Достаточно лишь привести два качественных примера. Первое произведение – «Горе от ума». Главный герой Чацкий является отшельником, так как не может смириться с гнилым состоянием общества. Он готов служить, но только не прислуживаться. Его угнетает то, что люди лебезят перед вышестоящими.

Второе произведение – «Толстый и тонкий».

Здесь Чехов описал встречу двух хороших друзей, которые давно не виделись. Они рады были неожиданному столкновению. Но как только Тонкий узнал о высоком положении Толстого, то стал лебезить, преклоняться, льстить. Такое отношение сильно испортило общество.

Конечно, всегда нужно уважать тех, кто стоит выше. Но нельзя становиться на колени и забывать о своей личности.

Обновлено: 2017-02-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Совесть. Значение совести для душевного состояния человека. Проблема совести. Примеры из литературы. Аргументы.

В данном отрывке великий русский писатель Н. В. Гоголь поднимает проблему чинопочитания в России. Эту проблему можно отнести к ряду социальных.

Действительно, люди сами выстраивают такие отношения друг с другом, выбирают вместо общения на равных преклонение перед вышестоящими. Гоголь отмечает, что в российском обществе эта особенность развита сильнее, чем в других. Николай Васильевич замечает, как может различаться поведение человека, в зависимости от его окружения. Он сравнивает некого «правителя канцелярии» с мифическим героем Прометеем. Он всем своим видом выражает гордость и благородство, наводит страх на работников канцелярии. Но стоит ему оказаться рядом с человеком, выше его по чину, вся эта напускная серьезность и грозность теряется.

«Правитель канцелярии» меняется до неузнаваемости, и вместо решительного Прометея мы видим человека, уменьшившегося до размеров мухи или даже песчинки. А примере этого человека писатель доказывает, каких масштабов достигло чинопочитание в России.

Не только Николай Васильевич Гоголь, но и другие русские писатели обращались в своих произведениях к теме чинопочитания в России. Одним из таких писателей был А. П. Чехов. В своем рассказе «Толстый и тонкий» Чехов описывает ситуацию встречи двух бывших школьных приятелей после нескольких лет разлуки. Один из них, тонкий, поначалу очень рад встрече и с энтузиазмом начинает рассказывать другу о своих достижениях в жизни. Но, узнав о том, что его товарищ дослужился до высокого чина, сразу пугается, теряется, начинает прибавлять к концу своих фраз букву «с». Толстый же совсем не против пообщаться с другом на равных, но тому не дает этого сделать страх перед высокой должностью собеседника.

Но чинопочитание не кануло в Лету, это явление остается проблемой и на сегодняшний день. Недавно, в одном из самых известных современных журналов, «Форбс», была опубликована статья, посвященная этой теме. В ней говорилось о «дистанции по отношению к власти» и о коэффициенте этого показателя в разных странах. При высоком показателе этой дистанции отношение подчиненного к начальнику можно сравнить чуть ли не отношением к Богу, при низком, как к равному, но с более широкими полномочиями. Стоит отметить, что в нашей стране показатель «дистанции» равен девяноста трем из ста, а в европейских странах он около тридцати. Этот пример показывает, что проблема чинопочитания в России все еще остается крайне актуальной.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что чинопочитание и по сей день является одной из самых острых социальных проблем российского общества.

Здесь мы отобрали для вас популярные проблемы, касающиеся лжи, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, раскрывающие их, выбраны из русской литературы. Можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи или же почитать их непосредственно на этой странице с удобной навигацией по проблемным вопросам.

  1. Одной из центральных тем в пьесе Горького «На дне» является проблема «лжи во благо». Так, Лука и Сатин представляют две противоположных точки зрения: говорить правду, несмотря на душевные терзания, или же лгать, но с умыслом, предполагающим сострадание к «ближнему своему». Проповедник утешал обитателей ночлежки, дарил им надежду, пусть и не подкрепленную реальными основаниями. А вот шулер выступал против такого ложного исцеления, он говорил правду в лоб, не задумываясь о том, как собеседник примет это. По его мнению, настоящий человек обязан жить с открытыми глазами, без иллюзий. Поскольку Лука со своей философией капитулировал и оставил тех, кто верил ему, на произвол судьбы, мы заключаем, что автор находится на стороне Сатина, то есть ложь не может быть оправдана благом.
  2. Иногда в жизни бывают такие ситуации, которые предполагают наличие лжи для спасения себя или же близкого человека. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, невиновная девушка могла бы быть казнена. Каждый из нас должен различать случаи, когда покривить душой – это значит спасти человека от ужасной беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в иных ситуациях, когда речь идет о личной выгоде, данная уловка аморальна и граничит с нравственным преступлением.
  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» тоже вмещает в себя тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает наличие лжи, но только в тех случаях, когда она необходима ради спасения настоящей любви. Так, например, Софья обманывает Фамусова, чтобы тайно встречаться с его секретарем. Ее намерения чисты, но этим криводушием девушка приближается к лицемерному образу жизни того общества, нравы которого далеки от идеала. Ее чувство оказывается разоблаченной иллюзией, ее рыцарь – обычным мошенником, а ее ложь – первой ступенью в светский мир фальши и обмана. Так что даже «ложь во благо» до добра не доводит, ведь человек не всегда может разобраться, что есть благо.

Ложные ценности

  1. Ложные ценности – лодка без спасательного круга. Жертвы обстоятельств страдают от того, что вовремя не осознали собственную ошибку. София Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — является «заложницей» своих же убеждений. Так, идеал Софьи -скромный Молчалин, тогда как Чацкий, который любит ее всю жизнь, человек «не ее типа». Крах ее надежд на совместное будущее с секретарем отца рушится после того, как она узнает о не взаимности чувств Молчалина. Это становится настоящей трагедией, с которой Софья не может справиться в силу своего потрясения. Увы, ее ценности оказались выписками из пошлых романов, а не настоящими истинами, направляющими человека.
  2. Зачастую ложные ценности могут сыграть «злую шутку» со всем обществом. Так, например, в комедии Н. Гоголя «Ревизор» люди привыкли строить собственное будущее на алчности, лицемерии и корысти. Они занимались казнокрадством долгие годы. Их желание предстать перед ревизором в роли добропорядочных управленцев – возможность сохранить свое место, но, отдав свои сбережения самозванцу, они оказались в плену у своих же ценностей. Из-за них они и попали в комичную ситуацию, которая обернулась для них полным провалом.
  3. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет ложным ценностям мораль и нравственность. Так, например, Петр Гринев не запятнал свою честь даже тогда, когда ему угрожала казнь. То же самое нельзя сказать о Швабрине, который шел по головам для личной состоятельности – это говорит о том, что ложные ценности убивают в человеке все, что связывает его с людьми. Алексей пошел по тропе эгоизма и дошел до краха желаний и надежд, ведь общество от него отвернулось.
  4. Проблема лицемерия

    1. Один и тот же человек может содержать в себе и добродетель, и меркантильность, но что именно в нем преобладает? На этот вопрос попытался ответить Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание» , где Петр Лужин просто играет роль «порядочного человека», тогда как на самом деле он «низок и гадок». Его желание посвататься на Дуне объясняется не «любовью», а желанием иметь податливую жену, которая будет благоговеть перед каждым его словом. Однако он усиленно делает вид, что это не так. Лицемерие и подлость в его поведении, к счастью, были замечены до роковой ошибки Дуни, поэтому Петр был изгнан с позором.
    2. В рассказе А. Чехова «Слезы крокодила» мы можем увидеть и лицемерие, и двуличие. Главный герой – Поликарп Иудин – «страдает» от несправедливости жизни бедных людей, тогда как сам обдирает их до последней нитки. «Крокодиловы слезы» — устойчивое выражение, которое означает горе неискреннего человека, такого как Иудин. Его поведение никак нельзя оправдать.
    3. Внешне состоятельный человек с материальной точки зрения может не быть таким же «состоятельным» в душе. Об этом говорит Л. Толстой в романе «Война и мир» , где князь Василий делает все, исходя из собственной выгоды. Даже приход к Анне Павловне означал не «светскую вежливость», а возможность устройства своих детей. Он обманывает Пьера, чуть было не обворовывает его, чудом не успев перехватить завещание старого графа. Но на словах герой всегда изысканно учтив и добр, у него высокое положение и хорошая репутация.
    4. Угрызения совести у обманщика

      1. Проблема угрызения совести из-за сказанной лжи ярко прослеживается в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» . Главный герой – мальчик Витя – должен собрать корзину ягод, чтобы получить заветный пряник, но ребята уговаривают его собирать траву, а сверху класть ягоды. Мальчика долго мучает совесть, и он решает сознаться в умышленной лжи – это говорит о том, что Витя способен на признание собственной ошибки, а это несомненный шаг навстречу к «высшему нравственному идеалу».
      2. Подобный пример можно увидеть на страницах повести В. Быкова «Сотников». На протяжении всей истории автор знакомит нас с несколькими персонажами, и вот один из них вспоминает случай с маузером отца, из которого он выстрелил. Признав ошибку, он все равно чувствует угрызение совести из-за лжи, которая заключалась в том, что на «правду» его натолкнула мать, а не его желание.
      3. Последствия лжи

        1. Подобный пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» , где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что приятель хочет обманным путем выиграть сражение. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
        2. В пьесе А. Островского «Бесприданница» главная героиня хочет обмануть себя, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она становится его невестой, механически готовится к нежеланной свадьбе. Однако на обеде в честь помолвки ее вновь охватывает влечение к Паратову, который зазывает Ларису на Ласточку. Она бросает свои обязательства и уходит в плавание навстречу погибели. Наутро оскорбленный жених убил ее, а ей осталось лишь поблагодарить его за это, ведь она была опозорена и брошена на произвол судьбы. Увы, на лжи невозможно построить счастье.
        3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Чинопочитание — это низко, мерзко и неоправданно
  • Разница в чинах может сделать из лучших друзей врагов
  • Люди высокого звания безразличны к проблемам бедняков
  • Чинопочитание выглядит глупо
  • Не всегда за чином скрываются положительные качества личности

Аргументы

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Русская классическая литература богата примерами пресмыкания простого человека перед людьми высших чинов. Но есть личности, презирающие чинопочитание. Одним из таких людей является Александр Андреевич Чацкий. Герой говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этих словах выражено его отношение к чиноугодничеству. Александр Андреевич Чацкий — сильная личность с замечательным умом, презирающая ценности фамусовского общества. Он не намерен подчиняться низким моральным принципам, поэтому оказывается не способен терпеть раболепство.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Небольшой, но невероятно злободневный рассказ как нельзя точно показывает проблему чинопочитания. А.П. Чехов изображает встречу Толстого и Тонкого — двух давних друзей, не видевшихся много лет. Они искренне радовались встрече, пока Тонкий не понял, что Толстый занимает гораздо более высокое положение в обществе, чем он. Узнав о служебном положении приятеля, Тонкий начал пресмыкаться и угождать, хотя Толстому этого и не требовалось. Толстый пытается остановить товарищ, но он и слушать не хочет. Чиноугодничество испортило отношения друзей. А.П. Чехов не приветствует, а осмеивает поведение Тонкого. По мнению писателя, подобное поведение выглядит очень глупо.

А.П. Чехов «Смерть чиновника». В рассказе перекликаются проблемы чинопочитания и человеческого ничтожества. Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков при просмотре спектакля в театре случайно чихает, обрызгивая впереди сидящего человека. В этом человеке он признает Бризжалова, статского генерала. Он извиняется, хотя Бризжалов не обращает на этот поступок никакого внимания. Услышав слова «Ничего, ничего…», Червяков решает, что статский генерал его и слушать не хочет. Иван Дмитриевич страшно боится случившегося, поэтому раз за разом извиняется и извиняется, надоедая человеку. Так ведет себя «маленький человек» перед человеком высокого звания. В итоге Бризжалов уже правда и слушать не желает Червякова. А несчастный экзекутор, будучи выгнанным из-за своей надоедливости, ложится дома на диван и умирает.