Шиллер его романы. Фридрих шиллер - биография, информация, личная жизнь

Краткая биография Шиллера приведена в этой статье.

Фридрих Шиллер биография кратко

(Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер) – выдающийся немецкий поэт и мыслитель, представитель романтизма в литературе.

Писатель родился 10 ноября 1759 года в Германии в городе Марбах-на-Неккаре. Отец Шиллера был полковым фельдшером, а мать происходила из семьи пекаря. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера.

В 1773 году он поступил в военную академию, где поначалу изучал юридическое дело, а затем медицину. Его первые произведения были написаны во время обучения. Так, под влиянием драмы Лейзевица он написал драму «Космус фон Медичи». К этому же периоду относится написание оды «Завоеватель».

1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте, по окончании академии.

В 1781 году он дописал драму «Разбойники», которую ни одно издательство не принимало. В результате он издал ее на свои деньги. Впоследствии драма была по достоинству оценена директором Мангеймского театра и после некоторых корректив поставлена на сцене.

Премьера «Разбойников» состоялась в январе 1782 года и имела большой успех у публики. После этого о Шиллере заговорили как о талантливом драматурге. За эту драму писатель был даже удостоен звания почетного гражданина Франции. Однако у себя на родине ему пришлось отсидеть 14 дней на гаупвахте за самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников». Более того, отныне ему было запрещено писать что-либо кроме медицинских сочинений. Эта ситуация вынудила Шиллера в 1783 году покинуть Штутгарт. Так ему удалось дописать две пьесы, начатые до бегства: «Коварство и любовь» и «Заговор Фиеско в Генуе». Эти пьесы были впоследствии поставлены в том же Мангеймском театре.

С 1787 по 1789 год он жил в Веймаре, где познакомился с . Считается, что именно Шиллер вдохновил друга на завершение многих произведений.

В 1790 году он женился на Шарлотте фон Ленгефельд, с которой у них впоследствии было два сына и две дочери. В Веймар он снова попал в 1799 году и там, на деньги меценатов, издавал литературные журналы. Тогда же он вместе с Гёте основал Веймарский театр, ставший одним из лучших в стране. До конца своих дней писатель жил в этом городе.

1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство.


Биография



Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich Schiller) (10.11.1759, Марбах на Неккаре - 09.05.1805, Веймар) - немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Родился 10 ноября 1759 г. в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер.



1768 – начинает посещать латинскую школу.

1773 – будучи подданным герцога Вюртембергского Карла Евгения, отец вынужден отдать сына в только что учреждённую военную академию, где тот начинает изучать право, хотя с детства мечтает стать священником.

1775 – академию переводят в Штутгарт, продлевают курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, начинает заниматься медициной.



1780 – закончив курс, получает в Штутгарте место полкового врача.

1781 – публикует драму «Разбойники» (Die Rauber), начатую ещё в академии. В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Второе издание «Разбойников» (1782) имеет на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). «Разбойники» побудили французов в 1792г. сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.



1782 – «Разбойники» поставлены в Мангейме; Шиллер присутствует на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог сажает Шиллера на гауптвахту, а позже приказывает ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782г. Шиллер бежит из Вюртембергского герцогства.



1783 – очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал ещё до бегства из Штутгарта, – «Заговор Фиеско в Генуе» (Die Verschworung des Fiesco zu Genua), пьеса на материале биографии генуэзского заговорщика XVIв., и «Коварство и любовь» (Kabale und Liebe), первая в мировой драматургии «мещанская трагедия» – поставлены в Мангеймском театре, причём последняя имеет большой успех. Однако Дальберг не возобновляет контракт, и Шиллер оказывается в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделённой любви.

1785 – Шиллер пишет одно из своих самых известных творений – «Оду к радости» (An die Freude). Грандиозным хором на текст этого стихотворения Бетховен завершил свою 9-ю симфонию.



1785-1787 – принимает приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и гостит у него в Лейпциге и Дрездене.



1785-1791 – Шиллер выпускает литературный журнал, выходящий нерегулярно и под различными названиями (например, «Талия»).

1786 – выходят «Философские письма» (Philosophische Briefe).




1787 – пьеса «Дон Карлос» (Don Carlos), действие которой происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Этой драмой завершается первый период драматического творчества Шиллера.

1787-1789 – Шиллер покидает Дрезден и живёт в Веймаре и его окрестностях.

1788 – пишет стихотворение «Боги Греции» (Gottern Griechenlands), в котором античный мир показан как средоточие радости, любви и красоты. Также создано историческое исследование «История отпадения Нидерландов от испанского владычества» (Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung).

Шиллер встречается с вернувшимся из Италии Гёте, но Гёте не проявляет желания поддерживать знакомство.

1789 – становится профессором всемирной истории в Йенском университете.

1790 – женится на Шарлотте фон Ленгефельд.

1791-1793 – Шиллер работает над «Историей Тридцатилетней войны» (Die Geschichte des Drei?igjahrigen Krieges).



1791-1794 – наследный принц Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э.фон Шиммельман выплачивают Шиллеру стипендию, позволяющую ему не заботится о хлебе насущном.

1792-1796 – выходит ряд философских эссе Шиллера: «Письма об эстетическом воспитании» (Uber die asthetische Erziehung der des Menschen, in einer Reihe von Briefen), «О трагическом в искусстве» (Uber die tragische Kunst), «О грации и достоинстве» (Uber Anmut und Wurde), «О возвышенном» (Uber das Erhabene) и «О наивной и сентиментальной поэзии» (Uber naive und sentimentalische Dichtung). Философские взгляды Шиллера находятся под сильным влиянием И.Канта.

1794 – издатель И.Фр.Котта приглашает Шиллера издавать ежемесячный журнал «Оры».

1796 – начинается второй период драматического творчества Шиллера, когда художественному анализу он подвергает поворотные этапы в истории европейских народов. Первая из этих пьес – драма «Валленштейн» (Wallenstein). Занимаясь «Историей Тридцатилетней войны», Шиллер находит в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма складывается в 1799г. и принимает форму трилогии: исполняющий роль пролога «Лагерь Валленштейна» (Wallensteins Lager) и две пятиактные драмы – «Пикколомини» (Die Piccolomini) и «Смерть Валленштейна» (Wallensteins Tod).



В этом же году Шиллер основывает периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где публикуются многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обращается к Гёте, и теперь поэты становятся близкими друзьями.

1797 – так называемый «баладный год», когда Шиллер и Гёте в дружеском состязании создают баллады, в т.ч. Шиллер – «Кубок» (Der Taucher), «Перчатка» (Der Handschuh), «Поликратов перстень» (Der Ring des Polykrates) и «Ивиковы журавли» (Die Kraniche des Ibykus), пришедшие к российскому читателю в переводах В.А.Жуковского. В этом же году создаются «Ксении» (Xenien), короткие сатирические стихи, – плод совместного творчества Гёте и Шиллера.

1800 – пьеса «Мария Стюарт» (Marie Stuart), иллюстрирующая эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал в «Марии Стюарт» выдвигать на передний план политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.



1801 – пьеса «Орлеанская дева» (Die Jungfrau von Orleans), в основе которой история Жанны д"Арк. Шиллер даёт волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признаёт свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией».

1802 – император Священной римской империи Франциск II жалует Шиллеру дворянство.

1803 – написана «Мессинская невеста» (Die Braut von Messina), в которой Шиллер, начитанный в греческой драматургии, переводивший Еврипида и изучавший Аристотелеву теорию драмы, в порядке эксперимента пытается возродить свойственные античной трагедии формы, в частности, хоры, и в своей индивидуальной трактовке воплощает древнегреческое понимание роковой кары.

1804 – последняя законченная пьеса «Вильгельм Телль», задуманная Шиллером как «народная» драма.

1805 – работа над незавершённой драмой «Димитрий» (Demetrius), посвящённой русской истории.

ru.wikipedia.org



Биография

Шиллер родился 10 ноября 1759 в городе Марбах-на-Неккаре. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер (1723-1796) - был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера. Обратив на себя внимание герцога Вюртембергского Карла-Евгения (нем. Karl Eugen), в 1773 году Шиллер поступил в элитную военную академию «Высшая школа Карла» (нем. Hohe Karlsschule), где начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. В 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер стал членом тайного общества иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1779 году диссертация Шиллера была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год. Наконец, 1780 году он закончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица (нем. Johann Anton Leisewitz) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» - драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца. Но автор уничтожил эту пьесу[источник не указан 250 дней]. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру. Более известна читателям его драма «Разбойники», завершённая в 1781 году.




Впервые «Разбойники» были поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года.

В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден, где гостевал у приват-доцента Г. Кёрнера, одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, он занял должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены, где прочёл вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери. Но жалования поэта не хватало для того, чтобы содержать семью. Помощь пришла от наследного принца Фр. Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э. фон Шиммельмана, которые в течение трёх лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры».




В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти. В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство.

Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) - Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Останки Шиллера




Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», проводившейся совместно радиостанцией «Mitteldeutscher Rundfunk» и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Рецепция творчества Фридриха Шиллера

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие - оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Произведения Фридриха Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.

Памятники


Наиболее известные произведения

Пьесы

* 1781 - «Разбойники»
* 1783 - «Коварство и любовь»
* 1784 - «Заговор Фиеско в Генуе»
* 1787 - «Дон Карлос, инфант испанский»
* 1799 - драматическая трилогия «Валленштейн»
* 1800 - «Мария Стюарт»
* 1801 - «Орлеанская дева»
* 1803 - «Мессинская невеста»
* 1804 - «Вильгельм Телль»
* «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

Проза

* Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
* «Духовидец» (неоконченный роман)
* Eine gro?mutige Handlung

Философские работы

* Philosophie der Physiologie (1779)
* О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Uber den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
* Die Schaubuhne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
* Uber den Grund des Vergnugens an tragischen Gegenstanden (1792)
* Augustenburger Briefe (1793)
* О грации и достоинстве / Uber Anmut und Wurde (1793)
* Kallias-Briefe (1793)
* Письма об эстетическом воспитании человека / Uber die asthetische Erziehung des Menschen (1795)
* О наивной и сентиментальной поэзии / Uber naive und sentimentalische Dichtung (1795)
* О дилетантизме / Uber den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
* О возвышенном / Uber das Erhabene (1801)

Произведения Шиллера в других видах искусства

Музыкальный театр

* 1829 - «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини
* 1834 - «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти
* 1845 - «Джованна д`Арко» (опера), композитор Дж. Верди
* 1847 - «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
* 1849 - «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
* 1867 - «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
* 1879 - «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
* 1883 - «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
* 1957 - «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
* 2001 - «Мария Стюарт» (опера), композитор С.Слонимский

Большой драматический театр открылся в Петрограде 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

* 1980 - Телеспектакль «Заговор Фиеско в Генуе». Постановка Малого театра. Режиссеры: Феликс Глямшин, Л. Е. Хейфец. В ролях: В. М. Соломин (Фиеско), М. И. Царёв (Верина), Н. Вилькина (Леонора), Н. Корниенко (Джулия), Я. П. Барышев (Джанеттино), Е. В. Самойлов (Герцог Дориа), А. Потапов (Хассан, мавр), В. Богин (Бургоньино), Ю.Васильев (Кальканьо), Е. Буренков (Сакко), Б. В. Клюев (Ломеллино), А. Жарова (Берта), М. Фомина (Роза), Г. В. Буканова (Арабелла) и другие.

Иоганн Фридрих Шиллер прожил довольно краткую жизнь, однако за те 45 лет, что были ему отпущены, он сумел сделать для мировой литературы и культуры столько, на что иным не хватило и тысячелетия. Как же складывалась судьба этого гениального человека и что пришлось преодолеть ему на пути к признанию?

Происхождение

Предки Шиллера почти 200 лет жили и трудились в Вюртембергском герцогстве. Как правило, они были людьми работящими, но не особо выдающимися, поэтому за все эти годы так и остались ремесленниками или крестьянами. Однако отцу будущего писателя Иоганну Каспару Шиллеру посчастливилось пойти по военной линии - стать офицером и попасть на службу к самому Вюртембергскому герцогу. В качестве супруги он выбрал Элизабет-Доротею Кодвайс - дочку местного трактирщика.

Несмотря на неплохую военную карьеру главы, семейство Шиллеров всегда жило весьма скромно, поэтому единственному их сыну Иоганну Кристофу Фридриху Шиллеру, родившемуся в начале ноября 1759 г., предстояло рассчитывать только на свои таланты, если он хотел чего-то добиться в жизни.

Фридрих Шиллер: краткая биография ранних лет

Когда мальчику исполнилось 4 года, из-за работы отца семья переехала в Лорх. Здесь им жилось неплохо, но качество начального образования в этом городке оставляло желать лучшего, поэтому Фридрих Шиллер был отправлен учиться не в школу, а к пастору местной церкви - Мозеру.

Именно под руководством этого добродушного священника юный Фридрих не только овладел грамотой, но и начал изучать латынь. Из-за нового переезда в Людвигсбург Фридрих Шиллер вынужден был прекратить обучение у Мозера и пойти в обычную латинскую школу.

Благодаря тщательному изучению языка гордых римлян он смог прочитать произведения классиков в оригинале (Овидий, Вергилий, Гораций и другие), идеи которых повлияли на его творчество в будущем.

От юриста до доктора

Изначально Шиллеры рассчитывали, что Фридрих станет священником, поэтому его увлечение латынью приветствовалось. Но успехи в изучении этого предмета и отличные оценки юноши привлекли внимание Вюртембергского герцога, который в приказном порядке отправил талантливого мальчика учиться на юридический факультет военной академии Hohe Karlsschule.

Карьера юриста совсем не манила Шиллера, поэтому он перестал стараться, а его отметки постепенно стали самыми низкими в классе.

Через 2 года парню удалось добиться перевода на медицинский факультет, который был ему ближе. Здесь Фридрих Шиллер попал в среду студентов и преподавателей с прогрессивным мышлением. Среди них был известный немецкий философ Яков Фридрих Абель. Именно он не только раскрыл талант юного Шиллера, но и помог ему сформироваться. В эти годы юноша решает стать поэтом и начинает создавать собственные поэтические произведения, которые были высоко оценены окружающими. Также он пробует свои силы и в написании драм: из-под его пера выходит трагедия о братской вражде - «Космус фон Медичи».

В 1779 г. студент Шиллер Фридрих пишет весьма занятную диссертацию: «Философия физиологии», но, по велению герцога ее не принимают, а самого автора оставляют в академии еще на год.

В 1780 г. Шиллер наконец-то заканчивает учебу, однако из-за враждебного отношения герцога ему отказывают в присвоении офицерского чина, что, однако, не помешало выпускнику устроиться врачом в местном полку.

«Разбойники»: история первой публикации и постановки

За год повторного обучения в академии у Фридриха было много свободного времени, которое он употребил на то, чтобы начать работу над собственной пьесой - «Разбойники». Еще год понадобилось, чтобы довести ее до ума. Вот только когда драматург закончил произведение, он столкнулся с тем, что местные издатели, хотя и хвалили «Разбойников», не рисковали печатать ее.

Веря в свою талант, Фридрих Шиллер занял денег у друга и опубликовал свою пьесу. Она была встречена читателями хорошо, но для лучшего эффекта необходимо было ее поставить.

Один из читателей - барон фон Дальберг - согласился поставить произведение Шиллера в Мангеймском театре, директором которого он был. При этом вельможа потребовал внести правки. Скрепя сердце, молодой драматург согласился, но после премьеры «Разбойников» (в январе 1782 г.) ее автор стал известен на все герцогство.

Но за самовольный уход со службы (который он совершил, чтобы попасть на премьеру), его не только на 2 недели отправили на гауптвахту, но и, по приказу герцога, запретили писать любые художественные сочинения.

На вольных хлебах

После запрета стал перед сложным выбором Фридрих Шиллер: произведения писать или служить врачом? Осознав, что из-за неприязни герцога ему не удастся добиться успеха на поэтической ниве на родине, Шиллер подговорил своего друга-композитора Штрейхера сбежать. И через несколько месяцев они тайно покинули родные места и перебрались в маркграфство Пфальц. Здесь драматург поселился в небольшой деревушке Оггерсгейме под выдуманным именем - Шмидт.

Сбережений писателя хватило ненадолго, и он практически за бесценок продал издателю свою драму «Заговор Фиеско в Генуе». Однако и гонорар быстро закончился.

Чтобы выжить, Фридрих вынужден был попросить помощи у благородной знакомой - Генриетты фон Вальцоген, которая позволила ему поселиться в одном из своих поместий в Бауербахе под вымышленным именем доктор Риттер.

Получив крышу над головой, драматург принялся творить. Он дорабатывал трагедию «Луиза Миллер», а также решился создать масштабную историческую драму. Выбирая между судьбой испанской инфанты и королевы Марии Шотландской, автор склоняется к первому варианту и пишет пьесу «Дон Карлос».

Между тем, барон фон Дальберг, узнав, что герцог более не разыскивает беглого поэта, предлагает Шиллеру поставить в своем театре его новые пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер».

Однако «Заговор Фиеско в Генуе» неожиданно был воспринят зрителями холодно и сочтен слишком морализаторским. Учтя эту особенность, доработал «Луизу Миллер» Фридрих Шиллер. Идеи, которые он хотел донести до зрителя через это произведение, пришлось сделать более доступными для понимания, а также разбавить морализаторские диалоги персонажей, дабы новый спектакль не повторил судьбу предыдущего. Кроме того, с легкой руки исполнителя одной из главных ролей - Августа Иффланда, название пьесы было изменено на «Коварство и любовь».

Эта постановка своим успехом превзошла даже "Разбойников" и превратила своего создателя в одного из самых известных драматургов Германии. Это помогло беглому писателю получить официальный статус в маркграфстве Пфальц.

Шиллер-издатель

Став известным на всю страну драматургом, Шиллер начал издавать собственный журнал «Рейнская Талия», в котором публиковал свои труды о теории театра, излагая в них свои идеи. Однако это предприятие не принесло ему особых заработков. Стараясь найти средства на жизнь, писатель просил помощи его у Веймарского герцога, однако пожалованная ему должность советника не особо улучшила его финансовое положение.

Стараясь вырваться из лап нищеты, поэт принял предложение от общества поклонников его творчества переехать в Лейпциг. На новом месте он подружился с писателем Христианом Готфридом Кернер, с которым они поддерживали близкие отношения до конца дней.

В этот же период наконец-то заканчивает свою пьесу «Дон Карлос» Фридрих Шиллер.

Книги, написанные им в этот период, находятся на более высоком уровне, нежели ранние произведения писателя и свидетельствуют о формировании собственного стиля и эстетики. Так, после «Дона Карлоса», он берется за написание своего единственного романа - «Духовидец». Также Фридрих не оставляет и поэзию - он сочиняет свое самое известное поэтическое произведение - «Ода к радости», которое впоследствии Бетховен положит на музыку.

Приостановив выпуск «Рейнской Талии» из-за отсутствия средств, писатель получает место в редакции журнала «Немецкий Меркурий». Постепенно он снова получает возможность выпускать собственное периодическое издание - «Талия». Там он печатает уже не только свои теоретические и философские труды, но и свой роман.

Попытки найти заработок приводят к тому, что писатель переселяется в Веймар, где впервые оказывается в обществе известнейших литераторов своего времени. Под их влиянием он принимает решение на время оставить написание художественных произведений и восполнить пробелы в своем образовании.

Шиллер-преподаватель

Сосредоточившись на самообразовании, Шиллер расширил собственный кругозор и взялся за написание исторического труда. В 1788 г. он опубликовал первый том «Истории отпадения Нидерландов». В нем Фридрих Шиллер кратко, но весьма обстоятельно рассказал о произошедшем разделении, заслужив тем самым славу ученого-историка. Этот труд помог своему автору получить место преподавателя истории и философии в Йенском университете.

На курс к прославленному литератору записалось рекордное количество студентов - 800 человек. А после первой же лекции слушатели устроили ему грандиозную овацию.

В следующем году Шиллер взялся вести курс лекций по трагической поэзии, а также проводил индивидуальные занятия по всемирной истории. Кроме того, он начал писать «Историю Тридцатилетней войны». Также Фридрих возобновил публикацию «Рейнской Талии», где печатал собственный перевод «Энеиды» Вергилия.

Казалось бы, жизнь наладилась, но как гром среди ясного дня, прозвучал диагноз врачей - туберкулез легких. Из-за него на третьем году работы Шиллер вынужден был оставить преподавание. К счастью, больному драматургу была выделена ежегодная финансовая субсидия в 1000 талеров, которую ему выплачивали на протяжении 2 лет. По их истечении писатель был приглашен на пост издателя в журнал «Оры».

Личная жизнь

Как уже было сказано выше, Фридрих Шиллер не имел братьев, зато у него было 3 сестры. Из-за своих частых переездов и конфликтов с герцогом драматург не особо поддерживал с ними отношения. Только смертельная болезнь отца заставила его блудного сына на время вернуться на родину, где он не был 11 лет.

Что касается женщин, то писатель, как натура романтическая, был довольно влюбчивым мужчиной и несколько раз намеревался жениться, но в большинстве случаев его отвергали из-за бедности.

Первой известной возлюбленной поэта была Шарлотта - дочка его покровительницы Генриетты фон Вальцоген. Несмотря на восхищение талантом Шиллера, ее мать отказала драматургу, когда он посватался к ее дочери.

Второй Шарлоттой в судьбе писателя стала вдова фон Кальб, которая была безумно влюблена в него, однако не нашла в нем ответа на свои чувства.

Ухаживал Шиллер и за юной дочерью торговца книгами Швана - Маргаритой. Он намеревался жениться на ней. Вот только девушка не относилась к своему поклоннику серьезно и лишь дразнила его. Когда же последовало прямое объяснение в любви и предложение пожениться, она ответила отказом.

Третья женщина в судьбе поэта по имени Шарлотта ответила взаимностью на его чувства. И как в только он устроился преподавателем и стал получать стабильный доход, влюбленные смогли пожениться. От этого союза родилось четверо детей. Несмотря на то что Шиллер всячески хвалил ум своей жены, окружающие отмечали ее как женщину хозяйственную и деловитую, но очень недалекую.

Творческий тандем Гете и Шиллера

После начала Французской революции вся пресвященная Европа разделилась на ее поклонников и противников. Шиллер (удостоенный звания почетного гражданина Французской республики за свое творчество), относился к ней неоднозначно, однако понимал, что смена закостеневших устоев в стране только пойдет ей на пользу. Но многие деятели культуры были не согласны с ним. Чтобы заинтересовать читателей журнала «Оры», писатель пригласил Гете вступить в полемику о Французской революции на страницах издания. Тот согласился, и это положило начало великой дружбе двух гениев.

Имея общие взгляды и наследуя в своем творчестве идеалы античности, писатели пытались создать качественно новую литературу, свободную от клерикализма, но при этом способную воспитать в читателях высокую нравственность. Оба гения публиковали свои теоретические литературоведческие труды, а также стихи на страницах «Оры», чем часто вызывали негодование публики, что, однако, шло на пользу продажам журнала.

Этот творческий тандем совместно создал сборник едких эпиграмм, которые, несмотря на свою воинственность, были невероятно популярными.

В конце XVIII в. Гете и Шиллер вместе открывают театр в Веймаре, который, благодаря их стараниям, стал одним из лучших в стране. В нем впервые были поставлены такие известные пьесы Фридриха Шиллера, как «Мария Стюарт», «Мессинская невеста» и «Вильгельм Телль». Сегодня возле этого театра стоит памятник его славным основателям.

Фридрих Шиллер: биография последних лет и смерть поэта

За 3 года до смерти писателю неожиданно был дарован дворянский титул. Сам он довольно скептически отнесся к этой милости, однако принял ее, дабы жена и дети после его кончины были обеспечены.

А меж тем здоровье великого драматурга с каждым годом все ухудшалось. Туберкулез прогрессировал, и Шиллер медленно угасал. И в мае 1805 г. в возрасте 45 лет он скончался, так и не дописав свою последнюю пьесу «Димитрий».

Тайна могилы писателя

Несмотря на все попытки, так и не смог разбогатеть Фридрих Шиллер. Поэтому после смерти его похоронили в склепе Кассенгевёльбе, организованном для дворян, не имеющих собственной семейной усыпальницы.

Через 20 лет останки великого писателя хотели отдельно захоронить, однако найти их среди множества других оказалось проблематичным. Тогда наугад был выбран скелет и объявлен телом Шиллера. Его похоронили в княжеской усыпальнице на новом кладбище, рядом с могилой его близкого друга Гете.

Однако в будущие годы у историков и литературоведов возникли сомнения в подлинности тела драматурга. И в 2008 г. была проведена эксгумация, которая выявила удивительный факт: останки поэта принадлежали совсем другому человеку, точнее, целым трем. На сегодняшний день найти настоящее тело Фридриха Шиллера невозможно, поэтому его могила пустует.

За свою недолгую, но весьма продуктивную жизнь писатель создал 10 пьес, две исторических монографии, множество философских трудов и прекрасных стихотворений. Однако, несмотря на свое прижизненное признание, Шиллер так и не смог разбогатеть и львиную долю своего времени тратил на попытки заработать денег, что угнетало его и подорвало здоровье. Но зато его творчество вывело немецкую литературу (и драматургию в частности) на новый уровень.

Хотя прошло более 250 лет, и сменилась не только политическая ситуация в мире, но и мышление людей, по сей день большинство произведений писателя остаются актуальными и многие читатели по всему миру находят их весьма занимательными - это ли не лучшая похвала гению Фридриха Шиллера?

Творческий путь Шиллера характеризуется стремительным развитием, у него фактически не было периода ученичества, его юношеские произведения были созданы в эпоху «Бури и натиска» и сразу сделали Шиллера одним из первых драматургов и поэтов Германии. Но затем происходит быстрый отход от идей штюрмерства и переход на позиции Веймарского классицизма. В германском Просвещении имеет особое значение «продуцирование идеалов» и в этом смысле творчество Шиллера занимает особое место. Образы героев, которые борются за свои идеалы и одерживают моральную победу, заплатив за нее своей жизнью, - это лучшее из того, что составляет вклад Шиллера не только в немецкую, но и мировую литературу. Шиллер оказал большое влияние на русских писателей и в первую очередь – на Достоевского.

В этой первой драме Шиллера использован разнообразный материал:

а) разбойничество как специфическое явление германской жизни в ХУШ веке – как выражение социального протеста против деспотизма и тирании германских государей

б) Книга Шубарта «К истории человеческого сердца» - как связь психологии героя с его трагической историей в конкретной социально-исторической ситуации

в) «шекспировская тема» - история двух братьев как проявление человеческой природы в трагедии «Король лир»; образ злодея – из трагедии «Ричард Ш»

г)народные легенды о благородном разбойнике (в Англии – о Робин Гуде)

Главные действующие лица – братья Карл и Франц фон Моор, конфликт между которыми опосредованно отражает противостояние «бурного гения» (мечта Карла о подвигах героев Плутарха) с реальной действительностью. Но решение Карла стать атаманом разбойников подается как изначально ошибочное – он поверил поддельному письму, отец его не проклинал, а возлюбленная не отвергала. Средства достижения свободы на деле обернулись жестокостью по отношению к невинным людям (гибель в огне целого города, когда разбойники спасали от виселицы своего товарища Роллера). Карл под чужим именем возвращается домой, встречается с Амалией и понимает, что она все еще его любит, но он, запятнанный кровью, не может к ней вернуться. Когда разбойники находят в лесу склеп, где Франц морит голодом своего старика-отца, они клянутся отомстить Францу и берут штурмом его замок, Франц кончает самоубийством. Карл остается среди разбойников один – все его друзья –бывшие студенты- уже погибли, он связан клятвой и не может покинуть шайку и уйти с Амалией. Амалия в отчаянии просит ее убить. Совершив это, Карл сдается властям, но сначала идет к бедному крестьянину, чтобы тот смог отвести его в полицию и получить за это деньги. Таким образом, оба брата кончают самоубийством, но смысл этих действий совершенно различный. Все характеры гиперболизированы, краски сгущены, высокий пафос сочетается с грубой речью разбойников. В целом в этой драме Шиллер выражает свою переоценку идей «Бури и натиска». Индивидуальный бунт не может привести к свободе и гармонии.

«Коварство и любовь». Анализ

Действие переносится в современную Германию, в небольшое немецкое княжество, которым правит герцог – тиран и деспот. Он ни разу не появится на сцене, но все жестокие и низкие поступки героев-«злодеев» происходят либо по его указаниям, либо ему в угоду. В драме использован материал из повседневной жизни германских княжеств в сочетании с сюжетными линиями из трагедий Шекспира («Отелло», «Ромео и Джульетта»). Главные действующие лица – Фердинанд фон Вальтер, его отец президент фон Вальтер, его возлюбленная – Луиза Миллер, дочь бедного скрипача Миллера, секретарь президента Вурм, леди Мильфорд – все имеют четкую социальную характеристику. Фердинанд – дворянин и офицер- и представить себе не может, что Луизу заставили написать подложное письмо, и из ревности он убивает ее, а когда правда раскрывается, он убивает себя сам. Старый Миллер наделен чертами особого человеческого достоинства – он указывает на дверь президенту, когда тот нагло себя ведет у него в доме. Тема отцов и дочерей является одной из самых распространенных в драматургии «Бури и натиска», чистота души и благородство Луизы выражается в ее готовности к самопожертвованию, когда президент приказывает посадить в тюрьму ее отца. «Вставным» эпизодом является рассказ дворецкого леди Мильфорд об отправке немецких солдат (фактически о продаже их) в Америку для войны на стороне Англии. Но по своей силе и психологической убедительности он занимает определенное место в сюжете и подготавливает решение леди Мильфорд, фаворитки герцога, покинуть его и начать новую жизнь.

Выдающимся поэтом, драматургом, философом, историком, теоретиком искусства был Фридрих Шиллер (1759-1805).

Шиллер принадлежал к семье, чьи предки,

жившие более двухсот лет в Вюртембергском герцогстве, были виноделами и крестьянами. Отец его служил полковым фельдшером у вюртембергского герцога, магь происходила из

семьи булочника. Родившись в г. Марбах-на-Нсккарс и получив первоначальное образование у пастора Мозера, Шиллер в 1766 г. был отдан на обучение в латинскую школу г. Людвигсбурга, которую спустя четыре года с отличием закончил. Росший в Фг, (т 9 m 5 ) lV религиозной атмосфере, будущий поэт мечтал стать священником, однако приказ герцога в 1773 г. определить его на обучение в военную академию «Высшую школу Карла» изменил его судьбу. Шиллер был определен на бюргерское отделение юридического факультета, откуда в 1776 г. из-за неприязненного отношения к юриспруденции он переводится на медицинский факультет. Именно здесь он, увлекшись поэзией штюрмеров и Ф. Клопштока, иод влиянием поэтической манеры последнего создает драму «Космус фон Медичи» и оду «Завоеватель », опубликованную в 1777 г. в журнале «Немецкие хроники».

В 1780 г. он завершает обучение в Академии и получает место полкового врача в г. Штутгарте. В 1781 г. он заканчивает драму «Разбойники», над которой работал во время пребывания в Академии, однако ни один штудгартский издатель не захотел печатать ее, а потому Шиллер публикует драму на собственные средства. Драма понравилась директору Мангсймского театра барону Дальбсргу, в 1782 г. она была поставлена на сцене Мангеймского театра и имела оглушительный успех. Зрители были поражены тем, насколько точно драма отражает насущные проблемы немецкой действительности, подлинную жизнь. Сам сюжет воспроизводил вполне реальные жизненные коллизии: в 1771 г. в Баварии на эшафот был отправлен Матиас Клостермейер, который собрал отряд мятежников, нападал на власть имущих, раздавая награбленное беднякам. Как справедливо отметил Н. Берковский, «сама действительность в Германии слишком похожа была на вымыслы литературы, и в этом состояла немецкая беда. <...> Карл Моор занес над угнетателями свой меч освобождения и тут узнал, что освободитель зависит всецело от страны, от состояния сил и умов в ней, от поддержки и отклика, которых он может ждать. Серьезные общественные силы не были еще готовы в Германии к освободительному делу. Незрелые условия и выказали себя через фабулу “Разбойников”, через эту историю о беглых школярах <...>» .

Главный герой «Разбойников» - Карл Моор - студент, увлеченный жизнеописаниями великих мужей древности, мечтает превратить Германию в республику. Это первый шиллеровский герой-штюрмер, идеалист, грезящий об освобождении всего человечества, однако преданный братом и проклятый отцом, Карл становится предводителем отряда разбойников и вершит справедливость силою оружия, причем насилие вскоре опьяняет разбойников, а жестокость становится привычкой. Поворотным моментом в драме становится сцена на берегу Дуная, когда Карл выслушивает подробные рассказы своих сподвижников о загубленных ими людях: спасая товарища, они убивали женщин, стариков, а Шуфтерлс подробно описывает, как он бросил в огонь ребенка. Карл Моор приходит в ужас от злодеяний своих людей, поскольку в его устремлениях свобода неотделима от морали. Карл понимает, что задуманное им великое благо превращается в великое зло. Злодеяниями мир исправить невозможно, а потому он решает сдаться в руки правосудия. В развязке драмы герой бежит от самого себя, возвращаясь в отцовский дом с глубочайшим сожалением обо всем содеянном: . И это определяет размеры его внутренней катастрофы: на разбой Карла толкнула личная обида (конфликт с отцом), с крахом семейной гармонии для него рушится весь мир, а потому в финале герой осознает губительность избранного пути насилия и возвращается в родной дом. Очевидна здесь параллель с известной библейской притчей, причем сам Ф. Шиллер хотел назвать свою первую драму «Блудный сын» и едва не вернулся к этому заглавию, когда обрабатывал ее для театра.

Основной конфликт в драме имел социальный характер, однако Шиллер не показывает реальных столкновений героя с сильными мира сего, но демонстрирует столкновение Карла с его братом Францем, который как раз символизирует все старое, косное, уродливое в деспотичной Германии. Франц добивается всего хитростью и вероломством, для него не существует нравственных законов, собственное «я», жажда власти и своекорыстные интересы для него превыше всего. В достижении личных целей он не гнушается ничем, в отличие от Карла, которым движет вольнолюбие и мораль. Противоборство братьев есть не что иное как противоборство двух контрастных жизненных позиций.

Уже в первой драме Шиллер уповает не на силу, а на моральное исправление общества. Неистовая страстность персонажей, патетичность их речей, напряженность сюжета сделали «Разбойников» образцовым произведением «Бури и натиска». Чтобы присутствовать на премьере драмы, Шиллер без разрешения выехал в Мангейм, за что по возвращении был посажен под арест и получил предписание «не писать ничего, кроме сочинений по медицине». Тогда Шиллер решается на побег, 22 сентября 1782 г. он покидает Вюртембергское герцогство, и с этого времени начинаются его пятилетние скитания и борьба за читательское и театральное признание.

На несколько лет Шиллер обосновался в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре». Вслед за «Разбойниками» Шиллер создает вторую драму, но уже на историческом материале, жанр которой он обозначил как «республиканская трагедия» - «Заговор Фиеско в Генуе» (1782) - трагедия из времен позднего итальянского Ренессанса. Фиеско должен спасти республику от тирании семейства Дориа, но в честном заговоре республиканцев участвуют люди грязных устремлений - Сакко и Кальканьо: дела Сакко идут плохо, и он рассчитываег, что государственная смута избавит его от претензий кредиторов; Кальканьо надеется, что участие в заговоре поможет войти ему в дом Фиеско и приблизит к жене Фиеско Леоноре. Если в «Разбойниках» сам Карл Моор был чист в помыслах и устремлениях, но сподвижники его ничего нс стоили, то в этой драме вождь восстания далеко нс безупречен: он властолюбив, мечтает не о свободе для Генуи, а о месте дожа для себя, в этом и заключается трагедия республики и республиканской идеи: авантюрист Фиеско, человек нс лишенный эпикурейства, артистизма и щедрости, стремится стать таким же тираном, как и его предшественник.

Следующая пьеса - «Коварство и любовь» (1783) - вошла в историю мировой драматургии как «мещанская трагедия». До Шиллера в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, третье сословие дозволялось изображать только в комедиях, однако в «Коварстве и любви» Шиллер доказал, что трагические коллизии возможны, а иногда неизбежны в жизни простого скромного человека - «мещанина». История любви Луизы Миллер, дочери простого музыканта, и сына президента, юного майора Фердинанда фон Вальтера, вызывает негодование отца Фердинанда и вписывается здесь в историю «коварства» - политических придворных интриг. Как и Лессинг в «Эмили Галотти», Шиллер делает мещанскую драму частью «государственного действа», тем самым оправдывая ее смысл. Президент Вальтер и его пособник Вурм привыкли использовать людей в своекорысзных интересах, превращать их в средства достижения собственных целей, и в этом - «коварство» обоих, царящее при дворе и в правительсгве герцога. Бросив ни в чем не повинных Миллеров в темницу, Вурм через своих людей занимается низким вымогательством, требуя от Луизы самой дорогой цены за выход ее родителей на свободу. Чистая душой, Луиза пишет записку, продиктованную Вурмом, грязнящую се любовь к Фердинанду. Любовь Луизы и Фердинанда заведомо обречена, поскольку она подрывает основы устоявшегося порядка, и молодые люди становятся жертвами интриг: нс оценив до конца силу коварства, Фердинанд, поверивший клевете, лишает жизни и свою возлюбленную, и себя. Любовь оказывается бессильной против мира лжи, подлости и клеветы, в котором естественные права личности узурпируются.

Одновременно с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии, причем в его стихах мысль всегда преобладает над чувством; размышляя над различными явлениями жизни, поэт черпает аргументы в античной мифологии или ренессансном искусстве. В основе большинства шиллеровских стихотворений лежит свойственный поэту принципиальный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться друг с другом («Ода к радости»). Воспевая прекрасную даму, он называет ее Лаурой, не только выражая тем самым возвышенный платонический строй чувств, но и заявляя себя приверженцем Ф. Петрарки. По мысли поэта, унаследованной им от античных мудрецов, все частицы огромного разрозненного мира воссоединяет любовь, без нес мир и природы мертвы, любовь - великое благое чувство, потому что оно - необходимая связующая частица мироздания.

В 1785 г. из-за финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переехал в Дрезден, где, не имея постоянного дома, жил у друзей. Несмотря на непростые условия, драматург активно работал: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786, «Игра судьбы», 1789; фрагмент романа «Духовидец», 1787), завершает «Философские письма », пишет «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский» (1787). В произведениях дрезденского периода наметился отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии: теперь он полагает, что для примирения идеала и жизни поэтический гений «должен стремиться к разрыву с областью действительного мира». Переворот в мировоззрении поэта произошел как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отразила этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», как это было принято у представителей «Бури и натиска», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем (Шиллер вкладывает ее в уста маркиза Поза, друга главного героя).

Действие драмы происходит в Испании начала XVII в. Дон Карлос, сын жестокого тирана Филиппа II решает встать на сторону восставших Нидерландов. Дух свободомыслия и ненависти к тирании поддерживает в молодом герое его мудрый наставник маркиз Поза, уповающий не на бунт, но на преобразования, осуществленные мудрым правителем, сообразно естественным законам: «Всмотритесь в жизнь природы. // Ее закон - свобода», - пытается убедить он короля. Однако мечты Позы оказываются утопическими в современных ему условиях. Во имя спасения Карлоса маркиз гибнет, Карлос же, потрясенный смертью друга и наставника, самоотверженно отказавшийся от любви, тоже обречен: король передает его в руки инквизиции.

После «Дон Карлоса» Шиллер все больше погрузился в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно Винксльману и Гете, Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, по его мнению, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выразил в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (1788).

В 1787 Шиллер переехал в Веймар, где общался с Гердером и Виландом. В 1787-88 гг. Шиллер издаст журнал «Талия», сотрудничает в «Немецком Меркурии» М. Виланда. Он завершает «Историю отпадения Нидерландов», публикация которой принесла ему славу выдающегося исследователя истории. Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает должность экстраординарного профессора истории и философии в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцати летней войны (опубликован в 1793 г.). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, но пишет ряд философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О возвышенном» (1795). Шиллер никогда не рассматривал эстетические проблемы только как частные вопросы художественной практики: они были важнейшим элементом его мировоззрения. Решая проблему целостности и самоценности индивида, Шиллер развивает свою теорию прекрасного. Если совершенство человека заключается в согласной энергии его чувственных и духовных сил, то он может утратить его только или в случае отсутствия гармонии этих сил, или в случае ослабления их энергии. Там, где нарушается гармония человеческого существа, возникает состояние напряжения. Там же, где единство человеческой природы сохраняется ценой равномерного ослабления чувственных и духовных сил, человек впадает в состояние ослабления. Таковы два противоположных предела, к которым движется человек в результате охватившего всю область общественной жизни разделения труда. Шиллер доказывает, что распад цельности человека, ослабление его физических и духовных сил «уничтожаются красотою». Именно красота «восстановляет в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном - энергию». Красота приводит нынешнее ограниченное состояние человека к безусловному и делает человека «законченным в самом себе целым».

Отталкиваясь от теории И. Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создал свою теорию перехода от «естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума» с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795-1798 гг. («Поэзия жизни», «Сила песнопения», «Раздел земли», «Идеал и жизнь») и баллад , написанных в тесном сотрудничестве с Гете.

Шиллер и Гете возродили этот жанр из долгого забвения, вступив в дружеское состязание в создании баллад в 1797 г. Баллады Шиллера воспринимаются как отголоски тех стародавних времен, когда разного рода поверья и предания, соседствуя с реальностью, сливались в прихотливые фольклорные образы. В балладах чаще всего говорится не о каком-то конкретном историческом времени, а о старине как таковой. Все баллады наполнены неизъяснимыми таинствами природы, в них разрабатываются античные и средневековые сюжеты («Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Перчатка». «Геро и Леандр», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург»). В балладах проявилось мастерство Шиллера-драматурга: в основе каждой из них лежит острый драматический конфликт. Важное место в поэзии Шиллера занимает «Песнь о колоколе », где развиваются параллельно две темы. Поэт скрупулезно воспроизводит весь процесс отливки колокола, звон которого сопровождает человека на всех этапах многотрудной жизни, и саму эту жизнь в важнейших фрагментах обобщенной биографии. Это гимн труду человека, прославление его мощи, ума, силы его рук.

В 1790-е гг. Шиллер создает ряд эстетических сочинений («Письма об эстетическом воспитании человека, «О наивной и сентиментальной поэзии» и др.), совместно с Гете издаст журнал «Оры». Однако на протяжении всего творческого пути его излюбленным жанром оставалась драма. При этом, начиная с «Дона Карлоса», характер его драматургии меняется: Шиллер пишет пятистопным ямбом, это объясняется тем, что в основе всех его последующих драматических произведений лежит исторический материал, потребовавший усиления условности. Хотя в каждой драме присутствует точная датировка событий, история воссоздается достаточно общо, а исторические персонажи трактуются достаточно вольно. Наиболее плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера: он создает трилогию «Валленштейн» (1799), драмы «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804), неоконченную трагедию «Дмитрий» (1805), в которых художественному анализу подвергнуты поворотные этапы в истории европейских народов. Герои их - исторические деятели, которых автор судит не только по важности роли в истории, а прежде всего как носителей высокой нравственности. В «Валленштейне» драматург обращается к истории Тридцатилетней войны, когда командующий имперскими войсками герцог Валленштейн пытается прекратить междоусобицу и объединить Германию. Герой показан в критический момент германской истории, но, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. В драме «Вильгельм Телль», в основе которой лежит легенда об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (первоначально Тслль - покладистый крестьянин, в финале - политически сознательный бунтарь), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, поскольку «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением». Пьеса «Дмитрий», основанная на событиях русской истории и посвященная трагической судьбе самозванца Дмитрия, искренне верящего в то, что он сын Ивана IV, осталась не завершенной: 9 мая 1805 г. Шиллер скончался с пером в руках.

Творчество Ф. Шиллера оказало огромное воздействие на развитие мировой культуры, русской в том числе. Этические взгляды Шиллера дали толчок к оформлению и самоопределению романтизма. Ф. М. Достоевский писал: «...Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии». Действительно, признание к творчеству выдающегося немецкого поэта и драматурга пришло в России с переводом его «Оды к радости» Н. М. Карамзиным и постановкой драмы «Разбойники», которая в 1793 г. была сыграна воспитанниками Благородного пансиона при Московском университете. Его авторитет «адвоката человечества» (В. Г. Белинский) был непререкаем. Стихотворения и баллады Шиллера переводили выдающиеся русские поэты Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Л. Н. Мей, Н. А. Заболоцкий.

  • Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежнойлитературе. СПб., 2002. С.378.
  • Шиллер Ф. Разбойники. СПб., 2010. С. 127.