Тайцзицюань стиль ян сокол. Мультимедийный учебник по тайцзи-цюань стиля ян

Что же такое Тайцзицюань? Разговоров, статей и пояснений великое множество. Это и Великий предел, и равенство единства противоположностей. Я слышал много чего за годы тренировок. Для себя был сделан следующий вывод: этой дисциплиной могут заниматься все возрастные группы. Единственно, сильно динамичным людям, будет трудновато это осваивать.

Условно, Тайцзицюань можно разделить на две составляющих. Это здоровье и прикладная или боевая техника. Один из китайских мастеров говорил так: "Cначала вылечитесь, а потом воюй". Надо отметить, что данная дисциплина даст положительный результат в любом случае. Ведь движение это жизнь!

Если вы будите практиковать оздоровительную сторону, то со временем, вы приобретёте экстрасенсорную чувствительность, откроете в себе интуитивный канал, восстановите ослабленные функции вашего организма. Регулярные занятия и изучение базовых форм Тайцзицюань, позволят вам значительно улучшить подвижность всех суставов, укрепить позвоночник, избавиться от недугов и продлить жизнь.

На данном сайте предпринята попытка показать, как и за счет чего, вы сможете достичь искомых результатов в улучшении своего здоровья. Так же будет рассмотрена прикладная техника. Приятно осознавать, что в последнее время, людей всё больше интересует оздоровительная сторона, но и прикладную технику мы будем освещать не меньше.

Желаем всем ищущим достичь своих высот. Здоровья, благополучия и удачи!!!

Видео Фу Чжун Вень, ученика Ян Чэн Фу, выполняющего форму Yang Tai Chi 85.


Фу Чжун Вень – один из ярчайших представителей Тайцзицюань стиля Ян, прожил 91 год (1903-1994), практикуя Тайцзицюань большую часть своей жизни (с 9-ти лет).

Знаменит мастер Фу своим трудолюбивым подходом к тренировкам. Он практиковал и обучал своих учеников такому правилу: форма (108 движений Ян ) делается последовательно без перерывов от 6-ти до 8-ми раз. Каждая форма в его направлении выполняется примерно по 20 минут. Итого формой занимаются от 2-х до двух с половиной часов.

К этому нужно добавить формы с оружием и занятия Туйшоу . Возможно, именно такой подход к тренировкам укрепляет организм на долгие годы.

Известно, что мастер Фу Чжун Вень был пылким противником упрощения форм в Тайцзицюань, за что и пострадал. Знаменитую современную форму «24 формы» создал некий Ли Чен Жи (Li Chen Ji ), который был членом компартии и изучал Синъи и Багуа , но никогда не изучал Тайцзи . Форму он создал на основе книги, которую написал мастер Фу. Увидев эту форму, Фу Чжун Вень жестко раскритиковал её, отказавшись признать за Тайцзицюань .

За это его заключили под стражу и посадили под домашний арест за «несогласие с политикой партии по распространению Тайцзицюань».

Тайцзи-цюань, «внутренний» стиль ушу, - это и боевое искусство, и оздоровительная система, и медитативная практика. Благодаря такому сочетанию он очень популярен во всем мире.

В переводе Тайцзи-цюань означает - «кулак великого предела».

Тайцзи Цюань - одно из самых популярных во всем мире китайских "мягких" боевых искусств, по преданию, созданное даосским мастером Чжан Саньфэном более 800 лет назад. Тайцзи Цюань содержит в себе полный набор упражнений для тела и ума, стимулирующие ток крови, освобождающие малоподвижные суставы и увеличивающие внутреннюю энергию тела. Особенностью практики тайцзи является отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие. Тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Как воинское искусство, Тайцзи Цюань основывается на гибкости, уступчивости, проворстве, восприимчивости и расслабленном состоянии тела и ума.

Воздействие Тайцзи-цюань на здоровье, главным образом, заключается в том, что в процессе регулярных занятий гармонизируется внутренняя Ци (энергия) организма, улучшается проходимость энергетических каналов, а также повышается иммунитет. Согласно представлениям традиционной китайской медицины, любая болезнь есть ни что иное, как дисбаланс Ци в организме. Являясь боевым искусством, Тайцзи-цюань при этом обеспечивает высокую степень физического расслабления, равновесия и душевного покоя. И, что важнее всего, улучшает внутреннюю циркуляцию энергии, способствуя укреплению здоровья и избавлению от многих болезней.

Малоподвижный образ жизни имеет ряд негативных последствий для здоровья человека. Занятия Тайцзи-цюань позволяют полностью решить эту проблему. Плавные гармоничные, красивые движения в сочетании с глубоким правильным дыханием дают великолепный результат. Физическое тело получает необходимую умеренную физическую нагрузку, а сознание - отдых и удовольствие.

Немаловажным преимуществом Тайцзи-цюань является и то, что им вовсе не обязательно заниматься с юных лет. Даже освоив его в достаточно зрелом возрасте, можно практиковать, совершенствуя мастерство до глубокой старости, чего нельзя сказать про «внешние» стили ушу, требующие гибкости и больших физических затрат.

В Тайцзи-цюань особое внимание уделяется работе с энергией - это приводит к появлению внутренней силы (усилия), которая называется цзинь. Данное искусство могут изучать люди всех возрастов, так как специальная подготовка тела типа шпагат, акробатические прыжки и т.п. не требуется. Кроме того, последовательность движений подобрана таким образом, что Ци начинает автоматически циркулировать правильно, даже если вы о ней ничего не знаете.

Тайцзи-цюань в более активной и динамической форме используется как боевое искусство . А специальные тренинги, в которых особое внимание уделяется работе с Ци, приводят к появлению внутренней силы - цзинь, значительно превосходящей физическую.

Основной упор на занятиях делается на оздоровительном эффекте и внутренней работе с энергией и сознанием. Таким образом, практика Тайцзи-цюань изучается не только как боевое искусство, но и как система динамической медитации.

Тайцзи имеет большое значение и как система, направленная на гармоничное развитие и комплексное оздоровление человека.

Помимо здоровья и навыков боя Тайцзи Цюань является еще и прекрасным средством преодоления целого ряда социальных проблем. В тренировочном зале снимается психическое напряжение (результат современного образа жизни, причина агрессии и депрессии), уходит в сторону религиозная нетерпимость (страшные последствия которой - фанатизм и терроризм). Тайцзи Цюань подходит для всех возрастов и часто можно увидеть, как занимаются целые семьи, в результате чего извечная проблема отцов и детей, объединенных общим занятием, теряет свои острые формы. Мы уже не говорим, что Тайцзи Цюань лучший ответ наркотикам и прочим «удовольствиям» предоставленной самой себе молодежи. Пожилые люди, выполняя плавные и красивые движения Тайцзи Цюань, смогут за счет профилактики все увеличивающихся заболеваний значительно сэкономить на лекарствах и сохранить свои пенсии для более приятного времяпрепровождения.

Тайцзи Цюань - это дверь, позволяющая проникнуть в глубины интереснейшей и на самом деле мало еще исследованной китайской культуры, недра которой хранят множество тайн, до сих пор не раскрытых современной наукой.

Тай дзы цюань Стиль Ян - комплекс упражнений, который потребует от вас настойчивости при его изучении, позволит вам сохранить молодость и здоровье долгое время. выученный комплекс при выполнении занимает от 5 минут, нагрузку вы можете регулировать сами. этот красивый танец в то же время и система самообороны.

Тайцзы Стиль Ян. Школа для начинающих

Перед Вами Базовая программа обучения тайцзицюань в нашей Школе. Программа является результатом многолетней работы по созданию эффективной технологии обучения тайцзицюань. Отойдя от концепции «делай, и все когда-нибудь придет», от «мистико-магического» восприятия тайцзи, мы исходили из той идеи, что процесс обучения должен проходить в достаточно определенный период времени, и результаты обучения должны быть весьма конкретными. Нас могут критиковать за излишний прагматизм - но мы живем в реальном мире, где выживают только эффективные технологии. Тайцзицюань же, является такой технологией, дающей человеку здоровье, внутреннюю гармонию, безопасность, и главное способствующей духовному развитию личности. Важно только продемонстрировать всю его мощь.

Программа разработана с учетом культурных особенностей нашей страны. Мы отказались от свойственной китайским авторам метафорической манеры объяснения. Почти все названия приведены на русском языке, кроме характерных для тайцзицюань понятий, все основные понятия тайцзицюань изложены максимально понятным языком. Основной упор сделан на практические аспекты, на то, чтобы упростить процесс изучения тайцзи. При этом внутреннее содержание тайцзицюань осталось без изменения, сохраняя Дух искусства, переданный мастерами прошлого.

Программа посвящена старому стилю Ян или лаоцзя. Старый стиль Ян или лаоцзя – это просто тайцзицюань «как он есть». К такому тайцзи рано или поздно приходит каждый практикующий после многих лет исканий или мытарств. Сухому, лаконичному и эффективному боевому искусству. И если вспомнить, кем был Ян Лучань, становиться все понятно. В боевом искусстве не может быть вычурности.

* В нашей Школе до 2006 года упор делался на большую ветвь тайцзицюань стиля Ян (дацзя) . Но так исторически сложилось, что последние 10 лет мы посвятили именно лаоцзя. С нашей старой программой можно ознакомиться в библиотеке .

Базовая программа обучения тайцзицюань является эффективной методикой позволяющей в реальные сроки достичь прогресса и мастерства. Программа разделена на три условных года обучения, каждый год обучения в свою очередь разделен на 3 модуля. Также существует условный нулевой год обучения, своеобразная подготовительная группа. Разделение на года обучения и модули позволяет структурировать программу, обеспечить постепенность и непрерывность обучения от простого к сложному, контролировать процесс изучения.

Подготовительный уровень (факультативный):

  • «Тайцзи-Кардио» – условный нулевой год обучения. Это своеобразная подготовительная группа. Облегченная версия рассчитанная для абсолютных новичков или людей очень пожилых и ослабленных. Данный этап не является обязательным.

Ученические уровни программы:

  • «Тайцзицюань для здоровья и долголетия» – первый условный год обучения или 1, 2, 3 модули. Это наша лучшая программа оздоровительного профиля. Также это программа позволяет заложить крепкую техническую базу в практике тайцзи-цюань.
  • «Тайцзицюань для самообороны и умения побеждать» – второй условный год обучения или 4, 5, 6 модули. Цель настоящей программы – научить вас драться. По-настоящему драться, так чтобы на улице вы смогли выжить и выстоять. Оздоровительная эффективность тоже сохраняется.

Мастерский уровень программы:

  • «Тайцзицюань: практика мастеров» – третий условный год обучения или 7, 8, 9 модули. Программа продвинутого уровня для тех, кто воспринимает тайцзицюань как свой путь и жизненный выбор.

Базовой программой тайцзицюань старого стиля Ян предусмотрены три формы обучения: очная, заочная и индивидуальная.

Очная форма обучения: Это регулярные занятия в зале под руководством преподавателя. Это самый удобный способ практики – ведь ученик может «вживую» постоянно работать с учителем. Расписание наших очных занятий

Традиционный Тайцзи-цюань стиля ЯН. Интерактивное обучающее пособие.
Михаил Баев, ООО "ВИПв"
Автор-составитель этого DVD - Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань...

За его плечами более 35 лет практики, в том числе и реальной боевой. Также М.Л. Баев является специалистом по традиционной китайской медицине.


Об авторе-составителе пособия
Автором-составителем интерактивного обучающего пособия является Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань.

Ниже мы приведём выдержки из интервью с Михаилом Баевым.
Михаил Леонидович, насколько мне известно, в своё время Вы работали в Комитете Государственной Безопасности, где служили в антитеррористической противодиверсионной группе, базировавшейся в средней Азии. Причём группа, как было принято тогда говорить, была образцово-показательной. В число Ваших основных обязанностей входила подготовка личного состава по общефизической, боевой и рукопашной подготовке. Это уже предполагает определённый уровень наработки. Расскажите, как Вы пришли в мир Воинских Искусств?
Моим первым учителем был Исаков Макетай, киргиз по национальности. Человек, который ввёл меня в мир Воинских Искусств, дал основы и направление. Я бесконечно ему благодарен за это. Мне не пришлось переучиваться нигде. Ни тогда, когда нужно было заниматься реальной работой в КГБ, ни тогда, когда я в Китае изучал традиционный Тайцзи-цюань…
Сам он начал заниматься, когда учился в Мухинском училище в Питере, в самом начале 70-х, а потом, когда после учёбы вернулся на родину в Киргизию, оказалось, что в средней Азии достаточно много выходцев из Китая, которые обладали какими то интересными знаниями из этой области. В силу его личностных качеств и устремлённости, у него была возможность получать информацию от этих выходцев из Китая, таким образом, по крупицам он сформировал стиль, с помощью которого воспитал несколько сотен великолепных бойцов. А потом, когда появился Мастер, который ему дал конкретные техники, он передавал их и нам. Это были замечательные времена. Когда мы уезжали вместе в горы и тренировались по 15 - 18 часов в сутки…

А как Вы познакомились со своим учителем?
Первые контакты с китайскими мастерами я завязал в Москве (поскольку раньше был не выездной), прилетев сюда на семинар, который проводил Госкомспорт.
А потом ко мне попала кассета с записью Лю Гаомина, и я понял, что это именно то, чего мне не хватало в изучении Тайцзи-цюань. Какое то время занимался по кассете, потом поехал в Пекин. Поводом для этой поездки была всемирная конференция по Тайцзи-цюань, на которой от Советского Союза были приглашены только два человека - я и мой брат. Китайцы, возможно, не знали, кого приглашать. Там встретился с Учителем, показался ему, и он взял меня. А через три года я попросил сделать БАЙ ШИ и войти в семью. И тоже получил согласие.

Поподробнее, пожалуйста. Что такое БАЙ ШИ?
БАЙ ШИ это приём в ученики. Формально это означает одно - поклониться Мастеру, как Учителю. Если он разрешит это сделать, значит, берёт тебя в ученики. Это равносильно приёму в семью, и те, кто прошёл этот ритуал становятся буквально вступающими в след, то есть последователями. Теми, кто принимает всю информацию. Как кто возьмёт - это уже личное дело каждого, но им, ещё раз повторю, дают всю информацию, и они уже становятся представителями школы. В 94-м году Учитель взял меня в семью…

Каким образом Вы занимались?
Ездить в Китай начал с 1991 года. Я жил тогда в Алма-Ате. 4 часа лёта до Пекина. Ездил 5 - 6 раз в году, но дольше 2-х месяцев я ни разу не жил в Китае.
Прилетал к Учителю. Мы занимались в парке, в котором он преподавал с 59 года. Это парк при бывшем императорском дворце. Сёйчас он называется «Парк культуры и отдыха трудящихся». Вот у Восточных ворот этого парка есть маленькая беседочка. Мы там занимались 2 - 3 раза в день. Чаще всего вдвоём. Так как когда Учитель занимается с тобой персонально - это называется «Ученик Внутренних покоев». Достаточно привилегированное положение в традиционной китайской школе.


Клип 1. Занятия с Учителем.

Плотно мы общались таким вот образом до 95 года. С 95-го года у Учителя пошло обострение болезни (следствие тяжёлой травмы после аварии) и потом уже занятия шли так: Учитель приглашал кого-нибудь из старших учеников и то, что он сам не мог показать (например, форму с копьём, это достаточно сложно) мне показывал старший ученик, а Учитель давал указания и разъяснения. В марте 2004 года Учитель ушёл…

На что Вы рекомендуете обратить внимание, какие советы дать тем из пользователей, кто только что начинает заниматься Тайцзи-цюань.
Человеку, выросшему в условиях Западной культуры достаточно трудно вполне и всерьёз воспринять все составляющие традиционных духовных и физических практик древнего Китая, многое из которых невозможно объяснить на вербальном уровне. Поэтому в своих занятиях каждый должен быть максимально честным и искренним, стараясь по мере возможностей использовать традиционные, древние техники. Совершенствовать внешнее и внутреннее, постоянно подгоняя своё отстающее. Укреплять и развивать тело, контролировать-развивать дыхание и концентрировать - утончать ум.
Рекомендуется ознакомиться, а лучше прилежно изучать три главных книги для всех внутренних стилей у-шу: И Цзин (Книгу Перемен), Дао-Дэ Цзин (Канон Пути и Силы, или Пути и Добродетели) и Хуан-Ди Нэй-Цзин (Трактат о Внутреннем Жёлтого Императора).
Каждый, желающий достичь совершенства должен целью иметь максимальные задачи:
В боевом искусстве - достижение состояния, когда навсегда исчезнет необходимость драться, так, как настоящий мастер никогда не допустит вблизи себя ситуации, вызывающей необходимость использования физической силы. Либо - как высший уровень мастерства в Тайцзи-цюань - способность материализации намерения и управления ситуациями на уровне энергий.
В плане здоровья - полное отсутствие всех заболеваний…
В совершенствовании духа - достижения состояния сознания, определяемого в китайской традиции как “Совершенная мудрость”.

Военно-прикладные виды искусства Китая включают в себя множество направлений и школ, но независимо от этого, для достижения хорошего уровня владения искусством ведения боя необходимо приложить много усилий и терпения, многие годы кропотливого труда в одном направлении. Только тогда возможно появление того, что называется Гунфу - наработка, мастерство на уровне свершений. Что же касается искусства Тайцзи-Цюань, то оно определяется такими понятиями как «слабое одерживает верх над сильным», «в мягком содержится твердое», «дух-шэнь, дыхание-ци и семя-цзин едины”, “мысль ведёт дыхание-ци, ци ведёт силу-ли» и т.д., которые распространяются на все остальные сферы жизни человека и лежат в основе всей традиционной китайской культуры. Если научишься постоянно тренировать дух и тело, независимо утро это, или вечер, холодная зима или же знойное лето, если будешь повышать свой интеллектуальный и физический уровень, то независимо от того, кто ты мужчина или женщина, стар или молод, обязательно достигнешь большого успеха. И не надо откладывать продвижение по Пути, придумывая себе оправдания в виде поисков «секретных техник» или «настоящего учителя». Традиция говорит, что когда ученик готов, учитель найдётся сам. Так же древние говорили: “Один день занимался - один день приобрёл. Один день пропустил - десять дней потерял”...


Особенности проекта
Наша программа работы с текстовой и видео информацией на выходе (то есть на экране монитора), представляет из себя «живую книгу».

Вы просто читаете эту книгу. Дойдя до определённого места, Вы обнаруживаете, что на одной из страниц появляется видео изображение, соответствующее по смыслу только что прочитанному.

1.Чтение "книги". Слева текстовая информация, справа - соответствующий ей видеоклип

Если клип Вас заинтересовал, можно просмотреть его ещё раз, можно просматривать его непрерывно целиком или любую его часть, как на боевой скорости, так и в режиме "по кадру".

2.Клип меня заинтересовал, я просматриваю его непрерывно

А можно увеличить его до размеров экрана, отойти в сторону и отработать полученную информацию (например, уход с линии атаки противника, нанесение удара ногой, защиту от ножа и т.п.).

3.Увеличиваю видео до размера экрана

Такой подход (предоставление информации в формате «живой книги»), с нашей точки зрения, наиболее оптимальный. Поскольку лишь сочетание видео и текстовой информации может дать наиболее объёмное рассмотрение вопросов по военно-спортивной тематике

Так же хотим обратить Ваше внимание, что освоение Вами технических приёмов при такой форме обучения будет проходить значительно эффективнее, по сравнению с изучением лишь с помощью учебного фильма. Ведь любой из этих приёмов Вы можете найти в течении нескольких секунд, ознакомиться с необходимой текстовой информацией, изучать или отрабатывать приём или его часть на удобной для Вас скорости с помощью пяти встроенных в программу видео плееров...

Кроме того, программа позволяет работать с Вашим личным видео архивом.
Ведь каким бы уровнем мастерства Вы не обладали, взгляд на себя со стороны поможет Вам проанализировать свои достоинства и недостатки, сделать нужные выводы и продолжить свои тренировки более эффективно.


Начальный этап обучения
Основные методы начального этапа
Основные методы начального этапа - подражание и повторение. Путь к освоению лежит через накопление лёгкости и мягкости. Накопление мягкости даёт твёрдость, твёрдое и мягкое начинают органично направлять друг друга.


Клип 1. Столбовая работа, статика. Стояние столбом и на китайском языке здесь идёт описание основных принципов. Принципы, которые необходимы и в движении и в исполнении тайцзи-цюань*. То есть поза статическая ЧЖАН-ЧЖУАНЬ - то, что называется столбовая работа. Это стояние столбом. Одна из главных техник для внутренней наработки энергии в себе. В статическом упражнении прорабатываются три уровня - семени «Цзин», дыхания «Ци» и духа «Шэнь». Или тела, дыхания и сознания. В работе с телом необходимо достигать полного контроля расслабленного тела, ощущения всех сочленений как единого. В работе с дыханием необходимо достигать глубокого, тонкого и ритмичного дыхания. Сознание необходимо делать чистым и спокойным, соединяя внимательное ощущение расслабленного тела и пульсацию дыхания сознанием в триединство. Эта практика выполняется как до и после комплекса форм движений тайцзи-цюань, так и в виде отдельной работы.


Клип 2. То же самое. То, что необходимо. Он перечисляет части тела и говорит, какими они должны быть. Голова подвешена, плечи опущены, локти нагружены, кисти посажены


Основные требования к форме тела.
К положению тела при занятиях тайцзи цюань есть базовые требования. Требования к положению головы в соответствии с требованиями по кулачному бою следующие. Сюэ лин цзин цзи эр, в пустоте божественного духа усилия макушкой. Что касается людей, которые в настоящее время делают объяснения этой фразы, они ее переводят как «подвешенная макушка головы».
Но само это понятие очень трудно исполнить. Макушка должна быть расположена прямо, и намерение должно быть направлено вверх, в пустоту. Таким образом, у всего тела поддерживается прямое, срединное, расслабленное и сбалансированное состояние.
Подобная поза и движения главным образом воплощаясь приводят в движение семя и дух. И предотвращают усталость и лень, невозбужденность. Таким образом, можно заставить центральную нервную систему внутри головного мозга руководить, управлять всеми движениями в процессе занятий тайцзи цюань.
Позиция головы после того, как это требование воплощается, нижняя часть головы подтягивается, собирается и шея и область ворота, задняя часть немножко соединяется, подбирается. Необходимо избегать напряжения шеи, чтобы не образовывалось застоя. Нужно поддерживать подвижность и живость в этой области.
Грудная клетка и спина представляют собой симметричные позиции, находящиеся впереди и сзади.
В древних текстах по тайцзи цюань, по бою говорится «втянуть грудь и выпятить спину». Смысл заключается не в том, чтобы выпячивать грудь, а в том, чтобы намерение и ци собирать вовнутрь.
И когда занимаются плохо, часто образуется выпуклость груди и горб на спине. Это ошибка часто встречается, поэтому нужно обращать особое внимание, чтобы избежать ее.
«Втянуть грудь и выпятить спину» - основная цель заключается в том, чтобы вся форма туловища была сбалансированная, прямая. Необходимо раскрывать грудь и высвобождать спину для этого. Для того, чтобы грудь и спина собирали и ци, ци намерения, должна быть раскрыта и свободно двигаться. Только в этом случае при занятиях тайцзи цюань можно испытывать свободу движения и не возникает напряженности, в результате чего происходит давление по состоянию.
Во время боя в соответствии с этим требованием можно наносить удары во все 8 сторон и двигаться свободно, отражая любое нападение. Позвоночник до копчика - необходимо, чтобы от образовывал одну вертикальную прямую линию, срединности, прямоты, покоя и расслабленности. Суставы позвоночника должны быть расслаблены и от копчика должны быть направлены вниз, это нужно упражнять. Это играет очень важную роль и для приведения в движение дыхания ци в процессе питания жизни и для выбрасывания энергетических усилий во время ударов по стойкам.
Плечи и локти представляют собой верхнюю часть рук. В древних трактатах говорится, что нужно опустить плечи и направить вниз локти. Суть в том, что нельзя топорщить плечи и поднимать локти. Таким образом, это может повлиять на погружение вниз ци намерения.
Однако, во время занятий, если очень сильно стараться опускать плечи и локти, очень легко могут возникнуть отклонения связности движений в локтях и плечах. Движения тогда будут негибкими, с непроходимостью.
Если локти будут расслаблены и округлены, тогда они будут образовывать с плечами ровный круг движения ци.
Таким образом, можно будет почувствовать живую округлость движений, которая не будет приводить к затруднению и несвязности. Во время боя можно будет очень живо на все реагировать, таким образом, что области локтей будут соединяться с позициями рук при оборонных и наступательных ударах.
Ладони должны быть связаны с запястьями. В древних трактатах по тайцзи цюань говорится о цзо ван, о сидящих запястьях, что выражает базовое положение.
На самом деле сидящие запястья очень легко образуют онемение, негибкость. Поэтому необходимо, чтобы запястье было выпячено, торчало наружу, гу сань. Ладонь должна быть расслабленная, ровная и прямая. Это будет помогать, чтобы внутренний цзи из основания среднего пальца проходил вовне, и в результате очень легко будет совершать движения руками.
Когда кисть живая и свободная, все движения рукой тогда легко совершаются, человек ощущает свободу движений. Дыхание и кровь циркулируют свободно. Таким образом даже в холодную погоду руки будут теплыми.
Если рука твердая и замершая, очень легко замерзнуть.
Рука может превращаться в раскрытую ладонь, а может превращаться и в кулак, может делать крюк, но во всех случаях необходимо избегать твердости, жесткости.
В зависимости от того, какое движение производится, ладонь необходимо держать расслабленной, чтобы она была ровная и мягкая, прямая. Центр ладони должен быть собран вовнутрь, как будто внутри он держит живой маленький шарик энергии ци.
Вне зависимости он того, какое движение делает кулак, он не должен быть твердым и сжатым. Центр все равно должен быть расслабленным и в нем должно сохраняться немного пространства.
Когда делается одиночная плеть и рука складывается в крюк, она не должна быть слишком изогнутая, и пять пальцев должны быть направлены вниз, чтобы ци проходило из конца среднего пальца и выходило наружу.


РАБОТА НОГ

Изучение стоек-шагов (Бу-фа)*.


Клип 1. ГУН БУ - поза лука и стрелы, передняя стойка.


Клип 2. СЮЙ БУ. Пустой шаг. Задняя стойка.


Клип 3. МА БУ - поза всадника, боковая стойка.


Клип 4. БАЙ МАБУ - промежуточная средняя стойка между пустым шагом СЮЙ БУ и позой всадника МАБУ.


Клип 5. ПУ БУ Уход вниз или поза припавшего к земле.


Клип 6. ТУЙ БУ - Отступление, шаг назад.


Клип 7. ТУЙ БУ - Отступление назад. В предыдущем клипе был один шаг, а здесь несколько шагов.


Клип 8. ГЭН БУ - подшаг.


Клип 9. ШАН БУ - продвижение вперёд в позе лука и стрелы.


Клип 10. ЦХЭ СИН БУ - передвижение в сторону (в бок). Применяется в облачных руках.


Клип 11. ДУ ЛИ БУ - Стойка на одной ноге.


Клип 12. КАЙЛИ БУ - подготовительная стойка


Клип 13. ХАНДАН БУ - развёрнутая в сторону ухода лука стрелы. Усложнённая стойка ГУН БУ


Клип 14. НЯНЬ БУ Вариант поворота стопы, который применяется при передвижении вперед.

Способы ударов ногами (ТУЙ-ФА)**.


Клип 15. ДЭН ЦЗЯО - проникающий удар пяткой.


Клип 16. ФЭН ЦЗЯО - круговой удар стопой.


Клип 17. ПАЙ ЦЗЯО - удар со шлепком ладони. Щелчковый удар стопой вверх с хлопком ладони по подъёму стопы.


Клип 18. БАЙ ЛЯНЬ ЦЗЯО - смести белый лотос. Круговой удар стопой с последовательным хлопком двумя ладонями по подъёму.


Работа рук
Форма рук


Клип 1. ЦЮАНЬ - Кулак.


Клип 2. ЧЖАН - Ладонь.


Клип 3. ГОУ - Крюк (клюв).

Базовые техники рук*.
Имеется ввиду при работе с базовой техникой восемь главных техник, которые соотносятся с 8-ю вратами (БА-МЭН), 8-мь разных типов энергии и усилий (БА-ЦЗИНЬ), и боевых техник (ЮНЬ-ФА).


Клип 4. ПЭН - отражение.


Клип 5. ЛЮЙ - пропускание.


Клип 6. ЦЗИ - надавливание.


Клип 7. АНЬ - вырывание корня.


Клип 8. ЦАЙ - срывание.


Клип 9. ЛЕ - расщепление.


Клип 10. КАО - толчок плечом.


Клип 11. ЧЖОУ - удар локтём.

Положения для наработки**.


Клип 12. ЛУ - опускание и пропускание.


Клип 13. ТУЙ - толчок ладонью.


Клип 14. ЧУАНЬ ЧЖАН - Пронзающая ладонь.


Клип 15. ГУАНЬ ЦЮАНЬ - парный удар кулаками (глазом кулаков) по ушам.


Клип 16. ПЕ ЦЮАНЬ - перевёрнутый кулак, удар наотмашь.


Клип 17. ДА ЦЮАНЬ - большой кулак, прямой удар кулаком.


Клип 18. ШИЦЗЫ ЧЖАН - Скрещенные ладони. Может применяться как блок и как толчок.


Клип 19. ЮНЬ ШОУ - Облачные движения рук.


Клип 20. ФЭНЬ ЧЖАН - Летящая ладонь. Применяется как техника положения рук при ударах ногами. При ударах ногами, руки работают таким образом.


Клип 21. ИЯ ЧЖАН - отражающая ладонь.


Изучение поз-форм (ши)*
Изучение поз-форм (ши) - важнейший элемент начального этапа обучения. Основное внимание изучению поз-форм мы уделим в следующих разделах (См. 1-я ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА и 2-я и 3-я ЧАСТИ КОМПЛЕКСА). В этом же коротком документе мы приведём лишь несколько примеров, как способов работы над каждой позой.


Клип 1. ПУ БУ - уход вниз. Пример из спортивной формы, которую в данном пособии мы рассматривать не будем.


Клип 2. ДУЛИ БУ.


Клип 3. ХА ДАН БУ.


Клип 4. ЛОУ СИ АО БУ - самая распространённая техника для изучения и практики шага вперёд.


Клип 5. ТАО НИЕНЬ ХОУ - Шаг назад с отражением обезьяны, самая распространённая техника для изучения и практики шага назад.


Классическое исполнение первой части комплекса

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет первую часть комплекса, в котором содержатся формы с 1-й по 15-ю. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это была первая учебная запись по Тайцзи-цюань в Китайской Народной Республике.


Фрагмент изучения 3-й части комплекса

Формы 79 - 83

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет фрагмент комплекса, в котором содержатся формы с 79-й по 83-ю. Нажав на кнопки a*, b, c, d, e, Вы сможете ознакомиться со следующими формами:
Форма 79 (см. кнопку a). Ся ши. Уход вниз.
Форма 80 (см. кнопку b). Шан бу чи син. Шагнуть к Большой Медведице (Северный Ковш) или к семи звёздам.
Форма 81 (см. кнопку c). Туй бу куа ху. Отступая, перешагнуть через тигра (сесть верхом?).
Форма 82 (см. кнопку d). Чжуан шэн шуан бай лянь. Повернуться и смести лотос двумя руками.
Форма 83 (см. кнопку e). Вань гу ши ху. Натянуть лук и выстрелить в тигра.

Формы 79 - 81

Клип 2. Исполнение форм 79 - 81.


Клип 3. Отводящие блоки, блок от ещё одного удара в лицо и встречный удар левым кулаком.


Клип 9. После контратаки в лицо блок от удара в корпус с захватом и с разворотом соперника.

(*) разделение формы на элементы проводится в обучающей программе


Воздействие на организм
Занятия Тай Цзи Цюань - это лучший способ укрепления здоровья и совершенствования организма. Он способствует развитию силы, скорости, реакции, выносливости, гибкости, сообразительности. Его философской основой является древние принципы инь-ян (движение и покой, единство взаимопревращения противоположностей) и у-син (порядок порождения и взаимопреодоления пяти движений материи).
С точки зрения физиологии, специфическое дыхание в Тай Цзи Цюань равным образом способствует закалке органов цзан-фу (полных и полых внутренних органов), а так же всестороннему развитию органов восприятия. При этом внутренние и внешние органы объединяются с мышцами, сухожилиями, плотью и кожей. Каждый выполняет свою функцию, но при этом все пребывают в единстве. Таким образом, конечности движут внутренние органы и происходит слияние ци с любым устремлением, с любым движением тела. Все эти положения тесно связаны с концепциями традиционной китайской медицины.
Во время занятий необходима концентрация сознания, поиск покоя в движении. Сознание необходимо держать чистым и спокойным. Мысль ведет ци по телу подобно тому, как нанизываешь на ниточку мысли суставы. Таким образом гармонизируются духовное и физическое, накапливается дыхание-ци и совершенствуется дух-шэнь. Во время занятий необходимо использовать мысль, а не силу. Куда проникает мысль, туда может следовать и ци, а так же и выброс ци. Возможно всё это только тогда, когда сбалансированы инь и ян, гармонично циркулируют кровь и дыхание-ци, а все каналы раскрыты и проходимы. Всё это благотворно влияет на дыхание, пищеварение, обмен веществ, нервную систему, железы внутренних секреций и всю жизнедеятельность организма. Хороший оздоровительный эффект получают люди страдающие повышенным кровяным давлением, болезнями желудочно-кишечного тракта, ослабленной нервной системой, а так же длительными, хроническими заболеваниями.

Дисциплины: самооборона, тайцзицюань, ушу, ЛФК, цигун, тайцзицюань стиль Ян.

Неоднократный чемпион и призер всероссийских и международных турниров по тайцзицюань (2000, 2001, 2003 гг.).
Занимается тайцзицюань с 1982 года.
Сертификат тайцзицюань семьи Чэнь, квалификация – инструктор по тайцзицюань (линия Чэнь Чжаокуя, Шицзячжуан, Китай, 1998 г.).
Опыт тренерской работы – с 2009 года.
Автор перевода с китайского книги Ма Хуна «Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь».

Практикую боевые искусства. Самбо, дзюдо, каратэ, южношаолиньские стили (ламсон, хунцзя). Последние годы практикую только тайцзицюань семьи Чэнь, учусь непосредственно у прямых носителей стиля Чэнь Юя, Чэнь Шиу. Ежедневно провожу занятия в клубе Цинлун: форма тайцзицюань Чэнь, Туйшоу и боевое применение, Цигун (Даоинь Яншэнгун), нэйгун, формы с оружием. Также практикую иглорефлексотерапию, делаю переводы с китайского, занимаюсь китайской живописью.

Тайцзицюань стиль Ян: 2500 руб. / 60 мин.

Самооборона: 2500 руб. / 60 мин. (Цель любого вида самообороны– эффективность. Без надежной защиты и хорошего удара самооборона не эффективна. Сейчас тайцзицюань очень редко практикуется как разновидность боевого искусства. В основном люди ориентируются на оздоровительные и эстетические аспекты тайцзицюань или на соревновательные практики туйшоу. Тем не менее, тайцзицюань был и, за редким исключением, остается эффективным видом рукопашного боя. На занятиях мы подробно занимаемся темами усилий – цзинь 劲: базовым усилиям и построение на их основе взрывной силы 发劲 фацзинь, короткому усилию 寸劲, встряхивающему усилию 抖劲 доуцзинь и др.; постановке силы удара с помощью специального защитного оборудования; познакомиться с техническим арсеналом ударов стиля Чэнь (удары ладонями, кулаками, пальцами, предплечьями, локтями, корпусом, ногами, коленями, головой); ознакомить с локализацией каждого из типов ударов. )

Тайцзицюань: 2500 руб. / 60 мин. (Немного истории для понимания контекста, в котором я преподаю тайцзицюань.
Когда тайцзицюань только формировался, его создатель Чэнь Вантин объединил в одно целое приемы рукопашного боя, которые имели хождение в то время, закон единства и борьбы противоположностей, описанный в трактате «Чжоу И», учение китайской медицины, изложенной в трактате «Внутренние покои», а также даосские техники тунна и даоинь.
Даосы с древнейших времен искали ключ к бессмертию – некий элексир. Были школы внешней алхимии, которые варили всевозможные зелья в поисках того самого элексира. Были (и по сей день есть) школы внутренней алхимии, которые при помощи психофизических упражнений (к ним относятся в том числе даоинь и тунна) трансформировали человеческое тело для достижения бессмертия. Никто этих бессмертных, правда, не видел, но слухи ходят не одно тысячелетие. Мой же скромный опыт позволяет судить об энергетическом эффекте этих упражнений как о реальном и, главное, доступном для современных людей.
При помощи своих практик даосы развивают три энергии в человеке: цзин (базовую составляющую), ци (энергию, пневму, или кому нравиться – прану) и шэнь (дух). В свою очередь, учение китайской медицины основываются на законе взаимодействия инь – ян и вышло, собственно говоря, из даосских практик. Богатейшая традиционная китайская лекарственная медицина берет начало от разработок древних даосов внешней алхимии. Методы саморегуляции - цигун, яншэнгун и прочие берут начало от школ внутренней алхимии. Рукопашный бой был сам по себе. Чэнь Вантину первому пришла идея: а почему бы не использовать три уровня энергии человека (цзин – ци – шэнь) в боевом искусстве, в утилитарных, так сказать, целях.
Даоинь – это вытягивание сухожилий, Чэнь Вантин стал использовать сухожильную силу вместо чисто мускульной, это - уровень цзин. Энергию дыхания ци у даосов развивала дыхательная гимнастика тунна, силу ци (второй уровень) можно использовать как средство проникающих ударов. И, наконец, третий уровень - шэнь (дух) психическую энергию можно использовать как эффективный проводник первых двух сил. Из сплава трех энергий и состоит знаменитая сила тайцзи – цзинь.
Исходя из теории единства и борьбы противоположностей, можно разделить иньскую и янскую составляющую в тайцзицюань. Тело – это структура, базисная, иньская составляющая, приемы рукопашного боя – это функция, янская составляющая. Тело – инструмент, за которым требуется отдельный уход. Упражнения тайцзицюань сами по себе несут эффект, который укрепляет тело, но на мой взгляд - недостаточный. Если заниматься исключительно боевым аспектом, то это разрушает тело. Если практиковать только даоинь и тунна, или практиковать только оздоровительный тайцзицюань, то это разрушает боевое искусство. Поэтому мы ищем баланс: у нас в Цинлуне есть разные виды тренировок. Есть туйшоу и применение, силовая работа, даоинь, нэйгун (дыхательная практика), медитация дацзо. Туйшоу, применение и силовуха, даоинь формируют энергию цзин; нэйгун укрепляет ци, а дацзо воспитывает шэнь. Формы Чэнь (первая и паочуй + оружие) объединяют все составляющие.
Приглашаем всех на семинар-интенсив, на котором мы собираемся поупражняться в формах Чэнь, попрактиковать даосский даоинь, нэйгун и дацзо.
)

Ушу: 2500 руб. / 60 мин.