"дидактические игры для детей дошкольного возраста". Картотека (старшая группа) на тему: Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников
любовь махина
Картотека игр «Дидактические игры для старшего возраста по развитию мыслительных операций у детей»
Игры и упражнения на выделение признаков предметов
“Узнай птицу по описанию”
“Загадай, мы отгадаем”
“Узнай, кто я”
“Отгадай-ка”
Оборудование. Предметы, игрушки, фишки.
“Узнай птицу по описанию”
Цель. Уточнять и закреплять знание детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
Игровые задания. 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.
Оборудование. Карточки с изображением птиц (снегирь, щегол, овсянка, воробей, ворона, дятел, сова, глухарь, зимородок, загадки о птицах, фишки для награждения.
“Загадай, мы отгадаем”
Цель. В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.
Игровые задания. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус, запах. Водящий по описанию должен узнать растение.
Оборудование. Овощи, фрукты, ягоды, листья (в натуре или в изображении на картинках, фишки для награждения.
“Узнай, кто я”
Цель. В игре закреплять знания о домашних животных, узнавать животных по описанию. Воспитывать желание и умение ухаживать за мелкими домашними животными.
Игровые задания. 1. Воспитатель (ребенок) описывает какое-либо домашнее животное, а дети отгадывают и приносят картинку с его изображением.
2. Загадывание и отгадывание загадок о животных.
Оборудование. Картинки с изображением домашних животных, фишки.
“Отгадай-ка”
Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.
Игровые задания. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке).
Оборудование. Предметы, игрушки, фишки
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Игровое действие. Поиск похожих предметов.
Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.
Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.
Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.
– Чем похожи ложечка и самосвал? – недоумевают дети и смеются. – Конечно, они не похожи. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.
Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Игровые правила. Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.
Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.
Ход игры. Получивший камешек отгадывает загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.
Примеры загадок, придуманных детьми.
Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук.)
Ира. Животные оба проворные. Одно серого цвета, другое – рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк.)
Сережа. Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо. (Трактор и грузовик.)
“Четвертый лишний”
Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив “лишнюю”, т. е. не подходящую к другим, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разнообразными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. п. Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
3. Игры на выделение существенных признаков
“Отвечай быстро”
Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
– Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета. Цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета.
“Вершки-корешки”
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками”. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: “Вершки”, а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.
“Природа и человек”
Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
“Что сделано человеком?” – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: “Что создано природой?”.
“Кто больше назовет предметов?”
Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.
Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру “Кто больше назовет предметов?”.
“Что сделано на заводе (на фабрике?” – спрашивает воспитатель и бросает мяч кому--либо из играющих. “Машины”, – отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.
“Что выращено в колхозе (в совхозе?” – спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница.
В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.
“Что кому нужно?”
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям отдельной профессии. Воспитывать уважение к людям труда.
Игровые задания. Ведущий (воспитатель, ребенок) называет профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.
Оборудование. Карточки с изображением людей разных профессий, фишки для изображения.
4. Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом
“Охотник” (народная игра)
Дидактическая задача.
Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.
Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.
Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.
Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя, на месте, он произносит такие слова: “Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. ”. Здесь он делает шаг вперед и говорит: “. зайцем”; делает второй шаг: “. медведем”;, делает третий шаг: “. волком”; четвертый шаг: “. лисицей”; пятый: “. барсуком. ”. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.
Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.
Примечание. По принципу этой игры можно провести игру “Рыболов”. Рыболов говорит: “Пойду на рыбалку и поймаю. щуку, карая, окуня”.
“Собери урожай”
Дидактическая задача. Развивать навык чтения слов, подводить детей к обобщению и классификации.
Игровые задания. На столе раскладываются карточки с названиями овощей, фруктов, ягод. Один ребенок получает задание собрать в корзину овощи (читает их названия на карточках, другой – фрукты, третий – ягоды, выигрывает тот, кто скорее соберет свои карточки.
Оборудование. Картинки овощей, фруктов, ягод, корзинки.
“Магазин цветов”
Дидактическая задача. Уточнять и закреплять знания названий садовых, полевых, луговых, лесных, комнатных цветов. Обратить внимание на значение цветов в жизни людей: цветы украшают и радуют. Многие цветы лекарственные; отдельные из них используются в парфюмерной промышленности.
Оборудование. Открытки или карточки с изображением цветов, карточки с текстом стихов и загадок, атрибуты для игры “Магазин”, фишки, карточки.
Игровые задания. 1. Продавец магазина выдает цветы (карточки с их изображением) по описанию. 2. Составить один букет (только из одного вида цветов: или полевых, или луговых и др.) и назвать его. За каждый правильный ответ, рассказ, загадку ребенок получает фишку (цветы). У кого больше фишек (цветков, тот выиграл.
Номинация: дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников.
Должность: педагог-психолог
Дидактическая игра «Посмотри и запомни»
(предназначена для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: развитие познавательных психических процессов, используя в качестве стимулирующих средств методы эйдетики.
Задачи:
Образовательные
- Уточнить и закрепить представления детей о цвете, форме предметов окружающего мира.
- Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений предметов, отражать в речи их пространственное расположение (на, рядом, под).
- Упражнять в согласовании слов в предложении.
Развивающие
- Развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, образное мышление.
- Развивать наблюдательность, внимательность.
- Развивать связную речь.
Воспитательные
- Воспитывать выдержку, терпение, доброжелательное отношение к сверстникам.
Материал к игре: демонстрационные карточки с изображением различных сюжетов, вопросы с тремя вариантами ответов к каждой карточке, фишки.
Ход игры
Педагог в течение 30 секунд показывает демонстрационную карточку с изображением какого-либо сюжета, после истечения времени переворачивает карточку и задает вопросы по ее содержанию. Первый, кто правильно ответил на вопрос, получает фишку. Сначала демонстрируются карточки с более простым сюжетом и наименьшим количеством вопросов. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Выигрывает тот, у кого по окончании игры, больше фишек.
Правила игры
- нельзя выкрикивать ответ, нужно поднять руку;
- отвечает тот, кто первый поднял руку;
- нельзя перебивать товарища;
- фишка не дается, если дан неправильный ответ;
- дается полный развернутый ответ на заданный вопрос (например: «Девочка держит в руках куклу»).
Описание опыта работы по использованию игры «Посмотри и запомни»
в деятельности с детьми дошкольного возраста
В игре принимало участие 6 воспитанников подготовительной логопедической группы. Данная игра была предложена детям как сюрпризный момент в ходе коррекционно-развивающего занятия по развитию психологической базы речи. Вместе с детьми на столе обнаружили незнакомый конверт с надписью «Будущим первоклассникам». Выяснили, что конверт пришел по адресу, т.к. они скоро идут в школу. После непродолжительной беседы о том, кто такие первоклассники, какими качествами они должны обладать (должны быть внимательными, усидчивыми, должны запоминать много новой информации и т.д.) предложила открыть конверт и посмотреть его содержимое. В конверте оказалась новая неизвестная игра. Предложила детям поиграть в нее. После прочтения правил игры, ребята охотно включились в игровое действие. Увлеченно рассматривали демонстрационную карточку. После того как время, отведенное на рассмотрение картинки истекло, перевернула ее и стала задавать вопросы по ее содержанию. Так как всем очень хотелось поскорее ответить, дети нарушали правила игры, выкрикивая ответ и забывая поднимать руку.
По ходу игры решались все поставленные задачи в полном объеме. Закреплялись представления детей о форме, цвете предметов окружающего мира. Совершенствовались умения понимать смысл пространственных отношений предметов. Дети использовали в речи предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов (на, рядом, под). Упражнялись в согласовании слов в предложении. Развивались познавательные психические процессы детей. Данная игра способствует формированию выдержки, терпения, доброжелательного отношения к сверстникам, т.к. нужно выслушивать ответы других детей не перебивая, поднимать руку перед ответом, ждать своей очереди, что бы ответить.
Игра длилась до тех пор, пока не были проиграны все карточки, что свидетельствует о проявленном интересе детей к предложенной игре. В конце игры дети посчитали фишки, определили победителя и высказали пожелание поиграть в игру на следующем занятии.
Данную игру можно периодически пополнять новыми демонстрационными карточками, чтобы поддерживать интерес детей.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Главные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы.
С помощью дидактических игр тренингов можно научить ребенка языку чувств, умению понимать состояние, оттенки настроений, переживаний - не только собственных, но и других людей. Эти игры учат не только понимать, но и выражать эмоциональное состояние через слово, мимику, пантомимику.
Они способствуют включению ребенка в жизнь общества, в систему отношений со с сверстниками и взрослыми. В процессе игры дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение, симпатию, доброжелательность, делать комплименты, оказывать любезность, находить выход из критических ситуаций.
Эти дидактические игры тренинги предназначены для детей 5-6 лет. Играть в них можно везде и с разным количеством участников. Длительность игры зависит от интереса детей к ней. Главное - создать атмосферу свободы, радости, сотворчества и содружества, общаться с ребенком на принципах глубокой духовности и гуманизма.
«Кинопробы».
Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Оборудование: «кинокамера» для «оператора».
Ход игры тренинга
Ребенок - «режиссер» фильма - приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку… Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль.
Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы.
При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.
«Смак».
Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон.
Ход игры
После чтения произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок - Айболит, остальные дети - больные звери. Они, изображая разных животных, плачут, держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой, болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить по голове, щеке, плечу и т. д.). Зверушки поправляются и пляшут вместе с доктором Айболитом.
Виктория Дмитриева
Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.
Применяются в образовательной области «Коммуникация».
Способствуют:
обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа);
пополнению и расширению словарного запаса;
развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении);
развитию слоговой структуры слова;
развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.
Все игры можно легко выполнить своими руками.
Дидактическая игра "Посчитай- ка"
Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.
Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.
Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.
Дидактическая игра "Чего не ста ло"
Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа
единственного числа
Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.
Ход игры:
Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.
Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.
Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.
Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.
Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.
Дидактическая игра "Звуковые ча сы"
Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова
Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.
Ход игры:
Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.
Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова).
Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.
Дидактическая игра «Волшебный шк аф»
Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах
Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.
Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.
Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.