Тщетная предосторожность. Тщетная предосторожность как "народный балет"

П. ГЕРТЕЛЬ
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ
Балет в двух действиях
Либретто Ж. ДОБЕРВАЛЯ

О БАЛЕТЕ «Тщетная предосторожность»

«Тщетная предосторожность» - первенец классического хореографического наследия. Более чем два столетия она украшает репертуар многих театров мира. Созданная накануне французской реврлюции 1789 года, «Тщетная предосторожность» кровно связана с философией Руссо и Дидро. Она продолжила, но в области хореографии, новаторские искания Глюка, Моцарта, Бомарше, и в жанре лирической комедии, практически, воплотила заветы великого теоретика и реформатора танцевального искусства Ж. Новерра. Во второй половине XVIII века балет из развлекательного дивертисменно-прикладного зрелища к опере или драме превратился в самостоятельный вид искусства. С передовой литературой, музыкой, живописью его объединяла общая тематика и круг образов. Здесь нашли отражение прогрессивные идеи энциклопедистов, их борьба за театр-трибуну, за изображение реальной действительности.
Греческие и римские персонажи трагических балетов ведущих хореографических того времени - Новерра, Хильфердинга, Анджиолини наделялись глубокими и искренними чувствами. В пределах традиционных классических сюжетов сквозь оболочку популярных мифов и сказаний античности проглядывали новые черты. Естественно, что в отличие от наивно пасторальных представлений придворного балета начала столетия, такие спектакли требовали новых выразительных средств. На смену холодноватой изощренной технике доноверровского периода пришла пантомима, живописный и эмоционально окрашенный жест. Холодную виртуозность заменил осмысленный и лаконичный пластический речитатив. Новерр утверждал, что любой жест танцовщика-артиста - это «стрела, пущенная душой». Трансформация балетного представления в содержательную «пьесу с танцами», разработка пантомимы и па д"аксьон (действенного танца), реформа костюмов, декораций, исполнительского искусства - вот основные заслуги Новерра. Продолжателем его начинаний стал французский танцовщик и балетмейстер Жан Берше Доберваль (1742-1806). Виртуоз в полухарактерном жанре, он пользовался заслуженным успехом в комических балетах на сцене парижской Академии музыки. О «мужественной красоте гибкого и изящного тела», «сильных движениях, волнующих душу», которыми отличалось искусство Доберваля, с восторгом писал его современник Бомарше. После завершения блистательной сценической карьеры в Париже он уехал в Бордо, где начал второй, пожалуй, самый плодотворный этап своего творчества. В небольшом городском театре одна за другой появились постановки Доберваля - «Дезертир» (1784), «Ветренный парк» (1786), «Тщетная предосторожность» (1789).
Их идейно-тематическое звучание, сценические ситуации, фабула и занимательность интриги близки французской комической опере. «Совершеннейшим образом комического балета» назвал «Тщетную предосторожность» итальянский балетмейстер и педагог К. Блазис. Следуя заветам Новерра, Доберваль первыйв истории балета вывел на сцену своих современников. Его герои - простые люди. Они живут в привычной для зрителя обстановке, веселятся и грустят, трудятся и мечтают о счастье, активно защищают свое право на любовь, выступают против социальных предрассудков и меркантильных расчетов.
Успеху балета сопутствовало и наличие широко распространенного в искусстве XVIII века наивного сюжета о счастливом соединении юных влюбленных Лизы и Колена, вопреки желанию тетушки Марцелины выдать Лизу замуж за сына сельского богача. Сюжет идеально соответствовал и музыкальной партитуре спектакля. В ее основе - известные мелодии и песни того времени, отрывки из произведений Гайдна, обилие народных танцев. Их отобрал и обработал сам Доберваль, а строка песни «От худа до добра один шаг...», даже вошла в название первой редакции балета («Балет о соломе или От худа до добра один шаг»). «Мольером танца» назвал Доберваля его ученик Шарль Дидло. «Основным свойством Доберваля было умение очертить характеры... Никто лучше его не умел ставить, показывать и играть пантомиму, тут все у него было правдиво и глубоко», - писал Дидло. Доберваль подробно разработал сюжет, обыграл предметы быта, поэтизировал повседневное. Он создал целую галерею неповторимых сценических портретов. И каждого из героев Доберваль наделил богатой и самобытной танцевальной речью.
«Тщетная предосторожность» с момента появления стала настоящей школой исполнительского мастерства - танцевального и актерского. При жизни Доберваля в главных партиях балета выступали его ученики, впоследствии знаменитые хореографы XIX века Ш. Дидло, Ж. Омер, С. Вигано. Именно они перенесли хореографический шедевр на лучшие сцены Европы - в Вену, Милан, Мадрид.
Несмотря на всеобщий успех балета, его демократичность и народность были всегда чужды вкусам руководителей Парижской оперы. Как и Новер, Доберваль не получил признания у себя на родине. Лишь через два с лишним десятилетия после смерти Добервиля «Тщетная предосторожность», наконец, появилась на сцене ведущего музыкального театра Франции. В 1828 году она была поставлена Ж. Омером в музыкальной редакции Л. Герольда. Постановщики сохранили лучшие танцевально-музыкальные и игровые эпизоды первой редакции, самостоятельно сочинили забытые и новые фрагменты.
Тем не менее, балет не задержался надолго в репертуаре театра. И в дальнейшем желанного результата не дали многократные попытки возродить спектакль. Чуждая с момента создания Парижской опере постановка балета во второй половине девятнадцатого века окончательно исчезла из репертуара.
Второй родиной «Тщетной предосторожности» стала Россия. Впервые она была показана в 1800году в Москве и Петербургском театре балетмейстером Д. Соломони под названием «Обманутая старуха или Тщетная предосторожность». В Москве и Петербурге она появлялась неоднократно под разными названиями в редакциях Бернарделли, Дидло, Перро. В течении всего XIX века «Тщетная предосторожность» постоянно имела место в репертуаре театров. Сценическая история балета в России связана с именами замечательных исполнителей, среди них - воспетая А.С. Пушкиным А. Истомина, любимица московского студенчества Е. Санковская. Большой успех имели исполнительницы партии Лизы знаменитая Ф. Эльслер, итальянка В. Цукки. Несмотря на обилие в то время балетов периода романтизма, старинный балет XVIII века все же успешно продолжал свою сценическую жизнь.
В 1863 году немецкий композитор П. Гертель предложил третью музыкальную редакцию балета. Именно она послужила отправной точкой для М. Петипа и Л. Иванова в Петербурге (1885, 1894 гг.), А. Горского в Москве (1905, 1916 гг.). В основе этих редакций балета — добервалевская концепция решения спектакля в целом. Изменился ее танцевальный текст — обогатился находками и нововведениями балетной техники XIX века. В начале нашего столетия в «Тщетной предосторожности» блистали А. Павлова, Т. Карсавина, С. Федорова, М. Мордкин. Лучшими исполнительницами партии Лизы позднее стали Е. Гельцер, О. Лепешинская, С. Головкина. В первое послереволюционное десятилетие (1917—1927 гг.) «Тщетная предосторожность» была одним из самых репертуарных балетов Большого театра. В последние десятилетия появились разные сценические редакции «Тщетной предосторожности». К более ранней редакции балета Л. Герольда обратились английский балетмейстер Ф. Аштон (1960) и русский балетмейстер О. Виноградов (1971). В Москве «Тщетная предосторожность» шла в редакции А. Горского — П. Гертеля, в постановке конца 40-х годов А. Мессерера и А. Радунского. В. МАЙНИЕЦЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина

Раннее утро. Перед домом Марцелины прогуливается молодой крестьянин Колен. Он влюблен в Лизу, воспитанницу Марцелины, и ищет с ней встречи. но добиться этого не легко. Марцелина строго следит за своей воспитанницей и оберегает ее от нежеланных женихов. На ферму приходят крестьяне, чтобы получить деньги за полевые работы. Марцелина, неохотно расплачиваясь, спешит быстрее отправить их, так как ее отвлекают многочисленные хозяйственные заботы. Воспользовавшись уходом Марцелины, Колен подходит к Лизе, которая неравнодушна к нему. Влюбленные, никого не замечая, увлеченно танцуют. Возвращается Марцелина и с негодованием их разгоняет.
Появляется богач Мишо со своим глуповатым сыном Никезом, которого он бы очень хотел женить на Лизе, чтобы породниться с Марцелиной. Марцелина не в восторге от Никеза, но ее прельщает богатство его отца, и она готова начать переговоры. Лиза, почувствовав, что ее любви угрожает опасность, отвлекает внимание Мишо н уводит его за собой. Вслед за ними спешат Марцелина и Никез.

Вторая картина.

Успешное завершение жатвы венчает праздник урожая. Все радуются и веселятся. В порыве щедрости и радости Марцелина дарит детям новые сабо. Марцелина и Мишо, окруженные счастливыми детьми, уходят. Молодежь увлеченно танцует и веселится. Танцуют и юные влюбленные — Лиза и Колен. Появляются цыгане. Веселье в полном разгаре. Неожиданно начинается гроза. Все разбегаются. Марцелина и Мишо договариваются о встрече в ее доме.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Третья картина.

Марцелина и Лиза возвращаются домой и усаживаются за прялки. Гроза прошла. Марцелина выходит к пришедшим крестьянам и запирает Лизу на ключ. Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и просит Колена уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и они с Коленом обмениваются платками. Послышались шаги Марцелины. Лиза выталкивает Колена в чулан. Вошедшая Марцелина сразу же замечает чужой платок на шее у Лизы и хочет ее наказать. Марцелина заставляет Лизу сесть в чулан, не подозревая, что там находится Колен. Лиза отчаянно сопротивляется, но Марцелина все же заталкивает ее в чулан. В дверь просовывается голова нотариуса, крючкотвора и кляузника. Вместе с ним входят Мишо, Никез, молодежь. Подписывается брачный контракт. Жениху вручается ключ от чулана. Дверь открывается и... на пороге появляются, держась за руки, Колен и Лиза. Все смущены. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и она благословляет их. Всеобщий восторг и ликование.

Четвертая картина.

Собираются гости, чтобы поздравить Марцелину и влюбленных с торжественным событием. Молодые Лиза и Колен с удовольствием танцуют для гостей. Все герои спектакля прощаются со зрителями, благодарят за внимание и соучастие в событиях, которые разыгрывались на сцене.

Тщетная предосторожность (балет)

Тщетная предосторожность
La Fille mal gardée
Композитор

П. Гаво (1796, переделка в комическую оперу);
Л. Герольд (1828 год);
П. Гертель (1864 год)

Хореограф
Количество действий
Первая постановка
Место первой постановки

«Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardée - в дословном переводе Плохо присмотренная дочь ) - балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем .

«Тщетная предосторожность» - единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры .

История создания

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730-1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях - Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.

Действующие лица

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого - это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане - том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, - она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое - влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться - несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Премьера

  • 1 июля 1789 г. - Бордо, Большой музыкальный театр; под названием Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»), на сборную музыку. Главные партии исполняли: Лизон - Мари-Мадлен Креспе, Кола - Эжен Юс, суровая вдовая мамаша Раготта - танцор Франсуа ле Риш.

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор - П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .

Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза - в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита - кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей - словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .

  • 15 сентября 1837 - Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Х. П. Иогансон ; Марцелина - Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза - Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза - Е. А. Санковская; Колен - И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза - Ф. Эльслер) .

Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987

За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля .

Примечания

Категории:

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Петипа
  • Балеты Горского
  • Балеты Лопухова
  • Балеты 1789 года
  • Балеты 1828 года
  • Балеты 1864 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Подробности

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Л. Герольд

ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в 2-х действиях, 4-х картинах

Либретто Ж. Доберваля

Балетмейстеры-постановщики: Д. Авдыш, В. Могильда

Дирижер - А. Лейтуш.

Художник - народный художник РСФСР и Башкирской АССР, лауреат премии им. С. Юлаева В. Плекунов.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

МАРЦЕЛИНА - В. Кузнецов, В. Тзапташвили
ЛИЗА - В. Фильянова, Е. Шихова, Ф. Якупова
КОЛЕН - А. Иванов О. Карпович В Кузнецов
МИШО - Ю. Надейкин Ф. Павлов В. Яковлев
АЛЕН - Ю. Ефимов А. Иванов А. Минеев
НОТАРИУС - С. Корнилов

Подруги, саботьеры, крестьяне, крестьянки - солисты и артисты балета.

Концертмейстер - М. Шостак
Педагог-репетитор - Л. Иванова
Зав. литературной частью Г. Мальбахова
Зав. постановочной частью- П. Дюмин

Техника спектакля:

Гл. машинист сцены - Ю. П. Малинин
Ст. машинист сцены - Г. В. Бондаренко
Ст. художник-гример - П. В. Ремизов
Ст. художник по свету - В. Н. Задорожный
Ст. художник-декоратор - А. И. Безгин
Ст. художник-бутафор - Г. М. Атраментова
Старший реквизитор - Е. А. Маслакова
Ст. костюмеры - Л. А. Малинина, Г. Ф. Фежоренко
Костюмы женские - Е. И. Редина
Костюмы мужские - А. Г. Гирина
Радио - М. М. Ионов
Обувь - Б. И. Кравец

Главный режиссер засл. деят. иск. Азерб. ССР А. Т. УСУБОВ
Главный балетмейстер засл. деят. иск. РСФСР В. Я. ТУЛУПОВА

Цена 10 коп.

Ом. обл. тип. 1982 г. Зак. 792, тир. 5000

«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ»

I действие

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою дочь замуж за глуповатого парня Алена, сына откупщика Мишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена и не желает подчиниться матери.

Подруги Лизы и друзья Колена сочувствуют им, но помочь соединиться влюбленным не могут. Марцелина не спускает глаз с дочери, мешает ее встрече с любимым, заставляя работать по дому, не давая ни минуты отдыха.

Поле. Крестьяне отдыхают. Появляются Марцелина, Мишо и Ален. Они ищут Лизу. Ален мечтает о свадьбе, грезит о своем счастье с Лизой.

II действие

Комната в доме Марцелины. Лиза думает о возлюбленном. Марцелина пытается отвлечь ее от этих мыслей, давая уроки хорошего тона, обучая светским манерам. Наконец уставшая Марцелина засыпает. Лиза пытается открыть дверь и убежать из дому, но мать вовремя просыпается...

К Лизе приходят подруги. Вместе с ними тайком пробирается в дом и Колен. Он прячется в чулан. Заподозрив что- то неладное, Марцелина выпроваживает гостей из дому и уходит сама.

Лиза одна. Она мечтает о Колене, о будущих детях. Появляется Колен. Сердца влюбленных переполнены счастьем - наконец-то они могут побыть вдвоем. Слышны шаги Марцелины. Испуганная Лиза прячет Колена в своей спальне.

Марцелина приносит свадебное платье для дочери. Приходят нотариус. Мишо и Ален. Сейчас будет заключен выгодный брак. Чтобы не показывать дочь раньше времени в подвенечном платье, Марцелина заставляет Лизу спрятаться в своей комнате. Ален идет за Лизой... Дверь спальни раскрывается, на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо негодует. Планы Марцелины рухнули. Ей ничего не остается, как согласиться на брак дочери с Коленом
Крестьяне бегут смотреть на жениха и невесту. Из церкви выходят Лиза и Колен. Их радостно все поздравляют, просят Марцелину простить влюбленных.

Марцелина великодушно прощает молодых, в честь которых начинается сельский праздник.

Историческая справка

В 1789 году во Франции, в Бордо, с большим успехом шел балетный спектакль «Тщетная предосторожность». Музыка к балету была сборной, составленной из отрывков популярных в то время произведений: Луи Герольд, известный французский композитор, чьи оперы имели мировое признание, решил частично обработать и написать музыку к этому популярному балету. 27 ноября 1828 года в Париже, на сцене Гранд-опера, состоялась премьера двухактного балета «Тщетная предосторожность» с музыкой Л. Герольда.

Действие I

Картина 1

Раннее утро. У дома богатой фермерши Марцелины появляется молодой крестьянин Колен. Он влюблен в племянницу Марцелины - Лизу и ищет встречи с ней. Но это не так-то просто! Даже нанимая крестьян для уборки урожая, Марцелина не отпускает с ними Лизу, а находит ей работу во дворе. Не удивительно, что первое свидание влюбленных происходит у маслобойки. Но вновь появляется Марцелина и прогоняет нежеланного ухажера.

А вот и выгодный жених - Никез. Он хоть и глуповат, но его отец - Мишо весьма состоятелен, и Марцелина всерьез уговаривает Лизу познакомиться с богатыми гостями. Лишь вмешательство Колена смогло расстроить это сватовство.

Картина 2

Жатва. В заботах об урожае Марцелина все-таки продолжает мечтать о свадьбе Лизы и Никеза, несмотря на его глупые выходки. Но помолвка, затеянная как игра с лентами, снова заканчивается в пользу Лизы и Колена. ...Общие танцы прерываются грозой. Все разбегаются, спасаясь от непогоды.

Действие II

Картина 3

Гроза прошла. Марцелина и Лиза возвращаются домой, и усаживаются за прялку. Крестьяне приносят спасенные от дождя снопы. Марцелина уходит с ними, заперев Лизу на ключ.

Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и велит ему уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и в знак примирения они с Коленом обмениваются платками.

Слышен шум за дверью. В панике Лиза прячет Колена в чулане. Вошедшая Марцелина замечает чужой платок на шее Лизы и в наказание запирает ее в тот же чулан, не подозревая, что там находится Колен.

Как к себе домой входит Мишо. За ним следуют нотариус для подписания брачного контракта и даже нанятый по этому случаю духовой оркестр. Марцелина не скрывает своей радости и вручает Никезу ключ от чулана. Дверь открывается, и... на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и ей лишь остается благословить их.

Распечатать