Фагот музыкальный инструмент. Фаготы В каком регистре звучит фагот

итал. fagotto, букв. - узел, связка; нем. Fagott, франц. basson, англ. bassoon

Духовой язычковый музыкальный инструмент. Появился в 20-30-х гг. 16 в. в результате реконструкции старинной бомбарды (поммера). Состоит из ствола, раструба и эса. Ствол - в форме лат. буквы U (как бы сложен пополам) и имеет 3 колена: басовая труба, "сапожок" (имеет 2 канала; в нём находится обратный ход трубки Ф.) и флигель (крыло). Благодаря изменению конструкции исчезли свойственные поммеру и др. предшественникам Ф. сила и грубость звучания, что отразилось в назв. инструмента (в 16 в. - дольчиан, дульциан - dolcian, dulcian; от итал. dolce - нежный, сладкий). Ф. изготовляется из клёна (в прошлом делался из бука, самшита, явора или пальмового дерева), ныне иногда делается из пластмассы. Звук извлекается при помощи камышовой двойной трости, надеваемой на эс. Канал (длина более 2,5 м) имеет пологоконическое; расширяющееся к раструбу сверление. Звуковые отверстия (25-30) б. ч. прикрыты клапанами, лишь 5-6 из них открытые, закрываются пальцами. Имеет спец. клапаны для облегчения передуваний. Почти повсеместно (кроме франц. оркестров) используются Ф. с клапанным механизмом нем. системы. Такой Ф. создан в 1834 нем. мастером И. А. Хеккелем и фаготистом К. Альменредером (фирма "Хеккель", осн. в 1831, существует и ныне). Ф. их конструкции - с 24 клапанами и 5 открытыми отверстиями. Ф. изготовляется in С., в партитурах записывается в действит. звучании, диапазон - В1 (иногда А1 напр. в "Кольце нибелунга" Р. Вагнера) - e2 (g 2). У совр. Ф. тембр сочный и полный в нижнем (B1 - G) и менее плотный в среднем (G - g) регистрах; высокий регистр (g - с2) обладает певучестью. Своеобразие тембра в высоком регистре придаёт звучанию особую выразительность, оно приближается к жалобным интонациям человеческого голоса (напр., в балете "Весна священная" Стравинского); высший регистр (с2 - е2) сдавлен и очень напряжён. Технич. и художеств. возможности Ф. велики и разнообразны - от виртуозных стаккатных и легатных пассажей, различных скачков до нежной кантилены. Ф. используется главным образом в симф. оркестре (постоянным его участником стал с кон. 17 в.; в совр. симф. оркестре два-три, редко четыре Ф.; иногда 4-й Ф. меняется во время исполнения на контрафагот), часто используется в камерных, дух. и эстр. оркестрах, а также в ансамблях и соло (концерты для Ф. с оркестром написали А. Вивальди, И. К. Бах, В. А. Моцарт, К. М. Вебер, И. Пауэр, а также Л. К. Книппер, Б. В. Савельев и др.). Партия Ф. нотируется в басовом, теноровом, скрипичном (редко) ключах и (как исключение) в альтовом (в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова).

В России Ф. известен с кон. 17 - нач. 18 вв. Ф. широко использовался в качестве солирующего инструмента в рус. классич. музыке, напр. М. И. Глинкой ("Руслан и Людмила", испан. увертюра для оркестра "Арагонская хота"), Н. А. Римским-Корсаковым (оперы "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.).

Из многочисл. разновидностей Ф., появлявшихся в 16-19 вв., были распространены разл. типы малых Ф., в т. ч. фаготтино (итал. fagottino), звучащий октавой выше Ф., теноровый Ф. in G (реже in F; диапазон G - f1), применяющийся гл. обр. для обучения игре на Ф., и рус. Ф. (диапазон G (F, E) - g1), сходный с серпентом (отличался металлич. котлообразным мундштуком), использовавшийся в воен. оркестрах. В России такие Ф. бытовали под назв. пехотных и драгунских басов, производились в 1744-59 на фабрике Е. Т. Мецненинова, изготовлялись из самшита (мастер Я. И. Рогов). В совр. практике сохранился контрафагот, к-рый включали в свои партитуры В. А. Моцарт (орк. пьеса "Масонская траурная музыка" и серенады для оркестра), Й. Гайдн (оратории "Сотворение мира" и "Времена года"), Л. Бетховен (опера "Фиделио", 5-я и 9-я симфонии, "Торжественная месса" и др.), в 20 в. - К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равель. К семейству Ф. относится также редко применяемый субконтрафагот (изобретён в 1872 мастером В. Ф. Червеным), звучащий на октаву ниже контрафагота.

Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 115-20, 1972; Рогаль-Левицкий Д., Фагот, в его кн.: Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 426-66; Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Неклюдов Ю., О конструктивных усовершенствованиях фагота, в кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, вып. 2, М., 1966, с. 232-45.

А. А. Розенберг

(ит.— fagotto, фр.— basson, нем.— Fagott, англ.— bassoon)

Непосредственной предшественницей фагота явилась басовая свирель — бомбарда. Этот инструмент изготавливался из дерева, имел форму прямой широкой трубы с воронкообразным раструбом и был снабжен 7 игровыми отверстиями.

Звук извлекался с помощью двойной трости. Бомбарда располагала диатоническим звукорядом почти в две октавы. Наибольшее распространение получила в Германии.

Во второй четверти XVI в. бомбарда претерпела ряд конструктивных изменений, главным из которых явилось придание ей формы латинской буквы U. Исполнителям стало удобнее обращаться с инструментом. Была также уменьшена мензура, а трость извлечена из чашеобразного мундштука-капсюлы. Тембр усовершенствованного инструмента приобрел мягкость и нежность, что обусловило его название — дольчиан, дольциан, дольцын (от ит. dolce — нежный, сладкий). Фактически этот инструмент обладал всеми признаками фагота.

В XVI—XVIII вв. семейство фаготов состояло из контрафагота, двойного фагота, хорист-фагота (инструмента, наиболее близкого к современному фаготу), дискант-фагота и октав-фагота. Из всего семейства впоследствии, кроме основного инструмента, распространение получил лишь контрафагот.

К концу XVII в. фагот состоял из четырех колен и имел уже три клапана (си- бемоль, ре и фа). Диапазон его охватывал две с половиной октавы (от си-бемоль контроктавы до фа-диез первой). Впоследствии появился четвертый клапан ля- бемоль, а в конце XVIII в.— клапан ми-бемоль. В это же время появляются октавные клапаны на малом колене, значительно расширившие верхний регистр инструмента (при наличии четырех октавных клапанов — до фа второй октавы).

В начале XIX в. ведущее положение в исполнительской практике занимали фаготы французской системы. Фагот конструкции прославленного парижского мастера Савари-младшего имел 11 клапанов. Инструмент обладал нежным, но суховатым тембром подчеркнуто носового оттенка и имел неустойчивую интонацию. Суженный канал конической формы ограничивал его динамический диапазон. В середине XIX в. широкое распространение получили французские фаготы, усовершенствованные известными конструкторами А. Бюффе, и Ф. Триебертом. Эти инструменты имели 16 и 19 клапанов. В 1850 г. Ф. Триеберт пытался применить к фаготу систему Бёма, однако из-за сложности конструкции и бедности тембра новый инструмент не получил широкого распространения. Неудачными были и другие попытки применить к фаготу систему Бёма.

С 1825 г. усовершенствованием фагота занимался капельмейстер и камер-музыкант в Нассау Карл Альменредер (1786—1843). Он тщательно откорректировал механизм классического инструмента бетховенской эпохи, добавил несколько игровых отверстий и клапанов. В результате была создана новая модель фагота немецкой системы, усовершенствованная затем знаменитой фирмой «Геккель». Она представляет собой инструмент с широким каналом конической формы и совершенным клапанным механизмом. Эту модель воспроизводят и в настоящее время многие европейские фирмы, изготавливающие фаготы. По образцам Геккеля выпускаются фаготы и в нашей стране Ленинградским заводом духовых инструментов.

Французские фаготы в настоящее время имеют распространение помимо Франции в Испании и частично в Италии. Их изготовляет парижская фирма «Бюффе-Крампон».

Фагот современный состоит из ствола, раструба и эса (изогнутой металлической трубки), длина его более 2,5 м. Материалом для изготовления служит клен (ранее также бук, самшит, явор), реже пластмасса. Ствол инструмента состоит из двух сложенных вместе трубок в форме латинской буквы U. Извлечение звука происходит с помощью двойной (двухлепестковой) трости, насаженной на эс. Клапан, расположенный на эсе, способствует более свободному извлечению звуков верхнего регистра. Инструмент имеет 25-30 игровых отверстий, большинство из которых снабжены клапанами, остальные могут быть закрыты пальцами. Открывая последовательно игровые отверстия и используя добавочные клапаны, на фаготе возможно получить хроматический звукоряд от си-бемоль контроктавы до фа малой октавы. Звуки от фа-диез малой октавы до ре первой извлекаются путем октавного передувания, причем при извлечении фа-диез, соль и соль-диез малой октавы нужно открыть половину игрового отверстия фа. При извлечении ля, си-бемоль, си малой и до первой октавы необходимо открыть октавный клапан, хотя исполнители-профессионалы довольно часто обходятся и без него. Звуки выше ре первой октавы извлекаются при помощи сложной аппликатуры. Фагот является нетранспонирующим инструментом. Нотируется в басовом, теноровом и редко (самые высокие ноты) в скрипичном ключе. Диапазон и характеристика регистров (см. пример 85).

В техническом отношении фагот несколько уступает кларнету и гобою. Особенно это проявляется при исполнении быстрых пассажей и трелей в тональностях с большим количеством ключевых знаков. В нижнем регистре инструмент технически менее подвижен. Стаккато на фаготе звучит остро и отчетливо. Возможны скачки на октаву и даже большие интервалы. В верхнем и нижнем регистрах стаккатная техника по скорости уступает среднему регистру. Современные исполнители широко используют двойную атаку при исполнении быстро чередующихся звуков. Хотя усовершенствования инструмента советским фаготистом-конструктором В. Бубновичем и румынским - Г. Кучуряну значительно облегчили исполнение тремоло и трелей, все же тремоло на фаготе затруднительно и звучит недостаточно отчетливо, а трели возможны не на всех звуках. Неисполнимые трели (см. пример 86).

Первым применил сурдину на фаготе советский фаготист Ю. Ф. Неклюдов. Она используется главным образом при извлечении рр в нижнем регистре. На самые высокие звуки сурдина не действует, а самый низкий звук при сурдине не извлекается.

Разновидности фагота

Контрафагот (ит.— contrafagotto , фр.— contrebasson , нем.— Kontrafagott , англ.— contrafagotto , double-basson ). По сравнению с фаготом этот инструмент имеет вдвое больший размер. По конструкции и аппликатуре он в основном сходен с фаготом, хотя имеет некоторые конструктивные отличия (отсутствие эсного клапана). Нотируется контрафагот в басовом ключе, звучит октавой ниже. Наиболее ценным является нижний регистр инструмента (от си-бемоль контроктавы до си- бемоль большой), обладающий густым, мощным звуком. Более высокие звуки не представляют особого интереса, на фаготе они звучат полнее. По техническим возможностям этот инструмент уступает фаготу.

Фагот принадлежит к группе музыкальных инструментов, которые делаются из дерева. Фагот музыкальный инструмент, жизнь которому в 1539 году дал канонический аббат Афраньо дэльи Альбонэзи.

Собственно, слово «фагот» может означать «связанный», так как Афраньо изготовил более длинную свирель по сравнению с обычной, а затем просто согнул ее вдвое. Таким образом, был получен музыкальный инструмент, издающий очень мелодичный голос.

Также он оснастил низкие свирели мехом, который позволяет нагнетать воздух.

Инструмент получил название фагот, потому как очень напоминает несколько связанных между собой свирелей.

Фагот завоевывает музыкальный олимп

Со временем фагот усовершенствовал С. Шейцер, проживающий в Нюрнберге. Этот специалист исключил из фагота трубы, подсоединенные к меху. В Италии, Франции и Германии фагот приобрел изумительную популярность и успех.

В 17 столетии фагот стал обязательным музыкальным инструментом, который стали использовали в составе симфонических и военных оркестров. Никоим образом без фагота не обходятся и российские музыкальные коллективы.

Начиная с 19 века, конструкция фагота стала такой, которая дожила до наших времен. Над его видоизменением потрудились многие талантливые мастера:

  • Бюффэ,
  • Эжен Жанкур,
  • Крампон.

Короче говоря, к совершенствованию конструкции фагота приложили свою руку многие специалисты, к которым можно также отнести:

  • Альменрэдера,
  • Хэккеля,
  • Сакса,
  • Трьебэра
  • Бёма.

Последний из упомянутых изобрел клапанный механизм, который успешно выполняет свои задачи в современных фаготах.

Как выглядит фагот нашего времени

Фагот музыкальный инструмент, который сейчас выглядит как довольно длинная деревянная трубка, согнутая посредине и напоминающая собой перевязанную букву «U». На этой трубке последовательно располагаются отверстия и клапаны, которые предназначены для извлечения звуков самого различного тембра и насыщенности. Сверху инструмент оснащен металлической трубкой небольшого диаметра, которая напоминает букву «S», на ее конце имеется мундштук для нагнетания воздуха.

Фагот издает звуки, как только музыкант подует в мундштук. Для того чтобы сыграть на фаготе мелодию, необходимо в определенной последовательности нажимать на разные клапаны и перекрывать пальцами отверстия, расположенные в трубке инструмента.

Работа фагота заключается в том, что воздух, перемещаясь в трубке, встречает на своем пути препятствия, роль которых играют клапаны, а затем выпускается через открытые отверстия. Так этот инструмент способен издавать звуки в диапазоне двух октав: начиная от си бемоль контр-октавы и заканчивая высокой ре второй октавы.

Фагот – оркестровый инструмент

Несмотря на то, что на протяжении 18 и 19 веков многие мастера не раз пытались модернизировать фагот, он так и не стал полноценным самостоятельным музыкальным инструментом и до сих пор применяется в музыкальных коллективах в сочетании с другими инструментами.

Зачастую фаготу отводятся басовые партии в оркестре. А вот сольных произведений для исполнения на фаготе композиторы создали совсем немного.

Существует такая разновидность фагота, которую называют контр-фагот. В его конструкции используется металлическая трубка, которая имеет первоначальную длину почти 6 метров. Эта трубка согнута три раза. Контр-фагот предназначен для получения басовых звуков, очень низких и насыщенных. Такие звуки, кроме контр-фагота, в состоянии воспроизвести только органы.

Видео: Играет фагот

Фагот (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Устройство и звучание

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна.
Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.
На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.
Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.
Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды, а по музыкальному - на пол-тона.
По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка" Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская"). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.
Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты" Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс" полезен и употребим в определенном месте.

Частотный диапазон — от 58,27 Гц (си-бемоль контроктавы) до 698,46 Гц (F2, фа второй октавы). Спектр — до 7 кГц. Форманты — 440—500 Гц, Динам. диап. — 33 дБ. Звук направлен вверх, назад, вперед.
Во время звучания фагот имеет экспрессивный тембр, в полном своем диапазоне он богат обертонами. Чаще всего используется средний и нижний регистры инструмента. Что касается верхних нот, то у них более сдавленное и гнусноватое звучание. На сегодняшний день существует две модели духового инструмента, сам фагот, и одно из его разновидностей - контрафагот, который имеет идентичную конструкцию, но звучит на одну октаву ниже.
Обычный фагот имеет объем в три октавы с небольшим, начиная с "си-бемоль контр" и заканчивая "ре-второй" октавы, но все же музыканты умудряются извлечь необходимые ноты, несмотря на то, что это опасно, особенно во время концерта.
Звучание у полученных октав глухое и неприятное. Тембр звучания у фагота напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. С появлением духового инструмента фагота классическая музыка приобрела экспрессивности и стала более богатой обертонами.

История

В XVI столетии, ещё задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Эти инструменты в своём подавляющем большинстве принадлежали семейству свирелей или лучше сказать - гобоев, и были известны в тогдашнем музыкально-инструментальном обиходе под именем «бомбард» или «поммэров». Некоторые из этих инструментов, - в данном случае речь идёт о низких разновидностях семейства, - представляли собою деревянную трубу длиною до десяти футов. Они были очень легки в обращении, но для исполнителя во время игры оказывались непомерно тяжёлыми и утомительными. Такая особенность в свойствах низких свирелей, одна из разновидностей которых чуть ли не была уже известна под именем фагота, проистекала от того, что их «двойной мундштук», напоминавший очертания латинской буквы S, в своём устройстве был вполне сходен с современной тростью двойного язычка. Тем не менее, во время игры он не вкладывался прямо в губы исполнителя, как у нынешних фаготов и гобоев, но помещался в особой капсуле или «жестянке», в которую музыкант дул через отверстие так, что сама трубка мундштука приходила в содрогание. Ясно, конечно, что при таких обстоятельствах качество звука меньше всего зависело от музыканта и достигнуть тонкой, выразительной игры было невозможно. Свирели этого рода клохтали по куриному и в старину их просто называли gingrina, производя самое слово от итальянского gingrire, что значит «клохтать», «кудахтать». Большие же разновидности гудели и жужжали и в сочетании с прочими деревянными духовыми инструментами производили, вероятно, более чем странное впечатление. Однако, при всех своих относительных достоинствах и после трёхсотлетнего существования вое эти виды низких свирелей исчезли бесследно и безвозвратно. Так закончилась славная деятельность ближайшего предка современного фагота.
И вот, в 1539 году, один фэрарский каноник, аббат Афраньо дэльи Альбонэзи (1480/1495-?), родом из Павии, сочетал воедино два таких старинных инструмента. Он заставил их объединиться в одной системе труб, присоединил к ним раздувательный мех и создал, таким образом, первый фагот, который по его указанию был построен неким Джьовани-Батиста Бавилиусом из Фэрары (14??-15??). Афраньо дэльи Альбонэзи назвал свой инструмент латинским словом phagotus, что значит «сваток» или «вязанка». Он поступил так, очевидно, потому, что трубы вновь созданного им инструмента и соединённые только что указанным способом напоминали своим внешним видом небольшую вязанку дров, в противоположность бомбардам , которые составлялись из одного длинного куска трубы. Язычёк нового фагота не соприкасался с губами исполнителя, а заключался в особом «амбушюре» в виде небольшой вороночки. Благодаря такому устройству новый фагот вскоре обнаружил ряд существенных затруднений при применении инструмента в деле. По этой причине, спустя несколько десятилетий, в самом начале XVII столетия, один инструментальный мастер, по имени Сигизмунд Шэльтцэр (166?- 17??), прежде всего освободил фагот от труб раздувательного меха и создал, таким образом, тот «подлинный» фагот, который долгое время был известен под именем дольцина или дульцина-фагота, обозначенного так только благодаря своей исключительно нежной звучности. Однако, это наименование не следует понимать в прямом смысле слова и отнюдь не надо думать, что эта «нежность» в звучании - была действительной «нежностью» в современном значении слова. Нежность эта была понятием весьма относительным, и если вспомнить, что звучность старинной бомбарды хрипела, рычала и была чрезвычайно груба, то новый вид фагота, освобождённый от этих существенных недостатков, действительно должен был показаться современникам чем-то удивительно нежным и приятным. Фагот был «нежен» в сравнении с бомбардой, но он стал действительно «мягким» уже после того, как пережил все новейшие усовершенствования в устройстве своего сложного механизма.
Этот вновь усовершенствованный фагот располагал полным семейством инструментов от контрабаса до сопрано, и Михаэль Прэториус, один из самых выдающихся музыкальных писателей Средневековья, - в своем описании этого инструмента даёт пять самостоятельных разновидностей его. Но самым любопытным остаётся то, что фаготы того времени были вполне сходны по своему виду с современными инструментами, и отличаются от них лишь в подробностях своего устройства. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году были введены в оркестрах французской гвардии и уланских полков маршала Морица Саксонского (1696- 1750). В русской духовой музыке фаготы вошли в употребление в царствование Петра Великого. Но в то время, наряду с новым усовершенствованным фаготом, в этих оркестрах продолжали пользоваться сходными с ним серлэнтами и «русскими фаготами», которые отличались от обыкновенного фагота своим металлическим мундштуком.
Уже к концу XVIII столетия фагот был в большом ходу во всех городах Германии, где стояли войсковые гарнизоны. Их оркестры, особенно на военных парадах, исполняли множество музыкальных произведений, написанных для двух гобоев, двух; кларнетов, двух валторн и двух фаготов. Около того же времени, многие инструментальные мастера строили уже фаготы в разных объёмах и с отличными друг от друга границами звукоряда. Все эти многочисленные разновидности фагота имели временное распространение в Германии. Они служили там для сопровождения хоров в церквах, где каждый голос их удваивался одним из этих инструментов.
Такова история фагота вплоть до конца XVIII столетия. С началом нового, XIX века, дальнейшее развитие фагота пошло с молниеносной быстротой. Один мастер изобретал что-нибудь новое, другой - тотчас же это совершенствовал, третий - вносил нечто вполне самобытное, а четвёртый - опять это развивал и дополнял. И так дело улучшения фагота шло непрерывной чередой вплоть до пятидесятых годов XIX века, когда Эжэн Жанкур (1815-1901), в содружестве с Бюффэ (18??-?) и Крампоном (18??-?), произвёл существенное изменение в устройстве фагота. Короче говоря, современный вполне совершенный фагот своим возникновением обязан ряду выдающихся мастеров, среди которых, кроме уже перечисленных, следует назвать ещё Сакса, Трьебэра, Альменрэдера (1786-1843), Хэккеля и Бёма, клапанный механизм которого, изобретённый им для флейты, был применён спустя некоторое время, правда, не очень успешно и на фаготе.


Разновидности фагота

В разное время было создано несколько разновидностей фагота:

  • квартфагот - фагот больших размеров, с тем же объёмом по письму, но звучавший на чистую кварту ниже написанного;
  • фаготино (квинтфагот или малый фагот ) - инструмент, звучавший на квинту выше написанных нот;
  • — единственная разновидность фагота, сохранившаяся до наших дней.

Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое , однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его больших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки на октаву и более. Смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Видео: Фагот на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.