Винсент ван гог печаль будет длиться вечно. «Печаль будет длиться вечно

Жизнь, смерть и творчество Винсента Ван Гога изучены достаточно хорошо. О великом голландце написаны десятки книг и монографий, защищены сотни диссертации и снято несколько фильмов. Несмотря на это, исследователи постоянно находят новые факты из жизни художника. Недавно исследователи поставили под сомнение каноническую версию о самоубийстве гения и выдвинули свою версию.

Исследователи биографии Ван Гога Стивен Найфи (Steven Naifeh) и Грегори Уайт Смит (Gregory White Smith), считают, что художник не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой несчастного случая. К такому выводу ученые пришли после того, как провели масштабную поисковую работу и изучили множество документов и воспоминаний очевидцев и друзей художника.


Грегори Уайт Смит и Стиве Найфи

Свою работу Найфи и Уайт Смит оформили в виде книги, получившей название «Ван Гог. Жизнь». Работа над новой биографией нидерландского художника заняла более 10 лет, несмотря на то, что ученым активно помогали 20 исследователей и переводчиков.


В Овер-сюр-Уаз бережно хранят память о художнике

Известно, что смерть настигла Ван Гога в гостинице небольшого города Овер-сюр-Уаз, расположенного в 30 км от Парижа. Считалось, что 27 июля 1890 года художник отправился на прогулку по живописным окрестностям, в ходе которой выстрелил себе в область сердца. Пуля не достигла цели и прошла ниже, поэтому ранение оказалось хоть и тяжелым, но не привело к немедленной смерти.

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом и солнцем». Сен-Реми, сентябрь 1889

Раненный Ван Гог вернулся в свой номер, куда владелец гостиницы вызвал врача. На следующий день в Овер-сюр-Уаз приехал Тео, брат художника, на руках которого тот скончался 29 июля 1890 года, в 1.30 ночи, спустя 29 часов после рокового выстрела. Последними словами, которые произнес Ван Гог, была фраза «La tristesse durera toujours» (Печаль будет длиться вечно).


Овер-сюр-Уаз. Таверна «Раву» на втором этаже которого скончался великий голландец

Но согласно исследованиям Стивен Найфи, Ван Гог отправился на прогулку по пшеничным полям на окраинах Овер-сюр-Уаз вовсе не для того, чтобы свести счеты с жизнью.

«Люди, которые были с ним знакомы, считали, что его случайно убила пара местных подростков, но он решил их защитить и взял вину на себя».

Так считает Найфи, ссылаясь на многочисленные упоминания этой странной истории очевидцами. Было ли у художника оружие? Вероятнее всего было, так как Винсент однажды приобрел револьвер для отпугивания стай птиц, часто мешавших ему рисовать с натуры на природе. Но при этом никто не может с уверенностью сказать, брал ли Ван Гог оружие с собой в тот день.


Крошечная каморка, в которой провел последние дни Винсент Ван Гог, в 1890 году и сейчас

Впервые версию о неосторожном убийстве выдвинул еще в 1930 году Джон Ренвальд, известный исследователь биографии живописца. Ренвальд посетил город Овер-сюр-Уаз и поговорил с несколькими жителями, которые еще помнили трагический случай.

Также Джон смог получить доступ к медицинским записям доктора, осматривавшего раненого в его номере. Согласно описанию раны, пуля вошла в брюшную полость в верхней части по траектории, близкой к касательной, что совсем не характерно для случаев, когда человек стреляет в себя сам.

Могилы Винсента и его брата Тео, пережившего художника всего на полгода

Стивен Найфи в книге выдвигает очень убедительную версию происшедшего, в которой виновниками смерти гения стали его юные знакомые.

«Было известно, что эти двое подростков в то время дня часто ходили выпивать с Винсентом. У одного из них был ковбойский костюм и неисправный пистолет, с которым он играл в ковбоя».

Ученый считает, что неосторожное обращение с оружием, еще и неисправным, привело к непроизвольному выстрелу, которым и был смертельно ранен в живот Ван Гог. Вряд ли подростки хотели смерти своего старшего друга — скорее всего, произошло убийство по неосторожности. Благородный художник, не желая ломать жизнь юношам, взял вину на себя, а парням велел помалкивать.

Человек испытывает потребность в немалом - в бесконечности и чуде - и правильно поступает, когда не довольствуется меньшим и не чувствует себя в мире как дома, пока эта потребность не удовлетворена

Винсент Ван Гог

За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром...


«Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».

Неизвестно кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. В этой жизни от родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии. При крещении ему было дано имя Винсент Виллем в честь его дедушки, а приставка Гог, возможно, идет от названия маленького городка Гог, что стоял у дремучего леса по соседству с границей... Его отец, Теодор Ван Гог, был священником, и, кроме Винсента, в семье было еще пятеро детей, но только один из них имел для него огромное значение - младший брат Тео, чья жизнь запутанным и трагическим образом переплелась с жизнью Винсента

По странному стечению обстоятельств, Винсент появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства. Должно быть, это было не очень приятно, кроме того, в семейных бумагах Ван Гогов есть прямое указание на то, что имя мертворожденного предшественника часто упоминалось в присутствии Винсента. Но повлияло ли это каким-то образом на его "чувство вины" или его предполагаемое некоторыми ощущение себя "незаконным узурпатором", остается только строить догадки.Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком.

Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу - с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) - в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства. В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». И уже не поможет перевод в мае 1875 года в центральное отделение в Париже, поддержанный дядей Сентом в надежде, что такая перемена пойдет ему на пользу. Первого апреля 1876 года Винсента окончательно увольняют из парижской художественной фирмы, перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону.


В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу - в Айслворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.



В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Видя нищету и безысходное положение шахтёров и их семей, Винсент отказался от всех удобств и жил подстать шахтёрам. Он спал на полу в полуразвалившейся, почти неотапливаемой лачуге, жил впроголодь, раздавал своё имущество нуждающимся и тратил своё жалованье на лекарства и еду для шахтёров. Руководство церкви было шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтёров и освободило Винсента от миссионерской деятельности за то, что он подрывал достоинство духовенства. Несмотря на распоряжение, Винсент, слабый и больной, всё-таки продолжил миссионерскую деятельность.

В 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).

Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком.

Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы. Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.

«Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал»


В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.


В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).

«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны»



В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам).

«Печаль будет длиться вечно».

Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни.

Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться, и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» - произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. На этих полотнах - где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями - символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, - того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия: именно поэтому его наследие будет воспринято экспрессионистской живописью XX века в ее различных проявлениях.


27-го июля Винсент вышел на прогулку и, уйдя в поле, выстрелил в себя из пистолета. Он сумел вернуться домой поздно вечером, никому не сказав о случившемся. Раненый Винсент был найден в своей постели, после чего был вызван доктор. Изъять пулю не удалось. Вскоре Тео был извещен о происшедшем.Последние часы жизни Винсента были подобны двум последним годам его жизни. Иногда он приходил в себя, иногда забывался вновь. Оставшееся время до смерти Винсент сидел на своей постели и курил трубку. Рядом сидел Тео. Он обнял голову Винсента своими руками. Винсент сказал: “Я хотел бы умереть так”.

Последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).

Жизнь Винсента Ван Гога, как переплетение всевозможных случайностей и событий, покрыта тайнами и слухами. До сих пор ученые спорят о причинах психического расстройства и внезапной смерти великого автора. В его картинах находят скрытые замыслы, а письма к брату открывают суровую правду о нелегкой жизни художника. Судьба была жестока, отпустив Ван Гогу всего 10 лет активной творческой жизни, но и этого короткого срока хватило, чтобы он превратился в мастера с оригинальной манерой живописи. Благодаря постоянному труду, выработанному таланту и собственному неповторимому взгляду на мир, Ван Гог сумел создать настоящие шедевры импрессионизма.
Родился Ван Гог в многодетной семье, получал образование и в школе, и дома. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…» .


Спасаясь от депрессии, Ван Гог обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.


Одна из первых картин - «Едоки картофеля»


В это же время Ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника - представителя гаагской школы живописи Антона Мауве.
Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма - мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж).


В феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства. Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок. В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов.


«Мост через Сену»


Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»


«Папаша Танги»


На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин - около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки»


В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье». Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля - постимпрессионизма.


Несмотря на творческий рост Ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции - в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» - своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах...


"Желтый дом"


«Терраса кафе ночью»


"Красные виноградники в Арле"


25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять самой идеи единого коллективного направления живописи во имя будущего. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».


Автопортрет с отрезанным ухом


В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм.


"Звёздная ночь"


Пейзаж с Оливами


"Пшеничное поле с кипарисами"


Картина «Пейзаж в Овере после дождя» была написана в 1890 году, незадолго до смерти художника. Потом она перешла к его брату Тео.


Картина "Пшеничное поле с воронами" была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до смерти Ван Гога в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины


Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови...
По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).


"Дерево"


Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.

Моя любимая картина у Ван Гога - "Подсолнухи".


«Подсолнухи» (фр. Tournesols) - название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

  • Грусть и разочарование ещё больше, чем распущенность, вредят нам, счастливым обладателям надорванных сердец.
  • Живопись все равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает.
  • В конце концов, человек живет на свете не ради удовольствия, и вовсе не обязательно, чтобы тебе было лучше, чем другим.
  • Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь.
  • Наша земная жизнь похожа на поездку по железной дороге. Едешь быстро и не видишь ни того, что впереди, ни - главное - локомотива.
  • Пусть я получаю удары, нередко совершаю ошибки, часто бываю не прав – все это не так страшно, потому что в основном я все таки прав.
  • Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным.
  • Только опыт и незаметный каждодневный труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное.
  • Если даже мне удастся в жизни поднять голову чуть повыше, я все равно буду делать то же самое - пить с первым встречным и тут же его писать.
  • Самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.
  • Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.
  • Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
  • Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.
  • Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по настоящему одинок.
  • Нам было бы гораздо полезнее не устраивать грандиозных выставок, а обратиться к народу и трудиться во имя того, чтобы в каждом доме висели картины или репродукции.
  • Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.
  • Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.
  • На мой взгляд,я часто,хотя и не каждый день,бываю сказочно богат - не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое,чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
  • И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
  • Христос - единственный из философов, магов и т.д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования.
  • Любопытно все-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам - поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым... Все это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та ее половина, которая заканчивается смертью.
  • Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.
  • Лучше жить в свое удовольствие, чем кончать с собой.
  • Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.
  • Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче.
  • Одиночество достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы.
  • Я перестаю бояться безумия, когда вижу вблизи тех, кто поражен им.
  • Люди на юге хорошие, даже у священника вид порядочного человека.
  • Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка.
  • Изучать и анализировать общество - это побольше, чем читать ему мораль.
  • Разве мы не ищем скорее напряженности мысли, чем уравновешенности мазка?
  • Единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым.
  • Стимул, искра огня, которая нам нужна, - это любовь, и не обязательно любовь духовная.
  • Книга – это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство.
  • Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, и они существуют, и это самое главное.
  • Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов - они ведь всегда правы?
  • То, чему учишься на личном опыте, дается не так быстро, но зато глубже запечатлевается в мозгу.
  • Моя любовь не соткана из лунного света и роз, а бывает иногда прозаичной, как утро в понедельник.
  • В жизни всегда полезно выглядеть немножко дураком: мне ведь нужно выиграть время,чтобы учиться.
  • Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд.
  • Искусство долго, а жизнь коротка, и нам надо набраться терпения, если мы хотим подороже продать свою шкуру.


Винсент Ван Гог: "Печаль будет длиться вечно"



30 марта 1853 года, 160 лет назад, родился художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог

Автопортрет, 1889 год.

Винсент Ван Гог прожил 37 лет, из которых писал только последние десять. Унылое детство, юность, посвященная службе в арт-дилерской фирме собственного дяди,- работа, не приносившая ни достатка, ни удовольствия. Потом внезапный порыв к христианству в форме евангельского служения ближнему, испугавший его родню своей крайностью.

Только после этого он обратился к живописи, затем, после нескольких лет первых опытов, уехал во Францию. Хрестоматийная богемная жизнь, безденежье, абсент, беспутство, прогрессирующее сумасшествие, суицид. И посмертная слава, настигшая его уже в начале ХХ века

Домашние отзывались о Винсенте как о своенравном, трудном и нудном ребенке. Вне семьи, напротив, он был тихим и задумчивым. Сам художник о своем детстве говорил так: "Мое детство было мрачным, холодным и пустым…"

Ван Гог в возрасте 18 лет.

В 1869-1876 годах Винсент работал в фирмe Goupil & Cie, благодаря чему познакомился с произведениями искусства. Он начал разбираться в живописи и ценить ее. Позже, движимый состраданием к людям, он решил стать священником. Однако к 80-м годам он увлекся искусством

Картина "Едоки картофеля" (1885 год).


"В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду", - говорил художник о своей картине

«Башмаки» 1886

В 1880-х Ван Гог обратился к искусству. В тот период он увлеченно рисовал шахтеров, крестьян, ремесленников. Картины были написаны в темной гамме, что было следствием болезненного восприятия людских страданий и подавленности. Картина «Башмаки» (1886 год). Один его друг вспоминал, как Ван Гог купил эти башмаки:

    "На блошином рынке он купил пару старых, больших, неуклюжих башмаков - башмаков какого-то работяги - но чистых и заново начищенных. Как-то днем, когда шел сильный дождь, он надел их и направился на прогулку вдоль старой городской стены. И вот, залепленные грязью, они стали гораздо более интересными"

"Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик""

В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, изучал живопись. В этот период палитра Ван Гога стала светлой. "Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик" (1887). Художник жил в этой квартире с братом Тео. Брат говорил о квартире так: "Самое замечательное в нашей квартире это то, что прямо из окон открывается исключительный вид на весь город и на холмы Медон, Ст. Клауд и другие, а также на небо, которое кажется таким же огромным, как если бы залезть на дюны. С постоянно меняющимся небом вид из окна представляется сюжетом для великого множества работ, и кто бы это не увидел, согласился бы со мной в том, что об этом можно слагать стихи"

"Кресло Гогена"

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль. Его картины теперь это, то сияющие солнечными красками пейзажи, то зловещие, напоминающих ночной кошмар образы. Картина "Кресло Гонена" (1888). Поль Гоген был другом Ван Гога. Этот картиной художник хотел показать, что именно такие пустые стулья часто служат персонификацией владельцев

"Звездная ночь"

"Звездная ночь" написана в 1889 году. Ван Гог хотел изобразить звездную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир. После окончания работы над картиной он написал брату Тео:

    "Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды"

"Красные виноградники" 1888

Картина написана во время жизни Ван Гога в городке Арль на юге Франции. В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео:

    "Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник - красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним - зеленое небо, вокруг - фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней - желтые отблески заката"

"Пшеничное поле с воронами"

За неделю до смерти Винсент Ван Гог завершил работу над своей последней картиной "Пшеничное поле с воронами" (1890). Злоупотребление абсентом и напряженная работа художника привели к расстройству психики. Он проходил лечение в нескольких клиниках для душевнобольных. 27 июля 1890 года Ван Гог вышел на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца. Умер он 29 июля от потери крови. По словам близких, последними словами художника были: "La tristesse durera toujours" ("Печаль будет длиться вечно")

"Портрет доктора Гаше", 1890.

Картина была написана художником незадолго до его смерти. Доктор Поль Гаше следил за здоровьем Ван Гога. На картине он изображен с веточкой наперстянки (из которой готовил лекарства). Полотно было продано на аукционе Christie’s 15 мая 1990 года за $82,5 млн, в результате чего это произведение возглавляло список самых дорогих картин на протяжении следующих 15 лет.

"Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой"

Был продан в конце 1990-х годов за $80-90 млн. Когда художник и друг Ван Гога Поль Гоген гостил в Арле (юг Франции), между ними произошла ссора, из-за творческих разногласий. Разгневанный Ван Гог швырнул в голову друга стакан, из-за чего Гонен пригрозил отъездом. Расстроенный Ван Гог в припадке отрезал себе ухо