В чем смысл жизни данко. Ранние романтические рассказы горького

Омукчанова Раиса Петровна
Должность: заместитель директора по умр
Учебное заведение: МБОУ КХСОШ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с.Крест-Хальджай
Наименование материала: доклад
Тема: Данко и Моисей, Ларра и Каин (библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"
Дата публикации: 16.03.2018
Раздел: полное образование

Данко и Моисей, Ларра и Каин

(библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Введение ___________________________________________________________________

Глава 1. Горький и религия ____________________________________________________

Глава 2. О рассказе Горького "Старуха Изергиль"__________________________________

Глава 3. Данко и Моисей_______________________________________________________

Глава 4. Ларра и Каин_________________________________________________________

Вывод ______________________________________________________________________

Использованная литература ____________________________________________________

Приложение _________________________________________________________________

Введение

Данная работа посвящена исследованию нравственных истоков создания образов

Данко и Ларры, героев рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Актуальность темы исследований состоит в том, что сейчас идет переоценка творчества

Горького,

которого

советское

"пролетарским

писателем,

"буревестником революции" и под этим углом рассматривали все его произведения. С

пошатнулся:

начались

открытия

разоблачения,

предпринимались попытки "сбросить Горького с корабля современности", но сделать это

оказалось все же невозможно, тем более, что, параллельно заметному падению интереса к

этому писателю в России, внимание к нему на Западе только возрастало. Чем объяснить

"непотопляемость" Горького? Время показало, что его произведения всегда современны и

всегда вызывают живой интерес у читателей. Это можно доказать на примере рассказа

"Старуха Изергиль"

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений -

рассказ "Старуха Изергиль". Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей

жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом

юноше Данко, который любит людей больше, чем себя - беззаветно, всем сердцем. Данко -

настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи

своему народу - он способен на подвиг.

Положительному,

возвышенному

противопоставляет

"негативный"

избранным,

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов, и убивает одну девушку.

Надменный, эгоистичный Ларра и отважный, жертвующий собой во имя жизни

вдохновило

Горького

создание

литературоведы объясняют это революционным настроением писателя, но, мы, изучив

жизнь и творчество писателя, пришли к совсем другому решению этой проблемы.

Объект исследования : рассказ Горького "Старуха Изергиль"

Предмет исследования : создание образов Данко и Ларры

Цель исследования :

доказать, что поводом для создания легенды о Ларре и Данко

послужили библейские истории.

Гипотеза исследования : образы Ларры и Данко созданы на основе христианской морали.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Изучить факты жизни А.М. Горького, связанные с христианством;

2. Подробно изучить страницы из Библии, посвященные Моисею и Каину;

3. Сделать сравнительный анализ легенды о Данко и библейской истории о Моисее;

4. Сопоставить образы Ларры и библейского грешника Каина;

5. Обобщить изученное и исследованное, сделать вывод.

Глава 1. Горький и религия.

“ Максим Горький “ – псевдоним, который взял себе Алексей Максимович Пешков,

Много говорит о писателе. Имя “ Максим “, взятое писателем в память об отце, в то же

время выражает его декларируемый максимализм. ”Горький” – потому что рассказывает

горькую правду о горькой жизни. Значит ли это, что свою задачу писатель видит в том,

чтобы с бескомпромиссным максимализмом говорить читателю горькую правду? Мнения

на этот счет могут быть разные. Правда для Горького всегда горькая. Обычно этот взгляд

объясняется

биографически:

действительно, с детства жизнь его не баловало. Но

горьковская “ горечь” объясняется не только внешними обстоятельствами жизни, но и

природным характером, возможно даже наследственностью.

Современников поражал жизненный опыт, приобретенный Горьким уже в ранние

годы его жизни. В начале 1900- х гг.- времени массового преклонения

перед ним, вышло даже книга “Максим Горький в карикатурах и анекдотах”.

Приведенный в ней материал, хотя и представляет писателя в шаржированном виде,

заостряет черты, вызывавшие недоумение одних и восторг других. Книгу открывает

краткий “ послужной список “ популярного писателя:

1878-й год. Поступил “мальчиком “ в магазин обуви.

1879 – Был учеником чертежника.

1880 годы –Служил поваренком на пароходе.

1883г – Работал в крендельном заведении.

1884г.- Был пильщиком дров.

1884г- Перешел на занятия грузчика.

1885г- Состоял хлебопеком в пекарне.

1886г – Был хористом в мелкой оперной труппе.

1887г – Торговал яблоками.

1888г – Покушался на самоубийство.

1889г – Занял должность железнодорожного сторожа.

1890г – Исполнял обязанности заведующего метлами и брезентом железнодорожной

1890г – Поступил письмоводителем к присяжному поверенному.

1891г- Стал бродить по России и работал на соляных промыслах.

1892г – Служил рабочим в железнодорожных мастерских.

1892г- Написал первый рассказ.

1903г – Всемирно известный писатель, имя и произведения которого сделались

популярными среди интеллигентных читателей всех стран.

“ Сказочна вообще судьба этого человека, - много лет спустя писал Бунин.- Молва

твердит: “ Босяк, поднялся со дна моря народного… “

А в словаре Брокгауза другое:

Горький – Пешков, Алексей Максимович. Родился в шестьдесят девятом году в среде

вполне буржуазной: отец – управляющий большой пароходной конторой, мать – дочь

богатого купца – красильщика…» Все это так – и не так.

Савватеевич,

разжалованного

офицеров,

краснодеревщик,

управляющего

пароходной

конторой

Астрахани, жил вдали от семьи и в1871 г. умер от холеры. Горький не знал отца, но все,

что связано с ним, было для него окружено особым ореолом, в честь него он и сына своего

назвал Максимом. Может быть, по отцовской линии- от деда – передалась ему некая

неудовлетворенность,

протеста.

Интересно:

Горького,

проявлял

способности

рисованию,

профессиональным

живописцем.

Талант этого веселого и остроумного молодого человека был сатирического свойства, но,

по определению

знакомых, рисовал он «в стиле Босха», - а это не просто сатира, это

своего рода патология. В отличие от отца, Максим рос в атмосфере любви и понимания, -

но некая наследственность «горечь»проявилась и в нем.

Мать Горького, Варвара Васильевна, вскоре после смерти мужа вышла замуж вторично.

В 1897г. она умерла от скоротечной чахотки. Таким образом, в 11 лет будущий писатель

остался круглом сиротой. В наследство от матери ему достались слабые легкие. Со

временем у него развился туберкулез, от которого он так и не вылечился окончательно.

Эта болезнь тоже накладывает отпечаток на характер человека: затрудненность дыхания,

повышенная температура и слабость, - все это способствует мрачному, пессимистическому

взгляду на жизнь.

Горький считал себя атеистом. Но это значит, что он вырос вне религиозного

воспитания

автобиографическая

трилогия

Детство»

университеты» изобилует подробностями церковного благочестия, и в то же время это

пособие для воспитателя: как не надо учить вере.

Васильевича

Каширина,

владельца

красильного заведения. Характер у деда был тяжелый, как многие люди его среды, он

был церковно благочестив, каждый день перед сном читал Псалтирь и Часослов, но

благочестие его было формальное, внешнее.

«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды, - вспоминал Горький в

повести «Детство», - она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней участие». Бог,

которому покланялся дед, внуку представлялся жестоким, карающим.

Псалтири,

церковнославянскую грамоту одолел раньше русской, хорошо знал Священное Писание и,

уже будучи сознательным атеистом, нередко щеголял цитатами из Библии и умением

стилизоваться

библейской

обучение

вспоминал

тихонькая, пугливая тетка Наталья.

Ну, говори, пожалуйста: « Отче наш, иже еси…»

И если я спрашивал: «Что такое яко же» - она, пугливо оглянувшись, советовала:

Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: « Отче наш …» Ну?

Меня беспокоило: почему спрашивать хуже? Слово « яко же» принимало скрытый смысл

и я нарочно искажал его: «Яков в же», «я в коже».За невыученными молитвами следовало

непременное распоряжение деда: «высечь» . Естественно, такая методика способствовало

укоренению в Православии.

Впрочем, нравственной проповеди Христа Горький никогда не отрицал, но Его

самого воспринимал скорее по Ренану, чем по Евангелию – как историческую личность,

чья подлинная история впоследствии обросла легендами и вымыслами. Он считал, что

Бог – Бог это человеком выдуманное воплощение всего лучшего, что есть в человеке.

«Бога –нет, Леонидушка.- писал он в письме Леониду Андрееву. - Есть – мечта о нем…

Бог – удобное объяснение всего происходящего вокруг и – только». Но сыну своему

подарил Новый Завет с надписью: «Дарю тебе, дорогой мой, одну из лучших книг в мире»,

А в одном из писем ему же писал:»Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно

знать». В письме к Екатерине Павловне в декабре 1910г. замечает: «Хорошая книга,

согласись, знать ее надобно»; и Максиму: «Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее

надобно знать». Горький хорошо знал также молитвы, жития святых, церковную службу,

но святости Церкви не признавал – в этом, очевидно, немалую роль сыграло то, что ему

пришлось слишком рано без прикрас увидеть «соль, переставшую быть соленой», а

положительной антитезы не было – или Горький не умел ее видеть. Понятия доброты,

милосердия, сострадания он усвоил от бабушки, Акулины Ивановны. Бабушка, такая,

показана

«Детстве»

горьковский

напоминает

праведников

Никифорова

восклицает

парохода

показывая

открывающуюся

панораму

Новгорода, - Вот он, батюшка, Нижний – то! Вот он какой, Богов!». «Долгие молитвы

всегда завершают дни огорчений, ссор и драк; слушать их очень интересно; бабушка

подробно рассказывает богу обо всем, что случилось в доме.

Все Ты, родимый, знаешь, все Тебе, Батюшка, ведомо.

Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: Расскажи

Про бога!

Сидит Господь на холме, среди луга райского, на престоле синя яхонта, под

серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом, нет в раю ни зимы, ни осени, и

цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам Божиим…».

«Я очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой» - вспоминал

писатель. Но жестокость и равнодушие жили

и в бабушкином раю:

«Вот твой ангел

Господу приносит: «Лексей дедушке язык высунул». А Господь и распорядится: «Ну,

пускай старик посечет его!» И так все, про всех, и всем он воздает по делам, кому горем,

кому радостью». Такого рая и такого суда мальчик не принимал.

Наблюдая бабушку, Алеша Пешков пришел к выводу, что религиозность в русском

народе срослась с предрассудками, пассивностью, инертностью, его активной натуре такое

мировоззрение было чуждо.

В 1877 г. Алексей Пешков поступил в училище, учился очень хорошо, после двух лет

похвальную

формальное

образование закончилось: к этому времени Каширины разорились и вскоре будущий

писатель оказался «в людях». «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня - не место тебе,

а иди- кА ты в люди»- сказал ему «благочестивый» дед, а короткая бабушка ничего не

возразила.

Действительно, как было упомянуто в юмористическом «послужном списке» Горького,

ему довелось побывать и «мальчиком» при магазине модной обуви, и учеником (а

одновременно

прислугой)

чертежника,

посудником

пароходах

«Добрый»

«Пермь».Некоторое

учеником

иконописной

мастерской,

иконописного мастерства не проникся: « Уродливо написанные иконы не нравились мне;

продавать

рассказам

представлял

Богородицу

красивой,

картинках

журналов,

изображали ее старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками <…>

Иконопись никого не увлекает: какой- то злой мудрец раздробил работу на длинный ряд

действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему.

Косоглазый столяр Панфил, злой и ехидный, приносит выстроганные им и склеенные

кипарисовые и липовые доски разных размеров; чахоточный парень Давидов грунтует их;

«левкас»,

карандашом

подлинника, пишут пейзаж и одеяние иконы, затем она, без лица и ручек, стоит у стены,

ожидая работы личников. Очень неприятно видеть большие иконы для иконостасов и

алтарных дверей, когда они стоят у стены без лица, рук, ног, - только одни ризы или латы

и коротенькие рубашечки архангелов. От этих пестро расписанных досок веет мертвым,

того, что должно оживить из – нет, но кажется, что оно уже было и чудесно исчезло,

оставив только свои тяжелые ризы…».

Факты из жизни А.М. Горького

автобиографическая

трилогия

"Детство"

университеты"

изобилует подробностями церковного благочестия.

Псалтири,

церковнославянскую

раньше русской, хорошо знал Священное Писание;

3. Работая на пароходе, с поваром Смурым читал жития святых;

4. Понятия доброты, милосердия, сострадания он усвоил от бабушки Акулины Ивановны:

"Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: "Расскажи про

5. Некоторое время состоял учеником в иконописной мастерской.

6. Горький хорошо знал молитвы, жития святых, церковную службу.

7. Сыну своему подарил Новый Завет с надписью: Дарю тебе, дорогой мой, одну из

лучших книг в мире!"

Вывод: Горький считал себя атеистом, но нравственной проповеди Христа никогда не

отрицал, он считал, что Бог - это выдуманное человеком воплощение всего лучшего, что

есть в человеке.

Глава 2. О рассказе А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Героями ранних произведениями Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений –

рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергил о своей жизни и рассказанных ею

легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко,

который любит людей больше, чем себя – беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий

герой – мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели – помощи своему народу

– он способен на подвиг.Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по

непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу,

появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и

пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить

Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его,

чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал – гуманиста, личность большой духовной

красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой,

несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому

что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение – вот что

чувствует

читатель,

представляя

воображении

пламенным

держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному,

возвышенному

противопоставляет

«негативный» образ Ларры – гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил

девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый

человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и

еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором

времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг

на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть

совершенное

преступление,

осуждает

одиночество.

общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. « В его глазах, - Изергиль, -

было столько тоски, что можно было бы отправить ею всех людей мира».

Гордость,

чудеснейшая

характера.

свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит

ничего обывательского и « общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает

абсолютную

общества,

моральных

принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изегриль о Ларре,

который будучи именно таким – абсолютно свободным – индивидуумом, умирает духовно

для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической

оболочке. Герой обрел в бессмертии и быть свободным от него. Ларра был обречен на

одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по

мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа – резкий контраст, противопоставление хорошего

и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи

Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о

Изергиль

гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с

восхищением

говорит о

любви к подвигу: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где

это можно».

рассказе

«Старуха

Изергиль»

исключительные

характеры,

возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для

него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю, противоречивость натуры первой,

кажущуюся бесполезность подвига второго бесконечную отдаленность от всего живого

третьего,

подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободу в разных ее

проявлениях.

Однако для того чтобы по – настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть» ,

недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь

главное – цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена

человека – дело его». В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! – выше! все – вперед!

и – выше – вот кредо настоящего.

Глава 3. Данко и Моисей

1. Жизнь пророка Моисея

Книга "Исход" повествует о том, что родители Моисея принадлежали

царствовании

Иосифа". Каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в

Ниле всех новорожденных младенцев - израильтян мужского пола. В ту пору в семье

Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иоховед удалось скрывать младенца у себя

дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила

его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона. она,

младенца,

согласилась

кормилицу-израильтянку.

Иоховед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. "И вырос младенец, и

она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына".

Возмужав,

заинтересовался

порабощенных

соплеменников и "вышел к своим братьям". Увидев однажды, как один из надсмотрщиков

избивает еврея на строительных работах, Моисей убил обидчика-египтянина и скрыл его

тело в песке. После этого Моисей оказался свидетелем ссоры между двумя евреями,

дошедшей до драки. Один из них сказал: "Не хочешь ли ты меня убить, как Моисей?".

Моисей испугался, он понял, что его дело уже известно. Спасаясь от гнева фараона,

Моисей бежал в землю мидиалистов, где женился на дочери местного жреца, котоая

родила ему сыновей Гершона и Эницера. Долгие годы Моисей пас овец.

И однажды Бог окликает Моисей из неопалимой купины - горевшего, но

несгоревшего куста - и открывает ему свое Якве. господь сказал ему, чтобы он вывел

народ свой из жестокого угнетения. Он пошел спасать сынов Израилевых со своим братом

Аароном. Тогда народ поверил ему. Он повел их через море, дал им пищу и делал для них

все, что они пожелают.

На этом этапе странствования происходит первое военное столкновение с

амаленитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай. В битве

израильтяне одерживают победу благодаря Моисею.

Преодолев все препятствия, народ подходит к горе Синай. Моисей во

всеуслышание оглашает десять заповедей, в которых Бог объявляет себя единым Богом

Израиля. Синайское откровение, дарование Закона и заключение Завета - кульминация

Исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моисея. Сорок дней проводит

изготовить

вещественного бога. Аарон изготовляет золотого тельца, которого народ богом, выведшим

его из Египта. Моисей, возмущенный грубым нарушением второй из десяти заповедей, в

разбивает

врученные

скрижали,

заповеди

записаны.Господь хотел уничтожить этот отступивший от него народ. Моисей отвергает

это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет свое решение.

Начинается отчуждение между Моисеем и народом, освобожденным им от

рабства. "Моисей поставил себе шатер.. вдали от стана и называл его скинией собрания".

Моисей вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых

скрижалях. После разговора с богом лицо Моисея озаряется светом. С тех пор, появляясь

перед народом после каждой беседы с богом, Моисей закрывает лицо покрывалом.

Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для

Моисея. Он ведет народ кружным путем. Но еще более горькое разочарование постигает

Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются. разгневанный бог вновь

решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у бога

прощения.

сорокалетнего

пребывания

приближается

Ханаану. Моисей, несмотря на свой возраст (сто двадцать лет), все еще полон сил.

Моисей умирает в земле Моавитской после того, как сам бог показывает

ему с горы Нево всю землю Израиля, "никто не знает место погребения его даже до сего

дня... И оплакивали его сыны Израилевы... тридцать дней".

2. Сравнительная таблица строк, взятых из легенды о Данко и из книги Исход в

Библии.

1. И вот пришла однажды тяжелая пора:

явились откуда-то иные племена и прогнали

прежних в глубь леса. там были болота, от

них шел такой смрад, что люди гибли один

за другим.

Фараон поставил над народом израильских

начальников,

изнуряли

р а б о т а м и.

Е г и п т я н а м и

о с о б о й

жестокостью

принуждали

израильтян

старались

невыносимо жестокой.

2. Но тут явился Данко и спас их всех один.

страдание

уповающего

избавителя в лице Моисея.

3. Его сердце загорелось ярче, чтобы спасти

горящего

тернового куста.

4. Повел их Данко. Дружно все пошли за

ним - верили в него.

израильтяне

поверил народ Господу и Моисею.

утомленные им пали духом. В злобе и гневе

обрушились

человека,

шел впереди их. И стали упрекать его в

неумении управлять ими.

Когда они пришли в пустыню, то все стали

роптать на Моисея и Аарона.

6. И вот вдруг он разорвал себе грудь и

вырвал из нее свое сердце.

спустился

скрижалей,

написано 10 заповедей.

расступился

остался сзади. Все люди сразу окунулись в

море солнечного света и чистого воздуха.

Взошел Моисей с равнин, и показал ему

Господь всю землю и сказал: Вот земля, о

радостный

свободную

засмеялся

потом упал и - умер.

Бог сказа: "Я дал тебе увидеть ее глазами

твоими, но в нее ты не войдешь". И умер

там Моисей и погребен на долине.

3. Что общего в историях о Данко и Моисее?

1. Причина: народ, пламенно любимый этими героями, оказался в трудном положении, из-

за любви к своем народу Данко и Моисей отважились на их спасение.

2. Испытания, выпавшие на их долю: Данко и Моисей вели свой народ через тернии,

тяжким был их путь. Не выдержав трудностей, народ возроптал на них. Но наши герои не

обозлились, они смогли их простить.

3. Способность к самопожертвованию: чтобы иметь возможность дальше вести народ,

Данко и Моисей решились на поступок, который вдохновил людей и дал им надежду.

4. Финал: Данко и Моисей спасли свой народ, но сами погибли, так и вступив на

обетованную землю.

Глава 4. Ларра и Каин

История о Каине

Каин и Авель – дети Адама и Евы. Один из них, Авель, пас овец, а брат его, Каин,

был земледельцем. Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель

также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля

и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло

лицо его. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты огорчился и отчего поникло лицо

твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго,

от дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он ты господствуй над ним».

Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого

умершего на земле человека обагрила землю.

Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на

земле. К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть!

Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодровствовать, молиться и побеждать грех

силой Господа.

(Детская библия, Бытие 4:2-12)

Ларра и Каин

1. Там жило могучее племя, они пасли стада

и на охоту за зверями тратили свою силу и

мужество, пировали после охоты, пели

песни и играли с девушками.

1. Авель пас овец, а Каин был

земледельцем.

2. Все с удивлением смотрели на сына орла

и видели, что ничем не лучше их, только

глаза его были холодны и горды, как царя

2. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

а на Каина и на дар его не призрел. Каин

сильно огорчился, и поникло лицо его.

3. Когда пришли старейшины, он

разговаривал с ними, как с равными себе.

Это оскорбило их, и они сказали ему, что их

чтут, им повинуются тысячи таких, как он,

и тысячи вдвое старше его.

3. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты

огорчился и отчего поникло лицо твое?

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли

лица? А если не делаешь доброго, от

дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он

ты господствуй над ним».

4. Девушка оттолкнула его, да и пошла

4. Однако Каин не преодолел греха и

прочь, а он ударил ее и, когда она упала,

встал на грудь ее, девушка, вздохнув,

извилась змеей и умерла.

продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на

Авеля и убил его.

5. И сказал самый мудрый: «Наказание есть.

Это страшное наказание, вы не выдумаете

такого в тысячу лет. Наказание ему – в нем

самом. Пустите его, пусть будет он

свободен! Вот его наказание!

5. И сказал Господь: «Когда ты будешь

возделывать землю, она не станет более

давать силы своей для тебя; ты будешь

изгнанником и скитальцем на земле.

Наказание больше, нежели снести можно»

6. Он пал на землю и долго бился головой

об нее. Но земля отстранялась от него,

углубляясь от даров головы его. «Он не

может умереть» - с радостью сказали люди.

6. И сказал Господь: «За то всякому, кто

убьет Каина, отмстится всякому». И сделал

Господь знамение, чтобы никто,

встретившись с ним, не убил его.

7. Ему нет жизни, и смерть не улыбается

ему. И нет ему места среди людей. Вот как

был поражен человек за гордость!

7. И пошел Каин от лица Господня,

поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Основная мысль этих произведений .

Ларра и Каин совершили страшный грех, они оба нарушили одну заповедей Бога:

не убий! Какое наказание ждет их? В Библии Бог решил наказать Каина

бессмертием, он изгнал его с родной земли, сделал скитальцем и велел не бивать

его. Горький тоже решил наказать Ларру одиночеством, дал ему свободу, но эта

свобода была без людей. Оказывается, человек не может жить без общения. Ларра

ищет смерть, но не может найти ее. Такое страшное наказание Горький взял из

Вывод

В биографии Горького мы нашли факты, подтверждающие, что писатель не

отрицал христианскую нравственность.

История Моисея схожа с легендой о Данко и по сюжету, и по характеру героев,

которых объединяет пламенная любовь к своему народу.

В легенде о Ларе и в библейской истории о Каине красной линией проходит

мысль, что отвержение от своего народа – это и есть самое страшное наказание.

Изученное и следованное приводит к выводу, что А.М. Горький при создании

рассказа «Старуха Изергиль» использовал библейские истории.

Использованная литература

Горький А.М. Избранное. М, «Детская литература», 1982.

Библия. Изд. «Свет на Востоке», 2000.

Детская библия. Изд. Российское библейское общество, М, 1994.

Заломов П. Мои встречи с Максимом Горьким. «Литературная газета, №51, 1937 г.

Жигалов М.П., Великий писатель России. Изд. «Детская литература»

Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, на свете человек. Быть или не быть - вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях. Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего - вот в чем смысл жизни по Горькому.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела - свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни.

Буревестник и уж

Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода - вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего - истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

Смысл жизни матери

Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье - вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Ларра и Данко на протяжении всего рассказа и в целом по замыслу автора являются непримиримыми антагонистами. Их жизни полностью противоположны: смысл одной из них заключается в вечном служении людям, смысл второй, казалось бы, в принципе отсутствует – судьба без цели, без содержания, прошедшая бесследно, исчезнувшая будто тень. Безусловно, каждый может относиться по-разному к своей жизни и определять те цели, ради которых он живет. Одни считают, что судьба определена свыше и от нас ничего не зависит. Другие уверены, что определить свою будущую жизнь под силу каждому из нас. В рассказе М. Горького Ларра и Данко олицетворяют собой эти два противоположных взгляда. Однако, несмотря на серьезные противоречия, у главных героев все же есть общие черты. В первую очередь, их объединят единые человеческие качества, такие как храбрость, красота, ум и сила.

Сюжет рассказа строится на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни, а также на легендах о Ларре и Данко. Данко - красивый и смелый юноша, любовь которого к людям не знает границ. Его альтруизм совершенно неисчерпаем и ничем не обусловлен. Данко – настоящий герой, способный на великие подвиги ради своего народа. Образ этого героя воплощает в себе идеал гуманизма, высокой духовности и способность к самопожертвованию. Его смерть не вызывает у читателя жалости, поскольку подвиг, который он совершил, его величина и значимость находятся гораздо выше подобного рода чувств. Данко – мужественный и бесстрашный герой, в руках которого пылает его собственное, искрящееся любовью сердце, - вызывает уважение и восторг читателя, но ни в коем случае не жалость или сострадание.

Этому светлому и возвышенному образу автор противопоставляет негативный образ Ларры, человека эгоистичного и горделивого. Ларра считает себя избранным и к окружающим его людям относится с пренебрежением, подобно тому, как относится господин к своим рабам.

Неуемная гордость и высокомерие Ларры приводят его к одиночеству и заставляют испытывать невыносимую тоску. Как отмечает автор, гордость – прекрасная черта характера, но в том случае, когда она возвышается над всеми остальными чувствами, она несет за собой абсолютное освобождение от общества, от всех законов морали и нравственных устоев, что в итоге приводит к печальным последствиям.

Таким образом, Ларра, будучи освобожденным от мирских оков, умирает духовно для всех и для себя, в том числе, обреченный на вечную жизнь в физической оболочке. Данко же обрел свое счастье, отдав себя людям, и в бессмертии своем оказался полностью свободным.

Сочинение Сравнительная характеристика Данко и Ларры

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко. Два этих образа нельзя не сравнить, поскольку характеристики пропорционально отличаются друг от друга.

В первую очередь сравнение должно коснуться характеров молодых людей. Ларра - эгоистичный, самодовольный, жестокий. Он никогда не думал о том, чего хотят люди, его волновали лишь его желания. Его эгоизм и жестокость однажды привели к смерти девушки: Ларра убил ее, потому что она не захотела принадлежать ему. Данко - это полная противоположность Ларры, в его характере все в точности наоборот: самоотверженность, любовь к людям, доброта и прочие лучшие качества человека. Он готов был на все, чтобы другие обрели свободу и счастье. В отличие от Ларры он был способен на поступки, которые достойны уважения. Ларра же действовал в угоду себе, но не безвредно, а именно с ущербом для окружающих. Таким образом, сравнивая характеры обоих героев можно понять, что они абсолютно разные, причем их личностные качества кардинально противоположны.

Особенно интересным является сравнение судьбы персонажей легенд. В обеих легендах они погибают, казалось бы общая черта найдена, однако даже этот момент в сюжете сильно отличается, но не по характеру смерти или по чему-то подобному, а по восприятию героями ее, по их состоянию. Ларра был изгнан людьми, сначала ему казалось, что это одиночество-именно то, что ему нужно, ведь никто из обычных людей не достоин его внимания. Но со временем его жизнь вдали от всех стала мучением, и он умер, никому не нужным. Это не было его выбором, хоть он и воспринял сначала одиночество как дар, показал свою горделивость.

Данко сам выбрал свою судьбу-свою жизнь в обмен на множество других. И он умирал не в муках, он был счастлив, что смог помочь другим людям. Он осветил им путь во тьме своим горящим сердцем, Данко не был горделив и искренне любил людей, даже, когда те роптали на него, боясь не выбраться из дремучего леса. Каждый из героев в итоге получил то, чего хотел, но это привело к разным последствиям, потому что все зависит от происхождения желания: добро или зло, себялюбие или самоотверженность.

В заключение остается только сказать, что образы Ларры и Данко сильно контрастируют, и это вполне уместно в рассказе Максима Горького. С помощью этих двух, совершенно различных героев, каждый может увидеть и понять влияние наших желаний на нас, а также, что действительно правильно.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Пороки в Мертвых душах Гоголя

    В произведении Гоголя «Ревизор» собраны самые разнообразные пороки, которым подвержено общество. В первую очередь оно явно прослеживается в характерах главных героев произведений. Каждый из пяти помещиков, который встречается на пути Чичикову

  • Герои романа В списках не значился Васильева (характеристика)

    Произведение является одним из самых значимых сочинений, основанных на реально происходящих во время Великой Отечественной войны событиях.

  • Сочинение Мое любимое произведение Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин – одна из самых знаковых фигур отечественной литературы. Его знают все от мала до велика, сказки Пушкина читают дошколята и дети из начальной школы, а в средней и старшей проходят

  • Анализ рассказа Толстого После бала

    Рубеж 19 и 20 веков был непростым временем для российского государства. Все более нарастала социальная напряженность в обществе. Произведение «После бала» появляется как раз в этот период (в 1903 г.)

  • Образ и характеристика Вронского в рассказе Анна Каренина Толстого сочинение

    Алексей Кириллович Вронский – один из центральных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Молодой, бравый офицер Вронский получил хорошее образование, воспитан, привык вращаться в обществе. Это спокойный, дружелюбный, честный и благородный человек

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Сочинение

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, - беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий герой - мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение - вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет «негативный» образ Ларры - гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. «В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого - сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа - резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.

Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека - дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! - выше! все - вперед! и - выше - вот кредо настоящего Человека».

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль»