В чем заключаются производственные традиции народов ямала. Культура и быт коренных народов ямала

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...

Арнолд М.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

Народные промыслы

Народные традиционные промыслы

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.
. Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.
. Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).

Резьба по дереву.

Художественная обработка бересты. Изделия из меха.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 в.в. до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

Художественная обработка кости.

Косторезное мастерство является одним из древнейших видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности промысла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность.

Полярный гардероб

В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям. Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика ненцев проявляется не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д. Роль маркера прекрасно выполняют и особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры - это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека.

Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н. Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»); угорский (туникообразный покрой); древнеарктический, аборигенный (глухой покрой).

Мужская и женская одежда - это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов, из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIXвеках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами.

У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.

Традиционная плечевая мужская одежда ненцев (у тундровых - мальця, у лесных - муй), одновременно верхняя и нижняя, была широко известна на Севере не только ненцам, но и их соседям - коми и обским уграм. Малицу шили из оленьих шкур, мехом внутрь, в виде длинной рубахи с капюшоном. Характерными для нее были рукавицы, пришитые к рукавам, и так называемая панда - полоса меха шириной 17-20 сантиметров, идущая по подолу, причем рукавицы и панду делали всегда мехом наружу. Длина малицы - ниже колен, и подпоясывали ее с напуском. Существовали два типа покроя. У малицы первого типа стан шили из двух цельных больших шкур, хвостовой частью вниз. Соединяя края шкур, оставляли не сшитыми проймы для рукавов. Широкую панду всегда делали из белого пушистого собачьего меха. Капюшон (у тундровых ненцев - себя сава, у лесных - нюмя) состоял из двух частей меха: поперечной полосы, покрывающей темя, и полукруглой затылочной части. Делали его мехом наружу, вокруг лица шла широкая опушка из песцового или собачьего хвоста. Лицевую часть стягивали ровдужным ремешком. Между основанием капюшона и воротом малицы вшивали стоячий воротник луху, шириной пять сантиметров.

У второго типа малицы - туникообразного покроя - между передом и спинкой прямоугольной формы по бокам вшивали две небольшие шкуры, перегнутые по вертикали. В них делали широкие надрезы - проймы для рукава с большой ластовицей. Снизу малицы полосой, расширяющей подол, шда панда из короткошерстной оленьей шкуры. Капюшон делали двойным и пришивали к вороту малицы. На верх капюшона, состоящий из двух частей использовали олений мех разного сорта (пешку и неблюй). Рукавицы - ова- всегда делали из оленьих камусов мехом наружу и пришивали к рукавам. Против ладони оставляли отверстие, через которое рука легко освобождалась от рукавицы.

Украшением малицы первого типа служили цветные суконные кантики, пропущенные в швы, либо узкие полоски сукна, которые накладывали поверх основных швов. Второй тип малицы украшали узкими чередующимися полосками оленьего меха над пандой, иногда пришивали широкую орнаментирванную полосу из цветного сукна.

При небольших морозах поверх малицы надевали парку, глухую одежду мехом наружу. Делали ее из тонких шкурок оленьих телят. Псинку парки выкраивали вместе с затылочной частью капюшона из цельной шкуры, при этом на капюшон приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя. Отверстия от глаз и рогов зашивали, вводя в швы светлый мех и красное сукно. В отверстия у оснований ушей прикрепляли кисточки из цветных суконных полосок. Между подолом и пандой шла широкая орнаментированная полоса, выполненная техникой меховой мозаики. Такие же полосы орнамента украшали лицевой край капюшона и края парки.

В сильные холода, при небольших снегопадах и в дальнюю дорогу поверх малицы надевали верхнюю глухую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу, - совик. Делали его из выростковых шкур, предпочитая мех белого цвета. Спинку совика шили из трех шкур, центральную шкуру кроили вместе с затылочной частью капюшона. Лицевую опушку капюшона из песцовых хвостов делали со вздержкой. На панду пускали собачий мех. Рукава шили широкие, на большой манжете мехом внутрь, по краю манжеты шла узкая опушка из белого меха. Украшали совик полоской меха, шириной в один сантиметр, между подолом и пандой и кистями - длинными полосками цветного сукна с нашитым оленьим мехом. Их крепили в продольные боковые швы. Осенью и весной поверх малицы надевали навершницу из сукна или хлопчатобумажной ткани, с чередующимися полосками цветного сукна над пандой. Из верхней мужской одежды подпоясывали только малицу.

Мужская обувь различалась по сезонам. Шили ее мехом наружу, с кантиками цветного сукна (красного, желтого, зеленого), проложенного в продольные швы. Обычно богато украшали перед и носок обуви. У лесных ненцев бытовала еще обувь, сплошь орнаментированная техникой меховой мозаики, заимствованной у хантов. Обувь под коленом подвязывали поясом, сплетенным из разноцветной шерсти.

Наиболее древние черты сохранила ненецкая женская шуба паны. Ее верхнюю часть шили из шкурок белки, выдры, бобра, лисицы, нижнюю образовывали широкие горизонтальные полосы из волчьего, лисьего, собачьего меха, а у богатых ненок даже из соболя и бобра. Между этими пушистыми полосами вставляли узкие суконные ленты. Их собирали из разноцветных кусочков, создавая яркую и разнообразную цветовую палитру. В швы шубы вставляли свободно свисающие кусочки меха и сукна. В убранстве паны использовали основной арсенал декоративных средств народа, прежде всего - умение подобрать материал с учетом его фактуры и цвета. Цветовое сочетание кусочков меха в верхней части во многом определяло настрой всего изделия: уравновешенный, спокойный при сдержанной тональности природных красок меха; импульсивный, динамичный при акценте на цветовую дисгармонию. Правило контраста или соответствия проявлялось и при выборе меха для нижней части паны.

Верхняя женская одежда была распашной. В ней отсутствовали продольные конструктивные швы, она как бы обертывала торс женщины. Верхнюю ее часть, длиной ниже бедер, шили из отдельных полос оленьего меха черного и белого цвета, мехом наружу; ряд шкурок, расположенных вертикально, покрывал грудь и спину; в бока вставляли большие клинья (ластовицы). Нижняя часть шубы состояла из двух горизонтальных полос цветного сукна, внизу с широкой опушкой из меха, собачьего или песцового. К рукавам пришивали рукавицы из оленьего камуса. Длина такой шубы - ниже колен, полы соединялись с помощью завязок из ровдужных ремешков. Иногда к шубе пришивали воротник из песцового или собачьего хвоста. Украшали верхнюю одежду орнаментальными полосами, выполненными техникой мозаики из узких чередующихся по цвету полосок оленьих камусов. По большей части их располагали на рукавах, груди и спинке, к рукавам и верхней части прикрепляли многочисленные кисточки.

Женская одежда этого покроя в настоящее время имеет очень ограниченное распространение. Сведения об ее бытовании у ненцев Ямала относятся к началу ХХ века.

Второй тип одежды - туникообразный - встречается в двух вариантах. Первый имел швы на плечах и прямую спинку, у второго шкура со спинки перекидывалась через плечи и соединялась с полками спереди на груди; в спинке и боковых шкурах от пояса до подола (над пандой) делали разрезы и вставляли треугольные клинья, которые расширяли одежду книзу. Шили ее мехом наружу, она имела широкое спускное плечо и очень короткий рукав с ластовицей. Украшали шубу полосами из белого и черного оленьего камуса. В контурные швы пропускали канты из красного сукна. Если не было орнамента, отдельные части одежды выделяли с помощью кусчков меха разных оттенков, расположенных в шахматном порядке. Одежда первого варианта бытует у лесных, ямальских и тазовских ненцев. Второй вариант распространен в других группах. Характерна также верхняя женская одежда из сукна - для весны и осени. В оформлении плечевой части она совпадает с женской меховой одеждой первого типа.

Верхнюю одежду женщины подпоясывали ткаными поясами из разноцветных шерстяных ниток русской и коми-зырянской работы. К одному концу пояса пришивали медное кольцо, другой продевали через него и завязывали.

Женская обувь имела те же форму и покрой, что и мужская. Характерная особенность меховой обуви - украшение в виде поперечных полосок, расположенных спереди внизу голенища, и отсутствие полосок ниже колена, характерных для мужской обуви. В отличие от мужчин свою обувь женщины не подвязывали под коленом.

Женские головные уборы ненцев разнообразны. Наиболее распространен среди всех групп, за исключением канинских ненцев, двойной меховой капор. Кроили его из трех частей: широкой полосы из двух кусков камуса, проходящей поперек головы и опускающейся на шею, полукруглой вставки на макушке из лобной шкурки оленьего теленка, с прорезами от глаз, ушек и рожек, и прямой полосы, закрывающей затылок и спускающейся на спину. Внутрь пришивали подкладку. Вокруг лица делали опушку из песцового хвоста.

Все части капора соединяли с помощью вшитых орнаментированных полосок, выполненных техникой меховой мозаики. Прорезы от глаз, ушек и рожек зашивали кусочками цветного сукна, прикрепляя к ним кисточки, составленные из суконных полосок. На спинной части головного убора прикрепляли латунные трубочки или цветные бусы с ажурными латунными бляшками на концах. Искусство шитья капора до сих пор живо на Ямале.

У ненок Ямало-Ненецкого автономного округа широко распространены накосники - два жгута длиной ниже колен из полосок сукна, обвитых цветными шерстяными шнурками. Украшены накосники большим количеством колец, цепочек и бляшек. Волосы заплетают в две косы и вместе с верхней частью жгутов туго обматывают шерстяными шнурками. На затылке между накосниками - полоска из кожи, покрытая красным сукном - ниже накосники соединены цепочками и нитками крупных бус. Для того чтобы они не мешали во время работы, их пропускают за пояс.

Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.

А. М. Сязи, «Узоры северного сияния», С-П, 2005

Традиции и быт

Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.

Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.
В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей: ненцев, ханты, селькупов.

Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ обладает развитой сетью учреждений культуры и искусства, которой обеспечивается непрерывность культурного развития и ориентирована на обслуживание разновозрастной и разнохарактерной аудитории.
По состоянию на 1 июля 2009 года учреждений культуры и искусства в автономном округе насчитывается 238, из них: 87 муниципальных библиотек, 86 учреждений культурно-досугового типа, 38 учреждений дополнительного образования детей, 19 музеев, 4 государственных учреждения культуры, 4 прочих учреждения, куда входят парки отдыха, методические центры и др. Развитие отрасли поддерживает свыше 4 тыс. человек, обладают почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» - 55, из них, постоянно проживающих в автономном округе, - 40.
Функцию сохранения материальной культуры на территории автономного округа осуществляют 19 учреждений культуры музейного типа: историко-краеведческие, изобразительных искусств, мемориальный, экологической направленности. Совокупный музейный фонд округа составляет более 183 000 единиц хранения.
Одно из старейших музейных учреждений в округе - Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, основанный в 1906 году настоятелем Обдорской духовной миссии отцом Иринархом, насчитывает более 53 000 единиц хранения. Его структурным подразделением является единственный в округе литературный музей, посвященный творчеству выдающегося ненецкого поэта Леонида Лапцуя.

Среди самобытных музеев автономного округа большой интерес представляют: Природно-этнографический парк-музей «Живун» и Дом-музей «Коми-изба» в Шурышкарском районе, Эколого-краеведческий музей в г.Муравленко, Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Губкинский музей освоения Севера, Детский музей Музейного ресурсного центра в г.Ноябрьске и др.

Научные сотрудники ямальских музеев постоянно ведут исследовательскую работу, выезжают в историко-этнографические экспедиции по округу, создают новые экспозиции и выставки, являются организаторами научных конференций, фестивалей, национальных праздников. В настоящее время в практику работы музеев активно внедряются новые информационные технологии, интерактивные формы деятельности, активно развивается процесс сотрудничества с крупнейшими музеями России.
Большой интерес представляет декоративно-прикладное искусство мастеров художественного ремесла. В настоящее время в округе художников и мастеров более 890 человек, из них имеющих звание «Мастер декоративно-прикладного творчества Ямало-Ненецкого автономного округа» - 20. Членами Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» являются 12 человек, в 2008 году образовано Ямало-Ненецкое региональное отделение данной организации. Множество студий, кружков и мастерских декоративно-прикладного и изобразительного искусства созданы и работают в учреждениях клубного типа.

Художественные ремёсла получают активное развитие особенно в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах: Ямальском, Тазовском, Надымском - распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги (кожи), шитьё из сукна. В лесотундре, например, в Красноселькупском и других районах широкое применение в быту находит береста. Раньше из нее изготовляли покрытие для чума, нарт, предметов домашнего обихода, утвари для сбора и хранения дикоросов, рыбы и т.д. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей (белки, горностая). В южных районах округа Приуральском и Шурышкарском преобладает бисерное искусство, художественная обработка бересты, резьба по дереву.

Многие современные мастера и художники широко используют местную традиционную символику в нетрадиционном исполнении. Например, Наталья Кошелева - известная ямальская художница, мастер декоративно-прикладного творчества работает в графике и в области мелкой пластики. Особое место орнаменты и узоры народов Ямала занимают в творчестве хантыйской художницы Александры Юхлымовой, члена Союза художников России, основой творчества которой стала живопись по ткани - батик.

Число профессиональных художников в округе невелико. По-разному складывалось их творчество, но созданное ими представляет явление значительное и неповторимое, являющееся составной частью культуры Ямала. Радион Бекшенев, Олеся Бондаренко, Владимир Ушаков, Леонид Лар, Сергей Лугинин, Надежда Талигина, Василий Самбуров и др. создают живописную летопись края. Особое место в ямальской культуре занимает косторезное искусство: Алексей Гриценко, Александр Куделин, Анатолий Сотруев, Виктор Ядне и др. - мастера, формирующие золотой фонд ямальского искусства.

Ямал - уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт бытия, традиций, обычаев разных народов.

Уникальная культура Ямала складывалась многими тысячелетиями. Как свидетельствуют раскопки археологов, этому культурному наследию более 10 тысяч лет. Быт местных жителей формировался в суровых условиях, такие традиции существуют и сейчас. Художественное творчество всегда служило отдушиной и украшением в этих северных широтах, повсеместно поддерживается оно и теперь. Душа народа воплотилась в сохранении веры и языка, произведениях прикладного искусства, национальной одежде, песнях и танцах, соблюдении традиций и обрядов, знании народных праздников, в сказках, легендах, загадках.

Песни северных народов передаются из поколения в поколение, при этом каждый исполнитель имеет право вносить что-то новое. Мелодия вольная, как белая снежная равнина, ритм повторяет стук оленьих копыт, текст также свободен, восклицания выравнивают строчки. Танцы, как и песни, могут быть бытовыми, трудовыми, ритуальными, шуточными и личными. Движения танца могут повторять животных или птиц, рассказывать языком хореографии об охоте или рыбалке, изображать занятие рукоделием или укачивание младенца в колыбели.

Природные условия диктовали свои законы. Ханты, ненцы, манси, коми-зыряне, селькупы подчинялись им и передавали эти знания своим детям и внукам. Умения управляться с оленями, ловить рыбу, охотиться на зверя в почете на полуострове вместе с чутким отношением ко всему, что есть в природе Севера. Каноны местной культуры соблюдаются и поныне. Национальную одежду можно увидеть не только в дни народных праздников.

С традициями быта малочисленных народностей связаны художественные промыслы и ремесла:

Шитье национальной одежды, детской и взрослой, праздничной и повседневной;

Изготовление меховых, кожаных, суконных изделий с узорами из бисера;

Резьба по дереву;

Художественная обработка кости, рога оленя и лося, бивня мамонта, клыков моржа.

Живой интерес представляют собой музейные учреждения ЯНАО. С 1906 года работает Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. Творчество ненецкого поэта Леонида Лапцуя представлено в единственном литературном музее. Гостей полуострова ждет много открытий в эколого-краеведческом музее г. Муравленко, природно-этнографическом парке-музее «Живун» и Доме-музее «Коми-изба» на территории Шурышкарского района, городском музее изобразительных искусств Нового Уренгоя, в музее освоения Севера г. Губкинском, Детском музее Музейного ресурсного центра г. Ноябрьска.

Научно-исследовательская деятельность сотрудников музеев Ямала, находки новых историко-этнографических экспедиций позволяют организовывать подготовку и открывать новые экспозиции. Новые технологии позволяют постоянно сотрудничать с российскими крупнейшими музеями. Достойную лепту в развитие культурной жизни Ямала вносит проведение выставок, конференций, национальных праздников народностей полуострова и фестивалей.

Исследовательская работа:

« Традиции и культура народов Ямала»

В основе данной исследовательской работы лежит проблема изучения традиций коренных народов Ямала.

Актуальность темы:

Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российского Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление таких человеческих ценностей, как дом, семья, род.

Целью исследования данной проблемы является изучение традиций коренных

народов Ямала, как части великой культуры Российской Федерации.

Задачи:

познакомиться с традициями аборигенов Ямала;

воспитание чувства национального самосознания и гордости за свою малую родину.

Методы исследования:

Анализ и изучение литературных источников о традициях и культуре народов

Народов много здесь живет,

но песнь их об одном:

«Ямал нельзя делить на всех,

Ямал наш общий дом».

У каждого народа есть своя неповторимая ДУША - его вера, язык, традиции и обряды, песни и танцы. Пока жива ДУША народа, жив и сам народ. Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования - взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Традиционные обряды, праздники народов Крайнего Севера - неотъемлемая часть культурной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа. Историческая память аборигенного населения Ямала хранит множество обычаев и традиций, которые формировались на протяжении многих веков.

Бытовые традиции аборигенов ЯНАО

В древности весь окружающий мир народов Ямала был наполнен духами. К вещам люди относились внимательно и осторожно, ведь с ними связаны духи. Если вещи не принадлежат человеку, значит принадлежат духу. Духов вещей нельзя обижать. Важно не только знать для чего вещи предназначены, но соблюдать особые правила обращения с ними. Н а это нацелены традиции и бытовые обряды аборигенов Ямала.

а) Женские обряды.

Есть обряды, в которых участвуют только посвященные женщины. Женщина – хранительница дома. Ей надлежит охранять дом от темных духов и откупаться от них, бросая в огонь кусочки пищи. Женщина также хранительница домашнего огня. Он тоже способен убивать, но умиротворенный женщиной, он дает жизнь. Дрова считаются пищей огня. Женщина следит, что бы дрова не валялись там, где люди могут перешагивать и этим осквернять их, чтобы никто не обходил очаг против солнца, потому что движение против солнца – мертвый круг. Она следит за тем, чтобы огонь горел ровно и спокойно, а не дымил, не трещал. Если огонь дымит, значит, он недоволен людьми.

б) отдых и традиционные игры для взрослых .

Отдых является неотъемлемой частью любой культуры. В свободное от работы время люди отдыхают. Они играют в настольные игры, устраивают спортивные мероприятия, слушают рассказы стариков, сказки, легенды. Ненцы научились у русских играть в шахматы, шашки и карты. У ненецких шахмат особый вид, непривычный для европейцев и русских. Ненцы придают фигуркам облик соплеменников, шаманов, чумов и духов, хотя правила игры остаются такими же, как и везде. Жители севера любят соревноваться друг с другом. Во время праздников они организовывают целые чемпионаты. Они устраивают гонки на оленьих упряжках и азартно участвуют в таких гонках. Они соревнуются в метании тянзана на хорей, в прыжках через нарты, в перетягивании палки. Гонки на оленьих упряжках - красивое захватывающее зрелище. Большой любовью пользуются соревнования в силе, когда участники по очереди поднимают тяжести или пытаются один другого сдвинуть с места, встав на четвереньки перетягивая ремень, надетый на шеи обоих соревнующихся.

в) Детские игры.

С древних времен игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения (приложение 8). Через игры и игрушки дети открыли для себя мир и ценности своего народа. Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами, луками. Это игры «в неводьбу», «в разборку пойманной рыбы» и т.д. Игры мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С семи лет мальчики начинают выполнять легкие работы под руководством отца: учатся арканить маленьких ручных оленей, начинают управлять настоящими нартами. В качестве игрушек раньше делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись по неподвижным целям, развивали меткость и остроту зрения. Дети северных народов часто играют в «оленя». Они создают из этого целый спектакль: подражают оленям движениями и голосом. Дети помладше изображают собак, с лаем сгоняющих разбегающееся стадо. Игрушки обучают детей и рыбной ловле: сети из кусков мережи, деревянные лодочки, весла, ловушки для рыбы – небольшие плетенья из прутьев морды, гымги.

Игрушки для девочек состоят из кукол (приложение 1) и кукольного хозяйства. У ненцев кукла – это кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют лица, рук, ног. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Зато вместо ног, рук и лица кукла имеет богато разукрашенную одежду. Мех, лоскутки, бисер, бусы подбирались так, что дети видели в ней человека и могли играть с нею. Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. В 12 – 14 лет девочка у северных народов должна усвоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви. Люди стойбища судят по умениям невесты по ее детским игрушкам.

Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении вещей. Поэтому и игрушками часто бывают маленькие и разукрашенные бытовые вещи.

Декоративно-прикладное искусство народов ЯНАО.

а) Связь народных художественных промыслов с традициями и бытовым укладом народов Севера.

Современное декоративное искусство аборигенного населения Ямало-Ненецкого автономного округа известные специалисты оценивают как уникальное. Особенно ценно то, что лучшие образцы древнего северного искусства до сих пор создаются руками многих и многих мастеров и мастериц Ямала. Всего в нашем регионе более шестисот мастеров народных промыслов. Каждый народ - носитель материальной культуры, и человек, который своими руками и талантом открывает ее миру, имеет особое, уважительное имя: в России - мастер, у ненцев - теневана. В естественной природной традиции у народов Ямала произведением искусства становилось практически все, что окружает человека - его дом, одежда, мебель, посуда, хозяйственная утварь, даже пища. Весь рукотворный предметный мир был отмечен красотой и гармонией. И в русской избе, и в чукотской яранге. Визитка нашего округа – это современная сувенирная продукция (приложение 4). Мастера, люди творческие. Каждый из них по – своему воспринимает и передает жизнь в своих работах. Но в основе большинства работ ямальских мастеров народные мотивы. Продукция большинства мастеров выставляется почти по всей России и за рубежом: Канаде, Норвегии, Финляндии. Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян. Декоративное народное творчество тесно связано с традиционным бытовым укладом оленеводов, рыбаков и охотников. Народное искусство тундровиков Ямала - это не только отдельный мастер и не только общность людей, объединенных творчеством, но и природная среда их проживания. Оно выросло из кочевого быта с его обычаями, обрядами. Условия жизни и род занятий обеспечили непосредственную близость ненцев, ханты, селькупов к природе, а сами природные условия Севера определили, ряд психофизиологических особенностей живущих там людей. Человек в тундре опирается не только на опыт, умение «читать» следы зверей, знание повадок животных, привычных мест их обитания, но и свой собственный чувственный, эмоциональный мир, который помогает своеобразно «перевоплощаться» в него, понимая древние инстинкты зверей и птиц. В этом случае в силу вступает не только личный опыт, но и опыт многих поколений, запёчатлённый, в частности, и в художественном творчестве.

С 90-х годов прошлого столетия большое внимание стало уделяться сохранению декоративно-прикладного искусства народов Ямала. Получили развитие резьба по кости, скульптура малых форм, художественная обработка меха (замши), плетение бисером (приложение 5), обработка бересты, шитье из сукна и ткани (приложение 7).

Работа по объединению мастеров, оказанию им методической помощи, изучению традиционного прикладного искусства первоначально была возложена на центры национальных культур. Окружной Дом ремесел дал возможность мастерам обмениваться опытом и идеями, познакомить жителей региона со своим творчеством.

Для сохранения национальной культуры огромное значение имело творчество мастеров песенного фольклора Р. Г. Кельчина, Л. И. Кельчиной, Н. Е. Лонгортовой, Г. А. Пуйко Э. Л. Тэсидо, Е.Г. Сусой (приложение 6).

В силу территориальной протяженности Ямало-Ненецкого автономного округа, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша,рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы). В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, берёста, травы, корневатик. Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра). На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются:

Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми.

Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного
рога.

    Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые
    и праздничные).

    Резьба по дереву.

    Художественная обработка бересты.

б) Традиционное использование орнамента в художественном промысле народов ЯНАО

В художественном промысле активно используется орнамент.

Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал - светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло (приложение 5).

Для разных материалов используются разные способы изображения орнамента. Причем одни предметы делались мужчинами, другие - женщинами. Так, изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером, конечно, лучше справлялись женщина.

Некоторые народы не орнаментировали меховую одежду, украшая ее только сочетанием темного и светлого меха. В любом случае украшению предметов быта уделяли большое внимание. Нанесение орнаментов занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что, вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором (приложение 2, 3).

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Обратите внимание на то, как расположены узоры* на одежде. Орнаментировали, прежде всего, ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь.

Точно так же узоры на посуде должны предотвратить появление и вмешательство недобрых духов. Узоры орнамента часто имеют определенное значение. Они изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в нарядную орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через магический защитный узор. Пища в украшенной посуде будет очищена от темных сил и долго сохранится. В украшенное защитным узором жилище не попадут вредоносные духи. Человек стремился защитить себя священными узорами в любой ситуации, в любое время.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их давнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест -человека или бога.

Встречается в орнаментах обских угров изображение лягушки. Ханты называли ее Мысы кут ими («между кочками живущая женщина»). У манси она зовется Навр нэ («болотная женщина»). Казалось бы, зачем изображать это существо в узорах, ведь промысла на лягушку нет. Но в орнаментах ее образ постоянно встречается. То она изображена целиком, то угадывается только ее голова с глазами навыкате. Дело в том, что лягушка-прародительница людей Мось.

Мосьмахум («народ женщины Мось») вели свой род от Миснэ, так называли сынские ханты лягушку. Ее нельзя было убивать. Прародительнице совершали жертвоприношения. Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Когда-то и они считались тотемными животными. Птицы тоже были предками родов. Орел и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы связан еще с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Ее путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа -глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

в) Украшения из бисера – один из видов традиционного творчества народов Севера.

Один из очень интересных видов творчества народов Севера -искусство изготовления украшений из бисера (приложение 5).

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веков до н.э. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 века.

Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер.

Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более минус сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т. д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно. Изготовленные украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. И в то, что мы сегодня называем народным искусством, еще сравнительно недавно было неотъемлемой частью жизни - такой же, как уборка хлеба, выпас скота или охота на морского зверя.

г) Традиции косторезного ремесла.

Косторезное ремесло - одно из видов деятельности человека, и на протяжении веков изделия этого промысла имели самое разное значение: от элементарных предметов быта и орудий труда до высокохудожественных произведений искусства, предметов и атрибутов роскоши (приложение 4). Но не все времена изделие из кости ценилось за прочность, качество материала, а главное - за мастерство автора.

Коренные жители полуострова Ямал - ненцы - издавна используются кость и рога оленя в качестве поделочного материала. Многие предметы традиционного быта оленеводов имеют элементы рога или кости: наконечник хорея, рукояти ножей, игла для плетения рыболовной сети, части оленьей упряжи (пуговицы и крепежи различной формы, узда)...

Кость, например, мелкие суставчики оленьих ног, часто используются в качестве игрушек «альчик», а полая кость лебединого крыла - как игольница. Почти у всех северных народностей добыча и обработка кости (клыков моржа, мамонтовой кости, бивня и других) ограничено входила в образа жизни охотников на морского зверя: изготовлялись гарпуны, ножи, наконечники для копий, амулеты.

И в настоящее время на территории нашего округа изделия из кости сохраняют свое утилитарное значение, но, помимо этого, существует и развивается художественная обработка кости как вид декоративно-прикладного искусства. Профессиональными мастерами-резчиками создаются уникальные работы, шедевры косторезного ремесла. Различные виды кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке.

Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но заставляет помнить и о крайней хрупкости такого рисунка.

Бивень мамонта имеет красивую текстуру в виде тонкой сеточки, нежного, приятных оттенков, желтоватого цвета. В силу своей твердости, долговечности, крупных размеров бивень мамонта - наиболее ценный поделочный материал. Пластичность бивней, однородность их строения дают возможность использовать их для разнообразной скульптуры.

В настоящее время мастера используют поделочную кость нескольких видов: бивни и кость мамонта, клыки и зубы моржа, простую кость животных. Используют лосиный и олений рог - их природная форма пробуждает в художнике разнообразные творческие фантазии. Скульптурные группы, художественные изделия, созданные в разное время и собранные вместе, по-своему раскрывают быт и вкусы людей, линию развития промысла, манеру мастера. В художественном фонде окружного Дома ремесел имеется богатая коллекция косторезных скульптур, отражающих творчество ямальских мастеров - резчиков по кости. Традиционность, этнографическое своеобразие как отличительные особенности косторезного ремесла являются наиболее привлекательными сторонами скульптурных композиций. Нерасторжимое единство человека с природой в большой мере обусловливает особую свежесть ямальского искусства. Сегодня мы являемся свидетелями рождения творчества целого ряда интересных художников. Основанное на древних традициях, обновленное современной жизнью, искусство ямальских мастеров имеет большую художественную ценность. Часто в Салехарде проводятся выставки художественных изделий из кости. На таких выставках представлены фигуры великих мастеров... Но при этом также представляются и работы студентов. На выставках особенно оценивается яркая оригинальность и творческая фантазия автора. В целом, такие выставки показывают, что косторезное ремесло на Ямале существует, и хочется верить, что фирменная марка «ямальская кость» станет не менее известной в России и мире, чем Тобольская, Холмогорская и Якутская.

3. Традиции народов Ямала в изготовлении и украшении одежды.

Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Зимняя мужская одежда (приложение 2) обязательно включала малицу и совик. Это самая совершенная для условий севера одежда. Малица – это нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Малица украшается меховым кантом, непременно подпоясывается поясом – ни. Украшают пояс подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу пришивают ножны с ножом. Зимой на малицу сверху одевают парку., которую украшают орнаментом из цветного меха.

Более сложная женская одежда (приложение 3). Это распашная шуба – паны. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурами. Поверх пан надевают чехол из сукна с орнаментами. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенную медъю и кисточками.

Обувь – кисы – шили из полос камуса двух цветов. Голенища делали высокими, выше колен. Подошва изготовлялась из оленьих щеток. Получалась очень теплая обувь. Кисы украшали кантиками из цветного сукна и меховой мозаики. Женские кисы красивее мужских. В швы, соединяющие коричневые и белые меха, вставляются разноцветные узенькие полоски ткани. Эти яркие линии обозначают дороги, по которым ходит владелец обуви.

Заключение

Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывна с судьбой всей России. Культура же неотъемлема от российской культуры и составляет ее достойную часть. Народы Ямала, при всем их различии, учатся друг у друга и впитывают общероссийские культурные ценности. Они развиваются в диалоге друг с другом и со страной. Поэтому главный способ их существования - взаимное признание и уважение, обмен достижениями.

Без коренных народов Ямальского Севера история человечества на земле России могла бы оказаться разорванной. Никто бы не знал, как мы все представляли себе древнюю культуру, как появились важнейшие ценности человеческой жизни: дом, семья, род, бог, друг. А значит, никто бы не смог объяснить, почему мы сегодня стали такими, какими нас знает весь мир, и что нас ждет впереди.

Даже народы, родственные ненцам, ханты, селькупам, коми и др., но живущие в других странах, во многом уже утратили то знание, какое еще живет на Ямальской земле.

Список приложений:

Приложение 1 – ненецкая кукла

Приложение 2 – ненецкая мужская одежда

Приложение 3 – ненецкая женская одежда

Приложение 4 – косторезное ремесло

Приложение 6 – песенный фольклор

Приложение 7 – художественное шитье из сукна и ткани

Приложение 8 – игрушки ненецких детей

Список использованной литературы:

    Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002

    Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004


    «Ямальский меридиан». №5(73)/2002

    Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал
    «Ямальский меридиан». №2(82)/ 2003

Приложение 1

ненецкая кукла

Приложение 2


ненецкая мужская одежда

Приложение 3

ненецкая женская одежда

Приложение 4

косторезное ремесло

Приложение 5

декоративно – прикладное искусство (бисер)

Приложение 6

песенный фольклор

Приложение 7

художественное шитье из сукна и ткани

Приложение 8

игрушки ненецких детей

Инфоцентр сайт представляет статью Юрия Морозова о коренных народах Ямало-Ненецкого округа, опубликованную на сайте ИА "Север-Пресс" . Все фото из архива автора

Коротко расскажем о некоторых культурных особенностях населения Ямало-Ненецкого округа. Ведь в регионе живут представители более ста национальностей со своими культурными особенностями. Поэтому во всех городах и районах округа стали традицией различные национально-культурные праздники этнических групп Ямала - русских, украинцев, татар, башкир, народов Северного Кавказа и других.

Но основу для культурной политики в регионе составляет коренное население, и хотя его всего шесть процентов, но самый живой интерес у публики вызывают красочные фольклорные фестивали и праздники аборигенного населения, произведения литературы и культуры, тесно связанные с их мировоззрением, образом жизни и хозяйства.

К сожалению, о культуре коренного населения былых веков осталось мало письменных источников, а его древняя материальная культура представлена работами археологов. Культура аборигенного населения севера Сибири, после её присоединения к России, зафиксирована в древнерусской и русской литературе. Ряд описаний жизни и быта населения севера Ямала сохранили путевые очерки иностранцев, которые бывали здесь, и зарубежных ученых, работавших в регионе.

Описания преимущественно касалось ханты, с ненцами сложнее - они жили далеко на севере, вели кочевое хозяйство, добраться до них было труднее. Если коснуться, опять-таки, материальной культуры (она представлена в музеях округа), то до полноты картины еще далеко. А в традиционной жизни коренного населения сохранились и используются по сей день элементы материальной культуры далекого прошлого.

Духовную и материальную культуру, эстетику жизни коренного населения определили география обитания, способы хозяйственной деятельности; а также жестокие условия Заполярья и подвижный кочевой образ жизни, который не предполагает традиционных элементов культуры оседлого населения.

Эстетику других народов определили таежно-тундровые условия жизни и смешанный оседло - кочевой образ хозяйства. Но письменности коренные народы региона не имели, за исключением коми-ижемцев. Так, в конце девятнадцатого века коми-обдорянин Тихон Рочев выписывал газету «Вестник рыбопромышленности». Он же был в регионе первым фотографом-любителем, - пишет Виктор Бартенев . Северные коми многое о себе и о соседних народах сохранили в письменных источниках, которыми активно пользуются историки.


У народов, не имеющих письменности, духовная культура сохранялась в устном фольклоре, предметах быта, хозяйства, а также через письменность других народов. О духовной культуре населения Ямала в прошлом многое говорят содержательные материалы церковных миссий, ссыльных и самодеятельных этнографов. Миссионеры, переводя на языки народов Севера священное писание, в то же время фиксировали элементы духовной культуры народов, а этнографы составляли её содержание. Большой материал о культуре ненцев и ханты сосредоточен, например, в книге Виктора Бартенева «На крайнем северо-западе Сибири». Бартенева сослали в Обдорск в 1891 году и четыре года он жил здесь. Затем уехал в Псков, где написал книгу о крае, а вместе с композитором Эсвальдом переложил на ноты записи местных песен и издал в Архангельске сборник обдорских песен.

В целом же современная культура коренного населения региона формируется культурной революцией в СССР с двадцатых годов прошлого века на базе традиционного фольклора, имеющейся материальной культуры, посредством тысячелетней русской письменности. С тридцатых годов прошлого века сотрудники культурных учреждений округа начинают рассказывать публике о духовной культуре коренного населения, закрепляя и формируя её. Затем по мере получения образования и выходцы из национальной среды начинают осмыслять исторический багаж своих народов, сохраненный в фольклоре, оценивать его образность, историчность, богатство и самобытность, создавать свои художественные произведения.


Фольклор ненцев, ханты, селькупов разнообразен по жанровому содержанию. Это волшебные и бытовые сказки, песни - лирические, обрядовые, эпические, личные именные песни, дорожные, ритуальные, священные и другие. В них хранят историю мировоззрение и философию народы Ямала.

Исполнение большинства фольклорных произведений и в прошлом, и настоящем всегда предполагает песенный характер.

Вероятно, песенное начало фольклора идет из древней традиции - с создания личной песни-оберега при рождении ребенка. Песня взрослого слагается самостоятельно в пору совершеннолетия, а предсмертную - сочиняют в предчувствии ухода. Манера исполнения песен различна и определяется бытом, состоянием души, разговором с богами. В прошлом у народов Ямала было распространено горловое пение, сегодня им владеют единицы. Утеряны и секреты двухголосого пения, которое исполнялось одним человеком.

Достаточно долго словесно-песенный фольклор коренных народов Севера был известен узкому кругу специалистов. Его как экзотику представляют на различных фестивалях прошлого.

Впервые словесно-песенный фольклор ненцев Ямала, и создаваемое на его основе современное песенное творчество с принципиально новым видом – хоровым, представлен широкой публике в 1988 году.

Тогда по инициативе поэта, переводчика северной прозы, литературоведа Лидии Гладкой (в то время заведующей отделом окружного дома культуры народов Севера) при поддержке управления культуры Ямало-Ненецкого окрисполкома фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Сёётэй Ямал - Певучий Ямал».

На диск записаны фольклорные произведения ненцев в исполнении солистов и хоровой группы национального ансамбля песни и танца «Ямал». Его художественным руководителем много лет работала Нелли Лебедева. Ансамбль награжден многими почетными грамотами и дипломами: дипломами ВДНХ СССР, 1985 году - двенадцатого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. «Ямал» - лауреат второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного семидесятилетию Октябрьской революции в 1987 году, и проходившей в том же году Всероссийской выставки «Дети Севера – жизнь и творчество».

Солисты ансамбля записали на диск фольклорные произведения в обработке Леонида Лапцуя и других авторов. Это песня-сказание о Ваули Ненянге , иные народные сказания в музыкально-хоровой и сольной обработке. Произведения исполняли Елена Сусой , Геннадий Пуйко , Раиса Лаптандер , Полина Турутина , запись на диск сделана на ненецком и русском языках. К сожалению, сегодня диск стал редкостью. В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила комплект из двух грампластинок «Музыка северного сияния». На дисках представлено фольклорно-музыкальное творчество коренных малочисленных народов Советского Севера и Сибири, различных языковых семей, собранное в 1964-1988 годах. В комплекте есть сказания народов Ямальского севера, имеется фольклорная запись, сделанная в восемьдесят восьмом году Еленой Пушкаревой .

Таким образом, в конце прошлого века эти издания представили российской аудитории песенный фольклор коренных малочисленных народов Ямала. В настоящее время творчество мастеров этнического фольклора, таких как Романа Кельчина , Надежды Лонгортовой , Геннадия Пуйко , Елены Сусой , Валентины Няруй , Татьяны Лар и других, имеет значение, которое вышло далеко за пределы округа.

Исполняемые мастерами произведения фольклора вызывают огромный интерес за рубежом и в России. В последние годы наблюдается новая волна интереса к изучению фольклора народов Ямала, что стало фактом творческой жизни писателей, ученых, художников.


Не менее широкую известность получил ансамбль «Сыра-Сэв» («Снежинка»). Он организован в 1962 году при окружном доме культуры народов Севера. Его создателями и творческими сотрудниками стали Алексей Козырь – руководитель ансамбля, композитор Семен Няруй, Алексей Оленичев, балетмейстер Владимир Сигуней. Ансамбль стал неоднократный участник концертов в Кремлевском дворце съездов. С его искусством знакомы зрители России, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Франции. Другой хорошо известный в России и за рубежом коллектив: ансамбль «Сёетей Ямал» - «Певучий Ямал». Таким образом, песенный фольклор народов севера Ямала стал одной из важнейших составляющих профессионального и самодеятельного художественного творчества. А различные фольклорные мероприятия служат изучению истоков традиционной культуры и формированию фольклорного банка данных округа.



Музыкальная культура не исчерпывается фольклором, хотя его мотивы звучат в творчестве профессионалов. Среди произведений первого ненецкого композитора Семена Няруя, заслуженного работника культуры РФ, - пьесы для оркестра народных инструментов, сочинения для баяна, фортепиано, но большая часть творчества отведена песенному жанру. Широкую известность получило творчество Юрия Юнкерова - первого музыкального редактора. Когда мы говорим о художниках слова, музыки, иных видов художественного творчества, то часто говорим первый. И это действительно так.


Первый ненецкий оперный певец Гавриил Лагей . В его исполнении звучат как современные песни, так и композиции, связанные с историей, мифологией родных народов. Широко известна в регионе певица Елена Лаптандер. В её репертуаре песни народно-патриотического содержания. Одна из них - «Дом мой Ямал» - практически личная песня Елены. А национальные фольклорные песни она предпочитает в эстрадных обработках. Событием стало исполнение ей сказания о «Сихиртя», в аранжировке Сергея Цупикова и с напевами Елены Сусой .

Для пропаганды музыкальной культуры коренного населения региона в настоящее время делается многое. Издан сборник «Авторские песни народа ханты», буклеты о творчестве ансамблей «Ямал», «Сеетей Ямал», «Сыра-Сэв», вышли в свет лазерные диски с сольным исполнением Гавриила Лагея, Елены Лаптандер, исполнительницы народных сказаний Татьяны Лар и других.


А изобразительное и декоративно-прикладное искусство северян складывается в округе в тридцатые годы. Естественно, такое искусство бытовало и ранее - взгляните на совершенную конструкцию нарт, выдолбленную из цельного дерева лодку. О святых идолах я не говорю по понятным причинам.

После становления автономных округов произведения традиционного и современного искусства экспонировались на ВДНХ, на художественных выставках в Москве, Ленинграде, других городах СССР. До войны на ВДНХ СССР экспонировали как резьбу по кости, дереву, так и предметы декоративно-прикладного искусства. Тогда большой интерес вызывала резьба, изделия народных мастеров орнамента. На выставках представляли искусство мастериц Беляевой и Наковой из Шурышкарского района, Юганпелик и Бычиной из Приуральского, Евай и Яндо из Тазовского районов. В послевоенные годы славились своим мастерством резчики Евай , Яптунай , Вэнго , Тыликов .

Сегодня крупные коллекции произведений Ямальских авторов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, пластики малых форм и художественной резьбы по дереву и кости хранят музеи Тюмени, Тобольска, окружной музейно-выставочный комплекс. В его фондах есть даже полотно «Ленин в тундре». И возможно устроить выставку работ художников первой половины двадцатого века, показать динамику мастерства художественного роста ямальцев. Кстати, творческий художественный рост ямальцев в области живописи представлен в альбоме «Север России - двадцать первый век», изданной в 2001 году.

В восемьдесят четвертом году в Салехарде прошла научно-практическая конференция «Проблемы развития культуры и искусства народов Ямальского севера». Проблемы развития декоративно-прикладного искусства обсуждались на конференции 1989 года. На ней отмечалось, что к концу двадцатого века в регионе состоялась своеобразная художественная школа мастеров.

В настоящее время в Российской Федерации и за рубежом хорошо известно творчество художников из коренных малочисленных народов Ямала: Леонида Лара , Игоря Худи , Геннадия Хартаганова , Надежды Талигиной , Антонины Сязи , Виктора Ядне , Евгения Алябы , Михаила Канева и других. Они выставляли свои работы на зарубежных и отечественных выставках, конференциях, симпозиумах по проблемам развития этнического искусства.

В окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского , в Арт-центре проходят региональные выставки художников и мастеров. Они показывают искусство резьбы по кости, составления орнамента, другие виды традиционного декоративно-прикладного искусства коренных народов Ямала. С 2004 года проходят окружные фестивали парковой скульптуры, где приняли участие художники из всех районов округа.

Художественные ремесла, как самодеятельное народное творчество, развивает население в местах традиционного бытования. В оленеводческих районах - Приуральском, Ямальском, Тазовском и Надымском - распространены резьба по кости и дереву, художественная обработка меха и ровдуги - кожи, шитьё из сукна. В лесотундре - Красноселькупском и Шурышкарском районах - широкое применение находит береста. Из неё делают предметы домашнего обихода, утварь для сбора и хранения дикоросов, рыбы, предметы декора. В Пуровском районе бытует плетение из корневатика, изготовление изделий из шкурок мелких пушных зверей - белки, горностая. В районах распространено плетение из бисера, орнаменталистика из меха оленя, сукна, изготовление традиционной одежды как предмета декоративно-прикладного искусства.

Искусству орнамента коренных народов Ямала посвящена обширная литература. В ней существует три гипотезы происхождения орнамента: биологическая; магически-религиозная и сугубо техническая Вероятно, во всех существует доля истины. Так, женская ягушка, отороченная орнаментом, создается годами и через орнамент очень многое говорит о своей хозяйке.

Определяющими считают три функции орнамента: коммуникативную; магически-религиозную и эстетическую. Исследованию орнаменталистики посвящены работы Надежды Лукиной из Томска, Тататьяны Молдановой из Ханты-Мансийска, Антонины Сязи из Салехарда.

С начала девяностых годов прошлого века искусство орнамента получает новое наполнение в среде городских жителей из числа коренного населения. Традиционная одежда коренного населения не приспособлена к условиям города, поэтому в городскую одежду включают элементы национальной, в первую очередь - элементы орнамента. Такие детали сразу говорят об этнической принадлежности владельца костюма. Наиболее активно детали национальной одежды, орнаментов используют женщины через форму покроя верхней одежды, через украшение орнаментом. Нередко встречаются дамские шубки по стилю созвучные с ягушками, отороченные орнаментом. Часто современные дамские сумочки, косметички, сумочки для мобильных телефонов украшают элементами орнамента. Элементы традиционной одежды, особенно орнамента, становятся престижными символами этнической принадлежности и дают вторую жизнь древнему искусству орнамента.

Крупный вклад в развитие декоративно-прикладного и художественного творчества народов Севера вносят окружной центр национальных культур, окружной дом ремесел, окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. Выставки по национальным сувенирам и народному творчеству ямальцев проходят в Тазовском, Ямальском, Пуровском, Шурышкарском районах, в городах Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Тарко-Сале, они стали традиционными в Салехарде. Художественные изделия ямальских мастеров экспонируют на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, за рубежом. Художественное творчество северян повышает свой уровень и притягивает поклонников, говоря им о народах севера.

По статистике в ЯНАО проживает порядка 42 тысяч представителей коренных народов. Это 8% от всего населения автономного округа. Наиболее многочисленная народность ненцы – почти 30 тысяч человек, ханты – 9,5 тысяч и селькупы – около 2 тысяч человек. Порядка 40% представителей коренных народов Ямала ведут традиционный кочевой образ жизни, это 16,5 тысяч человек.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека стороннего. Ненецкая культура сегодня воспринимается настолько экзотичной, что не верится, что в век высоких технологий где-то на , а именно так переводится слово "Ямал" с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.

В стойбищах древние традиции предков бережно хранятся. Гостей и сейчас встретят в любом чуме по всем правилам ненецкого гостеприимства. О них «Комсомольской правде – Ямал» рассказали специалисты Ямало-Ненецкого окружного МВК имени И.С. Шемановского.

1. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы и в каждом из них по правилам гостеприимства принять угощение. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

2. Заходят в чум, взяв одной рукой за края покрытия чума и, повернувшись через левое или правое плечо (смотря в какую сторону «дверь» открывается), той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Стучать или предварительно кричать «Есть кто в чуме?» не принято. По дыму из трубы, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери это можно самим определить.

3. Хозяйка обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. На высоком столе «норам» располагают кухонную утварь.

4. Хозяин чума, увидев вашу пустую чашку, будет вам подливать чай до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх дном.

5. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу – ближе к свежему воздуху, подальше от копоти.

6 . По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в иных случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

7. Ненцы угостят строганиной, а могут и «разбить рыбу» резким ударом о стол. «Колотушка» - это та же замороженная рыба, например, муксун или омуль. Осколки рассыпавшейся, как хрустальная ваза, рыбы выкладывает на блюдо, но для обычных приемов пищи. Для гостей и по праздникам чаще готовят строганину.

8. У ненцев за столом нельзя петь. Примета гласит: «все пропоешь».

9. Помогать хозяйке убирать со стола, мыть или вытирать посуду не стоит. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

10. Не принято у ненцев уходить раньше окончания трапезы. Если гости торопятся, хозяйка чума должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

11. Построить дом – женская забота. За возведение домов у ненцев отвечает исключительно «слабый пол». Они же бывают и собственниками чумов, которые обычно получают в приданое от своих родителей. Тундровую ненецкую семью называют мяд тер («мя» - чум по-ненецки) – что в буквальном переводе, означает «содержимое чума» - домочадцы.

12. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир. Когда чум разбирали и поднимали очажный лист, то на этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о том, что здесь стоял чум. Второй раз на это же пятно класть очажный лист не разрешается, считается, что это поранит землю.

13. Территорию после себя кочевники обязательно очищают, а мусор сжигают. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. Под ним, как считалось, злой дух может погубить человека.

14. Дети в тундре играют клювами птиц. Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва - женщины, а из гусиного - мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков - оленьи рога. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

15. Только хозяйка может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

16. Ненецкие запреты («хэвы ») очень строги. Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой (особенно бить по ней палками). Нарушение строго каралось осуждением сородичей. В народных пословицах и поговорках была заложена воспитывающая мудрость: «На охоте знай меру», «Яйца в гнезде руками не трогай - птица оставит их навсегда», «Руку на оленя никогда не поднимай», «За жизнь свою сам держись – никто за тебя этого не сделает».


17. Ненцы едят рога. Летом у оленей отрастают молодые, покрытые мехом рога. Они называются пантами и считаются деликатесом. Нечаянно обломанные в оленьей толчее или аккуратно срезанные, молодые рога сначала опаливают над огнем, потом скоблят и снимают с костяной части лакомый слой кожи.

18. Ненцы не едят грибы, потому что они считаются едой оленя.

19. Во время каслания перерыв для утоления жажды и питания оленей делается в среднем через 25 км, летом, через каждые 5 км.

20. В тундре хозяева стараются не отпускать гостя без подарка. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам - чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку, кусочек бобрового меха. Детям - игрушки или вещи ровесника.