Что такое речитатив в музыке? Проект сергея ходнева Что такое хоровой речитатив.

Что такое речитатив? Понятие это вызывает массу вопросов. Вот лишь некоторые из них. Насколько часто мы слышим его? Устарел ли он или, наоборот, переживает пик популярности? Рэп - речитатив или нет? Бывает ли проза речитативом?

Речитатив: определение

"Речитатив" - это оперный термин. Так называют речь в музыке. Признанная итальянская оперная школа проводит его от слова recitare , что значит "читать вслух" или "декламировать". Конечно, декламация в музыке не та, что в лекционной аудитории. Идущая фоном или, скорее, канвой, музыка диктует свои законы.

Ритм, паузы, ускорение или замедление темпа - все это держит исполнителя в своих рамках. Поэтому речитатив, для зрителя кажущийся очень легким в исполнении, может быть трудным на сцене.

Известные оперные мастера, виртуозно владеющие искусством речитатива, очень уважительно к нему относятся. Именно он может передать чувства там, где пение не даст нужного накала страстей.

Певец не властен над свободным интонированием речи, как, например, драматический актер. Речитатив определен нотами, как ария. Его не пропевают, но это не дает права считать его обычной речью. Это вокальная музыка.

Музыкальные справочники характеризуют речитатив как вокальную музыкальную форму, в которой отсутствует тематическая повторность.

Возникновение речитатива

В античной трагедии широко применялось искусство напевной декламации. И в первых операх речитатив занимал основное место, чередуясь с мелодичными хоровыми или сольными участками либретто, и нередко достигал немалой драматической выразительности, пример тому творения К. Монтеверди.

Музыкальный термин для обозначения певучего речитатива - recitare cantando - Марко да Гальяно вводит в своей опере "Дафна". Это доказывает, что декламирование в музыке отличается от классического, в риторике.

Со временем происходит обособление мелодии и декламации, объединённых прежде в первых оперных начинаниях. Основной музыкальный момент теперь сосредоточивается в ариях, которые в драматическом отношении статичны. А функцией речитатива становятся действия в диалоге, активное сценическое движение героя или повествование.

Виды речитатива

Различные виды этого искусства декламации используются в опере, оратории и кантате. С 17-го века, с легкой руки композиторов неаполитанской школы, он делится на два направления: secco (сухой) и accompagnato (аккомпанированный):

  • Первый, его еще называют говорком, исполнялся под аккорды клавесина, или, по-итальянски, чембало. Свободный ритм его обозначался равными тактами в коротком диапазоне. Итальянская исполнительная манера свидетельствует о том, что говорок мог обретать на сцене живую выразительность речи. Как пример, опера-буфф сохраняет его до 19 века.
  • Второй вид речитатива - с жестко фиксированным ритмом, более широким диапазоном интонаций и в исполнении оркестра. Он часто идет перед арией, дополняя ее и выполняя функцию монолога в драме, поскольку статичность арии не позволяет передать палитру чувств героя.

Дальнейшее развитие этого оригинального вида вокала определили великие композиторы Глюк и Моцарт. Глюк сглаживает различия между вышеназванными видами. Более того, secco теперь идет в сопровождении оркестра, иногда превращаясь в ариозо.

Существует и третий вид речитатива, который назван размеренным (atempo ).

В 19-м веке опера постепенно вырастает в музыкальную драму, а отдельные арии приобретают характеристику сквозного развития. Встречается уже не моноречетатив, его исполняет ансамбль.

Что такое речитатив в музыке: определение

Обретя целых три разновидности, речитатив усложняет задачу классификации. Еще предстоит решить нотацию, то есть запись его на нотном стане. Венская школа вводит обозначение интонаций речитатива крестиками, обозначающими длительность и высоту.

Выдающиеся умы определили, что такое речитатив в музыке:

  • Сухой secco имеет размер 4/4 и сопровождение в виде стаккато. Этим выделяются смысловые акценты речи. Преимущество взятия аккордов в партитуре отдается там, где возникает естественная пауза в либретто. Тут имеет место и маленькое музыкальное украшение, фигура, фраза. В основном, содержание маломелодическое. Правило secco : 1 слог - 1 нота.

  • Другое дело accompagnato , где 1 слог равен нескольким нотам. Аккомпанемент содержит фигуру, эмоционален и мелодичен. Тоже не стеснен формой. Допускается его уход в другую тональность.
  • Ариозо имеет округленность и законченность, но лишено коленного склада.

Практикуется и смешивание всех трех видов, когда один переходит в другой. Допустима и проза, но совершеннее выглядит белый стих.

Опера

Итальянцы считают оперу национальным искусством. Тито Гобби, знаменитый баритон, так объяснял, что такое речитатив: «Это не пауза между двумя ариями, не передышка певца. Если произносить его размеренно, получится эффект мысли, рождающей слова». Он большое значение он придавал именно драматическому оттенку речитатива: «Важны не слова, а смысл, идущий от подсознания».

Луиджи Лаблаш, великий бас, называет речитатив драматическим разговором, выраженным музыкой. Даже характер лица важен, считал он: «Иначе придается противоположный смысл. Нельзя одно и то же слово произносить одинаково и Отелло, и Фигаро».

Мюзикл

Все виды классических вокальных приемов сублимировал мюзикл. Он показал, что такое речитатив как выразительное средство. Особенно это видно по культовому мюзиклу «Иисус Христос - суперзвезда», где драматические эпизоды просто отсутствуют. Все либретто - вокал и речитатив.

Это даже превзошло моцартовские зингшпили, такие как «Волшебная флейта». В то время оперой считалось произведение лишь итальянского языка. Моцарт писал на немецком, и это было новаторством. К тому же он заменил говорок под клавесин разговорными речами, занимающими половину спектакля. За это не сразу его произведения вошли к классику оперы, а поначалу назывались музыкальными спектаклями.

Не потому ли появился термин «рок-опера»? Как будто не совсем классика, просто похоже. Но время ставит все на свои места. Все реже употребляется эта приставка. Это и естественно - жанры развиваются, удачные решения становятся классическими.

История

С древности, с возникновения языка, читать речитативом было естественно для людей. Многие обрядовые мантры имеют этот рисунок речи. Игровые песнопения, былинные сказания, печальные песни плакальщиц - все это укладывается в современное понятие речитатива.

До изобретения музыкальных инструментов, которые могли дать сильные мелодичные звуки, в аккомпанементе присутствуют ритмичные звуки примитивных ударных. Шаманское песнопение эскимоса в этом отношении схоже с победными песнями африканского континента.

Интересно, что языковые и интонационные особенности отложили свой отпечаток на стиль исполнения. Протяжность более характерна для тех языков, где больше гласных. А языки, использующие широкий звуковой диапазон, привнесли в народные традиции тремоло и синкопу.

Античная драма и допесенное вокальное исполнение, видимо, и составили речитатив. Особое внимание заслуживает его поэтика.

Подтверждает это и быстро завоевавший мир, стиль рэп. Возникнув в древности как искусство, он перешел в язык общения, спора, языкового соревнования оппонентов. Современность добавила ему музыкальное сопровождение, и сейчас этот стиль уверенно развивается, показывая, что такое речитатив в музыке.

Рэп

Коротко говоря, рэп (от английского rap , или «бить словом») - это чтение песни речитативом. Позже сформировалось понятие "открытой манеры разговора".Русский рэп сокращает это определение, называя лаконично «читка». Она требует умения виртуозного владения техникой декламации, чтобы на такты ложился ритмический рисунок. Это тем более сложнее, чем беднее музыкальное сопровождение, ведь ритмика речитатива должна совпадать с музыкальными фразами.

Кто может исполнить речитатив

Известная пародия А. Пушного о московском метро дает представление о том, кто может исполнить речитатив. Достаточно хорошая артикуляция и чувство ритма - вот необходимые навыки.

Думать, что можно прочитать любой текст стилем рэп, неверно. Это все-таки музыкальный стиль, он требует от текста ритмичности, ударение должно быть там, где музыкальная фраза имеет свой акцент.

Есть одаренные люди, которые могут чувствовать ритм декламационный и музыкальный и обладают хорошей природной артикуляцией. Такие самоцветы, даже не имея поначалу музыкального образования, способны завоевать внимание слушателей. Примером служит известный подростковый рэпер MC Bentley, больной ДЦП мальчик. Его тексты не содержат ненормативной лексики, позитивны и легко запоминаются. Мальчишеский еще голос придает им ранимость. Неподвластность таланта болезни вызывает уважение.

Еще один русский рэпер, DJ Elf Shaki, создает профессиональные композиции о добром и вечном. Его песня «Бог небес и земли» не имеет ничего общего с грязными песнями еще пока, увы, большинства музыкантов этого стиля.

Стиль рэп развивается у нас на глазах. В отличие от речитатива классического, который шел к своему современному виду в течение двухсот лет, его прогресс стремителен. Будем ждать его появления на академической сцене в составе мюзиклов.

итал. recitativo, от recitare - декламировать; франц. recitatif, нем. Rezitativ, англ. recitative

Род вокальной музыки, основанный на стремлении приблизиться к естественной речи. Однако это неизбежно носит условный характер, т. к. свободное интонирование речи не может быть точно воспроизведено в системе фиксированного муз. строя и регулярного ритма (см. Интонация). Основные интонации речитатива являются муз. аналогией наиболее характерных и устойчивых речевых интонаций (напр., вопроса, восклицания, обращения и пр.). Подобно своим речевым прообразам, они сочетают в себе черты типовые и индивидуальные, отражая не только общий характер речевого высказывания, но часто и очень тонкие эмоц. оттенки. Фразировка и ритмика Р. определяются синтаксич. структурой текста и распределением речевых акцентов. Тематич. повторность, симметрия не характерны для Р. Истоки Р. уходят в глубь времён: в муз.-речевые жанры нар. искусства (напр., эпич. песни разл. народов) и в древнейшие жанры проф. иск-ва (напр., литургич. псалмодия).

Р. в собств. смысле слова возник в связи с рождением оперы и близких к ней монодич. жанров. Новый род вок. музыки мыслился его создателями - деятелями Флорентийской камераты - как возрождение напевной декламации антич. трагедии. В ранних операх Р., чередуясь с более напевными хоровыми или сольными эпизодами, занимал осн. место, иногда достигая большой драматич. выразительности (К. Монтеверди). Декламационность в Р. не противопоставлялась напевности, что отражено в термине recitare cantando (напевно декламировать), применённом Марко да Гальяно в предисловии к опере "Дафна". Сопровождение Р. записывалось в виде basso continuo (см. 1-й пример).

Мелодич. и декламационное начала, объединённые в ранних образцах Р., с течением времени обособились: каждое стало выполнять в опере свои функции. Осн. муз. содержание сосредоточилось в ариях, выражающих чувства героя, но статичных в драматич. отношении. Развитие действия в диалоге или повествование о к.-л. событиях стало функцией Р.

Дж. Пери. "Эвридика", пролог.

В конце 17 в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы сформировались два типа Р. Первый, исполнявшийся "говорком", в свободном ритме, поддержанный протянутыми аккордами чембало, получил название secco ("сухой"). Такой Р., схематически записывавшийся равными длительностями и в тесном диапазоне, в сценич. исполнении мог обретать выразительность живой речи (о чём свидетельствует итал. исполнит. традиция). Это особенно ярко проявилось в опере буффа, где тип P. secco сохранился до 19 в. Др. тип Р., с точно фиксированной ритмикой, более выразительный интонационно и исполнявшийся с орк. сопровождением, назывался accompagnato (аккомпанированным). Он часто предварял арию, выполняя вместе с ней ту же функцию, что и монолог в драме. Более свободная по сравнению с арией форма позволяла передать в Р. сложные психологические состояния, борьбу чувств.

Тесная связь Р. с конкретными особенностями языка и интонациями речи обусловила значит. отличия его в отдельных нац. школах. Р. ранних франц. опер (Ж. Б. Люлли) формировался под влиянием структуры франц. силлабич. стиха и речевой манеры франц. классицистской трагедии. Р. в кантатно-ораториальных соч. И. С. Баха (особенно в "Страстях по Иоанну") намного опережает оперу своего времени интонац. разнообразием, драматизмом, реалистичностью. Большое внимание Р. уделяли два великих оперных реформатора 18 в.: К. В. Глюк и В. А. Моцарт, особенно первый. В его зрелых операх сглаживаются различия между двумя традиц. типами Р. и даже в Р. типа secco сопровождение поручается оркестру. Особо важное место Глюк отводит P. accompagnato, к-рый иногда превращается в ариозо или свободно построенную монологич. сцену с детально разработанной орк. партией, раскрывающей эмоциональный подтекст.


В. А. Моцарт. "Свадьба Фигаро", действие 2-е, No 14 (recitativo secco).

В 19 в. в связи с постепенным перерастанием оперы в муз. драму, а "номерной" композиции - в композицию "сквозного развития" Р. становится существенным муз.-драматургич. элементом. Речитативный принцип проникает в арии и даже в ансамбли. Вок. партии в муз. драмах Р. Вагнера представляют собой мелодизированный Р., свободно переходящий в ариозные эпизоды. Осн. муз. содержание сосредоточено в них в симфонизированной орк. партии. Яркие образцы драматич. Р.-ариозо нередки у Дж. Верди, особенно в поздних операх ("Отелло"). У него же находим и блестящие примеры Р.-"говорка" в лучших традициях оперы буффа ("Фальстаф").


К. В. Глюк. "Армида", действие 5-е, сцена 4-я (recitativo accompagnato).

В зап.-европ. опере кон. 19-20 вв. развиваются гл. обр. вагнеровские принципы муз. декламации. При этом речитативные интонации зачастую гиперболизируются, обретая повышенную экспрессивность (Р. Штраус). С др. стороны, чисто речитативная опора К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" написана в изысканном камерном стиле. В сценич. произв. композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг) наряду с Р. или вытесняя его применяется речевая декламация с уточнённой звуковысотностью и ритмом (Sprechstimme, Sprechgesang). Для записи такого способа интонирования применяется особый род нотации: крестики со штилями (крестик ставится вместо нотной головки и указывает высоту звука, штиль - его длительность).

В рус. музыке особое внимание Р. уделял А. С. Даргомыжский, стремившийся к единству музыки и слова. Его опера "Каменный гость", написанная целиком в речитативном стиле, отличается тонкой индивидуализацией каждой партии и разнообразием декламационных приёмов: от "говорка" до широкого распевания выразит. речевых интонаций. Эту традицию продолжил М. П. Мусоргский, создавший речитативную оперу на прозаич. текст ("Женитьба"). От фиксации отдельных речевых интонаций Мусоргский в дальнейшем переходит к их муз. обобщению, расширяя возможности Р. путём использования элементов нар. муз. речевых жанров (прибаутки, причеты, эпич. сказы) и стремясь к "мелодии, творимой говором человеческим". Элементы нар.-эпич., былинного Р. развивал и Н. А. Римский-Корсаков ("Садко", "Сказание о граде Китеже и деве Февронии"). В операх П. И. Чайковского особенно широко и разнообразно применяется Р.-ариозо, к-рому композитор придавал форму то интимного "речитатива-беседы" (Б. В. Асафьев), то ярко драматического монолога.

В сов. опере особое мастерство в сфере Р. проявлял С. С. Прокофьев, создавая меткие и яркие "интонационные портреты". Не менее характеристичны Р. в операх Д. Д. Шостаковича, к-рому не чужд и метод сатирич. гиперболизации речевых интонаций. В совр. сов. опере наряду с Р. применяются и др., близкие к нему муз.-реч. типы интонирования: Sprechgesang, мело- и ритмодекламация.


П. И. Чайковский. "Мазепа", действие 1-е. No 5.

Р. используется и в камерной вок. музыке, чаще всего в жанре баллады (Ф. Шуберт) или драматизированной песни-сценки (Даргомыжский, Мусоргский). Отдельные элементы речитативной декламации можно встретить в самых певучих, мелодичных произв. Подражание "говорящим" интонациям и свободному ритму Р. используется и в инстр. музыке (фантазия из цикла "Хроматическая фантазия и фуга" Баха, финал 9-й симфонии Бетховена, "Речитатив и романс" во 2-м квартете Шостаковича).

Литература: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Реформатский A., Речь и музыка в пении, в сб.: Вопросы культуры речи, вып. 1, М., 1955; Оголевец A., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; его же, Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Доливо A., Речитативы в вокальном искусстве, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Васина-Гроссман В., Музыка и поэтическое слово, ч. 1, Ритмика, гл. 2, М., 1972; Rоusseau J.-J., Recitatif, в его кн.: Dictionnaire de musique, P., 1768 (рус. пер. в кн.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934, с. 79-81; Rolland R., L"opera au XVII siecle en Italie - Les origines de l"opera allemand - L"opera anglais au XVIIe siecle, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du Conservatoire..., v. 2-3, P., 1913 (рус. пер. - Роллaн P., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, М., 1931).

В. А. Васина-Гроссман

Манера пения, приближающаяся к декламации, отражающая стремление передать человеческую речь. Речитатив возник в ранних образцах опер и мыслился ее создателями как возрождение напевной декламации античной трагедии. Дальнейшее развитие жанра привело к разделению речитативного и мелодического начал.

С появлением "номерного" строения в опере, квинтэссенцией которого стала ария с ее мелодичностью (см. также бельканто), речитатив стал выполнять драматургическую функцию, связанную с развитием действия, в противоположность арии и другим видам ансамблей, в которых сконцентрировалось собственно музыкальное содержание произведения.

В конце 17 в. сложились два типа речитативов: "secco" ("сухой") и "асcompagnato". 1-й представлял собой достаточно свободную декламацию (интонированную речь), сопровождавшуюся аккордами чембало; 2-й - более ритмически и музыкально организованную декламацию в сопровождении оркестра.

В 19 в., когда под воздействием вагнеровской реформы опера стала постепенно превращаться в музыкальную драму, а "номерная система" уступила место сквозному музыкальному развитию, именно такой тип речитатива получил наибольшее распространение.

РЕЧИТАТИВ ( Recitative) - вокальная музыкальная форма, род певучего разговора.

Есть фразы, которые, по избытку чувства, требуют именно речитатива; более развитая музыкальная форма была бы здесь неестественна, речитатив есть речь, доведённая до высшей степени выразительности, благодаря точному, определённому музыкальному ритму, а также точному обозначению подъёма и падения голоса.

По мере того как текст речитатива становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении, речитатив бывает троякого рода :

1) Сухой (Secco); 2) Размеренный (a Tempo); 3) Певучий (А риозное пение ).

Во всех трёх родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение.

Сухой имеет размер в четыре четверти. Аккомпанемент состоит из отрывистых аккордов без фигур и не выражает настроения, а только служит для указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания. Такой речитатив имеет очень мало мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого речитатива неопределённая и находится в полной зависимости от текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. Перемена тональности соответствует перемене мысли в тексте.

Речитатив размеренный (a tempo) бывает в различном счете - 4/4, 3/4 и пр. Во время пения речитатива, не особенно богатого мелодией, аккомпанемент идет сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или исполняемых тремоло. Проведенного мотива, т. е. рисунка, в таком аккомпанементе нет. Форма неопределенная, чередование тональностей произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой речитатив в темп.

Певучий речитатив (ариозное пение) - наиболее развитая форма речитатива. Вокальная партия отличается здесь мелодическим содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более звука. Как и предыдущий, этот речитатив не стеснен модуляционным планом. Форма свободная. Речитатив может оканчиваться в другой тональности и не подчиняется требованиям округленной формы. Музыкальное содержание аккомпанемента, в сравнении с предыдущими речитативом, богаче как в гармоническом, так и в ритмическом отношении; в нём проводится фигура (мотив). Цель аккомпанемента - выражение настроения.

В вокальной музыке часто пользуются смешением трёх промежуточных родов речитатива, переходя от одного к другому. Для всех речитативов может служить текстом проза или белый стих.

рэп, хип-хоп, ритм н блюз

(Hip-hop, Rap, R&b)

Хип-Хоп (англ. Hip-hop ) - молодёжная субкультура , появившаяся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода , танцевальные стили (брейкданс и др.), графическое искусство (граффити ) и свой кинематограф . К началу 1990-х гг. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. В данной статье рассматривается музыка в стиле хип-хоп и общие элементы субкультуры хип-хопа.

Музыка хип-хопа

Характеристика

Несмотря на развитие различных видов артистического самовыражения в культуре хип-хопа, музыка остаётся главным генератором её идеологии. Собственно музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем ; в то же время нередки композиции без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. MC – Microphone Controller или Master of Ceremony ). Приоритетным и наиболее оцениваемым считается искусство рифмы , которую «эм-си» в погоне за новаторством зачастую сочиняют в ущерб смыслу текста, что, в свою очередь, превращает его в запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине , сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (имитация ртом ритма драм-машины). На сцене музыканты часто также сопровождаются танцевальным ансамблем.

В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.

Истоки и развитие музыки хип-хопа

Хип-хоп зародился в негритянской среде Бронкса , района Нью-Йорка , во второй половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями» ), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования : она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си» были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» - т. е. сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960-70-х гг. благодаря зародившейся технике даба .)

Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк , поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1977-78 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.

Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года в США выходит сингл «Rapper"s Delight» в исполнении Sugarhill Gang и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 15-минутной композиции американская публика и СМИ узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни, большинство сходилось во мнении, что это просто музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до записи (парадоксально то, что музыканты группы были не из Бронкса , а вообще из другого штата). Ритм (классическое диско ) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита Chic «Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе 1979 года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си , секс , ёрничество и показное тщеславие.

В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке (в первую очередь, к Kraftwerk и Гари Ньюману , широко сэмплировавшимся), технологические находки которой, вкупе с развившимся «брейкбитом» - ломаным, совершенно новым ритмом, - способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка . Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень. Новаторами ранего хип-хопа были Кёртис Блоу , Африка Бамбата , Grandmaster Flash и Whodini , - именно их записи 1980-84 гг. (относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC , Mantronix , Beastie Boys , каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом, добившимся успеха. При этом стоит упомянуть, что одним из самых ранних примеров белого хип-хопа явились композиции The Clash , особенно их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года , получивший раскрутку на негритянских радиостанциях Нью-Йорка ).

К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала ориентироваться исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэпперов стало разрабатывать различные темы, напр., социально-агрессивные рэпы Public Enemy принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком , кантри и эстрадой, и такие крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи , заведующая наградами «Грэмми» , и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали MC Hammer , Criss Cross и др., адресовавшие свою музыку к более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе. Широкую известность приобрёл вскоре «гангста-рэп» , отражающий криминальный быт негритянских гетто.

В 1990-е гг. сформировалось современное звучание хип-хопа, среди популярных исполнителей того десятилетия можно назвать 2Pac , Dr.Dre , Dogg Pound , Snoop Dogg , Onyx , Wu-Tang Clan , Puff Daddy . В 1998 году известность приобрёл белый рэппер Eminem . С того десятилетия хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («ар-н-би»).

В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.

Эстетика субкультуры

Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры . Эта идеология была построена на антагонизме американской англо-саксонской культуре, поэтому хип-хоп, будучи неотъемлемой частью оригинальной негритянской культуры , скорее всего, будет и дальше развиваться (вопреки прогнозам, что музыка хип-хопа застынет и отомрёт), доказательством чему служат миллионные контракты новых исполнителей рэпа. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода , коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения , танцевальные стили, своё графическое искусство – «граффити» (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, см. фильмы «Парикмахерская» , «Hustle And Flow» ; рэпперы также всё больше начинают становится киноактёрами). Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и негритянской субкультурой становится сложно.

Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки известных брендов (напр. Adidas ), футболки и баскетбольные майки, куртки с капюшонами, лыжные надвинутые на брови шапки, мешковатые штаны (так называемые «трубы»), приспущенные широкие шорты. Причёски короткие, хотя также популярны короткие африканские косички . У самих рэпперов популярностью пользуются массивные золотые украшения (цепочки, медальоны и пр.).

Русский хип-хоп

Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп» .

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейкдансом , хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир , с другой стороны более андерграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов» ) не имели успеха. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance» , «Каста» , «Легальный бизнес» ). В 1999 году глобальное возрождение брейкданса способствовало его повторному оживлению и в России.

Таком как опера, оперетта, мюзикл. Часто без него не обходятся и небольшие музыкальные формы. А бывает, что он полностью вытесняет привычное понимание музыки, становясь во главу музыкального произведения. Что такое речитатив и какую роль он играет в музыке, выясняем в этой статье.

Понятие

Речитатив - это вокальная форма в музыке, не подчинённая ритму и мелодии. Он может звучать с присутствием аккомпанемента или По сути, он звучит как среди общего музыкального обрамления. Чтобы понять, что такое речитатив в музыке, необходимо более подробно разобрать музыкальные произведения, в которых присутствует этот элемент.

Речитатив нельзя отнести к обычной декламации стиха, поскольку в этом отрывке далеко не всегда присутствует рифма. Если рассматривать речитатив как средство выразительности, то именно он зачастую отражает эмоциональное состояние героя и основные переживания, которые невозможно выразить мелодическими приёмами.

Как зарождалась новая форма

Если говорить об истоках, то они уходят глубоко в древность. Эпические и обрядовые песни, народные попевки и потешки зачастую представляли собой не что иное, как речитатив. Профессиональная музыка древности также была богата разговорными моментами. Прежде всего, это относилось к духовной музыке: псалмы, литургии.

Однако само понятие о том, что такое речитатив, родилось с появлением оперного жанра. Первые его проявления представляли собой напевную декламацию. Собственно, ранний речитатив и был призван возродить античную трагедию с её манерой напевной декламации.

Со временем мелодичность утратила своё значение, и к концу 17 века речитатив приобрёл чёткие очертания, прочно укрепившись в вокальной музыке как самостоятельный жанр.

Какими бывают речитативы

Несмотря на то что речитатив не подчиняется общепринятым законам музыки, ритму и мелодии, всё же есть правила, которые позволяют гармонично включать этот жанр в музыкальное произведение.

Если речитативный кусок не имеет рифмы и чёткого ритма, то он считается сухим secco. Он произносится в скудном сопровождении отрывистых аккордов. Аккомпанемент в данном случае служит для усиления драматического эффекта.

Когда речитатив наделяется рифмой или просто чётким ритмом, тогда его называют размеренным a tempo и исполняют в сопровождении оркестра.

Бывает и так, что этот жанр обрамляется мелодической линией. Для того чтобы понять, что такое речитатив в данном случае, следует обратиться к определению музыкальной формы. Речитативное пение попросту может её не иметь. Свободная форма и манера исполнения будут свидетельствовать о наличии певучего речитатива или ариозо.

Где живут речитативы

Наиболее частое применение разговорная форма нашла в классической оперной музыке. Именно вокального жанра открыла неограниченные возможности для развития речитатива. Основным его назначением в опере стало противопоставление общему музыкальному содержанию и создание драматических акцентов. На сцене его может исполнять один вокалист, ансамбль или даже хор.

Большое применение этот жанр нашёл в произведениях И.С.Баха. Особенно ярко он проявился в «Страстях по Иоанну». Надо сказать, в этом смысле И.С.Бах превзошёл всех своих современников. Излюбленным драматургическим приёмом стал речитатив для К.В.Глюка и В.А.Моцарта.

В русской оперной музыке речитатив появился несколько позднее. Наиболее ярко он проявлялся в музыке А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова. П.И.Чайковский особо виртуозно использовал форму ариозо. Что касается советских классиков, то особую лепту в развитие речитатива внесли С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович.

Речитатив: примеры в современной музыке

Помните, в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» главные герои исполняют «Балладу о прокуренном вагоне» А.С.Кочеткова:

Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Если вы думаете, что песни речитативом - это явление, свойственное исключительно классической музыке, попробуйте отыскать их в современности. Для этого достаточно представить себе декламацию стихов или прозы в сопровождении музыки.

Представленный выше речитатив считается сухим, поскольку он не подчиняется инструментальному сопровождению.

Самым ярким примером размеренного речитатива в современности можно считать рэп и хип-хоп. Именно эти направления современной музыки открыли новые грани и возможности речитатива.

Невозможно представить себе без речитативного пения и такой жанр современной музыки, как рок-опера. Как и в классическом оперном варианте, пение время от времени переходит на разговорную речь.

В многообразии и форм может запутаться даже опытный музыкант. Но теперь вы знаете, что такое речитатив, и уж его-то не спутаете ни с чем.

Происхождение музыки теряется во тьме веков, но одно не вызывает сомнений: музыкальная интонация – «родная сестра» интонации речевой. Разумеется, с особой полнотой это «родство» ощущается в музыке вокальной… Впрочем, она тоже может быть разной. Вспомним любую оперу – и мы убедимся, что в ней есть не только арии с эффектными фиоритурами и яркими, запоминающимися мелодиями, которые в принципе можно извлечь из спектакля и исполнять на концерте, но и совсем другие фрагменты, в которых пение максимально приближается к обычной человеческой речи. Такой род вокальной музыки называется речитативом. Что играет в опере более значительную роль – ариозное начало или речитативное – однозначно ответить нельзя. Об этом, пожалуй, можно спорить, но трудно назвать такую оперу, в которой не было бы ни одного речитативного эпизода – а вот оперы, целиком построенные на речитативах, существуют.

Речитативное начало встречается не только в операх, и всё же, говоря о нем, неизбежно приходится говорить об оперном жанре – можно сказать, что речитатив родился вместе с оперой. Конечно, у него были предшественники и в фольклоре, и в христианской богослужебной практике – нараспев декламировались эпические поэмы, читался текст церковной службы – это называется литургической псалмодией. Но литургическая псалмодия была призвана в первую очередь нивелировать эмоции (человеческим страстям не место там, где на первый план выступает Слово Божье), перед речитативом же ставилась задача прямо противоположная – привнести в музыку выразительные оттенки речи. Участники Флорентийской камераты, создавая оперный жанр, были уверены, что возрождают древнегреческую трагедию – и пытались представить себе, как могла выглядеть напевная декламация, свойственная античному театру. В предисловии к самой первой опере – «Дафне» Джакопо Пери – присутствует указание: recitare cantando (декламировать напевно), именно такая «омузыкаленная речь» требовалась от исполнителей. Но все-таки это было ближе к музыке, а не к декламации как таковой: в вокальной партии точно указывалась высота и длительность звуков. Речитатив и вокальная кантилена поначалу не противопоставлялись друг другу, но вскоре между ними произошло «распределение обязанностей»: пение сосредоточилось в ариях – своеобразных «стоп-кадрах», в которых ничего не происходило, но раскрывались чувства героев, речитативы же двигали действие.

К концу XVII столетия в итальянской опере (точнее, в творчестве композиторов неаполитанской школы) уже можно было говорить о двух разновидностях речитатива. Одна из них – речитатив secco (сухой): «говорок» в свободном ритме, где на каждый слог текста приходится один звук. Аккомпанемент, сводящийся к аккордам клавесина, практически не выражает никаких мыслей или эмоций – только помогает певцу держать тональность. С возникновением оперы-buffa именно такой вид речитатива утвердился в ней и просуществовал гораздо дольше, чем в других оперных жанрах. Другая разновидность – речитатив accompagnato (аккомпанированный), более выразительный, с точно фиксированным ритмом и оркестровым сопровождением. Он, как правило, предшествовал арии, его особенности позволяли передать множество эмоциональных оттенков.

Речитативы появлялись не только в операх, но и в других вокальных жанрах – ораториях, пассионах (например, в «Страстях по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха речитативы даже более выразительны, чем во многих операх того времени), но в опере они всегда играли особенно важную роль. Не всегда те разновидности, о которых мы говорили, настолько четко разделялись – например, у речитатив secco часто сопровождался не клавесином, а оркестром. Но все-таки аккомпанированный речитатив играет в его операх более важную роль – на нем строятся развернутые монологические сцены.

0.15-до конца

Границы между ариозностью и речитативом все в большей степени стираются в XIX веке, когда получает распространение концепция оперы – музыкальной драмы. В первую очередь следует вспомнить, конечно, творения Рихарда Вагнера, в которых мелодизированный речитатив свободно «переливается» в ариозные фрагменты. К органичному сочетанию речитативности и ариозности пришел Джузеппе Верди в поздних операх (например, в «Отелло»). А опера «Пеллеас и Мелизанда» полностью построена на речитативе.

Тем же путем следовали в России Александр Сергеевич Даргомыжский, . Почти полностью (за исключением песен Лауры) на речитативе построена опера Даргомыжского «Каменный гость», важную роль играет речитативное начало и в его романсах. В операх и романсах Мусоргского с помощью речитатива блестяще переданы особенности речи разных людей – детей и взрослых, мужчин и женщин, крестьян и горожан, духовных лиц и мирян. Но если Даргомыжский и Мусоргский исходили из выразительности разговорной речи, то Николай Андреевич Римский-Корсаков ориентировался на народно-эпический былинный речитатив, как нельзя лучше соответствовавшей сказочным и легендарным сюжетам.

Речитатив продолжает существовать в опере и камерно-вокальной музыке Новейшего времени, в том числе в виде чисто речитативных опер.

Все права защищены. Копирование запрещено.